в чем завязка комедии ревизор
Где завязка и развязка комедии “Ревизор”?
Комедия построена по законам написания художественных произведений. В тексте есть вступление, развитие действия, кульминация и завершение. Где завязка и развязка комедии «Ревизор»? Внимательный читатель сразу обнаружит данные части пьесы.
Завязка сюжета
Вся интрига исходит из фразы: «К нам едет ревизор!». Городничий сообщает это всем важным персонам города N. Это пренеприятное известие заставляет всех вздрогнуть, а читателя усмехнуться. В каждом въехавшем в город знать видит ревизора. Они так испугались, что превратили муху в слона. Хлестаков глуп и простодушен, но раболепие жителей превращает его в того, кого в нем захотели увидеть. Иван Александрович не умеет врать, но страх слушающих уносит его все дальше от реальности. Завязка сюжета – это сцена получения письма о ревизоре и его чтение городничим.
Развязка комедии
Здесь Гоголь изменил подход к завершению текста. Традиционно развязка – это описание того, что происходит в конце сюжета со всеми персонажами. Можно предположить: обморок трусливого смотрителя училищ, пот на лице Земляники, страх за свое место судьи. Чтение письма Хлестакова в обычном восприятии развязки – самый лучший вариант. Гоголь идет дальше. Развязкой становится немая сцена. Все оглушены новостью, что настоящий ревизор прибыл и требует их к себе. Зрители уходят в неведении. Что ждет знать дальше? Каждый продолжает текст комедии на свой лад. Автор туда уже не вмешивается.
Где завязка и развязка комедии Ревизор?
Завязка сюжета в «Ревизоре» берет свое начало с ключевой фразы о том, что едет проверяющий. Исходит она из уст городничего, и обращена ко всем важным персонам. Известие воспринимается как неприятное. Оно заставляет всех вздрогнуть, а вот читатель, напротив, может улыбнуться.
На самом же деле, «неидеальные» жители города сами создают себе проблемы. Учитывая, что за каждым из них есть хоть малейшая, но провинность, они делают их мухи слона и очень боятся, что их темные делишки раскроются. Они начинают видеть ревизора в каждом, кто приезжает в город.
Тем не менее, Хлестаков вовсе не похож на дотошного проверяющего. Можно даже сказать, он простодушен и глуп. Это совсем не то, что ожидали видеть жители. Да, он умеет врать, но главное здесь – не его речи, а неподдельный страх слушающих. Соответственно, завязка сюжета – это получение письма о ревизоре.
Что же касается развязки, это конец сюжета. А точнее, описание того, что изменилось в жизни всех персонажей. Трусливый смотритель училищ падает в обморок, на лице Земляники проступает пот, а судья боится за свое место. Далее идет немая новость о том, что теперь-то прибудет настоящий ревизор и многим несдобровать. Зрители уходят в неведении. А читатель не знает, чего же ожидать дальше.
На самом деле, вероятно дальше ничего и не случилось. А точнее, произошло то же, что и после приезда Хлестакова – ведь жители города очень стереотипны в своих реакциях. Так или иначе, завязка и развязка видны в творении невооруженным глазом.
Что же касается Гоголя, писатель является умелым обличителем. Разумеется, каждый персонаж собирателен – но вместе с тем образы несут пороки как тогдашнего, так и современного общества, являются некоей проекцией человеческих заблуждений, от которых автор советует избавляться.
Но тот факт, что в обществе до сих пор ничего не изменилось, говорит о том, что «хлестаковщина» прочно засела в головах людей, в общественном сознании и, если ее и можно искоренить, то сделать это очень непросто. Потребуются годы, чтобы чиновники перестали брать взятки, лебезить перед вышестоящими, чтобы они не вспоминали о своих грехах всякий раз, когда чуют проверку, а делали свою работу честно и ответственно.
Впрочем, вполне вероятно, что этого никогда не будет. Ведь взяточничество идет с давних времен – практически с тех пор, как возникли денежные отношения. И пока человечество будет зависеть от денежных знаков, ситуация будет продолжаться.
2 вариант
Комедия Гоголя «Ревизор» структурирована как обычное художественное произведение с вступлением, развитием действий, кульминацией и завершением. Если внимательно прочитать пьесу сразу видно завязку и развязку.
У комедии Гоголя интересная структура, пьеса не имеет предыстории происходящего.
Завязка начинается с полученного и зачитанного письма, интригующей фразой: «К нам едет ревизор!». Городничий говорит об этом всем значимым людям города N. Эта новость содрогает всех чиновников города, а читателя заставляет улыбнуться. За каждым, из персон города водилось что-либо противозаконное, то, что не должно было раскрыться. Они были так напуганы, что в каждом, кто прибывал в город, знатные люди искали ревизора. Хлестаков был глупым и простодушным, поэтому услужливость обитателей совсем не удивляет его, а обращает во всеми ожидаемого ревизора. Но это отнюдь не то, что думали увидеть в проверяющем жители города.
Кульминацией пьесы считается эпизод лжи Хлестакова. Человек, не имея никаких чинов и привилегий перед государством, хочет казаться для других важнее, чем он есть на самом деле. Выпив спиртного, он ощущает себя центром Вселенной. Находясь на пике славы, он так увлекается враньем, что даже не замечает, как путается в историях. Его просто завораживает, с какой верой и интересом все вслушиваются в каждое его слово.
К развязке комедии Николай Васильевич меняет подход. Он не описывает окончание истории каждого персонажа. В конце зачитывается письмо Хлестакова, адресованное приятелю Тряпичкину, из которого ясно видно, что он не ревизор. В его письме звучит описание каждого участника этого нелепого недоразумения, которые забавляют всех, кроме тех, кого описывают. Все крайне удивились, как они могли принять за ревизора такого ничтожного человека. Произведение заканчивается интригой. Мы можем только предполагать, как трусливый смотритель училищ лежит без чувств, на бледном лице Земляники выступает холодный пот, а судья панически боится за свое место. Произведение заканчивается немой сценой, в которой все напуганы вестью жандарма о том, что истинный ревизор приехал и вызывает их к себе. Все находятся в неизвестности и не знают свою дальнейшую участь.
Эта пьеса учит тому, что нужно честно и добросовестно выполнять свою работу, а не вспоминать о своих недоработках и провинностях только тогда, когда «запахло жаренным».
Также читают:
Картинка к сочинению Где завязка и развязка комедии Ревизор?
Популярные сегодня темы
Алексеев – один из второстепенных героев романа Гончарова «Обломов». В самом начале романа в гости к Обломову приходят его знакомые. Алексеев являлся четвёртым по счёту гостем.
Невозможно представить произведения Сергея Александровича Есенина без обращения к родине. С раннего детства у поэта возникло теплое и нежное чувство к России. В стихах его понимается, как сильна любовь Есенина к дорогим краям.
Среди мотивов полотен известнейшего художника Архипа Куинджи тесной линией проходит тема природы и её пейзажей. Одной из картин, подчёркивающих богатство природы, является «Радуга».
Старый солдат в отставке, по прозвищу Кукушка, приехал зимой в караулку сторожить лес от вырубания. Он был бедный, а прозвище у него такое потому, что в молодости он сторожил скот.
Это пари главного героя «Героя нашего времени» с мистиком Вуличем стало центром завершающей главы романа – «Фаталист».
«Ревизор». Композиция комедии. Где завязка, кульминация, развязка комедии?
Гоголь «Ревизор» композиция комедии
Сюжет комедии развивается в произведении следующим образом.
1). Экспозиция (часть перед завязкой)
Городничий собирает чиновников и сообщает всем о приезде в город ревизора.
3). Развитие действия
Почтмейстер городничему приносит письмо Хлестакова своему другу, которое его (Хлестакова) разоблачает.
Жандарм сообщает, что приехал ревизор. Настоящий.
В комедии «Ревизор» пять актов, или действий.
Начиная со второго действия идет развитие сюжета: зрители знакомятся с Хлестаковым, спустившим все деньги в карты, и его слугой Осипом. Хлестакова принимают за ревизора.
В третьем действии Хлестаков, расписывая свою жизнь, дает полный простор своим ничтожным фантазиям. В четвертом он обирает перепуганных чиновников, признается в любви обеим дамам. В пятом действии главный герой с триумфом покидает город, оставляя городничего в мечтах о петербургской жизни.
Ревизор. Комедия Николая Васильевича Гоголя. Говоря о том, какую мысль заложил автор в своё произведение, конечно же, хочется сказать, что прежде всего- это сатирическое вскрытие всех язв общества в Российской империи в первой половине 19-го века.
На мой взгляд, прежде всего, Гоголь хотел обратить внимание на весь тот ужас, который творится в российской глубинке, а именно, произвол властей, беззаконие, повальная коррупция, взяточничество, казнокрадство и кумовство.
Автору это удалось, ведь недаром говорят, что пьеса «Ревизор» авторства Николая Васильевича Гоголя, как никогда актуальна и в наши дни.
К комедии «Ревизор» Гоголь взял эпиграфом народную пословицу- на зеркало нечего пенять, коль рожа кривая. Суть этой пословицы полностью раскрывается в комедии. Гоголь представляет нам чиновников, каждый из которых сам знает за собой множество «грешков»-больших и маленьких, но успокаивают свою совесть всякими оправданиями: так, Аммос Фёдорович берёт взятки, но борзыми щенками, а поэтому считает, что и взятка эта невелика, городничий- уже несколько лет назад как истратил деньги, ассигнованные на строительство церкви, но во-время отписался, что построенная церковь сгорела, а потому и не заботится больше о её строительстве, чиновники больничных заведений не дают больным дорогих лекарств, объясняя это тем, что человек простой, если умрёт, то и так умрёт, а если выздоровеет, то и так выздоровеет. В результате, каждый из чиновников знает о существующем недовольстве среди жителей города, и сам его поддерживает, но видит причину этого недовольства не в себе, а в других чиновниках.
«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Завязка сюжета в «Ревизоре» берет свое начало с ключевой фразы о том, что едет проверяющий. Исходит она из уст городничего, и обращена ко всем важным персонам. Известие воспринимается как неприятное. Оно заставляет всех вздрогнуть, а вот читатель, напротив, может улыбнуться.
На самом же деле, «неидеальные» жители города сами создают себе проблемы. Учитывая, что за каждым из них есть хоть малейшая, но провинность, они делают их мухи слона и очень боятся, что их темные делишки раскроются. Они начинают видеть ревизора в каждом, кто приезжает в город.
Тем не менее, Хлестаков вовсе не похож на дотошного проверяющего. Можно даже сказать, он простодушен и глуп. Это совсем не то, что ожидали видеть жители. Да, он умеет врать, но главное здесь – не его речи, а неподдельный страх слушающих. Соответственно, завязка сюжета – это получение письма о ревизоре.
Что же касается развязки, это конец сюжета. А точнее, описание того, что изменилось в жизни всех персонажей. Трусливый смотритель училищ падает в обморок, на лице Земляники проступает пот, а судья боится за свое место. Далее идет немая новость о том, что теперь-то прибудет настоящий ревизор и многим несдобровать. Зрители уходят в неведении. А читатель не знает, чего же ожидать дальше.
На самом деле, вероятно дальше ничего и не случилось. А точнее, произошло то же, что и после приезда Хлестакова – ведь жители города очень стереотипны в своих реакциях. Так или иначе, завязка и развязка видны в творении невооруженным глазом.
Что же касается Гоголя, писатель является умелым обличителем. Разумеется, каждый персонаж собирателен – но вместе с тем образы несут пороки как тогдашнего, так и современного общества, являются некоей проекцией человеческих заблуждений, от которых автор советует избавляться.
Но тот факт, что в обществе до сих пор ничего не изменилось, говорит о том, что «хлестаковщина» прочно засела в головах людей, в общественном сознании и, если ее и можно искоренить, то сделать это очень непросто. Потребуются годы, чтобы чиновники перестали брать взятки, лебезить перед вышестоящими, чтобы они не вспоминали о своих грехах всякий раз, когда чуют проверку, а делали свою работу честно и ответственно.
Впрочем, вполне вероятно, что этого никогда не будет. Ведь взяточничество идет с давних времен – практически с тех пор, как возникли денежные отношения. И пока человечество будет зависеть от денежных знаков, ситуация будет продолжаться.
Н. В. Гоголь. Ревизор. В каком действии происходит завязка пьесы?
Несколько затянувшаяся экспозиция в комедии «Ревизор» вызвана стремлением автора пьесы познакомить читателей, зрителей с картиной жизни одного из уездных городов, раскрыть причины, которые привели чиновников во главе с городничим к их роковой ошибке, показать, что движущей пружиной действия является страх.
Действие в комедии начинается с сообщения городничим собравшимся чиновникам о «пренеприятном известии» — в город едет ревизор из Петербурга «с секретным предписанием». Но это еще не все: в письме Чмыхова, которое читает вслух городничий, содержится фраза, повергающая всех присутствующих в страх. Чмыхов пишет, что ревизор «может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито…». Это заставляет предусмотрительного городничего начинать действовать сразу — он считает необходимым дать советы каждому из присутствующих чиновников. Все его указания поверхностны, касаются лишь внешней стороны дела: попечителю богоугодных заведений он советует надеть на больных чистые колпаки («Это можно», — соглашается Земляника), над кроватями их написать «всякую болезнь» по-латыни, когда заболел, какого дня и числа, и лучше, чтобы больных «было меньше»; судье Ляпкину-Тяпкину, сама фамилия которого говорит об отношении к делу, — убрать из присутственных мест гуся с гусенками, снять арапник со шкафа с бумагами и т. д. Причем каждый его совет сопровождается словами: «Я и раньше хотел вам это заметить, но все как-то позабывал».
Советы городничего, а позднее указания квартальному (явление IV), высказывания самих отцов города свидетельствуют о халатном отношении к своим обязанностям, о полной безответственности, злоупотреблениях на службе. Отсюда и всеобщий страх при приближении опасности — приезда ревизора. Не случайны и реплики городничего, завершающие явления I и II действия первого: «…инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики! А кто, скажет, здесь судья?» — «Ляпкин-Тяпкин». — «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина. »; «…у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь — и шасть…» Дверь действительно отворяется, и в нее, запыхавшись, вбегают Бобчинский и Добчинский с сообщением о «чрезвычайном происшествии», «неожиданном известии».
Завязка комедии «Ревизор»
Безнравственные и невежественные уездные управители принимают случайно проезжавшего через их город петербургского чиновника за настоящего ревизора, о назначении которого им было уже известно.
Вся цель, все стремления городничего, напуганное воображение которого сделало из Хлестакова олицетворение карающей силы закона, направлены к тому, чтобы склонить эту силу в свою пользу и таким образом избежать наказания за преступные деяния.
Происходит борьба, раскрывающая различные моменты душевного состояния героя. Но борьба эта комическая: она ведется против мнимой силы, изображает отрицательные стороны действительности, т. е. мир пошлых, мелких страстей, пошлого эгоизма.
Из теории драматической поэзии известно, что для выражения идеи борьбы и представления характеров в их взаимном отношении драматург должен избрать такой момент из жизни своих героев, в котором могла бы выразиться вся ее сущность и значение. Таким моментом в комедии Гоголя является приезд ревизора.
На этом моменте основано все движение пьесы, к нему приурочиваются все подробности действия, из которых ни одна не кажется излишнею, ибо имеет то или другое отношение к главному событию, т. е. к появлению ревизора.
Самые характеры действующих лиц выясняются тем же моментом: приезд ревизора осветил всю прошедшую жизнь уездных деятелей, полную неправды и произвола, и вполне обнаружил их настоящие чувства и страсти. Отсюда то замечательное единство действия, по которому комедия Гоголя должна быть отнесена к образцовым драматическим сочинениям.
В ней нет скачков, все последовательно развивается из одной общей идеи, причем каждый отдельный момент действия проникнут замечательною естественностью, полным согласием с жизненной правдой.
Завязка Ревизора имеет свои характерные особенности. Обыкновенно завязку принимают в смысле любовной интриги. Но Гоголь отступил от обычного приема драматургов, руководствуясь соображениями, высказанными им в словах одного из действующих лиц «Театрального разъезда».
«Пора перестать опираться до сих пор на эту вечную завязку. Стоит оглядеться пристально вокруг. Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы ни стало, другого, отмстить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь».
Кроме того, по мнению Гоголя, завязка комедии должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться того, что волнует, более или менее, всех действующих лиц.
Таким характером и отличается завязка Ревизора, где каждое отдельное лицо принимает живое участие в общем стремлении. Некоторым казалась искусственной развязка комедии.
Но, по справедливому замечанию Белинского, конец комедии должен совершиться там, где городничий узнает, что был наказан призраком, и что ему предстоит наказание со стороны действительности, и потому при ход жандарма с известием о приезде истинного ревизора превосходно оканчивает пьесу и сообщает ей всю полноту и всю самостоятельность особого, замкнутого в самом себе мира.
Действующие лица комедии — это живые, в высшей степени оригинальные типы: по ним, как по историческим документам, можно легко воссоздать картину нравственного и умственного состояния, в котором находилась русская провинция в ту эпоху.
Кульминация комедии Гоголя «Ревизор»
Комедия Гоголя «Ревизор» является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. «Ревизор» представляет собой глубоко реалистическое произ ведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.
При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно охарактеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того. Гоголь дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: «хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно»; Анна Андреевна: «воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей»; Хлестаков: «без царя в голове», «говорит и действует без всякого соображения»; Осип: «слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет»; Ляпкин-Тяпкин: «человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен»; поч.
Портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, «совершенная свинья в ермолке».
Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный Городничий и разговор ведет степенный и размеренный: «право», «так вот какое обстоятельство», «полно, полно вам!» Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: «Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?» Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной. То же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: «Я, брат, не такого рода! Со мной не советую…», та же рисовка: «А ваши глаза лучше, чем важные дела…»
Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. Этот прием применяет автор в изображении Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Амоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития, сюжетного действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», и многое другое…
Немая сцена: как громом пораженные, стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольствия больших».
Комедия «Ревизор» сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Царь Николай I так сказал о ней: «Всем тут досталось, а мне — больше всех».
Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» впервые была поставлена 19 апреля 1836 года в Петербургском Александрийском театре. Николай I заметил: «Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего — мне!» Позже, в «Авторской исповеди», Гоголь скажет: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Перед нами современная Гоголю эпоха. На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, действительно, свалив «в одну кучу» всех чиновников, во главе с городничим, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других обитателей городка, растревоженного, как муравейник случайно попавшим в него жуком, известием о приезжем чиновнике — вероятно, ревизоре.
Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимаются как символ всей николаевской системы. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, что захолустный город, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося в дороге трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Подобным образом однажды Пушкина в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Главная причина, заставившая всех проворовавшихся чиновников принять Хлестакова за ревизора, — это страх, затуманивший глаза. Городничий, плут первого разряда, неглуп, но он боится, что его разоблачат, отсюда его слепота по отношению к Хлестакову.
В комедии правдиво раскрыта психология и характеры людей, которых в жизни можно было встретить нередко. Хлестакова принимают за крупного чина только потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову деньги и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков «свой», т. е. такой же взяточник.
Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.
Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе.
Смотритель богоугодных заведений Земляника давно махнул на все рукой, он знает о воровстве в больницах, но ему нет дела до людей. Он заявляет: «Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае I были в большом ходу.
Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо, он считает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. Почтмейстер вскрывает чужие письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа).