в чем заключается высшая цель музыкального образования детей
Задачи, цели и методы музыкального воспитания
Современный мир музыки представлен разными стилями и направлениями, причем не всегда они являются высокохудожественными: все чаще слушатель отдает предпочтение простым незамысловатым композициям с бессмысленным набором фраз. Низкосортные музыкальные произведения приводят к деградации культуры, большинство из них являются аморальными, пошлыми. Именно поэтому так важно формировать у детей высокие духовные потребности, воспитывать разносторонние художественные способности. А для этого необходимо обучать ребенка правильной музыке, к которой относятся народные произведения и классические композиции, т.е. высокохудожественные образцы музыки.
Как музыка влияет на ребенка?
Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура вашего ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:
Музыкальное развитие очень важно для дошкольника. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела. Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.
В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?
Основными целями музыкального воспитания являются:
Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:
Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.
Методы и приемы музыкального воспитания
Под методами музыкального воспитания понимают действия педагога, которые направлены на общее музыкальное и эстетическое развитие ребенка. Основываются они на взаимодействии педагога и ученика, хотя ведущая роль отводится именно взрослому. Каждый из методов направлен на воспитание в ребенке эстетической музыкальной чувственности, его эмоциональной отзывчивости, оценочного отношения, выразительности в исполнении композиций. Главными методами музыкального воспитания являются убеждение и регулярное упражнение в разнообразных видах музыкальной деятельности. Такая система помогает эффективному музыкальному развитию дошкольника. Однако педагогом могут быть выбраны и другие методы, которые зависят от конкретных целей музыкального воспитания.
Как и в других видах деятельности, в обучении музыке используют наглядный, словесный и практический методы.
Наглядный | Словесный | Практический |
При помощи ярких и красочных образов можно рассказать ребенку об окружающем мире, о чувствах людей, действиях животных. Наглядность может быть слуховой (прослушивание музыки), тактильной (ощущение волновых колебаний звучания музыки телом) и зрительной, которую следует сочетать со слуховой (певческие приемы, движения в танце, играх; портреты композиторов, изображения инструментов, видеофильмы к музыкальному произведению). | Обращен к сознанию ребенка, является универсальным. Благодаря слову педагога дошкольник лучше понимает музыку, он становится творчески активным, заинтересованным, развивается его активный словарь, воображение. К словесному методу относят такие приемы, как объяснение (используется перед ознакомлением ребенка с новой мелодией, игрой, танцем и т.д.), пояснение (например, правил игры или движений танца, певческих техник), указания (уточняют выполнение различных действий), поэтическое слово (помогает глубже понять музыкальное произведение перед его прослушиванием), беседа (проводится после прослушивания композиции для уточнения и объяснения деталей мелодии, полученных ощущений), вопросы (уточняется характер композиции, ее форма, содержание и т.п.), замечания (используются, если ребенок отвлекся от поставленного вопроса; замечания должны быть корректными, но строгими). | Под практическим методом понимают конкретную деятельность ребенка, направленную на обучение музыкальным способностям посредством упражнений. Практика – это закрепление теоретических знаний. Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот. |
Методы и приемы музыкальной деятельности должны определяться:
Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.
Цель музыкального образования
В современной педагогике целью музыкального образования принято считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Понятие музыкальная культура учащихся чрезвычайно объемно и может иметь разную трактовку. Вот что в содержание этого понятия ставит на первое место Д. Б. Кабалевский: «…способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, – это “особое чувство” музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы…».[61] Тем самым Д. Б. Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Важным в его представлении является также развитие у детей исполнительского, творческого начала.
Такой подход к целевым установкам общего музыкального образования признается практически всеми отечественными педагогами-музыкантами. Однако каждый из авторов концепций общего музыкального образования по-своему раскрывает это понятие, выделяя в нем те или иные стороны.
Интерпретация цели музыкального образования – формирование музыкальной культуры личности учащегося – осуществляется Д. Б. Кабалевским в его концепции сквозь призму следующих целевых установок:
• ярко выраженная воспитательная направленность, способствующая развитию прежде всего заинтересованного, эмоционально-ценностного, художественно-эстетического отношения к музыке, музыкального мышления, музыкально-эстетического вкуса, музыкально-творческих способностей, умений и навыков;
• опора на мировое музыкальное наследие – «золотой фонд» музыкальных произведений разнообразных форм, жанров, стилей;
• вера в преобразующую силу музыки, в возможность с помощью искусного и мудрого педагогического руководства благотворного воздействия искусства прежде всего на эмоционально-ценностную сферу личности учащегося;
• развитие музыкального мышления детей, их творческого потенциала в процессе слушания музыки, ее исполнения и сочинения.
В. В. Медушевский в своей концепции «Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства» утверждает необходимость возрождения музыкального воспитания детей на религиозной основе и даже «изъяснение светской музыки» предлагает осуществлять «в духовных категориях».[62]
В концепции Л. В. Шаминой музыка также признается «действенным средством воспитания духа».[63] Но в отличие от В. В. Медушевского, автор выдвигает этнографическую парадигму школьного музыкального образования, предлагая идти по пути от постижения этнографической культуры своего народа к «музыке мира».
Согласно концепции Л. А. Венгрус, средством приобщения школьников к музыкальной культуре является пение. Автор призывает воплотить в жизнь реформу музыкального образования, введя музыкальный всеобуч, предполагающий осуществление «музыкального образования и воспитания на основе метода начального интенсивного хорового пения».[64]
Музыкальная культура ребенка проявляется в его музыкальной воспитанности и обученности.
Музыкальная воспитанность предполагает в первую очередь эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, сформированность круга музыкальных интересов и вкусов.
Обученность в музыкальном образовании проявляется главным образом в знаниях музыки и о музыке, в музыкальных умениях и навыках, в широте и глубине приобретенного учащимся опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, а также опыта музыкально-творческой деятельности.
Музыкальная воспитанность и обученность в практике музыкального образования существуют неразрывно, и основой их единства является специфика музыкального искусства, его интонационно-образная природа. Генетически заложенная в ребенке музыкальность и ее развитие в процессе целенаправленного воспитания и обучения являются основой успешного становления его музыкальной культуры.
Л. В. Школяр, характеризуя музыкальную культуру школьников, особо подчеркивает, что «становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать…».[65] Автор выделяет три компонента музыкальной культуры: музыкальный опыт школьников, их музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.
Литовский педагог-музыкант А. А. Пиличяускас, исследуя проблему музыкальной культуры школьников, предлагает рассматривать ее как потребность к музыкальной деятельности, возникающую на основе соответствующих знаний, умений, навыков. При этом ученый подчеркивает, что учащийся, усваивая ту или иную учебную программу, часто отворачивается от предлагаемых в ней ценностей и находит свои, о которых на занятиях практически не упоминается. Происходит противопоставление академической музыки, на которую ориентирует учитель, и «альтернативной музыки» (термин А. А. Пиличяускаса, означающий в педагогике несовпадение музыкальных предпочтений учителя и учащихся), которая, как правило, на уроке не звучит.[66] Устранение этого противоречия является необходимым условием формирования музыкальной культуры учащихся.
Существующая в нашей стране система музыкального образования обеспечивает следующие необходимые условия для развития музыкальной культуры учащихся:
• обязательность уроков музыки в учреждениях общеобразовательного типа;
• создание развернутой системы дополнительного музыкального образования, реализуемого во внеклассной и внешкольной музыкальной работе, в которой могут принять участие все желающие;
• подготовка педагогов-музыкантов в системе высшего и среднего специального образования;
• предоставление возможности педагогам-музыкантам повышать свой профессиональный уровень в системе поствузовского образования;
• создание учебно-методической базы.
Цель музыкального образования, заложенная в той или иной концепции, определяет направленность всех компонентов музыкального образования: задач, принципов, содержания, методов и форм.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Цели и задачи музыкального образования в условиях музыкальной школы
Современный мир музыки представлен разными стилями и направлениями, причем не всегда они являются высокохудожественными: все чаще слушатель отдает предпочтение простым незамысловатым композициям с бессмысленным набором фраз. Низкосортные музыкальные произведения приводят к деградации культуры, большинство из них являются аморальными, пошлыми. Именно поэтому так важно формировать у детей высокие духовные потребности, воспитывать разносторонние художественные способности. А для этого необходимо обучать ребенка правильной музыке, к которой относятся народные произведения и классические композиции, т.е. высокохудожественные образцы музыки.
Как музыка влияет на ребенка?
Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура вашего ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:
· формирует эмоциональную сферу человека;
· совершенствует мыслительную систему ребенка;
· воспитывает чувственность и чуткость к красивому, дает понимание, что такое искусство, позволяет наслаждаться им.
Музыкальное развитие очень важно для дошкольника. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела. Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.
В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?
Основными целями музыкального воспитания являются:
1. Всестороннее, а главное гармоничное развитие ребенка.
2. Формирование умения внимательно слушать, воспринимать и отчетливо понимать музыкальные произведения.
3. Воспитание эмоционального и чувственного восприятия музыки.
4. Эстетическое воспитание.
Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:
· формирование общих знаний о музыке;
· воспитание интереса и любви к музыке;
· обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
· приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);
· развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных;
· развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.
Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.
Методы и приемы музыкального воспитания
Под методами музыкального воспитания понимают действия педагога, которые направлены на общее музыкальное и эстетическое развитие ребенка. Основываются они на взаимодействии педагога и ученика, хотя ведущая роль отводится именно взрослому. Каждый из методов направлен на воспитание в ребенке эстетической музыкальной чувственности, его эмоциональной отзывчивости, оценочного отношения, выразительности в исполнении композиций. Главными методами музыкального воспитания являются убеждение и регулярное упражнение в разнообразных видах музыкальной деятельности. Такая система помогает эффективному музыкальному развитию дошкольника. Однако педагогом могут быть выбраны и другие методы, которые зависят от конкретных целей музыкального воспитания.
Как и в других видах деятельности, в обучении музыке используют наглядный, словесный и практический методы.
При помощи ярких и красочных образов можно рассказать ребенку об окружающем мире, о чувствах людей, действиях животных. Наглядность может быть слуховой (прослушивание музыки), тактильной (ощущение волновых колебаний звучания музыки телом) и зрительной, которую следует сочетать со слуховой (певческие приемы, движения в танце, играх; портреты композиторов, изображения инструментов, видеофильмы к музыкальному произведению).
Обращен к сознанию ребенка, является универсальным. Благодаря слову педагога дошкольник лучше понимает музыку, он становится творчески активным, заинтересованным, развивается его активный словарь, воображение. К словесному методу относят такие приемы, как объяснение (используется перед ознакомлением ребенка с новой мелодией, игрой, танцем и т.д.), пояснение (например, правил игры или движений танца, певческих техник), указания (уточняют выполнение различных действий), поэтическое слово (помогает глубже понять музыкальное произведение перед его прослушиванием), беседа (проводится после прослушивания композиции для уточнения и объяснения деталей мелодии, полученных ощущений), вопросы (уточняется характер композиции, ее форма, содержание и т.п.), замечания (используются, если ребенок отвлекся от поставленного вопроса; замечания должны быть корректными, но строгими).
Под практическим методом понимают конкретную деятельность ребенка, направленную на обучение музыкальным способностям посредством упражнений. Практика – это закрепление теоретических знаний. Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот.
Методы и приемы музыкальной деятельности должны определяться:
1. Источниками получаемых знаний.
2. Видами и учебными задачами художественной деятельности.
3. Типами и этапами занятий.
4. Задачами формирования творческих и художественных способностей.
5. Возрастными особенностями детей.
6. Индивидуальным подходом в обучении.
Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Цели и задачи музыкального образования школьников
Использование поэзии на уроках музыки
группы – 531 очной формы обучения
Окорокова Ксения Вячеславовна
Руководитель: Корененко Л.В
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Урок музыки как учебный предмет
Слово «музыка» греческого происхождения (буквально искусство муз). В искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства, который отржает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и по времени звуковых последствий.
Музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта развитие идейно-эмоционального восприятия эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – воспитание Человека.
Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовать на уроке музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.
В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков и развить музыкальные способности детей.
Музыкально педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно получать и систематизировать получаемые знания.
Творчество учителя музыки проявляется в решении бесконечного множества как типовых, так и оригинальных задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен проектировать результат в соответствии с исходными данными, анализировать возникающую ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу.
Формирование познавательных интересов учащихся связано с развитием их творческой активности. Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо:
С целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусств;
Умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
Использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности
Разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их пастоновки перед школьной аудиторией
Применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исодя из главной задачи каждого конкретного занятия.
Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляетсяв различных формах музыкальной деятельности:
б) творческой деятельности, исполнительстве;
в) познавательной деятельности;
г) общественно-полезной деятельности;
Цели и задачи музыкального образования школьников
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
Основное средство достижения цели – систематические встречи учащихся с музыкой, знакомство с высокими образцами художественного творчества.
В задачи музыкального образования современной школы входит:
Формирование музыкальной культуры, представляющей, положительно социально-художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социальной направленности личного музыкального вкуса;
Развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний в области музыкальной грамоты;
Совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к художственной музыке, желания слушать и исполнять её;
Становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. стремление слушать образцы национальной музыки своего народа. Желание познать национальную музыку как в в её подлинных, аутентичных, фольклорных образцах, так в аранжировке композиторов-профессионалов(как способа эстетического освоения духовной культуры другого народа);
Приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
Развитие умений с образцами современной музыки
Активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара знаний и умений, приобретённых на уроке, в детельности классного и школьного коллективов, в собственном быту, на досуге.
Приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства. Пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой. (юб алиев с22 настольная книга школьного учителя музыканта)
Концепция музыкального образования школьников
Концепция музыкального образования школьников.
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
В процессе школьных музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, анализируют общий характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности; разучивают и исполняют к ним подголоски и сопровождение на музыкальных инструментах; передают характер, структуру, ритмическую основу сочинений в движениях.
ЗАДАЧАМИ музыкального образования и воспитания в современной школе являются:
Вооружение школьников системой опорных знаний, умений и способов
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания.
Развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, знаний и
умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты.
Развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального
эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания
слушать и исполнять ее.
Приобщение ребят к современной музыке (в её взаимосвязи с музыкальным
классическим наследствием), формирование у них желания слушать её и
овладевать основами современного музыкального мышления;