в чем заключалось двоевластие
Двоевластие в России 1917 г., кратко говоря, было конфликтом государственного масштаба между старой царской аристократией и набирающими силу большевиками.
После начала Первой мировой войны, обнищания большого количества населения Российской Империи, распускания слухов о будущей голодовке, под пропагандистским давлением Ленина и ему подобных активистов люди начали все чаще выражать недовольство царской властью и Николаем II.
Изначально экономические причины митингов и заварушек на местах плавно превращались в политические требования, органы власти подвергались прессингу со стороны тех, кто поверил в пропаганду большевиков.
Период 1917 года был особенно тяжел как из-за войны, так и по другим причинам. В городах, в частности в Петрограде, наблюдались перебои с поставками продовольствия, полиция и казаки вели себя по отношению к протестующим бесцеремонно и часто даже убивали некоторых бунтовщиков.
При этом царь Николай II получал о событиях в столице неполную информацию и потому долго не мог принять решение, как действовать. В конце концов он согласился на снятие с себя полномочий монарха, надеясь на честность большевиков и стабилизацию обстановки, но она после этого еще более усугубилась.
Что такое двоевластие и какова его сущность
Как становится понятно из самого термина, двоевластие – это ситуация, когда в стране власть сосредоточена не в одних руках, в одном органе, в смысле его принадлежности к определенному общественному строю (монархии), а в двух одновременно.
Часть населения не признает уже царя и желает победы большевиков, участвуя во всех их акциях и объединениях, другая часть все еще остается верной государю. Вот такое явление одновременного существования двух мощных центров для принятия решений и управления людьми организациями и называется двоевластием.
В стране в 1917 г. действовали как привычные монархии организации, Государственная Дума, имперская армия, полиция, казаки, так и новые образования: советы, исполкомы, начинали формироваться параллельные силовые структуры типа народной милиции и т. д.
Причины двоевластия в 1917 г.
Суть проблемы двоевластия сводилась к тому, что политическая и экономическая ситуация в Российской Империи существенно зашатались под ударами мировой войны и внутренних экономических проблем.
Главные факторы, из-за которых это стало возможным:
Сильное вовлечение простонародья в политические вопросы. Если раньше все решала только аристократия, то теперь на сторону красных начали переманивать так называемый «простой народ». Опасность такого состояния – люди не понимали и не знали причин происходящего, а просто шли за умельцами убеждать, типа того же Ленина, не вникая в суть вопросов.
Послереволюционные отношения старой и новой элиты стали очень плохими. Царская аристократия оказалась куда сильнее, чем предполагали революционеры, и не сдалась под их натиском без боя.
Буржуазно настроенные люди, как правило, имели большой военный и политический опыт, поэтому не испугались даже появления некоторых элементов самоуправления красных.
Но подобная ситуация не могла продолжаться бесконечно.
Установление двоевластия в России в 1917 г.
Отношения между большевиками и приспешниками царя складывались самым худшим образом.
Система двоевластия окончательно сформировалась после того, как с самого начала 1917 года по всей стране начали формироваться советы, состоящие из рабочих и солдатских депутатов. В марте из было уже около 600.
Они пытались перетянуть на себя все функции власти, создавали свою народную милицию, регулировали продолжительность рабочего дня на предприятиях, руководили вопросами снабжения продовольствием и т. д., при этом совершенно не подчинялись центральным царским органам.
Февральская революция и свержение монархии
В России того времени существовала прочная монархическая система, которой руководил Николай II. С учетом новых вызовов, массовых митингов и забастовок по всей стране, в частности в Петрограде, серьезного давления либеральной прессы и общественности, а также малой информированности царя о реальном положении дел, ситуация стремительно ухудшалась.
25 февраля в Петрограде началась всеобщая забастовка, в которой приняло участие более 300 000 человек. Армия получила распоряжение силой разгонять народ, что еще больше разозлило мятежные элементы.
Проблема значительно усугубилась, когда из 200 000 состава Петроградского гарнизона 70 000 служащих перешли на сторону протестующих. И ни одна схема или таблица, которую вы сможете найти в Сети с этими цифрами, не передаст реальное состояние дел того времени.
Царский режим решил пойти на уступки: Николай II отрекся от престола, передавая право на царство своему брату, князю Михаилу Александровичу. Но тот на следующий день после отречения брата побоялся вступать в должность, либо же также участвовал в сговоре.
В итоге монархия оказалась обезглавленной. Началось стремительное формирование органов советов по всей стране.
Временное правительство и возникновение советов
Так как Николай II отошел от дел, белогвардейцы решили спасать страну самостоятельно. Под руководством князя Г. Львова было сформировано Временное правительство.
Определение цели деятельности органа происходило в начале марта, сюда включались такие задачи, как:
расширение гражданских прав общества;
отмена цензуры в печати, отмена сословий и ограничений по национальному и религиозному признаку;
отмена смертной казни, каторги и ссылок, а также многие другие вещи.
Но в истории так заведено, что когда одна сторона поддается под натиском другой, то никакие уступки не играют роли – победители, которыми уже себя чувствовали большевики, идут до конца. Поэтому на этом ситуация себя не исчерпала.
Образование коалиционного правительства
Представители Временного правительства имели проблему не только внутри страны – продолжалась Первая мировая война, где Российская Империя сражалась с Германией и ее союзниками.
Военный министр А. Гучков и министр иностранных дел Временного правительства П. Милюков выступали за продолжение войны с Германией, но это вызвало со стороны поклонников советов еще большие возмущения и новые манифестации антивоенного характера.
Милюков и Гучков были вынуждены покинуть свои посты под давлением, но на их места пришли еще более жесткие люди, к примеру А. Ф. Керенский, решившие сформировать новую коалицию, в которую входили не только министры-капиталисты, но и социалисты. Все это еще больше подорвало доверие народа к властям.
Июньское наступление и его последствия
Так как был взят курс на продолжение войны с Германией и ее союзниками, то боевые действия только усилились, и русская армия пошла наступлением на врага.
Сначала все было удачно и война шла в пользу России, но потом, в 20-х числах июня, наступление захлебнулось, и Германия пошла в атаку. Большие потери русских и общий психологический фон войны настроили население окончательно против власти в стране.
Конец двоевластия
Такое понятие, как двоевластие, перестало существовать в Российской Империи 4 июля 1917 – Временное правительство отослало на разгон очередной крупной 400-тысячной демонстрации поклонников красных армию, применив при этом жесткую силу.
В результате разгона демонстрантов было убито 50 человек, около 600 получили ранения. Правительство объявило, что во всех бедах страны виновата партия большевиков и против нее начались серьезные гонения. Многие красные лидеры получили тюремные сроки и ссылку, Ленин был вынужден уйти в подполье.
Итоги этих событий показали, что даже при участии в мировой войне и серьезнейших событиях внутри страны, царская аристократия оказалась достаточно сильной, чтобы выстоять и вернуть себе полноту власти.
Правда процесс развала империи уже был запущен, и в итоге большевики взяли окончательный реванш против белогвардейцев во время Октябрьской революции в том же 1917 г.
Двоевластие
Содержание
Образование двоевластия
Предпосылки формирования новых центров власти
22 февраля российский император покинул Петроград, выехав в Ставку Верховного Главнокомандующего, находившуюся в Могилёве. 23 февраля 1917 года бастовавшие рабочие Путиловского завода в связи с локаутом вышли на улицы города. Также была объявлена забастовка на некоторых текстильных фабриках с выходом на демонстрацию. Нехватка в продаже хлеба обусловила поддержку стачек рабочими и других предприятий.
К 24 февраля в результате присоединения к путиловцам рабочих других петроградских заводов общее число бастующих составило 90 тысяч человек; в этот же день на заводах началось избрание депутатов в будущий Совет. Охранное отделение Департамента полиции доносило, что казаки отказывались входить в столкновение с толпой.
25 февраля количество бастующих достигло 240 тысяч. Произошло несколько перестрелок с убитыми и ранеными. Все эти события вызвали резкую реакцию находившегося на фронте императора, который призвал коменданта городского гарнизона прекратить беспорядки. В этот же день Союз петроградских рабочих кооперативов совместно с представителями социал-демократической фракции Госдумы начал обсуждать созыв Совета рабочих депутатов (чуть позднее представители Союза были арестованы).
На следующий день, 26 февраля, царь издал указ о перерыве до апреля в занятиях Государственной думы, видя в последней очаг революции, а весь Петроград был занят вооружёнными войсками. К вечеру того же дня военные и полиция очистили центр Петрограда от демонстрантов. Вместе с тем, тем же вечером произошло первое столкновение полиции и солдат, что послужило причиной митинга солдат Павловского полка. На частном совещании у председателя Совета министров Российской империи было принято решение об объявлении города на осадном положении.
Образование Временного комитета и Петроградского Совета
Первоначальный состав Временного комитета Государственной думы [3] | ||
---|---|---|
Ф.И.О. | Должность в Государственной думе | Фракционная принадлежность |
Родзянко, Михаил Владимирович | председатель, член Совета старейшин | фракция земцев-октябристов |
Керенский, Александр Фёдорович | член Совета старейшин | трудовая группа, председатель |
Львов, Владимир Николаевич | член Совета старейшин | фракция центра, председатель |
Милюков, Павел Николаевич | член Совета старейшин | конституционно-демократическая фракция, председатель |
Чхеидзе, Николай Семёнович | член Совета старейшин | социал-демократическая фракция, председатель |
Шидловский, Сергей Илиодорович | член Совета старейшин | думская группа Союза 17 октября, председатель |
Шульгин, Василий Витальевич | член Совета старейшин | фракция националистов-прогрессистов, товарищ председателя |
Караулов, Михаил Александрович | член Совета старейшин | независимая группа |
Некрасов, Николай Виссарионович | товарищ председателя | конституционно-демократическая фракция, товарищ председателя |
Дмитрюков, Иван Иванович | секретарь | фракция земцев-октябристов |
Ржевский, Владимир Алексеевич | старший товарищ секретаря | фракция прогрессистов и мирнообновленцев, член бюро |
Коновалов, Александр Иванович | товарищ председателя комитета торговли и промышленности | фракция прогрессистов и мирнообновленцев, член бюро |
Энгельгардт, Борис Александрович | депутат | фракция центра |
Поскольку император отказался дать согласие на формирование «думского министерства», Временный комитет самостоятельным решением принял на себя правительственные полномочия, объявив, что берёт на себя функцию восстановления государственного и общественного порядка. Тогда же назначается новый военный комендант Петрограда — Б. А. Энгельгардт, а также организовывается под его началом военная комиссия.
В тот же день были освобождены из «Крестов» члены «рабочей группы» Центрального военно-промышленного комитета, которые явились в Таврический дворец, где в это время проходило общее собрание меньшевистских депутатов Думы, деятелей профессионального и кооперативного движения. В результате совместных организационных действий был образован Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов. Этот комитет призвал рабочих избирать депутатов в Петроградский Совет (по одному депутату на тысячу рабочих, но не менее одного депутата на каждый завод), а восставших солдат — избирать по одному своему представителю на каждую роту. Первое заседание Петросовета было назначено уже на вечер в Таврическом дворце. В 21 час открылось первое заседание Петроградского совета рабочих депутатов, первоначально на нём присутствовало около 50 депутатов, большинство мест принадлежало меньшевикам и эсерам. Солдатские представители были допущены в состав Совета рабочих депутатов, составив в нём отдельную секцию. Петроградский Совет избрал Исполнительный комитет первоначальной численностью 11 депутатов, председателем которого стал Н. С. Чхеидзе.
Первоначальный состав Исполнительного комитета Петроградского Совета рабочих депутатов | ||
---|---|---|
Ф.И.О. | Социальное положение на момент включения в состав Исполкома | Партийная принадлежность |
Чхеидзе, Николай Семёнович | член Совета старейшин Государственной думы | РСДРП (меньшевик) |
Керенский, Александр Фёдорович | член Совета старейшин Государственной думы | беспартийный |
Скобелев, Матвей Иванович | депутат Государственной думы | РСДРП (меньшевик) |
Соколов, Николай Дмитриевич | присяжный поверенный | беспартийный |
Гвоздев, Кузьма Антонович | председатель рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета | РСДРП (меньшевик) |
Шехтер, Константин Сергеевич | на партийной работе | РСДРП (меньшевик) |
Шляпников, Александр Гаврилович | на партийной работе | РСДРП (большевик) |
Залуцкий, Пётр Антонович | на партийной работе | РСДРП (большевик) |
Александрович, Вячеслав Александрович | на партийной работе | ПСР (левый) |
Панков, Г. Г. | рабочий-металлист | РСДРП (меньшевик) |
Сурин | агент Охранного отделения Департамента полиции | ПСР |
Н. С. Чхеидзе и А. Ф. Керенский, будучи одновременно депутатами Думы, были назначены Петросоветом его представителями во Временном комитете Государственной думы. Тогда же были образованы первые комиссии Исполкома Совета: по продовольственному снабжению, военная и продовольственная. Этой же ночью военные комиссии Временного комитета и Исполкома объединяются в одну под началом Энгельгардта.
Того же числа Совет Министров направил Николаю II телеграмму, извещая, что собирается уйти в отставку в пользу думского кабинета, поскольку не контролирует положение в столице. Царь отклонил прошение и по предложению Н. Д. Голицына назначил командующего для подавления восстания — генерала Н. И. Иванова.
Переговоры по созданию нового правительства и Приказ № 1
Днём 28 февраля Временный комитет вступил в переговоры с начальником штаба Верховного главнокомандующего М. В. Алексеевым на предмет поддержки Временного комитета вооружёнными силами Империи, а Исполнительный комитет обратился к солдатам с воззванием избирать от каждого полка по представителю в Совет рабочих депутатов. Состав Петроградского совета значительно расширился, пополнившись представителями заводов и воинских частей, большинство из которых были умеренными социалистами. В это же время император предпринял неудавшуюся попытку прорваться на штабном поезде в Петроград.
1 марта Временный комитет приступил к работе по формированию нового состава Совета министров, а генерал начальник штаба Ставки М. В. Алексеев и главнокомандующий Северным фронтом Н. В. Рузский вступили в новые переговоры с Николаем II по поводу формирования ответственного перед Государственной думой правительства.
В тот же день образованный из представителей петроградского гарнизона Совет солдатских депутатов объединился с Советом рабочих депутатов. Объединённый Петроградский совет утвердил Приказ № 1, которым фактически провозглашалась верховная власть Петросовета над петроградским гарнизоном.
Тем же вечером представители Петросовета участвовали в совместном заседании Временного комитета, Центрального комитета кадетской партии и Бюро прогрессивного блока, на котором обсуждался состав будущего правительства и условия сотрудничества. На переговорах было, в частности, достигнуто соглашение о том, что пока не будут подниматься вопрос о будущей форме правления в стране и будет снят пункт о выборности офицеров. Кроме этого, формируемое временное правительство обязывалось объявить политическую амнистию, обеспечить демократические свободы всем гражданам, отменить сословные, вероисповедные и национальные ограничения, заменить полицию народной милицией, подчинённой органам местного самоуправления, начать подготовку к выборам в Учредительное собрание и в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Петроградский Совет в свою очередь обязывался осудить разного рода бесчинства и хищения имущества, бесцельный захват общественных учреждений, враждебное отношение солдат к офицерству, призвать солдат и офицеров к сотрудничеству. Аграрный вопрос и вопрос о войне на том заседании не поднимались. В сам состав временного правительства Исполком Петросовета решил не входить.
Образование Временного правительства
В ночь на 2 марта царские министры, наряду с многими другими сановниками, были заключены в Петропавловскую крепость, а император под давлением Н. В. Рузского отменил своё решение о подавлении восстания силой и дал своё согласие на формирование российского правительства, которое будет ответственно перед Думой. Утром в газете «Известия» был опубликован упомянутый Приказ № 1. В это время Петросоветом было одобрено соглашение, достигнутое с Временным комитетом, и принято решение создать наблюдательный комитет для надзора за деятельностью нового правительства.
К вечеру Временным комитетом был объявлен состав Совета Министров Временного правительства (с 10 марта просто Временное правительство) числом 11 человек. Из Петросовета в состав Временного правительства вошёл Керенский, занявший пост министра юстиции (Чхеидзе, выполняя решение Исполнительного комитета, от предложенного ему поста министра труда отказался). Возглавил правительство председатель объединённого комитета Земского союза и Союза городов Г. Е. Львов.
Ближе к ночи к царю прибыли представители Временного комитета Думы А. И. Гучков и В. В. Шульгин, и Николай II передал им манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила. Вместе с манифестом царь подписывает «задним числом» указ о назначении Г. Е. Львова председателем Совета Министров.
3 марта в газете «Известия» публикуется обращение Исполкома Петросовета об условной поддержке Временного правительства «в той мере, в какой нарождающаяся власть будет действовать в направлении осуществления этих обязательств и решительной борьбы со старой властью», в котором Исполком также делал все обещанные заявления об осуждении бесчинств, вражды к офицерам и о необходимости сотрудничества офицеров и солдат. Кроме этого, в «Известиях» осуществляется публикация согласованной программы Временного правительства. В этот же день после беседы с представителями Временного комитета Государственной думы и приватной беседы с М. В. Родзянко, не получив гарантий безопасности, отрёкся от престола брат Николая II Михаил Александрович. Манифест об отречении содержал просьбу ко всем гражданам России подчиниться Временному правительству вплоть до принятия решения Учредительным собранием о дальнейшей форме правления.
4 марта оба манифеста об отречении были опубликованы в печати. В этот же день Временное правительство упразднило Департамент полиции, распустив Охранное отделение и жандармские корпуса.
6 марта Исполком Петросовета издаёт приказ № 2, которым разъясняет, что Совет рабочих и солдатских депутатов является руководящим органом петроградских солдат только в части общественной и политической жизни, а в части несения военной службы солдаты обязаны подчиняться военным властям. А 7 марта было официально опубликовано программное обращение Временного правительства к населению России.
Первые итоги
Таким образом, Россия осталась без монарха. При этом вопрос о форме правления в государстве разрешён не был. Также была отстранена от всякого участия в законодательстве и Государственная дума, хотя официально она была распущена только 6 октября. Образованный во время Февральской революции Временный комитет Думы, напротив, и дальше участвовал в принятии важных политических решений. Его деятельность осуществлялась путём проведения так называемых частных совещаний членов Государственной думы, численность которых не превышала 60 человек. Однако основными центрами власти в столице стали Временное правительство и Петроградский Совет. В юридической литературе того времени остановились на следующей конструкции, характеризующей власть того этапа: государством управляет Временное правительство, назначенное Государственной думой по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, представляющим рабочий трудовой народ; правительство это управляет до Учредительного собрания, которое и установит основные законы государства. Такая формулировка была вызвана насущной потребностью каким-то образом определить легальность Временного правительства, чтобы обосновать его полновластие. В современной исторической и правовой литературе придерживаются более сдержанных оценок, характеризуя, в основном, сложившуюся тогда политическую ситуацию как двоевластие.
Взаимодействие властных центров
В течение первого месяца Петросовет осуществлял свою деятельность в рамках столицы, однако на проходившем на рубеже марта—апреля 1917 года Всероссийском совещании Советов в состав Исполкома Петроградского Совета было включено 16 представителей губернских Советов и фронтовых армейских частей, что расширило его полномочия на всю страну вплоть до созыва Первого Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов.
Первоначально у руководства Петросовета не было намерения создавать в лице Советов альтернативную структуру власти. Эсеры и меньшевики считали Советы всего лишь способом поддержать новое правительство снизу, временными общественными организациями с целью «добровольно передать власть буржуазии», поэтому в этой области они координировали свою деятельность с Временным правительством. Так, постановив арестовать царскую семью, Исполком запросил Временное правительство, как оно отнесётся к этому аресту.
К маю 1917 года сформировалось до 50 тыс. солдатских и матросских комитетов разных уровней, в которых состояло до 300 тыс. человек. Значительной революционной силой стал Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт) во главе с П.Е. Дыбенко. Своеобразная ситуация сложилась в Кронштадте: сформированный 4 марта, в ходе Февральской революции, Кронштадтский совет, уже 16 мая объявил себя единственной властью в городе, и потребовал удаления комиссара Временного правительства В.Н. Пепеляева. Кроме того, Совет по собственной воле удерживал ряд офицеров, арестованных восставшими матросами во время Февральской революции. Своеобразное установление таким образом в Кронштадте советской власти вызвало обвинения в «сепаратизме», «отделении от России», и создании «Кронштадтской республики».
В конце марта между Временным правительством и Исполкомом вспыхнул конфликт, связанный с противоречиями между принятым Исполкомом Воззванием к народам всего мира, где осуждалась захватническая политика воюющих стран, и заявлением Милюкова прессе о целях войны с точки зрения правительства, в котором говорилось о присоединении Галиции и обретении Константинополя, а также проливов Босфора и Дарданеллы. Завершился он изданием компромиссного официального заявления Временного правительства о целях войны. Месяц спустя новый спор о целях войны послужил причиной политического кризиса.
В июле ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий второго коалиционного Временного правительства, министром-председателем которого стал социалист А.Ф. Керенский.