в чем заключается суть макиавеллизма в политике

Политическая философия Макиавелли. Трактат «Государь». Макиавеллизм.

Итальянский философ Н. Макиавелли (1467–1527) является основателем современной политологии.
Политические взгляды Н. Макиавелли родились в период эпохи Возрождения. Правовая мысль в данную эпоху значительно шагнула вперёд, освобождаясь от элементов схоластического понимания мироздания.

«Государь» Макиавелли

В своем известном трактате «Государь» он систематизировал и охарактеризовал сущность политики.

Государство, по определению Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни.

Макиавелли утверждал, что государь не должен быть ни добродетельным, ни щедрым, ни честным для обеспечения целостности и благополучия своего государства. Правитель погибнет, если он всегда будет милосердным и честным. Если внешние и внутренние условия не сделают государя строгим и дисциплинированным, государство прекратит свое существование. Философ уверен, что в государстве сильная власть создаётся на почве прочно существующего фундамента власти.

Сильное государство возможно только тогда, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

Сегодня не потеряла актуальности макиавелливская концепция циклического развития государственных форм (демократия — олигархия — аристократия — монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия переходит в олигархию и т. д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращения зла и добра.

Религия

Макиавелли хорошо видел и осознавал силу религии, её власть над сердцами и умами верующих, поэтому призывал использовать эту силу для общего блага, в особенности для объединения и укрепления самого государства. Но философ признавал только исключительно практическую пользу, которая присуща религии. Религия, по утверждению Макиавелли, должна связывать общество в единое целое, а государь должен восприниматься своим народом как религиозный человек.

Отношение к свободе как к ценному, Макиавелли подчеркивает из древнегреческой философии, полагая, что политическая свобода предполагает личную добродетель.

Власть

Власть, по рассуждениям Макиавелли, должна принадлежат тем, кому удалось ее захватить. Макиавелли рассматривает вопрос обороны государства от внутренних и внешних врагов. Макиавелли предлагал использовать против противника только два оружия: сильную армию и удачные политические союзы. При ведении внешней политики, философ советует опираться государю не только на свои силу и ум, но и на «звериную» хитрость.

Правителя, который стремится к успеху, Макиавелли учил согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. В его учении содержатся определенные советы, которым руководителю требуется следовать, он рассуждает о щедрости, страхе, любви и проявлении других качеств в управлении.

Макиавелли ставит цели, к которым, по его мнению, обязан стремиться правитель, и при этом предлагает некоторую идеальную модель управления государством и идеального правителя страны, который будет соответствовать данной схеме.

Макиавелли отмечает политические блага, которые необходимо для гармонии государства:

Для реализации политической цели необходима сила, которая зависит от общественного мнения. Поэтому большую роль, по утверждению Макиавелли, необходимо уделять пропаганде, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

Макиавеллизм

Философ известен как основоположник принципов «макиавеллизма». Термин «макиавеллизм» используется сегодня для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали.

Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, определяя их существенные черты. На основе изучения богатого фактического материала, он постарался решить важные теоретические проблемы в области государства, политики, военного дела и управления.

«Государя» Макиавелли по праву можно назвать хорошим практическим трудом. Он обобщил опыт прошедших веков и современных ему событий на политических аренах.

Макиавелли одним из первых смог обосновать понятие гражданского общества и применил термин «государство» в качестве политической организации общества.

Его идеи способствовали развитию современной социологической теорий элит (Э. Дженнинг, Ч.Р. Миллс, Г. Моска, В. Парето), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, который возглавил «макиавеллистское направление».

Источник

Макиавеллизм: власть и этика

О Макиавелли знают все, даже те, кто не знаком с его трудами. Цитаты из работ Макиавелли, включая приписываемую ему фразу «Цель оправдывает средства», имеют широкое хождение и различные трактовки: одни высоко ценят макиавеллизм за неоднозначные рекомендации правителям, другие считают его подход к политике аморальным. Работы Макиавелли до сих пор, спустя пятьсот лет, являются настольными книгами для многих политиков и людей, интересующихся политикой. Достаточно указать, что лекцию о Макиавелли в 2014 году академик А.А. Гусейнов читал для депутатов Госдумы, а в российских издательствах переиздаются труды Макиавелли и большими тиражами выходят исследования о нем. Есть даже переводные книги «Макиавелли в комиксах».

Связь биографии Макиавелли с его мировоззрением

Никколо Макиавелли (1469-1527) родился во Флоренции в знатной, но небогатой семье. Формально Флоренция была республикой, на деле ею управлял могущественный клан семьи Медичи. В 1494 году Медичи потеряли власть после поражения в войне с французским королем, и реформированный республиканский строй во Флоренции был восстановлен. Блестящее университетское образование и природный ум привели Макиавелли к получению должности второго канцлера Флорентийской республики. По роду своей деятельности канцлер часто посещал другие центры разобщенной Италии и монархические дворы Европы, что дало ему пищу для размышлений о личности правителей и о разных режимах правления.

В 1512 году после вытеснения французов из Италии с помощью папской Священной лиги семья Медичи восстановила свое правление. Флорентийская республика пала. Макиавелли был заключен в тюрьму, подвергался пыткам на дыбе (его подозревали в участии в заговоре против Медичи) и был выслан за пределы Флоренции. Находясь на своей сельской ферме, в окружении семьи, Никколо Макиавелли начал заниматься литературной деятельностью. Но политика тянула его. Желая вернуться к политической деятельности, свою знаменитую работу «Государь» (или «Принц») Макиавелли посвятил Джулиано Медичи, после чего Макиавелли, как ранее и другие деятели республики, был реабилитирован. Ему разрешили участвовать в политических дискуссиях, но полностью воспользоваться благосклонностью Медичи мыслитель не успел: он умер в возрасте 58 лет.

Труды Макиавелли начали свое шествие по миру и временам. Его идеи воспринимались по-разному: одни называли итальянского мыслителя «апостолом дьявола», «учителем зла», «антихристом», понимая его мысли как призыв к аморализму; другие считали его «реалистом» и «революционером» за прагматический подход к политике; третьи увидели в Макиавелли величайшего сатирика своего времени, разоблачившего двойственную природу правителей. Книга «Государь» была запрещена папским указом в 1559 году, а термином «макиавеллизм» стали называть вероломную политику. Эпоха Просвещения вернула имя Макиавелли в ряд популярных мыслителей, к его трудам стали обращаться все известные философы и политики. Многие считают, что возникшая в наше время теория «грязных рук», оправдывающая применение правителем жестких мер при чрезвычайных обстоятельствах, тоже ведут к идеям Макиавелли.

Основные проблемы, которые поднимаются в дискуссиях о влиянии Макиавелли на учение о политике, сводятся к вечным вопросам: каким является человек по своей природе; какими качествами должен обладать правитель; какими принципами должен руководствоваться политик в своей деятельности.

Макиавеллизм: природа и человек по Макиавелли

А.С. Пушкин назвал Макиавелли «великим знатоком природы человеческой». Как понимал природу человека итальянский мыслитель? Он не ставил своей целью исследовать ее; его больше интересовало, как человеческие качества проявляются в обществе и как правитель должен использовать их. Человек не может быть все время хорошим или плохим, иногда обстоятельства заставляют хорошего человека совершать плохие поступки. Первоначально в «Государе» Макиавелли нелицеприятно высказался о человеческой природе: человек по сути своей несовершенен, завистлив и зол; он может лгать, лицемерить, прибегать к жесткости. В дальнейших работах он дал человеку надежду на исправление: воспитание и образ жизни могут улучшить природу человека.

По Макиавелли, человек в своей жизни поневоле соприкасается с проявлениями как доброты, так и зла, и сам человек является носителем и добра, и зла; зло может перетекать в добро и наоборот. Невозможно не согласиться с этим: добрый по своей сути человек может стать злым, если, например, обидели его ребенка, а бандит может трогательно заботиться о своих близких.

Каким бы ни был человек по своей природе, при его вступлении в сферу политики он меняется – так считал Макиавелли. С этого времени человек действует по законам политической жизни. Если говорить о правителях, то они должны обладать «гибким нравом», позволяющим им «в зависимости от фортуны и обстоятельств» менять свое поведение от добра к злу и наоборот. Задача властителя в отношении общества – не дать злым человеческим качествам проявиться, подавлять зло. «Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость».

«Каждый видит, чем ты кажешься, мало кто понимает, что ты есть на самом деле» – эти слова Макиавелли написаны как будто для современных политтехнологов, которые призваны создавать кажущийся образ политика. Действительно, по представляемым образам политиков во время избирательных кампаний мы видим чуть ли не идеального человека: недостатки и пороки тщательно скрываются, а добродетели выводятся на первый план, но что они представляют собой на самом деле «мало кто понимает».

Макиавеллизм: разделение этики и власти

Для Макиавелли целью его жизни было создание сильного, объединенного государства, свободного от иноземного влияния. Он полагал, что во имя осуществления этой цели можно поступиться принципами морали и добродетели – именно так, с точки зрения мыслителя, может действовать государь. Отступать от морали политик мог в чрезвычайной обстановке, но отказ от следования нормам нравственности и морали не должен становиться общим правилом для всей деятельности правителей.

По выражению исследователя наследия Макиавелли, академика А.А.Гусейнова, «политика неизбежно культивирует и производит аморальные средства». Политик должен быть готовым отступить от принятых в обществе ценностей – чести, достоинства, справедливости, и прибегнуть к моральному злу: жестокости, обману, лицемерию.

Может ли политик бесконечно быть аморальным? Нет, отвечает Макиавелли: действия зла «должны быть единичны».

Нельзя не признать, что Макиавелли, помещая государственные интересы выше частных, считал, что одни и те же моральные принципы неприменимы одинаково к правителю и подданному. Государь в интересах общественной безопасности может распорядиться о применении смертной казни по отношению к преступнику или преступникам – от этих кар пострадают «отдельные лица», а частное лицо не может убивать или грабить, так как это приведет к беспорядку, от которого пострадает все население.

Макиавелли призывал минимизировать зло в политике, если его не удается избежать: при выборе средств надо принимать «наименее скверное». Критерием при выборе средств должно быть отношение народа – не следует вызывать его ненависть. Правителю нужно уметь лавировать и владеть природой «как зверя, так и человека».

Часто Макиавелли называют апологетом тирании, так как на давний спор: что лучше, чтобы государя любили или боялись, он отвечает – если приходится выбирать, то надежнее выбрать страх: на любовь люди отвечают благодарностью, которой они, «будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно». Именно это положение Макиавелли, полагают некоторые исследователи, легло в основу политики таких правителей как Иван Грозный. Но вряд ли Иван Грозный знал итальянский, а книга «Государь» в то время не была переведена на русский – так утверждает переводчик и исследователь Макиавелли Марк Юсим.

Трактовка высказываний Макиавелли о цели и средствах в политике

Небывалое возрастание интереса к идеям Макиавелли в нашей стране произошло во время проведения политики гласности при перестройке, когда были обнародованы многочисленные факты о злодеяниях Сталина и его команды. Некоторые исследователи нашли созвучие действиям Сталина и идеям Макиавелли. Тогда и появилось устойчивое мнение, что Сталин не был разборчив в средства, изучив и применив советы Макиавелли. Утверждают, что в библиотеке вождя видели книгу Макиавелли с пометками Сталина (местонахождение книги неизвестно). Но многие диктаторы становились такими, не зная о Макиавелли, вины здесь великого итальянца нет. Каждый, прочитавший книги Макиавелли, видит в его размышлениях то, что он хочет видеть, наподобие того, как каждый по-своему интерпретирует философские или священные учения. Люди психологически ищут в трудах мудрецов подтверждение своим собственным убеждениям.

Тезис Макиавелли о допустимости отступления от морали в чрезвычайной ситуации в настоящее время получил название «момент Макиавелли». В мирное время «момент Макиавелли» наступает, когда, например, правитель принимает суровое решение о крайних мерах по отношению к террористам или когда требуются жесткие ограничительные меры во время эпидемий.

Желающие найти у Макиавелли советы о том, как строить свою политику или как сформировать свой образ политика, таких советов не найдут. Для настоящего политика недостойно для подтверждения своей аргументации вырвать цитату из контекста работ мыслителя или использовать цитаты сомнительного происхождения из интернета. Нужно помнить, что речь идет о мыслителе XV века и не следует слепо переносить его тезисы на сегодняшнюю действительность. Не следует относиться к Макиавелли как к носителю особенных, универсальных знаний.

Нельзя не признать, что некоторые соображения Макиавелли звучат актуально, они помогают понять сложность политической сферы и невообразимую трудность управления государством. Несмотря на признание несовершенства человека, Макиавелли надеялся на победу добра с помощью добродетельного правителя: «Когда окажется много людей, способных к добру, некоторые из них – те, что будут более всех любезны Небу, – смогут претворить это добро в жизнь».

Источник

Политический «аморализм» Н. Макиавелли — Государство превыше всего

Политические реалии нашего времени заставляют нас по-новому взглянуть на идеи знаменитого средневекового мыслителя и политического философа Никколо Макиавелли.

Что такое макиавеллизм в интерпретации самого Макиавелли, в частности, говорим ли мы об аморализме в политике или об аморализме в самой политике? Разница между этими двумя формулами очевидна: политический аморализм означает, что аморальные средства обязательно присутствуют в политике и должны присутствовать, что они неизбежно присутствуют в политике, даже если они не являются единственными средствами; политический аморализм означает, что сама политика является чем-то аморальным, «грязным делом», если воспользоваться популярной формулой, что она такова сама по себе и не может быть иной. Это неизбежно поднимает более широкий вопрос об этическом статусе политики и легитимности применения моральных критериев к политическим действиям. В современной политологии преобладает точка зрения, исключающая политику из моральной критики. Эта точка зрения, как принято считать, восходит к Макиавелли.

Макиавелли изучает государство объективно и беспристрастно; его анализ свободен от моральных ограничений и суждений и в этом смысле является чисто реалистическим и научным. Но государство — это не просто объект, по отношению к которому он сам, как исследователь, остается отстраненным и равнодушным наблюдателем. Нет, она представляет для него высокую, даже наивысшую ценность. Он не просто изучает государство, он изучает его с точки зрения условий, необходимых для его укрепления и процветания. Макиавелли изучает национальное государство на самом драматическом этапе его возникновения; его мучает проблема объединения Италии, ее освобождения от иностранной зависимости, от позора и рабства, как он сам говорит. Признавая высокий ценностный статус государства, Макиавелли повторяет древний аристотелевский взгляд, но в отличие от последнего, он не считает, что благо государства и благо личности идентичны. Он понимает, что государство — это коллективное образование со своей логикой и законами, которые отличаются от логики индивида. Благо государства не является выражением, продолжением и обобщением блага отдельных людей; оно отличается от них, противостоит им и возвышается над ними.

в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Смотреть фото в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Смотреть картинку в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Картинка про в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Фото в чем заключается суть макиавеллизма в политике

в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Смотреть фото в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Смотреть картинку в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Картинка про в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Фото в чем заключается суть макиавеллизма в политике

Государство превыше всего

Государство превыше всего, и когда речь идет о спасении отечества и его свободы, по словам Макиавелли, все соображения справедливости и милосердия должны быть выброшены за борт, все остальное забыто. Включая собственную душу. Описывая героические аспекты истории Флоренции, Макиавелли подчеркивает и восхищается тем, что «граждане того времени больше заботились о спасении отечества, чем о своих собственных душах». То, что называют аморализмом Макиавелли, вытекает из основной аксиологической установки его политической философии, согласно которой благо государства выше блага его составных частей — отдельных граждан и их групп.

Однако благо государства, особенно олицетворенного в государе, часто требует пересечения границы между добром и злом. «И князь (государь) не должен бояться дурной славы тех пороков, без которых ему трудно сохранить государство». Макиавелли, мобилизуя логические аргументы, но прежде всего опираясь на множество исторических примеров, учит государя не бояться обвинений в жестокости, скупости, не бояться, что его сочтут нечестным, неверным, потому что эти порочные действия могут быть полезными средствами для сохранения власти и выполнения миссии национального освобождения и объединения, к которой он призван.

Манифест освобождения

Книга Макиавелли заканчивается своего рода манифестом освобождения, в котором мыслитель, среди прочего, говорит, для чего и в какой перспективе он призывает государя, способного преодолеть моральные ограничения. «Словно покинутая жизнью, Италия ждет, кто сможет залечить ее раны, положить конец грабежам Ломбардии, поборам Неаполя и Тосканы, залечить ее давно гноящиеся раны. Посмотрите, как она молится Богу, чтобы Он ниспослал кого-нибудь, кто спас бы ее от жестокости и наглости варваров! Посмотрите далее, как она готова встать под знамя любого, если только найдется человек, который поднимет его.

Короче говоря, суровая реальность, которую констатирует и теоретизирует Макиавелли, заключается в том, что благо в оптике целей индивида или индивидуальной морали и благо в оптике интересов государства, общества, мораль индивида и мораль общества (государства) расходятся. В связи с этим необходимо сделать терминологическое пояснение. В этической теории не существует традиции различать понятия общественной морали и общественной нравственности. Это различие, однако, очень важно для адекватного понимания субъективности морали. Мораль по своей сути является общественным явлением, историческим феноменом. Это именно такая индивидуально-ответственная стратегия поведения социальных индивидов, которая выражает принципиально личностное выражение их бытия.

Индивидуальная мораль

Индивидуальная мораль (индивидуальная нравственность) является общественной по крайней мере по двум причинам: во-первых, личностно выраженная линия поведения возможна только в обществе, поскольку человек как личность выделяется только в обществе и силой исторического процесса; во-вторых, она является источником внутренней силы общества, его постоянства и динамизма. О «нравственности» общества можно говорить только в кавычках, в условном и переносном смысле этого слова, потому что нет индивидов и институтов, которые могли бы быть его нравственным голосом.

Дело в том, что в обществе не существует лиц или институтов, которые обладали бы признанным (формальным или неформальным) привилегированным правом говорить от имени морали, подобно тому, как, например, определенные специалисты или эксперты, обычно сертифицированные, являются авторитетами и говорят от имени того, в чем они признаны специалистами и экспертами. Ни на этапе стихийного разделения задач, ни в современных условиях растущей рациональности жизни и разделения труда не было и нет специалистов, которым было бы предоставлено право представлять мнение общества в вопросах морали, подобно тому, как судьи представляют государство в толковании правовых норм, дипломаты — в установлении отношений с другими народами и так далее. Моральные решения — это сугубо личное дело, которое нельзя никому делегировать. Человек не может делегировать свою моральную позицию кому-то другому, так же как живой человек не может делегировать кому-то другому осуществление своих жизненных функций.

Макиавелли зафиксировал разрыв между моральной позицией человека и функциональной позицией политика и показал, что он неизбежен. Этот конфликт происходит не между разными личностями, а внутри одной личности — политика, суверена, который, как политик, как суверен, тоже является личностью. Поэтому только беспристрастный, этически нейтральный анализ тех человеческих решений и действий, которые необходимы с точки зрения блага государства и функциональны для политика, желающего хорошо выполнять свою работу, позволяет нам адекватно понять саму политику и роль морали в ней.

Аморализм политических действий

Парадокс выводов Макиавелли заключается в том, что аморализм политических действий является неотъемлемой частью правильно понятой и построенной политики — по крайней мере, в той мере, в какой политика и государство сами признаются морально значимыми формами коллективной жизни.

Макиавелли рассматривает «добродетели» и «пороки» людей в единстве, как они встречаются в жизни. Он понимает, что трудно найти человека, а особенно правителя, который обладал бы всеми положительными качествами и ни одним отрицательным. Но даже если бы и существовал такой идеальный человек или правитель, то проявить все эти хорошие качества еще труднее, потому что условия жизни не позволяют и не дают этого сделать.

Его реализм — это отдельный класс. Она выражает последовательность требований растущего класса, революционные устремления буржуазии.

Новый государь Макиавелли — это не просто человек с теми или иными объективными или субъективными качествами и характеристиками, не просто идеальный образ или прототип, с которым можно соотнести реально существующих государей. Это прежде всего самая бескомпромиссная, самая решительная альтернатива нового буржуазного строя социальному и государственному феодализму.

Хорошо иметь славу щедрого государя. Но тот, кто проявляет щедрость, чтобы прослыть щедрым, вредит себе.

Чтобы не лишать своих подданных, не делать их бедными, не вызывать презрения и не становиться жадным, правитель должен пренебрегать репутацией скупого правителя, ибо скупость — один из пороков, позволяющих ему править. Однако тратить можно как свои, так и чужие деньги. В первом случае рекомендуется бережливость, во втором — как можно больше щедрости.

Государь, если он хочет держать своих подданных в повиновении, не должен ожидать, что его обвинят в жестокости. После того, как он совершит несколько массовых убийств, он проявит больше милосердия, чем те, кто потворствует беспорядку из-за его чрезмерности. Ибо беспорядок, порождающий грабежи и убийства, поражает все население, в то время как от кара, налагаемого государем, страдают только отдельные люди.

Макиавелли сразу же предостерегает от излишнего проявления этой милости. Чезаре Борджиа имел репутацию безжалостного человека, но его жестокость восстановила Романьи, объединила ее, вернула ей мир и верность, а флорентийцы, чтобы избежать обвинения в жестокости, позволили разрушить Пистойю.

Макиавелли прекрасно видел, что некогда возвышенные человеческие отношения — любовь, дружба, верность, величие, благородство души и так далее — теперь продаются и покупаются, как и все остальные вещи. Поэтому новый правитель должен знать об этом, и если есть что-то, что люди уважают, так это власть, власть, которая внушает страх.

Однако король должен внушать страх таким образом, чтобы если не завоевать любовь, то хотя бы избежать ненависти, ведь вполне возможно внушить страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государь должен воздерживаться от причинения вреда имуществу граждан и подданных, а также их женам.

Макиавелли, как истинный идеолог буржуазии

Поэтому Макиавелли советует использовать радикальные меры только там, где это абсолютно необходимо. Только сила, внушающая уважение и страх, как перед внешними, так и перед внутренними врагами, спасет правителя и его страну от гибели. Но эта сила должна применяться разумно, с мудростью и гуманностью, вовремя, без колебаний, с достаточным обоснованием и ясной причиной.

В то же время Макиавелли, как истинный идеолог буржуазии, открыто заявляет о неприкосновенности частной собственности, дома и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует полагаться только на то, что зависит от него самого, а не на то, что зависит от других.

Макиавелли не проповедует аморализм, а указывает на аморальность существующего общества, особенно правителей: они приняли его политическую доктрину враждебно и объявили его учение аморальным только потому, что он разоблачил и обнажил аморальный характер их мыслей и действий. Долгов К. Н. Гуманизм, возрождение и политическая философия Макиавелли. М., 1982, С. 159.

Как и в других случаях, Макиавелли не боится, что его мнение будет сильно отличаться от общепринятого. Последовательно придерживаясь своей позиции политического реализма, Макиавелли отвергает легенды истории и своего времени о республиках, княжествах и князьях и стремится исследовать то, что существует на самом деле, в реальности, а не в воображении того или иного человека.

Спиноза об идеях Макиавелли

Спиноза пишет об идеях Макиавелли: «Что касается средств, которые князь (princeps), движимый единственной страстью властвовать, должен использовать для укрепления и продления своей власти, самый мудрый Макиавелли молчит; но цель, которой он должен был достичь, не очень ясна. Если же эта цель была благой, как и следует ожидать от мудрого человека, то она, очевидно, состояла в том, чтобы показать, как неразумно поступают многие люди, стремясь устранить тирана, тогда как причины, по которым князь становится тираном, не могут быть устранены, но, напротив, тем сильнее, чем сильнее причина страха, которая появляется у князя» Спиноза Б. Избранные произведения, т. 2. М., 1957, с. 562.

Макиавелли предупреждал, что новому правителю следует избегать таких случаев, которые вызовут к нему ненависть и презрение. Презрение вызывают правители, которые непостоянны, безрассудны, женоподобны, трусливы и нерешительны. Этих качеств следует избегать; напротив, в каждом действии проявляйте великодушие, бесстрашие, основательность и стойкость.

Царь сталкивается с двумя опасностями: одна изнутри, от своих подданных, а другая — извне, от иностранных правителей. Условия внутри страны всегда стабильны, когда все хорошо с внешним миром, до тех пор, пока не начинаются интриги и не возникают беспорядки.

Макиавелли четко проработал разницу в классовых интересах: Народ ценил мир и поэтому любил мирных правителей, а воины, конечно же, любили воинственных и жестоких правителей. Те императоры, которые не могли держать в узде народ и солдат, всегда погибали. Другие встали на сторону солдат. Было ли это им на пользу или нет, зависело от того, насколько император заставлял солдат уважать себя.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Смотреть фото в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Смотреть картинку в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Картинка про в чем заключается суть макиавеллизма в политике. Фото в чем заключается суть макиавеллизма в политике

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *