в чем заключается цель и смысл деятельности швондера
Швондер («Собачье сердце»)
Кто такой Швондер
Швондер — председатель жилищного товарищества, которого выбирают на очередном заседании жильцы многоквартирного дома. Этот человек с самого начала производит не лучшее впечатление: он отъявленный негодяй, пройдоха, да ещё и коммунистический фанатик. Человек он при этом не особо грамотный, невежественный, однако ощущает себя на новой должности очень большим начальником.
Власть и авторитет Швондеру обеспечивает и эпоха, в которую разворачиваются события. Это были первые годы советской власти, точнее — времена нэпа. Нормальная жизнь в России пока ещё продолжалась, но последние «демократические деньки» подходили к концу. Политика коммунистической партии приобретала всё более жёсткий и диктаторский характер.
Поэтому председатель жилищного товарищества Швондер ведёт себя исключительно смело и развязно. К этому же он подталкивает и Шарикова — «приёмного сына» профессора Преображенского, которого тот превратил в человека из собаки.
Придя к власти в доме, Швондер начинает наводить в нём «правильные порядки». В результате дом становится грязным и запущенным, в нём никто не делает уборку, не занимается ремонтом и решением других проблем. Зато жильцы, сторонники Швондера, увлеклись распеванием революционных песен. При этом председатель громко имитирует активную деятельность, собирает всякие заседания, организует дискуссии, выкрикивает лозунги. Лозунги эти он в основном прочитывает в газетах и пропагандистских брошюрах, сам он почти не понимает их смысла.
Швондер и профессор Преображенский
Именно его Швондер объявляет своим главным врагом. А квартиру Преображенского он намеревается заселить «страждущими» — похожими на него люмпенами, бездельниками и преступниками. На самом деле никакой толпы «страждущих» не имеется — Швондер просто придумал её, чтобы позлить Преображенского и прогнать его из дома. Профессор, помимо прочего, человек известный и заслуженный, его имя и заслуги известны не только в России, но и в зарубежных странах; это и злит Швондера, который никаких особенных успехов не имеет и на самом деле никому совершенно не нужен.
Швондер и Шариков
Первое время воздействовать на профессора у него не получается: Преображенский спокойно и невозмутимо «отшивает» злодея. Но тут появляется Шариков, которого «собственными руками» сотворил Преображенский в качестве эксперимента. Этот молодой человек, «собранный» из безработного пьяницы Клима Чугункина и беспородной дворовой собаки, становится удобным объектом для идеологического воздействия. Взаимодействие его со Швондером происходит достаточно легко, поскольку внутренняя сущность председателя очень сходна с поведением и мировоззрением Шарикова.
Швондер на деле является таким же податливым и управляемым человеком, как и Шариков. Он даже не пытается жить собственным умом, рассуждать о смысле выполняемых приказов, идеологических штампов. Он руководствуется готовыми решениями, которые необходимо лишь неукоснительно исполнять. Решения эти прописаны в документах, которые председатель именует «самой важной вещью на свете».
Швондеру, казалось бы, удаётся «перевоспитать» Шарикова в нужном русле и с его помощью воздействовать на Преображенского. Однако произведение заканчивается «хэппи-эндом»: окончательное решение «вопроса о Шарикове» остаётся за мудрым профессором, который, устав от выходок своего подопытного, превращает его обратно в собаку.
«Чем же занимается этот Швондер»
Повесть «Собачье сердце» — одно из самых значительных произведений М. Булгакова. Речь в ней идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, об опасности вторжения в естественный ход жизни. После чтения повести становится ясно, что самое страшное — когда результатами научных открытий начинают пользоваться люди ограниченные, мелко мстительные, злобные, мыслящие исключительно лозунгами. Таким человеком в повести, безусловно, является председатель домкома Швондер.
Чем же занимается этот человек? Будучи председателем домового комитета, он не считает нужным следить за порядком и чистотой в доме. Не зря, узнав о вселении «жилтоварищей», профессор Преображенский сетует: «Пропал Калабуховский дом! Придется уезжать, но куда, спрашивается? Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее». Эта линия поведения, следовательно, стала у таких людей, как Швондер, привычной: не выполнять свои прямые обязанности, а заниматься произнесением революционных фраз. Дискуссии, собрания, переливание из пустого в порожнее — все это бюрократическая стихия Швондера.
Уже с первого появления Швондера в квартире профессора Преображенского понятно, что это человек глубоко некультурный: он ходит в грязных сапогах по персидским коврам. Но если бы только это! Он обращается к профессору Преображенскому с абсурдным требованием «уплотниться»: общее собрание решило, что профессор вполне может отказаться от двух комнат — столовой и смотровой, в результате чего профессор должен был бы принимать пищу в спальне и оперировать там же, где режет кроликов. Характерно, что Швондеру такое положение кажется вполне естественным, так же как и то, что потребности человека определяет не он сам, а общее собрание. Уравниловка, неуважение к индивидуальности — таковы жизненные принципы Швондера.
Первый приход Швондера в квартиру Преображенского заканчивается посрамлением Швондера и его присных. Однако появление Шарикова делает профессора уязвимым и вызывает приступ буйной деятельности у Швондера. Прежде всего он пишет заметку в газету, где объявляет Шарикова незаконным сыном профессора, так как его (Швондера) ограниченный ум не в состоянии вместить в себя мысль о чем-то необычном, непредсказуемом.
Швондер становится идеологом Шарикова, его духовным пастырем. Воспитание «нового человека» он начинает, опять-таки, абсурдно. Его совершенно не волнует, что Шариков бросается на каждую кошку, лузгает семечки и нецензурно выражается. Главное — чтобы Шариков знал азы новой идеологии, и он дает ему почитать переписку Энгельса с Каутским, из чтения которой Шариков делает радикальный вывод о том, что все надо поделить поровну.
Более того, Швондер фактически уравнивает в социальных правах профессора с
с мировым именем и вчерашнего дворового пса. «Документ — самая важная вещь на свете», — говорит Швондер. Документ превращает Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, дает ему возможность стать начальником подотдела очистки, то есть стать полноправным членом человеческого общества.
Судьба литературного наследия Булгакова — исторический сюжет редкого драматизма, скорбная судьба высокого искусства, ищущего справедливого признания.
Совсем еще недавно Булгаков был хорошо известен и близок сравнительно небольшому кругу специалистов-литературоведов, знатокам театра 30-х годов, помнящим успех мхатовской постановки «Дней Турбиных», отдельным любознательным читателям.
Имя его, впрочем, в послевоенный период произносилось с уважением, но главные литературные успехи времени связывались все же не с ним.
Теперь Михаил Афанасьевич Булгаков безоговорочно отнесен к классикам советской литературы, в суждениях о нем совсем иные, чем прежде, интонации, другая эмоциональная читательская сопричастность к его индивидуальному художественному опыту.
Все это отражает крупные перемены в нашем эстетическом сознании, которые, понятно, есть следствие общественных сдвигов в последние годы.
Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы природы, в законы развития общества с блестящим мастерством и талантом раскрыта в повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Эта идея реализуется автором в аллегорической форме. На мой взгляд, эта форма повествования наиболее удобна для писателя. Ведь повесть затрагивает прежде всего социальные вопросы и проблемы: критикует власть государства над личностью, раскрывает многие человеческие пороки. Без труда читатель узнает в главном герое собирательный образ комиссарствующего пролетария. Добродушная, простая дворняга превращается в ничтожное и агрессивное человекоподобное существо, которое под влиянием внешних обстоятельств становится опасным для общества. Эксперимент с этой дворнягой и положен в основу повести.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.
Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев — самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например — покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он умственного труда человек. этот не станет пинать ногой».
И вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам.
В результате сложнейшей операции на свет рождается безобразное существо. Оно наследовало пролетарскую сущность своего предшественника. Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй».
С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Он учиняет дикие погромы в квартире, гоняется за котами, устраивает потоп. Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов нет и речи. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом. » Хозяин дома негодует: «Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать. С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!»
Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ — самая важная вещь в государстве. «Я не могу до пустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?» Вскоре Швондер выдает Шарикову бумагу, где написано, что Шарикову полагается в квартире профессора жилплощадь.
Шариков быстро находит свое место в жизни. Он пристроил в отдел очистки, отлавливает бродячих животных. Затем пишет донос на профессора. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба.
Да и не могло это существо иметь другую сущность. Ведь оно было создано из собаки, ему был привит гипофиз пьяницы и уголовника, неумного человека.
Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Вся жизнь профессора превращается в
сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателейквартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно даже представить себе картину той жизни, которую они способны создать вокруг себя.
Благие намерения Преображенского создать «новую единицу общества» оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу как человека, так и общества приводит к одинаково катастрофическим результатам. О своем творении он говорит с гневом: «Вы стоите на низшей ступени развития. все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе. подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости».
Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправляет свою ошибку: Шариков вновь превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.
Швондер
Повесть Булгакова “Собачье сердце” написана в очень непростое время – переломное для народа и страны в целом. Именно в такие сложные моменты в обществе появляются люди, которые готовы на всё, чтобы достичь своих целей, пользуясь ситуацией. Как правило, это негодяи, невежды, люмпены, которые в общей неразберихе умудряются занять “тёплое” местечко, они становятся удобными пешками в игре верхов. К таким персонажам относится Швондер, проживающий в том же доме, что и профессор Преображенский.
Швондер и его деятельность
На очередном заседании жилтоварищества новым главой домкома выбирают товарища Швондера – политического фанатика, пройдоху и негодяя. Ликуя и злорадствуя, герой начинает вводить свои порядки в “маленьком” царстве. В своём самодурстве Швондер добивается немыслимых высот: дом становится грязным, в подъездах наплёвано, никто не занимается реальными проблемами. Среди жильцов организовывается самодеятельность – хор, собирающийся, чтобы попеть революционные песни. Швондер собирает всякого рода заседания, дискуссии, выступает с громкими лозунгами, которые вычитал в брошюрах и газетах. Насущные вопросы по управлению домом не решаются, все дела заброшены.
Борьба профессора со Швондером
Самым главным и животрепещущим вопросом для Швондера является его “борьба за жилплощадь профессора Преображенского. По мнению главы домкома, у Филиппа Филипповича слишком много комнат, ему необходимо поделиться ими с “нуждающимися”. Никаких граждан без жилплощади на самом деле нет, просто Швондеру тесно жить рядом с “классовыми врагами”, “буржуями”. Ему вдвойне обиднее, что профессор является заслуженным учёным, его успехи известны за пределами страны, он – знаменитость, талант.
Когда появляется Шариков, герой находит удобный рычаг для воздействия на учёного. Полиграф Полиграфович оказывается слишком недалёким, чтобы понять, что его товарищ – Швондер пользуется им для того, чтобы досадить Филиппу Филипповичу. Именно он даёт Шарикову политическую литературу для чтения, которая содержит провокационные лозунги, непонятные призывы, идеи. Шариков, начитавшись этой литературы, “шокирует” профессора своими умозаключениями. Его глупость вкупе с необразованностью, влияние друга-Швондера приводят к тому, что подопытный начинает требовать у профессора прописку, жилплощадь. Позже – решает написать на своего создателя донос, а в конце концов – готовится к покушению на Филиппа Филипповича.
“Собачье сердце” Швондера
Персонаж является явным антиподом профессора во всём: интеллектуальной сфере, политических взглядах, отношении к людям. Профессор выступает за ненасилие, за здоровый консерватизм, мудрость. Швондер готов выполнить любое предписание, не задумываясь о его моральной стороне, он – исполнитель, который преданно выполняет любые прихоти большевистских идеологов. Он не привык полагаться на собственный ум, фанатичное поклонение существующему строю – вот что нравится герою.
Этот факт подтверждается цитатами из повести: для Швондера документ является самой главной силой – “документ – самая важная вещь на свете”. Швондер и профессор – два социально-политических лагеря, которые никогда не поймут друг друга, их разделяет уровень культуры, интеллекта и жизненная позиция. Интеллигенция, именуемая пролетариатом “буржуями” привыкла мыслить, жить собственным умом, совестью. Людей, подобных Швондеру, такая жизнь не устраивает, они привыкли руководствоваться чужими, готовыми истинами, не брать ответственности на себя, быть марионетками.
Образ и характеристика
В произведении описание внешности Швондера представлено кратким и куцым: говорится лишь, что это молодой человек в скромной одежде и сапогах, у которого на голове возвышалась копна густейших вьющихся чёрных волос. Его имя и отчество также остаются неизвестными: на протяжении всей повести упоминается только его фамилия, что в некоторой степени обезличивает его, не позволяя воспринимать как конкретное лицо. Он является собирательным образом невежественного пролетариата и человека, находящегося на службе у советской власти. Тем не менее, через свои поступки персонаж раскрывается очень полно и ярко.
Основные черты характера Швондера — политический фанатизм и низость. Он является хорошим примером цитаты британского писателя Томаса Карлейля: «Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи». Таким образом, Швондер — и фанатик, и негодяй. Но он и его товарищи являются идеальными марионетками в руках новой власти.
Можно предположить, что он принимал активное участие в революции, после чего сумел воспользоваться ситуацией и занять «тёплое» местечко на хорошей должности. Он живёт не своим умом, а согласно установкам новой власти, говорит штампами, цитирует чужие слова и громкие лозунги, вычитанные им в газетах и брошюрах.
Список других качеств характера персонажа:
Швондер — не человек из рабочего класса, а чиновник новой формации. И хотя у героя нет какого-то конкретного прототипа, в его поведении легко просматриваются все пороки представителей пролетариата.
Возможно, именно за столь острую иронию и презрение, с которыми автор описывает Швондера и подобных ему людей правящего класса, книга «Собачье сердце» в жанре сатиры и научной фантастики была опубликована только после смерти Булгакова, в 1980-х годах. При чтении произведения можно чётко увидеть негативное отношение самого автора к персонажу, которое передаётся и читателю.
Должность персонажа
Должность Швондера в «Собачьем сердце» — председатель недавно образованного домового комитета Калабуховского дома на Пречистенке, которым его выбрали на недавнем очередном заседании жилтоварищества. Обретя эту новую профессию, он начинает устанавливать собственные порядки во вверенном ему здании. Как это нередко бывает, чем меньше начальник, тем больше в нём амбиций и самодурства.
Возникает ситуация, благодаря которой можно увидеть, что происходит, когда на управленческую должность заступает глупый человек, не имеющий должного образования и культуры. А Швондер действительно необразован: это замечает и профессор Преображенский в беседе, разговаривая с ним со снисходительной иронией и в одной из реплик попросив выражаться яснее, когда Швондер начинает говорить достаточно путанно, с нагромождениями фраз.
При Швондере жизнь Калабуховского дома приходит в упадок:
Зато организовывается кружок самодеятельности среди жильцов: они создают хор, чтобы петь революционные песни. Никто не хочет работать и заниматься насущными проблемами дома. Это говорит о том, что Швондер и его команда — бездельники, которые лишь строят из себя честных работников. На самом деле, лишь прикрываясь громкими словами, лозунгами за права свобод рабочего класса, заседаниями и имитацией активной деятельности, они сеют бескультурье и разруху.
Кроме того, вместо решения реальных проблем глава домового комитета и его команда предпочитают заниматься борьбой с представителями буржуазии и врагами пролетариата, в частности — с профессором Преображенским. Швондер считает, что тот занимает слишком много комнат — целых семь, и что столовую и смотровую следовало бы отдать «нуждающимся».
Причём конкретных людей, не имеющих жилплощади и действительно нуждающихся в ней, нет, просто глава домкома не может свыкнуться с мыслью, что рядом проживает его классовый враг, и с тем, сколько комнат у него есть. Поэтому он хочет «урезать» жилплощадь профессора и любым способом досадить ему.
Деятельность и поступки
В продолжение всего рассказа Швондер появляется трижды, причём все три раза — как должностное лицо и представитель новой власти, исполняющий определённые обязанности. В первый раз он, придя к профессору Преображенскому со своей командой, как раз и пытается лишить его двух комнат. Для него не существует личностей — известных, талантливых, способных совершать величайшие открытия. Для него существуют только жильцы, которые должны иметь равные условия и быть при документах. Именно следование этим установкам порой и делает действия Швондера абсурдными.
Профессору Преображенскому удаётся отстоять свою квартиру, позвонив вышестоящему лицу, Петру Александровичу, у которого получается легко приструнить Швондера. Но после этого тот затаивает на профессора обиду. Ему особенно обидно, что Преображенский — знаменитость и талант, успехи которого известны и за пределами страны.
Но вскоре профессор и его ассистент доктор Иван Борменталь совершают невозможный прорыв в науке, пересадив человеческий гипофиз собаке, в результате чего на свет появляется Шариков. Швондер решает сыграть на этом и видит в Шарикове удобный рычаг для давления на учёного. Во второй раз председатель домкома приходит в квартиру профессора для того, чтобы новому жильцу был выписан документ, даже несмотря на то, что он, по сути, является результатом успешного научного опыта. Другие поступки Швондера по отношению к Шарикову:
Этими поступками он ведёт «холодную войну» с учёным. Но Шариков слишком глуп и наивен, чтобы понять, что его просто используют в своих целях. Помимо этого Швондер опускается до написания кляуз на профессора, в своих «сочинениях» указывая, что Шариков — якобы незаконнорожденный сын учёного.
В конце произведения Швондер решает, что Шарикова убили, поэтому приходит в квартиру учёного в третий раз — в сопровождении милиции и своей команды. Возможно, призвав правосудие, он надеялся на арест несговорчивого профессора, и тогда не только часть, но и вся жилплощадь была бы освобождена. Однако план главы домкома проваливается, когда Преображенский и Борменталь демонстрируют вместо Шарикова ужасного вида собаку, уже пережившую «обратную» операцию и понемногу прекращающую говорить.
Взаимоотношения с другими героями
В повести Швондер взаимодействует в основном с двумя главными героями — профессором Преображенским и Шариковым. В меньшей степени — с доктором Борменталем, но он в основном поддерживает профессора и тоже отрицательно относится к главе домкома.
Швондер — полная противоположность Преображенского буквально во всём, благодаря чему между персонажами можно провести сравнительный анализ. Они отличаются в политических взглядах и отношении к пролетариату, в интеллекте, в отношении к жизни и людям. Швондеру нравится новый политический строй ещё и по той причине, что теперь «все равны»: он может свободно разговаривать с профессором Преображенским и даже раздавать ему указания — это тешит его самолюбие. Тем не менее, он всё равно не хочет, чтобы интеллигенция жила на вверенной ему территории.
Интеллигентные, умные и деликатные люди не могут сосуществовать с невежественными и хамоватыми людьми — такова одна из мыслей, которые автор доносит до читателя. Конфликт профессора и Швондера — не личностный, а, скорее, конфликт личности и масс, очень острый и животрепещущий для той эпохи.
Но, когда Шарик превращается в человека, собачьи черты, очевидно, полностью затмеваются личностью Клима Чугункина, у котрого был взят гипофиз. Теперь в лице Швондера бывший пёс видит друга и наставника, прислушивается к его идеям и повторяет их, когда тот настраивает его против интеллигенции. Также он рад, что благодаря новому товарищу смог стать заведующим отделом очистки от бродячих животных. Но за всем этим он не видит настоящей правды. Можно сказать, что Швондер в произведении оказывает действительно большое влияние на характер, мировоззрение и поведение Шарикова.
Вместе они составляют «союз Шариковых и Швондеров»: это понятие стало почти нарицательным. Это союз, в котором одна из составляющих — ограниченный, невежественный, но агрессивный и охваченный ненавистью человек, а вторая — агитатор, возмутитель спокойствия, не думающий о последствиях своих идей. Злость Шарикова вместе с идейными убеждениями его наставника сеют разруху и хаос. Подобный союз опасен и грозит разложением обществу.
Это причина, почему Преображенский называет Швондера дураком. Он говорит: «…Шариков для него ещё более грозная опасность, чем для меня… если кто-то, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, от него останутся только рожки да ножки». Из этого видно, что Швондер не осознаёт, что, по сути, играет с огнём, а сила и ненависть Шарикова, направленная на интеллигенцию путём его подстрекательств, может быть направлена и в обратную сторону. Это непонимание опасности возникает в результате его ограниченности.