в чем заключается уникальность библиотеки
В России открывают библиотеки нового типа. Посмотрите, как они выглядят
С 2019 года в рамках национального проекта «Культура» по всей России проходит масштабная модернизация библиотек. Мы выяснили, как они меняются после обновления и что могут предложить читателям в новом формате.
В цифровом мире традиционные функции библиотек отходят на второй план. Чтобы оставаться востребованными в ситуации, где почти любая книга доступна в электронном виде, библиотеки все чаще берут на себя роль «третьего места» — неформального городского пространства, где люди проводят свободное время.
С учетом этого в России с 2019 года в рамках национального проекта «Культура» началась трансформация библиотечных учреждений по всей стране, от Крайнего Севера до южных регионов. В 2019 году масштабы проекта позволили модернизировать 134 библиотек в 44 российских регионах; на это было выделено 1,1 млрд рублей, большая часть из которых (860 млн р.) — средства федерального бюджета. В 2020 году запланирована модернизация еще 110 муниципальных библиотек из 52 регионов.
При модернизации библиотеки меняется как ее интерьер, так и формат общения между читателями и сотрудниками. Новый дизайн подчинен методическим рекомендациям и модельному стандарту, но жесткого шаблона для изменений при этом нет — каждый регион самостоятельно выбирает новую концепцию, и при ее создании учитывается местная специфика и колорит.
Новый формат активно используют в сельских поселениях и деревнях — именно на них приходится около 70% российских библиотек. Зачастую в глубинке это основной источник качественной информации и заодно важный общественный центр. При этом первые результаты проекта проявились практически сразу же: так, за январь–февраль 2020 года в библиотеки пришло на 29,13% больше людей, чем в аналогичный период прошлого года. В отдельных случаях эти цифры еще выше: в библиотеке № 34 в Челябинской области рост посещаемости составил 545%, в Янишпольской сельской библиотеке в Республике Карелия — 325%, а в Дондуковской модельной сельской библиотеке № 4 — на 130%.
Рассказываем, что представляют собой сейчас модельные библиотеки в разных регионах России.
В чем заключается уникальность библиотеки
Подъем библиотечного движения наметился и в России. В 2014 году Министерство культуры утвердило «Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек», согласно которому библиотека — это площадка для получения новых знаний, публичного обсуждения информации, проведения мероприятий, получения социально-значимых услуг.
Также Министерство культуры развивает проект «Библиотека нового поколения», призванный тиражировать лучшие практики в среде специалистов, в том числе лучшие образцы дизайна. Пилотные проекты, прошедшие редизайн, показывают, что смена акцентов в деятельности и обновление физической среды иногда приводят к увеличению посещаемости. Новые проекты содержат больше площади для посетителей, тематические зоны. Библиотеки избавляются от пыльных полок, меняют облик, расширяют функционал, становятся дружелюбными, комфортными и открытыми центрами для локальных сообществ, третьим местом, в котором люди стремятся проводить время.
На этом фоне удручает положение библиотек, находящихся под ведомством Минпросвещения. Волна оживления будто бы проходит мимо тысяч школьных библиотек, в которых функция учета и выдачи книг остается ведущей, а пространство занимают стеллажи со стройными рядами сочинений классиков.
Понимаем: существует острая проблема недофинансирования… Но главная проблема, кажется, заключается все-таки не в этом. Многие школьные библиотекари и директора затрудняются ответить на вопросы: «Зачем вашей школе нужна библиотека в цифровую эпоху?», «Почему сегодня, когда знание доступно через экран мобильного устройства, дети должны прийти сюда, а не в кафе поблизости?».
Некоторые библиотеки сосланы на периферию жизни — в полуподвальные помещения, дальние углы последних этажей. Их квадратные метры решили использовать для чего-то якобы более важного и осмысленного. Во вновь возводимых зданиях норматив площади библиотеки рассчитывается как 0,6 м 2 на обучающегося. В итоге огромные гулкие площади пустуют и простаивают.
Как дизайнеры и проектировщики образовательных систем мы убеждены, что это недоразумение. Библиотека может и должна быть одним из смысловых центров школы, точкой притяжения, перекрестком образовательных маршрутов, пространством, которое подталкивает к саморазвитию и живому общению, а не навевает смертную тоску.
Мы предлагаем пять ответов на вопрос о том, что делает школьную библиотеку уникальной и востребованной в современном мире.
1. Школьная библиотека дает детям бесплатный доступ к платным ресурсам. И речь идет не только о книгах, учебниках, журналах и интернете, но и о лицензионном программном обеспечении, оборудовании для создания контента и работе над проектами.
2. В школьной библиотеке заниматься принципиально удобнее, чем дома или где-либо еще. Но для этого необходимо создать качественную среду: продумать образовательные сценарии использования и подобрать удобную мебель и оборудование. Грамотно зонировать пространство, обеспечить освещение, акустический комфорт, хорошую вентиляцию.
3. Школьная библиотека реализует программы в области поддержки и продвижения чтения за рамками учебного плана. Для этого существуют сотни форматов: встречи с писателями, съемка буктрейлеров, буккроссинг, тематические недели, квесты по произведениям, литературный киноклуб, индивидуальные программы чтения. Умение организовывать подобные мероприятия делает библиотекаря-педагога уникальным специалистом.
4. Только специалисты школьной библиотеки целенаправленно занимаются развитием информационной грамотности. Они аккумулируют технологии и тренды и транслируют их ученикам и работникам школы. Библиотека выступает как ресурсный центр развития информационных образовательных технологий.
5. И конечно, библиотека помогает детям встречаться с книгой как с культурным феноменом. Ведь книга не сводится к тексту, а включает в себя долгую традицию печати, типографики, иллюстрации, дизайна. Где и когда еще в школе можно уделить должное внимание этому миру, полному чудес и открытий?
Для многих школ помещение библиотеки является фактически единственным пространством, которое при дефиците учебных площадей остается многофункциональным и трансформируемым. А значит школьная библиотека способна стать полигоном по развитию универсальных навыков и метапредметных компетенций: умения эффективно общаться и точно доносить свою мысль, сотрудничать и договариваться, критически мыслить, решать сложные проблемы, придумывать что-то новое.
Для этого необходимо предусмотреть в библиотеке место для индивидуальной работы с информацией, лекций, творческой, проектной и исследовательской деятельности, спокойного (а иногда и активного) отдыха. Для уроков, дебатов, дистанционного и смешанного обучения, тренингов, мастер-классов, хакатонов, стендовых конференций, управленческих и интеллектуальных поединков, настольных игр, киноклубов, чтения вслух, самоуправления.
Можно предложить множество сценариев деятельности, для которых библиотека подойдет отлично. Поскольку сегодня дети не только потребляют, но и производят контент, в библиотеке также целесообразно предусмотреть место для медиалаборатории и школьного издательства: разместить компьютер с необходимым софтом, камеру, микрофон, свет, хромакей, полиграфическое оборудование.
Так руководство Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений предлагает включать в пространство библиотек зоны для следующих целей:
Таким образом, сотрудники школьных библиотек перестают заниматься только выдачей и учетом книг. Фактически они становятся кураторами, задачи которых лежат в следующих областях:
При проектировании библиотечной среды необходимо помнить о принципах педагогического дизайна и человекоцентрированного подхода. Мы сформулировали их следующим образом.
Проактивность. Библиотека не ограничивается ответом на «входящий» запрос, а дает ответ с приращением, показывает детям интересное в неизвестном. Библиотека может предлагать свою повестку, и это делает ее круче Google и Яндекс, так как интернет-поисковики (пока) отвечают строго в рамках пользовательского запроса.
Доступность. Библиотека доступна в любое время работы образовательной организации. Каждый имеет право занять в ней свое место, если оно не было кем-то заранее забронировано. Школа даже может сделать ресурсы библиотеки доступными не только ученикам, но и их родителям. Всегда, когда это возможно, соблюдаются требования универсального дизайна.
Открытость. Библиотека выходит за границы своих помещений, разбрасывая по территории школы «якоря»: объявления, QR-коды, интерактивные квесты, пункты буккроссинга и др. Все это информирует пользователей о доступных ресурсах. и вовлекает новых пользователей. Для поддержания живой и актуальной повестки выстраивается сеть внешних партнеров — авторов, творцов, «интересных личностей», носителей уникальных знаний и технологий.
Безопасность. Пространство библиотеки организуется таким образом, чтобы минимизировать риски случайных травм, буллинга, кражи и вандализма. Вредоносный контент фильтруется — в разумных пределах. Посетитель библиотеки должен чувствовать себя комфортно и безопасно.
Ясность. Каждому легко познакомиться с понятными правилами работы и пребывания в библиотеке. Очевидная навигация и информативная рубрикация.
Подталкивание. Среда библиотеки и деятельность ее сотрудников направлены на поддержку культуры саморазвития и академических достижений («Ты это можешь!», «Ты можешь лучше!», «А давай-ка еще вот это посмотрим…»).
Все это стоит приправить «педагогическим рок-н-роллом», свободой творчества, принятием индивидуальности и доверием к детскому самовыражению.
РЕЗЮМЕ
Вышеизложенное — авторский взгляд на проблему. Мы верим, что библиотеки могут быть разными. Модель их деятельности определяется видением, которое вместе с детьми должна сформулировать администрация школы. Если для совместной работы или творческого досуга людей нужен прямой доступ к информации, удобная среда и кураторская поддержка, то речь идет о библиотеке. Школьная библиотека — это квинтэссенция школы, это Центр образовательных ресурсов, коворкинг, IT-полигон, медиалаборатория. Сложно выдумать образовательный сценарий, который не может быть реализован в стенах хорошо продуманной библиотеки. Понимая это, мы хотим, чтобы и другие разглядели спящий потенциал библиотек — поэтому и возник этот текст. Будем рады дискуссии, ведь место и роль школьной библиотеки достойны самого широкого обсуждения.
Современная библиотека: для чего она вам нужна?
«Как пройти в библиотеку?» Еще недавно нам могло показаться, что этот вопрос в современном мире потерял актуальность. Но даже в цифровую эпоху библиотеку остаются востребованными, потому что стараются идти в ногу со временем. А вы знаете, что может предложить вам современная библиотека? Если нет – эта статья для вас!
Просто почитать
Что нужно, чтобы записаться в библиотеку? Совсем немногое – всего лишь, документ, подтверждающий личность (например, паспорт). Дети младше 14 лет записываются в библиотеку в присутствии законного представителя (родителей, опекунов), по их документам.
Это интересно: взрослый человек при желании может записаться в детскую библиотеку, а ребенок – во взрослую, жесткого разграничения по возрасту нет. Но, конечно, нужно учитывать, что фонды библиотеку подбираются с учетом специфики профиля их работы, и ожидать, что в детской найдутся собрания трудов немецких философов не стоит.
Важно! Регистрация по месту жительства может потребоваться в том случае, если вы хотите брать книги на дом. Например, такие правила действуют в Москве. В этом случае вы получаете на руки читательский билет, он служит пропусков в библиотеку, по нему выдают и принимают книги. Кстати, в Москве в качестве билета может выступать карта москвича или карта жителя Московской области.
Как поступить, если нет регистрации? В этом случае вы получите разовый пропуск. Он дает право пользоваться всеми услугами библиотеки, но забирать книги домой не позволят.
Если вы потеряли читательский билет
Что можно делать в библиотеке?
Современная библиотека старается предложить своим читателям целый спектр услуг, которые будут полезны как для учебы или работы, так и для досуга. Вот неполный перечень того, что еще предлагают библиотеки:
Как пользоваться цифровыми библиотеками?
При получении читательского билета вы также получаете пароль для авторизации в системе. Необходимо войти в систему «Литрес: Библиотека», пройти авторизацию на сайте. Пользоваться архивом можно при помощи компьютера или гаджета с любой из популярных систем (Android, iOS, Windows).
Кстати! У вас есть возможность получить доступ к оцифрованным книгам, изданным до 1945 года. Электронные копии находятся в электронном фонде Центральной библиотеки имени Н. А. Некрасова, среди них – уникальные издания с середины XVI века, журналы и газеты.
Какие еще активности предлагают библиотеки?
Библиотеки регулярно устраивают или участвуют в различных акциях и проектах, которые призваны прямо или косвенно повысить интерес к чтению и использованию услуг библиотек в целом.
Важно! Воспользоваться дополнительными услугами можно без записи в саму библиотеку. Документ, удостоверяющий личность, тоже не нужен. Но некоторые из таких услуг являются платными – например, большинство лекций.
Для серьезной работы
Тем, кому нужно воспользоваться специализированными, архивными, узкопрофильными изданиями, стоит обращаться в определенные библиотеки. Название, адрес и режим работы библиотеки, соответствующей вашим запросам, можно найти в интернете. Также зачастую для подобной работы требуется воспользоваться архивами. В Москве, например, действуют три читальных зала центрального архива. Чтобы воспользоваться их услугами, паспорта недостаточно, нужны следующие документы:
Тем, кто планирует работать с научно-техническими документами, требуется подготовить заявление, документ, подтверждающий полномочия на такую работу, документ, подтверждающий право на работу с документами.
Все подробности можно уточнить по телефону в том архиве, которым вы решите воспользоваться.
В итоге
Какими должны быть новые библиотеки
В современном мире, казалось бы, не осталось места библиотекам. По крайней мере, старым, в которые нужно ходить за книжками или сидеть в читальном зале, переписывая содержимое заумного тома для реферата или диплома. На смену всему этому пришли интернет и телефонные книжки – библиотека переместились буквально к нам в карман.
Поэтому старые пыльные учреждения с тысячами никому не нужных книжных полок постепенно уходят в прошлое. Но им на смену идут библиотеки новые – призванные объединить интерес людей к книгам и знаниям с распространением технологий и изменением темпа городской жизни. Новые библиотеки – это общественные пространства для встреч с друзьями и коллегами, кофейни, источники новых (и не только книжных) знаний. Наконец, новые библиотеки – это вызов архитекторам.
Давайте посмотрим, что представляют собой новые городские библиотеки.
Общественная библиотека в Тяньцзине
В китайском городе Тяньцзине, недалеко от Пекина, в прошлом году открыли новую библиотеку, ставшую частью нового культурного района. А в центре её главного зала находится шар, превращающийся, при взгляде с улицы, в человеческий глаз! Фасад пятиэтажного здания выстроен в шахматном порядке, превращая его стеклянную часть в подобие глазницы, а шар – в зрачок.
Почитать можно в пространствах между книжных полок или сидя прямо на них. Архитектор Вини Маас из спроектировавшего здание голландского бюро MVRDV описывает это пространство как «практически пещеру, бесконечную книжную полку». «Углы и изогнутые линии стимулирует разное использование здания: для чтения, ходьбы, встреч и обсуждений. Вместе они формируют «глаз» здания: то есть видеть и быть видимым».
От первого эскиза до открытия библиотеки прошло всего три года, поэтому не все идеи архитекторов удалось воплотить в жизнь. Например, полки в верхней части атриума сейчас недоступны и на них нет книг – они нарисованы. Но MVRDV надеется, что в будущем это удастся исправить.
Но этот зал – не вся библиотека. К нему примыкают учебные заведения, а в подвале находится книгохранилище. На первых этажах разместились читальные залы и лаунжы, в том числе для детей и пожилых, верхние этажи отданы под офисы и конференц-румы, а на крышу выходят две террасы. С другими зданиями нового выставочного центра библиотека соединена переходом со стеклянным навесом.
Модельная библиотека вдохновляет: восемь удачных идей
Глобализация и модернизация не обходит стороной библиотеки. Появляется новый формат такого учреждения — модельная библиотека.
По нацпроекту «Культура» до 2024 г. планируется преобразовать 660 библиотек: из обычных муниципальных в необычные модельные. Каждая из них — с высокой миссией и уникальным дизайном, реализации которого способствуют средства из федерального и муниципального бюджетов.
На выигранные гранты будущие модельные библиотеки не только проводят косметический ремонт и пополняют книжные фонды, но и закупают роботов-библиотекарей, создают на базе учреждения кружки для лингвистов и блогеров, открывают арт-кафе и музыкальные гостиные.
О том, как присоединиться к их числу и превратить родную библиотеку в нечто большее, а также о том, какие идеи можно реализовать с минимальным бюджетом в своей библиотеке, читайте в статье ЛаЛаЛани.
Первые модельные библиотеки появились в 2019 г. Тогда был запущен федеральный проект «Культурная среда» в рамках нацпроекта «Культура».
Согласно проекту, с 2019 по 2024 гг. за счет средств федерального и регионального бюджетов ежегодно будут создаваться 110 модельных муниципальных библиотек: 80 муниципальных и 30 центральных муниципальных. Кроме того, в нынешнем и прошлом году были набраны дополнительные участники сверх квоты. В результате сейчас модернизировано (и еще модернизируется) 244 библиотеки.
Конечно, реализация проекта не идеальна: уже много сказано об инертности и неповоротливости проектных офисов и федеральных и муниципальных властей, о хищении средств и проблемах с подрядчиками. Однако тем ценнее примеры успешной реализации замысла сотрудников библиотеки.
Помещения модернизированных библиотек оформлены в соответствии с современными дизайн-проектами: в эко-стиле, в тематике «Гарри Поттера» или космического пространства, с ориентацией на народные мотивы региона или в стилистике лофта.
Во многих из них появились отдельные детские и подростковые зоны, а библиотечная мебель подобрана с учетом возрастных особенностей детей: разноуровневые и мобильные стеллажи в виде книжных домиков, стеллажи для игрушек и напольные сиденья-пуфики. Для удобства посетителей установлены шкафы-локеры для личных вещей с электронным замком, для реализации задуманных планов во время культурных
мероприятий — трансформирующиеся столики-картины и откидные экраны.
Модельные библиотеки получают современное техническое оснащение: электронные читальные залы, богатый фонд электронных и аудиокниг, бесплатное подключение к фондам Национальной электронной библиотеки. Кроме того, фонды учреждений постепенно оснащают системой автоматизации с помощью RFID-технологии: каждая книга получает RFID-метку, благодаря чему читатель оформляет ее выдачу через станцию самообслуживания.
Во всех библиотеках-участницах проекта появились компьютеры, фотоаппараты, проекторы, очки виртуальной реальности и даже синтезаторы.
Для читателей с ОВЗ в модернизированных библиотеках расширены дверные проемы, установлены удобные двери, пандус и поручни, специально переоборудован санузел. Для читателей с проблемами со зрением в большинстве библиотек установлены стационарные видеоувеличители.
Примеры модельных библиотек
Перечисленные характеристики модельных библиотек могут вызвать недоверие: все это звучит слишком фантастически. Однако примеров успешного воплощения замысла от библиотек-конкурсантов уже немало. ЛаЛаЛань хотела бы поделиться с вами некоторыми реализованными идеями по созданию модельной библиотеки, которые могут послужить вдохновением для будущих участников проекта и библиотек, которые по разным причинам не могут принять участие.
Принять участие в конкурсе
В приведенных примерах библиотека трансформировалась в досуговый центр с ориентацией на образовательную, культурно-просветительскую, развлекательную миссию. Подобные метаморфозы могут коснуться любой библиотеки-участницы.
Присоединиться к проекту модернизации может любая муниципальная библиотека. Отбор участников проекта «Культурная среда» проводится на конкурсной основе. Сроки подачи документов на следующий год — март-апрель нынешнего года. Результаты подводятся в августе-сентябре.
Заявки подает проектный офис субъекта РФ, который в дальнейшем координирует работу по выполнению проекта. Он же отбирает муниципальные библиотеки для участия в конкурсе.
Собранный пакет документов вместе с заявкой в печатном виде направляется в Минкультуры РФ. В результате конкурсного отбора из средств федерального бюджета выделяется по 5 млн рублей для 80 муниципальных библиотек и по 10 млн рублей для 30 центральных районных и городских библиотек. Кроме того, библиотеки могут рассчитывать и на дополнительные средства из бюджета субъекта.
Например, 21 августа в городе Губинском Ямало-Ненецкого автономного округа открылась модельная библиотека, получившая 10 млн рублей из федеральных средств и более 21 млн рублей из муниципального и окружного бюджетов.
Подробнее ознакомиться с правилами участия в конкурсе можно на сайте и в группе Facebook.
ЛаЛаЛань искренне советует всем желающим муниципальным библиотекам перейти по ссылкам и найти больше информации, а также поучаствовать в проекте модернизации.