в чем заключалась теория раскольникова
Теория Раскольникова. Цитаты из романа
Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизу ставшую свидетельницей его преступления. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».
Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.
Суть теории Раскольникова
По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:
Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.
Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:
Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:
Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).
Причины преступления
Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:
Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:
Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:
При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:
Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:
Крах теории Раскольникова
Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:
Согласно его же теории, «высшие» люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества. Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий. Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя «высшим» человеком в своих собственных глазах:
О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:
В конце романа сам Раскольников признает, что он не из тех кто «право имеет», но от своей теории не отказывается:
Достоевский о теории Раскольникова
Достоевский сам немного рассказывает о своем отношении к теории Раскольникова в письме у русскому публицисту Михаилу Каткову от 1865 года. В этом письме писатель просит опубликовать свой будущий роман в журнале «Русский вестник», и пересказывает его сюжет. При этом, описывая причины преступления говорит о том, что поддавшись странным «недоконченным» идеям, главный герой решается одним разом покончить с бедностью:
Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:
Д.И. Писарев о теории Раскольникова
Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:
В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:
Теория Раскольникова: суть, смысл, идея, сущность | «Преступление и наказание»
Раскольников и старуха-процентщица (фильм 1969 г.) |
Что является главной причиной преступления, которое совершает бывший студент Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» Достоевского?
Главной причиной преступления становится теория, которую придумывает сам главный герой.
В этой статье представлена суть теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: смысл, идея, сущность теории главного героя.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове
Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: суть, смысл, идея, сущность
«. а yбил, двух yбил, по теории . « (Порфирий Петрович, часть 6 глава II)
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.» (часть 3 глава V)
«. первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.» (часть 3 глава V)
«Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.» (часть 3 глава V)
«Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убuл… Ну, понятно теперь. « (Раскольников — Соне, часть 5 глава IV)
«. не был я так голоден… я действительно хотел помочь матери, но… и это не совсем верно…» (часть 5 глава IV)
«. если б только я зaрeзaл из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это. » (часть 5 глава IV)
«. своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» (часть 6 глава V)
«Тут была тоже одна собственная теорийка, – так себе теория, – по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу‑то, сору‑то. Ничего, так себе теорийка. » (часть 6 глава V)
«Наполеон его ужасно увлек, то есть собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь.
Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию‑то сочинить он умел, а перешагнуть‑то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный. « (Свидригайлов о теории Раскольникова, часть 6 глава V)
Достоевский о теории Раскольникова
Это были материалы о сути теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: смысл, идея, сущность теории главного героя.
Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Теоретическая основа идеи Раскольникова
Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.
Зарождение идеи
Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.
Право сильной личности на преступление
Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Проверка теории жизнью
Уроки гениального романа
Страшные последствия
Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.
Кто виноват
Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.
Добро – основа жизни
В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.
Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Раскольников и Разумихин (фильм 1969 г.) |
Теория Раскольникова является одной из важнейших тем в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое…» (Раскольников — Соне, часть 5 глава IV)
«Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно. » (Раскольников — Соне, часть 5 глава IV)
«Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» (Раскольников — Соне о теории, часть 5 глава IV)
«. если уж начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? – то, стало быть, не имею права власть иметь. Или что если задаю вопрос: вошь ли человек? – то, стало быть, уж не вошь человек для меня, а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто прямо без вопросов идет. » (Раскольников о себе, часть 5 глава IV))
«А вы ведь вашей теории уж больше не верите. » (следователь Порфирий Петрович о крахе теории, часть 6 глава II)
«Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло!» (следователь Порфирий Петрович, часть 6 глава II)
«. я такая же точно вошь, как и все!» (Раскольников о крахе своей теории, часть 5 глава IV)
Суть теории Раскольникова
Достоевский – великий писатель, который в своих произведениях поднимает вопросы о нравственности и морали, о жизненных устоях, о человеческом выборе. Его герой Раскольников имел множество хороших качеств, но социальный строй, который властвовал в то время в стране, вынудил его родить жестокую теорию. Суть теории Раскольникова кроется в ставшем крылатым выражении: «Тварь я дрожащая, или право имею?»
Зарождение теории
Раскольников по своей сути – добрый и отзывчивый человек. В нем замечали твердый и решительный характер, он стремится к защите обездоленных и обладает большой силой воли. Он не обделен положительными качествами, которые действительно смогли бы сделать из него великого человека. Он сострадателен и готов отдать последнее человеку, попавшему в беду. Но социальный строй, бедствование, нужда делают из него человека, который сбивается с истинного пути. Все, что видит вокруг себя Родион Романович – лишь нищета, несправедливость, отсутствие человеческих условий. Все это порождает в герое определенное изнеможение, из-за которого в голове бывшего студента, активно размышляющего о жизни, рождается страшная теория. Именно находясь в полнейшей нищете, в попытке спасти своих близких, обеспечить мать и сестру, помочь Мармеладовым и даже Лизавете, герой решается на убийство.
Деление людей
В своей теории Раскольников делит всех людей на два типа. Одни являются совершенно обыкновенными, их предназначение только в том, чтобы размножаться и плодить себе подобных. Их Раскольников называет «тварями дрожащими». Вторые же, «необыкновенные» – люди, призванные вершить великие дела. К их числу герой причисляет Ньютона, Магомета, Наполеона (с которым сравнивает и себя). Эти люди, по мнению героя, «право имеют» даже на то, чтобы совершать преступления ради вершения великих дел и открытий. Эти люди должны уничтожать все на своем пути, чтобы достичь своей цели, которая в итоге благостно послужит всему человечеству. Раскольников искренне верит, что преступления могут быть совершены во благо. Он считает, что убийство человека из первой категории, уничтожение «воши» не является настоящим преступлением для человека, который «право имеет».
Эксперимент над собой
Исходя из своей теории, Родион решает, что он может относиться к категории «имеющих право». Именно, чтобы доказать себе причастность к этой группе людей, Раскольников решается на преступление. Такой эксперимент он проводит над собой, чтобы понять, что преступление, которое он совершит, станет помощью для обездоленных людей, а сам он сделает великое дело. Но теория Раскольникова начинает терпеть крах с той самой минуты, когда совершается убийство.
Даже пройдя через все наказание – душевные терзания, явка с повинной, каторгу, Раскольникову очень тяжело отказываться от своей теории. Он верит в нее, оправдывая себя, не считая себя виновным даже после суда и пребывая на каторге. Но только через страдание и сострадание, которое он находит в лице Сони Мармеладовой, у героя есть шанс на истинное искупление своей вины и отказ от своей бесчеловечной теории.
Такая страшная теория является глобальной метафорой, она олицетворяет влияние социального строя на человека, его мышление и нравственность. Ведь по сути Родион Романович одарен всеми качествами человека хорошего. Об этом говорит множество его поступков, но среда и условия жизни делают из него автора теории, которая способна загубить мир.