в чем заключалась работа бурлаков
Бурлаки: изнурительный труд рабочих царской России
До эры паровых двигателей процесс перемещения речного судна против течения реки был чрезвычайно сложным. Во времена царской России судна на Волге и её притоках часто буксировали обычные рабочие, известные как бурлаки. Работа была крайне изнурительной, но для тысяч людей, живущих в деревнях вдоль реки, эта работа была практически единственным источником заработка.
Бурлачество было сезонным трудом: лодки тянули весной и осенью. Бурлаки нанимались в начале пути речного судоходства, как правило, в таких городах, как Нижний Новгород, Саратов, Рыбинск и Киев. Рыбинск, расположенный на слиянии рек Волга и Шексна, был важным речным портом, поэтому со временем его стали неофициально именовать «столицей бурлаков».
Главная задача бурлаков заключалась в том, чтобы тащить парусные корабли против течения реки. Порой попутный ветер помогал им быстрее перемещать судно, но обычно эта работа представляла собой тяжёлый физический труд, и люди подписывались на неё только потому, что нуждались в деньгах. Однако несмотря на тяжёлые условия, это был не рабский труд. Бурлакам платили деньги, и у них даже были добровольные союзы, благодаря которым они работали более эффективно. Чтобы работа казалась менее напряжённой, бурлаки поднимали настроение пением. «Эх, дубинушка, ухнем» была их любимой песней, которая пелась в один из самых тяжёлых моментов: когда судно трогается с места после подъёма якоря.
Потребность в найме бурлаков начала снижаться в 19 веке с ростом и развитием пароходов. Окончательно бурлаческий труд перестал существовать в начале 20 века, так как в 1929 году бурлацкая тяга была запрещена постановлением Народного комиссариата путей сообщения СССР.
Самым известным описанием этой профессии в искусстве стала картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина. Художник поехал на Неву писать этюды, когда впервые увидел мужчин и женщин, тянущих судна вверх по реке. Репин был настолько ошеломлён жестокостью зрелища, что много раз возвращался на тропы бурлаков, чтобы посмотреть, как работают эти люди, познакомиться с ними и поговорить. По этому сюжету впоследствии было написано несколько десятков эскизов и знаменитая картина, законченная в 1873 году.
Но Репин был не единственным художником, который увековечил образ несчастных бурлаков. Например, картина «Бурлаки» Василия Верещагина была написана на 7 лет раньше, чем шедевр Ильи Репина. За два года до Репина другой художник — Алексей Саврасов — написал картину «Волга под Юрьевцем», на которой запечатлён тяжёлый труд бурлаков.
Кто становился бурлаками и сколько они зарабатывали?
Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» стала одним из символов тяжёлого положения русских крестьян. Лямка, которую эти люди тянули всю жизнь — метафора каждодневного невыносимого труда ради пропитания. Действительно ли этот труд был адским, или художник приукрасил реальную жизнь?
Фактрум рассказывает о настоящих, а не нарисованных бурлаках.
«Бурлаки на Волге» Илья Репин
Для начала немного о Волге, великой русской реке и «рабочем месте» бурлаков. Она течёт с севера на юг, впадает в Каспийское море и с давних пор является важнейшим торговым путём.
Правый берег Волги очень крутой и высокий, там полно обрывов; левый — наоборот, пологий и песчаный. Но и там хватает препятствий — камней, кустов, канав, ручьёв. В итоге получается, что протащить корабли по земле от Астрахани до Нижнего Новгорода просто невозможно по природным причинам. Не хватило бы никаких человеческих сил. Даже если бы корабль находился в воде, а бурлаки — на земле, их снесло бы сильным течением. Так как же бурлаки в таких условиях справлялись со своей задачей?
Совсем не так, как изобразил Репин.
Бурлак на Волге. Начало XX века
На корме каждого торгового корабля, курсировавшего по Волге, был установлен барабан с длинным канатом, на котором крепилось несколько якорей. Бурлаки покрепче садились в лодку, брали с собой якоря, отплывали как можно дальше вверх по течению и сбрасывали свой груз в воду. После этого за канат хватались бурлаки, оставшиеся на палубе, и вручную подтягивали корабль к якорям. Канат вновь наматывался на барабан, после чего процесс повторялся.
Да, это тоже нелёгкий труд, но вовсе не такой убийственный, как показано на картине. Подобные ситуации, разумеется, тоже возникали, но достаточно редко: например, когда корабль садился на мель, и его требовалось вытянуть вручную.
Теперь о деньгах. В бурлаки люди шли не от хорошей жизни: среди них хватало безземельных крестьян и просто бродяг. Заработок был, конечно, нерегулярный, плюс многое зависело от «шишки», как бурлаки называли своего бригадира, но обычно труд щедро вознаграждался. Сезон позволял работникам каната и лямки безбедно жить весь остальной год и содержать семью: в переводе на современные деньги они получали от девятисот тысяч до полутора миллионов рублей.
И это — не считая питания, которое предоставлял работодатель. Последний был больше всех заинтересован в том, чтобы его сотрудники были сыты и полны сил: порой даже день задержки в пути мог вогнать купца в серьёзные долги. Хлеб, мясо, масло, рыба, чай, табак, даже икра — в России девятнадцатого века так питались далеко не все.
Также стоит заметить, что существовали и баржи, на которых роль бурлаков исполняли лошади. Такие суда называли коногонками. Они обходились владельцам намного дешевле, но использовались достаточно редко. Почему? Как раз потому, что если судно садилось на мель, то вытащить его при помощи лошадей было очень сложно, а найти толковых бурлаков в разгар сезона — практически нереально.
Женщины-бурлачки. Начало XX века
Справедливости ради надо указать, что некоторые бурлацкие артели работали почти так же, как на картине: выстраивались в ряд, надевали лямки и шли по берегу, таща за собой лодку. Но суть в том, что такой вид бурлачества был распространён на мелких узких реках и каналах, где отсутствовало течение.
Кстати, картину в России встретили неоднозначно и поначалу сильно критиковали. После того, как её выставили в Санкт-Петербурге, один из министров сокрушался, что Репин неправдоподобно запечатлел бурлацкий труд. Дело в том, что к тому времени он уже почти ушёл в прошлое из-за массового применения пароходов. Иные современники усматривали в этом «разные гражданские мотивы и худосочные идейки», а искусствоведы открыто называли картину профанацией.
Но так или иначе критика не помешала картине стать одним из шедевров русского искусства, и теперь именно по ней — к счастью или к сожалению — наши современники судят о бурлацком труде.
Мельница мифов: бурлаки на Волге
Откуда мы знаем о тяжелой доле бурлаков, тянувших по рекам и озерам суда в дореволюционной России? Ну, конечно, главным образом, благодаря известной картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге», репродукции которой есть даже в школьных учебниках.
Еще в старой советской школе нам, тогдашним ее ученикам, рассказывали о тяжелом труде волжских бурлаков, а мы должны были, глядя на картину Репина, пересказать слова учительницы своими словами. В итоге получалось так, что несчастнее людей не было на свете, ну и понятно, покончивший со всем этим Великий Октябрь был событием в высшей степени справедливым.
Однако потом я как-то прочитал книгу американского писателя Бернарда Шульца «С индейцами в Скалистых горах» и вот там тоже был описан труд местных бурлаков-кордильеров, которые хотя и тащили габару вверх по течению, по вечерам и песни пели и, вообще, отнюдь не показаны несчастными людьми. Впрочем в сознании это хотя и отложилось, но к каким-то выводам я тогда не пришел. Мол, американская габара это одно, а наша волжская баржа — совсем другое.
Но потом я как-то раз сам оказался на Волге, и вопросы посыпались один за другим. Оказалось, что берега у Волги разные.
Причина этого в том, что Волга течет в меридиональном направлении и на ее течении действует «сила Кориолиса», подмывающая правый берег.
А вот теперь давайте посмотрим на карту и прикинем, как долго пришлось бы тащить баржу бурлакам вверх из Астрахани в Нижний Новгород на торговую ярмарку?! Левым берегом идти неудобно, хотя он и пологий, именно из-за той же «кориолисовой силы», а правой — просто невозможно, так как обрывы там подходят вплотную к берегу, который к тому же зарос кустарником.
И как же они тогда шли? Особенно если учесть, что на картине Репина они идут как раз по правому берегу! А все дело в том, что показано на полотне художника не совсем то, что было на самом деле. Просто автору его захотелось единичное явление сделать массовым, и поскольку он был талантлив, то это ему вполне удалось. Репин был человеком впечатлительным, интеллигентным, вот на него они тяжкое впечатление и произвели.
«Какой однако это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например, буксирными пароходами?» — вспоминает свои впечатления Илья Ефимович на страницах автобиографической книги «Далекое близкое».
Другой, более поздний, отзыв его был таким:
«Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».
Между тем, если бы художник слушал все это повнимательнее, то… сюжет картины вполне мог быть совершенно другим!
Бурлаки не тащили баржи по берегу, как на картине Ильи Репина
Дело в том, что картина эта реально живописует труд бурлаков совсем не таким, каким он был на самом деле, и в этом нетрудно убедиться, обратившись к монографии И. А. Шубина «Волга и волжское судоходство, изданной в СССР в 1927 году. Дело в том, что настоящие бурлаки работали совсем по-другому. Они же баржи снизу вверх по реке гнали, и как тут берегом вдоль реки можно было идти? Хоть левый, хоть правый берег бери — все одно вдоль воды далеко не уйдешь!
Поэтому на баржах верхняя палуба была всегда ровной — понятно, что это были те баржи, что плыли вверх по течению самоходом шли, потому как были еще и баржи буксирные. На корме такой баржи стоял большой барабан. А на нем был трос намотан, а к нему цеплялись три якоря. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорем и плыли вверх по течению, а якорь бросали. Потом другой, третий, до тех пор, пока им каната хватало.
А тут уж и бурлакам приходилось браться за работу. Подходили они к этому канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до самого первого якоря, который потом поднимали, а после и второй, и третий. То есть поочередно их все время и ставили, и поднимали, так что баржа как бы сама собой по канату ползла против течения. Понятно, что это был труд нелегкий, но не такой, чтобы люди от него падали!
Бурлаки на Волге могли есть красную икру ложками
Зато всякая артель бурлацкая при найме на работу сговаривалась о харчах. И за такой труд в день им обычно давали:
да к тому же еще сколько-то
все-все оговаривалось. Отдельно на палубе ставилась бочка с красной икрой — у кого желание было — тот мог подойти, горбушку хлеба от своей доли отрезать и ложками сколь хочешь есть. После обеда всегда спали, работать было грех.
При каких условиях бурлакам на Волге приходилось баржу по берегу
И только если уж лоцман по пьянке посадит баржу на мель, тогда лишь приходилось всей артелью лезть в воду, и вот так, как Репин это написал, баржу с нее стаскивать. И то… перед этим особо договаривались о том, за сколько бурлацкая артель будет это делать, а после купец-то им за это еще и водки ставил!
Сколько зарабатывали бурлаки на Волге?
И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог и ничего не делать, и все равно ни он сам, ни его семья при этом не бедствовали. А если он не пьянствовал по кабакам, а давал деньги в рост своему хозяину, так ему и вовсе была хорошая жизнь.
Хозяева таких ценили, старались всячески услужить и добиться их расположения. К таким шли самые сильные и сноровистые артели, поэтому и на ярмарку в Нижний Новгород они добиралась раньше других, и имели барыша поболе, чем другие! Вот это и было общее, а то, что мы видим на картине у Репина, — единичное. А зачем он это так написал тоже понятно: вызвать у зрителя жалость к трудящимся. Это в то время мода такая была у русской интеллигенции, и Илья Ефимович был отнюдь не одинок в том, чтобы представить его страдания «пожалостливее»!
А были ведь еще и баржи-коногонки — где вместо бурлаков работали лошади, вращавшие этот самый барабан. Вот только особых преимуществ перед людьми они не имели. То есть, да, в работе «коногонки» обходились куда дешевле, тем более, что и сено и овес для лошадей покупали прямо на стоянках, а с собой не везли. Но зато как быть, если баржа вдруг села на мель? Стаскивать ее лошадьми? Очень даже это было неудобно во всех отношениях. А держать на этот крайний случай на борту бурлаков — невыгодно. То есть нужно было куда-то ехать их искать, а время-то дорого, не говоря уж о том, что в страду все артели были давно уже разобраны. Вот поэтому-то они широкого распространения и не получили и никто картин о труде этих коняг не написал!
Интересно, что написанная Репиным картина очень понравилась Федору Достоевскому, который в своем «Дневнике писателя» высказался о ней, как о подлинном торжестве правды в искусстве. Но самое удивительное, что потом за 3000 рублей ее купил великий князь Владимир Александрович и повесил в бильярдной комнате Владимирского дворца:
«Нaдo пpaвдy скaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa искpeннe нpaвилaсь. Oн любил oбъяснять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe:
yмнee вcex свoиx стapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я слышaл coбствeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяснял вce дo caмыx пoслeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины», — писал о том сам И. Е. Репин в своих воспоминаниях.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Бурлаки России и Европы
«Бурлаки на Волге» — одна из самых известных российских картин. Написанная знаменитым русским художником Ильей Репиным, она знакома практически каждому жителю нашей страны еще по школьной программе. Но в целом у россиян имеется довольно смутное представление об этой профессии, ушедшей в небытие. Многим, к примеру, кажется, что сами бурлаки были явлением исключительно российской истории. Это не так. Труд бурлаков был достаточно широко распространен в Европе. Профессия существовала во многих странах мира и полностью исчезла только в середине XX века.
Бурлаки в России
События, изображенные на картине Репина, стали своеобразным отпечатком истории нашей страны XIX века. Безусловно, данная работа относится к лучшим образцам изобразительного искусства и представляет собой пример редкой выразительности и силы отечественной реалистической школы живописи. Одновременно картина является важным памятником российской материальной культуры. В то же время находятся и люди, для которых данное полотно – своеобразный символ отсталости России и нищей жизни изображенных на ней людей. Особенно на контрасте с Европой. Однако российская действительность, изображенная Репиным, была характерна и для европейских государств. Профессия бурлака не имела национальности и была распространена во всех странах, где необходимо было проводить корабли с грузом по рекам и каналам.
В нашей стране бурлачество как социально-экономическое явление возникло в XVI веке и просуществовало в том или ином виде вплоть до первой четверти XX века. Бурлачеством или «судовой работой» в России называли различные виды работ на речных судах, а также сплаве леса. Бурлаки были рабочей кастой буксировщиков различных грузовых судов по водоемам при помощи бечевы, которую протягивали на берег. Бечевой называлась очень прочная веревка длиной примерно 200 метров. Больше всего она была похожа на канат или трос.
При этом подобный метод проводки судов с движением бурлаков по берегу был далеко не единственным. Часто применялся и другой метод проводки, когда на корме корабля или баржи размещался большой барабан, на который затем наматывался трос, к которому цеплялся якорь. Затем такой якорь на ялике/лодке заводился вверх по течению реки, после чего в дело вступали бурлаки, плывущие на корабле. Бурлаки цеплялись своими чалками за заведенный с якорем трос и шли с носа корабля на корму, выбирая канат, а на корме судна наматывая его на барабан. После этого они снова шли на нос – и все начиналось с начала. Полностью выбрав якорь, его на лодке снова заводили вверх по течению реки, и процесс повторялся вновь. По этому канату баржа с грузом и ползла против течения реки.
Для таких работ могли использоваться и лошади, которые перевозились прямо на борту судна. Такие баржи даже имели специальное название: баржи-коногонки. Использование лошадей часто было продуктивнее и дешевле, но без людского труда нельзя было обойтись в форс-мажорных обстоятельствах. К примеру, если баржа с грузом садилась на мель, стащить её с мелкого места было проще с привлечением людей. Поэтому часто предпочтение отдавали именно бурлакам.
Только по самым приблизительным оценкам, в середине XIX века бурлацким промыслом в нашей стране занималось от 300 до 650 тысяч человек. При этом центром мирового бурлачество к этому моменту стала Волга. На этой стратегически важной российской водно-транспортной артерии появился к тому моменту огромный речной флот. Безусловно, по своим размерам эта великая русская река затмевала все каналы и реки Европы. Бурлацкий труд оказался здесь исключительно востребован и потому, что река была судоходна не на всех участках и обладала медленным течением (средняя скорость 4 км/ч).
К середине XIX века только на одной Волге насчитывалось примерно 100 тысяч бурлаков. Более того, примерно полмиллиона жителей и целые населенные пункты, расположенные в Поволжье, существовали именно за счет наличия бурлацких артелей. Бурлаки не только обеспечивали движение судов по реке, но и сами вкладывали средства в экономику всего региона. В экономику Поволжья они отправляли практически все заработанные средства. Во многих поволжских городах и поселках при непосредственной финансовой поддержке артелей бурлаков даже строились церкви. Из бурлаков часто выходили лучшие капитаны речных судов и лоцманы. Самые толковые из них могли становиться старостами и почетными горожанами.
Бурлаки не исчезли ни с появлением пароходов, которые внедрялись медленно, ни с развитием железнодорожного транспорта. Хотя прогресс, безусловно, брал свое. С каждым годом и с развитием технологий доля ручного труда при проводке грузов по русским рекам сокращалась. Уже во второй половине XIX века паровые корабли начали выигрывать конкуренцию у бурлаков. Но ещё больший вклад внесли железные дороги. С развитием в России сети железных дорог бурлацкий промысел ужимался в размерах всё сильнее. В первую очередь это было связано с существенным повышением скорости перевозки грузов. Поэтому постепенно профессия начала исчезать с берегов главной русской судоходной реки. Исчезнув с берегов Волги, она на некоторое время задержалась на мелких реках, где такой труд оказывался более востребованным.
При этом бурлаки пережили и Российскую империю. В Советском Союзе данный труд по-прежнему использовался, но уже в гораздо более скромных размерах. Окончательно бурлацкая тяга как наиболее дешевый вид транспортных услуг была запрещена в СССР только в 1929 году постановлением народного комиссара путей сообщения, в непосредственном подчинении которого до 1931 года находился речной транспорт.
Бурлаки в Европе
Ранее мы уже отметили, что бурлак – это международная профессия, которая существовала не только в России. Более того, это даже не только мужская профессия. Часто тяжелым трудом вынуждены были заниматься и женщины как в России, так и в Европе. Передвижение речных судов с помощью живой силы по рекам и каналам в Западной Европе (речь идет о Нидерландах, Бельгии, Франции, а также Италии) сохранялось как минимум до тридцатых годов XX века. Помимо людского труда, для проводки судов и барж использовались и тягловые животные. При этом полностью вытеснить такой труд долгое время не могли даже важные технические изобретения, например, появление паровых двигателей.
Не только Илья Репин вдохновлялся видом бурлаков и тяжестью их труда, решив написать свою известную картину. Подобные произведения живописи оставили для нас итальянские, голландские, французские и австро-венгерские художники. А в Германии сегодня можно встретить памятники, которые посвящены бурлакам. В Германии массовое использование людского труда для буксировки грузов по каналам и рекам завершилось чуть раньше, чем в других странах, примерно во второй половине XIX века.
У ближайшего соседа Германии, Австро-Венгерской империи, использование труда бурлаков имело особенность. До середины XIX века здесь в массовом порядке привлекали на подобные работы каторжников. Часто к тяжелым работам по буксировке судов по равнинным и болотистым рекам в Австро-Венгрии привлекали именно самых отъявленных преступников, которых до отмены в империи смертной казни ожидал бы не тяжелый труд, а виселица.
Особенность многих стран Западной Европы заключалась и в их географических размерах. Таких бескрайних просторов, как в России, здесь просто не было. Да и рек, сравнимых с Волгой, тоже. В Великобритании, Голландии, Франции, Бельгии и Германии при этом имелось большое количество каналов. Размеры этих каналов и их протяженность ограничивали размеры проводимых барж с грузами, а также количество бурлаков, которые необходимы были для проводки и буксировки судов. Для проводки одной баржи привлекалось меньше людей, да и буксировка занимала гораздо меньше времени. Тогда как на Волге бурлаки могли отработать на проводке одной баржи с грузом до 90 дней или даже больше.
Ещё одной особенностью западноевропейских стран было то, что часто капитан речного судна одновременно являлся и его владельцем. Корабль был его частной собственностью, при этом наемного экипажа на борту могло и не быть. Нередко капитану оказывали помощь члены его собственной семьи, которые, как и он, жили на борту судна. Не во всех случаях у капитана были деньги на паровой двигатель и профессиональных матросов-механиков, которые могли бы его поддерживать в рабочем состоянии, а также на кочегаров. Иногда не было денег и на оплату услуг тягловых животных. Финансовые затруднения и тогда, и сейчас остаются достаточно распространенным явлением в человеческой жизни. В таком случае сам капитан, его дети и жена вынуждены были сами впрягаться в лямку и осуществлять буксировку судна.
Постоянно использоваться бурлацкая сила в Европе перестала только примерно в 1920—1930-е годы. Периодически она использовалась и позднее, но это уже были редкие случаи. Окончательно неактуальным такой труд сделало массовое распространение надежных бензиновых судовых моторов, которые были простыми в обращении и достаточно компактными.
Закончить историю можно комичным фактом из недавнего прошлого. В 2013 году знаменитый французский актер Жерар Депардье сбежал от высоких французских налогов и получил российское гражданство. Год для актера выдался ударным во всех смыслах. В России Жерар Депардье стал почетным удмуртом, почетным гражданином Чеченской республики, получил квартиры в Грозном и Саранске. Одновременно актер приобрел новый загородный дом в Бельгии, став почетным гражданином коммуны Эстемпюи и… бурлаком! На организованной церемонии актеру вручили специальную перевязь братства Satcheux, которое раньше объединяло местных бельгийских бурлаков.