в чем заключалась реформа киселева

Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева

в чем заключалась реформа киселева. Смотреть фото в чем заключалась реформа киселева. Смотреть картинку в чем заключалась реформа киселева. Картинка про в чем заключалась реформа киселева. Фото в чем заключалась реформа киселева

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном «Комитете 6-го декабря 1826 г.» и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние «черносошные» крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне «экономические», бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем — однодворцы и прочие «ландмилицкие» люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В «Комитете 6-го декабря 1826 г.» Сперанский заговорил о необходимости «лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных» и высказал мнение, что такое управление «послужило бы образцом для частных владельцев». Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать «палаты» (теперь «управления») государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои «сходы», избирали для управления волостными и сельскими делами «голов» и «старшин», а для суда (волостной и сельской «расправы») – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим «начальником штаба по крестьянской части».

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля 1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика воспользовались этим законом.

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Источник

КИСЕЛЁВА РЕФОРМА 1837-1841 ГОДОВ

КИСЕЛЁВА РЕФОРМА 1837-1841 ГОДОВ- реформа управления государством крестьянами в Российской империи, проведенная П.Д. Киселевым.

Распространялась на более чем 8 миллионов душ мужского пола (по ревизии 1835-1836 годов) различных категорий незакрепощённых крестьян: свыше 5,1 миллионов государственных крестьян, свыше 1,2 миллиона однодворцев и около 11 тысяч принадлежавших им крестьян, около 554 тысяч «малороссийских казаков», около 374 тысяч «войсковых обывателей», около 651 тысячи крестьян западных губерний, около 188,6 тысяч крестьян Крыма и Кавказа. По отношению к остальному населению Российской империи эти категории крестьян составили 34,6%.

Киселева реформа готовилась в марте 1835 года Секретным комитетом «Об улучшении состояния крестьян разных званий» (учреждён в 1835 году), а затем 5-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии под управлением П. Д. Киселёва (1836 год). Летом 1836 года проведена ревизия государственных деревень Курской, Московской, Псковской и Тамбовской губерний, представлявших различные в экономическом отношении регионы. В 1837 году во всеподданнейшем докладе императору Николаю I Киселёв наметил основные направления реформы: «устройство правильной и справедливой администрации», устранение крестьянского малоземелья, упорядочение податей, создание сельских школ, организация медицинской и ветеринарной помощи и др.

В 1838 году по инициативе Киселёва издано «Учреждение об управлении государственным имуществом в губерниях», распространившееся на оброчных государственных крестьян великорусских губерний и послужившее основой для издания других постановлений: об управлении государственными имуществами в западных губерниях (Виленской, Гродненской, Витебской, Могилёвской, Минской, Киевской, Волынской, Подольской) и Белостокской области, об управлении государственными имуществами в Закавказском крае и об управлении государственными имуществами в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях.

Киселева реформа сохраняла общинное землепользование с периодическими переделами земли внутри общины, оброчную повинность с учётом доходности крестьянского надела. Для уравнения оброчных платежей в соответствии с доходностью земли было предусмотрено составление земельных кадастров (при П. Д. Киселёве кадастр был составлен в 19 губерниях, в которых к 1855 году оброчная подать была переложена с душ на землю).

Для устранения малоземелья в государственной деревне предусматривалось наделение крестьян землёй из государственного резерва, а также переселение в малонаселённые губернии. В западных губерниях у государственных крестьян ликвидирована бар­щи­на и к 1848 году упразднена арендная система (практика сдачи казённых селений арендаторам). К 1843 году для наделения безземельных крестьян землёй выделено свыше 500 тысяч га, малоземельным отведено свыше 2 млн. га, переселено из малоземельных губерний 170 тысяч душ мужского пола, которым передано свыше 2,7 миллионов га.

В больших селениях созданы кассы мелкого кредита, из которых ежегодно выдавалось нуждавшимся крестьянам на льготных условиях до 1,5 миллионов рублей. На случай неурожаев было создано свыше 3,3 тысяч хлебных запасных магазинов. Киселева реформа способствовала становлению крестьянского самоуправления.

Ис­торические источники:

Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Со­б­ра­ние 2. Т. 12. № 10834. Т. 13. № 11189. Т. 14. № 12165, 12166, 13035. Т. 16. № 14157, 14643.

Источник

Реформа Киселева для государственных крестьян

Реформа Киселева это пример попытки преодоления кризиса системы феодальных отношений, без разрушения самой системы и без попыток его существенного изменения.

Реформа государственных крестьян Киселева проводилась с 1837 по 1841 годы для реформирования государственных деревень с государственными крестьянами, чтобы защитить их от произвола помещиков.

На момент проведения реформы в Российской Империи насчитывалось 19 млн государственных крестьян обоего пола. Это 27% населения. Государственные крестьяне принадлежали государству, жили в деревнях и обрабатывали казенную землю. Каждому крестьянину выделялся земельный участок, за пользование которым он выплачивал оборок. В некоторых случаях применялась система барщины. Крестьяне несли все государственные повинности: рекрутский набор в армию, уплата налогов, подушная подать и другие.

Цели и задачи

Цели и задачи реформы управления государственными крестьянами:

Суть реформы

В апреле 1836 года начало работу 5 Отделение при Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Возглавил его Киселев, а работу контролировал лично Николай 1. Подготовка заняла меньше года, и уже в 1837 году началась реализация.

Реформа Киселева предполагала следующие изменения в деревне:

2 этап: 1838-1839 годыВ губерниях созданы казенные палаты, а в уездах казенные окружные управления.Завершили формирование все органы деревенского управления. После этого можно было приступать к реализации реформы.3 этап: 1840-1841 годыРеформа добралась до деревень. Созданы органы местного управления (волостной сход, уездный сход, правление, расправа).Теоретически в деревне началось самоуправление, но практически вся власть находилась у Министерства госимущества.

Итоги реформы Киселева и ее последствия

Реформа Киселева 1837-1841 годов это пример неудачного начинания. Генерал планировал изменить деревню и решить проблемы крестьян только на дисциплине и организации. Получилось все наоборот. Результаты реформы управления государственными крестьянами можно свести к следующему:

Здесь очень важно понимать, что после реформы Киселева местные чиновники заменили крестьянам помещика. Были при этом и некоторые положительные моменты:

Источник

Реформа государственных крестьян

Вы будете перенаправлены на Автор24

Реформа государственных крестьян (реформа Киселёва) – реформа управления государственными крестьянами, проведенная в 1837-1841 гг. по проекту П. Д. Киселева.

Государственные крестьяне представляли собой категорию лично свободных, но прикрепленных к земле крестьян. Они не принадлежали частным владельцам, однако формально их владельцем выступало государство, в пользу которого они несли необходимые повинности.

В первой половине XIX в. возникла необходимость реформирования существующей системы.

Подготовка

Николай I поручил проект разработки реформы министру государственных имуществ П.Д. Киселеву. Под руководством последнего было сформировано V отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

П.Д. Киселев был сторонником отмены крепостного права, но хотел решить этот вопрос не радикально, а путем поэтапного реформирования крепостнической системы без потрясений государства. Преобразования он хотел начать с Петербургской губернии, поэтому сначала была создана Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, куда из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах этой области.

Однако, для реализации комплексной программы преобразований Киселеву надо было заведовать ресурсами больше, чем одной области, поэтому в мае 1836 г. он направил Николаю I прошение направить в Московскую, Псковскую, Курскую, Тамбовскую губернии чиновников, чтобы они провели ревизию (перепись) государственных имуществ и крестьян. После проверки каждый чиновник должен был предоставить копию официального донесения губернатору, который делал необходимые замечания и правки.

Киселев, подходя к делу ответственно, считал нужным лично ознакомиться с положением крестьян и удостовериться в необходимости применения предлагаемых методов. Он объехал Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, предоставив по возвращению Николаю краткий доклад с основными положениями разработки реформы. Киселев полагал, что необходимо создать особое управление государственными имуществами и крестьянами.

Готовые работы на аналогичную тему

В мае 1837 г. Киселев представил Николаю I проект планируемых преобразований. Этот проект предполагал учреждение:

27 декабря 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому были подвластны казенные, заселенные, пустопорожние земли, казенные оброчные статьи, леса казенного ведомства.

Реформа

Реформа системы управления государственными крестьянами состояла из создания особой системы управления государственными крестьянами (учреждения центрального органа, местных палат, окружных, волостных и сельский управлений), предоставления им минимума прав самоуправления, а также планировалось наделить землей тех, у кого ее было недостаточно, найти источники для дополнительных поступлений в казну и установить контроль над порядком в селе.

Таким образом, основными мероприятиями этой реформы были:

Новый порядок был создан для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами и заведывания сельским хозяйством.

В каждой губернии устанавливались Палаты государственных имуществ, состоявшие из хозяйственного и лесного отделений каждая, а во главе округа находился окружной начальник.

В зависимости от количества государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или больше уездов. Округа же делились на волости, в каждой из которых было волостное правление, избираемое сроком на три года и состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» по полицейской и хозяйственной части.

Волости делились на сельские общества, включавшие в себя одно или несколько селений. Управление осуществлял сельский сход, состоявший из представителей хозяев от каждых пяти дворов и каждые три года избиравший сельского старейшину, а также сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов) для исполнения полицейских функций. Для разрешения мелких тяжб и проступков государственных крестьян избирались волостные и сельские «расправы».

Таким образом, положение крестьян не сильно менялось, поскольку землю они не получали, а за работу на ней они должны были отрабатывать по факту прежние повинности хозяину, но имея при этом личную свободу.

Результаты

Реформа имела определенно положительные результаты:

При этом поставленной Киселевым цели не получилось достичь, так как в результате изменения аппарата была создана еще большая «опека» государства над крестьянами и, как следствие, рост крестьянских повинностей и налогов, а внедрение насильственной культивации неизвестных крестьянам культур вызвало массовые волнения государственных крестьян 1841-1843 гг. известные как «картофельные бунты». Крестьянский вопрос эта реформа не решила, потому положение крестьян осталось, в целом, таким же, как и до реформы.

Источник

4.8. Реформа П.Д. Киселева

4.8. Реформа П.Д. Киселева

Как отмечалось выше, демографически-структурная теория акцентирует роль дифференциации крестьянства. Дж. Голдстоун особо отмечал, что ухудшение положения беднейших слоев населения может привести к социальному взрыву задолго до того, как продовольственные возможности страны будут исчерпаны.[1008] Ухудшение положения крепостных крестьян делало такой вариант развития событий вполне реальным. Но в то же время нельзя забывать о том, что рядом с крепостнической Россией существовала другая Россия – страна свободных государственных крестьян-общинников.

«В Европе распространено мнение, что положение государственных крестьян не отличается от положения прочих крепостных: это ошибка, – писал Н. И. Тургенев. – Эти крестьяне свободны настолько, насколько можно быть свободными в России».[1009] В то время как рост численности помещичьих крестьян остановился, численность государственных крестьян быстро росла, и в середине XIX века они составляли половину населения. Император Александр I, придя к власти, заявил, что не желает «насаждать рабство» и прекратил пожалование государственных и дворцовых крестьян помещикам – поэтому численность государственных крестьян теперь не уменьшалась, как прежде, за счет обращения их в крепостных.[1010]

В то время как оброки крепостных в 1820-х возросли в 2–3 раза и достигли 8 – 10 рублей серебром с ревизской души, государственные оброки остались на уровне 2,5 рублей серебром. На Черноземье крепостные крестьяне платили в 1830 – 40-х годах в пересчете на хлеб 15–18 пудов с души всего населения, а государственные крестьяне – 5–7 пудов, примерно столько же, сколько во времена Екатерины II (см. рисунок 4.4). Подушная подать также почти не изменилась с тех времен, в пересчете на хлеб она составляла около 2 пудов на душу (в Центральном районе вдвое меньше – рисунок 4.7). Таким образом, «эксплуататорский бум» 1820-х годов не коснулся государственной деревни, оброки и налоги оставались умеренными.

Уровень жизни крестьян зависел от размеров наделов. В конце 1850-х годов помещичьи крестьяне Тамбовской губернии имели в среднем 1 десятину пашни на душу, а государственные крестьяне – 1,7 десятины (таким же был и средний надел по всему Черноземью). Уровень оброка помещичьих крестьян в пересчете на хлеб в результате инфляции к этому времени понизился до 11 пудов на душу, а оброк государственных крестьян составлял 3,8 пуда.[1011]

В целом государственные крестьяне Черноземья жили намного лучше, чем помещичьи. К примеру, государственные крестьяне потребляли вдвое больше вина – в 1840-х годах в среднем на 4 рубля ассигнациями (2,4 пуда хлеба) на душу. В Пензенской губернии в урожайный год средний двор имел излишки до 25 пудов на душу. На средний двор в этой губернии (насчитывавший 8 душ) приходилось 2 лошади, 2 коровы и 8 голов мелкого скота.[1012] А. де Кюстин писал, что «высший предел честолюбия» русских крестьянин – «стать государственными крепостными».[1013]

Однако, как отмечалось выше, господство дворянства в структуре «государство – элита – народ» привело к подчинению государства элите и массовому распространению коррупции. В то время как помещичьи крестьяне находились во власти помещиков, государственные крестьяне находились в зависимости от чиновников. Павел I утвердил выборное волостное самоуправление, однако в правление Александра I крестьянское самоуправление было подмято под себя коррумпированным чиновничеством. По свидетельству современников, государственную деревню грабили все без исключения, на ней наживались и земские исправники, и местные чиновники через посредство выборных крестьянских начальников. Сметные книги волостных правлений содержали приходные записи, во много раз превышающие официальные сборы; под самыми разными поводами среди крестьян устраивались «добровольные» складки для «задабривания» чиновников. Этой практике способствовала почти поголовная неграмотность крестьян, волостная управа часто оказывалась не в состоянии найти толкового и честного писаря для ведения финансовой документации.[1014]

По донесению сенатора Мавродина, проводившего ревизию в Вятском наместничестве, за вымогательство и взяточничество следовало предать суду 3900 человек.[1015] При другой ревизии, проведенной в Слободской Украине, выяснилось, что в 22 волостях под предлогом платежа податей с убылых было собрано 103 тыс. руб, а в казну поступило только 13 тыс. руб. Когда объявлялся набор рекрутов, начиналась настоящая торговля людьми, зажиточные крестьяне платили 300–400 рублей чиновникам, чтобы освободить от рекрутчины своих детей. Еще одним объектом обогащения чиновников было распределение сдававшихся в аренду мельниц, рыбных ловель и других угодий.[1016]

Дополнительный «оброк», наложенный коррумпированным чиновничеством на государственную деревню, привел к резкому росту недоимок по государственным податям. Недоимки, составлявшие в 1828 году 45 млн. руб., к 1835 году возросли до 68 млн.; это побудило правительство приступить к наведению порядка. Первой была проведена реформа дворцового ведомства, управлявшего личными владениями императорского дома, в которых проживало свыше 1 млн. крестьян. В ходе этой реформы новый руководитель ведомства Л. А. Перовский сменил за воровство и вымогательства свыше 70 % чиновников.[1017]

Реформа управления государственными имениями была поручена графу П. Д. Киселеву, одному из доверенных друзей императора Николая I. Помимо пресечения коррупции предусматривались проведение кадастра и замена подушного оброка податью, взимавшейся с земли и с промысловых доходов. Было создано Министерство государственных имуществ, взявшее на себя управление государственными крестьянами и провозгласившее своей целью «упрочение хозяйственного быта поселян». Земля в общинах по-прежнему подлежала переделам, но для малоземельных было организовано переселение в окраинные губернии, и переселенцы могли устраиваться отдельными хуторами. Создавалась сеть учебных ферм, где молодых крестьян, набранных из разных областей, учили новым методам хозяйствования; по возвращении на родину им помогали основать образцовые усадьбы, где они должны были передавать свои знания окрестным крестьянам. Для внедрения начальной грамотности было созданы тысячи приходских школ и специальные училища для волостных писарей. В 1838 году, в первый год после создания министерства, в России почти не было народных школ, к 1866 году их число достигло 7869, в школах насчитывалось 280 тыс. учеников. В волостях открывались бесплатные лечебницы для крестьян, велась работа по профилактике эпидемий. Волостное самоуправление становилось звеном государственной системы, направленной на поощрение земледелия. Волость получила право собирать местный налог, за счет которого (помимо школ и лечебниц) создавались запасные хлебные магазины, оказывалась помощь нуждающимся, строились мосты и дороги. Выборные старосты деревень должны были стать агентами власти в деле «попечительства» над крестьянами: они были обязаны следить за проведением работ в каждом крестьянском хозяйстве, поощрять хороших работников и наказывать нерадивых, бороться с леностью, пьянством, развратом, следить за добрыми отношениями в семьях, за «благочестием» и «добронравием».[1018]

Сравнительно более высокий уровень жизни определял и высокий уровень естественного прироста государственных крестьян. По шести губерниям Черноземья в 1795–1833 годах этот прирост составлял 1,6 %, в 1834–1850 годах он упал до 0,98 %, а в 1851–1857 годах увеличился до 1,15 %. Разницу между приростом в двух последних периодах, по-видимому, можно в основном отнести на счет эпидемии холеры 1848 года, поэтому наибольший интерес представляет уменьшение естественного прироста в 1834–1850 годах. При этом, хотя коэффициент естественного прироста снизился более чем в полтора раза, рост оставался все же достаточно быстрым. За 1795–1833 годы численность государственных крестьян увеличилась в 1,97 раза, за 1834–1857 годы еще в 1,28 раза. Поскольку численность государственных крестьян за 1795–1857 годы увеличилась в 2,5 раза, то земельные ресурсы, приходившиеся на душу населения, существенно уменьшились, и это не могло не отразиться на уровне жизни государственных крестьян. На связь между величиной надела и темпами естественного прироста в свое время обратил внимание известный статистик П. П. Семенов, изучавший движение населения в 1858–1878 годах. Как, по подсчетам П. П. Семенова, в Центрально-земледельческом районе выглядела эта связь, показано в таблице 4.4.

Табл. 4.4. Зависимость между размерами надела и приростом крестьянского населения в 1858–1878 гг.[1019]

в чем заключалась реформа киселева. Смотреть фото в чем заключалась реформа киселева. Смотреть картинку в чем заключалась реформа киселева. Картинка про в чем заключалась реформа киселева. Фото в чем заключалась реформа киселева

Из данных таблицы 4.4 с очевидностью следует, что величина естественного прироста была самым тесным образом связана с величиной надела. При этом существенно, что увеличение прироста с увеличением надела отмечалось и при сравнительно больших наделах, подобных тем, которые были у государственных крестьян черноземных губерний в середине столетия (наделах в 3–5 десятин на ревизскую душу). Вполне можно ожидать, что связь между величинами надела и естественного прироста должна отмечаться и в 1850-е годы. Действительно, для этого периода коэффициент корреляции между земельными наделами государственных крестьян и их естественным приростом составляет 0,79.[1020] Связь оказывается слабее, чем в последующий период, но все же величина надела определяла динамику роста на 62 %. Это позволяет утверждать, что падение естественного прироста в 1834–1858 годах было вызвано, главным образом, уменьшением величины надела, то есть это был результат действия основного мальтузианского механизма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Восстание и реформа

Восстание и реформа Первые годы нового правления всегда привлекали внимание своей красочной политической жизнью. Но в некоторых отношениях наиболее яркие перемены того периода касались роли Британии в колониях, осознания ее как империи, которая с неизбежностью

Реформа 1699 г

Реформа 1699 г г. Контрольная палата, ставшая канцелярией Боярской думы, и эта Дума, превратившаяся в тесную и очень мало боярскую распорядительную и исполнительную конзилию и даже «канцилию» министров по делам военного хозяйства, служили выразительными показателями

Земская реформа

Земская реформа Если одно высшее сословие было призвано содействовать правительству в столь важном предприятии, то нельзя было отказать другим классам общества, теперь столь же свободным в ведении текущих дел управления. Если реформа 19 февраля совершалась не

Земская реформа

Земская реформа Земская реформа была четвертым и последним моментом в переустройстве местного управления. Она состояла в попытке совсем отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только

Военная реформа

Военная реформа Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа

1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и «босоногие»

1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и

Судебная реформа

Судебная реформа Наиболее архаичной в середине XIX в, оставалась система российского судопроизводства. Суд носил сословный характер, заседания имели келейный характер и не освещались в печати. Судьи полностью зависели от администрации, а подсудимые не имели защитников.

Реформа

Реформа Пресса дала первую работу Чарльзу Диккенсу (1812-1870). Впоследствие в своих романах он отразил многие проблемы викторианского общества. Сведения об условиях содержания заключенных в тюрьмах и прочих подобных социальных вопросах распространялись движением

Книга Николая Игнатьевича Киселева-Громова «Лагеря смерти в СССР»

Книга Николая Игнатьевича Киселева-Громова «Лагеря смерти в СССР» Основным источником информации о советской репрессивной системе (если не считать официальных советских данных) были в 20 – 40-х гг. показания очевидцев и беженцев из СССР.В книгах иностранных специалистов,

7.5. «Страшная тайна» Киселева

7.5. «Страшная тайна» Киселева 7.5.1. О разглашении фактов секретного сотрудничества мы уже говорили. <83>Но разговор следует продолжить и детализировать в отношении одного из ранее рассмотренных фактов.Следует вспомнить один эпизод «чекисткой» деятельности Коржакова.

11. 1. Суд и судебная реформа

11. 1. Суд и судебная реформа Полагаю, новая российская элита, начинавшая реформы, с самого начала имела достаточно ясное понимание этой проблемы. Во всяком случае лозунг «правового государства» появился в лексиконе Горбачева одним из первых. Судебная реформа была начата

Император глазами графа Киселева

Император глазами графа Киселева Из воспоминаний Павла Дмитриевича КиселеваИмператор Николай Павлович в интимных беседах часто говорил о своей недостаточной образованности.– А как могло быть иначе, – говорил он. – Наш с братом Михаилом главный наставник был

4.2.6. Сделал то, что разрешили. Концептуальная реформа П. Д. Киселева

4.2.6. Сделал то, что разрешили. Концептуальная реформа П. Д. Киселева В 1816 г. Павел Дмитриевич Киселев написал записку Александру I о постепенном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Она называлась «О постепенном уничтожении рабства в России». В 1815 г. был

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *