в чем значение выборов
Выборы
Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
Существуют разные виды выборов:
1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.
Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.
Содержание
Избирательные системы
Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.
Мажоритарная система
От фр. Majoritee — большинство. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства(избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50 % + 1 голос) и относительного большинства(победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %). В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» [1] предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного закона, избранным Президентом РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Пропорциональная система
При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %. [2] Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др. Система
Смешанная система
Гибридная система
Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.
Избирательный ценз
Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:
Стадии избирательного процесса
Электронные выборы
При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.
Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами. Конституционный суд Германии, исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов. [3]
Избирательные технологии
В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.
Недостатки избирательных систем
Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе
Избирательное право
Избирательное право — право гражданина избирать и избираться.
Пассивное избирательное право — право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.
Выборы по странам
Выборы в России
История
История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы(вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.
В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.
В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» [4] и заранее утверждались руководством. [5] Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации. [6]
До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.
Система выборов в России
В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.
Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm статья 81) и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.
Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.
Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.
Действия избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий. [7] На президентских выборах 2012 года были установлены на избирательных участках по две вебкамеры (общий план и вид на урну), трансляции с которых публиковались в день выборов на сайте http://webvybory2012.ru.
Отмена результатов выборов
По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что [9] :
Мнения
Цель, ценность и значение выборов в демократической системе управления государством
Трусов Николай Александрович, начальник кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Выборный путь формирования важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов – одни из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главные критерии его легитимности, т. е. признанности обществом или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 2), воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 25).
Выборы играют весьма существенную, если не ключевую, роль в любом современном демократическом государстве, в том числе и в России. Поэтому российская демократия сегодня немыслима без института выборов.
Конечно, выборы проводятся и в недемократических странах, но в них они обычно носят формальный, декоративный характер, проходят в условиях несвободы, полицейской слежки, угроз физической расправы и поэтому не могут быть признаны подлинными. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что и в условиях демократического режима выборы сами по себе лишь предоставляют возможность определения подлинной воли народа, действительная реализация которой зависит от очень многих факторов – прежде всего, от достигнутого уровня развития гражданского общества и правового государства, общей и политико-правовой культуры граждан страны.
В настоящее время право граждан участвовать в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного демократического государства, а свободные, «честные» (без фальсификации) и регулярные выборы рассматриваются как неотъемлемый элемент общественно-политической жизни, представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета.
Практически ни одно современное государство мира не может обойтись без этого института непосредственной демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории и конституционной практике. В нашей стране посредством выборов формируется значительная доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, и масштаб властных полномочий избранных должностных лиц – от Президента России до депутатов представительных органов муниципальных образований – внушителен. Все это позволяет говорить об особой роли института выборов в демократической системе управления нашего государства.
Указанное выше предопределило практически неисчерпаемые возможности для актуализации работ, посвященных исследованию института непосредственной демократии, его роли, места и значения в системе управления государством.
В настоящее время опубликовано много работ, в которых исследуются различные аспекты существовавния выборов в юридической реальности, а также взаимозависимость выборов и иных институтов правовой действительности. При этом многие авторы не всегда акцентируют внимание на, казалось бы, простые и понятные вопросы, или просто обходят их стороной, тем самым порождая спорные положения, а иногда делая ложные акценты в основном сюжете своего исследования. Речь идет о роли, месте, цели, ценностях, значении и функциях выборов. Так, например, в публикациях указывают среди функций выборов контроль за институтами власти (за исполнительной властью). Однако контрольную функцию осуществляет парламент – орган, сформированный посредством выборов, но не выборы как таковые! Или целью выборов иногда называют создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Сразу возникает вопрос: а разве для референдума это не характерно? А для других форм непосредственного волеизъявления? Очевидно, что цель при таком подходе сформулирована, мягко говоря, неточно!
Попытаемся последовательно расставить акценты во всех обозначенных выше вопросах.
Роль выборов – это самая аморфная характеристика исследуемого института. Дело в том, что роль выборов отражает любое описание места, цели, ценности, функций выборов, взаимосвязей и зависимостей с иными явлениями правовой действительности, каких-либо действий в рамках юридических процессов. Поэтому при исследовании роли выборов можно говорить и писать о многом!
Место выборов – отражает положение соответствующего института в системе управления государством. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года установила в качестве принципа конституционного строя, т. е. фундаментального общественного отношения, на котором строится наше общество и государство, а также их основные политико-правовые институты, принцип народовластия. Содержание данного принципа раскрывается в следующих положениях статьи 3 Конституции Российской Федерации:
– многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;
– власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
– высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Таким образом, все полномочия на осуществление публичной власти в стране соответствующие институты и должностные лица приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли многонационального народа Российской Федерации. Только она делает власть государства легитимной. Сама же государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли.
В зависимости oт формы волеизъявления народа Конституция Российской Федерации вслед за сложившейся мировой конституционной практикой демократических государств устанавливает две формы народовластия: непосредственную и представительную демократии.
Непосредственная демократия (иногда ее называют прямой) – это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам (они же–институты непосредственной демократии) следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.
Представительная демократия – это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. избирателей (население конкретного избирательного округа).
Целью представительной демократии является обеспечение качественного и эффективного соединения власти народа с деятельностью профессионального аппарата управления, в то время как целью непосредственной демократии – обеспечение нормального функционирования представительной демократии в соответствии с волей народа, установление контроля за деятельностью представительных органов государственной власти и народных представителей в них, а также непосредственное принятие самим народом решений по наиболее важным вопросам жизни государства и общества.
Непосредственная и представительная демократии являются двумя органически связанными между собой неразрывными формами осуществления народовластия, дополняющими друг друга. Уникальность места выборов в демократической системе управления государством состоит в том, что с одной стороны, выборы – это институт непосредственной демократии, но с другой – формирование представительных органов публичной власти без выборов также невозможно. Это значит, что выборы – это обязательное, пусть и процедурное, но все же ключевое звено в представительной демократии.
Ценность выборов – значимость соответствующего института для человека, общества в целом, определяемая его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности и социальных отношений. Полагаем, что ценность выборов состоит в том, что они являются существенными элементами, во-первых, политического самоутверждения граждан, во-вторых, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающего его автономию, в-третьих, юридически признанной за гражданами и политическими объединениями возможностью быть субъектами власти.
Разумеется, формально-юридическая возможность быть субъектом власти не означает наличия возможности действительно им быть, но выборы существуют как социальный процесс и институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, а не мнимого и иллюзорного участия граждан и политических объединений в формировании публичной власти, ответственной перед народом и контролируемой им.
Значение выборов отражает их функциональную нагрузку в человеческой деятельности. Таким образом, значение выборов в государстве определяется прежде всего функциями, которые они выполняют в политической системе. Следовательно, функции выборов – это основное предназначение, отражающее их роль в жизни общества и государства. Перечислим основные из них 2 :
1. Представительство общественных интересов. Эта функция отражает основное предназначение выборов как института непосредственной демократии. Различные социальные группы, имеющие многообразные интересы, стремятся довести свои ожидания и требования до власти, оказать влияние на принятие политико-правовых решений. Важнейший канал трансляции групповых интересов – выборы, когда избиратели решают, какие политические силы, кандидаты способны адекватно выразить их волю и требования, отразить их ожидания в конкретных решениях. В теории эта функция раскрывается весьма эффективно, однако на практике главная проблема как раз и заключается в том, чтобы парламентарии, состав представительного органа в целом, выборное должностное лицо действительно выражали волю своих избирателей.
2. Легитимация власти. Означает, что властные структуры, сформированные посредством свободных, подлинных и справедливых выборов, признаются легитимными, а решениям таких структур придается законный характер.
Следует различать легитимацию власти как функцию выборов и легальность выборов как института демократии. В последнем случае речь идет о соблюдении всех законодательно установленных стадий избирательного процесса, соответствующих действий и процедур, в том числе, соответствии международным избирательным стандартам. Следовательно, только легальные выборы ведут к легитимации власти.
Положение о легитимности избранной народом власти не носит абсолютного характера. Как уже было указано выше, выборы делают власть легитимной в том случае, если их организация прошла в строгом соответствии с действующим законодательством, а избирательные права граждан были реализованы и защищены от преступных и иных посягательств. Такая власть вызывает доверие со стороны большинства граждан, соответствует их ценностным ориентирам и ожиданиям и вправе рассчитывать на выполнение принимаемых ею решений. Неслучайно одним из косвенных показателей легитимности власти является уровень поддержки власти гражданами страны. Хорошим примером в данном случае являются выборы Президента Украины, прошедшие 25 мая 2014 года. Абсолютное большинство граждан Украины, проживающих в Луганской и Донецкой областях, отказались участвовать в выборах и признавать их результаты. Для жителей этих регионов президент П.А. Порошенко и вся действующая власть Украины является нелегитимной, поэтому выполнять решения этих властей они отказываются.
В демократическом государстве вряд ли можно добиться полного единодушия на выборах, однако этого и не требуется. Главное, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть формировалась и действовала в соответствии с этой волей. Только при таких условиях достигается общественное согласие, стабильность и порядок в жизни страны.
3. Определение ориентиров на будущее страны. Всенародные выборы – это, как правило, и общенациональная дискуссия о дальнейших путях развития, борьба идей и программ развития страны.
4. Социальный барометр политической жизни. Граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми программами политических партий, проявить симпатию или антипатию к конкретным кандидатам. Посредством выборов проявляется отношение граждан страны к ее важнейшим политическим институтам. По итогам выборов выясняется степень влияния различных политических сил, отношение граждан к правящей элите и оппозиции, политическому режиму в целом, а также специфика политических предпочтений граждан.
В этом смысле весьма показательны избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В 1995 году на выборах в Государственную Думу Российской Федерации Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) получила 22,3% голосов избирателей, в 1999 году – 24,29% и в итоге–самое большое число депутатских мест в Государственной Думе Российской Федерации третьего созыва. В 2003 году КПРФ получила уже 12,61% голосов, в итоге уступив только партии «Единая Россия», а в 2007 году КПРФ удалось набрать лишь 11,57% голосов избирателей. При этом на выборах в 2003 году партия «Единая Россия» набрала 37,56% голосов, а в 2007 году она сильно упрочила свои позиции, набрав по результатам голосования 64,3% голосов избирателей. На выборах в Государственную Думу Российской Федерации в 2011 году тенденция поменялась: КПРФ набирает 19,19%, а партия «Единая Россия» – 49,31%, но уже в 2016 году «Единая Россия» набирает 54,2 %, а КПРФ – 13,34 %.
Политическая партия
Выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации (год, %)