в чем заключается возможности использования сети интернет на уроках обж
Использование интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков ОБЖ
Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса ( Трайнев, 2004 ). Современный школьник стремиться в совершенстве овладеть компьютерной техникой и технологией. Задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения этой техники и технологии в получении новых знаний, показать ребенку, что компьютер – это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнается новое.
Неотъемлемым компонентом обеспечений современной образовательной системы являются информационные ресурсы ( Интернет в гуманитарном образовании, 2001 ). Информационный ресурс – это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах ( библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах ) (Библиографическое описание. 2001 ). Одним из разновидностей информационных ресурсов выступает сеть Интернет.
В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов ( Смирнов, Якупов, 2006 ).
Свободный поиск Интернет-ресурса по заданной теме привел к созданию электронной библиотеки ОБЖ и справочным указаниям для учителя. Фрагмент справочных указаний приводится ниже:
5.2.6. Транспортная безопасность. ПДД
Электронный адрес
index.php?member=103499
Пример изучения конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя
1. Задание по теме “Экология и здоровье человека”. Найдите на сайте электронной экологической библиотеки “НИА-Природа” материал о вредности биодобавок для здоровья человека.
3. Карта выполненной работы
Резюме к материалу “____________________________________________________” |
Электронный адрес ____________________________
Описание _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата ____________________
Пример использования Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ.
Урок в 9классе “Биоритмы – организаторы нашей жизни” из раздела “Экологическая безопасность”.
Так, в подготовленной презентации урока демонстрируется ссылка на сайты Интернета, с отдельными страницами которых обучаемые будут работать по индивидуально-групповой схеме, проводя исследование.
Исследовательская работа на рассматриваемом уроке проводится по группам. Состав группы 2-3 ученика. Каждая группа перед началом урока получают индивидуальную карточку задание и листы рабочей тетради по теме урока.
Страницы указанных выше сайтов записаны заранее и включены в папку по теме урока. Обучаемые получают возможность провести исследование ( по указанному заданию ) с изучением информации, помещенный в Интернет-ресурсе. Данная методика показывает обучаемым, что Всемирная сеть Интернет имеет учебное и познавательное и познавательное значение.
В результате длительного изучения сети Интернет возникла необходимость в попытке создания специализированного сайта по “Основам безопасности жизнедеятельности”. Причиной тому послужило отсутствие такового и Интернете.
Адрес сайта: http://obz-bzd-npt.narod.ru/. Авторский сайт представляет собой учебно-методический комплекс Основ Безопасности Жизнедеятельности и Безопасности Жизнедеятельности. Структура сайта:
Сайт работает с апреля 2006 года. Статистика счетчика сайта выглядит следующим образом:
Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ
Неотъемлемым компонентом обеспечений современной образовательной системы являются информационные ресурсы. Информационный ресурс – это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных система. Одним из разновидностей информационных ресурсов выступает сеть Интернет.
В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.
Постулаты Федерации Интернет Образования гласят:
Современному образованию – современные учителя;
Современным учителям – современные знания;
Современные знания – через Интернет-технологии.
Включение технологий Интернета в работу учителя имеет ряд преимуществ:
стать проводниками новых знаний и технологий;
проводить учебные занятия по своим предметам с использованием ИКТ;
повысить собственный профессиональный уровень и уровень своего учебного материала, благодаря доступу к всемирному информационному пространству через WWW и знакомству с последними открытиями и новинками в своей предметной области.
В качестве основных достоинств Сети можно отметить следующее:
Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире:
высока скорость манипулирования огромными массивами данных:
доступ к имеющейся в Сети информации не зависит от географического местонахождения баз данных и пользователей, а также времени суток;
возможен поиск данных, необходимых конкретному пользователю:
открыт доступ к современным исследованиям в различных отраслях науки;
Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки “Основ безопасности жизнедеятельности” более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ;
Создание специализированного сайта.
Использование видео-порталов и видео уроков.
Использование электронной почты.
1)Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме:
Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
• сбор материала по теме,
• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;
учащиеся выполняют такие задания: например. по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи «:Введите в адресную строку Интернета адрес сайта «Первая помощь». Далее школьникам предлагается алгоритм выполнения задания:
Подключение к Интернету.
Поиск и просмотр искомого материала.
Закачка найденного материала.
Просмотр основных моментов материала.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием интернет-ресурсов повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
2)Интернет-ресурсы можно использовать в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ: Например, изучая тему «Здоровый образ жизни и его составляющие» из раздела «Основы медицинских знаний».
Информация о ообразовании:
Доклад по теме: «Применение ИКТ на уроках ОБЖ»
Использование ИКТ на уроках ОБЖ.
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно- научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.
В сфере обучения. Особенно в появлении операционной системы WINDOWS, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее понимание.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий на уроках ОБЖ.
На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении естественных наук – физики, химии, биологии, а так же ОБЖ.
Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед учителем широкие возможности при структурировании большого объёма информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.
Основные причины актуальности использования ИКТ на уроках ОБЖ:
· обеспечение наглядности и интерактивности;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
· ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;
· эффективная проверка знаний;
· систематизированное изучение и проверка нового материала;
· использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного учителя.
Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?
«Ребёнок — это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить», сказал французский просветитель Франсуа Рабле.
Одна из основных целей обучения для меня на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым ИК технологиям, а также:
формирование приёмов мыслительной деятельности
Цели применения ИКТ:
· активизировать деятельность учителя и ученика;
· повышать качество обучения;
· воплощать в жизнь принцип наглядности;
· выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?
Для этого были поставлены следующие задачи:
• ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ
• освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике
• апробировать методы ИКТ на урокахОБЖ
• анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)
Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЖ:
? достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации инновационных педагогических технологий;
? формирование универсальных учебных действий;
? развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской и др.)
? применение электронных средств обучения: электронных учебников, энциклопедий, обучающих компьютерных программ.
Основные методы, используемые в работе:
• проблемный (поиск программ по обучению ИКТ)
• теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям)
• практический (апробирование методов и приёмов)
• эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование)
На уроках по ОБЖ и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЖ, которые помогают решить следующие дидактические задачи:
· усвоить базовые знания по предмету;
· систематизировать усвоенные знания;
· психологически настроить на атмосферу экзамена;
· натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;
· сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
· сформировать навыки самоконтроля;
· сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЖ в частности;
· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
· обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него полезные обще учебные навыки.
Методические приемы использования мультимедиа на уроках ОБЖ
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейший ход процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развитие речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Этапы информатизации преподавания предмета:
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.
2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др.
4. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных олимпиадах.
5. Поиск системы, создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Методические материалы ИКТ, используемые в практике работы учителя ОБЖ.
Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при проектировании уроков ОБЖ. К таким объектам относятся:
· видеофрагменты (видеодемонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов), позволяющие наглядно показать различные объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приемами;
· цифровые фотографии, позволяющие изучить микро и макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности их существования во времени и пространстве;
· виртуальные модели: демонстрационные модели (анимации) природных явлений, которые невозможно наблюдать в природе, манипулятивные модели (в том числе конструкторы и тренажеры), при помощи которых также можно показать природные процессы и явления;
· аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку, аудио сюжеты), при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;
· компьютерные тесты (для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня сформированности умений).
Мотивация учащихся на уроках ОБЖ с ИКТ
Как помочь детям преодолеть и повысить мотивацию учащихся в изучении ОБЖ?
Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят. Поэтому, к тем методам, которые уже были наработаны: систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек; сначала я добавил два видеокурса для среднего и старшего звеньев учебные видеофильмы с титрами и без, а также приобрел электронные носители – диски.
Свою деятельность обучения ОБЖ с применением ИКТ я начал с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: «Microsoft Office Word», а также пользуясь «услугами» сканера и принтера. Сначала это были тесты, карточки со схемами, таблицами и т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов обучения.
Результатом таких занятий стало то, что в классах повысился интерес к предмету и улучшилась успеваемость. В дальнейшем, я стал работать с презентациями.
Использование ИКТ на уроках ОБЖ
Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения Основ безопасности жизнедеятельности? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях.
Компьютер даёт возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.
Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применении ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.
При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:
• использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит
• формирование биологической компетенции;
• формирование нравственных норм и принципов отношения к природе
· раскрытию мировоззренческих вопросов
Использование ИКТ повышает:
? Интерес к предмету
? Успеваемость по предмету
? Качество знаний по ОБЖ
? Результативность в конкурсах (олимпиадах, спартакиадах, конкурсах,)
Использование ИКТ на уроках ОБЖ
Использование ИКТ на уроках ОБЖ
Сегодня современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Ученики основной школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Информационные технологи используются на разных этапах урока.
Пример организации проверки выполнения домашнего задания.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
самостоятельные работы (Word);
контрольные работы (Word).
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
нами они используются на уроках изучения ЧС природного и техногенного характера;
диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты учащегося, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;
таблицы (Excel ) – “Инфекционные заболевания”.
Пример организации закрепления и систематизации знаний
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности предмета ОБЖ
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии:
презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях. “А ну-ка, парни!”, “Рыцарский турнир”.
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы:
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему:
выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
оформление портфолио проекта (Word);
создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
Примером служит создание проекта в 9 классе по теме “ЗОЖ” “Осанка школьника”. С помощью компьютерных технологий создано портфолио проекта (Word ) проведено исследование по теме проекта (Интернет), выполнен продукт проекта:
презентация-тест на правильную осанку, где наглядно продемонстрирована осанка человека, приведены несколько способов тестирования собственной осанки;
буклет – “Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки”;
плакат – “Соблюдай правильную осанку”.
Пример использования сети Интернет на уроках
Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме.
1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ;
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.
поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
• сбор материала по теме,
• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного поведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.