в чем заключаются функции налогов

Функции налогов

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа­ние налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспреде­лительных отношений в процессе создания общественного богат­ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:

Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :

Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения — изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социаль­ной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных историче­ских промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фис­кальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых по­средством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является са­мой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распре­делительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного само­регулирования. Средством решения этих задач, позволяющим пере­распределять общественный продукт между различными категория­ми населения с целью снижения социального неравенства и под­держания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

Распределительная функция реализуется также через индивиду­альную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои на­селения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значи­тельным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступ­лений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким обра­зом, распределительная (социальная) функция не только обеспечи­вает регулирование фактической величины налоговой нагрузки ис­ходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государствен­ными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении го­сударственного контроля за финансово-хозяйственной деятельно­стью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого кон­троля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обя­зательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полно­ты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государ­ственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора эконо­мики. Кроме того, данная функция способствует повышению эф­фективности реализации других функций налогов, в первую оче­редь фискальной — через сопоставление налоговых доходов с фи­нансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприя­тий в сфере налогообложения, направленных на усиление государ­ственного вмешательства в экономические процессы (для предот­вращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объ­ема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспро­изводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воз­действовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведе­ние граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвести­циям. Данная функция реализует не только экономические отно­шения в иерархической подчиненности (государство — налогопла­тельщик), но во многом и экономические отношения между нало­гоплательщиками.

А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три под­функции:

Стимулирующая подфункция заключается в формировании по­средством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельно­сти. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогооб­ложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым ка­тегориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организа­ции, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образова­ние, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие опреде­ленных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, на­пример посредством установления на них льготного порядка нало­гообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налого­вый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъ­ектов, но это лишь один из аспектов мотивации для стимулирова­ния их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработан­ного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не по­могут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция, напротив, заключается в форми­ровании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют разви­тие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдель­ных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. По­вышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие произ­водства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не без­граничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посред­ством увеличения доли косвенного налогообложения можно дести­мулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных по­шлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, реко­мендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится не­достаточно обоснованным, поскольку при стимулировании разви­тия определенных производств, отраслей и территорий сдерживает­ся развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восста­новление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы на­численной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная под­функция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления обществен­ных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископае­мых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Источник

Основные функции налогов. Анализ состояния социальных процессов в обществе

Понятие функции налогов менялось на протяжении всего времени своего существования и претерпело существенные изменения. Важно отметить, что и на сегодняшний день определение функций налогов, их содержание и количество у разных учёных в корне отличаются.

Возникновение и эволюция налогов

С момента появления налогов их ключевой функцией считается фискальная. Ещё в Древнем Риме говорилось о том, что фиск – это военная касса, которая предназначена для хранения денег к выдаче. Чуть позднее с конца I в. до н.э. фиском стали называть частную казню императора, которая был под ведомством специальных чиновников, а наполнялась доходами из провинции. В IV в. н.э. фиском именовали единым общегосударственный центр Римской империи, куда отправлялись все доходы, налоги и сборы в том числе, также оттуда производились все государственные расчёты. Так образовалось название и стал применяться термин для обозначения государственной казны.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все физические и юридические лица. Её содержание заключается в образовании государственного фонда посредством изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства. Здесь подразумевается оборона страны, защита правопорядка, решение социальных, природоохранных и иных задач.

На начальных этапах формирования налогообложения фискальная функция была главной и по большому счёту единственной функцией налога. Это было во времена Древнего Рима. В Средние века были солидарны. Более того, мнения меркантилистов, а также А. Смита, Д. Риккардо и других представителей классической школы политэкономии было схожими.

По мнению некоторых специалистов, фискальная функция налогов является единственной, другие полагают, что существуют и другие функции, которые представляют собой некие производные от фискальной. Это объясняется тем, что именно при помощи фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, особенно это касается процесса перераспределения валового внутреннего продукта.

Регулирующая функция налогов

В Древнем Риме говорилось ещё об одной очень важной функции налогов – регулирующей, также её называют стимулирующей и дестимулирующей. Эта функция проявлялась в переходе на денежную форму уплаты налогов, который в свою очередь сильно стимулировал развитие товарного производства и рынка.

Реализовывалась на практике эта функция посредством системы налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Важное значение в её осуществлении имела и сама налоговая система.

Вводя и отменяя налоги, государство таким образом стимулировало развитие конкретных производств, регионов, отраслей. При этом могло контролировать развитие всех остальных.

Налоги оказывают серьёзное влияние на уровень и структуру совокупного спроса, таким способом воздействуя на его развитие или сдерживание производства. Уровень налогов определяет соотношение между издержками производства и ценой продажи. Посредством налогового регулирования отплаты труда осуществляется влияние налогов на совокупный спрос.

Зачастую государство прибегает к использованию протекционистских мероприятий, которые служат для поддержания отечественных производителей. Суть их состоит в высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлинах.

На I этапе развития налоговой системы и даже на протяжении практически всего II этапа не было никаких предпосылок, чтобы широко использовать налоги в других целях, кроме фискальной. Но в эпоху меркантилизма были предприняты некоторые шаги в направлении применения налогов как регулирующего средства. Первоочерёдно это проявилось в проведении жёсткой протекционистской политики и во введении соответствующих таможенных пошлин.

В XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера говорило о распространении налоговых привилегий для отраслей промышленности, развитие которых было стратегически важным для государства. Оно всячески стимулировало увеличение объёмов вывозимых промышленных товаров, при этом накладывало усиленные меры налогообложения на предметы роскоши.

Стимулированием роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительство также занималось посредством системы налогообложения.

В Англии в 1758 г. государство ввело налог на холостяков, согласно которому мужчины, достигшие 25-летнего возраста не состоящие в законном браке, обязаны платить налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов и 20 шиллингов, если достигало 300 фунтов стерлингов. Этот же налог касался и бездетных вдовцов.

Наиболее яркое применение налогов для стимулирования рождаемости было характерно Франции и Испании того времени. В последней полностью от уплаты налогов освобождались семьи, которые имеют шестерых и более детей. Более того, для привлечения иностранных ремесленников, купцов и земледельцев многие страны использовали привлекательные налоговые льготы. Среди таких стран Испания, Россия, Пруссия.

Именно меркантилисты обратили внимание на то, что налоги оказывают стимулирующее действие на труд. Они смогли сделать определ1нные выводы относительно влияния налогов на потребление. С ходом времени голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. заговорили о влиянии налогов и на производство.

Однако обосновать полностью регулирующую функцию налогов смогли только на III этапе развития налоговой системы. Это обоснование принадлежит учёным маржиналистской, немецкой, американской школ. В начале XX в. в финансовой науке было признано существование регулирующей функции налогов. Более того, её стали считать одной из важнейших функций.

«Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов».

Середина XX в. была ознаменована тем, что произошёл научный прорыв в экономической науке – были разработаны научные методы регулирования экономики при помощи налогов. Главную роль в этом сыграл Дж. М. Кейнс английский экономист. Согласно его теории, именно налоги представляют собой основной рычаг государственного регулирования рыночной экономики. Его теория предполагает необходимость создания эффективного спроса в качестве условий для обеспечения реализации произведённой продукции с помощью влияния государства.

Дж. М. Кейнс выступал за то, что кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна способствовать притоку инвестиций, и естественно это должно происходит при помощи соответствующей системе налогообложения.

Ключевая идея положений теории Дж. М. Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если это отсутствует, то большие сбережения препятствуют экономическому росту, поскольку это является пассивным источником доходов, не вкладывается в производство. Нужно производить изъятие посредством налогов доходов, помещённых в сбережения, а также финансирование за счёт этих средств инвестиций.

Следуя теории Дж. М. Кейнса, важно понимать, что налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Безусловно, налоги должны быть высокими и прогрессивными. В таком случае они действуют как «встроенный стабилизатор».

При экономическом подъёме облагаемые доходы растут медленными темпами, нежели налоговые доходы. Обратная ситуация складывается во время кризиса, когда налог уменьшается быстрее, чем падают доходы.

Всё это позволяет достичь относительной социальной стабильности в обществе. Исходя из всего этого можно сказать, что налоговые поступления зависят в полной мере от величины ставок налогов, а также от изменения величины доходов, которые облагаются по прогрессивной шкале. Колебания величин в данном случае происходит автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, нежели в уровне доходов.

Распределительная функция налогов

Ещё одной важной функцией налогов является распределительная. Она тесно связана с фискальной и регулирующей функциями. Её сущность состоит в том, что при помощи налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство занимается перераспределением финансовых ресурсов из производительной сферы в социальную, а также занимается финансированием крупных целевых программ, которые имеют общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку.

Распределительная функция ярко выражается в сочетании налоговой системы прямых и косвенных налогов, цель у которых представлена в виде создания устойчивого уровня налоговых поступлений, а также вместе с тем увеличивает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Существует важный момент, который с позиции реализации распределительной функции представлен как направление финансовых ресурсов в инвестирование в наиболее привлекательные капиталоёмкие секторы экономики с длительными периодами окупаемости затрат. Иными словами, имеется в виду переложение повышенных рисков на государство с экономических субъектов.

Когда устанавливается система сбора налогов с физических лиц, со стороны государства осуществляется перераспределение доходов своих граждан посредством направления части финансовых ресурсов более обеспеченной части населения на поддержание финансовой активности малообеспеченных слоёв населения. Именно это перераспределение даёт возможность обеспечить социальную стабильность в стране.

Зачастую распределительную функцию часто называют социальной именно по той причине, что от неё во многом зависит социальная стабильность всего общества.

I и II этапы развития налоговой системы показали конкретные примеры того, как предпринимались попытки реализации распределительной функции.

Во времена Древнего Рима император Август в 6 г. н.э. ввёл налог на наследство по ставке 5%. Налог обязаны были оплачивать все граждане Рима. Все доходы с этого налога направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров.

В Средние века также были примеры попыток решать посредством доходов социальные задачи общества. В XVI в. В Англии ввели налог на бедных. Цель этого налога состояла в сборе общиной средств на содержание неимущих. Логичнее назвать этот налог для бедных, поскольку уплачивали его состоятельные люди для бедных.

Во Франции в XVII в. правительство Кольбера ввело налог на роскошь, который в последствие появился и в других странах.

Финансовая наука смогла теоретически обосновать распределительную функцию в XIX в. Работы нескольких учёных были направлены как раз на изучение этого вопроса. Учёные новой исторической школы таким как, А. Вагнер, Э. Селигмен и другие посвятили некоторые своих труды распределительной функции налогов. Объяснялись способы практической реализации данной функции, прежде всего посредством введения подоходного налога, применение прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление льгот.

Сегодня все развитые страны мира в налоговой политике применяют распределительную функцию. Жаль, что в современной России данная функция снижена.

Контрольная функция налогов

Между контрольной фискальной и распределительной функцией существует тесная связь. Эта функция стала формироваться в ходе развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов. Проявление контрольной функции состоит в проверке эффективности хозяйствования, с одной точки зрения, и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства – с другой.

Развитая контрольная функция даёт возможность осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Вместе с тем эффективная реализация контрольной функции мешает уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Если в государственном бюджете не хватает средств – это сигнал о несовершенстве налоговой системы и необходимости внести некоторые изменения в неё. Информация о сборе налогов наиболее достоверно рассказывает о состоянии экономики государства и уровне доходов населения. Эффективно реализовывать данную функцию налогов помогают правильные управленческие решения в основных сферах жизни: экономической, социальной и политической.

Некоторые признаки проявления контрольной функции можно наблюдать уже на I этапе развития налоговой системы. Однако только на III этапе развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий дало возможность в полной мере реализовать эту функцию в развитых странах в полной мере.

Внешнеэкономическая функция налогов

Внешняя политика и внешнеэкономическая функция налогов связаны между собой. Суть её представлена в особых режимах налогообложения для предприятий определённых стран, а также во внешней торговле. Для этих целей служит таможенная система и не только она.

Во времена образования Руси в 884 г. князь Олег победил днепровских северян и потребовал с них небольшую дань. Скромный размер дани был предусмотрен не случайно, поскольку северяне, которые до этого платили дань хазарам, не стали сильно сопротивляться дружине Олега и отдали то, что с них потребовали. После этого уже радимичи, которые жили по соседству с северянами стали добровольно уплачивать налог Олегу, чтобы он защитил их от хазар, причём размер дани уменьшился ещё в два раза.

Самым ярким примером внешнеэкономической функции налогов можно назвать правительственное Соглашение между РФ и РБ о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов. Данное соглашение вступило в силу 01.01.2005 г. и действует по принципу «страны назначения».

Из всего вышесказанного следует, что в процессе развития налоговой системы и финансовой науки были выделены пять ключевых функций:

Краткий анализ состояния социальных процессов в обществе

Экономическая реформа 1990-х гг. серьёзно пошатнула условия жизни большинства населения страны из-за того, что лишь небольшое количество лиц присвоило основную массу государственной собственности. Реформа стала причиной масштабного расслоения населения по уровню доходов, одновременно с тем этот процесс не останавливается до сих пор.

Касательно динамики распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения, можно сказать следующее. Представители первой группы получили наименьшие доходы в 2000 г. 5,8 %, в 2010 г. – 5,2%. В пятой группе с наиболее высокими доходами представители получили 45,8 и 47,7 % доходов. Ситуация значительно ухудшается, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Расслоение общества способствовало резкое уменьшение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады. Одновременно с тем внедряется платная медицина, образование и т.п.

Сократить социальное неравенство можно только посредством целенаправленной политикой, в том числе и со стороны налоговой системы.

Очевидно, что стоит отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуться к социальному налогу, при этом передав его администрирование ФНС РФ.

Реформировать налог на доходы с физических лиц можно при помощи Закона о соответствии крупных расходов доходам и ввести политику расширения социальных налоговых льгот по данному налогу. Также усовершенствования требует налог на имущество физических лиц. Он должен выполнять функцию налога на роскошь. Это касается и земельного и транспортного налога в отношении физических лиц. Возможно стоит вернуть налог на имущество, которое переходит по наследству или в порядке дарения.

В качестве мер также усматривается упрощение и снижение налоговых вычетов с малого бизнеса. Относительно налогов для крупного бизнеса, то в их отношении должна быть усилена регулирующая функция. Имеется в виду усиление налогов на прибыль организаций и на добавленную стоимость, а также стимулирование развития реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что напрямую и косвенно влияет на социальный климат в стране.

Область налогового администрирования также требует изменений. Необходимо ужесточить налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнёрских отношений между основными налогоплательщиками и налоговыми органами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *