в чем заключалась функция земств
Земская реформа 1864 года
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.
1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.
Предпосылки реформы
В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.
Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.
В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:
Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.
Суть реформы
1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.
Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.
Курия | Получали избирательные права |
---|---|
Земледельческая | При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей. |
Крестьянская | На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно. |
Городская | Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах). |
Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.
Земское самоуправление
Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.
Волостное (местное) самоуправление
Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.
Функции земств
Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:
Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.
Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).
Реализация реформы
Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:
Земская реформа, Судебная реформа
«ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ» 1870 ГОДА
В связи с отменой крепостного права возник вопрос о новой организации местного управления. После освобождения крестьян возникла необходимость создать новые бессословные органы местного управления.
1 января 1864 года Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Это были выборные органы губернского и уездного самоуправления, состоящие из представителей всех сословий.
По положению 1864 года земские учреждения были введены в 33 губерниях Российской империи. Они состояли из распорядительных и исполнительных органов управления. Распорядительными органами являлись выборные уездные и губернские земские собрания, депутаты которых назывались «гласные». Выборы в уездные земства проводились по трем куриям (группам избирателей): 1) землевладельческой, 2) городских избирателей, 3) выборных от крестьянских обществ. Если в первых двух куриях выборы были прямыми, то в крестьянской трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков выбирал гласных в уездное земское собрание.
Уездное земское собрание заседало под председательством местного предводителя дворянства и избирало из своей среды в качестве исполнительного органа уездную земскую управу (с председателем во главе, который затем утверждался губернатором) и «губернских земских гласных», составлявших губернское земское собрание, заседавшее под председательством губернского предводителя дворянства. Последнее избирало губернскую земскую управу, председатель которой подлежал утверждению министром внутренних дел.
«Гласные» земских собраний собирались на ежегодные сессии, которые проходили открыто, и на них мог присутствовать каждый желающий. Никакого вознаграждения за свою деятельность они не получали, в отличие от членов земских управ, которые действовали постоянно и получали годовое жалование.
Земства были лишены каких-либо политических прав, их деятельность ограничивалась лишь хозяйственными вопросами: устройства и содержания школ, больниц, строительства дорог, попечение о развитии местной торговли и промышленности. На их содержании находились земские врачи, учителя, ветеринары, агрономы и другие служащие, составлявшие так называемое «третье сословие» земств. Эти органы сыграли огромную роль в решении местных нужд. На первый план их деятельности выдвинулись заботы о народном образовании и организации медицинской помощи. Земский врач стал символом неутомимого и самоотверженного служения простому народу.
Избирательным правом обладали мужчины с 25-летнего возраста, также разделенные на три курии по величине уплачиваемых в городскую казну налогов. Каждая курия избирала в городскую думу одинаковое количество «гласных». Нетрудно догадаться, что при такой системе голос небольшой группы богатых налогоплательщиков равнялся голосу нескольких сот средних и нескольких тысяч мелких. Компетенция органов самоуправления в городах полностью соответствовала компетенции земских учреждений.
Несмотря на ограниченность этих преобразований, они явились большим шагом вперед, поскольку заменили собой прежнюю сословную систему управления новыми принципами, основанными на нормах буржуазного права.
«РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ»
Позволим себе некоторую фантазию: во Всероссийском земстве помещики, буржуазия, даже в некоторой степени крестьянство, разночинцы обрели бы положительный и отрицательный политический опыт, заложили бы основы (пусть не формально, а фактически) будущих политических партий.
Иван Аксаков предлагал, «чтобы дворянству было позволено торжественно перед лицом всей России совершить великий акт уничтожения себя как сословия».
Разумеется, эти идеи не прошли. Впрочем, как и чисто дворянские претензии на усиление своего политического влияния,
ФУНКЦИИ ЗЕМСТВ, ПРОПИСАННЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ 1864 Г.
I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.
IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.
X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.
XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.
XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.
XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.
XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.
ГОНИТЕЛИ ЗЕМСТВА И АННИБАЛЫ ЛИБЕРАЛИЗМА
«Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска….
Итак, земство с самого начала было осуждено на то, чтобы стать пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством. Земства не имели своих исполнительных органов, они должны были действовать через полицию, земства не были связаны друг с другом, земства были сразу поставлены под контроль администрации. И, сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его: всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески стеснять его».
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА
Реформировалась и судебная организация. Вводились мировой и коронный суды. «Мировые судьи», избиравшиеся уездными земскими собраниями и утверждавшиеся Сенатом, рассматривали мелкие гражданские иски на сумму до 500 рублей. Следующей инстанцией мирового суда были съезды мировых судей, избиравшие из своей среды председателя. На нем можно было обжаловать решение мирового судьи.
Окружные суды и судебные палаты учреждались для более важных уголовных и гражданских дел. В заседаниях окружных судов и судебных палат могли принимать участие 12 присяжных заседателей, выбираемых по жребию из «местных обывателей всех сословий» и записанных в специальные списки. Они устанавливали виновность или невиновность обвиняемого, а меру наказания определял судья. Такое решение окружного суда считалось, как правило, окончательным. Судебная инстанция являлась апелляционной инстанцией, если окружной суд вынес приговор без участия присяжных заседателей.
Сенат, как высшая инстанция, имел право кассации (пересмотра или отмены приговора) судебных решений в случае нарушения законного порядка ведения судопроизводства или обнаружения новых обстоятельств уголовного или гражданского дела. Члены Сената, председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором. Все назначаемые члены судебных заседаний пользовались важным правом несменяемости, т. е. не могли быть уволены, кроме как по собственному желанию.
Действие новых судебных уставов распространялось на 44 российские губернии. Окончательно реорганизация судебного управления была завершена лишь к 1896 году.
Судебная реформа явилась одной из наиболее последовательных и удачных политических преобразований того периода. Новые суды вскоре приобрели большую популярность у населения, а участие в процессах красноречивых адвокатов привлекало на них процессы массу посторонней публики. Смущенный либерализмом новых судов, в 1872 году Александр II изъял из их ведения дела о государственных политических преступлениях (чему, кстати, немало способствовала террористическая деятельность «народников»), которые передавались в «особые присутствия» Сената или судебных палат.
РЫЦАРИ ЖИВОГО СЛОВА
Н.А. Троицкий. Царизм под судом прогрессивной общественности. М., 1979
Земства
Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства.
Содержание
Общий очерк по истории земства
Начало земства было заложено реформой 1864 года; пик движения пришёлся на годы Первой мировой войны, когда оно составляло уже серьёзную конкуренцию правительственным учреждениям. В сущности, земская реформа только оформила законодательно то движение, которое уже начиналось в губерниях после отмены крепостного права. В местные власти (земства) входили наиболее активные члены общества: крестьяне, самые крепкие из которых и при крепостном праве выходили «в люди»; помещики, самые активные из которых давно поняли непроизводительность крепостного труда; купцы, и пришлые, «гости», и вышедшие из тех же крестьян; разночинцы, то есть выходцы из крестьян и купцов, и из всех остальных сословий (священников, дворян, пр.).
6 ноября 1904 года состоялся земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами. [1]
Уездные земские учреждения
«Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей („гласных“) в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собираются ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа постоянное учреждение, ведает все земские дела своего уезда.
Губернские земские учреждения
В губернское земское собрание, помимо гласных, входили представители ведомств (например, государственных имуществ, духовного и прочих). В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором.
Главное, за чем неукоснительно следил губернатор, — это строгое выполнение земством своих прямых обязанностей, то есть решение административно-хозяйственных проблем: устройство школ, обрудование больниц, строительство дорог, позднее, с развитием единоличных наделов, — пропаганда агрономических знаний, создание курсов «повышения квалификации» для врачей, учителей, агрономов, статистиков, развитие ремёсел, кустарного производства — словом, всего, что составляло жизненный обиход. Поскольку строительство и обустройство школ, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов, взаимное страхование от огня и прочие земские дела требуют больших средств, то земствам было предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды.
Крупные мероприятия, например, Бородинские торжества 1912 года также не обходились без земства. Силами и в значительной степени на деньги земцев было построено шоссе к полю Бородинского сражения, расчищен от бурелома и мусора прилегающий лес, сделаны и размещены декорации и украшения (беседки, трибуны, флаги, цветы). Тщательно было организовано и санитарно-медицинское обеспечение юбилея, за что земство получило особую высочайшую благодарность: несмотря на огромное скопление народа, не повторилось Ходынки. (Кстати, Царскую Ставку в Бородине декорировал молодой художник И. И. Нивинский, уже проявивший себя при оформлении Музея изящных искусств имени Александра III, но ещё не успевший создать знаменитую сценографию «Принцессы Турандот»). У земства существовали и собственные печатные органы — журнал «Самоуправление», газеты, освещавшие успехи движения.
Участие земских служащих в политической борьбе
Эволюционная деятельность земского движения всемерно поддерживалась, но революционная не поощрялась. Увлечение земцев политической борьбой, отход от от целей и задач, положенных в основу деятельности земских учреждений, приводило, естественно, к тому, что хозяйственная деятельность останавливалась. Порой для наведения порядка приходилось применять жёсткие меры, вплоть до ареста служащих. Недовольные объявляли забастовки, на место ушедших в знак протеста приходили новые. Такое штрейкбрехерство совершенно не вызывало осуждения в земской среде — большинство понимало, что из-за политики страдало дело. Забавно, что период после 1905 года советская историография называла не иначе как реакционным, а вот современники считали, что это были годы окончательного становления земского движения на путь истинный.
Земства в годы первой мировой войны
Когда началась Первая мировая война, земское движение организовало разветвлённую сеть лазаретов, применив к военному времени весь свой опыт. Единственно чем отличались земские лазареты от больниц мирной жизни, это подавляющим большинством женщин — врачиц, фельдшериц, сестёр, но это и понятно — мужчины ушли на фронт. На фронте же очень быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено отвратительно. Для решения этой важнейшей проблемы были немедленно образованы земские союзы: в июле 1914 года — Всероссийский, в августе — Городской, для помощи правительству в организации снабжения армии и помощи раненым и беженцам. Правительство передало в их руки часть военных заказов, и дело сразу же оживилось. Помимо снабженческих функций, земство занялось улучшением санитарного состояния, и благодаря своевременно принятым мерам ни в армии, ни в тылу не было эпидемий. Земство создало знаменитые «летучки» — летучие отряды, созданные для максимально быстрой помощи раненым: их отыскивали на едва остывших полях сражений, перевязывали, устраивали временные лазареты; если не было такой возможности, перевозили в тыл и там размещали по госпиталям и больницам. К сожалению, снабжение войск не было сосредоточено в одних руках. В 1915 году специально для окончательного решения этой проблемы оба Союза объединились в Главный по снабжению армии комитет Всероссийского земского и городского союза (в более удобопроизносимом варианте — Земгор), который и собирался полностью взять на себя своевременное и качественное снабжение армии всем необходимым, от провизии до снарядов. Но тут правительство в очередной раз испугалось такого резвого и сильного конкурента и пошло на попятный, оставив дело снабжения за своими учреждениями, а земству передало только посреднические функции.
Земства и земельная реформа
Реформа 1861 года поставила проблем едва ли не больше, чем решила. Вопрос о земле оставался главным на протяжении всего этого времени. Центральные губернии были перенаселены, а громадные просторы Средней Азии и Сибири ост
Земское образование
Во главу угла реформы были поставлены учителя. Приоритет учителей очевиден, так как, чтобы получить врача, агронома, инженера, учителя, его сначала как минимум надо научить грамоте, а в идеале выявить потенциальные склонности, развить профессиональные интересы, — словом, заложить прочный фундамент. Приоритет образования отлично понимали в обществе — еще до всяких реформ явочным порядком были созданы Комитеты грамотности: в 1859 г. в Москве и в 1861 г. в Санкт-Петербурге. Они ставили целью содействие начальному народному образованию, устраивали педагогические курсы для народных учителей, издавали дешевые книги, учебные пособия (тут кстати упомянуть и Козьму Солдатёнкова с его «библиотекой для бедных») и естественно влились в земское движение. Правительство смотрело косо на подобную самодеятельность и в 1895 г. нашло на Комитеты управу, передав их в ведение пропитанного официозом Министерства народного просвещения. Подавляющее число работников, не в состоянии заниматься делом под надзором Министерства, вышло из состава Комитетов, после чего они прекратили свое существование.
Женское образование в России до воцарения Александра II существовало только для дворянок в виде частных пансионов и институтов. С конца 1850-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Соответственно стало развиваться и высшее образование для женщин; при женских гимназиях были основаны педагогические курсы для приготовления преподавательниц; учредили высшие женские курсы в Санкт-Петербурге («бестужевские») и там же — медицинские женские курсы для женщин-врачей. В Москве были Высшие женские курсы Полторацкой и более популярные Высшие женские курсы Герье, которые были образованы в 1872 г. при участии профессора В. И. Герье, Л. А. Шанявской, жены А. Л. Шанявского. Усилиями этой пары был впоследствии основан Вольный Университет. Это учебное заведение отличалось от всех себе подобных тем, что не было ни только мужским, ни только женским, а предназначалось для всех желающих, туда принимали независимо от прохождения средней школы, независимо от наличия диплома и независимо от знания классических языков. С дискриминацией женщин в сфере образования было покончено. Университет был платным и мог существовать лишь при режиме относительной свободы и минимальной материальной независимости населения, так что с приходом большевиков он автоматически закрылся, проработав неполных десять лет.
Всеобщее начальное образование было введено по инициативе земства. Как известно, в любом нормальном обществе учителя всегда занимают первое место по отношению к ним — по зарплате, уважению, положению. Земские учителя получали 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. (Для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц» [3] ). Выше была зарплата только у земских врачей. Из заработанных денег не только не делали никаких вычетов, но земство еще и оплачивало половину стоимости подписки на периодические издания; кстати, и лекарства были бесплатными. За казенную учительскую квартиру платило земство. Кто, не имея казенной, снимал жилье, — платило земство. Пенсии платило земство. Стипендии будущим учителям-врачам платило земство.
Земства постепенно становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции и скоро составили серьезную оппозицию правительству.
Земская медицина
Одной из важных сторон работы земства было создание системы медицинской помощи. Организация ее была в существенных чертах такова: уезды разделялись на участки (иногда 4-5 на уезд), каждым участком заведовал врач, приглашаемый земством; для приема амбулаторных больных, для помещения нуждающихся в больничном лечении существовали в каждом участке земские больницы или приемные покои; лечение, содержание больных было бесплатное; в среднем на участкового врача приходится около 10-15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Помощниками Земских врачей являлись фельдшера, акушерки и фельдшерицы. Для объединения деятельности земских врачей созывались съезды земских врачей (в Твери 1871).
Земская почта
Некоторые земские управы организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.
Результаты работы земств
За более чем полвека существования земского движения в России возникла развитая инфраструктура, особенно в провинциях. Была построена сеть дорог, связавших между собой отдаленные села. Почти в каждой деревне открылись школы, больницы или хотя бы фельдшерские пункты. Росло число единоличных хозяйств; на хуторах и отрубах развивалось более совершенное землепользование с применением новейших агрономических открытий, современных тому времени машин и инвентаря. В известной степени решен был и вопрос разгрузки центральных губерний от малоземельных крестьян благодаря переселению, ставшему более простым и быстрым после строительства Сибирской дороги. На громадных территориях азиатских и сибирских губерний началась планомерная работа по освоению земель, своего рода «поднятие целины». Общая перемена в общественном строе повлияла благотворно и на развитие городской жизни в России. До крестьянской реформы в большинстве губерний продолжалось господство патриархальных отношений, во многом сохранялись натуральные формы хозяйства. С освобождением крестьян оживилась уездная жизнь; возникло земство с его хозяйственными предприятиями; началась усиленная постройка железных дорог (кстати, во многом благодаря Витте); появилось много торгово-промышленных предприятий и банков. Из административных центров города стали превращаться в центры народно-промышленной деятельности.