в чем заключается техническая сторона промышленного переворота
Стороны промышленного переворота
Промышленный переворот (индустриальная революция) имел две стороны:
б) Социальную – изменение социального состава занятых в промышленности. Раньше большинство составляли цеховые ремесленники (мастера и подмастерья), скупщики и надомные работники. Теперь растут численность и социальное значение промышленной буржуазии или фабрикантов (владельцев фабрик), и промышленных наемных рабочих (не имеющих своих орудий труда и сосредоточенных на фабриках) или пролетариата.
Предпосылки промышленного переворота
Возникновению машинной (фабричной) промышленности в Англии способствовали два условия: 1) Появление больших масс людей, не имеющих своего хозяйства, т.к. в XVII-XVIII вв. землевладельцы лишили наделов почти всех крестьян. Чтобы существовать, эти люди были вынуждены наниматься на работу на фабрики. 2) Наличие капиталов (денег) для организации фабричного производства – приобретения сырья, дорогостоящего оборудования, оплаты рабочим. Эти капиталы возникли в результате работорговли, ограбления крестьян и народов колоний.
Лекция № 20. Страны Европы и Америки в XIX веке
Реакция и либерализм
После победы над Наполеоном, по инициативе России, в 1815 г. был создан «Священный союз» для борьбы с революционным движением. В 1815-1819 гг. в Европе господствовала реакция: революционеров преследовали, гражданские права ограничивались. Но в 1820-1823 гг. в Испании, Португалии, Неаполе и Пьемонте произошли революции, во главе которых стояли военные. Были проведены либеральные преобразования – королевская власть ограничена, введена свобода предпринимательства. Однако, эти революции были подавлены; в Испании, Неаполе и Пьемонте с помощью «Священного союза» (Франции и Австрии).
Во Франции в июле-августе 1830 г. победила революция: Бурбоны были свергнуты и королем провозглашен Луи-Филипп, герцог Орлеанский (из боковой ветви Бурбонов). К власти пришли крупные банкиры, промышленники и землевладельцы, но большинство населения не получило избирательного права.
В Англии в 1832 г., в результате массового движения, была проведена парламентская реформа: промышленная буржуазия (фабриканты) увеличила свое представительство в парламенте; однако большинство народа не получило права голоса. В 30х-40х гг. Англию охватило массовое движение за «всеобщее» избирательное право для мужчин (чартизм), но оно не увенчалось успехом.
Рабочее движение
Рабочее движение становится заметным явлением социальной жизни; рабочие требовали улучшения условий своего существования. В Англии до 20х гг. имели место выступления «разрушителей машин» (луддитов), которые были подавлены; однако в 1824 г. рабочие получили право создавать профсоюзы (тред-юнионы) для выработки соглашений о зарплате. Во Франции в Лионе произошли два восстания рабочих (в 1831 и 1834 гг.), которые были подавлены; причем в 1834 г. рабочие требовали установления республики. В 1844 г. в Силезии (Пруссия) восстали ткачи; восстание было подавлено.
В чем заключается техническая сторона промышленного переворота
Промышленный переворот – это переход от ручного производства к машинному, от мануфактур к фабрикам и заводам. Переход сопровождался изменениями в жизни общества. Настоящий конспект о промышленном перевороте в Европе. Про пром.переворот в России смотрите в конспекте «Начало промышленного переворота в России»
Аграрная революция в Англии.
К 70-м гг. XVIII в. складывавшаяся веками система ведения сельского хозяйства в Англии разрушилась. В деревню всё сильнее вторгался капитализм. Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским, в почти полном исчезновении крестьян — мелких собственников.
Сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих и исчезновение крестьянства, рост продуктивности сельского хозяйства — всё это получило название аграрная революция.
Началось освоение заброшенных ранее земель, применение удобрений. Появился передовой севооборот — вместо того чтобы оставлять землю под паром, её стали засевать кормовыми травами. Так создавались условия для увеличения производства зерна и мяса, а цены на зерно даже снизились.
Условия промышленного переворота.
К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота. Во-первых, завершившаяся аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук. Быстрыми темпами росло население. В 1700 г. оно составляло чуть больше 6 млн, а в 1790 г. — 8,2 млн человек. Всё «избыточное» население готово было работать в промышленности. Во-вторых, сложился рынок сбыта товаров. Росли города и городское население. В деревне богатые арендаторы нуждались в покупке инвентаря, удобрений. В-третьих, в результате земельных спекуляций внутри страны (перепродажи земель, изъятых у английской короны и ирландцев), ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.
Как произошел промышленный переворот.
Начался он с изобретения машин. Уже давно изобретатели мечтали заменить труд человека машиной. Английские ткани не могли соперничать по своему качеству с индийскими, недорогими, прочными, хорошо выдерживающими стирку. Ручное производство в Англии было дороже, чем в Индии, и организовать производство дешёвых тканей можно было только при помощи машин.
Механик Джон Кей усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока». Прежде сам ткач вынужден был пропускать челнок между нитями основы. Теперь челнок перебрасывался нажатием педали. Это изобретение ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи. В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретён. Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру. В 1767 г. плотник Хейс создал прядильную машину, приводимую в движение водяным колесом и отличавшуюся высокой производительностью. Успехи в прядении вызвали появление механических ткацких станков. Новый станок Эдмунда Картрайта в 40 раз увеличил производительность труда. Создание универсальной паровой машины Джеймса Уатта (1784) позволило строить фабрики в любом удобном месте. В 1784 г. металлург Корб изобрёл прокатный стан, а Модели — токарный станок.
Положение рабочих.
Часто на фабрике трудились всей семьёй. Женщины работали прядильщицами, а детям поручалось связывать оборванные концы нитей или убирать мусор. Здесь же работали и мужчины — пряли или ремонтировали машины. Рабочие жили в очень тяжёлых условиях. Существовали многочисленные штрафы — за опоздание, за ругань, за неопрятность. Некоторые фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей — дешёвую рабочую силу. Дети работали с 5—8 лет. На фабриках не существовало никакой охраны здоровья и труда рабочих.
«Золотой треугольник»
Самой яркой отличительной чертой экономики Англии XVIII в. являлась торговля, при этом вывоз товаров преобладал над ввозом. Ливерпуль превращается в настоящий хлопковый порт. Но центром атлантической торговли становится Бристоль, важнейшим источником богатства которого была торговля рабами.
Многие предприимчивые купцы и предприниматели сколотили себе состояние благодаря так называемому «золотому треугольнику»: гружённый английскими промышленными изделиями корабль отправлялся в один из африканских портов, где они продавались, а на вырученные деньги у работорговцев приобретались похищенные африканские невольники; их перевозили в Америку или к берегам Вест-Индии, поскольку там за них давались хорошие деньги. После этого корабль возвращался в Англию с грузом сахара или табака, что опять приносило немалый доход.
Конспект урока «Промышленный переворот«.
Промышленная революция
Из Википедии — свободной энциклопедии
Промы́шленная револю́ция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках.
Основным следствием промышленного переворота являлась индустриализация — переход от преимущественно аграрной экономики к промышленному производству, в результате которого произошла трансформация аграрного общества в индустриальное.
Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом считается, что период, когда происходили эти изменения, начинается от второй половины XVIII века и продолжается в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии, а также утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.
Промышленная революция совпала не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий) и увеличением жизненного уровня населения.
Начавшись в Великобритании, промышленная революция, пройдя по странам Европы и США, позволила на протяжении жизни всего лишь 3—5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.
§ 1—2. Индустриальные революции: достижения и проблемы
Завершение промышленного переворота.
В первой половине XIX в. промышленный переворот вступил в стадию своего завершения. Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что машины создаются при помощи станков.
Наиболее развитой страной в области промышленного производства в Европе в первой половине XIX в. оставалась Англия, где широко использовались паровые машины, возникали новые индустриальные центры, особенно на северо-западе страны. На примере Англии можно рассмотреть процесс завершения промышленного переворота.
К середине XIX в. в Лондоне и ряде других городов появились заводы современного типа — огромные застеклённые помещения, оборудованные станками. Это была революция в производстве — станки заменили кустарей. Увеличилась скорость обработки металла, с помощью станков изготовляли различные механизмы. Возникла новая отрасль промышленности — машиностроение.
Первым современным станком из металла считается токарный станок Генри Модсли (1771 —1831), изобретённый им около 1800 г. Станок заменил ручной труд в трёх операциях, требовавших обработки металла с большой точностью. Английские инженеры Модели, Нэсмит и Уитворт создали разнообразные станки, позволяющие производить машины при помощи машин.
Заводы стали частью английского городского пейзажа. В таких городах, как Бирмингем, Манчестер, не было видно неба из-за рядов дымящихся труб. «Если бы перед нашими глазами могла волшебным образом предстать Англия 1685 г., мы бы не узнали ни одного из сотни пейзажей, ни одного из десятка тысяч сооружений. Помещик не узнал бы собственного имения», — писал в 1848 г. английский историк и политический деятель Т. Маколей.
Рис. Чугунолитейный завод в Англии в 30-х гг. XIX в.
Успешно развивались судостроение, добыча каменного угля, текстильное производство.
На текстильных предприятиях механизировали нанесение рисунка на ткань, и двое рабочих делали то, над чем прежде трудились 50 человек. Но одним из самых крупных новшеств стал автоматический станок французского изобретателя Жозефа Мари Жаккара (1752—1834).
30—40-е гг. XIX в. в Англии — это время быстрого железнодорожного строительства. К середине века железнодорожная сеть в основных чертах была создана и обслуживала быстро развивавшийся внутренний рынок и внешнюю торговлю. Как вы знаете, английский флот давно уже господствовал на морях, и теперь за рубеж отправлялись изделия текстильной и тяжёлой промышленности, особенно станки.
Рис. Применение паровой молотилки в помещичьем хозяйстве Германии
Развивалась химическая промышленность, которая производила красители, удобрения, медикаменты.
Промышленный переворот затронул и сельскохозяйственное производство. На смену деревянным пришли орудия труда из железа и стали.
К 1825 г. в Англии завершилась аграрная революция. В стране стали преобладать фермерские хозяйства, где применялись прогрессивные способы земледелия и новая техника: на полях появились сеялки, молотилки, усовершенствованные плуги. Фермеры нового поколения отказывались от старых, патриархальных отношений с работниками.
Прежде работник нанимался, как правило, на ежегодной ярмарке сроком на один год. Если фермер и батрак были довольны друг другом, то срок мог быть продлён. При этом работник питался за одним столом с хозяином и его семьёй. Теперь фермер нанимал батрака только по мере надобности — на месяц, неделю. Снижалась и их заработная плата.
Развитие машиностроения требовало всё больше металла, что и вызвало ряд новых изобретений в металлургии. Станки из железа были недостаточно прочны и быстро ржавели. Люди знали, что сталь отличается большей гибкостью и меньше подвергается ржавчине. Почему же до середины XIX в. сталь редко применялась в промышленности? Ответ прост: её производство было слишком дорого. Новые изобретения удешевили этот процесс. Тогда и наступило время, названное эпохой стали.
Как вы знаете, железную руду в доменных печах давно уже выплавляли не на древесном, а на каменном угле. Для ускорения плавки в печь нагнетали горячий воздух. Английский инженер Генри Бессемер (1813—1898) в 1856 г. изобрёл для выплавки стали вращающуюся печь — конвертер. В конвертере воздух продувался через горячий чугун и лишний кислород выгорал. Чугун превращался в сталь.
Рис. Конвертер Бессемера
Почти одновременно Эмиль и Пьер Мартены (Франция) сконструировали специальную печь, позволявшую выплавлять сталь более высокого качества. Печь была названа их именем — мартеновская. Затем был создан прокатный стан, позволявший производить листовую сталь, и она начала своё победное шествие. В 60-е гг. XIX в. на воду спустили первый стальной корабль. Но путь к этому событию был долгим и непростым.
Переворот в средствах транспорта.
Веком железных дорог назвали XIX в. Подумаем, чем это вызвано.
Первую железную дорогу построил в 1825 г. в Англии Джордж Стефенсон (1781 —1848), талантливый самоучка, сын рудничного кочегара. Дорога соединила города Стоктон и Дарлингтон. В 1829 г. построили железную дорогу между Ливерпулем и Манчестером. Это явилось началом. Первыми использовать новый вид транспорта стали на угольных шахтах.
Однако настоящий железнодорожный бум произошёл в последней трети XIX в. Промышленный переворот и начавшаяся индустриализация сделали необходимой революцию в средствах транспорта. Из далёких колоний привозили хлопок в английские порты, и его надо было перевезти к текстильным фабрикам. К ним же необходимо было доставить и каменный уголь. А как вывезти готовую продукцию? Росли города, и их население нуждалось в продуктах питания. Расширялся мировой рынок, теснее становились экономические связи между странами и континентами, и всё это требовало развития железнодорожного строительства.
В 80-е гг. между Лондоном и Константинополем стал курсировать знаменитый Восточный экспресс. В Германии железные дороги помогали налаживать экономические связи между отдельными немецкими землями, а позже связали между собой Рур и Лотарингию, соединив тем самым каменный уголь с железной рудой.
В США без железных дорог невозможно было освоить западные земли, создать мощную индустриальную державу. Активное строительство железных дорог происходило и в других странах. И если в 1840 г. железнодорожная сеть всех стран мира составляла около 9000 км, то к 1870 г. стальные рельсы протянулись более чем на 1 000 000 км.
Рис. Паровоз. 1844 г.
А знаете ли вы, как реагировали на появление первых железных дорог современники?
Несмотря на все преимущества, которые давало железнодорожное сообщение, оно далеко не сразу встретило признание. В газетах публиковали протесты граждан, опасавшихся, что в «Англии. птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет. лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами, падающими из локомотивов; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрёт от страха при отвратительных звуках и свистках».
Одновременно со строительством железных дорог шло усовершенствование локомотивов. Резко увеличилась мощность, сила тяги, быстроходность паровозов. Ведь первый паровоз Стефенсона шёл так медленно, что его могла обогнать лошадь, и перед ним ехал верховой сигнальщик. Стефенсону удалось создать серию всё более совершенных паровозов, способных передвигать составы весом до 90 т. Новая техника стала внедряться в дело, когда удалось обогнать лошадь — традиционного перевозчика угля. До середины XX в. паровозы создавались на основе стефенсоновской «Ракеты». Улучшалась конструкция пассажирских и товарных вагонов.
В годы второй промышленной революции (в 1879 г.) Эрнст Вернер Сименс (1816—1892) построил в Германии узкоколейку длиной 300 м. На этой дороге использовалась электрическая тяга, и уже в 90-е гг. пригородные и междугородные электрички появились в США и ряде европейских стран.
Несмотря на растущее строительство пароходов, до последней трети XIX в. преобладал парусный флот.
В 1803 г. в Париже на реке Сене проходил испытание первый несовершенный пароход, построенный изобретателем Р. Фултоном. Однако настоящая история парового судостроения началась с его второго парохода, названного «Клермон» и имевшего длину 40,5 м и ширину около 5,5 м. Пароход проходил испытание в США на реке Гудзон.
17 августа 1807 г. огромная толпа людей стояла на берегу и смеялась над затеей Фултона. Когда же машина была пущена и судно со страшным шумом двинулось вперёд, насмешки сменились громкими криками одобрения. Но всё же «Клермон» вызывал не только удивление, но и страх. Из трубы парохода вырывался столб пламени и искр. То обстоятельство, что пароход мог двигаться против течения без ветра, вызвало у суеверных матросов ужас. Очевидцы рассказывали, что весь экипаж упал на колени, умоляя Бога спасти их от этого чудовища, которое двигалось по воде и освещало себе путь изрыгаемым пламенем.
Морское плавание больше не зависело от ветра. «Саванна» — первый пароход, пересекший в 1819 г. Атлантический океан (от Ливерпуля до Нью-Йорка) за 26 дней (Христофор Колумб преодолел этот путь за 70 дней).
Рис. Паровой дилижанс. 1835 г.
Новые источники энергии.
В годы второй промышленной революции бурно развивающейся промышленности недоставало источников энергии. И тогда на помощь техническому прогрессу пришли нефть и электричество. Вы знаете, что нефть уже давно была известна людям, но только после открытия крупных нефтяных месторождений в США, России и других странах она превратилась в один из самых ценных и основных источников энергии. За десятилетие, с 1890 по 1900 г., потребление нефти в мире увеличилось с 1 до 10 млн т.
Особенно возрос интерес к этому виду топлива после изобретения двигателя внутреннего сгорания. Ведь нефть давала вдвое больше энергии, чем уголь. На судах, использовавших в качестве топлива нефть, много места освобождалось для грузов. Уже в 1890-е гг. многие торговые суда ходили на нефти. Из нефти стали получать бензин и керосин, необходимые для автомобилей и самолётов.
Экипаж без лошадей.
Ещё зимой 1803 г. американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии первый автомобиль с паровым двигателем. В это же время английский конструктор Ричард Тревитик (1771 — 1833) послал своего «огненного дракона» ездить по улицам Лондона.
В 1830 г. в Лондоне насчитывалось уже 30 автомобилей, а во всей Англии их число доходило до 100. На первых порах англичане относились к этому изобретению не очень одобрительно.
Первые автомобили на улицах часто окружала возбуждённая толпа, поднимался свист и шум. Перед автомобилем на дорогу бросали брёвна и куски железа, причём велика была радость окружающих, когда шофёр ломал автомобиль при попытке переехать через препятствие и лошади увозили ненавистную технику в ближайшую мастерскую. Когда произошли первые дорожные аварии и несчастные случаи, власти издали закон, который предписывал, чтобы в 100 м впереди экипажа без лошадей шёл человек с красным флагом — знаком опасности. Скорость движения ограничили 4 км в час.
Рис. Первый автомобиль
В последней трети века, в годы второй промышленной революции, начался триумф бензиновых автомобилей. Первым опытом создания такого автомобиля считают построенную в 1885 г. Карлом Венцем (1844—1929), немецким изобретателем, трёхколёсную повозку с горизонтальным бензиновым двигателем, развивавшую скорость 15 км в час.
А в 1895 г. его соотечественник Готлиб Даймлер (1834— 1900) создал автомобиль, явившийся прообразом современных автомобилей. С этого началась новая эра в автомобилестроении.
Уже в 1898 г. на первой автомобильной выставке в Париже были представлены почти 300 европейских и американских моделей. В начале XX в. автомобили становятся распространённым видом транспорта благодаря использованию в их производстве конвейерной системы, и этот век назовут веком автомобиля.
Дороги, мосты, тоннели.
В XIX в. возникла острая необходимость совершенствования дорог. Шоссе во Франции появились только после 1830 г., в Германии — значительно позднее. Несколько лучше дело обстояло в Англии, где была самая быстрая езда— 15 км в час. И здесь большую пользу принесли паровые дорожные катки, ускорившие строительство шоссейных дорог.
Паровая землечерпалка сделала судоходными реки, помогла построить каналы и гавани, спасла гавани от занесения песком.
В XIX в. развитие морского транспорта и торговли дало толчок строительству каналов, крупнейшим из которых стал Суэцкий. Мысль о соединении двух морей, разделённых только 15 милями материка, возникла ещё в древности. В 1859 г. строительством этого канала руководил французский предприниматель Фердинанд Лессепс (1805— 1894). Работа продолжалась 10 лет.
В 1850 г. по дну пролива Ла-Манш между Кале и Дувром проложили подводный телеграфный кабель, затем такие кабели проложили между Англией и Ирландией, Англией и Бельгией.
Создаются новые конструкции мостов. В 1818—1826 гг. в Англии инженером Томасом Телфордом (1757—1834) был построен первый железнодорожный висячий мост. Цепные мосты постепенно входили в жизнь. Известным мостостроителем Иоганном Реблингом (1806—1869) было возведено в США пять мостов, в том числе знаменитый Бруклинский мост, висящий на высоте 41 м над уровнем воды.
В конце XIX — начале XX в. было построено много железнодорожных туннелей, и среди них Симплонский (Швейцария) протяжённостью 20 км.
Первые полёты человека.
Кто не знает миф о Дедале и Икаре? Человек всегда стремился в небо.
Братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье были фабрикантами из Франции и занимались производством бумаги. В 1782 г. они случайно заметили, что бумажный мешок, наполненный тёплым воздухом, поднимается вверх. Тогда они сконструировали большой шар и наполнили его тёплым воздухом (аэростат). Шар братья назвали своим именем — монгольфьером. Первое испытание произошло 4 июня 1783 г. Шар поднялся на 2 тыс. м и пролетел 4 км. В сентябре опыт повторили в Версале. (А чтобы узнать, можно ли дышать на высоте, в корзину для пассажиров посадили петуха, утку и барана.) Но монгольфьеры оказались ненадёжным средством для полётов людей, часто случались аварии, и физик Жак Шарль (1746—1823) создал модель аэростата, наполняемого водородом.
Полёты тел тяжелее воздуха.
Немецкий инженер Отто Лилиенталь создал науку о планеризме. Он сам строил планеры и совершил на них более 2 тыс. полётов. В 1896 г. смелый испытатель разбился.
Начала разрабатываться теория о полётах тел, которые тяжелее воздуха. Со временем появились управляемые аэростаты — дирижабли. В 1900 г. в Германии граф Фер динанд фон Цеппелин (1838—1917) поднял в воздух свой первый управляемый жёсткий дирижабль длиной 128 м («Цеппелин»). В годы Первой мировой войны Германия использовала цеппелины как транспортное средство. Начало XX столетия стало веком развития авиации.
«Превратить ночь в день».
К концу XIX в. в жизни людей появилось ещё одно новшество — электрическое освещение. В 1875 г. русский учёный Павел Николаевич Яблочков (1847—1894) изобрёл электродуговую лампу (электрическую свечу). Эти лампы стали использовать в общественных местах — в магазинах, театрах. Но дуговые электрические лампы были опасны для населения, а кроме того, их свет не регулировался. Поэтому в домах по-прежнему применялись газовые светильники.
Великий американский изобретатель Томас Эдисон (1847—1931) занялся «производством электрического света», который мог несильно гореть в закрытой лампе.
Впервые 115 ламп накаливания применили для освещения парохода «Колумбия» в 1880 г. (США), и они выдержали испытание. В следующем году лампочки Эдисона загорелись в одном из районов Лондона. Затем изобретатель создал систему заводов, которые должны были «превратить ночь в день». В 1882 г., когда Эдисону было только тридцать пять лет, он стал «королём электричества». Но заслуга Эдисона состоит ещё и в том, что он стал организатором научно-экспериментальной работы.
Революция в средствах связи.
Технический прогресс создал и новые средства связи. Кто не знает об азбуке Морзе? Сэмюэл Морзе (1791—1872), профессиональный художник, увлёкся достижениями промышленной революции. Он оставил живопись, и плодом его творчества стало изобретение телеграфа. Изобретение талантливого американца дало возможность построить первую в мире телеграфную линию. В 1844 г. между Вашингтоном и Балтимором была установлена телеграфная связь. Первое послание Морзе состояло из слов: «Чудны дела твои, Господи!» Расстояние перестало быть помехой, и вскоре все континенты оказались связаны телеграфными линиями. Их общая протяжённость к началу XX в. составила около 8 млн км.
Рис. Разговор А. Белла по телефону
Вскоре в жизнь общества вошли радио и беспроволочный телеграф. Российский учёный Александр Степанович Попов (1859—1906) и итальянский учёный Гульермо Маркони (1874—1937) одновременно изобрели радио. Впервые радиосвязь была установлена в 1896 г. в Петербурге на расстояние 250 м. Но Маркони успел раньше запатентовать своё изобретение в Англии и там же создал фирму «Компания беспроволочного телеграфа и сигналов». А в 1876г. два американских изобретателя — Илайши Грей (1835— 1901) и Александр Белл (1847—1922) — одновременно подали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Грей подал заявку на два часа позже, и патент получил Белл. Так в дома и конторы пришёл телефон.
Телеграф и телефон способствовали расцвету издательской деятельности. Стали быстро распространяться новости со всех концов света. Газеты, конкурируя друг с другом, стремились опередить соперников и быстрее донести последние известия до своих читателей.
Развитие транспорта и связи привело к объединению всех пяти частей света в единую мировую экономическую систему. Рельсовые пути пересекли материки от океана до океана; по океанам стали совершать регулярные рейсы пароходы; телеграфные провода и в воздухе, и под водой опутали весь земной шар своей сетью. Если до наступления эры телеграфа письмо из Лондона в Калькутту и ответ на него шли не менее года, то теперь можно было обменяться посланиями в течение одного дня. Это помогало промышленникам, банкирам, торговцам взаимодейство вать друг с другом, находясь в разных уголках планеты: можно было заказывать товары и брать кредиты там, где они были дешевле в данное время. Судовладельцы и торговые компании отныне получали сведения о ценах на товары и на услуги по их перевозке на всех континентах, а корабли благодаря беспроволочному телеграфу могли прямо в открытом море получать заказы на новую транспортировку грузов и людей.
XIX век — век великих технических изобретений и научных открытий, направленных на практические цели, без которых не смогла бы произойти промышленная революция, не была бы возможна модернизация. Теперь понятнее стали для нас слова поэта: «Век шествует путём своим железным. »
Эпоха капитализма.
Вы уже знаете, что капитализм основан на частной собственности и рыночном хозяйстве. Для его успешного развития требовалось наличие свободных капиталов, свободной рабочей силы, обилие природных ресурсов; нужны были инициативные, предприимчивые люди, способные смело идти на риск и бороться за своё место в жизни. В условиях свободного рынка действовала ничем не ограниченная конкуренция — борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль. Конкуренция и стала основным стимулом к развитию экономики.
Поскольку все предприниматели стремились к получению наибольшей прибыли и с этой целью увеличивали производство товаров, происходило нарушение пропорционального развития экономики и, как следствие, возникали экономические кризисы. Экономический кризис — процесс спада экономического роста и насильственного восстановления нарушенных в ходе развития экономики пропорций. Например, когда каких-то товаров на рынке скапливалось значительно больше, чем могло быть продано, тогда предприятия данной отрасли (или ряда отраслей) сокращали или прекращали их производство. Происходил спад экономического роста. Но как только спрос на товары начинал расти, производство оживлялось и набирало темпы.
Чтобы выжить, предприниматели должны были перераспределять капиталы в отрасли, где покупательский спрос сохранялся, заниматься внедрением новой технологии. Экономические кризисы являлись, таким образом, основным регулятором стихийного рынка, своеобразным «фильтром», через который «просеивались» только прибыльные и технологически развитые предприятия.
Кризисы заставляли внедрять новую технику. Сильные предприятия выживали, слабые умирали.
Первый экономический кризис перепроизводства разразился в 1825 г. в Англии, а в 1858 г. произошёл мировой экономический кризис, охвативший все отрасли хозяйства. Кризисы стали постоянным явлением, одним из циклов экономического развития.
В последней трети XIX в. возникают мощные финансовые и промышленные корпорации (акционерные общества, объединяющие различные отрасли промышленного производства под единым финансовым контролем). Акционерные общества основаны на организованном предпринимательстве с коллективной, а не индивидуальной собственностью. Почему это происходит?
Необходимость модернизации производства в условиях промышленной революции (применения высокоразвитой технологии, сложной и дорогой техники, новых источников энергии и т. д.) требовала больших капиталовложений и была возможна только в рамках крупных предприятий. Обострение конкурентной борьбы и стремление выжить на рынке заставляло предпринимателей объединять свои промышленные предприятия и денежные средства. Происходил процесс концентрации производства и, как результат, создания более эффективных предприятий.
Поскольку в это время в обществе господствовали идеи о недопустимости вмешательства государства в частную собственность, проблему регулирования производства товаров и их сбыта решали крупные предприниматели. Чтобы избежать острой конкурентной борьбы, промышленники стали договариваться между собой о ценах, количестве выпускаемой продукции и даже рынках сбыта. Так возникали различные формы слияния предприятий: картели, определявшие цены и делившие рынки сбыта; синдикаты — объединения, занимавшиеся совместным сбытом продукции; тресты, в которых происходило полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции; концерны — объединения трестов или предприятий, зависящих от определённой монополистической группы.
Тресты и синдикаты развиваются в 80—90-е гг. XIX в. Широко известен созданный в 1893 г. в Германии Рейнско-Вестфальский синдикат, контролировавший более половины добычи каменного угля в стране. Активно создавались тресты в США. Нефтяной трест Рокфеллера производил 90% продукции нефти в стране, а стальной трест Моргана выплавлял 66% стали.
В случае если промышленная или финансовая корпорация сосредоточивала в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства, она становилась монополией и имела возможность устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию.
Не следует, однако, думать, что все предприятия были монополистами. В обществе продолжали существовать десятки тысяч самостоятельных средних и мелких предприятий (немонополистическая сфера хозяйства). Но монополистический сектор хозяйства стал господствующим.
С одной стороны, монополии давали возможность внедрять новую технику и повышать производительность труда, снижать (на какое-то время) накал конкурентной борьбы; с другой — в руках небольшой группы людей сосредоточивалась такая власть, о которой вряд ли могли мечтать коронованные монархи. Не случайно американских монополистов называли «некоронованные короли Америки»: эти люди могли влиять на политику государств. В Германии говорили: «Что хорошо для Круппа, то хорошо для Германии».
С периодом монополистического капитализма совпадает и основная масса колониальных захватов — борьба не только за рынки сбыта и источники сырья, но и за влияние в мировой политике, за создание империй.
XIX век — время становления и развития в Европе и США индустриального общества.
ХТХ век — век великих технических изобретений и научных открытий, направленных на практические цели, без которых не смогла бы победить промышленная революция.
Проверьте себя
Подумайте
Дополнительные материалы
В 20—40-е гг. XIX в. делались попытки создания нарезных винтовок. Такие ружья впервые были использованы в прусской армии в конце 60-х гг., что в значительной степени способствовало победе Пруссии в войне с австрийцами в 1866 г. Тогда же нарезное ружьё Шасспо было введено во французской армии.
Технический прогресс коснулся и артиллерии. В 1803 г. английский генерал X. Шрапнел создал новый вид разрывного снаряда, получившего по его имени название «шрапнель». В середине XIX в. были достигнуты успехи в создании нарезных стволов артиллерийских орудий, что увеличивало дальность полёта снарядов и обеспечивало большую точность в достижении цели. Переворотом, происшедшим в артиллерии, стала замена бронзовых и чугунных пушек стальными.
Самые дальнобойные артиллерийские орудия производились германской фирмой Круппа. В 1846 г. его фирмой было создано первое нарезное орудие. Сверхмощные орудия использовались во время блокады Парижа в годы Франко-прусской войны, из них немецкая артиллерия обстреливала город. В этой войне крупповские пушки буквально разгромили французскую армию, убедительно доказав преимущество стальных орудий над бронзовыми.
Создавались и новые взрывчатые вещества. На смену чёрному дымному пороху в последней трети XIX в. приходит динамит. В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил производство нитроглицерина, но это вещество было очень опасно для человека и при производстве, и при транспортировке. В 1866 г. Нобель, работая над усовершенствованием этого вещества, получил динамит, ставший незаменимым при работах в шахтах. Дальнейшая работа привела исследователя к созданию бездымного пороха (баллистита). Изобретение было запатентовано в 1888 г. и сразу же привлекло военных. Продукция заводов Нобеля завоевала международный рынок. Почти всё своё огромное состояние учёный завещал фонду, учредившему три премии (по физике, химии и медицине). Нобелевские премии существуют и сегодня. Позднее фонд учредил ещё две премии: по литературе и за деятельность по укреплению мира.
Нобель очень хотел, чтобы его изобретения применялись только в мирных целях.
Большие изменения происходили на флоте. В конце 50-х гг. появились первые, ещё громоздкие и тихоходные броненосцы (поначалу броня навешивалась на деревянный корпус), но затем, в 60-е гг., конструкция военных судов совершенствуется: суда строятся целиком из металла, броня становится толще, над палубой возвышаются вращающиеся орудийные башни. Деревянный военный флот заканчивает своё существование.
В этот же период проводились опыты по созданию подводных лодок. Ещё в конце XVIII — начале XIX в. Р. Фул-тон предлагал сначала французскому, а затем английскому правительству построить подводную лодку и проводил необходимые опыты. Но его проект никого не заинтересовал. Механизмы его деревянной лодки были рассчитаны на мускульную силу команды. Своей лодке он хотел дать название «Наутилус» (кораблик). После того как французский писатель Жюль Верн назвал «Наутилусом» воображаемый подводный корабль будущего в романе «20 000 лье под водой» (1868), идея Фултона получила широкую известность.
Железная подводная лодка была построена в России в 1834—1836 гг. конструктором К. А. Шильдером, но и её двигатели должны были обслуживаться мускульной силой.
Развитие промышленности и появление новых материалов способствовали успехам в развитии военной техники, и, в свою очередь, потребности военной техники ускоряли темпы модернизации.