Тема – Образование СССР и национальная политика большевиков.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
План автономизации – план объединения, предусматривающий вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий.
План федерализации – добровольное объединение суверенных и равноправных республик в единую федерацию, с правом свободного выхода.
Политика коренизации- политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 1920-е и начале 1930-х годов, призванная сгладить противоречия между центральной властью и населением национальных республик СССР.
Ключевые слова: план автономизации, план федерализации, политика коренизации.
Основная и дополнительная литература по теме:
2. Боффа Д. История Советского Союза. М. Т(1)., Глава 1. С.172-184.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
После Гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовались формально независимые советские социалистические республики – РСФСР, Белоруссия, Украина, Дальневосточная республика, Азербайджан, Грузия, Армения, Хорезмская и Бухарская народные республики. В этих республиках были свои органы государственной власти, действовали свои конституции, но фактически власть принадлежала коммунистическим партиям, входившим в состав единой Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)). Объединение всех наций и народностей коммунисты считали основой построения единого социалистического общества.
Объединение имело также внешнеполитические причины: советские республики должны были выжить во враждебном окружении. Ещё в годы Гражданской войны между РСФСР, Грузией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией и Украиной были заключены договоры о взаимодействии в дипломатической и военно-хозяйственной областях. Под руководством РСФСР были объединены вооружённые силы, промышленность, транспорт, финансы, внешняя торговля, телеграф и почтовая связь. В 1920-1921 гг. между советскими республиками были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях.Всё это диктовало создание единого государства на территориях, где утвердилась советская власть.
В партии большевиков существовали разные точки зрения о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Центрального комитета РКП(б) под председательством Иосифа Виссарионовича Сталина разработала план объединения, предусматривающий вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Однако Владимир Ильич Ленин план Сталина подверг резкой критике и предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик. ЦК РКП(б) проголосовал за ленинское предложение.
30 декабря 1922 года в Москве состоялся съезд полномочных представителей РСФСР, Закавказской СФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР, который утвердил Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Конституция СССР установила Государственный герб, воплотивший идею мирового братства рабочих и крестьян, Государственным флагом СССР стал алый стяг. Столицей государства была избрана Москва.
Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, а между съездами – Центральный исполнительный комитет (ЦИК). Высшим исполнительным органом власти стал Совет народных комиссаров (СНК), первым председателем которого был назначен Владимир Ильич Ленин. В 1924-1925 годах были приняты конституции союзных республик, повторявшие основные положения конституции общесоюзной.
В середине 1920-х годов национально-территориальное устройство СССР значительно изменилось. В 1924 году на территории Туркестанской
Автономной ССР были образованы новые союзные республики: Узбекская и Туркменская ССР. В составе РСФСР образована Киргизская АССР. В сентябре 1924 года в состав Узбекской, Туркменской и Киргизской республик вошли Хорезмская и Бухарская народные социалистические республики. В октябре 1924 года в составе Украинской ССР возникла Молдавская АССР. В 1924-1926 годах Витебская, Гомельская и часть Смоленской губерний из состава РСФСР были переданы Белорусской ССР. В 1929 году образовалась Таджикская ССР, ранее входившая в состав Узбекистана.
Разбор типового тренировочного задания
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице
Текст задания: подстановка элементов в пропуски в таблице.
Правильный ответ: СНК
10.Восстановление последовательности элементов /вертикальное
Расположите в хронологической последовательности события 1922-1929 гг.:
Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.
Цели культурной революции:
Ø создание социалистической системы народного образования,
Ø перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции,
Ø проведение политики коренизации,
Ø преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии,
Ø формирование социалистической культуры,
Ø перестройка быта.
Создание социалистической системы образования
v Ликвидация неграмотности населения:
· большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, по результатам переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными;
· 1919 г. — декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России» (от 8 до 50 лет);
· создание пунктов ликвидации безграмотности (ликбезов) и рабочих факультетов (рабфаков), готовивших молодёжь к поступлению в вузы;
Результат: по переписи 1939 года до 87,4 % населения были грамотными, хотя на самом деле это означало, что человек умеет с трудом написать свою фамилию. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.
v Перестройка системы образования:
• возникновение советской школы двух ступеней: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодёжи, школа II ступени (5-9 классы);
• 1921 г. — создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой, с сохранением общеобразовательных знаний в объёме 7-летней школы;
• распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное образование, курсы, кружки и т. п.);
• 1930 г. — введение обязательного 4-летнего образования (повсеместно), 7-летнего (для городов и промышленных районов);
• середина 1930-х гг. — установление строгого внутреннего распорядка в учреждениях народного образования: единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.;
• создание Института красной профессуры в Москве: подготовка марксистских кадров для высшей школы;
• рост числа вузов (к началу 1940-х гг. в СССР насчитывалось более 4,5 тыс. вузов)
Формирование социалистической интеллигенции
· Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учёбу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось формирование советской интеллигенции.
· В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры.
· Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.
· Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе».
С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п.
С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.
Проведение политики коренизации
Целью коренизации являлось укрепление большевистской власти на местах, т.к. незначительный процент национальных (нерусских) кадров в партийных и советских органах большинства национальных республик значительно ослаблял авторитет и привлекательность советской власти в глазах местного населения.
Задачи коренизации:
1) подготовка и выдвижение на руководящие партийные и государственные должности представителей национальных меньшинств,
2) внедрение языков национальных меньшинств в делопроизводство, в образование, СМИ.
Результат: коренизация привела к созданию значительного слоя образованных кадров из представителей национальных меньшинств СССР, а также к созданию сети образовательных учреждений с нерусскими языками обучения.
В конце 1930-х годов коренизация была свернута, многие ее активные участники репрессированы. На смену коренизации пришло повсеместное внедрение русского языка, как языка межнационального общения.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 831 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Первая настоящая украинизация: большевистская, 1921-1930
«Нет таких крепостей, которых не смогли бы взять большевики». (с) Популярное большевистское заблуждение
Как обстояло дело с языками в 1918 году, наглядно показывает этот любопытный документ, выдержка из меморандума Отдела политической разведки Британского Министерства иностранных дел (май 1918):
«Крестьяне говорят на малорусском диалекте; небольшая группа
националистической интеллигенции теперь исповедует украинскую
национальность, отличную от национальности Великороссии.
Существует ли такая национальность, обычно обсуждается в таких
терминах, при которых на этот вопрос нельзя ответить. Если спросить
среднего крестьянина на Украине о его национальности, он ответит,
что он православный; если его далее спросить, является ли он
великорусом, украинцем или поляком, он вероятно ответит, что он
крестьянин; если настаивать, на каком языке он говорит, он скажет,
что он говорит на «местном языке». Возможно, удастся все-таки его
заставить назвать свою национальность и сказать, что он «русский»,
но это заявление вряд ли отвечает на вопрос о его украинскости; он
просто не думает о национальности в терминах, привычных
интеллигенции. Опять же, если попытаться выяснить, какому
правительства ему помеха и наилучшим было бы, если бы «православных
крестьян» оставили в покое. Как правило, украинскому крестьянину
достаточно оставить свою сельскую общину, чтобы утерять свои
характерные провинциальные черты и диалект. БОльшая часть
чиновников, учителей и священников говорят по-великорусски,
хотя по рождению они бОльшей частью украинцы. Даже когда
украинский крестьянин становится всего лишь чернорабочим в
городе, он становится великороссом. «
(Public Record Office, London, CAB 24/52, ff. 117 and 117 (verso).
Цитируется по: George O. Liber, «Soviet Nationality Policy, Urban
Growth, and Identity Change in the Ukrainian SSR 1923-1934″, Cambridge
Вот так примерно обстояло дело с языками в 1918 году. Как и за триста лет до того, как и в нашем 21м веке, граница между русским и украинским языками проходила по линии «город-село».
Но потом пришли большевики, и началось.
2. «Политика «коренизации» и ее вариант для УССР
Началось с того, что большевики решили, что в Российской империи национальные окраины угнетались в пользу великороссов, и надо теперь это исправить. Во всех союзных республиках была объявлена т.н. политика коренизации.
Для Украины это не было самое начало, и это не была первая украинизация в полном смысле слове. До большевиков это пытался сделать Скоропадский, а до Скоропадского –австрияки, которые построили лагеря смерти Телергоф и Терезин специально для своих граждан, уличенных в употреблении русского языка. Но это совсем другие истории. К ним мы еще вернемся, возможно
По-настоящему, всерьез, за это дело взялись только большевики, в первую очередь Сталин и Коганович.
Дело было трудное. «это признавал даже противник большевиков, гетман П. П. Скоропадский, пытавшийся проводить в 1918 году во многом схожую политику украинизации. Он писал:
«Украинцы все говорят о том, что я пользовался русскими силами для создания Украины. Да, потому, что одними украинскими силами нельзя было создать ничего серьёзного. Культурный действительно класс украинцев очень малочислен. Это и является бедой украинского народа»[4].( wiki/Коренизация).
«В 1922 году украинским языком свободно владели только 11 % членов КП(б)У[5]. Советским властям даже пришлось пойти на крайнюю меру — пригласить для проведения украинизации галичан-националистов во главе с М. С. Грушевским.»
Короче, непорядок. Надо исправить. И понеслось.
3. Штурм крепости, которую не смогли взять большевики
«Правительство обязано уничтожить остатки русского шовинизма и русотяпства,которые мешают культурному росту Украины, поставив изучение украинскогоязыка в школе на соответствующий уровень, и, наконец, дать материальныесредства на издание необходимой литературы и обеспечение работников,отдающих свое время и силы для этой работы»
Это была настолько завидная профессия, что галичане, побывавшие с визитом в УССР просто облизывались:
«партийный, хоть и комиссар (министр) получает самое большее 210 руб. в месяц, когда украинизатор, работающий в пяти кружках, зарабатывает 500 руб.»
«Каждый член партии, каждый гражданин должен знать одно: что национальная политика в действительно ленинском понимании на Украине неминуемо ведет к полной украинизации всего рабочего класса на Украине, украинизации прессы, школы, научной работы.»
зав. отделом прессы ЦК КП(б)У А.А.Хвыля (Олинтер).
«В ряде округов, несмотря на постановления окркомиссий (окружных комиссий по украинизации) об увольнении работников за незнание языка, руководитель учреждения оставляет таких на работе. Такое отношение является недопустимым и с этим нужно повести решительную борьбу
Но научиться говорить по-украински это еще не все. Обратите внимание на вертикальную надпись слева вот этого удостоверения.
1. справка действительна только на год.
2. это только начало, еще не вечер.
И далее в таком духе.
4. Чем это кончилось
А это кончилось ничем. До большевиков дошло, что они пытаются высечь море, и в 1929 году политика коренизации по всему СССР была признана бесперспективной и свернута.
Характерный пример: председатель СНК УССР с 1923 года Чубарь (именно он подписал печально знаменитое Постановление СНК УССР «О борьбе с саботажем в хлебозаготовках» от 6 декабря 1932 г.), одновременно являлся заслуженным большевистским украинизатором.
Следующую попытку украинизации Украины предприняли уже немецкие оккупанты, и их пособники, но это опять же другая история.
«Уже пятый месяц над свободным городом рядом с победоносным германским знаменем развевается наше родное жёлто-голубое украинское знамя как символ новой жизни, нового возрождения нашей матушки-родины.
Однако, к большому сожалению и стыду для всех нас — украинцев, всё ещё остаётся кое-где позорное большевистское наследие. К большому стыду для всех нас, и к вполне понятному гневу украинского населения, приходится слышать в некоторых учреждениях, даже в районных управах, разговоры на русском языке со стороны представителей власти. Позор за это тем, кто становится свободным гражданином освобождённой родины.
Позор и не место с нами тем, кто брезгует своим родным языком. Мы этого не допустим, этого не может быть. Поэтому приказываю категорически запретить в дальнейшем кому-либо из представителей власти разговоры на русском языке в рабочее время в учреждениях.
Обер-бургомистр города Харькова Крамаренко, зам. Л. Э. Кублицкий-Пиотух.
А бургомистра этого немцы потом повесили. За воровство, не за украинизацию. (Это так, для общей эрудиции примечание).
Коренизация: как искоренялась русская культура в СССР
Одной из многих преступных ошибок большевиков по отношению к России является недостаточно знаменитая и относительно редко упоминаемая в широких кругах политикакоренизации. Плоды катастрофически неграмотной национальной политики Советского Союза мы пожинаем до сих пор. Существование национальных республик, сепаратизм девяностых, этнические чистки, многочисленные военные конфликты на постсоветском пространстве — всё это есть плоды недальновидного коммунистического управления. Большевики заварили такую «кашу», что «расхлебывать» её необходимо будет еще не одному поколению русских людей. Но что же представляет из себя это загадочное слово «коренизация»?
Коренизация — культурная, национальная и политическая программа большевиков по укреплению нерусских элементов на местах проживания многочисленных национальных меньшинств. Коренизация стала прямым следствием национальной политики, провозглашенной в стране в годы Гражданской войны. Она опиралась не только на банальную практическую необходимость в гарантии поддержки со стороны национальных меньшинств на территории России, но и имела четкое идеологическое ядро — борьба с так называемым «великодержавным шовинизмом» или «великорусским шовинизмом».
Игра с чувствами национальных меньшинств началась незамедлительно. Уже в в ноябре 1917 года была опубликована «Декларация прав народов России», провозглашавшая равенство и суверенность народов и право на самоопределение вплоть до отделения. В декабре 1917 года вышло знаменитое обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», ярко осуждавшее колониализм, империализм и царизм, столь долго угнетавшие бедные восточные народности.
Идеологическим фундаментом советской национальной политики стало творчество Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Обратимся к некоторым цитатам из его текстов, в частности бросается в глаза его работа «К вопросу о национальностях или об «автономизации»; Продолжение записок. 30 декабря 1922»:
Я уже писал в своих произведениях по национальному вопросу, что никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой.
По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений, — стоит только припомнить мои волжские воспоминания о том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца иначе, как «хохол», грузина и других кавказских инородцев, — как «капказский человек».
Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически. Кто не понял этого, тот не понял действительно пролетарского отношения к национальному вопросу, тот остался, в сущности, на точке зрения мелкобуржуазной и поэтому не может не скатываться ежеминутно к буржуазной точке зрения.
Здесь Ленин весьма конкретно и ясно пишет то, что русским (да и вообще всем великим нациям) нужно не просто соблюдать принцип равенства наций, но и искусственным образом создавать такого рода неравенство, которое бы смогло «загладить вину» русских перед угнетенными меньшинствами. Таким образом, русские обвиняются в столетиях колониализма и империализма, и поэтому они должны возмещать все эти годы угнетения и неравенства тем или иным способом. Русский народ изображается «держимордой», злодеем, бандитом, на него возлагается «коллективная вина». Всё это лично мне очень сильно напоминает современный леволиберальный подход к данному вопросу: либеральная риторика состоит в конструировании «иерархии угнетенных меньшинств», куда входят в том числе различные национальные и расовые группы. «Белые цисгендерные американцы должны ответить за столетия рабства перед чернокожим населением, страны Европы должны извиняться и каяться за вековое колониальное угнетение всего остального мира, ты — белый цисгендерный мужчина, и именно ты должен нести коллективную ответственность за все эти преступления».
Тем не менее, примерно тоже самое изложил на XII съезде РКП(б) небезызвестный большевик Николай Бухарин:
«Если мы ударим по первому звену национализма, по самому главному и по самому основному, тем самым мы ударим по этим промежуточным звеньям вплоть до самых низших «местных» шовинизмов. И в этом весь вопрос. Нельзя даже подходить здесь с точки зрения равенства наций, и т. Ленин неоднократно это доказывал. Наоборот, мы должны сказать, что мы в качестве бывшей великодержавной нации должны идти наперерез националистическим стремлениям и поставить себя в неравное положение в смысле еще больших уступок национальным течениям. Только при такой политике, идя наперерез, только при такой политике, когда мы себя искусственно поставим в положение, более низкое по сравнению с другими, только этой ценой мы сможем купить себе настоящее доверие прежде угнетенных наций».
Примерно о том же заявляет Григорий Зиновьев-Радомысльский:
«Мы должны безусловно ребром поставить вопрос о великорусском шовинизме. Мы должны это сделать сейчас, на этом съезде. И надо сказать, что в этом отношении известное вам письмо т. Ленина поставило вопрос достаточно решительно. Мы должны прежде всего отвергнуть „теорию“ нейтрализма.
Не можем мы стоять на точке зрения нейтральности, на точке зрения того, что вот, пускай там, на Украине или еще где, борются две культуры, а мы подождем и посмотрим, что из этого выйдет. Это точка зрения не наша, особенно теперь, когда наша партия стоит у власти.
«Мы должны, несмотря на то, что мы бедны, несмотря на то, что наши ресурсы скудны, мы должны сейчас уж, при скудном бюджете, при плохих ресурсах, оказать посильную материальную помощь крестьянам и прежде всего крестьянам окраин, говорящим на других языках, всем народам, которые были раньше угнетены. Давайте сделаем так, чтобы мы его сейчас разрешили, давайте создадим атмосферу презрения и бойкота но отношению к каждому, кто не понимает важности национальной проблемы, кто позволяет себе шутить по этому поводу, кто не дает отпора каждому, у которого хотя бы даже только в шутке просвечивает нотка шовинизма, ибо от этого зависит не только будущее нашей страны, но зависит в значительной степени будущее Востока. дело в том, чтобы наша партия, которая решает, которая руководит нашим государством чтобы она каленым огнем прижгла всюду, где есть хотя бы намек на великодержавный шовинизм. Это не значит, что мы пощадим местный национальный шовинизм, но пропорция требует, чтобы мы прижгли прежде всего великорусский шовинизм,— в этом месте величайшая опасность. Если тут не прижжем вовремя, то, несмотря на советский характер нашего государства, мы можем попасть в положение, которое грозит чрезвычайными опасностями».
Более того, в своих тезисах к XII съезду РКП(б) «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве» сам товарищ Сталин (действующий на тот момент народный комиссар по делам национальностей) заявляет следующее:
Итогом съезда стало объявление того, что главной и основной целью советской национальной политики должно являться широкое и стремительное развитие всевозможных национальных движений народов советских социалистических республик. Данная политика показалась большевикам наиболее эффективным средством в борьбе против русского национализма, который мог являться той единственной силой, способной консолидировать большинство населения России против коммунистической диктатуры.
Итак, ознакомившись с теоретическими обоснованиями коренизации, можно выделить основные меры, которые использовались для ее осуществления:
5. Перевод газет, журналов, СМИ и печати на национальный язык.
Теперь же стоит рассмотреть политику коренизации на конкретных примерах.
Первоочередной задачей большевиков в национальном вопросе стало стремление разгромить и похоронить некогда официальную концепцию «триединого русского народа», состоявшего из великорусов, малорусов и белорусов. Вместо строительства общей, большой русской нации, состоявшей из вышеупомянутых групп, большевики не только легитимизировали белорусский и украинский национализм, но и взяли его на вооружение.
Большевики стремились внедрить белорусам особое нерусское сознание и идентичность, изобразить их историю, как историю угнетения и подавления их национальных особенностей великороссами. Главная проблема заключалась в том, что подавляющее большинство жителей БССР обладали русским национальным самосознанием либо имели русскую идентичность, основанную на восприятии православия как «русской веры». Белорусский этнограф Е.Ф. Карский в 1903 году писал: «На вопрос: кто ты? простолюдин отвечает — русский, а если он католик, то называет себя либо католиком, либо поляком». Это отражает «конфессиональность» идентичности в крестьянской среде. Городское население и интеллигенция в основном считали себя русскими по формуле: «я белорус, а значит русский».
Более того, насильственную белорусизацию в штыки восприняло само население БССР. В частности, в глаза бросается знаменитая статья «Вражда из-за языка» 1926 г., которая была обращением к Президиуму ВЦИК СССР. В статье мы читаем следующее:
— Сначала к нам пришли немцы, потом поляки, а теперь идут на нас. белорусы.
Т. е. население стало считать белорусизаторов своими. врагами.
Более того, в сборнике «Документы советской истории»: ЦК РКП(б)-ВКП(б) и национальный вопрос» можно обнаружить рассуждения местного жителя, школьного учителя Сцепуро:
«Я учитель, окончил в Минске университет и в настоящее время работаю преподавателем физики и математики в школе-семилетке в г. Бобре Крупского района (БССР). На работе я говорю только по-белорусски. Если увлекаясь скажу что-нибудь по-русски, то сейчас же поправляюсь. слежу за собой. Но в личной семейной жизни я говорю по-русски просто потому, что на этом языке мне легче говорить. И вот случился инцидент. Одну маленькую записку на имя предсельсовета я случайно написал по-русски. И в то время в школу прибыли зав. районов Чепель и председатель райкома союза т. Голованов. Они выступили с моей запиской на собрании просвещенцев, заявив, что эта записка фигурировала на пленуме рика и райкома КП(б)Б и будет фигурировать на сессии ЦИК БССР. Меня обвинили в махровом великодержавном шовинизме. Выступив, я признал свою ошибку в деле с запиской. Тут же я подтвердил, что дома все время говорю на русском языке, но не вижу в этом ничего неправильного. После моего объяснения обвинения усилились. Мне объявили, что дома, в разговоре с женой, я должен употреблять исключительно белорусский язык. В результате был поставлен вопрос об исключении меня из союза и о снятии с работы. Только после того, как я согласился с тем, что дома обязан тоже говорить только по-белорусски, ограничились тем, что вынесли мне строгий выговор с предупреждением и занесением в личное дело. Я признал свои ошибки и чистосердечно решил даже в семье не говорить по-русски, но сомнение в правильности всего этого не дает мне покоя. Неужели, если я заговорю на улице с товарищем или дома с женой на русском языке, я обманывают партию? Нет ли здесь некоторого перегиба в обратную сторону?»
Сама же «белорусизация» началась в 1924 г. после принятия ЦИК БССР постановления «О практических мероприятиях по проведению национальной политики». Вместе с этим БССР был отдан ряд территорий — современные Могилевскую и Витебскую области.
В 1924 году была создана Комиссия по осуществлению национальной политики ЦИК БССР. Самым главным направлением деятельности комиссии стал перевод на белорусский язык всего делопроизводства в республике, для чего были созданы специальные курсы. В результате количество владевших белорусским языком среди работников республиканских учреждений выросло с 22% в 1925 году до 80% в 1927 году, в окружных учреждениях — с 36% до 70%. В октябре 1926 года очередной пленум ЦК КП(б)Б утвердил план, в соответствии с которым до 1 января 1927 года работа партийной и комсомольской вертикалей должна была быть строго переведена на белорусский язык.
Тем временем, большинство начальных школ также перешло на национальный язык. Постепенно он вводился и в высшие учебные заведения. С 1926/27 по 1928/29 учебные годы количество белорусских четырёхлетних школ выросло с 85% до 94%, семилетних — с 67% до 75%.
К сожалению, большевикам всё-таки удалось провести успешную коренизацию Белоруссии, и в 1991-ом году созданная советскими экспериментаторами государственность обрела независимость. Дело дошло до того, что даже сегодня многие русские люди с пеной у рта пытаются доказать, что «белорусы — это отдельный народ» и готовы выходить на митинги с литвинским «белым-красно-белым» флагом.
Коренизация на Украине была проведена аналогичным образом. В августе 1923 года в УССР вышли два постановления: первое обязывало поступающих на государственную службу изучить украинский язык в течение 6 месяцев, а второе обязывало выучить украинский язык в течение одного года действующих госслужащих. При этом, специальные инспекторы по украинизации в партийных и государственных учреждениях проверяли, на каком языке общаются работники, причем не только с посетителями, но и друг с другом.
Забавно, но для ускорения темпов украинизация власти УССР не постеснялись привлечь к этому делу украинских националистов-эмигрантов, в том числе галичан — их назначали на посты в Наркомпросе. Среди прибывших был знаменитый Михаил Грушевский — бывшийПредседатель Центральной рады УНР.
Украинизация образования шла ударными темпами. Уже к 1928 году «украинцы» составляли 54,0 % студентов вузов и 63,0 % студентов техникумов. В 1931 году Наркомпрос УССР предписал всем поступающим в вузы подавать письменные работы на украинском языке, а также ввёл обязательное изучение украинского языка для студентов (в том числе владеющих им). Также украинизации подвергся кадровый состав науки — доля украинцев среди научных сотрудников выросла в УССР с 28,0 % в 1925 году до 45,9 % в 1929 году. Согласно справке Наркомпроса от 10 апреля 1938 года, на Украине имелось 21656 школ, из которых 18101 школа была с украинским языком преподавания.
К 1932 году на украинском языке выходили 91,7% газет в УССР. Уже 1928 году на украинском языке издавались 71,2 % журналов, в 1929 году уже 84,0 %. Книги на украинском языке в общей массе книжной продукции в 1931 году составили 76,9 %. Какие-либо комментарии будут, пожалуй, излишними.
При проведении коренизации на территории современного Казахстана большевики столкнулись с рядом проблем. Из них — крайне низкая образованность региона, почти полное отсутствие национальных элит и национального самосознания, при этом недостаток традиций «государственности», связанный с преимущественно кочевым образом жизни местного населения. Стоит также учесть, что на территорию современного Северного Казахстана шло активное переселение русских колонистов, причем дело дошло до того, что в некоторых уездах казахи стали национальным меньшинством. Например, в Кустанайском уезде в 1923 году казахи составляли 37,4 % населения, хотя в 1897 году там они явно преобладали. Городское население в основном было малочисленное и в большинстве своем неказахское.
22 ноября 1923 года ЦИК Киргизской АССР принял декрет, который предусматривал перевод в период с января по июль 1924 года всего официального делопроизводства в казахских волостях на казахский язык. Однако достичь таких результатов не удалось. Вернулись к внедрению казахского языка немного позднее. В частности, в 1933 году вышло Постановление Бюро Казкрайкома ВКП(б). Оно подразумевало следующие пункты:
Первоначально декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика, с административным центром в Оренбурге. Судя по всему, даже большевики не осмелились пойти на такую откровенную наглость и в 1925 году Оренбург был включен непосредственно в состав РСФСР. В том же году Киргизская АССР была переименована в Казахскую, а в 1936 году она была исключена из состава РСФСР и стала отдельной ССР.
Одним из главных направлений советской политики в Казахстане стало изъятие земель у русских переселенцев и передача из казахам. Сначала советская власть запретила крестьянское переселение в Среднюю Азию постановлением Совнаркома Киргизской автономной советской социалистической республики от 8 ноября 1920 года. Декреты от 2 февраля 1921 года и от 19 апреля того же года передавали казахам следующие земли:
В 1921 году в Семиречье было ликвидировано 127 «кулацких» хозяйств, из них: 82,7% в Пишпекском уезде, 7,9% – в Лепсинском, 6,3% – в Верненском, 3,1% – в Каракольском; ликвидировано и расселено русских переселенческих посёлков в целях устранения препятствий водопользованию и землепользованию туземного населения – 15, в том числе в Каракольском – 7, в Нарынском – 8. В 1922 году ликвидировано уже 1341 кулацкое хозяйство, из них: в Лепсинском уезде – 61,1%, в Джаркентском – 27,6%, в Алма-Атинском – 7%, в Талды-Курганском – 4,2%. Ликвидировано и расселено русских селений – 54, в том числе в Лепсинском – 20, Талды-Курганском – 19, Джаркентском – 6, Пишпекском – 5, Джаркентском – 6, Алма-Атинском – 4. Изъято т.н. излишков из переселенческих наделов: в 1921 году – 26 810 десятин, в 1922 году – 21 408 десятин. Из 785 891 десятин (858 979 га) казачьих земель, органами советской власти было принудительно изъято 277 419 десятин (303 219 га), или 35,3%.
Всего в фонд землеустройства киргизского населения было передано свыше 1 млн. десятин земли, из них только в первый год «реформы» (1921) в пользу кочевых аулов поступило свыше 300 000 десятин земли. У семиреченского казачества и у казаков, проживавших в соседней Сыр-Дарьинской области, в пользу киргиз было изъято 160 000 десятин земли. Всего в 1921-1922 годах в ходе реформы было изъято у русского населения 460 000 десятин земли, только в 1922 году у казачества изъято 134 500 десятин земли.
Подобный передел собственности провоцировал множество межэтнических конфликтов. Более того, сопротивлялись даже руководящие органы — в июне 1921 года Уральский губернский комитет отказался возвращать казахскому населению 10-ти верстную полосу по левому берегу Урала и со ссылкой на ущемление прав трудового казачества просил выделить Уральскую губернию из состава Казахской АССР. За это руководство губернии было снято с работы. В Семипалатинской области поступили еще жестче — там руководящих партийных работников, которые отказались проводить землеустройство казахского населения, арестовали и отдали под суд.
В автономиях РСФСР
Стоит напомнить, что сама РСФСР не представляла из себя «русскую республику» в составе СССР. Тем не менее, своего рода коренизация в русских областях проходила — русских детей учили русскому языку и обучали какой-никакой русской культуре, хоть и в весьма урезанном и советском виде. Однако, у русских не было ни своей компартии, ни академии наук, а сама РСФСР была федеративным государственным образованием, включавшим в себя множество национальных автономий.
Во всех этих автономиях шел местами разный, но примерно одинаковый процесс коренизации. В различных автономных республиках издавались декреты и указания о введение национальных языков в официальное делопроизводство, в среднее образование и т.д. Здесь достаточно просто привести небольшой и краткий список некоторых созданных автономий, чтобы понять масштаб проводимой политики:
И так далее. Подробный список прочитать можно здесь.
Во время катастрофы девяностых, после значительного ослабления советской власти на местах, в созданных большевиками государствах и автономиях начался настоящий геноцид русского населения, о котором не принято говорить. Об этом вам не расскажут в школе, данные события не увековечены в музеях или памятниках.
«В этот период в Ичкерии осуществляется настоящий геноцид русскоязычного населения — многочисленные убийства, изнасилования, разграбление домов и квартир, угон автотранспорта. Вот характерное народное творчество того времени: «Не покупайте квартиры у Маши, они всё равно будут наши!». Или такое: «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы!». «Если бы страна знала о тех зверствах, которые происходили в Чечне в те годы в отношении нечеченского населения, она бы содрогнулась», — напишет много позднее бывшая жительница Грозного. Также из республики изгоняются все нелояльные режиму Дудаева чеченцы. Нужно ли говорить, что режим Ельцина бросил всех беженцев на произвол судьбы».
«…с приходом к власти Дудаева мы из хозяев района превратились в жителей резервации. За эти три года выгнаны все русские руководители хозяйств. Колхозы и совхозы разворованы. Уничтожаются лесополосы, разворованы телеграфные столбы. Населённые пункты переименованы без нашего согласия. Нас лишили выходного дня в воскресенье, а сделали выходным днём пятницу. У нас не было официального обмена денег, нам не дали ваучеры. Преподавание в школе ведётся на чеченском языке, а сами школы (оборудование) расхищено. Мы не получаем заработную плату, старики пенсии. Мы постоянно слышим предложения и угрозы убираться в Россию…»
Министерство по делам национальностей России в июле 1999 года сообщило, что в Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (без учета военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов. У них отбиралось имущество и паспорта при попустительстве республиканских и федеральных властей.
«Согласно докладу председателя Русской общины Азербайджана Михаила Забелина, на 2004 год в стране осталось около 168 тысяч русских, тогда как на первое января 1979 года в Азербайджане проживало около 476 тысяч граждан русской национальности, в 22 районах республики насчитывалось около 70 русских населённых пунктов и поселений. В 1989 году в Азербайджане проживало 392 тысячи русских (не считая других русскоязычных), в 1999 году — 176 тысяч…»
Особенно выделился Таджикистан. В начале девяностых страну захлестнули антирусские настроения, вылившиеся в этнические чистки и массовые беспорядки.
«Это заявление, а также стихийные погромы, идущие по всему Таджикистану, вызвали массовое бегство русских из республики. Русские не относились ни к каким землячествам и оказались беззащитны в условиях разгула преступности — тем более что лозунги улицы быстро радикализировались и приобретали религиозный оттенок. Благодаря военным многие из этих людей сумели покинуть страну относительно благополучно, однако на родине их ждала тяжелая жизнь беженцев. По данным российских властей, к апрелю 1993 года из Таджикистана бежали более трехсот тысяч славян (всего до войны — 388 тысяч)».
«В феврале 1990 года в Душанбе начались массовые митинги. Молодёжь, подстрекаемая фанатично настроенным духовенством, призывала к расправе над русскоязычным населением. Вооружённые толпы осаждали здание ЦК КП Таджикистана, громили и поджигали магазины, киоски, машины, дома. Людей били палками, камнями, железными прутьями. Было много убитых и раненых».
К 90-му году в Таджикистане проживала самая южная русская община бывшего СССР, которая насчитывала 437 тысяч человек. К 2010 году численность проживающего на территории незалежного Таджикистана русского населения составила всего 34 тысячи человек.
Этнические чистки, выдавливание и дискриминация русского населения охватили Среднюю Азию, Кавказ, Молдавию и некоторые национальные автономии РСФСР. Так, количество русских в Татарстане и Якутии планомерно снижалось. Если в 1989 году русские составляли 50% населения Якутии, то в 2010 они начали составлять менее 40%.
Стоит также отметить, что многочисленные военные конфликты на территории бывшего СССР являются по сути своей разорвавшимися снарядами отложенных «на потом» или искусственно созданных национальных противоречий. Таким образом, можно выделить конфликт в Нагорном карабахе, Осетино-ингушский конфликт, войну в Приднестровье, Грузино-осетинские и грузино-абхазские конфликты, Гражданскую войну в Таджикистане, Чеченские войны и, разумеется, войну на Донбассе.
Большевики создали тоталитарную систему чудовищной асимметрии между русским и нерусским населением. Система закрепляла искусственное неравенство, воплощала его в жизнь прямиком из статей Ленина и прочих коммунистических деятелей. Советская национальная политика стала своего рода предтечей современных SJW, но в вооруженной, и куда более изощренной форме. Она объявляла русский народ «коллективным преступником», держимордой, бандитом и палачом.
Большевики стремились создать из русского народа бесформенную и бессознательную массу, клей, «советский народ». Они сделали из России «пустое вместилище», перекроили ее, разрезали на части и сделали лоскутным одеялом. Осмелюсь заявить, что даже европейцы в Африке проводили более грамотные государственные границы, нежели большевики.
Коренизация стала воистину безумным национальным экспериментом, который кончился продолжением русского геноцида — волной этнических чисток, погромов и выселения русского населения из братских советских республик. Ведь Таджикистан — для таджиков, Узбекистан — для узбеков, Чечня — для чеченцев, а для кого же Россия? Россия для всех.