в чем заключается умение говорить
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
«Умение говорить – это визитная карточка человека»
Публикации из раздела «Ораторское искусство»
Бесплатные уроки.
Как подготовить и провести
успешную презентацию
«Умение говорить – это визитная карточка человека»
«Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру»
«Заговори, чтобы я увидел тебя»
Значение ораторского мастерства очень велико, в построении взаимоотношений с людьми в обществе, в семье, в кругу друзей, в школе, в университете, на работе и в карьере. Еще Наполеон говорил: «Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру». Как сказано в знаменитой поговорке человека встречают по одежке, а провожают по уму. А основной инструмент, которым человек демонстрирует свой ум, естественно является его речь. Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.
Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя».
Важность умения говорить само по себе не нуждается в доказательствах. Но как бы это, ни было странно, многие люди стесняются, и даже я бы сказал, боятся говорить перед обществом.
У всех людей имеются какие-либо страхи и фобии. Эти фобии рождают в людях различные стрессы и комплексы.
Психологи провели исследование на тему: «чего боятся люди больше всего?» и пришли к интересному открытию. Исследование, проводимое среди людей на тему их страхов, привело к неожиданным результатам. Людям, участвующим в исследовании был дан список. В этом списке были указаны множество факторов, вызывающих страх. Начиная от страха смерти и до боязни мышей; от страха высоты и до боязни пауков., от боязни высоты до боязни закрытого помещения.
Как и ожидалось, 1-е место занял страх перед смертью и это естественно. Второе место среди страхов, как бы это ни было странно, и неожиданно занял страх перед аудиторией, страх выступления перед группой людей.
И вправду с увеличением количества аудитории, человек начинает терять полученные с детства навыки общения. Его бросает то в дрожь, то в жар, он начинает запинаться, колени начинают трястись, а руки, которые ему все время помогали, начинают ему мешать. Человек готов сделать все, но только не выступить перед аудиторией. Некоторые пытаются побороть этот страх своими силами. Существует множество книг и статей, которые пытаются передать методы по избавлению от этого страха. Но также как и плавание, трудно и невозможно изучить по книгам, так и снять этот страх только чтением книг и статей, посвященных избавлению от фобий и страхов очень сложно.
Возникает словно замкнутый круг. Ничего невозможно изменить считают пессимисты и детерминисты.
И что же тогда делать? Действительно ли все так плохо. Каким же образом избавиться от этого страха?
На самом деле в гносеологии этого страха стоят и психологические и физиологические факторы. Среди психологических факторов основным является вера в себя. С точки зрения развития человека у этого фактора очень большое влияние. Так, в одной из знаменитых транснациональных компаний, владельцы компании наблюдали очень вялое, пассивное отношение к работе со стороны некоторых работников. Речь шла вовсе не о том, что эти работники плохо работали, наоборот эта группа работников вовремя приходила на работу и полностью выполняла возложенные на них обязанности. Но была и другая группа людей, которая помимо того, что выполняла свои обязанности, была также креативной, у нее был очень творческий подход к работе. Владельцы компании пригласили группу ученых состоящих из психологов и социологов и дали им задание выяснить: «почему большинство сотрудников компании не креативны, а с другой стороны только небольшая группа людей являются креативными. Интересно, почему работники делятся на 2 группы? Какие факторы оказывают на это влияние? Причина в разнице заработной платы, или какой-то региональный фактор, или статус в семье, или знание языков и т.д.? Ученые проводят масштабное изучение и стараются оценить каждый фактор и причину. И наконец, приходят к очень неожиданному результату – представьте разница в креативных и некреативных людях в том, что в отличие от некреативных людей, креативные верят в то, что они креативны. Только один этот фактор достаточен, чтобы человек стал креативным. На следующем этапе исследования владельцы компании пожелали у ученых сделать 10 некреативных работников – креативными. Ученые также с легкостью справились и с этим заданием. Таким образом, для группы из 10человек проводится тренинг, их вера в свои возможности восстанавливается и наконец, эти 10 человек превращаются в креативных.
Этот эксперимент также открыто заявляет о силе веры в свои возможности. В одном из американских университетов был проведен следующий эксперимент. Был создан специальный класс и для учителей этого класса, было объявлено, что они являются лучшими в штате. И что ученики этого класса также являются избранными. Через год должна была быть проверена успеваемость этих учеников. Таким образом, проходит год, и ученики сдают экзамен. Их оценки оказываются достаточно высокими. Ученые, проводившие экзамен в конце снова собирают этих учителей и раскрывают им интересный факт, что они вовсе не являлись лучшими в штате, что все они были выбраны случайно. И что ученики этого класса также не являются лучшими и были выбраны случаем, среди них были как успевающие, так и отстающие.
Приведу еще один пример веры в свои возможности в жизни человека. В одной из африканских племен, далеких от цивилизации, двое ученых живут с аборигенами. Они изучали быт и мировоззрение этого племени. Становится ясно, что по поверью этого племени мир заканчивается на границе, с рекой протекающей неподалеку от этой местности и что дальше этой реки нечего не существует.
В один день ученые с группой аборигенов приходят к этой реке. Один из ученых переплывает на другой берег реки. И наблюдается очень интересная картина. Ученый, оставшийся с аборигенами, видит второго ученого на другом береге реки и машет ему рукой, но другие аборигены смотрят на него с удивлением, потому что не видят ученого на другом береге и это было связано не с их зрением, а с их верой.
Для раскрытия феномена веры в себя мы также хотели бы привести в пример формулу знаменитого психолога Брейна Трейси.
Вера в себя и свои силы, ожидание от себя – В.
Врожденный талант, гены – Т.
Образование, опыт, знания – О.
Как видно по формуле эти три фактора влияют на результаты – успеху. И если природный талант равен 50 и, если прибавить к нему равный 50 образование и опыт получится 100. Но, если уверенность и вера в себя будут равны нулю, то и результат будет равен 0. Потому что, как бы мы не умножили 0, результат равен нулю.
На этом примере как важный фактор очень ясно показана вера в себя. С другой стороны выявляются важность знаний и опыта человека. Эта формула показывает, что человек понадеявшись только на себя, не прикладывая усилий и труда, не получая образования, не приобретая опыта, не добьется успеха. Слепая вера без труда тоже не приводит ни к чему.
Тут очевидно, что актуальная на сегодняшний день концепция моего «Я» и проецирование себя в будущем на определенном уровне, т.е. психологические факторы недостаточны. Конечно же эти факторы имеют немаловажное значение, информируют нас о нашей конечной цели и миссии, но к этому будущему надо активно двигаться, надо стремится.
Что касается физиологических основ фактора страха, здесь мы видим совершенно адекватную реакцию на фактор, раздражающий человеческий организм. Т.е. еще с древних времен у человека, сталкивающегося с каким либо страхом, появлялся внутренний сигнал тревоги. В результате этого сигнала надпочечники выделяет адреналин. Сам по себе этот процесс служит для мобилизации человека, приобретения энергии. Выполняет вспомогательную функцию в борьбе против тревоги. Во время охоты, подвергаясь нападению какого-либо животного, этот фактор становится положительным. Набравшись в результате стресса адреналин, используется для физической нагрузки.
Перед выступлением на собрании в человеческом организме происходит тоже самое. Тревога приводит к естественной реакции организма, выделению адреналина в кровь. Но в отличии от тревоги имеющей физические предпосылки адреналин во время выступления не используется. Неиспользуемый адреналин, начинает наносить вред. Конечно, в определенной мере наличие этого адреналина вспомогательный фактор, консолидирует силы организма, повышает чувство ответственности. Однако наличие в крови большого количества этого вещества оказывает, противоположный эффект. Вместо прекрасного выступления, кое-как сказав несколько слов, словно избегая пыток, заставляет вернуться на место.
Плюс ко всему на наших тренингах, используются две методики: 1) учась – учись. 2) обучение вне зоны комфорта.
Этот феномен широко используется на тренинге. Во первых участники получают понятие о различных параметрах во время тренинга и давая друг другу ценные советы создают обратную связь.
Таким образом параллельно с частыми выступлениями у участников есть возможность оценить друг друга, выявлять свои и чужие сильные и слабые стороны, тем самым перенимать лучшие и изживать плохое из своих выступлений. Посему на тренинге работа над собой не останавливается не на миг.
Вторая методика основывается на тренировке вне зоны комфорта.
У каждого человека есть зона комфорта, в которой он живет. И в этой атмосфере он чувствует себя хорошо и свободно. В этой зоне человек ничему не учится, ведет обычный образ жизни.
Выходя из зоны комфорта, человек начинает развиваться. Применяемый на тренинге метод выведения из зоны комфорта выводит участников в зону развития, к которой они должны привыкнуть и которая становится для них школой.
Тренинг словно превращается в тяжелую спортивную тренировку. Здесь участники попадают в ситуации далекие от реальных и наряду с этим принимают тяжелые нагрузки. Груз за грузом, нагрузка за нагрузкой, но в игровой форме…Тренинг завершается груз убирается, и участник тренинг возвращается в обычную жизнь. Но он уже не тот человек, что прежде. И если он начинает претворять приемы тренинга в жизни у него не остается никаких преград.
Таким образом благодаря обучению можно перебороть страх внутри себя а также развить в себе умения публичного выступления, красиво говорить, понятно и доходчиво излагать свои мысли, словом стать настоящим оратором! Приглашаем Всех на наши тренинги!
руководитель Тренинг-центра Карнегиклуб, г. Баку
Публикации из раздела «Ораторское искусство»
Бесплатные уроки.
Как подготовить и провести
успешную презентацию
«Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру».
«Заговори, чтобы я увидел тебя»
Со времен зарождения цивилизации, речь играла огромную роль для человечества.
Речь фактически стала основным инструментом для общения между людьми. Была тем самым мостиком посредством которого мысли и чаяния предавались от одного человека другому, от одного человека обществу в целом, и являлась средством коммуникации в обществе.
Эта исключительная роль речи очень актуальна и по сей день в наши дни.
Поэтому практически во все времена были очень востребованы люди, которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли.
Не случайно считается, что человек, произносящий красивую речь, владеет ораторским искусством, и поэтому ещё в древние времена появились школы, обучающие этому мастерству, а мастерство постепенно превратилось в науку.
Значение ораторского мастерства очень велико в построении взаимоотношений с людьми в обществе, в семье, в кругу друзей, в школе, в университете, на работе и в карьере.
Еще Наполеон говорил: «Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру».
Как сказано в знаменитой поговорке: человека встречают по одежке, а провожают по уму. А основной инструмент, которым человек демонстрирует свой ум, естественно является его речь.
Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя».
Важность умения говорить само по себе не нуждается в доказательствах. Но как бы это ни было странно, многие люди стесняются, и даже, я бы сказал, боятся говорить перед обществом.
У всех людей имеются какие-либо страхи и фобии. Эти фобии рождают в людях различные стрессы и комплексы.
Психологи провели исследование на тему: «чего боятся люди больше всего?» и пришли к интересному открытию.
Исследование, проводимое среди людей на тему их страхов, привело к неожиданным результатам.
Людям, участвующим в исследовании, был дан список. В этом списке были указаны множество факторов, вызывающих страх. Начиная от страха смерти и до боязни мышей; от страха высоты и до боязни пауков; от боязни высоты до боязни закрытого помещения.
Как и ожидалось, 1-е место занял страх перед смертью и это естественно. Второе место среди страхов, как бы это ни было странно и неожиданно, занял страх перед аудиторией, страх выступления перед группой людей.
И вправду, с увеличением количества аудитории человек начинает терять полученные с детства навыки общения. Его бросает то в дрожь, то в жар, он начинает запинаться, колени начинают трястись, а руки, которые ему все время помогали, начинают ему мешать. Человек готов сделать все, но только не выступать перед аудиторией.
Некоторые пытаются побороть этот страх своими силами. Существует множество книг и статей, которые пытаются передать методы по избавлению от этого страха. Но также как и плавание трудно и невозможно изучить по книгам, так и снять этот страх только чтением книг и статей, посвященных избавлению от фобий и страхов, очень сложно.
Возникает словно замкнутый круг. Ничего невозможно изменить считают пессимисты и детерминисты.
И что же тогда делать? Действительно ли все так плохо. Каким же образом избавиться от этого страха?
На самом деле в гносеологии этого страха стоят и психологические и физиологические факторы.
С точки зрения развития человека у этого фактора очень большое влияние.
Так, в одной из знаменитых транснациональных компаний, владельцы компании наблюдали очень вялое, пассивное отношение к работе со стороны некоторых работников. Речь шла вовсе не о том, что эти работники плохо работали, наоборот эта группа работников вовремя приходила на работу и полностью выполняла возложенные на них обязанности.
Но была и другая группа людей, которая помимо того, что выполняла свои обязанности, была также креативной, у нее был очень творческий подход к работе.
Владельцы компании пригласили группу ученых состоящих из психологов и социологов и дали им задание выяснить: «почему большинство сотрудников компании не креативны, а с другой стороны только небольшая группа людей являются креативными. Интересно, почему работники делятся на 2 группы? Какие факторы оказывают на это влияние? Причина в разнице заработной платы, или какой-то региональный фактор, или статус в семье, или знание языков и т.д.?
Таким образом, для группы из 10 человек проводится тренинг, их вера в свои возможности восстанавливается и, наконец, эти 10 человек превращаются в креативных.
Этот эксперимент также открыто заявляет о силе веры в свои возможности.
В одном из американских университетов был проведен следующий эксперимент.
Был создан специальный класс, и для учителей этого класса было объявлено, что они являются лучшими в штате. И что ученики этого класса также являются избранными.
Через год должна была быть проверена успеваемость этих учеников.
Проходит год, и ученики сдают экзамен. Их оценки оказываются достаточно высокими.
Приведу еще один пример веры в свои возможности в жизни человека.
В одной из африканских племен, далеких от цивилизации, двое ученых живут с аборигенами. Они изучали быт и мировоззрение этого племени.
Становится ясно, что по поверью этого племени, мир заканчивается на границе с рекой, протекающей неподалеку от этой местности и что дальше этой реки нечего не существует.
В один день ученые с группой аборигенов приходят к этой реке. Один из ученых переплывает на другой берег реки. И наблюдается очень интересная картина.
Ученый, оставшийся с аборигенами, видит второго ученого на другом береге реки и машет ему рукой, но другие аборигены смотрят на него с удивлением, потому что не видят ученого на другом берегу. И это было связано не с их зрением, а с их верой.
Если врожденный талант равен 50, и к нему прибавить образование и опыт, равным также 50, получится 100.
Но, если уверенность и вера в себя будут равны нулю, то и результат будет равен 0. Потому что, как бы мы не умножили 0, результат равен нулю.
На этом примере как важный фактор очень ясно показана вера в себя.
С другой стороны выявляются важность знаний и опыта человека. Эта формула показывает, что человек, понадеявшись только на себя, не прикладывая усилий и труда, не получая образования, не приобретая опыта, не добьется успеха. Слепая вера без труда тоже не приводит ни к чему.
Тут очевидно, что актуальная на сегодняшний день концепция моего «Я» и проецирование себя в будущем на определенном уровне, т.е. психологические факторы недостаточны.
Конечно же эти факторы имеют немаловажное значение, информируют нас о нашей конечной цели и миссии, но к этому будущему надо активно двигаться, надо стремится.
Что касается физиологических основ фактора страха
Здесь мы видим совершенно адекватную реакцию на фактор, раздражающий человеческий организм.
Т.е. еще с древних времен у человека, сталкивающегося с каким либо страхом, появлялся внутренний сигнал тревоги.
В результате этого сигнала надпочечники выделяют адреналин.
Сам по себе этот процесс служит для мобилизации человека, приобретения энергии. Выполняет вспомогательную функцию в борьбе против тревоги. Во время охоты, подвергаясь нападению какого-либо животного, этот фактор становится положительным. Набравшись в результате стресса адреналин, используется для физической нагрузки.
Перед выступлением на собрании в человеческом организме происходит тоже самое.
Тревога приводит к естественной реакции организма, выделению адреналина в кровь. Но в отличии от тревоги, имеющей физические предпосылки, адреналин во время выступления не используется.
Неиспользуемый адреналин, начинает наносить вред.
Конечно, в определенной мере наличие этого адреналина вспомогательный фактор, консолидирует силы организма, повышает чувство ответственности. Однако наличие в крови большого количества этого вещества оказывает, противоположный эффект. Вместо прекрасного выступления, кое-как сказав несколько слов, словно избегая пыток, заставляет вернуться на место.
С другой стороны фактор страха препятствует этому.
Надо говорить, чтобы побороть страх, он же не дает говорить.
К сожалению, теоретические познания и знания генеалогии фактора страха хоть и частично помогают, в конечном итоге малоэффективны.
Как было сказано выше, чтобы научится говорить, надо говорить, так же как чтобы научиться плавать нужно плавать, чтобы научится водить велосипед, нужно его водить.
Человек может прочитать множество книг, найти много методик из интернета, получить большое количество советов по вождению велосипеда. Но ничего ему не поможет, пока он не поедет; возможно упадет, но в итоге научится.
Но что получится, когда проводишь параллель между этим случаем и ораторским мастерством?
Ведь в отличии от падения на велосипеде человек, «упавший» во время публичного выступления получает травмы куда более болезненные, и поэтому боязнь не уменьшается…
Во время тренингов человек вынужден говорить речь в различных игровых формах.
Допущенные во время выступлений ошибки и неточности, хотя и не имеют значения с точки зрения обучения, но являются очень значимыми.
Это как забрасывание баскетбольных мячей в корзину. С одной стороны каждый не заброшенный мяч указывает на проделанные ошибки и служит для более точных бросков в будущем, но с другой стороны не оказывает влияния на результат игры.
Здесь раскрывается важность тренингов по риторике и ораторскому мастерству.
Во время тренинга, наряду с отработкой разговорной техники и речевых параметров, участники должны много выступать в игровой форме.
Выступать, выступать еще раз выступать, вот призыв наших тренингов. Ибо выступая мы избавляемся от страха и накапливаем опыт так нужный нам, но то что эти выступления проводятся в игровой форме амортизирует эффект падения. Все происходит словно в игре, а подсознание все воспринимает всерьёз и накапливает при этом столь важный опыт и нужные навыки.
Теории на тренинге всего 20%.
Остальное время 80% занимает практика, игры и выступления.
Плюс ко всему на наших тренингах, используются две методики:
2) обучение вне зоны комфорта.
Наверно многие сталкивались с этим феноменом: когда кого-то учишь чему-либо, то сам узнаешь много нового, укрепляешь свои знания и раскрываешь свои ошибки.
Этот феномен широко используется на тренинге.
Участники получают понятие о различных параметрах во время тренинга и, давая друг другу ценные советы, создают обратную связь.
Таким образом параллельно с частыми выступлениями у участников есть возможность оценить друг друга, выявлять свои и чужие сильные и слабые стороны, тем самым перенимать лучшее и изживать плохое из своих выступлений.
Посему на тренинге работа над собой не останавливается не на миг.
Вторая методика основывается на тренировке вне зоны комфорта.
У каждого человека есть зона комфорта, в которой он живет. И в этой атмосфере он чувствует себя хорошо и свободно. В этой зоне человек ничему не учится, ведет обычный образ жизни.
Выходя из зоны комфорта, человек начинает развиваться.
Применяемый на тренинге метод выведения из зоны комфорта выводит участников в зону развития, к которой они должны привыкнуть, и которая становится для них школой.
Тренинг словно превращается в тяжелую спортивную тренировку. Здесь участники попадают в ситуации далекие от реальных и наряду с этим принимают тяжелые нагрузки. Груз за грузом, нагрузка за нагрузкой, но в игровой форме…
Тренинг завершается, груз убирается, и участник тренинг возвращается в обычную жизнь.
Но он уже не тот человек, что прежде.
И, если он начинает претворять приемы тренинга в жизни, у него не остается никаких преград.
Таким образом благодаря обучению можно перебороть страх внутри себя, а также развить в себе умение красиво говорить, понятно и доходчиво излагать свои мысли, словом стать настоящим оратором!