в чем заключается теория фрейда
Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут
Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психологии психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.
Как появился психоанализ?
В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.
Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.
Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.
В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.
Базовые идеи психоанализа
Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.
Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.
Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:
Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.
Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:
Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.
Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.
Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:
Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.
Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:
Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.
Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».
Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.
Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами, такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.
Краткое резюме
Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:
Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.
Такой противоречивый фрейдизм: психоанализ в истории и современности
Если спросить случайного человека, какие ассоциации у него есть с психологией, он, скорее всего, упомянет психоанализ Фрейда. Предлагаем узнать, в чем заключается его теория и насколько этот подход актуален в наши дни.
Содержание
Психоанализ в психологии определяется как совокупность теорий и терапевтических техник, которые берут свое начало в работах и теориях Зигмунда Фрейда.
В основе этой теории лежит убеждение, что все люди обладают бессознательными мыслями, чувствами, желаниями и воспоминаниями.
Психоанализ: основные идеи
Психоанализ предполагает, что люди могут испытать катарсис (процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения) и получить представление о своем текущем состоянии ума, осознав содержание бессознательного материала, хранящегося в их головах.
Благодаря этому процессу человек может найти облегчение от психологического стресса. Также эта теория предполагает следующее:
Основатель и краткая история психоанализа
Основателем психоанализа и психодинамического подхода к психологии был австрийский невролог и психиатр Зигмунд Фрейд. Он считал, что человеческий разум состоит из трех элементов: ид, эго и супер-эго.
Теории Фрейда о психосексуальных стадиях, бессознательном и символике сновидений по-прежнему популярны как среди психологов, так и среди непрофессионалов, но сегодня многие относятся к его работам скептически.
Наблюдения и теории Фрейда по большей части были основаны на клинических случаях, а также тематических исследованиях — так, техники психоанализа представлены в «Пяти основных клинических случаях Фрейда», в которых описана работа ученого с неврозами и психозами.
Подобный подход затруднял обобщение выводов для широкой публики, но тем не менее теории Фрейда изменили наше представление о человеческом разуме и поведении, благодаря чему оставили неизгладимый след в психологии и культуре.
Кроме того, дело отца продолжила дочь Зигмунда Фрейда, Анна, которая оставила значительный след в этой области. Среди других важных представителей психоанализа — Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Карл Юнг, Карл Абрахам, Отто Ранк, Джон Боулби, Мелани Кляйн, Карен Хорни и Сабина Шпильрейн, также внесшие ключевой вклад в эволюцию психоаналитической теории.
Сознательный и бессознательный разум в психоанализе
Подсознание включает в себя все то, что находится за пределами нашего сознательного восприятия, например, воспоминания раннего детства, тайные желания, а также скрытые побуждения.
Согласно Фрейду, бессознательное содержит вещи, которые мы могли бы счесть неприятными или даже социально неприемлемыми. Мы хороним эти вещи в своем бессознательном, потому что они могут принести нам боль или конфликт.
Хотя эти мысли, воспоминания и побуждения находятся за пределами нашего сознания, они все еще влияют на то, как мы думаем и ведем себя. В некоторых случаях мысли и воспоминания, которые находятся за пределами нашего осознания, могут негативно влиять на поведение и приводить к психологическим расстройствам.
С другой стороны, сознательный разум включает в себя все, что находится внутри нашего сознания. Содержимое сознательного разума — это то, что мы осознаем или можем легко осознать.
Ид, эго и супер-эго
Фрейд считал, что личность индивида состоит из трех компонентов: ид, эго и супер-эго.
Первый из ключевых элементов личности, который должен проявиться, известен как идентификатор. Идентификатор содержит все бессознательные, базовые и первичные побуждения.
Второй аспект личности, который должен проявиться, известен как эго. Это та ее часть, которая обязана соответствовать требованиям реальности. Эго помогает контролировать побуждения личности и заставляет нас вести себя реалистично и приемлемо. В дополнение к контролю над ее требованиями, эго также помогает установить баланс между нашими основными побуждениями, идеалами и реальностью.
Супер-эго
Защитные механизмы эго
Защитные механизмы — это стратегии, которые эго использует, чтобы защитить себя от беспокойства. Эти инструменты действуют как защита от проникновения в наше сознание неприятных или тревожащих аспектов бессознательного.
Когда что-то воспринимается как подавляющее или даже неподходящее, защитные механизмы препятствуют проникновению информации в наше сознание, что сводит к минимуму наши страдания.
Сильные и слабые стороны психоанализа
В течение начала XX века влияние психоанализа быстро росло. Однако не обошлось без критики. Давай взглянем на плюсы и минусы этой теории.
Сильные стороны
Несмотря на то, что большинство психодинамических теорий не опирались на экспериментальные исследования, методы и теории психоаналитического мышления способствовали развитию экспериментальной психологии.
Многие теории личности, разработанные психодинамическими мыслителями, такие как теория психосоциальных стадий Эриксона и теория психосексуальной стадии Фрейда, продолжают оказывать влияние на эту область и в наши дни.
Психоанализ открыл новый взгляд на психические заболевания, в частности, на то, что обсуждение проблем с профессионалом-психоаналитиком может помочь облегчить психологическое расстройство человека.
Слабые стороны
Теории Фрейда придавали чрезмерное значение подсознанию, сексу, агрессии и детским переживаниям. Многие концепции, предложенные теоретиками данного направления, трудно измерить и количественно оценить.
Большинство идей Фрейда были основаны на тематических исследованиях и клинических наблюдениях, а не на эмпирических научных исследованиях.
Поддержка и критика психоанализа
Многие люди скептически относятся к психоанализу, потому что доказательства, подтверждающие его эффективность, часто рассматриваются как слабые. Один из главных аргументов тех, кто критикует психоанализ, заключается в том, что он не так эффективен, как другие методы лечения.
Однако некоторые исследования эффективности этого подхода получили поддержку со стороны общества психологов. В одном систематическом обзоре предыдущих исследований был сделан вывод о том, что подобная терапия является эффективным методом лечения, который приводит к уменьшению симптомов и долгосрочным изменениям, которые сохранялись в течение многих лет после окончания лечения.
Обзор 2015 года показал, что психодинамическая терапия может быть эффективной при лечении ряда расстройств, включая:
Кроме того, критики указывают на то, что психоанализ часто требует вложения времени, денег и усилий. Он также, как правило, является долгосрочным процессом. В мире, в котором мы живем сегодня, люди обычно стремятся к быстрым результатам и подходам, которые дают эффект в течение нескольких дней, недель или месяцев. А психоаналитическая терапия обычно включает в себя работу с терапевтом в течение нескольких лет.
Вклад Фрейда в психологию
Многие идеи Фрейда потеряли популярность в психологии, но это, конечно, не означает, что его работа лишена определенных достоинств. Исследования также подтверждают, по крайней мере, некоторые из оригинальных идей Фрейда.
Его подход к терапии (в частности, предположение о том, что психическое заболевание поддается лечению и что разговор о проблемах может принести облегчение) был революционной концепцией, которая изменила наш подход к лечению психических заболеваний.
Стоит отметить, что Зигмунд Фрейд во многом был «продуктом» своего времени. Хотя он стал известен своими смелыми теориями (которые считались особенно шокирующими в викторианский период), его взгляд на мир был окрашен временем, в котором он жил.
Если бы Фрейд был жив сегодня, к его идеям можно было бы относиться совсем по-другому — и его собственная работа, скорее всего, пошла бы в другом направлении. Некоторые предположили, что если бы знаменитый психиатр был нашим современником, он, вероятно, интересовался бы темами, связанными с функционированием мозга.
Это мнение вызвано тем, что до развития идей психоанализа интересы Фрейда были сосредоточены на разработке нейронной модели поведения. Современные исследователи также предполагают, что нейробиологические основы психоанализа заслуживают дальнейшего исследования.
Психоанализ сегодня
Многие современные психологи относятся к психоанализу скептически. Некоторые даже откровенно насмехаются над школой мысли Фрейда. В мире психологии, где доминируют когнитивные процессы, нейробиология и биопсихология, есть ли еще место для чего-то подобного?
Некоторые предполагают, что психоанализ отошел на второй план как академическая тема в психологии отчасти из-за его неспособности проверить обоснованность своего терапевтического подхода и более ранних неудач в обосновании дисциплины на основе фактических данных.
Источники и литература:
1) Paris J. Is psychoanalysis still relevant to psychiatry? Can J Psychiatry. 2017
2) American Psychoanalytic Association. About psychoanalysis.
3) Shedler J. The efficacy of psychodynamic psychotherapy. Am Psychol. 2010
4) de Maat S, de Jonghe F, Schoevers R, et al. The effectiveness of long-term psychoanalytic therapy: A systematic review of empirical studies. In: Database of Abstracts of Reviews of Effects (DARE): Quality-assessed Reviews [Internet]. York (UK): Centre for Reviews and Dissemination (UK); 2009
5) Fonagy P. The effectiveness of psychodynamic psychotherapies: An update. World Psychiatry. 2015
6) Fonagy P. Psychoanalysis today. World Psychiatry. 2003
7) Solms ML. The neurobiological underpinnings of psychoanalytic theory and therapy. Front Behav Neurosci. 2018
8) Redmond J, Shulman M. Access to psychoanalytic ideas in American undergraduate institutions. J Am Psychoanal Assoc. 2008
9) Cieri F, Esposito R. Psychoanalysis and neuroscience: The bridge between mind and brain. Front Psychol. 2019
Психоанализ Фрейда кратко — основные положения теории
Психоаналитическая теория Фрейда предполагает, что поведение обусловливается психологическими силами, согласуясь с положением психического детерминизма. Бессознательные силы часто пересиливают сознательные, продуцируя симптомы неврозов, сновидения и ошибки в повседневной жизни. Сновидения могут интерпретироваться в процессе поиска их символических значений (латентное содержание). Бессознательное развивается, когда вытесняются неприемлемые мысли. Личность можно описать с точки зрения трех структур. Ид функционирует согласно первичному процессу и принципу удовольствия, находясь в бессознательном поиске немедленного удовлетворения биологических стимулов, и является источником психической энергии (либидо). Эго действует согласно вторичному процессу и принципу реальности; оно адаптируется к реальности, используя защитные механизмы, чтобы уладить внутрипсихический конфликт. Суперэго представляет ограничения общества и дает чувство вины и эго-идеал.
Личность развивается, проходя через пять стадий психосексуального развития. Основное формирование происходит в течение оральной, анальной и фаллической стадий, от рождения и до 5 лет. Латентная стадия представляет собой «затишье» перед финалом — генитальной стадией взросления. Фиксация, особенно на первых трех стадиях, препятствует развитию и может продуцировать симптомы, которые излечиваются при помощи психоанализа. Основной техникой психоанализа являются свободные ассоциации, позволяющие раскрыть бессознательный материал. К другим важным элементам лечения относятся толкование сновидений, катарсис и инсайт. Раскрытие памяти в терапии представляет собой спорную технику, использование которой может в результате привести к возникновению ложных воспоминаний.
Хотя многие психоаналитики разделяют убеждение Фрейда, что наблюдения за психоаналитическим лечением предоставляют достаточно свидетельств, подтверждающих теорию, другие все же в процессе изысканий предпринимают попытки эмпирической верификации исследования, но с разным успехом. Предлагались и альтернативные объяснения феноменов бессознательного, например когнитивное (вместо динамического) бессознательное.
Глоссарий
Основные понятия психоаналитической теории З. Фрейда
Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития, от 1 до 3 лет.
Анальный характер — тип личности, сформировавшийся в результате фиксации в возрасте от 1 до 3 лет, характеризующийся склонностью к порядку, скупости и упрямству.
Бессознательное — психические процессы, неосознаваемые человеком.
Боязнь кастрации — страх, мотивирующий развитие мальчиков от 3 до 5 лет.
Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт — Конфликт внутри личности между желаниями ид и ограничениями суперэго.
Вторичный процесс — сознательное психическое функционирование, при котором преобладает эго; характеризуется логическим мышлением.
Вытеснение — защитный механизм, при котором неприемлемые импульсы становятся бессознательными.
Генитальная стадия — зрелая стадия психосексуального развития.
Генитальный характер — здоровый тип личности.
Замещение — защитный механизм, при котором энергия переносится с одного объекта или вида деятельности на другой.
Защитные механизмы — стратегии эго, направленные на преодоление бессознательного конфликта.
Ид — наиболее примитивная структура личности, источник психической энергии.
Идентификация — защитный механизм, при котором человек «объединяется» с другой личностью или копирует ее.
Изоляция — защитный механизм, при котором вызывающий конфликт материал хранится несвязанным с другими мыслями.
Инсайт — осознанное узнавание своей мотивации и бессознательных конфликтов.
Интеллектуализация — защитный механизм, при котором человек сосредоточен на размышлении и избегает чувств.
Катарсис — терапевтический эффект, возникающий при раскрытии эмоций, когда ранее вытесненный материал выходит в сознание.
Катексис — направленность психической энергии на объект.
Конверсионная истерия — форма невроза, при которой психологический конфликт проявляется в физических симптомах (но без физических повреждений).
Конденсация — сочетание двух или более образов; характеристика первичного процесса (например, в сновидении).
Контртрансфер — реакция аналитика на пациента, искаженная нерешенными конфликтами.
Либидо — психическая энергия, проистекающая из сексуальности.
Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития, с рождения до года.
Оральный характер — тип личности, возникающий в результате фиксации на первой стадии психосексуального развития; характеризуется оптимизмом, пассивностью и зависимостью.
Отрицание — примитивный защитный механизм, при котором материал, продуцирующий конфликт, просто вытесняется.
Ошибка по Фрейду — психологически мотивированная ошибка в речи, поведении и так далее (например, забывание дня рождения нелюбимого родственника).
Парапраксис — психологически мотивированная ошибка, обычно называемая «ошибка по Фрейду».
Первичный процесс — бессознательное психическое функционирование, в котором преобладает ид; характеризуется нелогичным символическим мышлением.
Предсознательное — психическое содержание, неосознаваемое человеком, но которое может легко выйти в сознание.
Принцип реальности — модель функционирования эго, при котором устанавливается соответствующий контакт с внешним миром.
Принцип удовольствия — мотивация ид к получению удовольствия и избежанию боли.
Проективный тест — тест, представляющий неоднозначные стимулы, например кляксы или картинки, таким образом, что реакция человека, выполняющего тест, будет обусловлена бессознательным.
Проекция — защитный механизм, при котором собственный неприемлемый импульс неправильно приписывается другому.
Психоанализ — теория Фрейда и ее применение в терапии.
Рационализация — защитный механизм, при котором предлагаются различные сознательные объяснения, а не истинные мотивации бессознательного.
Реактивное образование — защитный механизм, при котором человек думает или ведет себя «от противного» — к неприемлемому бессознательному импульсу.
Свободные ассоциации — психоаналитическая техника, при которой пациент говорит все, что приходит в голову, позволяя раскрыться бессознательным связям.
Скрытое содержание — спрятанное бессознательное значение сновидения.
Сознание, познание — психические процессы, позволяющие человеку осознавать, познавать.
Сублимация — защитный механизм, при котором импульсы выражаются в социально приемлемой форме.
Суперэго — структура личности, «внутренний голос» ограничений общества и родителей.
Танатос — инстинкт смерти.
Трансфер — в терапии: перенос на терапевта чувств пациента, основанных па его ранних переживаниях.
Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития, от 3 до 5 лет. Фиксация — остановка нормального развития на определенной психосексуальной стадии.
Эго — наиболее зрелая структура личности; служит связующим звеном в интрапсихическом конфликте и средством совладания с внешним миром.
Эдипов комплекс — конфликт, переживаемый мальчиком в возрасте от 3 до 5 лет, включая сексуальную любовь к матери и агрессивное соперничество с отцом. Эрос — инстинкт жизни.
Явное содержание — лежащее на поверхности значение сновидения.