в чем заключалась особенность спасской башни московского кремля
Спасская башня Московского Кремля
Башня была построена в 1491 году по проекту миланского архитектора Пьетро Антонио Солари, впоследствии надстроена английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским мастером Баженом Огурцовым. Изначально возведена из красного кирпича, в разные годы белилась или оставалась красной в зависимости от эстетических предпочтений.
Общая высота Спасской башни со звездой составляет 71 метр. К башне примыкает массивная отводная стрельница с проездными воротами.
История Спасской башни
В память о строительстве башни над воротами установлены 2 белокаменные таблички с памятной надписью на латинском (со стороны Красной площади) и русском (со стороны Кремля) языках:
«В лето 6999 июля Божией милостью сделана была сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и Великого князя Владимириского, и Московского, и Новгородского, и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Вятского, и Пермского, и Болгарского, и иных в 30 лето государства его, а делал Пётр Антоний от града Медиолана».
Спас Смоленский и Спас Нерукотворный
Одной из особенностей башни, благодаря которой она получила своё современное название, стали размещённые над проездными воротами иконы Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного.
Образ Спаса Смоленского был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска и помещён над воротами со стороны Красной площади. В 1521 году, когда Москве удалось избежать осады войсками хана Мехмед-Гирея, взамен иконы на стене была нарисована фреска, на которой изображён Спаситель с раскрытым Евангелием и припадающие к его ногам святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В годы советской власти образ был заштукатурен и долгое время считался утраченным, так как в официальных документах не было зафиксировано, что с ним произошло, а у специалистов не было точных сведений о том, был ли он нарисован на стене или являлся отдельным элементом. Когда в 2000-х годах был поднят вопрос восстановления иконы, её долго искали в запасниках художественных музеев, но в итоге образ был обнаружен под слоем штукатурки на своём законном месте: в 2010 году его расчистили и восстановили.
Куранты Спасской башни
Куранты установлены на верхнем четверике башни со всех четырёх сторон и имеют внушительные размеры:
Звезда Спасской башни
Звезда на вершине Спасской башни появилась в 1935 году, когда советская власть пожелала водрузить на кремлёвские башни новый символ взамен идеологически устаревшего двуглавого орла.
Первые кремлёвские звёзды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди, в середине размещались позолоченные серп и молот, выложенные уральскими самоцветами. Звезду на Спасской башне, помимо прочего, украшали расходящиеся из середины лучи. К сожалению, звёзды 1935 года быстро потускнели под воздействием погоды, и уже в 1937 году их заменили светящимися рубиновыми, которые можно увидеть и сегодня.
Размах лучей звезды на Спасской башне составляет 3,75 метра.
Спасская башня на сегодняшний день является одним из символов Москвы и видной достопримечательностью туристических маршрутов.
Добраться до Спасской башни можно пешком от станций метро «Охотный ряд» Сокольнической линии, «Театральная» Замоскворецкой и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.
Спасская башня Московского Кремля
Часы, начинающие отсчет нового года
Эта башня знакома практически всем: ее куранты — первое, что видят россияне в Новом году. Это главный циферблат, по которому сверяет время вся страна. А сама Спасская башня уже давно стала символом России.
Спасскую башню (высота со звездой — 71 метр) построил в 1491 году архитектор Пьетро Антонио Солари. Об этом сообщает памятная надпись на латыни — первая в Москве мемориальная доска.
Сначала башню называли Фроловской — по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой, к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.
Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.
Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на Красной площади. Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.
Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни — часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.
В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.
Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.
Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.
В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.
А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть — его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.
А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в Кремль надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.
На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля — Троицкой и Тайницкой.
В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при Никольской башне. Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.
В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов — это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.
Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.
Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.
Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в Кремле установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.
В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».
Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.
Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.
Исполнение мелодии возложили на игральный вал — барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.
В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.
Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.
Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.
В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.
Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.
В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.
Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.
Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.
Диаметр циферблата — 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метров, длина минутной стрелки — 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.
Вес часов на Спасской башне — 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.
Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.
Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час — мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом — их сообщали посланники России в других государствах.
Спасская башня
Спасская башня — одна из самых знаменитых башен Московского Кремля. Здесь располагаются главные ворота и часы-куранты.
Башня была построена в конце 15 века по проекту архитектора Пьетро Антонио Солари. Ее возвели на месте Фроловской стрельницы. Сооружение представляет собой четверик высотой 71 метр (10-ти этажное здание). Оно создано из красного кирпича, оформлено декором из белого камня. Вверху здание венчает башенка с арками и шпилем, украшенным пятиконечной звездой.
Изначально на шпиле находился двуглавый орел — символ Российского государства. В 1935 году было приказано установить звезду с серпом и молотом. Украшение из нержавеющей меди с самоцветами быстро потускнело и спустя два года его заменили на рубиновое и светящееся. Вес звезды составляет около тонны, высота — 3, 75 метра.
Главным украшением строения считаются часы-куранты. Они появились на башне спустя два года после завершения ее строительства. Их подводили вручную, а сутки были поделены не пополам, а на день и ночь. Летом день длился 17 часов, поэтому на циферблате было 17 цифр. Первые английские часы появились в конце 17 века. У них вращалась не стрелка, а циферблат. При Петре Первом Россия перешла к 24-х часовому времени, поэтому из Амстердама прислали новые немецкие часы.
Современный вид они получили в середине 20 века. Часы изготовили на русском заводе братьев Бутеноп. Их вес составляет 25 тонн, а длина стрелки — около трех метров. Весь механизм занимает три этажа башни. Внутри него располагаются 9 колоколов, самый большой весит более 2 тонн, его маятник — 32 килограмма. Они отбивают каждую четверть часа и час. Раньше часы исполняли еще различные мелодии.
С двух сторон над воротами башни есть памятные доски на латинском и русском языках, где написано когда, по чьему приказу и кто создавал здание. Также там располагаются иконы Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного, в честь них башня и получила свое название в 16 веке, хотя изначально называлась — Фроловской.
Башня считалась священной: под ней можно было проезжать только с покрытой головой. Из парадных ворот выезжал царь во время праздников, встречали и провожали иностранных гостей и отправляли войска на битву.
Спасская башня Московского Кремля
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4601″>
Спасская башня Московского Кремля давно заслужила звание «визитной каточки» России. Наряду с другими сооружениями, она входит в архитектурный комплекс Красной площади. Во всем мире известны часы-куранты, установленные в верхней части башни.
История строительства
Башни строились в целях укрепления оборонительной линии стен средневекового Кремля. На месте современной Спасской башни, прежде возвышалась Фроловская стрельница (надвратная башня или барбакан), сделанная из белого камня (14 в.). В 60-х гг. 15 столетия, во время реконструкции, ее украсили барельефами, изображающими Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца.
В 1491 г. по решению московского Великого князя Ивана III, барбакан заменили полноценной башней. Постройка была доверена итальянскому зодчему Пьетро Антонио Солари. При составлении плана, архитектор использовал в качестве примера здания в Европе. У башни правильная прямоугольная форма основания. К ней примыкает барбакан, предназначенный для защиты въездных ворот.
Проход ограничен с двух сторон подъемными решетками – герсами. Они позволяли изолировать, прорвавшихся врагов в замкнутом пространстве. Верхняя галерея служила для обстрела захватчиков. Дополнительным способом обороны являлся деревянный мост, который поднимался в случае опасности и закрывал собою вход в башню.
Спасские ворота использовались во время торжественных церемоний :
Спасская башня в XVII веке
Изначально донжон у Спасских ворот имел незначительную высоту. Его было решено увеличить в начале 17 в. К работам подключили русского мастера Бажена Огурцова при содействии английского архитектора Христофора Галовея.
Вершина строилась в несколько ярусов, постепенно сужающихся вверх. Общий вид соответствовал готическому архитектурному стилю. Для декора использовались каменные фигуры. Однако их обнаженная натура смущала москвичей, поэтому царь Михаил Федорович распорядился пошить специальные балахоны, в которых статуи обряжали.
У входных ворот были закреплены барельефы святых покровителей Москвы. Их перенесли с Фроловской стрельницы. В настоящее время часть изображения Георгия Победоносца хранится в коллекции Третьяковской галереи. На Спасской башне впервые в Московском Кремле было воздвигнуто шатровое каменное навершие. Деревянный мост у входа заменили на постоянный каменный.
Башня в наши дни
В 90-е годы усилилось движение за возвращение башен в первозданный вид. После распада СССР красные звезды на вершине башни стали считаться пережитком прошлого. Писатель В.Солоухин первым написал обращение с призывом убрать советскую символику с кремлевских башен.
Целый ряд политических организаций («Возвращение», «Народный собор» и др.), а также Русская Православная церковь высказываются в пользу установления на шпиле Спасской башни двуглавого орла. В 2010-14 гг. на внешней стороне башни проводились реставрационные работы. Под слоем штукатурки была обнаружена надвратная икона.
Надвратные иконы
Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. 16 века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея.
Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы – Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.
В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:
Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:
Спас Смоленский
Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).
На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.
Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного
Икона Спаса Нерукотворного, по преданию, оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.
Живописцы сняли с иконы 2 копии:
В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.
У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.
Куранты
Куранты, установленные на Спасской башне, давно признаны главным мерилом времени в стране. Со времен Советского Союза бой этих часов дает отсчет не только каждому часу, но и знаменует наступление Нового года. Первые часы смонтировали на башне в 16 в. Х.Галовей разработал новый механизм, обладавший уникальными возможностями.
Часы отсчитывали дневное и ночное время для обозначения, которого использовались арабские цифры и буквы кириллицы. Циферблат изображался в виде Солнца. Окружность вращалась, а стрелки закреплялись в устойчивом положении. Эти часы являлись украшением Кремля с 1625 по 1705 гг.
Петра I распорядился переделать циферблат на привычный лад и разделить его на 12 часов. В конце 18 в. на Спасской башне установили новый английский механизм для отсчета времени. Авторами нынешних Курантов являются российские мастера Иван и Николай Бутенопы. Они соединили механическое устройство с 35 специально подобранными колоколами.
Мелодичный перезвон воспроизводил 2 мелодии:
Часовой механизм размещен в верхней части строения. Спасские куранты имеют 4-х сторонние циферблаты. Для того, чтобы циферблат и стрелки были видны издалека, им придали значительные размеры:
Отсчет времени через каждый час сопровождается боем часов. Часовой механизм запрограммирован на исполнение 2 мелодий в разное время:
До 1937 г. завод устройства осуществлялся в ручном режиме. В 30-е гг. к установке подсоединили 3 электромотора.
Куранты в XX веке
Часовни
Они получили наименования:
Находились под патронатом Покровского храма. На протяжении 19 в. здания неоднократно подвергались изменениям и переустройству. В 1925 г. их разобрали.
Спасская часовня
Внутри сооружения находился список с надвратной иконы Спасителя. Образ покоился в ризе из серебра, украшенной самоцветами. Общий вес 26 кг. Икона почиталась в качестве чудотворной. На пожертвования было создано 70 лампад, покрытых золотом. В часовне также стоял огромный канделябр.
Поверхность стен была покрыта фресками на религиозные темы и иконами:
На потолке нарисовано звездное небо. Облицовка стен выполнена из искусственного мрамора. Наружную дверь украшал лик Христа в ангельском образе. За это часовня получила прозвище – «Великого Совета Ангел». В праздник Спаса Смоленского совершалось торжественное богослужение.
Смоленская часовня
В середине постройки располагался иконостас. В его состав входили иконы Спасителя, Богородицы, архангелов и святых. Все иконы помещались в ризы из драгоценных металлов, украшенных резьбой и эмалью. Входная дверь имела собственные изображения:
Ежегодно в часовне проводили всенощную службу накануне праздника Смоленской иконы Божьей Матери.
Звезды
Главный символ советской власти 5-лучевая звезда появилась на Спасской башне в середине 30-х гг. 20 в. Она заменила орлов, которые до этого венчали купол.
Двуглавый орёл. Традиция венчать шпиль на вершине башни государственным символом восходит к 16 в. Первой эмблемой стал двухглавый орел, вырезанный из дерева. Чтобы фигуру было хорошо видно и она не так быстро портилась под воздействием природных условий, птицу стали делать из металла, покрытого позолотой. В 1935 г. орел, как признак самодержавия, исчез с вершин куполов. В настоящее время ведется полемика про его возвращение на прежнее место.
Самоцветная звезда. Проект был разработан академиком Ф. Федоровским в 1935 г. Для изготовления фигуры использовался сплав меди с высоколегированной нержавеющей стали. По центру выкладывалось изображение серпа из самоцветных камней и золотой молот. От центра к вершинам углов расходились лучи.
Однако звезда имела недостатки:
В 1936 г. звезду сняли со Спасской башни и перенесли на здание Северного речного вокзала столицы. Весной 1937 г. на башне зажглась первая рубиновая звезда. Она выполнена из 2-х слойного стекла:
Мемориальные доски
Белокаменные доски с памятными надписями установлены над въездным проходом под башней. Надписи, вырезаны на 2 языках:
Они извещают о времени строительства башни, ее заказчике и архитекторе.
Как добраться
Спасская башня расположена на Красной площади. К ней удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:
Адрес: Московский Кремль, между Сенатской и Царской башнями