в чем заключается установленное конституцией право граждан на труд

Статья 37 Конституции России

Текст Ст. 37 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Комментарий к Ст. 37 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья, развивая положенные в основу конституционного строя принципы социального государства, устанавливает базовые начала регулирования трудовых отношений.

Большинство прав и свобод человека в данной сфере включаются в категорию так называемых социально-экономических прав человека, которые не принадлежат ему от рождения, а приобретаются путем вступления в правоотношения по поводу использования своих способностей к труду, например, посредством заключения трудового договора.

Конкретный перечень социально-экономических прав гражданина формируется каждым государством самостоятельно, в индивидуальном порядке, на основе учета максимальных пределов имеющихся у него ресурсов (ч. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В этом смысле объем социально-экономических прав граждан экономически процветающих государств обычно превышает объем аналогичных прав в слаборазвитых либо развивающихся странах.

В частности в статье 37 Конституции РФ с поправками, закрепляется принцип свободы труда.

Данная норма воспроизведена в статье 2 Трудового кодекса РФ, согласно которой одним из принципов трудового законодательства является свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Требование о запрете принудительного труда, установленное частью 2 комментируемой статьи, конкретизировано статьей 4 Трудового кодекса России для всех граждан.

Принудительный труд определяется как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

Принудительный труд не включает в себя:

Часть 3 комментируемой статьи закрепляет одновременно несколько требований к регулированию трудовых отношений.

Право на труд в условиях безопасности и гигиены является основным правилом охраны труда, определяемой как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Эта система установлена разделом Х Трудового кодекса РФ и включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Далее, установлен запрет какой-либо дискриминации при выплате вознаграждения за труд. Оно может зависеть только от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Для подавляющего большинства представителей современной цивилизации труд является основным источником существования. В силу этого каждый способный трудиться человек должен иметь право на труд, и такое право ему действительно предоставлено ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, а гражданам нашей страны еще и ч. 3 ст. 37 Конституции.

Обладание конституционным правом на труд предоставляет каждому возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В свою очередь реализация данного права позволяет каждому удовлетворять постоянно существующую потребность в создании материальных предпосылок для своего нормального существования и всестороннего развития посредством зарабатываемых средств.

Юридическое содержание права на труд образует ряд правомочий, реализация которых обеспечивает человеку возможность избирать род трудовой деятельности, профессию или специальность, определять место приложения своего труда как в пределах, так и за пределами РФ и выбирать контрагента по трудовому договору (физическое или юридическое лицо, государственный или муниципальных орган и пр.).

В условиях рыночной экономики право на труд не является субъективным в том смысле, что оно не дополняется чьей-либо обязанностью предоставлять каждому конкретному лицу желательную для него работу.

Данный вывод подтверждается и Конституционным Судом, который в одной из сформулированных им правовых позиций отметил, что право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не предполагает обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности.

Отсюда следует, что Конституция предоставляет каждому не просто право зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, но и возможность реализовать это право в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Естественным правом каждого, кто использует свою рабочую силу на договорных началах в интересах другого лица, является право на вознаграждение за труд. В условиях рыночной экономики конкретный размер данного вознаграждения определяется прежде всего соглашением самих сторон трудового договора.

Практика свидетельствует о том, что разрешение данного конфликта интересов осуществляется, как правило, с позиции силы работодателя, у которого имеется экономическое преимущество, используемое им для минимизации оплаты труда работников, нередко вынужденных соглашаться на низкооплачиваемый труд ввиду реальности перспективы вообще остаться без какой-либо оплачиваемой работы.

Учитывая данное обстоятельство, ч. 3 ст. 37 конкретизирует право каждого на вознаграждение за труд запретом любой дискриминации в оплате труда работников и обязанностью работодателя оплачивать данный труд на уровне не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Такой запрет призван способствовать утверждению начал справедливости в отношениях по оплате труда.

Труд разной ценности, конечно, должен оплачиваться по-разному. В силу этого действующее законодательство допускает дифференциацию в оплате различных видов труда. Данная дифференциация допустима и в оплате труда одного вида, но исключительно в зависимости от квалификации работников, а также сложности, количества, качества и условий выполняемой ими работы (ч. 1 ст. 129 ТК).

Кроме того, не признается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч. 3 ст. 3 ТК).

Вместе с тем следует признавать дискриминацией в оплате труда ее дифференциацию, проводимую по любому из оснований, указных, наряду с ч. 2 ст. 19 Конституции, в ч. 2 ст. 3 ТК.

В силу этого не могут служить основанием для правомерной дифференциации в оплате труда работников срочность или бессрочность заключаемого с ними трудового договора, лояльность работников по отношению к органам или представителям работодателя, участие или неучастие в трудовых спорах, забастовках и другие подобные им обстоятельства, качества или свойства человека, дискриминирующие его в сфере вознаграждения за труд.

Часть 4 комментируемой статьи признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Для разрешения коллективных трудовых споров могут применяться согласительные процедуры. Кроме того, признается право на забастовку.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Забастовка, как временный добровольный отказ работников от выполнения своих трудовых обязанностей, представляет собой один из способов разрешения коллективных трудовых споров, который в качестве крайней меры применим только по инициативе работников в случаях, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо когда работодатель или представители работодателя уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения трудового спора или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную силу (ч. 2 ст. 409 ТК).

Решение об объявлении забастовки принимается общим собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного им на разрешение коллективного трудового спора (ч. 1 ст. 410 ТК).

Часть 5 комментируемой статьи содержит установления касательно времени отдыха и рабочего времени.

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Видами времени отдыха являются:

Поскольку трудовое законодательство отнесено к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, постольку субъекты Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, которыми могут вводиться более длительные периоды времени отдыха по сравнению с предусмотренными федеральным законодательством.

Аналогичным правомочием обладают в отношении увеличения продолжительности отдыха своих работников и конкретные работодатели, которые вправе принимать по этому поводу соответствующие локальные нормативные акты.

Источник

Конституционное право на труд и защиту от безработицы

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон) такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости.

Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Исходя из положений ч. 2 ст. 6 Закона, это правовое регулирование в полной мере распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан, в том числе признанных беженцами в Российской Федерации.

Законом определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Часть 2 статьи 3 Закона предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина после предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Таким образом, гарантии конституционного права на труд и социальную защиту от безработицы нашли свою конкретизацию в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и реализовываются органами службы занятости населения.

Источник

Конституционные принципы и права в сфере труда и их конкретизация в трудовом законодательстве России

Анализируются основополагающие принципы и права в сфере труда, установленные Конституцией Российской Федерации; исследуется вопрос их соответствия международным трудовым стандартам и Концепции достойного труда. Рассматриваются механизмы воплощения конституционных принципов в трудовом законодательстве России, а также проблема соответствия норм Трудового кодекса РФ конституционным принципам и правам в свете последних изменений трудового законодательства. Делается вывод о наличии негативных тенденций к отступлению от практики централизованного установления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Ключевые слова: принцип свободы труда, запрет принудительного труда, охрана труда, содействие занятости, право на вознаграждение за труд, право на отдых, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

The constitutional principles and rights at work and their specification in the labour legislation of Russia

The author analyzes the fundamental principles and rights at work established in the Constitution of the Russian Federation, investigates the issue of their compliance with international labour standards and the Concept of decent work. The mechanisms of stipulating the constitutional principles in the labour legislation of Russia, as well as the challenge of compliance of the Labour Code of the RF with the constitutional principles and rights in the context of recent changes in the labour legislation are revealed. The author asserts that there is a negative trend of deviation from the centralized establishment of guarantees and compensation to employees who work in harmful and arduous conditions.

Key words: principle of freedom of labour, prohibited forced labour, labour protection, promotion of employment, right to remuneration for work, right to rest, right to individual and collective labour disputes.

Конституция Российской Федерации, занимая главенствующее место среди источников трудового права, провозглашает основные принципы и права в сфере труда.

Конституционные основы трудового права составляют нормы ст. 2, 7 и 37 Конституции России. Статья 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Именно социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), предопределяет необходимость создания системы прав и гарантий в сфере труда и социального обеспечения. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, учреждаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п. 2 ст. 7).

Сайт МОТ: URL: http://www.ilo.org/global/resources/WCMS_100193/lang—en/index.htm.

В соответствии с Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (принята в Женеве 18 июня 1998 г.) таковыми объявлены:

Чрезвычайно важным представляется их закрепление на уровне Основного Закона страны. Нормы, устанавливающие базисные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, предваряют перечень конституционных прав граждан в сфере труда.

Равенство прав и возможностей работников на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование включены в перечень основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ). Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией как установление различий, исключений, предпочтений, так и ограничение прав работников, которые либо определены свойственными данному виду труда требованиями, введенными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Трудовой кодекс РФ не только содержит общий запрет дискриминации, но и устанавливает специальное правило применительно к оплате труда: запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132). Среди основных обязанностей работодателя значится обязанность «обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности» (абз. 6 ч. 2 ст. 22).

Важно, что ТК РФ не только запрещает дискриминацию, но и указывает конкретные способы защиты прав и законных интересов индивида. Согласно ч. 4 ст. 3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Такая позиция была высказана в Определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 378-О-П об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации (Вестн. Конституционного Суда РФ. 2007. N 6).
Арановский К., Князев С., Хохлов Е. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4. С. 62.

Таким образом, следует признать, что Конституция провозглашает не право на труд как на гарантированную государством занятость, а право на безопасные условия труда. В ст. 2 ТК РФ на уровне основополагающего принципа закреплено, что условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, являются составной частью права каждого работника на справедливые условия труда. Право на охрану труда подробно и обстоятельно раскрывается в разд. X ТК РФ («Охрана труда»), в частности в гл. 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда». Напомним, что безопасные условия труда выступают ключевым элементом понятия «достойный труд», его неотъемлемой частью. В связи с этим МОТ в 2001 г. разработала Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001, призванное помочь государствам включить охрану труда и социальный диалог в общую систему управления. Рекомендации МОТ предполагают создание национальной рамочной структуры для систем управления охраной труда, предпочтительно закрепленной в национальных законах и нормативных актах.

Приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 г. N 169-ст // СПС «КонсультантПлюс».
Конвенция ратифицирована ФЗ от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ.

Заметим, что обеспечение безопасных условий труда осуществляется не только средствами трудового законодательства, но и законами, отвечающими за промышленную безопасность. Так, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в новой редакции ФЗ от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ устанавливает обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности, создавать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.

Несмотря на то что законодатель для реализации рассмотренных норм установил некоторые «препятствия» (отступление от законодательных правил возможно только при наличии соответствующих допущений в социально-партнерских соглашениях и с письменного согласия работников), на наш взгляд, указанные новеллы негативным образом скажутся на состоянии института охраны труда. Из практики может исчезнуть так называемая защита временем, которая обеспечивает уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их воздействия при помощи сокращения рабочего дня, увеличения продолжительности отпуска, ограничения стажа работы в данных условиях.

Государственные гарантии в реализации права граждан на труд устанавливаются в ст. 12 Закона о занятости населения. В соответствии с ней гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: Учеб. М., 2013. С. 378.
Ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII.
Ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ.

Конституционное право на вознаграждение за труд сопровождается двумя гарантиями: запретом дискриминации и установлением минимального размера оплаты труда (п. 3 ст. 37). В ТК РФ вознаграждение за труд регламентируется гл. 21 «Заработная плата». Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, делающую возможным достойное существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, относится к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений (абз. 7 ч. 1 ст. 2 ТК РФ). Установление работнику справедливой заработной платы, как того требует ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантируется в первую очередь положениями ТК РФ, закрепляющими государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130), а также нормами, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абз. 6 ч. 2 ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ч. 1 ст. 132). Трудовое законодательство закрепляет систему юридических средств, гарантирующих работнику своевременную выплату заработной платы, устанавливая порядок, место и сроки ее выплаты (ст. 136 ТК РФ), а также ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты (ст. 142 ТК РФ).

С 1 января 2015 г. МРОТ составляет 5965 руб., тогда как установленный Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2014 г. N 1321 прожиточный минимум трудоспособного человека в III квартале 2014 г. равнялся 8731 руб.

Определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2011 г. N 52-В11-1 19.06.2012 // СПС «КонсультантПлюс».
Рос. газ. 2013. 30 дек.

Конституционное право на отдых, провозглашенное в п. 5 ст. 37, сопровождается гарантиями, установленными только для лиц, работающих по трудовому договору. В качестве гарантий реализации права на отдых согласно Конституции выступают: ограничение государством продолжительности рабочего времени, установление федеральным законом выходных и праздничных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска. Таким образом, право на отдых обеспечивают два института трудового права: институт рабочего времени (разд. IV ТК РФ) и институт времени отдыха (разд. V ТК РФ).

В ч. 1 ст. 92 ТК РФ по-новому уточняется правило о сокращенном рабочем времени: для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, продолжительность рабочего времени составляет не более 36 ч в неделю. Однако согласно ч. 2 ст. 92 ТК РФ (в новой редакции) продолжительность рабочего времени конкретного работника теперь устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. Более того, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, сокращенная в связи с вредными или опасными условиями труда продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 ч в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые определены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами. Таким образом, совершен очередной переход от централизованного установления гарантий трудовых прав работников к договорному способу регулирования условий труда, что вряд ли является прогрессом в развитии трудового законодательства (особенно с учетом того, что Конституция называет в качестве правового источника, устанавливающего продолжительность рабочего времени, федеральный закон, а не договор).

Аналогичным изменениям подвергся и институт времени отдыха. Выходные и праздничные дни (ст. 111, 112 ТК РФ), а также продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, включая удлиненный (ст. 115 ТК РФ), и некоторых дополнительных отпусков (ст. 116 ТК РФ) по-прежнему устанавливаются на уровне федерального закона, а вот подход законодателя к отпускам за работу с вредными и опасными условиями труда изменился. Согласно ст. 117 ТК РФ (в ред. ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам их специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого таким работникам, составляет семь календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые определены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что, закрепляя механизм разрешения индивидуальных трудовых споров, федеральный законодатель в силу требований ст. 1, 2, 7 и 37 Конституции РФ должен обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении (Постановления от 15 марта 2005 г. N 3-П, от 25 мая 2010 г. N 11-П, Определение от 16 декабря 2010 г. N 1650-О-О). С учетом не только экономической, но и организационной зависимости работника от работодателя предусматриваются гарантии защиты трудовых прав работника при рассмотрении трудовых споров: освобождение работника от расходов на обращение в органы по рассмотрению трудовых споров и от судебных расходов (ст. 393 ТК РФ); возложение в большинстве случаев бремени доказывания на работодателя (п. п. 17, 21, 23, 24, 28, 31, 34, 38, 40, 42, 43, 54 и другие пункты Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» ); немедленное исполнение решений суда по спорам о восстановлении на работе, о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев (ст. 396 ТК РФ, ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФ); ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных работнику по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры (ст. 397 ТК РФ). Одна из последних новелл ТК РФ (ч. 3 ст. 19.1) устанавливает правило, которое также можно считать дополнительной гарантией защиты прав работника: «Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений».

Бюл. Верховного Суда РФ. 2004. N 6.
Введена ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.

С учетом того, что основными задачами трудового законодательства ст. 1 ТК РФ объявляет создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, приходим к выводу, что правовое регулирование в сфере труда нацелено на установление баланса соответствующих конституционных прав и свобод, необходимого для гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве.

Список литературы

Арановский К., Князев С., Хохлов Е. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4.

Бугров Л.Ю. Трудовой договор в России и за рубежом: Моногр. Пермь, 2013.

Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: Учеб. М., 2013.

Ершова Е.А. Сущность, источники и форма трудового права в Российской Федерации: Моногр. М., 2008.

Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982.

Лютов Н.Л. Эффективность норм международного трудового права: Моногр. М., 2014.

Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: Справ. пособие. М., 2007.

О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 // Бюл. Верховного Суда РФ. 2004. N 6.

Определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2011 г. N 52-В11-1 19.06.2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 378-О-П об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2007. N 6.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г N 3-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 года N 19-П по делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2000. N 1.

Приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 г. N 169-ст // СПС «КонсультантПлюс».

Сайт МОТ: URL: http://www.ilo.org/global/resources/WCMS_100193/lang—en/index.htm.

References

Aranovskij K., Knyazev S., Xoxlov E. O pravax cheloveka i social’nyx pravax // Sravnitel’noe konstitucionnoe obozrenie. 2012. N 4.

Bugrov L.Yu. Trudovoj dogovor v Rossii i za rubezhom: Monogr. Perm’, 2013.

Ershova E.A. Sushhnost’, istochniki i forma trudovogo prava v Rossijskoj Federacii: Monogr. M., 2008.

Gusov K.N., Lyutov N.L. Mezhdunarodnoe trudovoe pravo: Ucheb. M., 2013.

Ivanov S.A., Livshic R.Z. Lichnost’ v sovetskom trudovom prave. M., 1982.

Lyutov N.L. Ehffektivnost’ norm mezhdunarodnogo trudovogo prava: Monogr. M., 2014.

Mezhdunarodnaya organizaciya truda: konvencii, dokumenty, materialy: Sprav. posobie. M., 2007.

O primenenii sudami Rossijskoj Federacii Trudovogo kodeksa Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda RF ot 17 marta 2004 g. N 2 // Byul. Verxovnogo Suda RF. 2004. N 6.

Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 15 maya 2007 g. N 378-O-P ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zaprosa Amurskogo gorodskogo suda Xabarovskogo kraya o proverke konstitucionnosti polozheniya stat’i 59 Trudovogo kodeksa Rossijskoj Federacii // Vestn. Konstitucionnogo Suda RF. 2007. N 6.

Opredelenie Verxovnogo Suda RF ot 24 iyunya 2011 g. N 52-V11-1 19.06.2012 // SPS «Konsul’tantPlyus».

Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 15 marta 2005 g. N 3-P po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij punkta 2 stat’i 278 i stat’i 279 Trudovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i abzaca vtorogo punkta 4 stat’i 69 Federal’nogo zakona «Ob akcionernyx obshhestvax» v svyazi s zaprosami Volxovskogo gorodskogo suda Leningradskoj oblasti, Oktyabr’skogo rajonnogo suda goroda Stavropolya i zhalobami ryada grazhdan // Vestn. Konstitucionnogo Suda RF. 2005. N 3.

Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27 dekabrya 1999 goda N 19-P po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij punkta 3 stat’i 20 Federal’nogo zakona «O vysshem i poslevuzovskom professional’nom obrazovanii» v svyazi s zhalobami grazhdan V.P. Malkova i Yu.A. Antropova, a takzhe zaprosom Vaxitovskogo rajonnogo suda goroda Kazani // Vestn. Konstitucionnogo Suda RF. 2000. N 1.

Prikaz Rostexregulirovaniya ot 10 iyulya 2007 g. N 169-st // SPS «Konsul’tantPlyus».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *