в чем заключается величие человека
Величие человека по тексту А. А. Алексина (ЕГЭ по русскому)
Величие — это довольно редкое свойство, которое дано далеко не всем, это то, что делает человека значимым, предоставляет ему возможность проявлять свои достоинства и способности, оставив свои амбиции, совершая благородные поступки, но никогда не дает ставить себя выше других. Мне кажется, это качество человека, которое очень тесно граничит с таким понятием, как простота. Ведь, если человек будет совершать правильные и добрые поступки, это, по моему мнению, необязательно должно быть что-то необычное и сложное. В чём же заключается настоящее величие человека? Именно этим вопросом задается великий писатель 20-го века А.
Автор считает, что всё великое просто и ясно. Например, в тексте А. А. Алексина приводятся в пример два знаменитых и в то же время великих человека. Одним из них является Пикассо, по работам которого, ходили люди, но художник спокойно отвечал, что они ничего не стоят, так как не подписаны. «Он, гений и умница, относился к себе как бы не очень всерьез. В отличие от бездарей и глупцов, которые относятся к себе очень серьезно» — пишет автор. Мне кажется, в этом и есть величие человека, он не ставит себя выше других, не считает, что если нарисовал произведение искусства, то его никто не должен его трогать, а тем более ходить по нему. Пикассо был простым человеком, умел пошутить над собой, в этом, по моему мнению, и заключается настоящее величие. Не случайно автор приводит в пример и Юрия Алексеевича Гагарина, который не кичился своим положением. «Он сердился, когда его именовали «первым гражданином Вселенной», когда ему приписывали «завоевание» Космоса. Во-первых, ему не нравилось слово «завоевание». А во-вторых, он прекрасно осознавал, что первыми в Космос взлетели ученые» — пишет автор. Именно эта проста и умение не ставить себя выше других сделали Юрия Алексеевича Гагарина одним из великих людей 20-го века.
Позиция автора такова: настоящее величие проявляется простотой к себе, великие люди и их поступки максимально просты.
Трудно не согласиться с автором этого произведения. Я полностью разделяю мнение писателя и считаю, что именно в простоте кроется настоящее величие человека. Ведь, если ты бросишь человека в беде, не поможешь близким в трудную минуту, если ты будешь ставить себя выше других, беситься, если будут ходить по твоим неподписанным картинам, разве ты будешь по-настоящему великим человеком. Были бы тогда Гагарин и Пикассо ими? Прочитав этот текст, я вспомнил одну замечательную фразу Льва Николаевича Толстого из его произведения «Война и Мир». Эта фраза звучала так: «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Я думаю, что именно простота, правда и отсутствие амбициозности делают человека великим.
В заключение я хотел бы сказать, что величие кроется в простоте. Необязательно делать что-то сложное и экстраординарное, необходимо быть простым, не ставить себя выше других и приглушить свои амбиции, тогда ты будешь по-настоящему великим человеком.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Величие и ничтожность человека
Какую химеру представляет собой человек!
Какую диковинку, какое чудище, какой хаос,
какой сгусток противоречий, какое чудо!
Судья всех вещей, глупый червь земной,
хранитель истины, клоака неизвестности и
заблуждений, слава и отброс вселенной! Кто
распутает этот клубок?
Блез Паскаль
Человек велик, потому что создан Богом и носит в себе образ и подобие Его. Человек ничтожен, потому что пренебрёг своим Богом, пожелав стать независимым от Него.
Коротко о моём видении мира. И человека, что, впрочем, одно и то же.
Всё, что создаётся и существует, – творение. Творение исходит из личности создающего его творца. Эта аксиома очевидна, прежде всего, для самого человека с его непостижимым духовным устройством. Это закон, в котором никто не может усомниться, не рискуя потерять здравомыслия.
Поразительно, что множество блестящих умов не могут постичь эту простую истину! Прав был Паскаль, говоря о непостижимости Бога – единственно, или в первую очередь – разумом. Бог, как и Библия, постигается только тогда, когда пожелает Сам, и открывается только тем, кто ищет Его с сердечной верой.
О величии человека можно (и стоит) говорить только в формате иудео-христианского мировоззрения. Ни какая другая концепция, теистическая или атеистическая, не может дать рационального и сколько-нибудь аргументированного ответа на этот вопрос. Поэтому референт в этой проблеме один – Библия. Паскаль, Достоевский, Василий Розанов и др. русские философы работали в Библейском контексте. Образ личности составляется нравственными качествами её. Бог – личность, личностью является и каждый человек. Личность (в отличие от особи) определяется наличием собственного духа и его (духа) неповторимостью. Различают две сферы личности: нравственную или моральную («образ»), и функциональную («подобие») [1]. Первую связывают с понятием сердце, вторую – с разумом и волей. Понятие «образ» я отношу к первой сфере духа, нравственности, а сам термин “нравственность” – к нраву (характеру) Бога. Именно нравственность является основанием личности. Врождённая нравственность по образу Бога. Ею определяется подлинное величие человека!
Свобода – одна из трёх составляющих человеческого величия. Библейский рассказ о первых людях показывает нам их полную свободу в пользовании всем, что Бог создал на земле, в Эдеме. Но с умом: свобода полагает ответственность и требует соблюдения «техники безопасности» (Быт. 2. 16-17). Вторая составляющая человеческого величия – власть, или сила в действии (Быт. 1.28), третья – любовь (Быт. 2. 22-24). Эти качества человека – свобода, власть и любовь – стали категорическими нравственными императивами личности Адама и всех его потомков [2]. Эта «триада» качеств составляет нравственный портрет личности, или образ, самого Бога [1]. Она же императивно присутствует в каждом из нас, людей, давая нам право называться личностями «по образу Божьему». Место её присутствия в человеке – в глубине человеческого духа. В Библии это место называется сердцем. Мы стремимся проявлять эти качества даже неосознанно, «по зову сердца», начиная с утробы матери и до предсмертных конвульсий.
Теперь о подобии. Подобие – это, прежде всего разум и знание. Априорное божественное, трансцендентное знание всех вещей. Царь Соломон назвал это знание вечностью, вложенной Богом в сердца людей (Екклесиаст 3.11) [3]. Идеи Платона и мысль Декарта – догадки о таком знании.
Человек – живая духовная реплика Бога. Она не поддаётся никакой предметной аналогии. Но чтобы сделать моё видение человека понятным, воспользуюсь Библией и попытаюсь непостижимое творение Божье представить в человеческих аналогиях. Книга Бытие 2.7: «И создал Господь Бог человека (куклу) из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Итак, чтобы кукла жила «сама по себе», ей нужна программа. Допустим, я, изобретатель и идеально добрая личность, создаю куклу и «вдуваю» в неё программу, которая личностно повторяет меня во всём – нравственно, эмоционально и интеллектуально. Но я не хочу, чтобы моё подобие было роботом. Я хочу, чтобы оно было душою живою. Я наделяю его разумом и свободной волей. И совестью. Совесть – это всё моё знание и все способности. Когда я передаю моё знание-весть кукле, оно становится нашим со-вместным знанием и – её со-знанием. Теперь, как мне заставить моё подобие делать только добро, не блокируя его свободу, как Айзек Азимов у своих литературных роботов?
Для человека – задача невыполнимая, ибо программе придётся выполнять взаимоисключающие условия: действовать внутри жёстких рамок и – одновременно – вне их.
Но у Бога есть агент, Святой Дух, который способен выполнить эту задачу.
Чтобы понять – как, надо уверовать в Библейского Бога в Новом Завете. Абсолютная истина не может быть постигнута (пусть и не абсолютно) иначе, как только верой. Игра стоит свеч: ответы на основные вопросы философии и жизни – Кто я? Откуда я? Зачем я? – станут ясными. Первые стихи Библии гласят: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1.2). Дух Божий – это сам Бог (Ин. 4.24). И этот Бог-Дух, обладающий бесконечным жизненным потенциалом – нравственным и когнитивным – будет жить в тебе и обеспечивать твою вечную (!) жизнь (1 Кор. 3.16). Он будет общаться с тобой, говорить к тебе, Он будет предупреждать тебя об опасности и вдохновлять тебя на добрые дела, – но последнее, решающее слово оставит за тобой.
Ибо ТЫ СВОБОДЕН. Ты свободен, и должен остаться свободным – иначе ты не выполнишь своего предназначения!
Итак, Создатель обеспечил и подкрепил наше право быть личностями по Его образу и подобию тем, что вложил в нас Свой характер, Свои знания и умения, чтобы поставить нас «владыками над всеми делами рук Своих» (Быт. 1.28; Псалом 8.7). Как уже упоминалось, Соломон сказал, что Он «вложил вечность в сердце людей».
Слово “вечность”, понятно, не означает только бесконечное время. Это ещё и пространство, и Вселенная со всем богатством, красотой и разнообразием её тел, существ и явлений и возможностью постигать их. Постигать, чтобы властвовать над ними и творить. Творить новое. Творить добро. Творить с любовью. Творить во имя любви – к Богу, который есть Любовь (1Ин. 4. 8), и к людям. Творить во имя любви – это служение. Богу и людям.
В этом предназначении служить истинное величие человека. Иисус Христос дал пример такого человеческого служения. Из-за любви к людям Он пришёл…чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мтф. 20. …). В Нём обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2.9). Он и Бог Отец – одно (Ин.10:30). Он, естественный, явился на землю сверхъестественно, умер естественно в наказание за грехи всех людей, воскрес сверхъестественно и так же сверхъестественно ушёл в небеса, где живёт вечно.
Иисус Христос – лучшее доказательство моей идеи о смысле «вечности» Соломона как сакральной информации о Боге и Его творении, скрытой в человеке и открываемой ему через чувственный опыт. В принципе похожая концепция, Deus Absconditus, скрытого Бога в человеке, была известна ещё Паскалю. Он считал, что «Бог открыт тем, кто в Него верит и любит Его» [4]. Кант со своим “нравственным законом внутри нас”, Бердяев: “Человек принадлежит глубине вечности”. Клайв Льюис и многие другие частично разделяли эту концепцию. В более полном виде она открылась мне в контексте врождённого достоинства Homo Sapience. Выше я говорил о ней. Я повторю её здесь. Но прежде замечу, что невозможно до конца постичь понятий “личность”, “достоинство личности”, не имея перед собой образца – личности Иисуса Христа, “последнего Адама”, – ибо из Него происходит новый, совершенный человек, гражданин будущей цивилизации. Тот, кто сейчас, на земле, только учится, беря Духом Святым уроки у Христа.
Человек как образ и подобие Бога изначально обладает всеми атрибутами личности своего Создателя. Нравственная сфера человека покоится на триаде свобода-власть-любовь. Это божественная триада, и она обладает категорической императивностью, т. е. требует безусловной реализации в поведении личности. В Библии видим такое же проявление триады в характере и действиях Бога. Свободе соответствуют вечность и вездесущность. О власти (сила, авторитет) Бога говорят Его всемогущество и всеведение. О любви Божьей свидетельствует таинственная и прекрасная Вселенная, чудесная и разнообразная природа земли, высокое предназначение человека, забота Творца о нравственном соответствии этому предназначению. Так, Его свобода, определяемая Его вечностью и вездесущностью, передана человеку, как способность жить вечно и поступать по своей воле во имя любви. Власть (сила) Бога, определяемая Его всемогуществом и всеведением, передана человеку, как способность познавать (открывать врождённые скрытые знания) и распоряжаться ими во имя любви. И экзистенционально человек подобен Богу, ибо Бог есть Любовь, Он – абсолютный источник добра, и в человека Он заложил гигантскую потребность – любить, и быть любимым. И творить новое и прекрасное ради любви. Невозможно любить, не имея свободы, и невозможно творить, не имея свободы и власти.
Итак, изначально, само определение личности покоится на удивительной гармоничной взаимосвязи свободы, власти и любви, которую мы наблюдаем в Человеке Иисусе Христе. Евангелисты, особенно Иоанн, подчёркивали преемственность личностных качеств от Бога к людям: «Отец любит Сына и всё дал в руку Его» (Ин. 3.35); или: «Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам» (Ин. 5.20).
Теперь о той личности, которую представляет грешный, падший человек. Признаки божественного величия – нравственная триада – у него остались, он по-прежнему личность. Но он от-падший, он отчуждён от Источника жизни, и без постоянного притока божественной энергии не способен творить добро в полном смысле этого слова: всё, что бы он ни затевал, пусть самое доброе, ведёт к смерти и заканчивается смертью. Достаточно взять один пример – общественное устройство. Идеалом его всегда – от родового и племенного устройства – был такой порядок, который обеспечивал бы права человека. Что такое истинные «права человека»? Это свобода, власть и любовь. Сейчас мы достигли «свободы», от которой хотелось бы избавиться. Верующие в существование Бога люди всегда старались представить себе ад. Иероним Босх наиболее преуспел в этом. Он изобразил страшные чудовища, рогатых чертей, кипящую смолу и кричащих от боли и ужаса грешников. Но всё гораздо проще, как мы видим сейчас. Ад – это то, что мы уже имеем: цивилизованное демократическое общество со свободой и властью без любви. Правда, это только преддверие ада, это ещё не совсем тот, вечный Библейский, ад, в котором «плач и скрежет зубов» от невообразимой душевной боли: «Почему я не послушался Евангелия? О, какой же я идиот! И это навечно?!» Но уже сейчас многие, и дети и взрослые, не только больные, но и здоровые, испытывают эту боль и ужас и нередко – и всё более – не выносят их. Статистика самоубийств свидетельствует об этом. Похоже, что и дельфины с китами потеряли надежду на смысл жизни и убивают себя, выбрасываясь на сушу.
То есть величие человека тесно сосуществует с его ничтожеством. Одно проросло в другое, так что и не отличишь. Но вот что наиболее, по-моему, удивительно. Во всей низости человеческого существа (как в Евангелии от Марка: злые мысли, разврат, воровство, убийство, предательство, жадность, злоба, обман, зависть, надменность, безрассудство) сквозь мрачные тучи видна серебряная ниточка [5] славы Божьей Личности. Могучий ум, тончайшие чувства, несгибаемая воля, потребность любить, способность видеть красоту, наслаждаться ею и творить её – всё это живёт и проявляется, хотя бы и едва различимо, в каждой, самой коррумпированной [6] человеческой особи. Это поражало Паскаля, который видел ещё один – самый главный – признак человеческого величия: «Итак, человек сознаёт себя ничтожным, но в этом его и величие».
Как же разрешить эту загадку бытия? Для «просто теиста» это несложно: он верит, что так устроил Бог, или боги. Для христианина дело сложнее: для него Библия и Христос – неопровержимое слово Бога, и это требует не слепой веры, а рассудочной. Но веруют сердцем, а не рассудком. Так что в самом понятии «вера» тоже таится противоречие. Чтобы верить, надо знать объект веры. Выходит, знание впереди веры?
Но в Библии – слове Бога – нет принципиальных противоречий! Всё дело в нашем эгоцентричном понимании знания. Мы понимаем знание как результат действий нашего, человеческого разума. Даже интуитивное знание рассматривается не более как внезапный проблеск в видении взаимосвязи вещей, опять-таки познанных прежде. Это верно при условии, что человек – разумный пуп Вселенной, мерило всех вещей, бог. Такой гуманистический подход уже бросил эпистемологию в хаос постмодернизма.
Но есть Бог, Сверхличность, держатель абсолютной истины. И если Он вложил в человека Самого Себя, и это составляет человеческое достоинство, которое не может быть изглажено, это уже знание apriori, обитающее в каждом индивидууме. Оно истинно, латентно, скрыто в духе и открывается разумом через практику, или научный опыт. Открывается, к сожалению, искажённо. Но иногда нравственная часть этого знания открывается прямым воздействием Святого Духа, когда мы слышим слово из Библии. Тогда возникает вера (1Кор. 10. 17). Так была написана Библия, основание истинной веры.
Итак, вера возникает от знания, но истинная вера – от знания «свыше».
Предвижу, что принцип «Всё, что имеем, – от Бога» вызовет вопрос: Зло тоже от Бога? Я рассматривал этот вопрос в докладе «История – профанация сакрального» [1]. Зло – профанированное добро, продукт разума человека, по свободной воле отклонившего отеческую заботу своего Создателя. Клайв Льюис определяет зло как “дурной путь к добрым целям”. Адам и Ева первыми проделали этот путь, а их потомки неуклонно следовали их примеру, применяя злые методы к достижению своих – часто благородных – целей. Яркий образец – глава ордена иезуитов Игнасио Лойола, огнём и мечом утверждавший христианство. Эта диалектика в сфере нравственности была теоретически закреплена Гегелем, который «синтезировал» доброе и злое [9]. Доброе указывает на величие человека, злое – на его ничтожество. Это диалектическое единство падшего человека, в котором злое ничтожество неизменно берёт верх. Человек деградирует, что бы ни говорили поклонники теории эволюции. Добро профанируется, так что зло из постыдного, низменного явления превращается в нечто великое. Нравственность личности становится маловажной. Великими всё чаще называют не тех, кто прославился добродетелью, а тех, кто успешнее выставляется: блестит ярче и бесцеремоннее, и звучит громче других. Понятие «звезда» из некогда возвышенного, вдохновенно-поэтического, даже божественного трансформировалось в грубое «выдающееся» – пусть и выдающееся в самую отвратительную сторону. Возьмите, например, – «порнозвезда»! На этом фоне известное «Иисус – суперзвезда» звучит, как смрадное оскорбление Спасителя. Нравственное падение человека, кажется, готово достигнуть апогея.
Однако Создатель никогда не смирится с нашим “свободным” выбором. То, что задумал Бог, изменить не в силах никто. Человек, созданный Им для вечности, и будет жить вечно. Наделённый свободным властным величием, он будет успешно осуществлять своё предвечное назначение – творить во славу Бога, творить во всю освобождённую мощь своего творческого потенциала, творить для любви и во имя Любви. Не удивляюсь скептикам: действительно надо иметь глубокую прозрачную веру, чтобы представить такое славное продолжение человеческой цивилизации, задыхающейся в либеральном смраде, в котором даже христианство осталось без Христа. Без веры в Христа Спасителя и познания бытийного замысла Бога здравомыслящий человек не может представить себе будущее земли в светлых тонах. Но в этом-то и суть миссии Христа – принести на землю истинный “свет и разум”<1Ин.5.20>. И осветить смысл христианства. Христианство – это пробуждение от “сна разума, рождающего чудовищ”. Пробуждение к вечности, наполненной светом личности Иисуса Христа. Он – единственный пример истинного величия человека. Величие человека Иисуса Христа выступает в резком контрасте с телесной немощью, в которой Он обитал и в которой умирал на кресте. Так же, как и со скудоумием (иначе не скажешь) людей, которых Он пришёл спасать.
Личность по имени Иисус, по происхождению – Сын Бога и человека, а по назначению – Христос жила на земле первые тридцать три года Своей и нашей эры, а ныне живёт на небесах [10] и в сердцах верующих в Неё. И для нас жизненно важно понимать, что Человек Иисус был потому свободен, наделён властью и жизнетворной силой, что всецело подчинил Себя Богу Отцу. Нужно преодолеть бессмысленное ничтожество гуманизма и поставить себя в зависимость от Творца, чтобы стать подлинно великим. Но, как и первый человек, Адам, каждый из нас свободен в своём выборе, волен избрать вечное величие или вечное ничтожество. Только на этот раз – навеки.
Литература и комментарии
1. В. И. Комлев. История – профанация сакрального. Альманах международного симпозиума «Человек и христианское мировоззрение. Вып.11, Симферополь, 2006.
2. В. И. Комлев. Свобода личности как категорический императив. Альманах международного симпозиума «Человек и христианское мировоззрение». Вып. 10, Симферополь, 2005.
3. В русской Синодальной Библии – мир.
4. Г. Я. Стрельцова. Паскаль и европейская культура. Москва, изд. “Республика”, 1994. С. 272.
5. Every cloud has a silver lightning – англ. пословица.
6. Corruptio – лат. гниение, разложение; в Библии переведено как «тление».
7. Francis A. Schaeffer. How should we then live? Crossway Books. Wheaton, Illinois. 1983. P. 159-60.
8. Я отношу к таковым всех, кто отрицал Бога, способствуя тем самым достижению «права» на свободу-вседозволенность.
9. В. И. Комлев. Ева и триада Гегеля. Альманах «Человек и христианское мировоззрение». Вып. 8, Симферополь, 2003.
10. “Небеса “ – это не обязательно свод над головой. Это дух, трансцендентное пространство, в котором обитает Бог.
Величие (Величественность)
Величие души должно быть свойством всех людей.
Однажды вы поймёте, что ваше истинное величие
начинается там, где заканчивается ваша гордыня.
Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество.
Я не знаю другого признака величия, как доброта.
Величие (Величественность) как качество личности, великий это – способность быть преисполненным высоких целей, достоинства, благородства; думать о Боге и своей вечной духовной сущности, твердо встать на путь духовного развития; быть выдающимся по своим достоинствам, по своей значимости; проявлять выдающиеся качества, внушающие преклонение, уважение.
Однажды ученик подошёл к учителю и спросил: — Учитель, почему все растения начинают расти из столь мелких семян, но только деревья вырастают такими высокими и огромными? Ведь все они получают одинаковое количество солнечного света и тепла. — Это ты верно сказал, что Солнце дарит тепло и свет всем в равной мере, без исключения. Но великим становится тот, кто сильнее всего стремится отблагодарить Солнце за его дары, — ответил учитель.
Всё величественное и прекрасное в материальном или духовном мире есть не что иное, как проявление достояний Бога, всё, что ошеломляет нас своим величием, следует считать лишь крошечным проявлением великолепия и величия Бога. Об этом надо помнить. Это очень важно. Бхакти Судхир Госвами говорил: «Когда мы соприкасаемся с величием, смирение естественным образом рождается в нас. Что уж говорить о том, когда величие бесконечно». Бог как Сверхдуша вечен и воистину велик.
К своему величию нужно относиться спокойно, с известной долей критичности и понимания собственного несовершенства. Собственное величие нужно рассматривать, как способ получить Божье благословение и заработать благочестие для себя и близких. Если ты достиг в чём-то больших высот, забудь о гордыне и благодари Бога, что он позволил тебе сделать это.
Олег Торсунов пишет: «Каждый человеческий поступок тем прочнее, лучше и великолепнее, чем больше он делается ввиду будущего. Не настоящего, а будущего. Вот я какие хочу с мужем отношения иметь? Божественные. Божественные хочу отношения. Как с мужем строить божественные отношения? Не хорошие, не добрые, а божественные строить? Для этого надо поклоняться Богу дома. Поставить алтарь и строить с ним Божественные отношения. Божественные — означает я его воспринимаю очень возвышенно и потом когда-нибудь он будет воспринимать меня очень возвышенно. Когда человек так действует, он становится очень величественным. Величественный человек или великий тот человек, который смотрит далеко в будущее, он не смотрит сейчас прямо. Смотрите дальше, в будущее, в свою следующую жизнь смотрите, не смотрите на 5 минут вперед. Это не помогает в жизни».
Итак, человек, прежде чем что-то молвить или заикаться о своём величии, должен помнить о величии Бога. Только пройдя через осознание величия Бога можно понять свою малость и не погрязнуть в болоте гордыни.
Величие – это способность на пути к Абсолютной Истине принимать на себя ответственность за свой выбор. Джон Стейнбек в книге «На Восток от Эдема» пишет: «Никогда я не решался брать всю великую ответственность. Вот в этом разница между величием и заурядностью. И человеку заурядному приятно знать, что ничего, пожалуй, нет на свете сиротливей величия». Когда мы идем к Истине, первое, что нам открывается – наше несовершенство. Человек осознает, что он ничтожно мало знает, что познание бесконечно.
У заурядной личности такие мысли вызывают страх, человеку кажется, что на пути к Истине он стал хуже. На самом деле человек увидел себя в истинном свете. Величественная личность проходит это понимание спокойно и никак не злится на Истину. Она любит Истину, ведь на пути к ней она реализует своё жизненное предназначение. Затем она видит свою проблему и начинает ее решать. Великий человек уже не сворачивает со своего пути.
Философ Олег Рузов пишет: «Одним словом, если мы согласны с тем, что мы не совершенны и наполнены проблемами, значит первая и основная проблема уже решена. Если мы просто с этим согласны, полдела, полпути уже к Истине пройдено. Это уже очень много. Называется смиренный человек… Осталось просто не сворачивать в сторону. Именно это делает нас счастливыми. Путь к Истине очень легко опознать. Путь к Истине очень интересен. Он делает нас счастливыми… Если мы получаем знание, но не становимся счастливыми, что это значит? Это знание не истинно… Если мы изучаем философию и не становимся счастливыми, философия проблематична. Если мы следуем религии и не становимся счастливыми — значит, там тоже какая-то проблема. Всё очень просто».
Чем меньше в человеке эгоизма, тем больше в нем величия. Его больше уважают окружающие. Эйнштейн однажды написал Чарли Чаплину: — Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен во всём мире, и вы непременно станете великим человеком. На что Чаплин ответил: — Я вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы всё-таки стали великим человеком.
Человек, пропитанный гордыней, теряет своё величие. Для того чтобы ублажить одного генерала, Авраам Линкольн однажды издал приказ о передислокации некоторых полков. Стентон, министр обороны, будучи уверенным, что президент допустил серьёзную ошибку, отказался исполнять приказ. Вдобавок он ещё назвал Линкольна дураком. Когда Линкольну доложили об этом, он ответил: — Если Стентон говорит, что я дурак, значит, так оно и есть, ведь он почти всегда прав. Думаю, нужно поехать и поговорить с ним. Так он и сделал. Стентону удалось убедить главу государства, что принятое решение было ошибочным, и Линкольн быстро отменил свой приказ. Каждому было известно, что, помимо всего прочего, величие Линкольна заключалось в том, что он приветствовал критику.
Безудержное восхваление позорит величие. Однажды разговор зашёл о величии Тимура. Присутствующие говорили о его силе и могуществе и восхваляли его. Наконец городской правитель сказал: — Сколько бы ни было в этом мире повелителей, Тимур среди них — великан. Сидевший в сторонке и до тех пор молчавший Молла Насреддин вмешался в разговор: — Поменьше возносите его. Каким бы великаном он ни был, а всё-таки верблюд больше!
Величественная личность лишена позерства. Стефан Цвейг писал: «Пафос позы не служит признаком величия; тот, кто нуждается в позах, обманчив. Будьте осторожны с живописными людьми». Царь Соломон был очень богат. У него был великолепный трон, все тарелки царя были золотыми, а уж серебро в его дворце было столь же обычным, как камни в городе Иерусалиме. Торговцы постоянно приносили ему золото, серебро, слоновую кость, павлинов, мулов и другие богатства. Царь Соломон построил великолепный храм в честь Бога его отцов и всей нации. Но еще до строительства храма, пока строевой лес для него рос в виде кедровых деревьев в горах, Соломон увидел сон, в котором Бог предстал перед ним и сказал: ‘Проси все, что пожелаешь’.
Соломон ответил: «Мой отец Давид был справедливым и правдивым человеком, а теперь я унаследовал его трон. Велика лежащая предо мною работа. Я чувствую себя маленьким ребенком. Я не знаю, как выйти или войти… Я даже не знаю, как править народом, царем которого я являюсь. Поэтому хочу знания, чтобы отличать добро от зла». И Бог ответил: «Поскольку ты не попросил меня ни долгой жизни, ни богатств, а захотел знания и сердца, умеющего отличать справедливость от несправедливости, то дарую я тебе этот мудрый разум, так что никто не сможет превзойти тебя в понимании — и долгая жизнь и богатства тоже станут твоими».
Величие человека фиксируется в высоте его целей, его жизненных устремлений, в том, о чём он постоянно думает. Если человек думает только о деньгах и материальных благах, это, в конечном счете, приведет его к разочарованию. Если он ежедневно помнит о Боге, о том, что является вечной духовной сущностью, то есть думает о вечных ценностях, его сознание будет очищаться и возвышаться. Он становится на путь духовного развития. Великий человек – это человек, думающий о Боге и душе. Самая высокая цель человека – развивать свой разум, прочно встать на путь духовного роста, сделать всё, чтобы максимально приблизиться к Совершенству, к Абсолютной Истине – Богу.