в чем заключается взаимосвязь медицины и философии
Философия и медицина
В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.
1) Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.
2) Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).
3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.
В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина – биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Философия и медицина: диалектика их взаимосвязи
Философия и медицина: диалектика их взаимосвязи
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Медицинская наука исторически всегда содержала некоторую философскую компоненту, требуя диалектического подхода к изучению организма человека, как в норме, так и в патологии. Египетская медицина стала предтечей интеллектуального осмысления проблем для создания здорового образа жизни людей. А спустя тысячелетие уже греческая медицина связала свою судьбу с философией.
Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества, самоопределения человека как природного и культурного существа, делая ее нравственно осмысленной.
Философская культура позволяет медикам преодолевать односторонность в подходе к изучаемым проблемам в условиях усиливающейся узкоспециализированной научной и практической деятельности.
Развитие медицины дает огромный материал как для новейших открытий в исследовании жизнедеятельности человеческого организма в норме и патологии,так и для подтверждения философских закономерностей.
В современном мире медицина претерпевает процесс глубочайших преобразований. Это проявляется во взаимосвязи методов медицины и философии. Методы медицинских наук при всем их многообразии и совершенстве не могут полностью обеспечить познание огромного богатства нормальных и патологических явлений и их взаимозависимость. Но и философский метод не может заменить специальных методов медицинской науки. Современные философские исследования (философская антропология, социальная философия) лежат в основе медицинской теории адаптации – общебиологической теории медицины. Сегодня медицинская реальность еще больше, чем в прошлом нуждается в философском осмыслении, которое призвано помочь всем медикам понять суть системно-комплексного характера взаимосвязи человека с окружающим миром, детерминацию здоровья и болезни в культурно-социальном аспекте развития современного мира.
В чем заключается взаимосвязь медицины и философии
Сарсенбеков Н.Ж., Алпысбаев Д.Н., Аким А.А.
Карагандинский государственный медицинский университет,
Взаимосвязь философии и медицины
Медицина нуждается в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии». Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле, и продолжается в наши дни.
Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:
-теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),
-теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.
Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.
Философия и медицина: описание взаимосвязи
Медицинская философия как наука
Тесная взаимосвязь философии и медицины нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии. Это отдельная наука, которая изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы. Философия медицины обобщает в систему понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов.
Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур.
Философия и медицина – что общего
Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Яркий тому пример – практика хирурга. На обдумывание своих действий ему приходится порой тратить секунды, промедление может стоить человеческой жизни – высшего мерила Вселенной. Точная, определенная и быстрая практика – это медицина. Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения.
И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии. В конечном итоге обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам. Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье, философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции.
Теория или практика
Философия и медицина, что важнее для жизни? Какой из этих факторов первостепенный в решении вопроса укрепления человеческих позиций в мире, особенно в наш век стремительного развития прогресса и новейших технологий? Зачем философия роботам, которые уже сейчас могут заменить человека во многих сферах, а искусственные органы работают в человеческом теле, как родные?
И все-таки все чаще ученые-медики оборачиваются к древним истокам, когда мыслительное лечение было неразрывно связано с лечением практическим. Влияние изменения самосознания на физическое состояние, изменение течения заболевания под действием измененных взглядов и жизненных принципов становятся темами в исследовательских медицинских трудах.
Влияние на здоровье экологии, питания, физической активности занимает не большую составную, чем психологическое состояние человека. Иными словами: философия жизни отдельной личности находит отражение в ее медицинских показателях. Любой врач должен быть первоначально психологом. Нельзя полностью вылечить тело, не оказав положительное влияние на душу.
Философия народной медицины
Каждый человек приходит в этот мир, не имея никакого багажа, в прямом смысле голым и босым. Но, в то же время, каждый имеет свое особенное богатство, свой мир, свой талант, свои индивидуальные, не сходные ни с чем способности, которыми его наградил Космос. Под влиянием внешних обстоятельств: устоев общества, религии, семейных традиций формируется индивидуальная философия человека. Медицина народная рассматривает каждую личность, как отдельный, неповторимый экземпляр, а не просто стандартный набор органов и частей скелета. По этой причине лечение целителей (речь идет о настоящих целителях, а не шарлатанах) будет разным для одних и тех же симптомов. Часто народный лекарь старается изменить именно сознание больного. Философия древней медицины, объединение духовного и плотского нашли свое отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Бебеля.
Восточная медицина
Полным знанием о мире, человеке и его гармонии не владеет ни одна современная культура, но все-таки, восточная философия и медицина наиболее тесно связаны между собой. В то время, тогда Европа пошла по пути чистой науки в медицинской сфере, восточные лекари объединили в своих лекарских и фармацевтических направлениях медицинское, мистическое и философское. Результатом стало то, что врачи этого региона, кроме серьезных современных знаний, опираются на природную интуицию и древние традиции.
Привычные методы восточных врачевателей: иглоукалывания, направленные массажи, причудливые сочетания трав и минералов в настоях, основываются на том, что дух и тело являют одно единое. Болезнь отдельного органа не рассматривают без духовных причин, вызвавших недомогание.
Медицинская этика
Роль философии в медицине для европейских медиков определяется чаще всего на уровне теоретическом. Лекции по философии воспринимаются, как важное, но не первостепенное дополнение к основным знаниям. Тем, не менее, один аспект врачебной практики связан с философией медицины наиболее тесно – это вопрос медицинской этики. Степень доверия к своему доктору определяет сроки выздоровления. С этим не спорят даже самые закоренелые скептики. Право врача решать, когда прекращать лечение, этическая сторона эвтаназии, врачебная тайна – эти вопросы обсуждают и медики и философы. Главная цель их работы сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!»
Взаимосвязь философии и медицины
Вы будете перенаправлены на Автор24
Связь философии и медицины
Медицина, наряду с философией, включает в себя сложный мир жизни человека, управляющего своим здоровьем. В то же время она сама становится предметом особого философского познания. В античной философии общие контуры медицины обрисовал великий Гиппократ. Представление о медицине как самостоятельной области естествознания и гуманитарной сферы относится к Новому времени, когда она стала органично соотноситься с философскими концепциями жизни:
Медицина должна укреплять связи с философией как бодрящей средой для духовной жизни и дальнейшего развития концептуального мышления субъекта. Л. Фейербах называл медицину «колыбелью материалистической философии».
Отношения между медициной и философией начались очень давно, когда в медицинской практике появились первые явные признаки абстрактного мышления, и продолжаются по сей день.
В практических медицинских знаниях о существовании жизни объективное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось задолго до формирования философско-научного (концептуального) стиля мышления первых целителей. Эмпирические медицинские знания издавна существовали как феномен, подчиненный религиозно-мифологическому мировоззрению и тесно связанный с мистицизмом и суевериями. Следовательно, научные и эмпирические знания, полученные в древности, изначально не были связаны в органической целостности. Они не были философски значимыми, теоретически обоснованными, их нельзя было назвать общетеоретическими или медицинскими позициями.
Готовые работы на аналогичную тему
Медицинские научные знания (теоретические) исторически возникли из философских учений древних греков. С пробуждением интереса врачей к философскому пониманию первопричин мира, места и роли в нем человека, медицина начала активно наполнять себя философским смыслом. Чуть позже у врачей сформировалась устойчивая потребность в целостном (объемном) видении системной телесно-духовной сущности человека. В конечном счете, возникла диалектическая связь между философским пониманием природы, роли и цели человека и возникающей медицинской мыслью, которая пытается объяснить иногда парадоксальные явления, которые естественным образом возникают в жизни человека.
Все это сказалось на формировании нового концептуально-предметного мышления врачей. Это явление вполне объяснимо, потому что философские системы и научная медицина не могли бы развиваться совместно и в то же время быть независимыми, если бы они не отражали и не выражали по-своему общую заинтересованность в сохранении и укреплении здоровья человека.
Философия активно помогает врачам по-другому взглянуть на многие известные им вещи, увидеть невидимое, то есть понять более глубокий смысл предметов и явлений. видеть то, что видят все, но думать так, как никто не думает.
Этой способностью медицина обязана философии, которая наделила ее особым (предметно-концептуальным) методом клинической мысли. Они могли развиваться только вместе. У них есть объект познания (человек) и одинаковый практический интерес – здоровый образ жизни, возникающий в результате действия множества субъективных и объективных факторов. Без философских и медицинских знаний сегодня такие социальные сферы жизни, как экономика, политика, образование и спорт, культура не могут нормально функционировать и развиваться.
Медицинские знания являются непреходящей общечеловеческой ценностью. Принимая во внимание, что только медицинские знания и опыт исцеления имеют непосредственное влияние на процессы, которые способствуют сохранению здоровья людей, фактор медицины приобретает еще более ценное особое гуманитарное значение.
Философия и медицина в России
История взаимоотношений философии и медицины в России относительно непродолжительная. Сама философия не входила прочно в русскую духовную культуру до XIX века. Но как средство духовного господства над миром до начала ХХ века существовали две мощные альтернативы – теология и художественная литература, что также значительно сокращало поле возможного взаимодействия между философией и медициной. Есть два направления пересечения философии и медицины в России:
Теория Сеченова заключается в невозможности отделения психических процессов от связанных с ними нервных процессов. И. Мечников в основном занимался этическими проблемами. Центральное понятие мировоззрения Мечникова – «ортобиоз», научное регулирование жизни. Мечников считал, что человек должен «дожить до долгой, активной и энергичной старости, ведущей в заключительный период к развитию чувства сытости жизнью и стремления к смерти».
Связь медицины и философии прослеживается и в творчестве И.П. Павлова, посвященной изучению высшей нервной деятельности.
В советское время взаимодействие философии и медицины ограничивалось устранением естественного плюрализма философии, переводом ее на доктринальные рельсы марксистско-ленинской теории. С 1965 года в Киеве ежегодно издавался академический сборник «Философские проблемы медицины и биологии». В работе советского патологоанатома И.В. Давыдовского идея о необходимости философского осмысления основных проблем общей патологии является одной из ключевых. Идеи Давыдовского сегодня рассматриваются как отправная точка и основа диалога между философией и медициной.