в чем заключается трагедия печорина
В чем трагедия Печорина? сочинение для 9 класса
«Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», показанный через главного героя, офицера Григория Печорина. Читатель уже в первой части «Бэла» видит трагедию этого персонажа.
Григорий Печорин – типичный «лишний человек». Он молод, привлекателен внешне, талантлив и умен, однако сама жизнь кажется ему скучной. Новое занятие вскоре начинает ему надоедать, и герой пускается в новые поиски ярких впечатлений. Примером тому может быть та же поездка на Кавказ, где Печорин знакомится с Максимом Максимычем, а после – с Азаматом и его сестрой Бэлой, красавицей-черкешенкой.
Григорию Печорину мало охоты в горах и общения с жителями Кавказа, и он, влюбленный в Бэлу, похищает ее при помощи брата героини, своенравного и гордого Азамата. Юная и неокрепшая умом девушка влюбляется в русского офицера. Казалось бы, взаимная любовь – что еще нужно герою? Но вскоре ему и это становится скучно. Страдает Печорин, страдает Бэла, обиженная невниманием и холодностью возлюбленного, страдает и Максим Максимыч, наблюдающий все это. Немало бед пропажа Бэлы принесла и семье девушки, а также Казбичу, который хотел на ней жениться.
Эти события заканчиваются трагически. Бэла погибает почти на руках Печорина, и тому остается только покинуть те места. От его вечной скуки и поисков пострадали люди, которые никак не касаются героя. А «лишний человек» отправляется дальше.
Достаточно одного этого примера, чтобы понять, как Печорин из-за своей скуки способен вмешаться в чужие судьбы. Он не может зацепиться за что-то одно и держаться за это всю жизнь, ему нужна смена мест, смена общества, смена занятий. И все равно ему будет надоедать действительность, и все равно он отправится дальше. Если люди ищут что-то и, обретя цель, успокаиваются на этом, то Печорин не может определиться и найти свой «финиш». Если он остановится, он все равно будет страдать – от однообразия и скуки. Даже в случае с Бэлой, где у него была взаимная любовь с юной черкешенкой, верный друг в лице Максима Максимыча (ведь старик готов был помогать Печорину) и служба, Печорин все равно вернулся к своему состоянию скуки и апатии.
Но найти свое место в обществе и жизни герой не может не только потому, что ему быстро становится скучно любое занятие. Он равнодушен ко всем людям, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч». Не видевшиеся пять лет люди не смогли даже поговорить, ведь Печорин с абсолютным безразличием к собеседнику старается поскорее закончить встречу с Максимом Максимычем, который, кстати, успел соскучиться по Григорию.
Можно с уверенностью сказать, что Печорин, как истинный герой нашего времени, способен найтись в каждом из современных людей. Равнодушие к людям и бесконечные поиски себя останутся вечными чертами общества любой эпохи и страны.
Вариант 2
Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.
Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести. Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе. При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.
Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.
Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.
Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.
Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.
Сочинение 3
Михаил Юрьевич Лермонтов в своём произведении показал Печорина в образе «лишнего человека». Уже в первой части произведения «Бэла» читатель наблюдает трагизм этого героя.
Печорин – «лишний человек». Жизнь для него обыденна, ему скучно жить, хотя он молод. В любом новом занятии ему становится скучно, и персонаж ищет уже другие яркие впечатления, способные украсить его жизнь. Так, помним его поездку на Кавказ, где он встречает новых людей – Максима Максимыча, Азамата и его привлекательную сестру Бэлу. Печорин влюбляется в юную девушку и похищает её с помощью её брата Азамата. Бэла дарит свою любовь Печорину. Вроде бы, вот оно счастье, но и здесь ему становится тоскливо. Ему надоедает черкешенка. Печорин равнодушен к своей возлюбленной. Девушка обижается на холодность любимого и не понимает, что с ним. За этой картиной наблюдает Максим Максимыч. В итоге сюжет заканчивается драматично – Бэла умирает на руках любимого. И ему остается лишь покинуть те места, чтобы не напоминать об этом событии.
Трагедия Печорина заключается в его постоянно скуки, от которой страдают окружающие люди, его любя. Печорин что-то ищет в жизни, чего сам не знает. От его мимолетного увлечения страдают все, а он отправляется дальше, в поисках чего-то лучшего и неведомого. Печорин вмешивается в чужие судьбы и впоследствии ломает их. Он не способен задержаться на одном месте, ему необходимо менять места, менять лица, действия. Ему все быстро надоедает, что делает любое занятие скучным. И он отправляется дальше. Если кто-то ищет, обретя что-то ценное и стоящее, останавливается и держится за это, то Печорину это не дано. Он не может определить, где это окончательное место и где его занятие. Если что-то найдет ценное, все равно его не оценит, так как не умеет ничего ценить. Он будет страдать дальше от скуки и обыденности. Даже с Бэлой, где у них были взаимные отношения, верный друг и любимое занятие, Григория Печорина все равно одолела грусть, скука и апатия.
Его трагизм объясняется тем, что он относится равнодушно к окружающим людям. Он был безразличен к Максиму Максимычу, когда не стал с ним разговаривать после долгой разлуки. Его верный друг был рад встречи, соскучился по другу. Но Печорин был равнодушен к разговору с ним.
Григорий Печорин – истинный герой нашего времени, который не способен оценить людей по – достоинству, в бесконечных поисках себя и любимого дела. Эти люди так и останутся в любом обществе и в любой эпохе.
В чем трагедия Печорина?
Несколько интересных сочинений
В сложное военное время люди продолжали надеяться, что останутся в живых и увидят родных, близких, а также наступит мирное время. Они спокойно начнут трудиться и больше не будут слышны взрывы
Печорина и Базарова можно без тени сомнений назвать яркими героями русской литературы девятнадцатого века.
Иван Алексеевич Бунин создавал прекрасные и самобытные женские образы. Например, рассказ «Темные Аллеи» рассказывает о любви Надежды и Николая Алексеевича. Их чувство возникло тридцать лет назад.
Ф.П. Решетников — это известный художник. Он написал множество чудесных картин, но самая любимая для многих людей это «Опять двойка»
На полках моего шкафа также можно увидеть мои игрушки. В один ряд у меня выставлены модели самолетов и машинок. Их у меня целая коллекция.
В чем трагичность судьбы Печорина?
Печорин – главный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сам автор указывает на то, что воплотил в своем герое собирательный образ, в котором воплотились все пороки поколения. Но судьба Печорина в какой-то степени трагична, героя иногда искренне хочется пожалеть. Чтобы понять смысл произведения, важно оценить, в чем трагичность судьбы Печорина.
Характер героя
Печорин является очень противоречивым персонажем. Он наделен массой положительных качеств. Все при нем: он красив и богат, воспитан и образован. Григорий тщательно следит за своей опрятностью, никому не грубит, не хамит. Казалось бы, все положительные качества воспитанного светского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое страшное, что есть в этом персонаже – отсутствие умения чувствовать. Этот персонаж – циник и эгоист. Он не чувствует ответственности за судьбы и жизни других людей, способен ради собственной прихоти играть с судьбами тех, кто хорошо к нему относится.
Герой не способен любить. Сам он постоянно чувствует скуку, понимает силу своего эгоизма, называет себя «нравственным калекой». Но он не испытывает чувства вины по этому поводу. Зная, что душа его зачерствела, он не предпринимает ничего для того, чтобы исправить ситуацию. Он склонен к самоанализу, но и это не оправдывает его. Печорина нельзя назвать счастливым человеком. Он постоянно испытывает скуку. Ради удовлетворения этого ощущения, он пренебрегает чувствами других людей, а вот сам совсем не способен их испытывать. Наверное, трагедия всего поколения заключается в этом – неспособности испытывать настоящие чувства, ведь это настоящий дар, который присущ только человеку. Это можно назвать как личной трагедией, ведь такого человека просто жалко, так и трагедией для окружающих, ведь именно они страдают от цинизма и эгоизма таких людей, как Печорин.
Трагедия поколения
Но проблема заключается не только в самом характере Печорина. Роман не зря носит такое название, ведь в нем отразилась трагедия целого поколения. Лермонтов отмечал, что он не раз встречал в жизни людей, похожих на Печорина, а возможно и сам к ним относится. Они имеют массу возможностей, но не чувствуют себя счастливыми. Они живут в период смены эпох, когда старое уже отжило, а новое еще не ясно. Именно поэтому проблемой поколения является глобальная скука, неприкаянность, черствость.
«Нравственный калека»
Когда Печорин заводит с кем-либо разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, насколько он бесчувственен и сам страдает от этого. При разговоре с Максимом Максимычем он упоминает, что испытывает большую скуку, и его можно пожалеть. Разговаривая с Мери, он говорит о том, что общество сделало его таким, не принимая добрых чувств, видя в нем только зло и негатив. Именно поэтому он сделался «нравственным калекой». Но по его поведению нельзя сказать, что он жалеет об этом и хочет что-либо изменить. Он принимает себя таким, каким он стал, хоть и склонен к постоянному самоанализу. Чувство настоящей дружбы и любви чужды Печорину, он сознательно отвергает их. Именно в этом трагизм судьбы Печорина, ведь этот человек так и не познал чувств, ради которых по-настоящему стоит жить.
Сочинение Трагедия Печорина. В чем трагедия (по роману Герой нашего времени)
«Герой нашего времени» – это произведение, которое является отражением целого поколения. Михаил Юрьевич Лермонтов описал не только психологические состояния героев, но и четко раскрыл исторические особенности того времени. Одним из главных и особенных персонажей произведения является Григорий Александрович Печорин.
Критики считают, что образ Печорина – это некое открытие Лермонтова, как писателя. Автор «рисует» лирического героя статным петербуржцем, военным в звании прапорщик. Во многом Григорий Александрович не постоянен. Не смотря на наличие морщин, лицо Печорина выглядит молодо, а улыбка его излучает детскую непосредственность. Во многом внешность его отличалась от характера и состояния души.
В жизни главного героя романа, как и у многих молодых людей той эпохи, случается революция. Во многом произведение – это размышление над судьбами декабристов. Именно в образе Печорина автор хотел соединить все «мучающие» его вопросы. Именно для Григория Александровича Лермонтов уготовал множество испытаний, чтобы раскрыть всю трагичность его судьбы. Чтобы читатель смог почувствовать себя «в шкуре» главного героя Михаил Юрьевич регулярно меняет жизненные обстоятельства Печорина.
По мнению Лермонтова «герой нашего времени» постоянно приносит окружающим страдания. И тут сразу возникают противоречивые вопросы. Ведь Печорин образованный человек, наделен многими талантами и воспитан был в дворянской семье. Всё становится «на круги своя», когда читатель ближе знакомится с героем. Сам Печорин не скрывает того, что вырвавшись из отчего дама он поддается мирским удовольствиям, заводит коротко временные любовные романы со светскими дамами. Здесь можно сравнить его с Пушкинским Онегиным. Им двоим быстро наскучивает такая жизнь. Ни наука, ни книге не приносят Печорину удовольствия. Именно скука «подталкивает» главного героя отправиться на Кавказ. Григорий искал опасные приключения, но они всегда приводили к неприятным последствиям. Без преувеличения можно сказать, что Печорин рушит судьбы окружающих его людей.
Поведение главного героя говорит о том, что его главной трагедией является неправильный взгляд на жизненные ценности. Сегодня его назвали бы «энергетическим вампиром». Печорин сам признается в своем дневнике о том, что для него эмоции людей, плохие или хорошие, это своеобразная пища. Он – экспериментатор, который не может найти своего места в жизни.
Роман «Герой нашего времени» остается актуальным до сих пор. И сегодня молодые люди переживают схожие трудности. И даже название произведения дает ответ на вопрос «В чем трагедия Печорина?». В том, что он «Герой нашего времени».
Вариант 2
Печорину мало обычной охоты в горах, общения с кавказским народом. Он влюбился в Бэлу и решил ее похитить. Юная девушка, по своей глупости, влюбилась в мужчину взаимно. Однако, эта любовь быстро проходит и главному герою становиться скучно. Все эти события закончились довольно трагически. Бэла погибла на руках у главного героя, и Печорин снова переезжает. От того, что ему постоянно скучно, страдают неповинные люди.
Печорин не может сидеть на месте, он в постоянных поисках себя и своей судьбы, но где бы он не был, ему все ровно это надоест. К примеру, есть люди, которые в поисках, и, находя свою цель – успокаиваются. Однако, это не о Печорине. Если он решит остановиться, то будет мучить себя, ему будет постоянно скучно и неинтересно. На Кавказе главный герой обрел любовь, у него появился верный друг, хорошая работа, однако, Печорину и это все надоело, и он взялся за старое.
Однако, найти то самое место в обществе и обрести покой главный герой не может потому, что ему быстро все наскучивает и надоедает. Его можно назвать равнодушным к людям, даже к тем, кто был ему близок и дорог. Он равнодушен даже с лучшим другом, Максимом Максимычем, которого не видел почти пять лет. Друг скучал по Григорию, однако, Печорин не удосужился даже поговорить пять минут. Он не испытывал никаких эмоций.
Можно с точностью сказать, что Григорий Печорин, истинный герой нашего времени, которого можно найти и в людях теперешнего поколения. Он равнодушен к людям, он в постоянных поисках себя. Такие люди были и будут всегда, в независимости от времени и поколения. Григорий Печорин – представитель своей эпохи и культуры, такой же самобытный и эксцентричный, как и многие люди того времени и той эпохи.
Сочинение В чем трагедия Печорина?
С помощью произведения «Герой нашего времени», автором которого является Михаил Юрьевич Лермонтов, мы узнаем новый литературный образ, который когда-то открыл Александр Сергеевич Пушкин в своем персонаже «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», его автор показывает нам на примере офицера Григория Печорина. Трагедии этого героя заметны уже с первой части.
Григорий Печорин никак не может утолить свою жажду скуки даже охотой, и он, влюбившись в Белу, похищает её с помощью брата героини Азамата. Молоденькая девушка так же не равнодушна к русскому офицеру. На первый взгляд, взаимная любовь – нет ничего лучше? Но вскоре нашему герою и это надоедает. Печорин грустит, а вместе с ним и Белла, обделена невниманием и хладнокровием любимого по отношению к ней, грустит так же Максим Максимыч, наблюдая за всем этим.
Этого достаточно, чтобы понять, насколько Печорин самовлюбленный, и ради себя готов погубить судьбы других. Он всегда хочет большего. Печорин не знает чего он хочет от жизни, достигнув цели, он идет дальше, не зная, куда приведет следующий путь. Даже в случае с Бэлой, где царила взаимная любовь и романтика, Печорин все не остановился, он пошел дальше по неизведанному пути скуки и апатии.
Он не может найти свое призвание только потому, что Печорину плевать даже на самых близких, а не потому что ему просто все быстро надоедает, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч». Люди, которые не виделись годами найдут общий язык, но только не в случаи с Печориным, для него важно просто поскорее закончить разговор и уйти. В каждом из нас живет свой Печорин, «лишний человек». Эти черты, которые нам демонстрирует Печорин, навсегда останутся в людях, в какой стране или эпохе они бы не жили.
Также читают:
Картинка к сочинению В чем трагедия Печорина (по роману Герой нашего времени)
Популярные сегодня темы
Говорят, что каждый дом похож на своего хозяина. Если вы аккуратист, то и дома у вас аккуратно. Если в голове бардак, то и дома… А если вы Собакевич, то и дом у вас такой!
Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.
Ни один читатель не может оставаться равнодушным к описанию природы в произведениях И. С. Тургенева «Бежин луг». С первых строк раскрывается истинное отношение автора рассказа к простому человеку
Импрессионизм в поэзии, как я понимаю, состоит из тонких описаний. То есть картина такая рисуется не «чётко и просто», а намёками, полутонами. Когда смотришь слишком близко на картину импрессиониста
Здравствуй, дорогой дедушка Мороз! Я не знаю, веришь ли ты в меня, но я в тебя всё ещё верю. Прошедший год был очень удачным. Я без троек закончил четвёртый, и перешёл в пятый класс
В чем трагедия Печорина?
«Герой нашего времени» – произведение о трагедии целого поколения. М. Ю. Лермонтов подчеркивал, что образ Печорина – собирательный. Что он писал о том, кого часто встречал реальной жизни, о таком герое, каким он видел целое поколение. Вопрос о том, в чем трагедия Печорина, является важным для рассмотрения в настоящее время.
Образ Печорина
Печорин – очень противоречивый персонаж, которого сам автор показывает умным, красивым, образованным. Но Печорин является странным в глазах других людей. Он сознательно делает выбор в пользу циничности, холодности, бесчувственности. Он играет судьбами других людей, и признается, что ему это нравится. Он пренебрегает такими чувствами как любовь и дружба, которые всегда являлись самыми приоритетными. Возможно, именно в этом выборе заключается трагедия Печорина.
Героя нельзя назвать положительным, также как и к отрицательным его нельзя отнести однозначно. У Печорина есть все задатки для того, чтобы стать действительно хорошим персонажем. Но сам он выбирает путь «нравственного калеки». В беседе с Мери он признается, что общество сделало его таким. Именно эта проблема и является одной из основных в произведении.
Трагедия личности
Набор собственных качеств – это выбор каждого. Печорин спокойно, холодно и рассудительно анализирует собственное поведение. Он знает, как заставить страдать других, и не поступается принципами, когда ради собственной игры ему приходится ломать чужие судьбы. В сложности задачи он видит вызов, и не останавливается перед моральным выбором, хотя реальной значимости дела нет никакой. Из-за его прихотей гибнут и страдают люди, но его не останавливает это. Печорин способен оценивать себя объективно, но сознательно снова и снова не делает выбор в пользу нравственности. Все это похоже на некий эксперимент над собой. Трагедия заключается в том, что выбор в пользу цинизма сделан сознательно.
Трагедия поколения
Как влияет время на человека? В 30-е годы ХХ века, когда писалось произведение, нравственность и мораль действительно обесценились. Печорину скучно жить, он не преследует никаких высокоморальных целей. В его времени нет великой идеи, за которую хочется жить, к которой хочется стремиться, ради которой необходимо быть нравственным человеком. Печорин наделен многими положительными качествами. Но само время диктует условия их использования. Например, у Печорина есть прекрасное качество целеустремленность. Но использует он его не во благо обществу, а на удовлетворение собственных прихотей. Попутно он захватывает с собой и ломает множество жизней и судеб.
Причина трагедии для него кроется в обществе. По его мнению, именно оно сделало из него «нравственного калеку». Он понимает свою деградацию, видит себя изнутри. Но он привык так жить, и уже не способен вернуться в русло хорошей, нравственной, праведной жизни. Цинизм и холод в глазах стали для него маской, за которой ему удобно прятаться от самого себя.
Трагедия поколения в том, что талантливым, образованным людям нечем себя занять. Само время диктует условия, в которых личность с задатками положительного героя становится потерянной.
Эта тема актуальна и сегодня. Время влияет на людей, хотят они того или нет. Но необходимо помнить, что выбор собственного «Я» остается за каждым. Можно пойти на поводу у общества, стать «нравственным калекой», обречь себя на трагедию. Но чтобы противостоять этому течению, требуется сила и твердость характера. Стать героем своего времени – значит отличаться от сверстников в положительную сторону, а не уподобляться массе, собирая в себе все отрицательные качества.
3. Трагедия Печорина
«Покажите мне героя, и я напишу трагедию.»
Фрэнсис Скотт Фицджеральд
«Многие люди переживают трагедию. Но не для каждого ее пишет кто-нибудь вроде Софокла.»
Станислав Ежи Лец
Вопрос – в чем трагедия Печорина? – подразумевает, что трагедия эта была, и заставляет в то же время задуматься о том, что такое трагедия.
Словарь Ожегова определяет термин «трагедия» следующим образом:
1) Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.
2) Трагедия – потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.
Слово «трагедия» имеет греческое происхождение (tragodia, буквально – песнь козлов, от trаgos – козёл и odе – песнь) и обозначает драматический жанр, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу. Трагедия вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.
«Герой нашего времени» по формальным критериям и по сути своей не является трагедией в смысле жанра. В контексте настоящего опуса целесообразно уделить внимание другому смысловому значению слова «трагедия», связанному с несчастьем и тяжкими переживаниями.
Николай Бердяев в статье «Трагедия и обыденность» так определяет сущность трагедии: «Трагедия начинается там, где отрывается индивидуальная человеческая судьба от судьбы всего мира, а она ведь всегда отрывается, даже у самых обыденных людей, не понимающих трагедии, отрывается смертью. Но и сама жизнь ведь наполнена умиранием, умирают человеческие надежды, умирают чувства, гибнут силы, неожиданно сваливаются на нашу голову болезни. Объективно всякая человеческая жизнь трагична, но субъективно ощущают трагедию лишь те, перед которыми сознательно и остро предстал вопрос об их индивидуальной судьбе и которые бросили вызов всем признанным универсальным ценностям.»
Физически здоровый молодой человек, дворянского происхождения, материально обеспеченный, не испытывающий необходимости работать ради куска хлеба, попадает в неприглядную историю по собственной глупости. Вынужден уехать, как и подобает дворянину – в действующую армию, на Кавказ. Там проявляет себя расчетливым, хладнокровным, волевым офицером. Чего стоит одна только операция с конем бандита и террориста Казбича! Стравливая между собой представителей различных тейпов, Печорин добился как ослабления местного населения, противостоящего Империи, так и достижения своих личных целей. Такой, выражаясь современным языком, «замочит в сортире» и не моргнет, причем сделает это тонко, чужими руками. Не повезло Печорину со временем… Мог бы стать героем нашего времени. Но тут уж ничего не поделаешь, и рассматривать это как трагедию не стоит.
Так в чем же его трагедия? Можно ли сравнить ее с трагедией крепостного художника, разлученного с любимой и запоротого до полусмерти идиотом-помещиком? С трагедией великого ученого, погибшего в сталинских застенках? Или с трагедией ветерана Великой Отечественной Войны, живущего в ветхой хибарке и слушающего через 65 лет после Великой Победы обещания чиновников новой России предоставить ему человеческое жилье?
Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “. такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. я стал скрытен. я стал злопамятен. я сделался завистлив. я выучился ненавидеть. я начал обманывать. я сделался нравственным калекой. ”
В дневнике Печорина мы читаем: “. Первое мое удовольствие подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Имея достаточно ума, чтобы управлять другими, Печорин не имеет ни чувства, ни здравого смысла, чтобы управлять с пользой самим собой, не говоря уж о том, чтобы сделать кого-нибудь счастливым.
Замечательный русский литературный критик и мыслитель Дмитрий Иванович Писарев, идеи которого актуальны и в наше непростое время, анализируя сходство и различие между «лишними» и «новыми» людьми, называл Онегина и Печорина «скучающими трутнями», разницу между ними видел в темпераменте: «Онегин холоднее Печорина, и поэтому Печорин дурит гораздо больше Онегина. Немножко Онегиным, немножко Печориным бывал и до сих пор бывает у нас всякий мало-мальски умный человек, владеющий обеспеченным состоянием, выросший в атмосфере барства и не получивший серьезного образования».
Многие критики видели причины страданий Печорина не столько в общественных условиях, сколько в самой натуре героя. Аполлон Григорьев отмечал «болезненное развитие самой личности» Печорина. Александр Васильевич Дружинин, писатель и переводчик Байрона и Шекспира, писал, что трагедия Печорина в том, что «по гордости своей неспособный к труду и сознанию своей пустоты, он тягостно ворочается в кругу отношений, не представляющих ему ни радости, ни средств к добру, ни путей к усовершенствованию». В минуту грусти Печорин рассуждает: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. Так кто же виноват? Будучи неглупым человеком (в сравнении с Грушницким – просто Леонардо да Винчи), не нашел применения необъятным силам, не обрел близких по духу друзей и единомышленников. Семью, наконец, не завел. Делом не занялся. Дурной характер и недостаток ума – вот и вся трагедия. Наверное, половина населения земного шара имеет подобную трагедию, заставляя при этом страдать другую половину!
Великий писатель и философ Федор Михайлович Достоевский, говоря о развитии и перерождении типа Онегина («страдальца русской сознательной жизни»), пишет: «В Печорине он дошел до неутолимой, желчной злобы и до странной, в высшей степени оригинально-русской противоположности двух разнородных элементов: эгоизма до самообожания и в то же время злобного самонеуважения. И всё та же жажда истины и деятельности, и всё то же вечное роковое „нечего делать!“. От злобы и как будто на смех Печорин бросается в дикую, странную деятельность, которая приводит его к глупой, смешной, ненужной смерти».
Владимир Набоков в предисловии к своему переводу «Героя нашего времени» на английский язык, с присущими ему иронией и скептицизмом, нередко скрытыми изящным стилем, не принимает всерьез утверждение Лермонтова о том, что портрет Печорина «составлен из пороков всего нашего поколения». «На самом деле этот скучающий чудак – продукт нескольких поколений, в том числе нерусских; очередное порождение вымысла, восходящего к целой галерее вымышленных героев, склонных к рефлексии…» «Соотнесенность Печорина с конкретным временем и конкретным местом придает, конечно, своеобразие плоду, взращенному на другой почве, однако сомнительно, чтобы рассуждения о притеснении свободомыслия со стороны тиранического режима Николая 1 (1825 – 1856) помогли нам его распробовать.»
Человек как личность – продукт взаимодействия различных по природе своей факторов. Воспитание, образование накладываются на природные наклонности, обусловленные генетической информацией, переданной человеку родителями, и на архетипы сознания, пришедшие из глубины веков. При полноценном анализе литературного произведения нельзя не учитывать и психофизиологические особенности автора и его героев, что, в случае «Героя нашего времени» дает обоснованное объяснение противоречивому и амбивалентному характеру Печорина.
Хотя проявления нарциссического гнева весьма разнообразны, тем не менее «у него есть особый психологический привкус, благодаря которому он занимает собственную нишу среди широкого спектра проявлений агрессивности человека». Целями жизни становятся для человека, одержимого нарциссическим гневом, жажда мести, исправление допущенной несправедливости. Он стремится загладить обиду любым способом. «Глубоко укоренившаяся мания претворения в жизнь данных целей не дает покоя тем, кто испытал на собственной шкуре нарциссическую обиду».
Rancour-Laferriere считает, что в основе садистского обращения Печорина с княжной Мери и его немилосердных выпадов против Грушницкого также лежит нарциссический гнев. Данная разновидность гнева явственно проглядывает в так называемых «юнкерских поэмах» Лермонтова, где прославляется жестокость; многие произведения Лермонтова отмечены печатью «садизма» (особенно по отношению к женщинам), «нигилизма», «мизантропии», «затаенной ненависти». Факты из жизни Лермонтова, свидетельства современников подтверждают, что поэт обращался с окружающими с изрядной жестокостью.
Однако, по мнению Rancour-Laferriere, «его садизм был ответной реакцией на обиду, ранее нанесенную его эго, то есть основой садистских наклонностей нашему поэту служила его оскорбленная нарциссическая самость». Это обстоятельство ни в коей мере не оправдывает Лермонтова, но помогает понять истоки его поведения и творчества. «Михаил Юрьевич негодует против всего жизненного уклада, но сама грандиозность гнева выдает его собственную нарциссическую природу:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка. »
Врожденные черты и приобретенные, иногда в результате трагических обстоятельств, качества М.Ю. Лермонтова, оказавшие решающее влияние на формирование его личности, являются причиной того явления, которое принято называть трагедией Печорина. Достаточно очевидно, что Печорин в известном смысле является отражением автора «Героя нашего времени». «Трагедией Печорина» это явление можно назвать лишь условно – страдают то в основном окружающие люди. В трагическую ситуацию попадают Вера, княжна Мери, Белла, Максим Максимыч, Грушницкий и даже уголовный элемент Казбич, вызывающий на фоне Печорина некоторое сочувствие. Даже малолетняя преступница из «Тамани» переживает немалый стресс при общении с Григорием Александровичем.
Герой романа – личность неприятная, не вызывающая симпатии у мыслящего читателя. При этом, как отметил В.Набоков, «проза Лермонтова далека от изящества; она суха и однообразна, будучи инструментом в руках пылкого, невероятно даровитого, беспощадно откровенного, но явно неопытного молодого литератора. Его русский временами так же коряв, как французский Стендаля; его сравнения и метафоры банальны; его расхожие эпитеты спасает разве то обстоятельство, что им случается быть неправильно употребленными.»
«Что же в таком случае составляет вечную прелесть этой книги? Отчего ее так интересно читать и перечитывать?» – задает вопрос Владимир Набоков. «Уж конечно не ради стиля, хотя, как это ни покажется забавным, школьные учителя в России всегда склонны были видеть в ней образец русской прозы». «Досадные изъяны лермонтовской прозы» особенно очевидны в сравнении с отработанным «до совершенства, до магического артистизма» стилем Л.Н.Толстого, которого некоторые литературоведы считают литературным преемником Лермонтова.
Однако нельзя не поражаться «исключительной энергии повествования и замечательному ритму» лермонтовской прозы, который «ощущается не так на уровне фразы, как на уровне абзаца. Слова сами по себе незначительны, но, оказавшись вместе, они оживают». Для чувствительного читателя «лиризм и очарование этой книги в значительной мере заключаются в том, что трагическая судьба самого Лермонтова каким-то образом проецируется на судьбу Печорина».
Кавказ для Лермонтова, а, стало быть, и для Печорина, в известном смысле то же, что Индия для Редьярда Киплинга:
«За Суэцом, на Востоке, где мы все во всем равны,
Где и заповедей нету, и на людях нет вины…»
«И теперь я понимаю, что солдаты говорят:
“Кто услышал зов Востока, тянет всех туда назад”.
Тянет всех туда назад,
В пряный, пьяный аромат,
В край, где солнце, и заливы, и колокола гремят…»
«О дорога в Мандалей,
Где заря приходит в бухту, точно гром из-за морей.»
(«Mandalay» в прекрасном переводе Михаила Гутнера).
Подводя итоги этого небольшого сочинения, не претендующего на исчерпывающий анализ обсуждаемой темы, а лишь отражающее скромное мнение автора этих строк, хотелось бы сказать следующее. «Трагедия Печорина», выражаясь современным языком, не дотягивает до реальной трагедии. В лучшем случае – это «козлиная песнь». Печорин – не Гектор могучий и не ставший синонимом трагического персонажа царь Эдип. Не похож он и на благородного Ахиллеса, Пелеева сына, испытывавшего гнев «грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал», и, тем более, на хитроумного Одиссея, на долгие годы разлученного с родной Итакой и любимой женой. Если уж пользоваться античными аналогиями, он – Вздуломорда, повелитель болот злобный, который был разжигателем войн меж мышей и лягушек.
Печорин – личность пассионарная, но лишенная идеологических установок и духовных основ. Тем не менее, книга «Герой нашего времени» читается с интересом и в наше время. Рискнем предположить, что причина этому не только в стилистических особенностях лермонтовского повествования, тонко подмеченных В.Набоковым, но и в том, что тип Печорина вполне адекватен, более того – комплементарен, современному состоянию российского общества. Это трагедия, но не Печорина…