в чем заключаются функции органа сертификации испытательной лаборатории
В чем заключаются функции органа сертификации испытательной лаборатории
Статья 26. Организация обязательной сертификации
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 26
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Орган по сертификации:
привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность, полноту и объективность оценки документов, принятых в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технического регламента и послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия;
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
осуществляет инспекционный контроль, если инспекционный контроль предусмотрен соответствующими техническим регламентом, схемой обязательной сертификации и (или) договором о проведении инспекционного контроля, в случае поступления от органов государственного контроля (надзора) информации о претензиях к безопасности продукции либо в случае, если поступившая информация ставит под сомнение результаты ранее принятого решения по сертификации продукции;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом заявителя, федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора);
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 22.12.2020 N 460-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами;
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
осуществляет отбор образцов для целей сертификации и представляет их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории (центры) или, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, поручает осуществить такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам);
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
подготавливает заключение, на основании которого заявитель вправе принять декларацию о соответствии по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типовых образцов выпускаемой в обращение продукции и технической документации на данную продукцию;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
осуществляет оценку заявителя на соответствие положениям технического регламента, определяющим круг заявителей для конкретного объекта подтверждения соответствия;
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
рассматривает информацию органа государственного контроля (надзора) о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия, принимает решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия либо об отсутствии такой необходимости и направляет в орган государственного контроля (надзора) в течение десяти рабочих дней мотивированный ответ с результатами рассмотрения указанной информации;
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
исполняет предписание органа государственного контроля (надзора) либо национального органа по аккредитации о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, принимает решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия;
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
в течение трех рабочих дней со дня заключения с заявителем договора о передаче сертификата соответствия в случае, установленном пунктом 2.2 статьи 25 настоящего Федерального закона, представляет соответствующие сведения в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации;
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
обладает иными правами и обязанностями в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
С 23.12.2021 ст. 26 дополняется пп. 2.1-2.4 (ФЗ от 22.12.2020 N 460-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанным порядком предусматриваются в том числе:
случаи и сроки принятия органами государственного контроля (надзора), национальным органом по аккредитации решений о приостановлении, возобновлении, прекращении действия сертификатов соответствия, признании их недействительными;
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
особенности прекращения действия сертификатов соответствия, признания недействительными сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации, аккредитация которых была прекращена либо область аккредитации которых была сокращена (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации) в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
порядок информирования органов по сертификации, заявителей, приобретателей, в том числе потребителей, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия сертификатов соответствия, признании их недействительными.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется органами сертификации, испытательными лабораториями и центрами.
Орган по сертификации (ОС) выполняет следующие функции:
ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в России – Госстандарт) выполняет следующие функции:
В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируется выбор системы сертификации, объекта сертификации, аккредитующего органа и пр. Например, такими органами, занимающимися вопросами сертификации, являются: Госстрой России, Госкомсвязи России, Госпожарнадзор МВД России, Российский Морской Регистр, Российский Речной Регистр, Российский Авиарегистр и пр.
Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОС). Например, функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Национального органа по сертификации России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требованиям государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.
В обязанности ЦОСа входит:
Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации.
Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, образовавшие систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации выполняет функции:
Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов (НД) а также за достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром.
Правила и порядок проведения сертификации.
Сертификация осуществляется в рамках определенной системы и по выбранной схеме. Порядок ее проведения устанавливается правилами конкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации.
В процессе сертификации можно выделить пять основных этапов:
1. Заявка на сертификацию.
2. объекта сертификации установленным требованиям.
3. Анализ результатов оценки соответствия.
4. Решение по сертификации.
5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом.
Этап заявки на сертификацию.Заявитель выбирает орган по сертификации, способный провести оценку соответствия соответствующего объекта (это определяется областью аккредитации ОС). Если таких ОС несколько, заявитель может выбрать любой из них. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации. Орган по сертификации рассматривает заявку и в срок, установленный порядком сертификации однородной продукции, сообщает заявителю решение. В решении, в числе различных сведений, необходимых заявителю, предлагается перечень соответствующих аккредитованных организаций и испытательных лабораторий, которые могут выполнить указанный объем работ.
Этап оценки соответствия имеет особенности в зависимости от объекта сертификации. Для продукции он состоит из отбора образцов продукции и их испытаний. Образцы должны быть такими же, как поставляемые потребителю. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В случае проведения испытания в двух и более ИЛ отбор образцов может быть осуществлен органом по сертификации.
Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.
Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверки системы качества в ОС. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям. По результатам оценки составляется заключение эксперта.
При необходимости анализа состояния или сертификации производства проводятся:
Конструкторско-технологическая экспертиза нормативно-технической документации (НТД) на производство изделия. Проводится анализ правильности принятия решений, оценка работоспособности и других показателей назначения, в соответствии с требованиями технических условий (ТУ).
Метрологическая экспертиза. Проводится анализ состояния парка средств измерения и контроля, используемых в производственном цикле.
Оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.
Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия или отказа в нем.
Продукция, на которую выдан сертификат соответствия, маркируется знаком соответствия, принятым в системе.
Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец). Право маркирования знаком соответствия предоставляется лицензией, выданной ОС.
Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, сопроводительную техническую документацию. При невозможности нанесения знака на продукцию (сыпучие, жидкие, газообразные вещества), знак соответствия ставится на тару.
Инспекционный контроль сертифицированного объекта проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. Он проводится в течение всего срока действия сертификата – обычно один раз в год в форме периодических проверок. В комиссии органа по сертификации могут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта России, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций.
Органы по сертификации: цели и обязательства
Орган по сертификации – организация, официально признанная с помощью аккредитации на независимость и компетентность, имеющая право осуществлять сертификацию однородной продукции в конкретных областях аккредитации, которые утверждаются на основании номенклатуры сертифицируемой продукции нормативными документами, используемыми при сертификации.
Сертификационный орган, обладающий личной испытательной лабораторией, называется «сертификационным центром (центр по сертификации)»
В качестве сертификационного органа могут быть аккредитованы любые организации различных форм собственности: государственные, частные, муниципальные и иные.
Сертификационный орган, обладающий личной испытательной лабораторией, называется «сертификационным центром (центр по сертификации)». В центр сертификации могут быть включены представители общественных объединений или органов местного самоуправления.
Каждый орган по сертификации регистрируется в государственном реестре с выдачей свидетельства и присвоения индивидуального кода.
Для обеспечения максимально объективного подхода к сертифицируемому объекту органы сертификации имеют независимую основу, поскольку они не могут быть причастны к сторонам-участницам процедуры сертификации: покупатель, продавец, производитель.
Органы сертификации по законодательно прописанным результатам экспертиз, исследований и иных процедур производят выдачу соответствующих разрешительных документов. Основными среди них в системе российской сертификации являются:
В целом процесс сертификации в зависимости от назначения и специфики изготавливаемой продукции имеет обязательную и добровольную форму. При этом обязательному соответствию подлежит продукция, связанная с безопасностью жизни и здоровья людей, а также окружающей среды. Данную продукцию систематизируют в номенклатуре, которая содержится в специальном реестре.
Выбор органа сертификации проводится согласно существующим реестрам на основании применяемой системы сертификации, а именно:
Данные перечни публикуются в открытом доступе на официальных государственных сайтах.
Функции органов по сертификации
В задачи сертификационных органов входит следующий перечень мероприятий:
Помимо этого кроме выдачи государственных разрешительных документов и проведения сертификации органы предоставляют ряд дополнительных услуг, связанных с теми видами их деятельности, на которые действует государственная аккредитация:
Каждый сертификационный орган для обеспечения беспристрастности принимаемых решений должен нести полную ответственность за достоверность выданных сертификатов. Работа всех региональных центров координируется Центральным органом сертификации, осуществляющим общий контроль и отчётность.
Требования, предъявляемые к органам по сертификации и их обязательства
В основе законодательной и нормативно-правовой базы, которая определяет обязанности сертификационных органов при проведении качественной оценки соответствия различных видов продукции лежит ФЗ о техническом регулировании. На основании данного закона осуществлять сертификацию и декларирование соответствия имеют право лишь органы по сертификации, имеющие соответствующий аттестат аккредитации в конкретной области.
В статьях закона указываются общие положения о процедуре аккредитации, осуществляемой в целях:
Выдачу полномочий осуществляет специализированная государственная структура, называемая Национальным органом аккредитации, в состав которого входят высококвалифицированные специалисты разных профилей сертификационной деятельности.
Нормами федерального закона и специальным Постановлением Госстандарта также устанавливаются требования к органам, проводящим сертификацию, включая их обязательства и ответственность за их нарушение перед заявителем:
Организация, претендующая на функционирование и аккредитацию в качестве сертификационного органа однородной продукции должна располагать необходимыми документированными процедурами и средствами, позволяющими осуществлять сертификацию, в том числе:
Требования к персоналу:
Требования к документации – орган по сертификации должен иметь полный комплект организационных и методических документов, называемый «Руководство по качеству», содержащий:
В системе качества может быть аккредитовано одновременно несколько органов сертификации одного вида продукции. При этом заявителю предоставляется право выбора своего сертификационного органа.
Импортеру
Раздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов
Орган по сертификации и испытательные лаборатории
Как уже отмечено выше, орган по сертификации — это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации. Область аккредитации устанавливается в соответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, применяемыми при сертификации. Если орган относится к системе обязательной сертификации, то аккредитацию организует Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления. На аккредитацию в качестве органа по сертификации могут претендовать зарегистрированные организации любой формы собственности: частные, государственные, муниципальные и др.
В обязательной сертификации в качестве органов по сертификации могут участвовать некоммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия при условии их аккредитации. Особое требование к подобным организациям — неделимость их имущества и невозможность его распределения по долям (паям), в том числе между собственным персоналом. Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы не могут претендовать на аккредитацию в качестве органов в сфере обязательной сертификации.
Требования к аккредитуемой организации.
Если организация претендует на аккредитацию в качестве органа по сертификации, она должна отвечать следующим требованиям:
· быть третьей стороной;
· быть технически компетентной в области сертификации сообразно заявленной области;
· иметь необходимые средства и документированные процедуры;
· располагать квалифицированным, специально обученным персоналом;
· обладать актуализированным фондом соответствующих стандартов и других нормативных документов;
· обеспечить не только сертификацию и испытания, но и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, причем испытательная лаборатория должна быть аккредитована по соответствующим правилам аккредитации, располагать документально оформленными правилами и порядком сертификации в заявленной области.
Обязанности и основные функции органа по сертификации.
В обязанности органа по сертификации входит:
· проведение сертификации продукции по правилам и в пределах аккредитации;
· выдача лицензии на применение знака соответствия обладателю сертификата;
· прекращение или приостановление деятельности в случае отмены действия аттестата аккредитации;
· создание надлежащих условий для инспекционного контроля за его деятельностью;
· представление информации в аккредитующий орган о своей деятельности, о всех изменениях, связанных с ней;
· соблюдение конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне заявителя.
Конкретные функции и особенности органа по сертификации обычно излагаются в документации каждой системы сертификации однородной продукции.
Основные функции органа по сертификации:
· распределение обязанностей, ответственности и взаимодействия сотрудников;
· составление методических разработок, в которых содержатся указания по функционированию органа и обоснования по выбору процедур и схем сертификации;
· комплектование и постоянное обновление фонда нормативных документов, используемых в системе;
· проведение сертификации продукции, выдача сертификатов и лицензий на пользование знаком соответствия, отмена их действия или приостановление;
· регистрация сертификатов соответствия и учет зарубежных сертификатов, протоколов испытаний и иных документов по соответствию продукции;
· инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если этого требует схема сертификации);
· обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о результатах сертификации или выявленных несоответствиях;
· предоставление заявителю беспрепятственного доступа к информации об услугах, которые он может предложить.
Требования к персоналу органа по сертификации.
Персонал органов по сертификации должен отвечать следующим требованиям:
· Руководитель органа по сертификации назначается по согласованию с аккредитующим органом.
· Персонал органа должен быть постоянным. Условия работы персонала должны полностью исключать возможность давления как со стороны изготовителя, так и со стороны потребителя.
· Орган по сертификации обязан постоянно обновлять сведения о квалификации и профессиональном опыте каждого работника, четко распределить функции каждого специалиста.
· Специалист органа по сертификации должен знать свои функции и степень ответственности, изучать новые методы работы в своей области, своевременно обновлять процедуры, инструкции и другую методическую документацию.
· Каждый специалист должен быть экспертом системы сертификации в заявленной области аккредитации.
Требования к фонду нормативных документов и документации.
Фонд нормативных документов должен быть полностью укомплектован (т.е. содержать нормативные документы, регулирующие требования к качеству продукции, методам контроля и испытаний и соответствовать области аккредитации) и регулярно актуализироваться. При актуализации необходимо: вносить нужные изменения в нормативные документы; уточнять номенклатуру требований, содержащихся в них и подтверждаемых при сертификации; разрабатывать предложения по обновлению методов испытаний, обосновывать необходимость принятия новых стандартов в случае их отсутствия.
Кроме фонда нормативных документов, орган по сертификации должен иметь комплект организационно-методических документов, на основании которых осуществляется его деятельность.
В комплект входят:
1. «Положение об органе по сертификации», в котором отражаются область аккредитации, юридический статус; функции, права, обязанности и ответственность; организационная структура; взаимодействие с Госстандартом РФ и перечень организаций, которые сотрудничают с самим органом; финансовая деятельность; сведения о штатном и внештатном персонале.
2. «Порядок сертификации однородной продукции», который может не разрабатываться, если орган предусматривает использование действующего общего порядка.
3. «Руководство по качеству», к главным составляющим которого относятся заявление о политике в области качества; сведения о квалификации персонала, в том числе наличие аттестованных экспертов; подробные сведения о поддержании и повышении уровня квалификации персонала; сведения о применяемых испытательных приборах (оборудовании); должностные инструкции персонала и пр.
Кроме названных видов документов, в комплект входит система документов по регистрации и протоколированию, которые должны храниться в течение установленного срока в условиях конфиденциальности.
В обязанности органа по сертификации входят контроль за документацией и поддержание ее в надлежащем порядке.
Процедура аккредитации.
Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве органа по сертификации, подает в аккредитующий орган заявку, в которой содержатся следующие сведения: заявленная область аккредитации; осведомленность о способе действия системы аккредитации; подготовленность к выполнению своих обязанностей по процедуре аккредитации (принять комиссию по аттестации и оплатить расходы независимо от результата аккредитации) и готовность к последующему инспекционному контролю. К заявке прилагается комплект документов, перечень которых определяет ГОСТ Р 51000.6—96.
Документы подвергаются экспертизе одним или несколькими экспертами, результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении.
При положительном заключении разрабатывается программа аттестации. Проводит аттестацию комиссия экспертов, назначенная аккредитующим органом.
Аттестация проходит непосредственно в органе по сертификации, где проверяются фактическое состояние заявителя и его соответствие представленным документам. Проверяется способность заявителя выполнять свои функции, что в некоторых случаях сопряжено с опытной сертификацией. По результатам аттестации комиссия составляет акт, который передается аккредитующему органу.
Для принятия решения об аккредитации аккредитующий орган рассматривает не только этот акт, но и заявку, информацию по экспертизе и аттестации и другие сведения, представленные ведущим экспертом, возглавляющим комиссию. При положительном решении аккредитующий орган выдает органу по сертификации аттестат аккредитации, срок действия которого не более пяти лет.
Аккредитация может быть отменена досрочно, если аккредитующий орган выявляет несоответствие органа по сертификации требованиям, обусловленным аккредитацией; если орган по сертификации сам принимает решение о досрочном прекращении действия аккредитации; при ликвидации органа по сертификации.
Орган по сертификации имеет право опротестовать решение о приостановлении его аккредитации и другие неприемлемые им действия аккредитующего органа путем подачи апелляции в соответствующую комиссию.
В период действия аттестата аккредитации осуществляется инспекционный контроль органа по сертификации со стороны аккредитующего органа. Условия и содержание инспекционного контроля определяются договором между органом по сертификации и аккредитующим органом. Как правило, при инспекционном контроле проверяются: соблюдение обязанностей и выполнение функций; своевременность актуализации фонда нормативных документов; квалификация штатных сотрудников, соблюдение правил приема и рассмотрение заявок и апелляций; правильность организации и проведения испытаний и др.
Испытательные лаборатории.
Требования к испытательным лабораториям в России регулируются государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к деятельности испытательных лабораторий (EN 45001, EN 45002 и EN 45003). Эти требования учитываются при создании, аккредитации и функционировании испытательной лаборатории; в процессе взаимодействия лаборатории с аккредитующим органом и с органами по сертификации; при заключении соглашений с зарубежными партнерами о признании протоколов испытаний; их также принимают во внимание эксперты, осуществляющие инспекционный контроль за работой аккредитованной лаборатории.
Большинство отечественных лабораторий отличается от зарубежных признанием их технической компетентности, в то время как зарубежные аккредитованы как независимые. Ситуация, когда признается только техническая компетентность, сложилась в России вследствие того, что практически все действующие в настоящее время лаборатории были созданы как структурные подразделения тех или иных организаций, научно-исследовательских институтов и предприятий.
Испытательная лаборатория имеет право на субподряд другой аккредитованной лаборатории, если она не располагает каким-либо видом оборудования, необходимым для проведения испытаний конкретной продукции. Объем работ по субподряду не должен превышать 25% стоимости всех испытаний, а договор субподряда не является основанием для расширения области аккредитации.
Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность которых связана с обязательной сертификацией, организует и проводит Госстандарт России и уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Любая лаборатория, которая удовлетворяет требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3—96 и дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее заявлению, имеет право на аккредитацию.
Общие требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации в РФ соответствуют рассмотренным в гл. 14.
Обязанности аккредитованной испытательной лаборатории.
Аккредитованная испытательная лаборатория обязана поддерживать свое соответствие требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3-96 и другим критериям, которые применены аккредитующим органом при ее аккредитации:
· заявлять о проведении только тех испытаний, которые включаются в область аккредитации;
· оплачивать все расходы, связанные с аккредитацией и инспекционным контролем;
· прекращать деятельность сразу по истечении срока действия аттестата аккредитации;
· при заключении контрактов (договоров) с заказчиками испытаний указывать, что ни аккредитация, ни протоколы испытаний не должны считаться гарантией соответствия продукции установленным требованиям;
· следить за соблюдением требований аккредитующего органа в отношении использования заказчиками протокола испытаний в целях своей рекламы;
· информировать аккредитующий орган об изменениях в организации, которые могут повлиять на соответствие лаборатории критериям аккредитации.
В системе сертификации ГОСТ Р аккредитовано около 2 тыс. лабораторий, в том числе около 60 зарубежных. Более 700 аккредитованных лабораторий занимаются испытаниями продуктов питания и пищевого сырья; более 300 — испытаниями электротехнических приборов, более 270 — продукции машиностроения.
Среди аккредитованных испытательных лабораторий более 100 представляют собой акционерные общества и около 60 — общественные объединения. Таким образом реализовано положение Закона «О сертификации продукции и услуг» о привлечении к практике сертификации юридических лиц любой формы собственности.