в чем заключаются функции эмоций
Функции эмоций, их виды, свойства, состояния
Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.
Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека.
Побудительная функция определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.
Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Выделяют различные виды эмоций. Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима и отражаема в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от гр. sthenos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.
По содержательному своеобразию эмоциивыделяют следующие виды эмоций.
Эмоциональный тон ощущения – наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.п.) являются для человека приятными, нейтральными или неприятными.
Эмоциональный отклик – это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом, одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоциональному состоянию других людей – важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания.
Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.
Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия. Состояние аффекта связано с нарушениями ясности сознания, что может привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией.
Аффекты – чистая реакция, возникающая в конфликтных и криминогенных ситуациях, поэтому она является объектом специального исследования в уголовном праве и рассматривается в особых статьях уголовного кодекса. Эта реакция требует установления факта нахождения или ненахождения обвиняемого в момент совершения противоправных действий в состоянии обычного (физиологического) аффекта – внезапно возникшего сильного душевного волнения. Данный вид аффекта следует отличать от аффекта патологического. Физиологическому аффекту могут быть подвержены психически нормальные люди в определенных ситуациях. Однако импульсивность действий и снижение самоконтроля не означают полной невменяемости. Импульсивный ответ на угрозу или оскорбление обычно соответствует характеру раздражителя. После выхода из состояния аффекта субъект может частично воспроизвести детали события и высказывает сожаления о содеянном. Патологический аффект иногда охватывает психически больного, невменяемого человека или человека, находящегося в состоянии патологического алкогольного опьянения.
Страсть– это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.
По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Основной признак страсти – ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.
Страх – безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.
Страх возник как биологически защитный механизм. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.п. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона.
Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов труда, унижение достоинства и т.д. – вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.
Стресс(от англ. stress – напряжение) – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.
Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышенное содержание сахара в крови и т.п.), организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.
Физиологический стресс является тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.
Психологический стресс подразделяется настресс информационный и стресс эмоциональный.
Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от его психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Стресс может оказывать как мобилизующее, так и угнетающее влияние.
Фрустрация – специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр. Фрустрационные переживания оказывают «давящее» влияние на психику, снижая способность к рефлексии (самоанализу), логическому анализу событий. Фрустрацию переживает человек, ощущающий враждебность группы (семейной, профессиональной, учебной и др.); подросток, не встречающий в своей семье понимания, любви и поддержки своих планов. Состояние фрустрации может привести к существенным изменениям в поведении субъекта: либо отказу от активности, замене реальной деятельности, воображаемой (уход в себя, в грезы), либо к проявлению грубости, агрессивности как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих. Последнее бывает характерно для подростков, которых фрустрационные состояния побуждают к противоправным поступкам. Иногда фрустрация приводит к самоуничтожению, ощущению полной бесцельности и бесперспективности своего существования, к нервной депрессии и суициду. Поэтому необходима определенная сила воли и активность интеллекта, чтобы человек мог преодолеть фрустрационные состояния и найти для себя компенсационные содержательные виды деятельности, которые удовлетворяли бы его условия жизни и общения.
17. Воля. Волевые свойства личности, их структура,
этапы и закономерности формирования
Воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Основными особенностями воли являются:
§ сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;
§ связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя для этого человек может только в том случае, если он все хорошо продумал и спланировал;
§ связь с движениями. Для реализации своих целей человек двигается, изменяет формы активности.
Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:
1. Когда необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом.
2. Когда, несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели.
3. Когда на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.
В психической деятельности юриста воля выполняет ряд функций.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, направленных на достижение поставленных целей, как в благоприятных, так и в неблагоприятных жизненных ситуациях.
Общая регулирующая функция воли конкретизируется в следующих взаимосвязанных функциях:
§ побудительная функция – активизация определенных мотивов поведения, побуждение человека к определенной активности, совершению определенных действий, направленных на достижение определенной цели, связанной с удовлетворением определенной потребности;
§ организующая функция – организация психических процессов в систему, адекватную цели деятельности;
§ стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне вплоть до достижения цели деятельности;
§ функция торможения воли – сдерживание нежелательных проявлений активности, торможение мотивов, влечений, желаний, вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.
Воля – это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других устремлений и побуждений, организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно проставленными целями. Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроизвольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли представляет собой такого рода активность личности, которая связана с участием сознания. Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд актов: оценку сложившейся ситуации; выбор пути для будущего действия; отбор средств, необходимых для достижения цели, и т.д.
В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием решений, определяющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральных облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Волевая деятельность человека обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникающих как результат различных воздействий в условиях жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнообразные жизненные обстоятельства.
Научная электронная библиотека
Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
Место проведения: аудитория
Продолжительность: 2часа
Цели занятия:
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Темы проектов, рефератов:
Рекомендуемая литература:
Основная литература
Дополнительная литература:
Исходный уровень контроля знаний:
1. Что изучает наука психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Основные формы психических явлений.
4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?
5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?
Основные вопросы темы:
1. Характеристика эмоций
2. Основные теории эмоций.
4. Основные компоненты эмоций
5. Классификация эмоций
6. Эмоциональные феномены
7. Снятие эмоционального напряжения
8. Патология эмоциональной сферы
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Дайте основную характеристику эмоций.
2. Какие вы знаете основные теории эмоций.
3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?
4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?
5. Какие вы знаете функции эмоций?
6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?
7. Перечислите основные компоненты эмоций.
8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.
9. Авторы классификаций эмоций.
10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?
11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?
13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?
14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?
15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?
Содержательная часть
Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:
— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);
Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).
Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.
Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
Лимбическая теория эмоций
Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.
Информационная теория П.В. Симонова
П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.
Таблица 1
Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)
Дистанционное взаимодействие
Овладение, обладание
2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции играют важную роль в жизни человека. В повседневной жизни одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие – отвращение или бывают безразличны для нас. Жизненные факты во всей их полноте, многообразии их свойств и особенностей могут вызывать у нас радость, грусть, симпатию, гнев, стыд, страх и т.д. Все эти переживания и есть эмоции
(
чувства
).
– это один из видов эмоций.
Различия эмоций и чувств
заключаются в следующем:
− эмоции носят характер ориентированной реакции, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми; чувства, наоборот, в большинстве случаев предметны и конкретны;
− эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами; чувства – с социальной средой;
− эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного; чувства максимально представлены в нашем сознании;
− эмоции формировались в процессе эволюции как механизм адаптации; чувства возникли и формировались в процессе культурно- исторического развития человека.
под
эмоциями
понимают
психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость
и
оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Эмоции отличаются относительной длительностью. В связи с этим возникают различные эмоциональные состояния.
Эмоции представляют собой специфическое состояние психической сферы, одну из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающее многие физиологические системы и обусловленное как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем возможного их удовлетворения.
Эмоциональное возбуждение теснейшим образом связано с удовлетворением потребностей человека. Эмоции как активное состояние специализированных мозговых структур требует изменения в поведении организма в направлении минимизации или максимализации этого состояния. Удовлетворенная потребность вызывает эмоциональное переживание положительного характера и определяет направление поведенческой деятельности. Положительные эмоции закрепляются в памяти и выполняют важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности организма.
В физиологии эмоции (лат. «emovere» – возбуждать, волновать) – это рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражители, характеризующиеся субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности.
Существует большое количество психологических, физиологических и психофизиологических теорий эмоций. Однако до настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. На данный момент можно говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъектные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе и когнитивные процессы. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. Появление эмоций у человека в онтогенезе есть ни что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения.
В предлагаем учебном пособии рассматриваются виды и функции эмоций, психофизиологические методы изучения и диагностики эмоций, психофизиологические теории эмоций, а также развитие эмоций в онтогенезе. Особенно подробно излагаются вопросы нейроанатомии и нейрофизиологии эмоций.
Эмоции: коммуникативная функция
В современной жизни коммуникативная функция эмоций является одной из важнейших. В повседневном общении не функциональные состояния организма, а выразительные движения лица и изменившийся голос, когда мы без слов понимаем все, что человек хочет нам сказать – вот что такое эмоция.
Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»
Близкому человеку можно многое сказать одним выражением глаз, одной интонацией, одним тихим выдохом…
Люди из разных культур и с разным уровнем образования (от английский профессоров до австралийских дикарей) легко различают эмоции по фотографиям и интонациям в голосе.
Плач ребенка — не просто страдание, а сообщение ребенка родителям о том, что он ими недоволен и ему от них что-то надо. Ребёнок, который ещё не умеет говорить, плачем сообщает родителям, что хочет есть. Или — чтобы они прекратили его удерживать, когда он хочет вылезти из надоевшей ему коляски и походить самостоятельно. Или чтобы взяли его на руки, когда ему это уже сильно захотелось. Хочется — начинается адресный плач.
Ярчайшая фраза детей: «Отойди, я не тебе плачу!» Смотри Кому плачем?
Эмоции рассказывают окружающим о нашем состоянии, они кричат о нашей боли и требуют помощи, когда мы устали или нам трудно. А если нам помогли – мы говорим спасибо и словами, и благодарным выражением лица.
Понимание эмоций
Для эффективного общения людям важно, чтобы эмоция одного адекватно понималась другим партнером.
Близкому человеку можно многое сказать одним выражением глаз, одной интонацией, одним тихим выдохом… Если, конечно, это умеешь выражать. В связи с чем большой популярностью пользуются упражнения, направленные на развитие эмоциональной выразительности и понимание эмоций партнера. Смотри упражнение Эмоциональный словарь
Также по эмоциональным проявлениям можно понять, в каком функциональном состоянии партнер, и это учесть.
Успокоив его, если он раздражен, или поясним ему то, от чего он в удивлении или недоумении.
Наблюдая эмоциональные движения, вы можете разгадать даже то, что другой человек хочет от вас скрыть. Смотри Язык тела
Впрочем, поскольку люди владеют не только средствами эмоциональной выразительности, но и обычным человеческим языком, то о своих эмоциях можно и нужно иногда просто и прямо говорить.
Эмоции как эффективные средства влияния и манипуляций
По лицу мужа жена легко может понять, что муж сейчас не в настроении обсуждать приезд её мамы и хочет отложить этот разговор до завтра.
Собственно, особенно угадывать ей и не нужно, поскольку муж это показывает специально и не скрывая. У него есть его недовольное лицо — он им и пользуется.
Именно выразительные движения являются целью большого числа эмоций, поскольку позволяют влиять на другого человека. Смотри Манипуляция
«Я не просто переживаю, ты должен увидеть мои переживания — и, соответственно, отреагировать на них».
Эмоциональные состояния:
· настроение (это затяжное, но относительно слабо выраженное, целостное эмоциональное состояние);
· аффект (это эмоциональный пик переживаний; это кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, целиком «захватывающее, затопляющее, заполняющее» психику);
· стресс (это эмоциональное состояние, возникающее в сложных, неожиданных, особо ответственных и значимых ситуациях, переживаемое как напряжение);
· фрустрация (это переживание тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуациях, угрожающих достижению поставленной цели);
· увлечение и страсть (это устойчивое, интенсивное стремление к какому-то объекту с сильным эмоциональным напряжением).
Приемы регуляции эмоций. Методики эмоционального контроля
1. Регуляция посредством другой эмоции, внимания и мышления..
Человек прикладывает сознательные усилия, чтобы активизировать эмоцию, противоположную переживаемой в данный момент, и тем самым ее подавить или снизить ее интенсивность.. Частным случаем является метод изменения настроения.. Заключается в том, что человек осознанно проговаривает утверждения типа: «Я чувствую себя действительно отлично», «Я ощущаю большую радость» и старается «войти» в предлагаемое эмоциональное состояние.. Лабораторные исследования показали, что данный метод является действенным, но отнюдь не долговременным..
Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций 1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная ситуации 6 1.2. Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций 11 1.3. Стратегии совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях 17 1.4. Устойчивость личности как фактор совладающего поведения в трудной жизненной …
С помощью волевых усилий сознание уводится от эмоциогенных обстоятельств и направляется на размышления о посторонних объектах и ситуациях.. К отвлечению относятся мечты, сон, прямое избегание конфликтных ситуаций, питье воды, рассматривание окружающей обстановки и т.п.
Сознание направляется на какое-нибудь побочное интересное дело (чтение книг или периодической печати, просмотр фильмов или телепередач, компьютерные игры, хобби и др.) или на обдумывание предстоящей деятельности..
4. Моторная регуляция, физическая разрядка..
Осуществление физической активности, снижающей интенсивность эмоционального переживания с помощью быстрых размашистых, интенсивных движений (полезная физическая работа, физические игры, ходьба пешком, танцы и т.п.).
Мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий.. Включает медитацию, прогрессивную мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, самовнушение, визуализацию, регуляцию дыхания, принятие душа/ванны, счет до определенной цифры, улыбка, смех, шутки и т.п.
6. Защитные механизмы..
Например, рационализация как снижение значимости эмоциогенного события путем придания ему меньшей ценности; формирование реакции, когда социально не одобряемая эмоция сменяется на противоположную и др.
Это когнитивные техники, направленные на изменение мыслей, убеждений, образов, возникающих по поводу эмоциогенных событий, без изменения их причин.. В затруднительных жизненных ситуациях, в которых невозможны практические действия, можно использовать следующие словесные способы поведения, направленные на проработку проблемы..
• Позитивная переоценка критической ситуации и оппонента
: а) переосмысление негативного события, обнаружение в нем достоинств, удач и выгод; б) положительное изменение восприятия оппонента, понимание его мотивов, нахождение среди них одобряемых; в) оценка негативного события как справедливой платы за совершенные или предполагаемые действия; г) акцентирование позитивных последствий своей проблемы для других людей..
Современные проблемы психологии личности
Цикунов Сергей Георгиевич 2 семестра: зачет + экзамен (устно) Информация есть на сервере Проблемы, с которыми личность сталкивается в жизни. Они разделены на проблемы, порожденные внутренними причинами и внешними факторами (средой, социальной средой). Мотивации и эмоции посмотреть фрустрации Подкрепление Психологическое воздействие травмирующих обстоятельств Теория горя (с горем встретится каждый …
• Альтернативная интерпретация трудной ситуации
: а) снижение значимости проблемы, ослабление своей мотивации, снижение уровня притязаний; б) выбор других целей или способов достижения цели на случай неудачи, усвоение новых навыков; в) поиск материальной, эмоциональной и информационной помощи; г) сравнение себя с другими людьми, находящимися в худшем положении; д) воспоминание о своих успехах в других областях; е) сравнение реального исхода события с придуманным намного худшим его вариантом..
• Мысленное погружение в угрожающую ситуацию
: а) десенсибилизация – мысленное представление пугающих ситуаций в порядке нарастания интенсивности в сочетании с релаксацией; б) техника взрыва – представление страшной ситуации в течение 1-1,5 часов без релаксации, переживание интенсивного страха — до его ослабления; в) воображение самого худшего исхода будущей угрожающей ситуации, оценка его вероятности и представление способов ее разрешения..