в чем заключаются особенности бизнес проектирования и бизнес проектов
Основные понятия теории организационных систем и бизнес-проектирования
Тема 1. Введение в теорию бизнес-проектирования
Целью данной темы является ознакомление студентов с основными понятиями теории организационных систем и бизнес-проектирования, а также современными теоретическими и практическими аспектами бизнес-проектирования организаций торговли.
1.1.1. О соотношении понятий бизнес-планирование и бизнес-проектирование
Планирование является комплексной прогнозной функцией управления, включающей в себя видение во времени всего комплекса работ по реализации проекта. Конкретная работа включает ее наименование, ответственных лиц, сроки исполнения, перечень необходимых ресурсов для реализации проекта от момента рождения идеи до ее материального воплощения и запуска в эксплуатацию.
План по мере реализации проекта постоянно уточняется, детализируется в направлении: стратегический план, тактический план, оперативный план. Такое уточнение непосредственно связано с конкретизацией проектных решений, то есть с выбором конкретных механизмов проектирования и, в итоге, выбором определенного состава механизмов проектируемого бизнеса. Именно состав данных механизмов определяет капитальную стоимость проектируемого бизнеса.
Понятия бизнес-планирование и бизнес-проектирование тесно связаны между собой. «Планирование» как функция включает в себя организацию и координацию работ, распределение ресурсов, «проектирование» – в широком смысле может включать в себя функцию планирования, но в первую очередь подразумевает разработку проекта (модели) будущего бизнеса.
Начало любого бизнеса требует от предпринимателя и его партнеров четкого понимания цели (целей), предмета и метода бизнеса, а также объективной оценки условий и возможностей внешней и внутренней сред. Этот сложный комплекс задач, мероприятий, работ, процедур (технологических, технических, организационных, финансовых и т. п.) должен быть системно организован в пространстве и во времени (от стадии зарождения идеи до стадии ее реализации) и системно управляем.
Таким образом, бизнес-проект — более широкое понятие, развернутое действие, чем бизнес-план. Бизнес-проект предполагает проектирование исполнения всех основных (системных) функций управления в их системной логике:
• мотивации участников проекта;
• нормирования работ и ресурсов проекта;
• планирования работ и ресурсов проекта;
• организации производственной системы проекта;
• учета исполнения работ и расходов ресурса проекта;
• контроля исполнения работ и расхода ресурсов проекта;
Бизнес-проект анализирует проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и определяет способы их разрешения.
Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы: стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Конечно, даже предприниматель-новичок старается продумать эти проблемы заранее и здесь очень важно составить бизнес-план на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты. Это позволяет предугадать будущие трудности и понять, преодолимы ли они.
1.1.2. Базовые понятия организационных системы
Процесс – управляемая и неуправляемая смена состояний элементов. Смена состояний происходит в результате работы искусственного или естественного механизма, реализующего процесс. Если процесс реализуется естественным путем (механизмом), то говорят о стечении обстоятельств. В искусственных системах процесс преобразования входных элементов осуществляется в соответствии с заданной моделью (функцией, алгоритмом)получения выхода. Или другими словами, через череду событий обеспечивает выполнение поставленной цели с учетом заданных ограничений.
Модель получения выхода отвечает на вопросы: что должно получится, где, как, из чего, с помощью чего, в какие сроки. Таким образом, модель включает не только описание процесса как такового, но и описание механизма и порядка его использования для реализации данного процесса.
· материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность);
· мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность).
Механизм – это совокупность ресурсов. При их нехватке могут быть откорректированы показатели качества процесса или принято решение о невозможности его реализации. То есть процесс и его механизм должны проектироваться (и оптимизироваться) параллельно. При этом следует учитывать тот факт, что один процесс может быть выполнен разными механизмами. И наоборот, один и тот же механизм может быть в различной степени универсален в отношении каких-либо процессов.
Организационная система это целенаправленная система (механизм), использующая (организующая) процессы целеполагания и достижения поставленной цели.
Это определение поглощает, например, такое утверждение: «Концепция организационного развития рассматривает предприятие как адаптивную самообучающуюся организацию, которая своевременно реагирует на требования рынка, изменения институциональной, нормативной и законодательной базы и нацелена на внедрение новых технологий, инновационных методов и подходов в менеджменте» [16].И не противоречит определению: «Организационная система (organization) – объединение людей (например, предприятие, учреждение, фирма и т.д.), совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (механизмов) (иногда употребляется как синоним термина «активная система»)» [17]. Примерами организационных систем могут служить семья, предприятие, региональная и национальная экономики, проект.
Рис.1.1. Графическая модель основных элементов организационной системы
Чтобы построить проект (модель) бизнеса (рис.1.1, блок 6 «Организация процесса труда») рассмотрим необходимые понятия организационных систем.
Механизм организации – совокупность искусственных и естественных механизмов, реализующих все процессы организационной системы: первичного создания системы или ее фундаментального перепроектирования (реинжиниринга), целевого функционирования (производства и управления), развития (постоянного улучшения существующих процессов).
Поскольку любой механизм создается или привлекается для реализации какой-либо идеи, цели, то следует говорить о его главных «архитекторах»: владельцах бизнеса, разработчиках-проектировщиках и главных менеджерах. Не забывая при этом множество ограничений, накладываемых на архитектуру организационной системы.
Человек, желая получить определенное (целевое) состояние выходных элементов осознанно (или интуитивно) конструирует или случайно находит комбинацию промежуточных состояний входных элементов и соответствующих способов (инструкций) и механизмов их получения.
Для реализации процесса необходимо соблюдение ряда внутренних и внешних условий. Внутренние условия создаются механизмом процесса. Данные условия осуществления процесса могут быть в разной степени созданы и отрегулированы.Внешние условия – создаются внешней средой (ее механизмами). Эти условия должны быть учтены в целях обеспечения надежной работы механизма.
Функция управления – совокупность двух процессов: управляющего и управляемого. Название функции происходит из названия управляемого процесса.
Управляющий процесс реализуется с помощью механизма – субъекта управления (СУ), человека, блока управления и т.д., способного регулировать работу управляемого процесса.
Ранее говорилось, что части объективной реальности, задействованные на реализацию конкретного процесса – механизм этого процесса. В случае реализации функции этот механизм называется механизмом функционирования.
Функция управления в инженерном смысле конкретизирует понятие «роль». Роль (в социальной психологии) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Наделение людей полномочиями по выполнению ими определенных функций есть не что иное, как вменение им в обязанность выполнение определенных ролей.
С точки зрения организационного проектирования речь идет о представлении человека как части механизма организации.
Такой подход позволяет критически подойти к традиционным схемам административной подчиненности сотрудников организации и распределению между ними функций управления.
Ролевой подход – основа описания внешней модели (модели взаимодействия клиентов с организацией) при инжиниринге бизнес-процессов. Суть данного подхода – описание всех функций, в которых субъектом управления является клиент бизнеса, а объектом управления – бизнес-структура и ее механизмы.
Отметим, что ресурсы потребляют только включенные в систему субъекты и объекты управления (а, не цели, миссии и т.д., являющиеся выходами соответствующих процессов). Ресурсы – средства, необходимые для создания субъектов, объектов управления и выполнения ими определенных функций.
При этом следует учитывать, что возможности существующего механизма могут являться ограничениями при разработке нового процесса.
Описанная природы функции позволяет естественным образом отнести такие понятия как адаптация, надежность, срочность к группе свойствмеханизма реализации функции.
Бизнес-проекты
Бизнес-проектом называют синтез идеи и оформленного документально набора действий по её реализации, в результате которых появляется продукт, услуга или технология. Иногда концепция бизнес-проектов рассматривается в противопоставлении к концепции предприятия. Однако существующие сейчас трактовки позволяют совместить эти концепции и, в ряде случаев, сделать проектное бизнес-управление основным форматом деятельности предприятия.
Содержание статьи
Отличительные признаки бизнес-проектов
От традиционного менеджмента проектные технологии частично отличаются основным содержанием, частично – управленческими практиками. До недавнего времени ответ на вопрос, что такое бизнес проектирование, сводился к описанию комплекта чертежей и сопутствующей им документации. В настоящее время понятие расширилось и теперь включает:
В управлении бизнес-проектами принято выделять 7 специфических характеристик менеджмента:
Логика развития процесса проста и предсказуема:
В итоге формируется типичная структура с разделами, описывающими историю предприятия и его место на рынке, сущность проекта, анализ положения в отрасли, сильные и слабые стороны конкурентов, маркетинговый, финансовый, производственный, организационный планы, раздел, посвящённый проектным рискам. После заполнения всех разделов составляется резюме, которое выносится в начало бизнес-плана для быстрого, но полноценного ознакомления с замыслом проекта.
Однако абсолютно одинаковых бизнес-проектов не бывает, поскольку всегда существуют какие-то уникальные факторы, отличающие один проект от другого. Не только новые, но и стандартные привычные бизнес модели подвергаются корректировке, если, например, подгоняются под конкретные условия или заказчика. Поэтому существующие в сети примеры бизнес планов из реальной практики нужно рассматривать именно как примеры, привнося в них собственную специфику.
Инвестиционный проект предусматривает решение различного вида задач. Они могут носить экономический, коммерческий, социальный, производственный мили другой характер. В него, в частности, могут входить один или несколько бизнес-проектов.
Планирование инвестиций необходимо для того, чтобы обеспечить эффективность вложения средств. Включённые в него бизнес-проекты можно рассматривать в качестве программы конкретной деятельности. Разницу между ними можно определить точнее, отметив, какие особенности они имеют.
Бизнес-проект
Это документ, в котором указываются:
Речь главным образом идёт о планировании и контроле выполнения конкретной деятельности в течение ближайшего временного периода.
Инвестиционный проект
Этот документ отражает планирование сложного комплекса мероприятий, связанное с поступающими в компанию инвестициями. Основной задачей является максимально продуманное и эффективное расходование поступивших ресурсов.
Целью этого документа является получение инвестиций. Его создают на начальной стадии проекта. Обычно здесь не содержится детальных планов. Обычно здесь формулируются цели работы и рассказывается о средствах для их достижения. Инвестору важно то, какой доход будет получен в результате работы. Он заинтересован в максимально выгодном вложении инвестиций.
Какие виды бизнес-проектов существуют
Бизнес-проекты можно классифицировать по различным признакам. Они, например, могут быть простыми монопроектами или сложными, состоящими из нескольких простых.
Проекты можно разделять по масштабам в зависимости от величины требуемого финансирования, количества участников и других параметров. Тип проекта — это его основная направленность. Она может быть промышленной, организационной, социальной или какой-либо другой.
Можно классифицировать проекты по степени сложности реализации — они могут быть, например, относительно простыми, сложными или очень сложными. Могут различаться предметные области деятельности: научно-исследовательская, учебно-образовательная, организационная, производственная или смешанная.
Бизнес-модель Остервальдера
Эта модель представляет собой инструмент стратегического планирования. Она подходит как для новых, так и для активно работающих предприятий. В используемую схему входит 9 блоков, которые необходимо заполнить. Этот инструмент активно используется. Он доказал свою эффективность и для маленьких стартапов и для крупных корпораций.
Для работы с бизнес-моделью Остервальдера необходимо сделать следующее:
Составив хотя бы в общих чертах, план развития компании, можно приступить к заполнению блоков рассматриваемой схемы. Всего нужно рассмотреть 9 разделов:
Этот инструмент популярен из-за своей простоты. При этом для того, чтобы обеспечить эффективность использования, нужно серьёзно поработать над заполнением каждого блока.
Применимы ли IRR и NPV для бизнес-проектов
IRR говорит о том, какая прибыль ожидается от вложенных средств. Предполагается, что если будут получены заёмные средства, то ставка должна быть меньше правильно посчитанного показателя. Если она превысит его величину, то инвестирование станет убыточным.
NPV представляет собой разницу между полученными для работы средствами и суммарными затратами и выплатам. Которые необходимо будет сделать на протяжении деятельности, предусмотренной проектом. Здесь речь идёт о суммарных величинах без учёта длительности временного промежутка. Этот параметр говорит об экономическом результате проекта — его прибыльности или убыточности. В последнем случае его придётся рассматривать в качестве бесперспективного.
Эти показатели позволяют оценить предполагаемую прибыльность бизнес-проекта. Цифры, полученные при расчёте показателей могут стать основой для решения о его необходимости и стать базовыми значениями при проведении планирования.
Шаблон подробного бизнес-плана на примере создания пасеки
Наименование показателя | Значение | Единица измерения |
---|---|---|
Параметры проекта: | ||
Кол-во пчелиных семей | 150 | ед. |
Площадь участка | 119 | соток |
План производства по меду | 9000 | кг/год |
Общие показатели проекта: | ||
Суммарная выручка | руб. | |
Выбытия на текущую дея-ть | руб. | |
Сальдо от основной дея-ти | руб. | |
Чистая прибыль проекта | руб. | |
Сумма инвестиций | руб. | |
Имущество на балансе в конце горизонта планрования | руб. | |
Точка безубыточности | в % | |
Средняя рентабельность продаж | в % | |
Средние продажи | руб / кв | |
Показатели проекта по заёмным средствам: | ||
Сумма заёмных средств, руб | руб | |
Сумма заёмных средств, евро | евро | |
Начисленные проценты по заёмным средствам | руб | |
Срок возврата заёмных средств | лет | |
Период использования заёмных средств | кварталов | |
Показатели инвестиционной эффективности проекта: | ||
NVP проекта на момент начала | руб. | |
Дисконтированная сумма инвестиций | руб. | |
Ставка дисконтирования | % | |
PI проекта | б/р | |
IRR проекта | в % | |
Срок окупаемости (недисконтированный) от начала проекта, лет | интервал, лет | |
Срок окупаемости (дисконтированный) от начала проекта, лет | интервал, лет |
Поскольку каждый отдельный проект имеет свою специфику, на ней нужно сделать отдельный акцент.
Другие варианты проектов для малого бизнеса
Актуальность того или иного направления бизнеса меняется:
Однако при всей изменчивости рынка некоторые бизнес-проекты сохраняют относительно стабильную привлекательность годами:
Региональные и климатические особенности, в большинстве случав, накладывают на эти виды деятельности определённые ограничения, но при грамотном внедрении позволяют одновременно обходить менее расторопных конкурентов.
Примеры готовых бизнес-проектов
В качестве примеров можно изучить различные виды бизнес-проектов:
Изучение примеров бизнес-проектов позволит не только освоить правила их создания, но и научит, как правильно составлять планы для реализации своих бизнес-идей.
Что такое бизнес-план: задачи, функции и структура?
Любой начинающий или действующий предприниматель должен уметь сформулировать и представить свой бизнес-проект и бизнес-план, соответствующий ему. Правильно составленный документ способен заинтересовать потенциального инвестора, так как отображает сильные стороны и перспективы бизнеса. Это и является залогом благополучного развития предприятия. Рассмотрим детальнее особенности бизнес-планирования, его функции и цели.
Определение бизнес-плана
Бизнес-план является документом, который помогает создавать бизнес, управлять им и проводить контроль над процессом. Он содержит сведения о предприятии, его деятельности и товаре, а также план открытия нового бизнеса или продвижения уже существующего. В нем перечислены цели, способы и сроки их достижения, возможные риски и преимущества над конкурентами.
Как выглядит бизнес-план компании? Он состоит из титульного листа и в среднем двух десятков страниц машинописного текста. В нем присутствует краткая и понятная характеристика будущего бизнеса. Вся информация должна быть написана простым и понятным языком.
Бизнес-план – это документ, который разрабатывается на длительный период (обычно 3-5 лет). Все операции, которые должны выполняться для достижения цели, разбиты по годам. Первый год также разбивают по месяцам. Структура документа может меняться со временем, чтобы адаптировать стратегию к новым условиям.
Для чего нужен бизнес-план?
Назначение бизнес-плана – представить новую бизнес-идею, ее перспективы, шансы и способы достижения цели, а также возможные риски и методы их преодоления. Текст документа объясняет необходимость в инвестициях, ссудах и кредитах, а также обосновывает гарантии погашения долга.
Бизнес-план организации имеет такие главные цели:
Выделяют следующие функции бизнес-плана:
Информация в бизнес-плане
На какие вопросы должен отвечать бизнес-план:
Виды планирования
Планирование бизнеса делится на три вида, в зависимости от сроков реализации:
В проекте отображаются качественные и количественные показатели. Качественные – это повышение авторитета предприятия, экология производства, культурное и моральное благополучие сотрудников. К количественным показателям относятся прибыль, увеличение товарооборота, изменение цен и другие.
Виды бизнес-планов в зависимости от целей
В зависимости от целей, бизнес-планы делятся на несколько видов:
Структура документа
Формирование бизнес-плана зависит от вида документа и должно отвечать основным правилам. Существует много методик написания, разработанных на международных инвестиционно-финансовых рынках. Наиболее распространенной является методика UNIDO.
Форма бизнес-плана по стандартам UNIDO:
Титульный лист | 1. Название проекта и организации 2. Юридический адрес 3. Информация о владельцах компании 4. Краткая характеристика 5. Цена 6. Дата |
Резюме | Сокращенное изложение сути бизнес-плана |
Сущность проекта | 1. Исходные условия 2. Характеристика товара 3. Оценка потребительского рынка и спроса на товар 4. Оценка предприятий-конкурентов 5. Преимущества над конкурентами |
Маркетинговый план | 1. Цели 2. Стратегия 3. Финансовое и материальное обеспечение маркетинга |
План производства | 1. Производитель товара 2. Объемы производства 3. Материальное обеспечение 4. Описание процесса производства |
План организации | 1. Форма собственности предприятия 2. Структура предприятия 3. Сотрудники и распределение обязанностей 4. Информация о партнерах 5. Данные о руководящем составе |
Финансовый план | 1. Соотношение доходов и расходов 2. Сведения об активах и пассивах 3. Стратегия финансирования 4. График самоокупаемости бизнеса 5. Оценка возможных рисков |
Приложение | Перечень документов, подтверждающих и иллюстрирующих сведения |
Основные требования к бизнес-плану
План бизнеса должен отвечать следующим требованиям:
Видео: Бизнес с нуля – как составить бизнес-план?
Бизнес-проектирование в предпринимательской деятельности
Основные инструменты управления предприятием. Цели и этапы разработки бизнес-плана. Обоснование экономической целесообразности инвестиционного решения. Анализ внешних и внутренних факторов, маркетинговые исследования. Способы минимизации рисков бизнеса.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.05.2016 |
Размер файла | 27,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Тема: Бизнес-проектирование в предпринимательской деятельности
Выполнил(ла) Карпович Е.Н.
1. Сущность и значение бизнес-планирования
2. Этапы разработки бизнес-проекта
Одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности является бизнес-план. Овладение техникой бизнес-планирования становится актуальной задачей. Предприятия должны ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.
Общемировая практика бизнес-планирования является областью, в которой взаимосвязаны менеджмент, планирование, макроэкономика, маркетинг, финансовый и экономический анализ, социальная и личностная психология, системный анализ, высокие технологии и т. д. За рубежом бизнес-планирование давно стало отдельной отраслью человеческих знаний, в которой есть свои направления, школы, многолетние наработки, теоретические и практические методики. Эффективное использование этих знаний позволяет успешно организовывать новый и расширять действующий бизнес, вырабатывать цели организации, способы достижения этих целей, минимизировать риски бизнеса.
бизнес маркетинговый управление риск
1. Сущность и значение бизнес-планирования
В рыночной экономике существует множество определений бизнес-плана. Более полное отражение его назначения и целей можно показать в следующей формулировке.
Бизнес-план составляется для обоснований инвестиций при расширении действующего производства или создании нового продукта (услуги). Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными: привлечение инвесторов; привлечение партнеров; определение степени реальности достижения намеченных результатов; убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей.
Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, а именно: обоснование экономической целесообразности инвестиционного решения в рамках выработанной стратегии предприятия; оценка финансовых, материальных, трудовых производственных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия; определение источника и форм финансирования реализации выбранного стратегического решения; подбор работников, способных реализовать данный план; организация работ по реализации разработанного бизнес-плана.
По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намеченных мероприятий, а также выполнять функции рекламы. К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести: специфику вида деятельности; размеры предприятия; цель составления бизнес-плана; общую стратегию предприятия; перспективы роста создаваемого предприятия; размер предполагаемого рынка сбыта; наличие конкурентов.
Бизнес-план является постоянным документом. Он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
Бизнес-проектирование является одним из инструментов предпринимательской деятельности и требует тщательно расчета и умения правильно предвидеть
Бизнес-проект (или бизнес план) разрабатывается в различных модификациях в зависимости от назначения:
— по предприятию в целом (как новому, так и уже действующему);
— по бизнес-линиям (продукции, работам, услугам, техническим решениям). Следует подчеркнуть, что существенные различия между бизнес- проектом и стратегическим планом заключаются в следующем.
1. Бизнес-проект, в отличие от стратегического плана, включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного вида нового бизнеса. Бизнес-проект ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации.
2. Стратегические планы по мере выполнения определенного этапа анализируются, что отражается на их корректировке или пересмотре стратегий. Бизнес-проект имеет четко очерченные временные рамки, по истечение которых определенные планом цели и задачидолжны быть выполнены. Таким образом, бизнес-проект по своей форме, в отличие от стратегического плана, характеризуется конкретной проработкой и определенной самодостаточностью.
3. В бизнес-проекте функциональные составляющие являются полноправными, равновесными частями его структуры (планы производства, маркетинга и др.) и имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане. Следовательно, бизнес-проект (или бизнес-план,) представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого производства продукта (оказания услуги). Он является инструментом для рассмотрения и принятия наиболее перспективных решений, помогает определить средства их достижения.
Анализ существующей практики разработки бизнес-проектов позволяет определить его основные характеристики:
— бизнес-проект служит для обоснования выпуска предполагаемого продукта (услуги) и оценки результатов на определенный период времени;
— документ, позволяющий осветить курс действий организации;
— поскольку бизнес-проект рассматривается как инструмент внутрифирменного управления, он может в процессе работы обновляться, что делает фирму восприимчивой к разного рода нововведениям (технического, технологического, информационного, организационного, экономического и иного характера);
— он является документом, страхующим предполагаемый успех бизнеса.
При разработке бизнес-проекта используют следующие основополагающие принципы:
— гибкость, что дает возможность адаптировать проект к изменениям условий внешней окружающей среды, в которой функционирует фирма;
— коммуникативность, что предполагает координацию и интеграцию усилий, т. е. в разработанном проекте все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;
— интерактивность, которая означает творческий подход и неоднократную проработку разделов плана;
— многовариантность, позволяющую выбрать наиболее лучший из альтернативных вариантов бизнес-проекта;
— адекватность, которая означает необходимость отражения реальных проблем в процессе бизнес-проектирования.
В современных условиях хозяйствования бизнес-проект, или бизнес-план, выполняет определенные функции, состоящие в следующем:
— разработке новых направлений деятельности;
— адекватной оценке возможностей и вариантов развития того или иного направления бизнеса, контроле процесса внутри организации;
— обосновании целесообразности финансовых вложений в разрабатываемый проект;
— привлечении к реализации плана потенциальных партнеров, которые способны помочь финансовыми и технологическими ресурсами.
Бизнес-проект представляет собой документ, в котором формируются цели, которых необходимо достичь, дается их обоснование и определяются пути решения поставленных задач.
2. Этапы разработки бизнес-проекта
Прежде чем приступить к созданию бизнес-проекта, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.
Первым шагом в подготовке бизнес-проекта является определение источников нужной информации, которыми могут быть учебная, научная литература и специальные отраслевые издания; курсы составлению бизнес-проектов; аудиторские фирмы и т. п.
Вторым шагом в работе становится определение целей бизнес-проекта, которые конкретизируют усилия по осуществлению возникших идей. Важным является выявление внутренних и внешних целей проекта и определение степени взаимосвязи внутренних и внешних проблем. Актуальна правильная и убедительная обоснованность проекта, которая смогла бы подтвердить эффективность использования денежных средств и гарантии получения ожидаемой прибыли.
Третий шаг связан с определением и оценкой возможных целевых аудитории. Выбор аудитории или окружения определяет специфику содержания бизнес-проекта, т. е. необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, определения экономических показателей.
Четвертый шаг состоит в установлении общей структуры создаваемого документа.
Бизнес-проект может содержать следующие разделы.
История своего бизнеса.
Описание дел в отрасли, товарные рынки.
Описание конкурентов: оценка и выбор конкурентной стратегии.
Финансовый план и оценка риска.
План исследований и разработок.
Рассмотрим более детально содержание этих разделов.
— дата его подготовки;
— кто подготовил проект, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя;
— краткая характеристика сути предлагаемого проекта;
— иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению (так фиксируется право предпринимателя на свою идею).
Оглавление должно дать четкое представление о содержании бизнес- проекта, но не должно быть перенасыщенно деталями. Вместе с тем необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых разделов плана и не забыть пронумеровать страницы.
— введения, которое включает цели плана и коротко выраженную суть проекта;
— основного содержания, сжатого описания всех ключевых элементов бизнес-проекта и его основных частей (род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т. д.);
— заключения, которое как бы суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.
История бизнеса. Информация, содержащаяся в данном разделе, в основном предназначена для внешних читателей. Поэтому нужно описать реальные достижения, дать общее представление о бизнесе, об основных этапах его развития, продуктах (услугах), предоставляемых для рынка, роли руководства в развитии бизнеса. Итоги деятельности и достигнутые успехи необходимо связать с намеченными целями и ориентирами (желательно в количественных показателях).
Сущность проекта. В этом разделе излагается основная идея предполагаемого проекта. Он должен давать полное представление о направлениях деятельности по достижению поставленных целей, о готовности фирмы к реализации проекта, а также информацию об объеме средств. Обычно в данном разделе отражаются:
— цели, которые ставятся перед предприятием при осуществлении проекта;
— определение и характеристика потенциальных потребностей, описание возможных ключевых факторов успеха;
— определение соответствия продукта (услуги) параметрам выбранного сегмента рынка.
Описание продуктов и услуг. Бизнес-проект должен включать детальное описание будущего товара. Важно включить информацию о качестве, о конкурентном потенциале товара, тенденциях его потребления, доведен ли продукт до товарного вида. Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут группироваться следующим образом:
1) описание товара и способов его применения (при этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей);
2) определение тенденции применения товара:
— будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшаться?
— возможны ли новые способы его применения?
— каким фирма видит жизненный цикл своего товара?
— каков диапазон подобных продуктов/услуг, предлагаемых конкурентами?
— обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов и требует ли рынок (потребители) наличия уникальности и специфичности товара?
— каков уровень защиты товара (располагает ли фирма патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой и т. п.)?
Анализ положения дел в отрасли. В данном разделе приводятся доказательства высокой степени обоснованности проекта на основе комплексного маркетингового исследования. В нем важно показать абсолютные размеры рынка, дать характеристику рынка (склонен ли этот рынок к росту или застою), основные сегменты рынка (группы потребителей), охарактеризовать чувствительность рынка к различным внутренним и внешним факторам, его подверженность циклическим и сезонным колебаниям и т. д. Кроме того, необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы. В заключение важно сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю и дать прогноз продаж своей продукции.
Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Как отмечалось выше, апробированными и наиболее распространенными в международной практике конкурентными стратегиями являются: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование, предложенные М. Портером. В бизнес-проекте должны быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение. После определения конкретной конкурентной стратегии необходимо решить следующие вопросы:
— Как лучше реализовать выбранную стратегию?
— Необходима ли для осуществления стратегии реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т. п.)?
— Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии?
— Нужно ли уходить с традиционного рынка (для уже существующих предприятии)? Если традиционный рынок дополняется новым, то на каком из них необходимо сфокусироваться?
Если предприятие принимает решение об изменении своей стратегии или внедрении на новый рынок, то оно должно предусмотреть возможные ответные действия конкурентов:
— степень вероятности ответных действий;
— характер их возможного воздействие на фирму;
— степень агрессивности действий конкурентов;
— наличие возможности уклонения от особо агрессивных действий.
План производства. Данный раздел должен показать, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить выполнение производственной программы. При этом необходимо объективно оценить уровень экономического потенциала и возможности его качественного изменения в процессе выполнения разрабатываемого проекта. В этом разделе следует оценить уровень технологического и кадрового потенциала предприятия.
Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчеты издержек производства. При этом следует дать ответы на следующие вопросы:
— Каковы основные методы производства и используемые технологии?
— Какова общая структура производственного процесса, каковы операции по выпуску товара?
— Возможно ли достижение преимущества в операциях?
— Какое сырье и материалы необходимы?
— Кто основные поставщики фирмы?
— Какие мощности необходимы для организации производства?
— Может ли предприятие рассчитывать на эффект масштаба производства?
— Какова предполагаемая структура издержек?
— Как осуществляется контроль качества?
— Как осуществляется выбор необходимого оборудования?
— Где будет расположено производство?
— Каковы требования к производству со стороны месторасположения и географических условий?
— Какова рабочая сила, необходимая для функционирования производства сегодня и в будущем?
— Соответствует ли квалификация работников возможностям и специфике оборудования?
План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-проекта.
Этот раздел бизнес-проекта нужен для того, чтобы:
— предприниматель мог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы;
— работники маркетинговых подразделений фирмы могли бы использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;
— инвесторы могли убедиться в достаточной емкости и перспективности рынка.
Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и отвечать на следующие вопросы:
— Каковы основные характеристики покупателей на отраслевом рынке?
— Какие группы покупателей (по уровню доходов, демографическому признаку, поведенческим принципам и т. д.) можно выделить?
— На какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?
— На какое место (долю) в данном сегменте рынка может претендовать бизнес?
— Какова основная методика расчета цены на товар фирмы?
— Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены?
— Какие каналы распространения товаров будет использовать фирма?
— Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своих товаров (рекламу, стимулирование сбыта, пропаганду, личные продажи)?
— Как фирма планирует организовать послепродажный сервис?
Организационный план. Организационный план управления предприятия освещает проблемы производственного менеджмента. Следует обратить особое внимание на обеспечение гибкости системы управления в случае изменения рыночных условий, объема производства или сбыта продукции как в производственном, так и в региональном аспекте. Кроме того, раздел должен содержать принципиальную схему принятия решений по управлению.
Ориентирами для составления плана могут служить ответы на следующие вопросы:
— Какова форма собственности?
— Кто основные акционеры организации и какова схема распределения прибыли?
— Каковы организационная структура фирмы и способ взаимодействия подразделений друг с другом?
Если фирма существует уже несколько лет, то необходимо описать историю формирования ее собственности.
Финансовый план. Финансовый раздел бизнес-проекта включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.
Кроме того, при составлении бизнес-проекта проводится так называемый анализ чувствительности. Анализ чувствительности предполагает изучение эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменениями его ключевых параметров: затрат на исследования и разработку; строительных издержек; размеров рынка; цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.
— предполагаемую систему финансирования и ее инструменты (банковские кредиты, векселя, облигации, опционы, простые и привилегированные акции и т. д.);
— величину процентов и основных выплат по долгу. Кроме того, желательно указать распорядок выплат по финансовым соглашениям;
— гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений;
— показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, соотнесенные с соответствующими среднеотраслевыми показателями;
— список текущих кредиторов фирмы (если они существуют), суммы и сроки выплат по кредитам;
— налоговые преимущества, которые могут быть получены при том или ином способе финансирования бизнеса.
План исследований и разработок. Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.
Если же фирма все-таки предполагает или уже проводит исследования и разработки, в соответствующем разделе бизнес-проекта она должна ответить на следующие вопросы:
— величина затрат на исследования и разработки;
— сравнение затрат на НИОКР с соответствующими затратами фирм-конкурентов;
— квалификация и опыт ключевого персонала в отделе исследований и разработок, количество занятых в этой сфере;
— оснащенность отдела исследований и разработок, характеристики общезаводского оборудования;
— реальные достижения исследовательского подразделения и его вклад в общий успех организации;
— формы государственной и частной помощи проведению исследований и разработок (субсидии, гранты и т. д.);
— доходы, которые подразделение исследований и разработок генерирует, проводя работы для других организаций (договорные работы).
Оформление и стиль бизнес-проекта. Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-проекта, чем его содержание. Специалисты по бизнес-проектированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и оформления бизнес-проекта.
— Предложения должны быть короткими, ясными, четкими и энергичными.
— Бизнес-проект должен включать только релевантную (относящуюся к делу) информацию.
— Идеи, представленные в бизнес-проекте, должны быть реальными и выполнимыми. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.
— Необходимо придерживаться четкой структуры плана. Материал должен быть разделен на параграфы и хорошо структурирован. Кроме того, необходимо особо выделять основные предположения бизнес-проекта и его главные выводы.
В отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации.
Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом задачи и цели должны быть выполнены. Таким образом бизнес-план по своей форме тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью.
В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес плана.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Назначение и основные задачи бизнес-плана. Роль бизнес-плана в экономическом обосновании инвестиционного проекта. Резюме проекта и характеристика предприятия. Разработка схемы финансирования. Оценка экономической эффективности от реализации проекта.
дипломная работа [216,5 K], добавлен 12.01.2015
Основные цели бизнес-плана, этапы его разработки, структура и содержание, оформление и стиль изложения, главные отличия от стратегического плана. Сущность финансового раздела бизнес-плана, расчет дисконтированной стоимости. Роль страхования бизнеса.
реферат [38,6 K], добавлен 23.11.2010
Понятие о предпринимательской деятельности в Интернете и ее особенности. Сущность и основные понятия бизнес-планирования. Влияние бизнес-планирования на повышение эффективности предпринимательской деятельности. Производственный и организационный план.
дипломная работа [428,0 K], добавлен 21.10.2010
Экономические реформы и их влияние на быструю смену стереотипов управления. Бизнес-план как объективная оценка предпринимательской деятельности фирмы и визитная карточка предприятия. Цели, задачи, функции, принципы планирования хозяйственной деятельности.
курсовая работа [46,8 K], добавлен 03.09.2013
Бизнес планирование на предприятие. Функции и принципы планирования на предприятии. Этапы разработки бизнес-плана. Процесс и организация планирования на предприятии. Методика составления разделов бизнес-плана. Характеристика и выбор деятельности.
курсовая работа [38,6 K], добавлен 14.09.2006
Место бизнес-плана в стратегическом управлении предприятием. Какие цели преследует составление бизнес-плана и в каких случаях следует его составлять. Положительные и отрицательные стороны представленного бизнес-плана. Резюме к бизнес-плану фирмы «АВС».
контрольная работа [33,7 K], добавлен 12.11.2010
Основные понятия корпоративных стратегий как плана управления предприятием, их уровни и бизнес-единицы. Направления деятельности ОАО «Транснефть», анализ факторов успеха. Показатели эффективности организации и их динамика, улучшение бизнес-процессов.
курсовая работа [892,9 K], добавлен 15.09.2014