в чем заключается своеобразие развязки комедии ревизор
Особенности сюжета и композиции в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Урок в 8 классе
При доскональном анализе комедии «Ревизор», как оказалось, она является новаторским произведением Николая Васильевича Гоголя. Присутствующей необыкновенной работой, написанной для театральной сцены, он заносит конфигурации во почти все нюансы написания сатирических произведений.
В комедии, которая не всякий раз несет в себе сатирический жанр, всецело отсутствуют лестные герои, а обманувший всех ключевой персонаж благополучно избегает кары. Да и отрицательным Хлестакова именовать непросто. Он считается более жертвой событий, личной глупости и боязней высокопоставленных госслужащих уездного города.
В пьесе всецело изменена композиция. Она считается несвойственной для произведений такого времени. Действие комедии начинается с завязки, развивая тем самым сюжет. Создатель рассказывает о лицах и мероприятиях, которые происходят в городе. Все завязывается на тираде «…к нам едет ревизор…». На лицах находящихся там людей отображается изумление и испуг. Вслед за тем диалоги и высказывания героев обрисовывают совместную историю, происходящую в доме городничего до приезда ревизора. Данный момент является вводной экспозицией, которая знакомит читателя со всеми героями и историей в целом, разъясняя стиль поведения и боязни городских госслужащих. Это месторасположение частей композиции разъясняется желанием создателя в начале продемонстрировать основание боязни и совместного конфликта произведения, а вслед за тем привнести четкость в возникновение этих эмоций.
В кульминации комедии существует сцена нарастающего вранья лже-ревизора. Но эти воздействия для него не были запланированы. В начале он видится хорошим человеком, принимая взятки как в обязанность. Но систематическая забота к его персоне инициирует юного человека все более выдумывать для себя прецеденты и ситуации. Ему нравится проявление заботы со стороны находящийся вокруг, а собственными притчами он достигает его все более и более. Впоследствии и взятки он видит разумеющимся, и он уже не дожидается их, а нахально выпрашивает.
Развязка пьесы, как и завязка, начинается внезапно. Всплывает послание Хлестакова, которое он написал собственному приятелю. К нему приходит городской почтмейстер, которому городничий отдал указ декламировать все приходящие и уходящие послания. Казалось бы, собственно, что это окончание пьесы, но дальше случается ещё одно происшествие. В комнату заходит жандарм, который докладывает о прибытии истинного ревизора, вводя госслужащих в ступор. Комедия завершается на безмолвной сцене, демонстрируя потрясение всех персонажей. Последняя сцена завершается той же тирадой, на которой завязывается произведение.
Развязка комедии
Здесь Гоголь изменил подход к завершению текста. Традиционно развязка – это описание того, что происходит в конце сюжета со всеми персонажами. Можно предположить: обморок трусливого смотрителя училищ, пот на лице Земляники, страх за свое место судьи. Чтение письма Хлестакова в обычном восприятии развязки – самый лучший вариант. Гоголь идет дальше. Развязкой становится немая сцена. Все оглушены новостью, что настоящий ревизор прибыл и требует их к себе. Зрители уходят в неведении. Что ждет знать дальше?
Каждый продолжает текст комедии на свой лад. Автор туда уже не вмешивается.
Написать сочинение «Завязка и развязка комедии «Ревизор» проще, если взять предлагаемый материал и добавить собственные рассуждения по теме.
Где завязка и развязка комедии “Ревизор”?
Комедия построена по законам написания художественных произведений. В тексте есть вступление, развитие действия, кульминация и завершение. Где завязка и развязка комедии «Ревизор»? Внимательный читатель сразу обнаружит данные части пьесы.
Завязка сюжета
Вся интрига исходит из фразы: «К нам едет ревизор!». Городничий сообщает это всем важным персонам города N. Это пренеприятное известие заставляет всех вздрогнуть, а читателя усмехнуться. В каждом въехавшем в город знать видит ревизора. Они так испугались, что превратили муху в слона. Хлестаков глуп и простодушен, но раболепие жителей превращает его в того, кого в нем захотели увидеть. Иван Александрович не умеет врать, но страх слушающих уносит его все дальше от реальности. Завязка сюжета – это сцена получения письма о ревизоре и его чтение городничим.
Развязка комедии
Здесь Гоголь изменил подход к завершению текста. Традиционно развязка – это описание того, что происходит в конце сюжета со всеми персонажами. Можно предположить: обморок трусливого смотрителя училищ, пот на лице Земляники, страх за свое место судьи. Чтение письма Хлестакова в обычном восприятии развязки – самый лучший вариант. Гоголь идет дальше. Развязкой становится немая сцена. Все оглушены новостью, что настоящий ревизор прибыл и требует их к себе. Зрители уходят в неведении. Что ждет знать дальше? Каждый продолжает текст комедии на свой лад. Автор туда уже не вмешивается.
Композиция «Ревизора» Гоголя, основные особенности комедии
Гоголь «Ревизор» план
Композиция «Ревизора» Гоголя, основные особенности комедии
Всякий сюжет строится по схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Гоголь нарушает стандартную схему. Он начинает с завязки. Первая фраза: «…к нам едет ревизор…» — и действие пьесы уже началось. Читатель моментально погружается в круговорот событий и лиц, поражённых этим сообщением. Потом из отдельных реплик, монологов и диалогов персонажей будут реконструированы события, которые происходили в городе до прибытия «ревизора», а также образ жизни главных чиновников — это экспозиция. Она помогает понять, почему они стали такими, какими мы их увидели.
Николай Васильевич Гоголь подает экспозицию после завязки, а не наоборот, потому что ему важно было сразу определить конфликт произведения, показать его источник — страх, и дать всему действию мощный толчок.
Кульминация пьесы Гоголя «Ревизор» — это сцена безудержного вранья Хлестакова в третьем действии. Он самозабвенно врёт, причём не намеренно. Хлестакова спровоцировали и его «понесло».
Развязка действия, как и завязка, неожиданная. Появляется почтмейстер с распечатанным письмом Хлестакова. Казалось бы, наступает развязка… Но неожиданно появляется жандарм с известием о настоящем ревизоре… Произведение заканчивается на самой высокой точке — «немой сцене», которая передает высшую степень потрясения персонажей… Это последний аккорд произведения, завершающий развитие его темы.
Со слов — «к нам едет ревизор» пьеса началась, закончилась она другими словами, но их смысл тот же — приехал ревизор. То есть, жизнь уездного города протекает в рамках «от ревизора до ревизора». Он единственный, на кого город обращает внимание.
Такова композиция «Ревизора» Гоголя.
Основные особенности произведения:
Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. — К.: Грамота, 2008
Николай Гоголь «Ревизор» план
1. Городничий сообщает о скором приезде ревизора.
2. Добчинский и Бобчинский сообщают о приезде ревизора.
3. Затруднительное положение Хлестакова. Приезд городничего к нему.
4. Городничий дает «ревизору» деньги и везет в свой дом.
5. Жена и дочь городничего знакомятся с Хлестаковым, который вдохновенно лжет о своем высоком положении в обществе.
6. Чиновники ходатайствуют о выполнении своих просьб. Хлестаков берет у них деньги.
7. Хлестаков пишет письмо своему приятелю Тряпичкину о произошедшем.
8. «Ревизор» принимает купцов, «занимает» деньги и у них.
9. Хлестаков делает предложение дочери городничего Марии Антоновне
10. Отьезд Хлестакова
11. Мечты городничего о счастливой жизни благодаря выгодному замужеству дочери.
12. Почтмейстер приносит признательное письмо Хлестакова.
13. Приезд настоящего ревизора.
Сочинения
Пьеса Ревизор Гоголя, анализ которой мы сегодня представим в нашем сочинении, одно из бессмертных произведений русской литературы. Будучи однажды сыгранной в Александринском театре, она стала популярной и по настоящее время персонажи живут на сценах как отечественного, так и зарубежного театров.
Ревизор: анализ
Написал Гоголь свою комедию Ревизор в 1835 году. Однако еще много раз в нее вносил поправки. В уже готовом виде, в котором она известна и нам, появилась пьеса в 1842 году. С того времени Ревизор собирает полные залы, а зритель с удовольствием приходит посмотреть на жизнь русского чиновничества, их порядки и нравы, которые установились в чиновничьих кругах. Что самое главное, поднятые в пьесе вопросы актуальны и сегодня. О чем же будет анализ произведения Гоголя Ревизор кратко?
В самом начале мы узнаем, что в некий город едет ревизор. Автор не дает название городу, а все потому, что в каждом городке по всей стране, ситуация одинакова. Эта новость всех ошеломила, ведь местные начальники давно потеряли страх и позабыли о своем долге и обязанностях. Они давно уже не занимаются облагораживанием города, не улучшают жизнь горожан, забирая все выделенные деньги в свой карман. А тут предстоит полная, да еще и тайная проверка. Городничий собирает чиновников и приказывает им всем создавать видимость благоустроенного города. И тут все начинается.
В город прибывает Хлестаков, которого все принимают за ревизора. Каждый чиновник хочет его подкупить и предлагает деньги. Сам персонаж комедии не понимает, почему к нему так снисходительны и попросту пользуется этим хорошим отношением. Хлестаков начинает подыгрывать чиновникам, войдя в роль и рассказывая небылицы. В конце комедии, по совету слуги Остапа, Хлестаков покидает город. Почтмейстер вскрывает письмо от Хлестакова, которое стало настоящим ударом для городничего. Ведь, как оказалось, приезд ревизора еще впереди.
1. Едет ревизор. 2. Городничий и его распоряжения по благоустройству города. 3. Хлестаков в городе, визит городничего. 4. Городничий предлагает деньги. 5. Хлестаков в гостях у городничего, где тот общается с женой и дочкой городничего, рассказывая истории. 6. Встречи Хлестакова с другими чиновниками, прием купцов. Хлестаков берет деньги со всех. 7. Главный герой делает предложение дочери городничего, сам же уезжает из города. 8. Мечты городничего об удачном браке дочери. 9. Письмо от Хлестакова. 10. Настоящий ревизор в городе.
Гоголь, Анализ произведения Ревизор, План
А какую оценку поставите вы?
Цитатный план «Ревизор»:
I. «Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».
2. «Лекарств дорогих мы не употребляем».
3. «Берет взятки борзыми щенками».
4. Учителя «имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием».
5. «Нельзя ли всякое письмо… этак немножко… распечатать и прочесть».
6. «Мне бы только немножко этак в щелочку в дверь посмотреть».
7. «Он всем для порядка фонари под глазами ставит и правому, и виноватому».
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.
История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.
Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.
Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.
Жанр – комедия социально-сатирической направленности.
Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).
Модель русской общественной жизни в «Ревизоре»
В XVIII веке в сатирическом произведении изображалось какое-то отдельное место, где совершаются несправедливости, некий островок зла. За пределами его всё было правильно, всё было хорошо. И благие силы вмешиваются и наводят порядок. Например, как Правдин в «Недоросле» Фонвизина (рис. берёт имение Простаковой в опеку.
Рис. 8. Д.И. Фонвизин (Источник)
В «Ревизоре» этого нет. На всём громадном пространстве, которое находится за пределами уездного города, порядки всё те же. Чиновники ничего другого и не ожидают, кроме того, что они привыкли ждать, что они привыкли видеть.
Ю.В. Манн (рис. 9) очень убедительно пишет о том, что такое ситуация «Ревизора» и как она разыграна Гоголем.
Рис. 9. Ю.В. Манн (Источник)
Жизнь русского общества представлялась Гоголю жизнью раздробленной, в которой у каждого свои собственные маленькие интересы и нет ничего общего. Чтобы решить главную задачу, нужно найти общее чувство, которое способно объединить всех. И Гоголь нашёл это общее чувство – страх. Страх объединяет всех. Страх перед совершенно неизвестным, тайным ревизором.
Давно замечено, что в пьесе Гоголя нет положительного героя. Он сам скажет об этом спустя 6–7 лет после того, как пьеса была закончена, в своей другой пьесе «Театральный разъезд» после представления новой комедии». Это отличный комментарий к «Ревизору»:
«Смех – единственное честное лицо комедии».
А про город там сказано:
«Отовсюду, из разных углов России стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления».
Но сама правда в «Ревизоре» не показана.
Гоголь писал Погодину в мае 1836 года:
«Столица щекотливо оскорбляется тем, что выведены нравы шести чиновников провинциальных. Что же сказала бы столица, если бы выведены были, хотя б слегка, её собственные нравы?»
Сатирические пьесы до «Ревизора» могли касаться гораздо более высоких сфер. Но это не значит, что такие более высокие сферы, упомянутые в пьесах, означали большую степень сатиры, большую степень разоблачения. Гоголь, не покушаясь на высшие должности российской бюрократии, говорит о шести провинциальных чиновниках, причём и проделки их, в общем-то, не бог весть какие опасные и страшные. Городничий (рис. 10) – взяточник, но так ли он уж опасен?
Рис. 10. Городничий (Источник)
Судья берёт взятки борзыми щенками. Земляника вместо того, чтобы кормить больных овсяным супом, варит для них капусту. Дело не в масштабе, дело в сути. А суть именно такова: это модель русской жизни, ничего другого быть не может. Это важно.
Изображение чиновников в «Ревизоре»
Читая диалог Сквозника-Дмухановского с Хлестаковым, читатель может удивиться: как такая ситуация вообще возможна?
Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что ж делать? Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.
Бобчинский выглядывает из дверей.
Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп – он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морит голодом по целым дням… Чай такой странный, воняет рыбой, а не чаем. За что ж я… Вот новость!
Городничий (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Хлестаков.
Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…
Н.В. Гоголь. «Ревизор»
Хлестаков явно чего-то боится, а городничий, опытный человек, не может понять, в чём дело. Почему так? Городничий охвачен идеей, которая возникла на почве страха, а страх заставляет мозг концентрироваться на чём-то, чтобы избежать опасности, которой он боится. У городничего есть идея, можно сказать, теория. И он под эту теорию подгоняет всю информацию, а лишнее, всё, что не подходит под эту теорию – отбрасывает. Хлестаков явно говорит, что боится, что его посадят в тюрьму, что его куда-то уведут. Он чувствует себя подавленным, а городничий всего этого не замечает, потому что он уже охвачен идеей: приехал ревизор.
Читатель верит тому, что происходит, хотя это всё кажется странным, ведь является гротеском.
–
вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
Комичность всей ситуации именно в том, что такого не может быть, как и города, в котором все чиновники такие, как представил нам Гоголь. Тем не менее читатель верит изображаемому, потому что можно поверить тому, например, что человек может быть охвачен идеей и отбрасывает всё, что его убеждает в обратном. В литературе много таких примеров. Знаменитый французский писатель говорил, что в область иррационального рациональному нет входа: если человека охватила какая-то эмоция, очень трудно ему доказать противоположное.
А потом охвачен идеей Хлестаков. Хотя он глупый пустой человек, но умеет чувствовать ситуацию. Он действительно начинает верить тому, что говорит. Такие люди очень способные обманщики. Люди обман чувствуют по мимике, по интонациям, по выражению, когда не верят, что человек сам верит в то, что говорит. Хлестаков – безынерционный человек. Сначала он думает, как ему будет плохо без еды, а когда ему приносят еду, начинает возмущаться, что всего два блюда:
Хлестаков (один). Это скверно, однако ж, если он совсем ничего не даст есть. Так хочется, как ещё никогда не хотелось.
Хлестаков.
Ну, хозяин, хозяин… Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?
Слуга.
Суп и жаркое.
Хлестаков.
Как, только два блюда?
Слуга.
Только-с.
Хлестаков.
Вот вздор какой! я этого не принимаю. Ты скажи ему: что это, в самом деле, такое. Этого мало.
Н.В. Гоголь. «Ревизор»
Такую безынерционность можно также назвать бессовестностью. У него нет внутреннего судьи, поэтому он почти верит, что отдаст эти деньги, говорит, что в долг берёт. И тогда ему становится легко. Он, конечно, понимает, что ничего никому не отдаст, но в этот момент он принял такую маску и легко играет выбранную роль. Такие люди легко берут в долг, им легко дают, потому что трудно не поверить в их искренность.
Особенности комедии «Ревизор»
К числу особенностей «Ревизора», как комедии, принадлежат:
В этом отношении завязка комедии выбрана Гоголем чрезвычайно удачно: известие о ревизоре, действительно, задевает за живое всех выведенных лиц, производит всеобщее потрясение, заставляет каждого невольно выказать свой характер.
Уже одно то обстоятельство, что они так легко вдались в обман, достаточно характеризует выведенных лиц; в этом сказалось неспокойное состояние их совести, сознание своих проступков, боязнь законной кары, которая как бы ослепляет их и заставляет, по выражению городничего, «сосульку, тряпку принять за важного человека».
Местом действия в «Ревизоре» является захолустный провинциальный городишко, от которого, как говорит одно из действующих лиц комедии, хоть «три года скачи — ни до какого государства не доедешь».
Время действия легко установить из слов судьи (действующего лица в комедии). Это — начало 30-х годов.
Действующие лица комедии — преимущественно чиновники, вышедшие из рядов дворянства, но рядом с ними и другие социальные группы: городские помещики, купцы, мещане и пр.
Перед автором комедии стоял вопрос, отчего так безобразно, преступно работает в разных углах России чиновничий аппарат. Отвечая на этот вопрос, Гоголь и развертывает перед нами свою картину. Чиновников он связывает с купцами, с мещанами и, развивая действие, берет момент, когда на головы чиновников обрушивается «пренеприятное известие» о готовящемся приезде ревизора «инкогнито», «с секретным предписанием».
Словно пораженные громом, чиновники суетятся, теряются, ими овладевает безграничный страх: ведь они были уверены, что в такую глушь, как их городишко, никакой ревизорский глаз не заглянет.
Этот момент получения известия, создавший движение в рядах чиновников, вызвавший их на ряд действий, является завязкой комедии. За завязкой следует цепь событий, которые рисуют перед нами очень интересную борьбу. Вся она построена на самообмане чиновников: по существу дела они борются с призраком и благодаря этому попадают в чрезвычайно комические положения. Тем не менее, борьба продолжается, все возрастая и возрастая в своем напряжении.
Высшей точки борьба достигает в сцене сватовства Хлестакова. Чиновники уверены, что ревизия закончится благополучно, и торжествуют. Однако торжество оказывается преждевременным. Вскрытое почтмейстером письмо Хлестакова к петербургскому приятелю открывает чиновникам глаза на все происшедшее, и они чувствуют себя «в дураках».
Этот момент мы называем развязкой. Однако Гоголь на этом не обрывает комедии: ему мало оставить чиновников «в дураках», он хочет покарать их за все неправды так, чтобы повторение их стало невозможным. Отсюда — последняя сцена с жандармом, приводящая плутов-чиновников в совершенное оцепенение.
В комедии «Ревизор» действие происходит не в столице и не в среде высшего чиновничества, а в захолустье. Действующие же лица принадлежат к провинциальной мелкоте, которые только в сладком сне мечтают о генеральском чине. Но и здесь Гоголь достигает очень больших результатов благодаря необыкновенно художественному выполнению задачи.
В свое время за такую завязку упрекали Гоголя. Указывали на ее искусственность и неправдоподобность. Но, во-первых, нужно принять во внимание, что подобные случаи в те времена действительно имели место. Во-вторых, такое исключительное обстоятельство давало возможность Гоголю вывести на сцену, в сжатом и небольшом по объему
произведении, всю «подноготную» уездной жизни.
Самое действие развивается совершенно последовательно и все вытекает одно из другого,
как психологически необходимые выводы из предшествующего, без всяких скачков и случайностей, лишь в силу внутренней необходимости, — это необходимое условие истинно-художественной комедии.
Между кем и кем конфликт в ревизоре. Основной конфликт, на котором построена комедия «Ревизор
Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.
Конфликт в пьесе
На забавном совпадении основано построение конфликта этого произведения. Оно сопровождается паникой чиновников, которые боятся, что могут быть раскрыты их аферы. Город в скором времени посетит ревизор, поэтому наиболее оптимальным вариантом для них является выявление и подкуп этого человека. Действие произведения разворачивается вокруг обмана, столь привычного для чиновников, как показывает анализ.
Замысел пьесы кратко
Его целью было написание комедии, в которой было бы собрано все дурное, все несправедливое, что только есть в стране воедино, чтобы разом над всем посмеяться. За ширмой обычной смешной истории он хотел показать общественный фарс, в котором на примере уездного городка показана вся Россия.
Гоголь видел предназначение своего труда:
Однако с этой стороны даже его коллеги-литераторы пьесу в начальном варианте не увидели, поэтому работа над ней продолжалась. Писатель не оставлял надежды донести до зрителей свои мысли.
К постановке «Ревизор» был допущен не сразу. В. Жуковскому пришлось обращаться лично к императору с просьбой пропустить комедию ввиду ее полной благонадежности.
Взяточничество и коррупция в произведении
Свои грехи имеют все герои комедии, в чем позволяет убедиться ее анализ. Гоголь («Ревизор») отмечает, что каждый из них из-за недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей опасается предстоящего приезда ревизора. Чиновники от страха не способны здраво рассуждать. Они считают, что именно самоуверенный и наглый Хлестаков — ревизор. Прогрессирующую опасную болезнь — ложь — демонстрирует Гоголь («Ревизор»). нельзя провести без акцентировании внимания на этой его характерной особенности.
Автор с иронией и точно обличает вопрос взяток. Вина во взяточничестве и коррупции, по его мнению, лежит на обеих сторонах. Однако это для общества столь привычно, что чиновники при упоминании денег мнимым ревизором облегченно вздыхают: его можно подкупить, а значит, все уладится. Взяточничество, таким образом, воспринимается как должное и естественное. Очень привычно читателям любого времени отсутствие положительных чиновников в пьесе. Ведь «ревизорщина» в России до сих пор не прекратилась, несмотря на все перевороты.
К Хлестакову рвется множество посетителей с просьбами. Их так много, что им приходится пробиваться через окна. Просьбы и жалобы обречены остаться безответными. Чиновников, в свою очередь, не смущает то, что необходимо унижаться. Перед начальством они готовы лебезить, ведь расплата начнется с его отъездом — они могут отыграться на подчиненных, унижая их. Общество уничтожает низкая нравственность, считает Гоголь («Ревизор»). Анализ произведения позволяет отметить, что в пьесе она сопровождает любого, кто добился хоть какой-то власти.
Символизм фамилий персонажей
Хлестаков — от глагола «хлестать». Во времена Николая Васильевича это слово имело другой смысл и означало «врать». В словаре В. Даля выделяются следующие значения:
Сквозник-Дмухановский — от двух украинских слов «сквозняк» и «дуть». Гоголь этой фамилией подчеркнул способность героя беспрепятственно проникать в любую щель и, несмотря ни на что, добиваться своего, даже нечестным путем.
Ляпкин-Тяпкин — от народной поговорки «тяп-ляп». Фамилия показывает, что персонаж исполняет свои обязанности недобросовестно и закрывает глаза на серьезные проблемы.
Земляника — указывается, что герой обладает с этим ягодным кустом схожими качествами, а именно:
Шпекин — от польского слова «шпек», что означает «шпион».
Хлопов — от «холоп», показывает, что мужчина имеет рабскую сущность.
Гибнер — от «гибнуть» и характеризует, что этот врач бездарно лечит пациентов.
Широта обобщений характеров, внесценические образы
С письма, уведомляющего о грядущей проверке, начинается пьеса, которую создал Н. В. Гоголь («Ревизор»). Анализируя ее, можно отметить, что им же она и завершается. Финал произведения становится лаконичным — правду открывает письмо Хлестакова. Остается только дожидаться настоящего ревизора. Нет сомнений при этом, что чиновники еще раз повторят льстивый подкуп. Перемена персонажей на исход не повлияет — до того дошла безнравственность. Чиновники сменятся со временем себе подобными, так как развращение человека происходит от личной неуправляемости, а не от власти.
Проводя анализ комедии Гоголя «Ревизор», отметим, что широта обобщения характеров в пьесе выражается в тонкой отделке действующих в комедии персонажей. Кроме того, введением внесценических образов расширяется галерея действующих лиц. Это яркие жизненные характеры, которые способствуют углублению характеристик лиц, выведенных на сцене. Например, это отец Хлестакова, его петербургский приятель Тряпичкин, ключница Авдотья, сын и жена Добчинского, трактирщик Влас, дочь Земляники, пехотный капитан, который обыграл в Пензе Хлестакова, приехавший ревизор, квартальный Прохоров и другие.
История создания
В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.
В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.
“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Типичные для николаевской России жизненные явления
Упоминаются в комедии различные жизненные явления, которые для николаевской России того времени были типичными. Это создает широкую панораму жизни общества. Так, купец наживается на строительстве моста, а городничий ему в этом помогает. Судья сидит на судейском стуле 15 лет, но до сих пор не может разобраться в очередной докладной записке. Городничий дважды в год справляет именины, ожидая подарков к ним от купцов. Почтмейстер вскрывает чужие письма. Уездный лекарь не говорит по-русски.
Премьера спектакля
Премьера состоялась в 1836 году. Но Гоголь был разочарован. Ему казалось, что его замысел сатиры не был воплощен, и получился всего лишь комичный водевиль. Однако пьеса вызвала бурю эмоций, ее и хвалили, и ругали. «Верхи» общества все же поняли насмешку. Комедию объявили клеветнической и невозможной.
По воспоминаниям современников, сам император воскликнул: «Всем досталось, а мне — больше всех!» И тем не менее Николаю первому понравился спектакль, и он дал личное указание допустить к дальнейшим постановкам.
Гоголь вносил поправки и изменения перед каждым представлением. Он лично общался с актерами, пытаясь донести до них свое видение.
Последняя редакция, которая известна современному читателю относится к 1842 году. То есть работа над произведением шла еще 6 лет.
Но и это был не конец. Гоголя не оставляло чувство, что его пьесу не понимают правильно, и опубликовал несколько брошюр, где он еще и еще раз растолковывал свои замыслы и идеи для постановки спектакля:
Непростая история создания «Ревизора» Гоголя говорит о том, что это произведение было по-настоящему выстрадано им, было потрачено много душевных сил и времени на воплощение своих мыслей. И это не прошло даром: комедия уже не одно столетие находит ценителей. Она переведена на множество языков и ставится на сценах многих стран и по сей день, представляя образец русской классической литературы.
Злоупотребления чиновников
О множестве злоупотреблений чиновников говорится в комедии. Все они были характерны для эпохи жестокого произвола. Женатому слесарю незаконно забрили лоб. Унтер-офицерскую жену высекли. Арестантам не дают провизии. Ассигнованную на постройку при богоугодном заведении церкви сумму тратят по собственному усмотрению, а в рапорте говорится, что церковь сгорела. Городничий запирает купца в комнате и заставляет его есть селедку. У больных грязные колпаки, придающие им сходство с кузнецами.
Отсутствие положительного героя
Нужно заметить, что читатели узнают о преступных действиях, совершенных чиновниками, из уст их самих, а не из показанных на сцене действий произведения «Ревизор» (Гоголь). Анализ героев позволяет выявить и некоторые другие интересные особенности. Подтверждением того, что в чиновничьем мире творятся противозаконные поступки, являются и жалобы притесняемых чиновниками людей, особенно городничим. На социально-политические явления переносится центр тяжести. Гоголь не ввел в свою пьесу положительного героя, резонера и носителя добродетельных качеств, являющегося рупором мыслей автора. Самым положительным героем является смех, который разит общественные пороки и устои самодержавного режима.
Мораль пьесы
Исходя из тематики повести можно допустить, что автор хотел, чтобы каждый читатель научился нравственности, доброте, умению брать ответственность за свои поступки и уважению законов. Автор желал, чтобы тот, кто прочел «Ревизор», смог избавиться от следующих негативных качеств:
В комедии была заложена идея высмеять жизнь чиновников, но зрители так и не смогли адекватно воспринять весь смысловой посыл Гоголя, ведь тогда литература и искусство в целом не высмеивало общество так ярко.
Образ Хлестакова
Образ Хлестакова является центральным в произведении. Проведем его анализ. Гоголь «ревизора» изобразил легко ориентирующимся в создавшейся обстановке. Например, желая покрасоваться перед своей невестой, Марьей Антоновной, он себе приписывает сочинение «Юрий Милославский» Загоскина, однако девушка вспоминает его истинного автора. Безнадежное, казалось бы, создалось положение. Однако Хлестаков и здесь быстро находит выход. Он говорит, что есть другое сочинение с таким же названием, принадлежащее ему.
Отсутствие памяти
Отсутствие памяти является важной чертой образа Хлестакова. Для него не существует будущего и прошлого. Он сконцентрирован лишь на настоящем. Хлестаков в силу этого неспособен к эгоистическим и корыстолюбивым расчетам. Герой живет лишь одной минутой. Его естественным состоянием является постоянное превращение. Проведя действенный анализ «Ревизора» Гоголя, вы увидите, что Хлестаков, принимая тот или иной стиль поведения, мгновенно в нем достигает высшей точки. Однако легко теряется то, что легко приобретается. Заснув фельдмаршалом или главнокомандующим, он просыпается ничтожным человеком.
Речь Хлестакова
Речь этого героя его характеризует как претендующего на высокую образованность мелкого петербургского чиновника. Он любит употреблять для красоты слога заковыристые литературные штампы. В его языке в то же время встречаются вульгарные и бранные словечки, в особенности по отношению к простолюдинам. Хлестаков Осипа, своего слугу, называет «дураком» и «скотиной», а хозяину трактира кричит «подлецы!», «канальи!», «бездельники!». Речь этого героя отрывиста, что говорит о его неспособности остановить внимание на чем-либо. Она передает его духовную нищету.
Два центра пьесы
Хлестаков в произведении является лицом влекомым. Он действует и живет по логике развития отношений, в которые городничий поставил его. Вместе с тем проявляющиеся в поступках и речах этого героя неожиданности также обусловливают развитие действия пьесы. Это, например, «сцена вранья», объяснения Хлестакова в любви дочери и матери одновременно, сделанное им предложение Марье Антоновне, безвозвратный и неожиданный его отъезд. В пьесе Гоголя есть два центра и два лица, которые направляют и ведут развитие действия: Хлестаков и городничий. Анализ пьесы «Ревизор» Гоголя продолжим характеристикой образа последнего.
Характеристика героев (кратко)
При создании персонажей автор использовал говорящие фамилии, которые показывают основные качества героев.
Хлестаков — молодой дворянин, привыкший праздно проводить свою жизнь. Он живет только одним днем, предпочитает легкомысленно относиться к будущему и не иметь плана действий. Персонаж обладает следующими чертами характера:
Антон Антонович Сковозник-Дмухановский — городничий, который нечист на руку. Абсолютный деспот и тиран, город держит в ежовых рукавицах. Он отличается малодушием, невежеством и хитростью. Благодаря последнему своему качеству он постоянно избегал наказаний за совершенные преступления.
Жена Антона Антоновича — инфантильная семейная немолодая женщина. Выделяется честолюбием и высокомерием, очень любит сплетничать.
Марья Антоновна — дочь городничего, ничем не привлекательная молодая особа. Мечтает о жизни в столице, поддается ухаживанию мнимого ревизора.
Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья, берущий взятки щенками борзых. Отличается невежественностью и самодурством.
Артемий Филиппович Земляника — является попечителем богоугодных заведений. Ради своего выживания готов пойти на все.
Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер, скрывающий чужие письма.
Христиан Иванович Гибнер — немецкий врач, не знающий русского языка.
Петр Бобчинский и Петр Добчинский — болтливые суеверные помещики.
Образ городничего
Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) — в котором происходит действие интересующей нас комедии. Это «очень неглупый», «постаревший на службе» человек. Его черты лица жестки и грубы, как у всякого, который с низших чинов начал тяжелую службу. Городничий в начале пьесы зачитывает письмо своим подчиненным. В нем сообщается о приезде ревизора. Эта весть очень напугала чиновников. В страхе городничий приказывает «обустроить» город к его приезду (выгнать из больницы лишних больных, привести преподавателей в училищах в надлежащий вид, прикрыть недостроенные здания заборами и т. д.).
Антон Антонович предполагает, что ревизор уже прибыл и живет инкогнито где-нибудь. Помещики Бобчинский и Добчинский находят его в лице Хлестакова, мелкого чиновника, ни о чем не подозревающего. Городничий, поверив, что Хлестаков и есть тот самый ревизор, не может разубедить себя в этом. Он верит во все, даже в фантастические враки «ревизора» — до такой степени сильно раболепство в городничем.
Когда к его дочери, Марье Антоновне, сватается Хлестаков, чиновник стал размышлять о том, какие выгоды сулит ему родство с «важным человеком», и решил, что «славно быть генералом». До глубины души оскорбляет городничего неожиданное разоблачение Хлестакова. До него наконец доходит, что он принял «тряпку», «сосульку» за важного человека. Городничий, пережив унизительное потрясение, духовно прозревает, впервые в жизни. Он говорит, что впервые видит вместо лиц «свиные рылы».
Завершая анализ комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», добавим, что комическая фигура его в финале комедии перерастает в трагическую. Трагизм наиболее явным становится в немой сцене, когда становится известно о прибытии настоящего ревизора.
;Ревизора представляют собой корпорацию разных служебных воров и грабителей (выражение из письма В. Г. Белинского к Гоголю). Городничий беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Гоголь показывает, что поборы с населения рассматривались как своего рода право местной власти, ограничиваемое только служебным положением берущего. Смотри! не по чину берешь! — пробирает Городничий квартального.
2.2 Новаторство комедии Н.В. Гоголя Ревизор
Драматургический конфликт Ревизора свидетельствовал о дальнейшем развитии русской комедии. В Горе от ума А. С. Грибоедова мы видели конфликт между передовой дворянской молодежью и реакционно-крепостническим большинством дворянско-помещичьего класса. Идеологической основой здесь была дворянская революционность. В конфликте Ревизора вскрываются более глубокие противоречия: между бюрократическим аппаратом монархически-крепостнического государства и широкими демократическими слоями. Это соответствовало наметившемуся после 1825 г. движению русской литературы по пути демократизации.
Социальный характер конфликта в Ревизоре определил и построение сюжета. До Гоголя действие комедии обычно развертывалось вокруг любовного конфликта. Есть любовная интрига и в Ревизоре. Но ей отведено незначительное место, возникает она незадолго до развязки комедии и развертывается с молниеносной быстротой. Хлестаков неожиданно и в невероятном темпе объясняется в любви то дочери Городничего, то его жене, то опять дочери и не раздумывая делает предложение дочери. В этой пародийной форме любовной интриги с ее перипетиями Гоголь сознательно нарушал традицию исходя из условий времени. Он писал в Театральном разъезде после представления новой комедии: Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отметить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь? Самый сюжет пьесы, таким образом, приобретал социальный характер. Это стало традицией для последующей русской драматургии, научившейся сочетать в сюжете личное и общественное. Таковы, например, пьесы А. Н. Островского.
Большое значение комедия Гоголя имела и для развития драматургического языка. Задача социально-психологической дифференциации диалогической речи была неразрывно связана с развивавшимися в русской литературе реалистическими тенденциями. Такие предшественники Гоголя-драматурга, как Д. И. Фонвизин и особенно А. С. Грибоедов, стремились в противовес классическому единству стиля придавать речи действующих лиц характерность. В Горе от ума речь персонажа отражает языковые особенности, свойственные данному социальному характеру. Гоголь добивается в этом отношении еще большего. Речь каждого из его персонажей в Ревизоре представляет собой законченную стилистическую систему, в которой, как в фокусе, отражается соответствующий характер. Это реализм диалогической речи и полном его развитии. Вместе с тем свойственная тому или иному персонажу манера речи варьируется в зависимости от конкретной ситуации, от собеседника. Вспомним, как разговаривает Городничий с чиновниками, с ревизором, с купцами. Удивительно умение Гоголя показать, что во всех этих случаях с различными оттенками звучит речь одного и того же Сквозник-Дмухановского! После Гоголя социально-психологическая характерность речи персонажей становится законом русской драматургии.
Новаторство Гоголя в комедии Ревизор отразилась в следующем:
Он отказывается от введения традиционного образа положительного героя, который являлся рупором авторских идей.
Эстетический идеал писателя выражен своеобразно, и Гоголь подчеркивал это: Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всем продолжении ее. Это действовавшее благородное лицо был смех.
Особый характер смеха. Содержит не только отрицание, но и затаенную грусть, драматизм в сочетании с комическими ситуациями. Это видимый миру смех, сквозь незримые, неведомые ему слезы. Переход комического в серьёзное и даже трагическое, смех, соединенный с горьким размышлением автора о жизни, — это характерная особенность комедии Ревизор.
Своеобразие конфликта. Гоголь говорит о злоупотреблениях (типичных) чиновников, все находится в полном развале, все прогнило. Страдают от злоупотреблений чиновников жители сборного города N. Основной конфликт комедии Ревизор — это конфликт между чиновничьим миром города, олицетворяющим государственный строй России и обделенным народом. Но, поскольку народ лишен голоса, подавлен всем строем России, конфликт этот не показан прямо, и поэтому Гоголь вводит потусторонний конфликт, суть которого анекдотическая история взаимоотношений чиновников города во главе с городничим с мнимым ревизором. Здесь противоречия мнимые, потому что городничий и Хлестаков едины в своих стремлениях. Развитие этого конфликта позволило Гоголю показать антинародную сущность, как местной власти, так и петербургской. Мотивирован ли реалистически этот анекдотический сюжет? Скорее всего да, потому что у Гоголя он подразумевает реальную ситуацию, достоверную.
2.3 Развитие конфликта в комедии Ревизор
Вопрос 49. Своеобразие гоголевского юмора в комедии «Ревизор»
Вопрос № 49.
Своеобразие гоголевского юмора
Страсть служить и приносить пользу Отечеству была у Гоголя с юности.
Деятельность человека на отведенном ему месте в жизни, его служба и служение, должность и дом — это было так важнодля писателя.
Делать всё возможное «на корабле своей должности и службы» и остаться человеком, спасти, сохранить свою душу.
Кто из героев пьесы похож на гоголевский идеал? Никто! А ведь для Гоголя «всякая добрая душа есть свеча…». Как много добрых и бескорыстных душ мы встретили в комедии? Ни одной! А коль не добро и бескорыстие, то, по Гоголю, это помрачение совести. Смешно ли это? Горько, страшно.
Так комедию ли написал великий драматург?
1. Пьеса «Ревизор» — это не комедия.
2. Пьеса «Ревизор» — комедия.
■ Как можно было случайного проезжего наделить титулами и чинами?
■ Смешны чиновники, унижающиеся перед Хлестаковым, дающие ему взятки, угодливые до глупости.
Вывод:
Да, это комедия, котораявысмеиваетничтожность государственных мужей, беззаконие, творящееся в стране.
Для чиновников безразлична судьба людей, интересы которых они по должности должны защищать. Для этих людей государственное место не служба, а место наживы.
Перед нами, несомненно, комедия. Но это смех сквозь слезы.Драматург не ставил целью смешить публику,хотел заставить задуматься, вызвать чувство стыда, подтолкнуть к мысли о самосовершенствовании человека.
Новаторство Гоголя также и в том, что он повернул драматургию к социальной теме, к изображению существенных сторон русской действительности.
Средства сатирической типизации:
а) страх чиновников перед приездом ревизора,
б) комизм положения чиновников, угодничающих перед нищим и ничтожным Хлестаковым, которого они принимают за могущественного петербургского сановника.
(Смешны замечания городничего своему ближайшему окружению относительно их ведомств ввиду приезда ревизора. Например, он дает совет Землянике, чтобы тот распорядился надеть на больных чистые колпаки, чтобы они не походили на кузнецов).
а) Крылатые выражения («легкость мысли необыкновенная», «да», — сказали мы с Петром Иванычем» и проч.);
б) Алогизмы (отсутствие в речи действующих лиц достаточной логики в изложении ими своих мыслей между причиной и следствием. Например, судья в связи с приездом ревизора заявляет: «Это значит вот что: Россия… хочет вести войну, и министерия-то подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены!» Связь между выявлением злоупотреблений чиновников захолустного уездного городка и внешней политикой России явно абсурдна; «больные выздоравливают, как мухи»);
в) Гипербола в сцене вранья (вранье городничего, расписывающего свое старание: «даже когда ложишься спать, все думаешь: господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно»; вранье Хлестакова: арбуз в семьсот рублей, суп в кастрюльке из Парижа, 35 тысяч одних курьеров и т. д.).
(падение Бобчинского, Городничий надевает футляр вместо шляпы).
(Бобчинский и Добчинский).
а) Замечания для господ актеров: «Особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть… потрясение на всех разом, вдруг»,
б) Авторские ремарки («в сторону», «в размышлении», «поднося бумажки», «принимая деньги»),
в) Реплики в сторону;
в) Немая сцена дана в виде описательного текста. Ее смысл: Божий суд, суд истории над чиновниками, авторский суд. Хотя Гоголь точно не определяет смысл сцены в тексте, очевидно, что ее идея связана с неотвратимостью возмездия и с верой автора в торжество справедливости.
: важно, оказывается, не то, как лечат больных, а то, что они ходят по-домашнему (в грязных тапочках) и курят крепкий табак;
городничий говорит об учителях, что они имеют «очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием» — один делает гримасы, другой стулья ломает;
(разговор в гостинице городничего с Хлестаковым, когда городничий в каждом слове своего собеседника ищет и находит другой, противоположный смысл (явление VIII, действие 2-е);
Специфика гоголевского комизма
Но что главным образом смешит в гоголевской комедии: смешной случай или смешные характеры?
Гоголевский комизм есть прежде всего и по преимуществу комизм смешных характеров, смешных типов
, а не смешных положений, которые являются в комедии не главными, а сопутствующими явлениями.
Сила комедии Гоголя в том и состоит, что она рисует персонажи отрицательные, вызывающие у читателя горький смех. Гоголь сам понимал, что он смешит не положениями, не ситуациями, а выведенными им характерами.
В «Театральном разъезде» в ответ критикам, требовавшим, чтобы комедия давала только смешные случаи, он заявил: «Если вам нравятся такие комедии (т. е. комедии положений. — Ред.),
поезжайте только в театр: там всякий день вы увидите пьесу, где один спрятался под стол, а другой вытащил его оттуда за ногу».
Идейное содержание
комедии:
Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» характеризует жанр комедии — социально-политическая комедия.
В статье «Петербургская сцена в 1835—1836 году» гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель «заметить» общие элементы нашего общества, движущий его пружины, изобразить на сцене «плевела», от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон».
Написана она не для того, чтобы посмешить зрителей, а для того, чтобы обратить внимание общества на негативные стороны российского чиновничьего аппарата
Этот смех обрел в «Ревизоре» трагический смысл. Реплика Городничего, адресованная зрительному залу: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь. » подчеркивает распространенность подобного типа в царской России. Человеческие пороки, осмеянные в «Ревизоре», проявляются в нынешнем противоречивом мире. Гоголь из XIX века корнями пророс в нашу действительность. В гоголевских персонажах мы обнаруживаем пороки нашего времени. К сожалению, человеческие пороки живучи.
Гоголь вывел на сцену плутов-чиновников и подверг их общественному осмеянию и суду. Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится». Поэтому Гоголь отличал серьёзный смех от легкомысленного, безыдейного смеха. Смех Гоголя был высокоидейным, благородным, воспитывающим смехом: в нём заключалась тоска писателя по высокому нравственному идеалу.
Как известно, Гоголь не думал колебать государственные устои и правительственную систему.
Он
направлял свою сатиру не на систему, а на отдельных лиц, не на государство и правительство, а на дурных исполнителей, не на должности, а на должностных лиц.
По мнению Гоголя,
дурны были только исполнители, государственные деятели, а не сама государственная система
и её установления.
Но не таково оказалось объект. значение комедии. Современники Гоголя увидели в комедии сатиру на всю гос. систему царской России, и одни за это очень превозносили писателя, а другие чернили и порицали.
Дворянские и бюрократические круги всех рангов требовали запрещения комедии «Ревизор» и в самом деле добились исключения пьесы из репертуара театров. Бывший начальник Гоголя, В. И. Панаев, утверждал, что комедия Гоголя была самая безобразная карикатура на администрацию всей России.
Реакционная часть журнальной критики, открыто прислуживавшая правительству, не отставала от общего негодования на писателя и старалась умалить глубокое общественное значение комедии. Так, Сенковский, редактор журнала «Библиотека для чтения», утверждал, что «Гоголь не производил ещё ничего забавнее и ничего грязнее последнего своего произведения» («Ревизор»).
Но совершенно по-другому отнеслась к комедии Гоголя передовая, демократическая общественность того времени. Белинский в журнале «Молва» иносказательно писал о комедии «Ревизор»: «Ошибаются те, которые думают, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна только снаружи, но внутри — это горе-гореваньице, лыком подпоясано, мочалом испутано».
Да, драматург ждал взрыва отчаяния, душевного покаяния от горькой истины, которая разыгрывалась на сцене. Публика смеялась над собой. Гоголь заметил в одном из писем: «Очень трудно это искусство».
Когда-то Николай Васильевич мечтал: «Если только поможет Бог произвести всё, как желает душа моя, то, может быть, и я сослужу службу земле своей не меньшую той, какую ей служат все благородные и честные люди на других поприщах». Писатель был убежден, что понадобятся подвиги, адский труд, чтобы искоренить беззаконие, преодолеть пороки в обществе и человеке. Сам драматург много трудился для того, чтобы жизнь человеческая была светлее и чище.
Из завещания Н. В. Гоголя: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и помышлять о таком пустяке, христианина недостойном. Кому же из близких моих я был действительно дорог, тот воздвигнет мне памятник иначе: воздвигнет он его в себе самом своей непоколебимой твердостью в жизненном деле, бодреньем и освеженьем внутри себя».
В.Г. Белинский о комедии «Ревизор»:
В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, худ-но образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представл-е собою особный и замкнутый в самом себе мир.
Чтобы осмыслить пьесу «Ревизор» как комедию, необходимо ясно представлять себе, что такое комическое и каковы средства изображения комического.
Комическое — особая эстетическая категория.
Эстетические категории — это выработанные людьми определенные понятия, с помощью которых мы оцениваем различные жизненные явления: одни явления называем прекрасными, другие — безобразными, третьи — возвышенными, четвертые — низкими, пятые — трагическими, шестые — комическими.
Комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм.
Постоянным источником комического в жизни является необоснованная претензия: «…истинная область комического — человек, человеческое общество, человеческая жизнь, потому что в человеке только развивается стремление быть не тем, чем он может быть, развиваются неуместные, безуспешные, нелепые претензии. Все, что выходит в человеке и в человеческой жизни неудачно, неуместно, становится комическим, если не бывает страшным или пагубным». Наша реакция на комическое — смех.
Поэтическое искусство располагает множеством способов, средств, приемов отображения комического. Есть специальные жанры, содержание которых составляет только комическое: комедия, водевиль, фарс, эпиграмма, пародия и т. п. Однако комическое может входить составной частью в содержание и других жанров. Изображая комическое, писатели используют такой прием, как комизм положений, создают комические характеры, дают оценку поступкам героев, их поведению, отдельным ситуациям посредством смеха. Градации смеха различны: юмор, ирония, сарказм, гротеск.
—
способность распознавать в жизни и воспроизводить в искусстве комические черты, стороны и явления.
Юмор — особый вид комического, который
проявляется в частных недостатках жизненных явлений
, отдельных смешных чертах характера, внешнего облика и поведения людей.
(рассказ Чехова «Лошадиная фамилия»)
— особый вид идейно-эстетической оценки явлений действительности, для которого
характерна скрытая (замаскированная внешней серьезностью) насмешка
. Ирония используетмя автором для тонкого осмеяния и осуждения чел. пороков. (басни Крылова «Квартет», «Ворона и лисица», рассказы Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»)
— особый вид эстетической оценки явлений действительности,
выраженный в форме гневной, язвительной насмешки,с откровенно обличительным, сатирическим смыслом
. Саркастическое отношение предполагает не только неприятие, но и
осуждение человеческих или общественных пороков, борьбу с ними.
(М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
— «один из видов типизации (преимущественно сатирической), при котором
деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов
. (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Н.В. Гоголь «Нос»)