в чем заключается суть учения о темпераменте гиппократа
Гиппократ
Содержание
Биография
Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Асклепия.
История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ. Одни историки утверждают, что 83 года, а другие — 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер.
Умер Гиппократ около 370 года до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник, но на тысячелетия для всех врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа».
«Гиппократов сборник»
Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.
Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Вся медицина, во взглядах Гиппократа имеет психосоматический каркас. Это медицина как тела, так и души. Медицина основана на гармонии человека с природой и космосом.
Учение Гиппократа о темпераментах
По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).
По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.
Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.
Сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики
Связь темперамента и типа заболевания
Холерики имеют сухие, твердые и здоровые головы, у них крепкие желудки. Поскольку в их организме преобладает желчь, они склонны ко всем болезням, называемым «острыми»: к нагноительным заболеваниям, к «разрывам жил» (в носу, мозгу), к сильным и острым страданиям глаз и т.д.
Сангвиники мало расположены к болезням.
Зависимость темперамента от времени года, возраста и политического строя
Политический строй и общественные установки влияют на природу человека, несколько трансформируя ее. Возраст, и времена года способствуют изменению темперамента.
Развитие идей Гиппократа
Учение оказало большое влияние на представления медиков и психологов последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».
Развитие идей Гиппократа предпринято многими медиками, физиологами и психологами. Наиболее интересные исследования представлены трудами Э. Кречмера, У. Шелдона, Г. Айзенка, И.П. Павлова, Я. Стреляу, Л.Н. Собчик, В.П. Русаловым, В.Д. Небылицыным, Т.Ф. Базылевич и др.
Учение Гиппократа о типах темперамента
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теория темперамента и учение Гиппократа
Теория темперамента создавалась в медицинских целях и была предназначена и служила для врачевания.
Гиппократ различал в организме человека четыре основные материи, которые соответствуют стихиям:
Так, кровь подобна воздуху, лимфа – воде, желтая желчь – огню, а черная желчь – земле. При правильном смешении жидкостей в организме человек здоров, а при не правильном их соединении организм отклоняется от нормы, что способствует проявлению болезней.
В своих учениях Гиппократ разрабатывал диагностические, терапевтические и профилактические меры по обнаружению отклонений к патологиям, их устранений и предупреждений. Самым главным гиппократовским учением был вопрос о здоровом питании и других внешних факторов. Суть учения была взаимосвязи гуморальных механизмов с образом жизни человека, а также условий его существования, таких как, географическое положение, метеорологические явления и способы правления.
Темперамент и четыре стороны света
Гиппократ отожествлял свойства природы и человека. Он связывал со свойствами человека четыре свойства природы: сухость-влажность, тепло-холод. Эти четыре свойство он соотносил с четырьмя сторонами света: север, юг, запад, восток.
Сангвиник (Восток). Люди проживают на Востоке, там, где здоровый климат, характеризующий своей теплотой и сухостью. Люди крупные и упитанные, спокойны и приветливы.
Холерики(Север). Люди, проживающие на Севере, с холодным и сухим климатом. Люди худощавые, энергичные и сильные. По характеру гордые, упорные. Склоны к искусству и военному делу.
Готовые работы на аналогичную тему
Флегматики (Юг). Люди, живущие на Юге, с мягким и влажным климатом, со стоячими и затхлыми водами. Они, как правило, вялые, сонливые, плохо переносят труд.
Меланхолики (Запад). Люди, проживающие на Западе, с влажным и холодным климатом. По характеру они больше хмурые и упорные.
Темперамент как особенность поведения
Гиппократ сравнивал темперамент человека с особенностью его поведения, через преобладания в организме «жидкости» (четырех элементов).
Каждый темперамент имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Но под действием хорошего воспитания, контроля и самоконтроля любой темперамент может проявляться с хорошей стороны. Так, например, меланхолик проявляет себя как человека впечатлительного, с переживаниями и эмоциями. Флегматик проявляет себя как выдержанный и ответственный человек, без скоропостижных решений. Сангвиник становится более энергичным и гибким, быстро справляющийся с любой работой. Холерик – страстный энтузиаст.
Отрицательные свойства подвергнут меланхолика к замкнутости и застенчивости, флегматика к безразличию, сухостью, сангвиника к непостоянству, холерика с поспешным выводам.
По типу темперамента не стоит разделять людей на способных и неспособных. Он дает характеристику человека в способностях по областях деятельности.
Типы темперамента по Гиппократу
Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
С другой стороны, у каждого типа есть и свои отрицательные свойства: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.
«Чистые» холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики встречаются очень редко, большинство людей относится к так называемым смешанным типам темперамента. О типе темперамента говорят, если этот тип преобладает. Если вы хотите уточнить, какой у вас преобладающий тип темперамента, вы можете пройти тест.
Комментарий научного отдела Психологоса.
Есть также предположение, что тот или иной тип вашего темперамента определяется не только физиологией, но и тем, к чему вы себя приучали (или вас приучали). Наблюдения говорят о том, что многие так называемые меланхолики имеют вполне крепкую нервную систему, но привычно играют меланхолический темперамент, изображая собой то Несчастную Жертву, то Возвышенную Поэтичность. По крайней мере опыт говорит о том, что свой темперамент вполне можно менять, а если это так, что лучшее, что вы можете сделать, это выработать у себя живой, сильный и уравновешенный темперамент сангвиника.
Гиппократ и учение о темпераментах
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра политических наук
студента (ки) 2 курса 221 группы
направления (специальности) 030200 Политология
Иванова Ивана Ивановича
к.п.н., ассистент ______________ А.В. Богданов
Содержание
Введение
Молодые люди встретились с одной и той же непредвиденной ситуацией, с одним конфликтом. Но как по-разному все они вели себя. Первый прямолинейно добивался цели, второй добился ее более гибким путем, третий временно отступил, найдя удобное оправдание, а четвертый отказался от любых попыток достижения цели.
При всей похожести людей друг на друга человечество с древнейших времен не прекращает попыток разделения себе подобных на различные типы. Даже если особенности поведения человека, его цели, задачи, достижения, внешний вид, качество работы и т. д. мало чем отличаются от таковых у других людей, даже если к нему не проявляют особого интереса, все равно ему дают оценку: его психологию считают стандартной, нормативной, обычной. Когда же какие-то свойства человека резко отличают его от «образцов нормы», он возбуждает необычный интерес. Его по-особому оценивают, пытаются понять как личность.
В книге В. Сагатовского «Вселенная философа» приводится следующий вымышленный эпизод, демонстрирующий разные типы людей: «Вообразим себе ситуацию, носящую скорее символический характер: несколько человек, обладающих значительными и разнообразными способностями, комментируют свое возможное участие в постройке пирамиды (пирамида здесь символ любого большого дела).
«Какую пирамиду можно построить! — воскликнул первый. — История не забудет ее создателя! И сделать это могу только я!»
«Нужно делать, а не рассуждать!» — отрубил второй и пошел организовывать доставку каменных блоков.
«А занятно будет повозиться!» — заметил третий, потирая руки от удовольствия.
«Дело стоящее, — сказал четвертый. И добавил, подумав: — А ведь можно сделать еще лучше».
«Да-да-да! — прокудахтал пятый. — На днях я сидел в президиуме с самим фараоном, он сказал, что обязательно привлечет меня для консультации».
В примере с опоздавшими в театр молодыми людьми при одинаковой цели и сложившейся ситуации их отличали способы достижения цели и настойчивость. Будущие строители пирамиды отличались мотивами участия в предстоящем деле.
Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии.
Такая разница в поведении объясняется, прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.
Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.
Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.
Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых «все знают». Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов — об одном утверждаем: «типичный холерик», другого именуем «сангвиником», третьего — «флегматиком», четвертого — «меланхоликом». Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.
Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.
1. Понятие о темпераменте
Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцания на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.
Психология личности. Темперамент, характер, способности
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями.
Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).
Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.
Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.
Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)
Таким образом, темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Немаловажно иметь представление и о типе темперамента человека, знать, например, холерик он, флегматик, сангвиник или меланхолик. Ещё более важно точно знать черты характера, так как именно они определяют непосредственное поведение человека, его действия, реакции, поступки в тех или иных социальных ситуациях. Особый интерес представляет выявление акцентуированных черт характера, степени развитости тех свойств личности, от которых зависит отношение к людям, например отзывчивость, доброта, готовность прийти на помощь, порядочность, честность и др.
Точное представление о темпераменте и характере человека также позволяет прогнозировать, предвидеть его реакции. Кроме того, поскольку темперамент и характер достаточно устойчивы, приходится принимать как неизбежные некоторые поступки человека, строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учётом уже сложившихся особенностей.
Изучая темперамент человека — ещё одну его личностную характеристику, достаточно получить представление о преобладающем типе темперамента. Это, прежде всего, необходимо для правильной организации общения с данным человеком. Наконец, важно знать, как человек воспринимает самого себя и относится к себе, т.е. его самооценку, а также то, как данный человек относится к людям.
Сложившееся много веков назад представление о типах темперамента человека сохранилось до сих пор. К нему в XX в. добавились знания, касающиеся органических основ темперамента, а также методики, позволяющие проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека. Примерно также можно сказать и о характере человека. Зная с древнейших времен множество черт характера (эти знания отражены в языках, на которых говорят представители разных народов), психологи только в XX в. научились его оценивать с помощью разнообразных тестов. Но учёные до сих пор ещё не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или иные черты характера у человека. И здесь практические умения, касающиеся управления темпераментом и характером человека, несколько опережают развитие научно достоверных знаний об этих личностных особенностях.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
Прежде чем прейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
2. Теория темпераментов Гиппократа
В «век Перикла» на греческом острове Кос врачевал представитель 17-го поколения семейной врачебной школы асклепиадов, великий древнегреческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. э.).
Его первыми учителями были отец (врач Гераклид) и мать (повитуха Фенарета).
Будем говорить о Гиппократе, имея в виду не группу, а одного, именно, Второго. Это был незаурядный человек, высокообразованный и культурный, много путешествовавший, досконально знавший медицину того времени многих стран и народов, блестяще применявший на практике свои знания, передававший их молодым коллегам.
Путешествия дали возможность Гиппократу познакомиться с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.
От времен Гиппократа до нас дошли сочинения медицинского содержания, составляющие так называемый «Гиппократов сборник», объединяющий около 70 сочинений на разнообразные медицинские темы. Самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.).
Оценка влияния темперамента на поведение человека
Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в частности сыном и зятем Гиппократа. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передает взгляды всей Косской школы. Этот сборник явился энциклопедией периода расцвета греческой медицины V—IV веков до н. э. 9
Тонкий наблюдатель, Гиппократ рассматривал человека в неразрывном единстве телесной и духовной жизни, видел в темпераменте внутреннюю гармонию составных частей тела. Четырем «сокам» Гиппократ отводил такую же роль в жизни человека, какая отводится в природе основным стихиям: огню, земле, воде и воздуху. Уравновешение стихий ведет к благоприятному климату, без засух и потопов, без бурь и землетрясений. Точно так же и в теле человека: здоровье («краза») бывает при удачном, равномерном смешении «соков», «дискразия» (неправильное их смешение) ведет к отклонениям в здоровье.
Время года, климат, состав почвы и воды, пища, по Гиппократу, в определенной степени накладывают отпечаток на темперамент.
Умеренный климат, весна и детство, способствуя образованию крови, ведут к формированию сангвинического темперамента; жаркие страны, лето и юношеский возраст благоприятны для образования желтой желчи, преобладание которой формирует меланхолический темперамент; суровый климат, осень и возмужалость продуцируют черную желчь, что проявляется холерическим темпераментом; холодные, сырые страны, старость и зима способствуют накоплению слизи и проявлению флегматического темперамента.
Многие элементы учения Гиппократа, либо измененные, либо в первозданном виде, прослеживаются в воззрениях последующих поколений ученых, и практически до настоящего времени его классификация темпераментов не утратила своего значения.
Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Он считал, что каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без естественной причины. Естественные причины болезни лежат, прежде всего, в окружающей человека внешней среде. Общими причинами болезни Гиппократ считал такие, которые своим действием вызывают заболевание у ряда людей. Сюда Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наряду с этим Гиппократ отмечал во многих случаях индивидуальные причины болезней отдельных людей, относя сюда образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонность к определенным страданиям.
Гиппократ рассматривает строение тела в виде внутреннего гармоничного взаимодействия составляющих, где речь идёт о правильности весовой пропорции, т.е. о соразмерности количества и силы воздействия компонентов, а также общей гомогенности смеси, равномерно распределённой в организме.
Преобладание одного из элементов даёт четыре варианта состава тела: тепло-влажный – с доминированием крови (сангвинический), тепло-сухой – холерический, холодно-влажный – флегматический, холодно-сухой – меланхолический. Различиями в телесной организации, т.е. перевесом какого-то элемента – крови, лимфы, желтой или черной желчи – объяснялась склонность к болезни. Люди с преобладанием крови заболевают лихорадкой, флегматики – водянкой, холерики – разлитием желчи и т.п.
Учение Гиппократа преследовало исключительно практические цели: разработку диагностических, терапевтических и профилактических мер – обнаружение склонностей к конкретной патологии, её устранение и предупреждение, например, подбор диеты, адекватной данному индивиду. Одним из центральных в интересах и деятельности Гиппократовской школы был вопрос о влиянии на человека продуктов питания и других экзогенных факторов.
Коммуникационные образовательные ресурсы
Речь шла о реальной зависимости гуморальных механизмов от образа жизни субъекта и условий его существования, которые понимались широко, охватывая географическую среду, метеорологические явления и даже способ правления.
На соматическую структуру влияет возраст: человеческому телу присущи теплота, которая достигает своего максимума в детстве.
Гиппократ касается проблемы половых различий, утверждая, что и среди женщин имеются широкие индивидуальные вариации в преобладании гуморов, степени сухости организма или сырости, что обнаруживается внешним видом. У Гиппократа совершенно отчётливо выступает мысль о наследуемости состава тела. Гиппократ выделяет ассоциацию тело – психика, утверждая их связь. Психика – это более тонкая, чувствительная часть организма, состояние одного влияет на состояние другого.
Таким образом, конкретная соматическая конституция, непосредственно обусловливает психическую.
Учение Гиппократа о темпераментах оказало огромное влияние на последующих ученых и их научные воззрения, а также на формирование конституциональной теории темпераментов.
В начале XX в. внимание исследователей привлекла зависимость проявления свойств темперамента от строения тела. Одним из исследователей, который разрабатывал конституциональную теорию индивидуальных отличий, был немецкий врач Э. Кречмер. Он издал свою книгу «Строение тела и характер», в которой старался отстоять мысль о том, что люди с определенным типом строения тела имеют соответствующие психические особенности и склонность к соответствующим психическим заболеваниям. Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:
Э. Кречмер также выделил еще один тип строения тела, которое назвал «неопределенным». Рассматривая отклонения в сторону патологических проявлений психики, он установил некоторую зависимость этих проявлений от строения тела. Так, лептосоматик склонен к шизотимическому типу темперамента, пикник склонен к циклотимическому типу темперамента. Его поведение близко к больным маниакально-депрессивным психозом (циклотимия).
Другим путем к выделению соматотипа, от которого зависит проявление типа темперамента, подошел в своих исследованиях американский ученый У. Шелдон. Он, как и Э. Кречмер, исходил из того, что темперамент и тело объединены в человеке, но в проявлении темперамента преимущество оставлял за строением тела. У. Шелдон выделил три, по его мнению, главные системы в организме человека: внутренности, мышечную систему и центральную нервную систему. Приписывая степень выразительности (развитости) любой системы в баллах, У. Шелдон выделил три соответствующие строения тела типы поведения:
В скобках приведена выразительность каждой системы в баллах (максимальное значение 7 баллов, минимальное 1 балл).
При норме психического развития, согласно Э. Кречмеру, лептосоматик (по Шелдону — церебротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип меланхолика. Пикник (по Шелдону — висцеротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип сангвиника, а атлетик (по Шелдону — соматотоник) по темпераменту напоминает тип холерика.
Типологии Кречмера-Шелдона, хотя и завоевали популярность среди психиатров, врачей, психологов, все же были в дальнейшем критически пересмотрены. Прежде всего, в поисках соответствия конституционального типа с типом поведения использовались не свойства темперамента, а свойства характера. Сам Э. Кречмер признавал, что три его основных типа, это лишь «сфокусированные точки» в разнообразии конституций человеческого тела.
Недоказанным считается связь конституционального типа с психическими болезнями у здоровых людей. Такое утверждение недопустимо. Между конституциональным типом и свойствами темперамента не существует зависимости. Так, например, свойства темперамента проявляются в поведении индивида в онтогенезе значительно раньше, чем четко выстраивается конституциональный тип.
Заключение
На наш взгляд, для будущей научной психологии объяснительный принцип, который использовал Гиппократ, при всей своей наивности, имел огромное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне).
Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. «гумор» – жидкость).
Подводя итоги вышеизложенного, скажем, что представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей.
Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником.
Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком.
Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком.
Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями, легкоранимого, но внешне, слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом.
Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.
Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.
До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством.
Проанализировав несколько разных взглядов, мы считаем, что роль среды (воспитания) при формировании темперамента велика и что при правильном учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно формирование полноценной для общества личности. Сложен процесс взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности в целом.
Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.
В конце хотелось бы процитировать следующее стихотворение о различных типах темперамента.
Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре,
Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый,
Вакх и Венера — услада ему, и еда, и веселье;
С ними он радости полон и речь его сладостно льется.
Склонностью он обладает к наукам любым и способен,
Что б ни случилось, но он нелегко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Желчь существует — она необузданным свойственна людям,
Всех и во всем превзойти человек подобный стремится;
Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость.
Жир порождает она и ленивое крови движение.
Сну — не занятиям — свои посвящает флегматик досуги.
Лень и сонливость, рассудок тупой и вялость движений.
Всякий флегматик сонлив, и ленив, и с обильной слюною,
Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.
Только про черную желчь мы еще ничего не сказали.
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствуют вечно в трудах, и не предан их разум дремоте;
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду.
Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят,
Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета 25 .
Как видим, весьма обширна характеристика каждого типа, включающая в себя и строение тела, и темперамент, и увлечения, и манеру поведения, и склонности, и способности, и ряд других особенностей.
Классификация, может быть, слишком прямолинейная, абсолютизированная и, пожалуй, жестокая и несправедливая по отношению к флегматикам и меланхоликам.
Автор приведенных строк — яркий последователь учения Гиппократа, представитель Салернской медицинской школы в Италии Арнольд из Виллановы (1235—1311 гг.).
Список литературы
1 См.: Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 123.
2 Сагатовский В. Вселенная философа. [Электронный ресурс] // Библиотека юного исследователя [сайт]. [1972]. URL: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml (дата обращения: 20.03.2012).
3См.: Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 390-416.
4 См.: Маклаков А. Г. Общая психология. // Учебник для вузов. Издательство: ООО «Питер Пресс», 2008. С. 554.
5 См.: Маклаков А. Г. Общая психология. // Учебник для вузов. Издательство: ООО «Питер Пресс», 2008. С. 556.
6 Теплов Б.М. Психология. [Электронный ресурс] // Детский сад.ру [сайт]. [1953]. URL: http://www.detskiysad.ru/medobozrenie/teplov.html (дата обращения: 18.03.2012).
7 См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 484.
8 См.: Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. [Электронный ресурс] // Библиотека [сайт]. [1996]. URL: (дата обращения: 19.03.2012).
9 См.: Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. [Электронный ресурс] // Библиотека [сайт]. [1996]. URL: (дата обращения: 19.03.2012).
11 См.: Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. [Электронный ресурс] // Библиотека [сайт]. [1996]. URL: (дата обращения: 19.03.2012).
13 См.: Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: «Медицина», 1981. С. 234.
14 См.: Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека [Электронный ресурс] // Детский сад.ру [сайт]. [1996]. URL: http://www.detskiysad.ru/medobozrenie/pavlov69.html (дата обращения: 17.03.2012).
15 См.: Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: «Медицина», 1981. С. 238.
16 См.: Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. [Электронный ресурс] // Библиотека [сайт]. [1996]. URL: (дата обращения: 19.03.2012).
18 См.: Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: «Медицина», 1981. С. 250.
19 См.: Маклаков А. Г. Общая психология. // Учебник для вузов. Издательство: ООО «Питер Пресс», 2008. С. 558.
20 См.: Там же. С. 560.
21 См.: Кречмер Э. Строение тела и характер [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ModernLib.Ru [сайт]. [1961]. URL: (дата обращения: 16.03.2012).
23 См.: Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным [Электронный ресурс] // Материалы по психологии Psychology OnLine.Net [сайт]. [2000]. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1293.html (дата обращения: 15.03.2012).
24 См.: Асмолов А. Психология Личности [Электронный ресурс] // Александр Асмолов – Психология/Образование/Жизнь [сайт]. [2007]. URL: http://asmolovpsy.ru/ru/books/90 (дата обращения: 14.03.2012).
25 Арнольдиз Виллановы. Салернский кодекс здоровья [Электронный ресурс] // Все о травах и не только [сайт]. [1970]. URL: http://herbalogya.ru/textbook/salerno.php (дата обращения: 12.03.2012).
26 См.: Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: «Медицина», 1981. С. 265.