в чем значение гуситского движения
Это движение на протяжение многих лет вело борьбу против засилья католической церкви и немецких захватчиков. Гуситское движение в Чехии было частью процесса, который привёл к появлению лютеранства и кальвинизма.
Участники войн
Основными участниками гуситских войн были сторонники Яна Гуса и рыцари, призванные католической церковью для крестового похода против Моравии.
Предпосылки и причины гуситского движения
Это движение, кратко говоря, неразрывно связано с личностью Яна Гуса.
Рассмотрим некоторые факты из его биографии. Ян Гус был известным чешским религиозным деятелем и просветителем. Год его рождения — 1369. Получил высшее образование и должность профессора в Пражском университете.
Ян Гус, став священником, получил работу настоятеля Вифлеемской часовни. Отлично проявил себя в своей профессиональной деятельности. Одной из причин его огромной популярности было то, что он общался с паствой на чешском языке. В то время католическая церковь пользовалась только латинским языком, который был непонятен простому народу.
Постепенно Ян Гус переосмыслил некоторые вещи в католическом учении и стал активно проповедовать свои тезисы. Количество его сторонников быстро увеличивалось.
В частности, Ян Гус утверждал следующее:
Отрицал право церкви продавать должности или отпущение грехов за деньги.
Ян Гус не считал католическую церковь непогрешимой. Если обнаруживались нарушения или преступления, то он считал, что об этом должно быть известно.
В то время такие утверждения автоматически причисляли автора к еретикам. Поэтому Ян Гус находился в опасности. Однако его спасала популярность среди простого народа и успех среди знати.
Этот человек был не только религиозным лидером, но и вёл просветительскую деятельность. Ему принадлежат предложения об изменениях в чешском алфавите, которые дали больше возможностей простому народу для изучения грамоты.
В 1414 г. проходил Констанцский собор. Формально он занимался расколом, недавно произошедшим в католической церкви. На него был приглашён Ян Гус.
Он согласился приехать, но потребовал гарантий своей неприкосновенности. Они ему были даны, но, как только Ян Гус приехал, то был схвачен и в 1415 году сожжён как еретик.
На первых порах такие выступления были локальными. Гуситы требовали, чтобы немцы и католическая церковь ушли из Чехии. Также имелись требования по изменению некоторых христианских обрядов.
Церковь объявила крестовый поход против них, подобный тем, которые ранее были направлены в Святую землю. После этого масштабы ведения боевых действий существенно выросли. Теперь гуситское движение перешло в свою активную фазу. Датой начала движения является 1419 год.
Ход военных действий
На первом этапе войны, со сторонниками Яна Гуса воевали рыцари под руководством короля Священной Римской Империи Сигизмунда. Лидером гуситов стал Ян Жижка — представитель чешского дворянского класса.
В преклонном возрасте (ему было больше 60 лет), он обладал хорошим здоровьем. Он сделал блестящую карьеру в качестве придворного.
В 1410 г. он участвовал в Грюнвальдской битве, одном из величайших сражений позднего средневековья, на стороне польско-литовской армии, одержавшей победу. В сражении он потерял один глаз. Во время гуситских войн он ослеп на оба глаза, но продолжал оставаться лидером радикалов.
В 1420 г. Ян Жижка во главе восьмитысячной армии спас население Праги от осады крестоносцами. После этого среди последних возник раскол. На время боевые действия практически прекратились, и вся Чехия была объединена под властью гуситов.
Однако у движения возникла новая проблема — раскол. Произошло разделение на радикальное и умеренное крыло. Их взгляды состояли в следующем:
представители радикальных гуситов разоряли католические монастыри, убивали священников;
умеренные считали, что нужно договориться с католиками, сделав им уступки.
Лидером радикального крыла стал Ян Жижка. Был организован лагерь на горе Табор. От этого произошло их название — табориты.
Несогласие между группировками быстро переросло в серьёзный конфликт. Это привело к тому, что единая власть гуситов в Чехии пошатнулась. Воспользовавшись благоприятной для него ситуацией, король Сигизмунд занялся организацией второго крестового похода.
Вторжение произошло в 1421 г. В войске крестоносцев также участвовали польские и венгерские рыцари. Целью похода, который предпринял Сигизмунд, был город Жатец. Он находился недалеко от Саксонии. Одновременно с войском крестоносцев к городу подошла армия таборитов под руководством Яна Жижки. Город удалось отстоять, однако после этого военные действия не затухали.
Вскоре на помощь таборитам пришло польско-литовское войско. В 1423 г. вся территория Чехии оказалось под властью таборитов, Жижка ощутил себя достаточно сильным, чтобы напасть на Венгрию.
Дойдя до берегов Дуная, гуситы увидели на другом берегу огромное войско, которое было готово к бою, и отступили. Затем они ушли с территории Венгрии и вернулись в свою страну. Это отступление способствовало усилению конфликта между таборитами и умеренными.
Между ними разгорелась война. Радикалы в 1424 г. одержали временную победу. В это время Ян Жижка умер от чумы.
Последний представлял собой прямоугольник, ограждённый со всех сторон повозками, иначе говоря, это была крепость из телег и пушек. В этой войне ключевой ударной силой была кавалерия, для которой вагенбург представлял собой серьёзное препятствие.
Используя такую тактику, войско гуситов разгромило саксонских захватчиков. В это время стала стремительно увеличиваться поддержка восстания со стороны польской аристократии и рыцарей. Основной причиной этого считается стремление вести борьбу с возможным усилением немецкого влияния.
В это время гуситское движение постепенно превращалось из чисто религиозного в национальное.
После возвращения делегации на родину, вновь произошёл раскол. Чешская знать ещё раз провела переговоры с католической церковью и пошла ей на уступки.
Когда табориты узнали о переговорах, они разгромили католический квартал в Пльзене. После этих событий умеренные договорились с католиками окончательно.
В 1434 г. произошла битва у Липан. В ней табориты сражались с умеренными и понесли сокрушительное поражение. После этого гуситское движение прекратило своё существование.
Гуситское движение: причины, участники, итоги, значение. Ян Гус
Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность долгое время развиваться независимо от других государств. Как оно началось? На каких условиях было закончено? Что от него получили помещики, а что крестьяне? Об этом можно узнать из статьи.
Обострение социальных противоречий
В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.
В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.
Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.
Обострение в религиозной сфере
Католическая церковь также эксплуатировало и угнетало представителей народных масс. Во время Столетней войны папство увеличило поборы в Германии, Чехии, Венгрии, Польше.
Чешское государства должно было платить церкви всевозможные налоги. Страна наводнилась индульгенциями – документами, которые отпускали грехи своим покупателям.
Причины гуситского движения в Чехии связаны с экономическим, национальным и религиозным угнетением. Крестьяне, горожане, часть рыцарства направили свою злость на феодалов, немцев, католическую церковь.
Выступления Гуса
Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.
Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.
История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника – английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.
Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.
«Правда победит!»
Касались убеждения Гуса и социальной сферы. Он не призывал к уничтожению феодального уклада, но требовал от панов смягчения порядков. Например, он был против того, что землевладельцы забирают имущество умершего крестьянина.
Проповеди священника были понятны всем простым людям не только потому, что велись на чешском языке. Они состояли из множества примеров из обычной жизни населения. Любимыми словами реформатора были: «Правда победит!».
Сожжение Гуса
Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.
В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.
Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.
В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.
Гуситское движение в Праге
По всей Чехии начался массовый отход от католицизма. Создавались так называемые «еретические общины», которые призывали к реализации идей Гуса. Они настаивали на реформировании церкви и общества.
Против гуситского движения в Чехии начались правительственные репрессии. Они привели к восстанию в Праге 1419 года.
Возглавил городские массы священник Ян Желивский. В результате восстания свою власть потерял король Вацлав. Правитель бежал из столицы и через несколько месяцев умер. На престол должен был взойти император Сигизмунд, но все помнили его недостойное поведение в деле с Гусом. Против него выступили все слои населения.
В деревне же начались массовые выступления против церковных и немецких землевладельцев. В истории их называют гуситскими войнами. Они были разнообразными по своим требованиям. Выделяются два наиболее ярких течения.
Чашники
Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов – причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.
Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.
В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.
Табориты
Более радикально настроена была партия таборитов. В нее входили разорившиеся рыцари, крестьяне, бедные ремесленники. Название пошло от военного лагеря протестующих – Табора. Для них цели гуситского движения сводились к более широким требованиям:
Для достижения поставленных целей табориты вынуждены были вступить в открытый конфликт не только с императором Сигизмундом, немецкими феодалами, католической церковью, но и с крупнейшим панством.
Возглавлял таборитов Ян Жижка. Когда в 1424 году его не стало из-за моровой язвы, полномочия принял Прокоп Великий вместе со своим помощником Прокопом Малым.
Крайние табориты
Наиболее радикально настроенными были пикарты, которые были выходцами из таборитов. Они выступали за уничтожение государства, достижения полного равенства. Их учение о боге сводилось к тому, что он живет внутри человека, подобно разуму и совести.
Возглавлял пикартов Мартин Гуска. Жижка не поддерживал подобных идей и в 1421 году расстался с крайними таборитами.
Основные этапы борьбы
В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.
Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.
Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.
Наиболее успешные победы гуситов:
Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.
Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.
Пражские компактаты
Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.
В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.
Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.
Каковы же были итоги гуситского движения?
Значение
Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.
Значение гуситского движения:
Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.
Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.
Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.
Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.
Гуситы и гуситские войны: их причины, ход и последствия
Содержание:
«Чехи могут быть побеждены только чехами». Сигизмунд І Люксембург, король Венгрии и Хорватии.
Причины гуситских войн. Зарождение гуситского движения.
Само название «гуситы» происходит от имени выдающегося чешского проповедника и мыслителя Яна Гуса. Биография этого человека очень интересна. По сути, труды Яна Гуса стали предтечей Реформации, положившей конец гегемонии католической церкви в Западной Европе. Будучи настоятелем Вифлеемской часовни в старой части Праги, а также профессором знаменитого Пражского университета, Ян Гус сделал перевод Библии на чешский язык. Он же первым из священников стал читать проповеди на чешском языке (до этого они читались исключительно на латыни), а в самих проповедях затрагивал насущные проблемы обычных людей, своих современников. Не удивительно, что проповеди Яна Гуса имели огромный успех, а сам проповедник пользовался большим уважением и почетом в чешском обществе.
Но что еще более примечательно, Ян Гус стал критиковать саму католическую церковь, которая к тому времени погрязла в коррупции и мздоимстве: церковные должности продавались и покупались, высшее духовенство: епископы и архиепископы купались в роскоши, а за любой, даже самый тяжелый грех можно было получить искупление, купив индульгенцию. Именно порочная практика торговли индульгенциями наиболее сильно критиковалась Яном Гусом.
Разумеется, кипучая деятельность чешского проповедника не осталась незамеченной высшими иерархами католической церкви. И вот в 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц объявляет Яна Гуса еретиком (а это очень серьезное обвинение по меркам средневековья). Но Яна Гуса на первых порах поддерживает король Чехии Вацлав IV, но вот уже и сам папа грозится наложить на Гуса интердикт (отлучение от церкви), а с ним и на всю Прагу, поэтому проповедник вынужден бежать в Южную Чехию, где папские решения и так не в почете у местной шляхты.
Точку между противостоянием Гуса и Католической церкви поставил собор в Констанце (1414 год), куда Гуса вызвали защитить свои взгляды. При этом Сигизмунд І Люксембург, король Венгрии и Хорватии, ставший к тому времени и германским королем гарантировал проповеднику безопасность и даже выдал специальную охранную грамоту. Но вскоре после прибытия на Константский собор Ян Гус был арестован по обвинению в ереси. Что же касается охранной грамоты, то король заявил, что она касалась только безопасного проезда Гуса.
Его вероломный арест вызвал большое возмущение в чешском обществе, но еще большее возмущение, даже кипение и бурление вызвало то, что после полугода заточения, Ян Гус был осужден как еретик и приговорен к смертной казни посредством сожжения, которая и была приведена в исполнение 6 Июля 1415 года.
Сразу после этого в Праге состоялся многолюдный сейм, на котором был составлен протест против сожжения Гуса, подписанный 452 вельможами, баронами и господами Чехии. В ответ на это Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших этот протест, а вдобавок осудил и предал сожжению сподвижника Яна Гуса, Иеронима Пражского. Это было последней каплей, после которой по всему королевству Богемия (как в средние века называли Чехию) начались массовые беспорядки. Возмущенные чехи стали нападать на католические монастыри, изгонять верных папе священников из церквей. А на горе Табор (по-чешски Фавор), в 100 километрах от Праги появился вооруженный лагерь сторонников Яна Гуса, впоследствии давший название самому радикальному крылу гуситов – табориты.
Тем временем король Чехии Вацлав IV потребовал вернуть приходы изгнанным священникам, но как понимаете, его авторитет после сожжения Яна Гуса был ниже плинтуса (из-за того, что не смог его отстоять) и все это вылилось в массовое восстание уже в самой Праге. В ходе бунта слабовольный король умер от сердечного приступа, а бунтовщики захватили городскую ратушу и весь город. Вскоре восставшую Прагу поддержали Плезень, Табор и другие чешские города, вся Чехия была охвачена восстанием. Так начались гуситские войны.
Если подвести итоги, то главной причиной начала гуситским войн был общий кризис католической церкви, всеобщее недовольство тогдашними церковными порядками привело к тому, что проповеди Яна Гуса получили огромный успех среди чехов. Католическая церковь же вместо того, чтобы попытаться решить свои внутренние проблемы, пошла по пути эскалации конфликта, казнив «неудобного» проповедника, говорившего о «неудобных вещах», что вызвало массовое возмущение чехов, считающих Яна Гуса своим национальным героем.
Ход гуситских войн. Первый крестовый поход против гуситов.
Для подавления восстания король Сигизмунд, ставший к тому времени императором организовал первый крестовый поход против гуситов, обвяленных опасными еретиками. Себя же Сигизмунд видел защитником католической веры. Для похода было собрано войско из отборных немецких и венгерских рыцарей, а также пехоты, куда вошло ополчение силезских городов и итальянские наемники. С южной стороны в Чехию должны были вторгнуться союзные войска австрийского герцога. Казалось, что дело гуситов обречено, но все обернулось иначе.
Пользуясь, тем, что большая часть гуситов покинула Табор, немецкие рыцари осадили эту главную гуситскую твердыню. Но отряд посланный Жижкой из Праги внезапно атаковал осаждающих с тыла. Гарнизон Табора, сделавший стремительную вылазку, довершил разгром рыцарей.
Затем на Витковской горе под Прагой 14 июля 1420 года состоялось решающее сражение гуситов и крестоносцев. Войска Сигизмунда попытались овладеть горой занятой гуситами, но не смогли преодолеть укрепленный ров, вырытый на склоне горы, а гуситская контратака отбросила их к подножью горы. Разгром довершило пражское ополчение, ударившее во фланг крестоносному войску. Потерпев столь позорное поражение, Сигизмунд был вынужден снять осаду с Праги. Первый крестовый поход был полностью провален, Чехия осталась в руках гуситов.
Военная тактика гуситов
Военная тактика гуситов была не просто инновационной по меркам их времени, более того она совершила настоящий переворот в военном деле средневековья. Некоторые историки даже считают, что именно гуситские войны стали тем условным рубежом, разделившим средневековье и «новое время». А для современников тех событий, то что произошло в Чехии 1420-х годов было просто невероятным – армия, состоящая из городского и крестьянского ополчения наголову разбила профессиональных рыцарей.
А самим рыцарям наверняка было очень и очень обидно, еще бы, когда ты, будучи рыцарем, всю жизнь совершенствовался в ратном деле, когда на тебе дорогущий доспех стоящий баснословное состояние, и тут тебя побеждает простолюдин, еще вчера пасший коров, или ремесленник, недавно мастерящий сапоги. Что же придумали такое гуситы, в чем секрет их феноменального военного успеха.
Во-вторых, гуситы придумали вагенбург, ставший важной составной частью их побед. Вагенбург – это укрепленный лагерь, образованный из сцепленных друг с другом повозок. На этих же повозках гуситы перевозили легкую артиллерию, которую успешно применяли в боях.
Вот так выглядел вагенбург гуситов.
Или вот еще картинка, как видите это такой «средневековый бронепоезд», обладающий еще и к тому же отличной мобильностью, в случае чего повозки всегда можно было удобно переместить на другое место. За повозками укрывались стрелки с мушкетами и пушкари с пушками, обстреливающие вражеское войско еще на подходе. Для еще большего укрепления перед вагенбургом вырывался ров, а когда неприятельское войско подходило вплотную к нему, защитники вооружались древковым оружием: алебардами, пиками, которыми умело стаскивали рыцарей с коней. А уже оказавшись на земле, тяжеловооруженный рыцарь ставал легкой добычей.
Как до этого воевали средневековые рыцари? Их тактика была проста и бесхитростна – атакой тяжелой конницы пробить строй неприятеля, окружить его и покрошить в капусту. В случае же с гуситским вагенбургом эта тактика обернулась полным провалом, первая же атака тяжелой рыцарской конницы на укрепленный гуситский лагерь обернулась тем, что это гуситы накрошили рыцарей в капусту. Даже в чистом поле, где рыцари чувствовали себя в своей стихии, и казалось ничто не может их остановить, даже там они ничего не могли поделать против хорошо укрепленного гуситского вагенбурга.
Интересный факт: позднее гуситскую тактику вагенбургов успешно переняли наши украинские казаки, которые также образовывали мобильные укрепленные лагеря из своих повозок.
И в-третьих, не последнюю роль сыграла хорошая организованность и слаженность гуситов, а также их командиров.
Лидер гуситов Ян Жижка был действительно талантливым полководцем, к тому же он был слепым на один глаз, а вскоре и вовсе потерял зрения, но даже будучи полностью слепым, он продолжал умело руководить гуситским войском.
Памятник Яну Жижке в Праге.
В своем войске Ян Жижка ввел суровые порядки, пьянство, обжорство, азартные игры, сурово наказывались.
Раскол в стане гуситов: чашники и табориты
Вскоре в стане самих гуситов произошел раскол, само движение условно разделилось на умеренных гуситов, чашников, сторонников поиска компромисса с католиками и радикальных таборитов, не желавших идти ни на какие компромиссы.
К умеренным гуситам примкнула многие чешские паны, а также городские бюргеры, в то время как крестьяне, жители сельской местности были сторонниками радикальных таборитов.
Название радикальных таборитов происходит от гуситской крепости Табор, а вот чашники так названы от чаши. Почему чаши? Дело в том, что после Яна Гуса многие чешские священники стали причащать вином не только духовенство, но и мирян. Папа римский назвал этот обряд еретическим, и гуситы на знак протеста стали изображать чашу на своих боевых знаменах, отсюда и пошло название «чашники».
Последующие крестовые походы против гуситов
Воспользовавшись расколом среди гуситов, Сигизмунд организовал новый крестовый поход в 1421 году, уже второй. Но перед лицом общего врага умеренные и радикальные гуситы выступили общим фронтов. И вновь крестоносцы, ядро которых составляли немецкие и венгерские рыцари ушли из Чехии, несолоно хлебавши. Гуситы нанесли им ряд серьезных поражений.
Интересно, что в одной из битв Ян Жижка совершил первый в истории полевой артиллерийский маневр. Ранее бомбарды и другие пушки поменьше стреляли исключительно со своих стационарных позиций. В краткие сроки гуситская артиллерия была погружена на возы, закреплена всем, что было в наличии, и приготовлена к боевому применению. Возы расцепили, переформировали, развернули к наступавшим немцам. Выйдя в зону уверенного поражения, возы дали залп из всех бортов, и врезались в самую гущу войска Сигизмунда, стреляя в ближайших крестоносцев сокрушительным огнём.
Разбив вторгнувшихся крестоносцев, гуситы сами вторглись на территорию Венгрии, правда неудачно, и были вынуждены отступить обратно в Чехию.
Неудачный поход в Венгрию обострил противостояние между умеренными и радикальными гуситами, и вскоре уже между ними состоялась первая битва, произошедшая у города Матешов. Битва эта закончилась сокрушительным поражением умеренных гуситов, благодаря внезапной контратаке таборитской конницы.
Тем временем от чумы умер легендарный предводитель гуситов Ян Жижка, с его смертью сторонники Жижки стали называть себя «сиротками», вместо него радикальных гуситов возглавил бывший священник Прокоп Большой (или Прокоп Голый).
С 1425 по 1431 год католические страны Западной Европы предприняли еще 3 крестовых похода против гуситов, но все они закончились не удачно. Гуситы не только успешно громили вторгающихся крестоносцев, представленных рыцарями из всех европейских стран за исключением Англии и Франции (английские и французские рыцари успешно громили друг друга в столетней войне, проходящей в том же временном промежутке, что и гуситские войны) но и, в свою очередь, вторгались в соседние Австрию и Германию, местами разоряя местные города.
Интересные были отношения гуситов с соседями поляками. Те хотя и были «добрыми католиками» но на призывы папы пойти в крестовый поход против «неверных еретиков гуситов» в основном только лишь кивали головой. А некоторые поляки, (как впрочем, и литовцы) даже воевали на стороне гуситов, и сами гуситы также в свое время помогли полякам в их противостоянии с Тевтонским орденом.
Разгром гуситов
Нашу статью мы начали с фразы Сигизмунда, о том, что «чехов могут победить только чехи». В случае с гуситами именно так оно и было. Разгромить гуситов смогли только другие гуситы. Многие чехи устав от постоянных войн все больше симпатизировали умеренному крылу гуситского движения, считавшего, что нужно начать договариваться с католическими странами. Чашники, умеренные гуситы основали так званую панскую лигу, куда вошли все влиятельные дворяне Чехии, паны, как их называли. Также панскую лигу поддержали многие чешские города.
И вот 30 мая 1434 года состоялась решающая битва при Липанах между войсками радикальных гуситов – таборитов и панской лигой, в которой уже радикальные гуситы потерпели сокрушительное поражение. Их бывшие соратники отлично знали гуситскую тактику, и для победы предприняли военную хитрость, ложным отступлением выманили большую часть таборитского войска из вагенбурга. Оказавшись вне своих укреплений, табориты стали легкой добычей для панской конницы, терпеливо поджидавшей в засаде.
В 1436 году умеренные гуситы приняли условия католического короля Сигизмунда, а Чехия вновь вернулась в лоно католической церкви. Что же касается радикальных гуситов, они еще какое-то время продолжали оказывать сопротивление, которое со временем сошло на нет. Хотя и в наши дни в Чехии существует гуситская церковь, насчитывающая до 180 тис. прихожан.
Последствия и итоги гуситских войн
Говорят, идя на костер, Ян Гус воскликнул: «Я то гусь, но за мной придет лебедь». Эти слова оказались пророческими, так как через 100 лет лебедь действительно пришел. Звали его Мартин Лютер, с которого началась Реформация. Последствия реформации отдались еще более сокрушительными для Европы религиозными войнами между католиками и протестантами, по сравнению с которыми гуситские войны были легким дуновением ветерка. Тем не менее, именно деятельность Яна Гуса и последовавшие за ним гуситские войны были предтечей Реформации, обнажившей глубокий кризис католической церкви в позднее средневековье.
Еще одним важным последствием гуситских войн стало изменение подхода к военному делу. Тяжеловооруженный бронированный рыцарь более не мог чувствовать себя в безопасности. Любой крестьянин, обучившийся за месяц мушкетной стрельбе, мог запросто сразить благородного рыцаря одним метким выстрелом. По сути именно гуситские войны стали закатом эпохи рыцарства, началом их конца, показав всю неэффективность старой рыцарской тактики, ненадежность их брони и доспехов. Гуситы показали миру, что благодаря слаженным действиям, умелым командам, обычное крестьянское ополчение может победить любое рыцарское войско.
Рекомендованная литература и полезные ссылки
Чем питались гуситы в Богемии, видео
И в завершении интересное видео по теме нашей статьи.