в чем заключается закон спроса
Что такое закон спроса и предложения?
Узнайте, от каких факторов зависят спрос и предложение
Закон спроса и предложения — это один из основных законов экономики, который объединяет закон спроса и закон предложения.
Эти законы позволяют определить цену на товары, ведь она формируется на пересечении кривых спроса и предложения.
Согласно закону спроса, объем спроса увеличивается, когда цена снижается, и наоборот. Цена является основным фактором влияния на уровень спроса, но на него также влияют уровень достатка потенциальных покупателей, насыщенность и емкость рынка, сезонность и тренды, наличие товаров-заменителей и т.д.
Существуют исключения, при которых повышение цены на товары мотивирует спрос на них. Это называется эффектом Гиффена, а товары, которые попадают под это исключение, зачастую относятся к продуктам первой потребности.
Закон предложения строится на том, что при прочих неизменных факторах, повышение цены на товары вызывает увеличение предложения. Это обусловлено тем, что повышение цены позволяет производителю получить больше прибыли и ему становится выгодно сбывать больше товара. Однако, закон спроса действует на предложение как сдерживающий рычаг, так как при росте спроса рынок быстрее насыщается и необходимость в товаре снижается.
Помимо цены, на уровень предложения влияет наличие товаров-заменителей и дополняющих товаров, издержки и модернизация производства, объем и доступность ресурсов, необходимых для производства продукции и т.д.
Также искали с «Закон спроса и предложения»
Оценка: 4 / 5 (8)
Закон спроса и предложения: как работает основной закон рыночной экономики
В этой статье, помимо разбора закона спроса, на примерах проиллюстрировано влияние различных факторов на спрос и предложение.
Закон спроса и предложения: что это
Спрос – это потребность в конкретных товарах или услугах (например, в молоке или шоколаде конкретных производителей или брендов) или в товарной категории в целом (например, молочная продукция или кондитерские изделия), которая может быть оплачена покупателями. Иными словами, это платежеспособная потребность, то есть то количество продукции, которое может быть куплено по фактическим рыночным ценам.
Спрос бывает двух видов:
Потенциальный спрос в 2020 году может оказаться выше или ниже показателя 2019 года. Например, потенциальный спрос на хлебобулочные изделия будет падать, так как в стремлении к ЗОЖ люди все чаще снижают потребление хлеба, переключаясь на более дорогие, при этом более полезные позиции. Потенциальное потребление снеков и объемы питания вне дома будут расти в ответ на ускорение темпа жизни населения.
Предложение – это товары и услуги, которые находятся на рынке и которые продавцы готовы предложить покупателям по определенной цене. Как и спрос, предложение может быть реальным и потенциальным.
Спрос и предложение оцениваются за определенный период времени (за год или месяц), в конкретных географических границах (в рамках города, страны или мира) и по конкретным ценам. Иными словами, они измеряются в определенном месте, в определенное время и по определенным ценам в натуральном (килограммы, штуки, условные единицы и др.) и денежном выражении (результат умножения спроса в натуральном выражении на цены).
Закон спроса и влияющие на него факторы
На объем спроса на товары и услуги конкретной компании влияют:
Функция спроса от цены и других влияющих на него факторов выглядит следующим образом:
Qd = Qd(P, Х1, Х2…ХN)
Закон спроса звучит следующим образом: при неизменности других факторов спрос на товары и услуги в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены (обратно пропорционален цене). Таким образом, закон отражает зависимость спроса от цены.
Закон нарушается только в трех случаях:
Объем предложения зависит от следующих факторов:
Функция предложения от цены и других влияющих на него факторов выглядит следующим образом:
Qs = Qs(P, Y1, Y2…YN)
Закон предложения: при неизменности других факторов предложение товаров и услуг в количественном выражении изменяется в прямой зависимости от цены (прямо пропорционально цене). Закон описывает зависимость предложения от цены.
Таким образом, предложение – это те объемы в рамках рынка, которые зависят от каждого конкретного предприятия, и формируют совокупное предложение. Спрос – это объемы товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести на рынке в целом и у конкретных поставщиков. Взаимодействие спроса и предложения формирует рыночную цену, также называемую равновесной, а спрос и предложение называются равновесными.
Графическое соотношение спроса и предложения отражено на рисунке:
В связи с тем, что в реальности спрос и предложение зависят не только от цены, но и от других, перечисленных выше факторов, графики не являются линейными.
Под действием закона спроса и предложения цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если спрос растет при неизменном предложении (дефицит), цена увеличивается. Когда спрос падает, а предложение остается на том же уровне, цена падает – продавцы начинают избавляться от излишков, снижая цены.
Например, когда производители смартфонов Apple и Samsung выводят на рынок флагманскую новинку, ее цена высока и может достигать 100 тыс. руб. По такой цене устройства готовы покупать только новаторы, отслеживающие передовые технологии, для которых гаджеты также являются отражением их стиля жизни и статуса. Однако, количество таких покупателей невелико, поэтому производители начинают постепенно снижать цены, привлекая новых потребителей. Снижение цены происходит, как правило, до выхода новой модели. К этому моменту цена на предыдущую модель может упасть уже на 30-40% от первоначальной.
Подводя итоги, в статье на примерах проиллюстрирован механизм действия ключевого закона рыночной экономики. Понимая, как работает закон спроса и предложения, компания сможет оказывать влияет на рыночную ситуацию в рамках своих возможностей и учитывать возможные последствия и риски от воздействия различных факторов.
Закон спроса
Добавлено в закладки: 0
Что такое закон спроса? Описание и определение понятия.
Закон спроса – это экономический закон, который говорит о наличии обратной зависимости меж ценой на товар и величиной спроса. Спрос определяется платёжеспособной потребностью покупателя в определённой услуге или товаре. График закона являет собой кривую с негативным наклоном, который говорит о желании покупателя купить большое число товаров по низкой цене. Кривая спроса объективно показывает, какое именно число товара покупатель готов приобрести на данный момент времени. Закон спроса имеет три экономических эффекта: замещение, доход, рост выгоды.
Спрос
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на покупку товара по средствам, которые имеются у него, которые предназначаются для этой покупки. Спрос с одной стороны отображает, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание купить эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, которая имеется в границах «доступного» диапазона.
Спрос вместе с данными обобщенными определениями характеризуется некоторыми свойствами и числовыми параметрами, из которых прежде всего нужно выделить объём или величину спроса.
Спрос на товар с позиций количественного измерения, понимается как объём спроса, означает количество этого товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — это число услуг или товара определенного качества и вида, которое покупатель хочет приобрести в течение определенного периода времени по данной цене. Величина спроса связана с доходами покупателей, ценами на услуги и товары, ценами на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданиями покупателей, их вкусами и предпочтениями.
Неценовые характеристики товара
Однако помимо цены на величину спроса оказывают влияние и некоторые другие факторы, которые называют иногда неценовыми. Это прежде всего мода, потребительские вкусы, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения этого товара другими.
Закон спроса — это объём (величина) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это обозначает, что между величиной спроса и ценой обратная зависимость (но не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x, это может быть и отрицательная линейная зависимость). То есть увеличение цены вызывает уменьшение величины спроса, уменьшение же цены вызывает увеличение величины спроса.
Природа закона спроса не является сложной. Когда у покупателя есть определенная сумма денег на покупку этого товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем цена больше и наоборот. Конечно, реальная картина гораздо сложнее, так как покупатель способен привлечь дополнительные средства, купить другой товар вместо данного — товар-субститут.
Неценовые факторы, которые влияют на спрос:
Закон спроса в некоторых курсах микроэкономики формулируется так: Если с ростом дохода спрос на товар становится больше, то с ростом цены этого товара спрос на него обязан уменьшаться.
Эта поправка обуславливается существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые увеличивается при росте цены. Но в подавляющем большинстве случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) приведенная выше закономерность действует.
Эластичность спроса
Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания совокупного спроса, которые вызваны изменением цен на услуги и товары. Эластичным называется спрос, который сформировался при условии, что изменение его объёма (в %) больше процентного выражения снижения цен.
Если показатели увеличения спроса и падения цен, которые выражены в процентах, равны, то есть рост объёма спроса только компенсирует уменьшение уровня цен, то эластичность спроса равняется единице.
В ситуации, когда степень уменьшения цен больше показателя спроса на услуги и товары, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса является показателем степени реакции (чувствительности) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением потребительских доходов. Поэтому отличают эластичность спроса по доходам и по цене. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и величина спроса, и доход изменяются на одинаковый процент, так что суммарный доход остаётся по мере изменения цены постоянным.
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть нейтральной, слабой, сильной. Каждый из них вызывает соответствующий спрос: единичный, неэластичный, эластичный. Возможны варианты, когда спрос абсолютно эластичен или совершенно неэластичен.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет огромное практическое значение. Так, к примеру, продавцы товара с большой эластичностью спроса могут пойти на уменьшение цены для того, чтобы резко увеличить объём продаж и получить больше прибыль, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров, обладающих низкой эластичностью спроса такая ценовая практика является неприемлемой — при уменьшении цены объём продаж слабо изменится и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого числа продавцов спрос на какой-либо товар будет эластичным, так как даже незначительное увеличение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться к другим продавцам, которые предлагают этот же товар дешевле, за покупкой.
Кривая спроса
Кривая спроса показывает возможное число товара, который можно продать по определённой цене и за определенное время. Чем спрос эластичнее, тем выше может быть установлена цена на товар. ‘Эластичность спроса — реакция рынка на отсутствие товара, возможность его альтернативы, цену конкурентов, уменьшение цен, нежелание покупателей изменять свои потребительские привычки и искать другие, более дешёвые товары, увеличение качества товаров, естественный рост инфляции и другие факторы.
Влияние рынка
Всех продавцов (производителей) на рынке объединяет предложение: продавец при низкой цене предложит меньше товара или придержит его, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается увеличить максимально производство. Так образуется цена предложения — гранично минимальная цена, по которой продавцы могут реализовывать собственные товары.
Мы коротко рассмотрели закон спроса: эластичность, кривая, влияние рынка, неценовые характеристики. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.
Содержание
Спрос
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
Закон спроса
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.
Эластичность спроса
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.
Кривая спроса
График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…
Предложение
Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.
Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Закон предложения
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
Эластичность предложения
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.
Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.
Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:
Кривая предложения
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
История осознания закона
Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.
Кроме спроса и предложения Матьенсо также рассматривал и другие факторы, влияющие на определение справедливой цены, и описывающие столь вариативную морфологию рынка. В посмертно изданном трактате «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniae. — Mantuae Carpentanae : Excudebat Franciscus Sanctius, 1580» перечислены:
Исследователь Оресте Попеску (Oreste Popescu) замечает по поводу этого списка: «Европа даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний» в XVI веке. [1]
Описание
Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).
По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.
Аналогично, закон спроса означает то, что по низкой цене покупатели готовы приобрести больше товара, чем при высокой. Функция спроса как функция цены от количества покупаемого товара убывает на всей области определения
Примеры
Продукты питания
Чтобы обходить закон спроса и предложения в Евросоюзе перепроизводство масла хранится в складах, на так называемой «горе масла» (нем. Butterberg ). Тем самым происходит искусственное сдерживание предложения и цена остаётся стабильной.
Акции, валюта, финансовые пирамиды
На акции, продаваемые и покупаемые на бирже, может быть устойчивый спрос, поскольку предприятия передают держателям акций часть своей прибыли в форме дивидендов. Когда предложение превышает спрос (увеличилось число продающих или закончились покупатели), цена понижается. Как правило, после движения в одном из направлений цена задерживается возле некоторого уровня. Дивиденды продолжают поступать и после перехода в состояние равновесия и после падений, поэтому спрос на акции рано или поздно восстанавливается.
Валютообменные операции не имеют внутренней доходности в виде дивидендов, дисконтов или процентов. Спрос и предложение валют для обменных операций формируют не трейдеры, а предприятия и финансовые организации, которым обмен нужен для осуществления своей основной деятельности.
«Финансовые пирамиды», такие, как МММ, обычно не обещают дивидендов, а их «акции» не находятся в действительно свободном обращении. Обычно цену формирует сам создатель финансовой пирамиды, а внешних источников дохода нет или они несопоставимы с выплачиваемой доходностью.