в чем заключается суть конвергентного метода проектирования
Проектирование концепции
решение проблемы; новое устройство и т.п.
создание новой концепции:
Концепция это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.
В области науки концепция помогает:
В области практической деятельности человека она отражает:
В области управления концепция отражает:
Концепция управления безусловно определяет его эффективность и общий успех.
Некоторые концепции управления:
Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.
Интеграция исследования и проектирования достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов:
Дивергенция это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.
Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению :
Это и расширяет поле поиска.
Направление исследования может меняться в ходе его проведения.
Дивергенция это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета.
К методам дивергенции можно отнести методы:
Это следующий этап исследования.
Трансформация это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования.
Трансформация заключается в:
Это и должно быть результатом трансформации.
На этом этапе уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление его производится на следующем.
Конвергенция заключается в последовательном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.
Методы конвергенции
Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования.
Они включают как интуитивное мышление, так и логическое.
Использование методов проектирования концепций
Использование всех этих методов должно быть:
Это дает большой эффект, потому что:
Стратегия исследовательского мышления
Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека.
При этом не всегда обнаруживается их связь с определенной направленностью мыслительного процесса. Они существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли.
С другой стороны, организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления.
Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок.
Главное здесь заключается не в том, что исследователь должен переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.
хаотичность строгость (систематичность).
Нужно умение переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования.
Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.
ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ
Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ
Технологии конвергентного моделирования на примере проектирования челюстного импланта
В данной статье вы ознакомитесь с методикой создания медицинского импланта человеческой челюсти: от проектирования до генерации траектории для 3D-печати. На примере проектирования импланта будут показаны отличительные особенности конвергентного моделирования применительно к реверс-инжинирингу. Статью дополняет видео, в котором более подробно рассмотрен процесс разработки импланта, а также его подготовка для печати. В последнее время в нашей стране наблюдается повышенный интерес к реверс-инжинирингу. Это обуславливается рядом причин: во-первых, возникшей необходимостью импортозамещения дорогостоящих зарубежных комплектующих; во-вторых, возможностью создания индивидуальных имплантов для любого человека; и в-третьих, относительным снижением стоимости сканирующего и печатающего оборудования.
Например, к конвергентному телу можно применить булевы операции (объединение, вычитание, пересечение), создать уклон, эквидистантно сместить грань и т. д.Ещё сравнительно недавно для внесения изменений в отсканированную фасетную модель требовалось преобразовывать её в твердотельную или в набор NURBS-поверхностей. Зачастую для этого использовалось несколько отдельных программ. Всё изменилось с появлением технологии конвергентного моделирования, которую представила компания Siemens PLM Software. Данная технология позволяет работать с фасетными телами в ядре твердотельного моделирования Parasolid. На практике это означает, что теперь для работы с фасетным телом можно использовать те же команды, что и при обычном моделировании в NX.
Конвергентные тела поддерживаются всеми модулями NX. Соответственно:
Помимо собственного формата NX, конвергентные тела поддерживаются новой версией нейтрального формата STEP 242.
Далее в статье будет продемонстрирована методика полного цикла создания медицинского импланта человеческой челюсти: от его проектирования до генерации траектории для 3D-печати.
Согласно техническому заданию, имплант будет создан из титанового сплава для левой половины челюсти. Протез должен крепиться к оставшейся половине челюсти, быть максимально облегченным, а также иметь выборку под зубами для укладки в это место костной ткани – с целью установки зубных имплантов в будущем (рис. 1).
Фасетная модель черепа была получена на основании магнитно-резонансной томографии (МРТ) и последующей конвертации снимков формата DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine) в формат STL.
Рис. 1. Техническое задание на проектирование импланта челюсти
В начале проектирования необходимо вычленить челюсть из модели черепа (рис. 2). Для этого можно воспользоваться как классическими функциями (обрезкой тела плоскостью, вытягиванием с вычитанием и т. д.), так и операциями фасетного моделирования (обрезкой фасетного тела).
Рис. 2. Вычленение геометрии челюсти
После того как геометрия челюсти получена, требуется уменьшить размеры ячейки фасетного тела. Это делается для получения большей точности при последующем моделировании (рис. 3).
Рис. 3. Переразбиение размера ячейки фасетного тела
По завершении всех операций обрезки и удаления лишних элементов необходимо зашить имеющиеся разрывы в фасетной сетке тела. После того как фасетное тело полностью лишено разрывов и обрело замкнутый объем, система начнет его воспринимать как твердотельное (рис. 4).
Рис. 4. Зашивка разрывов на фасетном теле
На заключительной стадии фасетного моделирования требуется избавиться от ступенчатости модели, полученной вследствие конвертации снимков МРТ в STL. Это достигается операцией «Сглаживание». В команде можно выбрать нужный коэффициент сглаживания и количество итераций (рис. 5).
Рис. 5. Сглаживание фасетного тела
На данном этапе работа с фасетным телом не будет отличаться от работы с обычным. По сути, с этого момента и начинается ассоциативное конвергентное моделирование (то есть все операции в хронологическом порядке будут внесены в дерево построения).
Приступим к проектированию крепления. Оно должно повторять форму оставшейся части челюсти, поэтому на вспомогательной плоскости создается эскиз с его профилем. Затем эскиз проецируется на тело (рис. 6). С помощью полученных кривых произведем разделение грани, так как на данный момент всё тело челюсти является единой гранью.
Рис. 6. Проецирование эскиза на конвергентное тело
Затем придаем толщину вновь образованным граням крепления, как если бы работали с обычными поверхностями. Теперь модель челюсти можно разделить вспомогательной плоскостью, а тело импланта объединить с ушами крепления (рис. 7).
Рис. 7. Завершение построения крепления импланта
Создание выемки под костную ткань начнем со сплайна. Наносим его на поверхность тела путем вытягивания этой линии под углом к нормали грани импланта. Получим нижнюю поверхность ниши.
По аналогии вытягиваем боковую поверхность выемки. Образовавшиеся поверхности сшиваем, накладываем скругление между ними. Далее по полученному набору поверхностей производим обрезку тела (рис. 8).
Рис. 8. Создание выемки под костную ткань
По тому же принципу формируем объем под облегчение. С помощью сплайнов на поверхности ограничиваем будущее пространство. Полученные линии вытягиваем, сшиваем и накладываем скругления. Затем этим набором поверхностей осуществляем разделение тела на два объема (рис. 9).
Рис. 9. Формирование объема под облегчение
На заключительном этапе моделирования сформируем сетчатую структуру из объема под облегчение. Для данной задачи оптимальной будет тетраэдральная решетка с постоянным размером фасета. После построения решетки объединим ее с оставшимся телом импланта (рис. 10).
Рис. 10. Создание сетчатой структуры
После того как конвергентная модель импланта получена, ее можно экспортировать во внешние форматы. Или же продолжить с ней дальнейшую работу, а именно – подготовить протез к 3D-печати.
Рассмотрим подробно процесс генерации траектории послойной печати в модуле NX «Аддитивное производство». Данный модуль интегрируется с решениями фирмы Materialise и позволяет работать с большим количеством SLA- и SLM-принтеров. Для имитации работы с 3D-принтером установим демонстрационные версии программ Materialise Build Processors (процессор построения слоев печати) и Materialise Inspector (визуализатор слоев печати).
В демонстрационной версии Materialise Build Processors имеется набор из нескольких виртуальных принтеров. Выберем один из них для дальнейшей работы. Размещение детали на столе станка осуществляется командой «Переместить компонент», аналогичной той, что имеется в модуле сборки NX (рис. 11).
Рис. 11. Размещение модели импланта на столе 3D-принтера
На следующем этапе работы необходимо создать поддерживающие структуры, то есть дополнительную геометрию, которая будет поддерживать основной материал во время печати, а также отводить от него тепло. «Поддержки» должны быть легкоотделяемыми от основной детали.
Инструментарий NX позволяет создавать «поддержки» разных типов (блоки, линии, точки, древовидные и т. д.) на разных участках печатающейся детали, а также генерировать их в ручном либо автоматическом режиме.
У «поддержки» есть более 80 геометрических атрибутов, которые позволяют её полностью видоизменить, например, добавить перфорацию (рис. 12). Для многократного использования геометрии имеется библиотека профилей структур «поддержек». В библиотеке имеется возможность импортирования поддерживающих структур из программного обеспечения, обычно поставляющегося вместе с 3D-принтерами.
Рис. 12. Создание структуры поддержки
После того как получена геометрия импланта с «поддержками», необходимо задать стратегию построения слоёв для печати. На реальных принтерах данные режимы идут обычно в поставке с самим станком. Однако отладка данных параметров занимает довольно продолжительное время, так как зависит от ряда факторов: начиная от вида материала и заканчивая климатическими условиями во время печати.
Отработка режимов печати осуществляется большим количеством физических экспериментов, вследствие чего сами режимы могут являться продуктом для продажи. Режимы печати, по сути, представляют собой параметры работы лазера и рабочих органов станка с большим количеством изменяемых настроек. В нашем случае выберем режим для печати титанового сплава с «шахматным» заполнением печатного слоя (рис. 13).
Рис. 13. Выбор стратегии для печати
Далее производится генерация слоев и траектории их печати. В зависимости от геометрии печатаемых деталей, а также от их количества процесс может занять продолжительное время. Ход процесса отображается в окне Materialise Build Processors (рис. 14).
Рис. 14. Окно генерации послойной траектории печати
После отправки модели на печать формируется файл с расширением *.job, в котором находятся параметры печати. Этот файл содержит в себе не только геометрию, но и режимы работы компонентов станка. Однако использование его на реальных 3D-принтерах невозможно ввиду демонстрационного режима работы Materialise Build Processors.
Просмотреть печатные слои можно в визуализаторе Materialise Inspector (рис. 15). В визуализаторе имеются разные варианты отображения сгенерированных слоёв, также есть возможность проанализировать траектории печати и «холостых» ходов.
Рис. 15. Окно визуализатора послойной печати фирмы «Materialise»
На примере проектирования импланта человеческой челюсти мы показали отличительные особенности конвергентного моделирования применительно к реверс-инжинирингу. С целью демонстрации полного цикла производства, реализованного в NX, для полученного импланта были сгенерированы слои и траектории печати.
Стоит отметить, что инструментарий модуля NX «Аддитивное производство» очень богат и включает в себя широкий набор инструментов по анализу печати. Рассмотреть их все в одной статье не представляется возможным. В видео более подробно рассмотрен процесс создания импланта, а также его подготовка для 3D-печати.
Автор: Максим Нехорошев
Источник: http://isicad.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!
Э. М. Коротков Исследование систем управления
Главная > Исследование
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Тема 14. Методы проектирования концепций
Необходима ли концепция исследования и когда?
Какую роль играет концепция исследования в достижении его успеха?
Как проектируется концепция исследования?
Какие используются методы в проектировании концепции исследования?
14.1. Проектирование концепции
Работу исследователя можно отождествить с работой проектировщика, который проектирует новое устройство и располагает для этого соответствующими методами проектирования.
Исследователь тоже проектирует, но предметом его проектирования может быть не только решение отдельной проблемы или исследовательской задачи, но и создание новой концепции развития или концепции решения комплекса проблем, новой концепции объяснения тех или иных непонятных явлений и предвидения их дальнейших изменений.
Известно, что концепция — это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.
Существуют, например, американская и российская концепция исследования космического пространства, существуют различные концепции мирного использования атомной энергии, концепции реформирования экономики и пр.
В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих идей и подходов, организовывать исследования.
В области практической деятельности человека она отражает исходные посылки и установки, цель и средства ее достижения. В частности, в области управления концепция отражает подходы к управлению, систему ценностей, по которым выбираются варианты решений, отбор факторов практического анализа ситуаций и пр. Ив этом своем качестве концепция управления безусловно определяет его эффективность и общий успех. Можно условно дать несколько названий различных концепций управления: концепция качества, концепция человеческого капитала, концепция культуры управления, концепция неформального управления и т. д. Все они отличаются систематизированными акцентами в управленческой деятельности, опорными факторами ее организации и осуществления.
Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.
14.2. Методы дивергенции, трансформации и конверсии
Специфика такого предмета исследования определяет и методы его проведения. Это методы интеграции исследования и проектирования. Интеграция достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов дивергенции, трансформации и конвергенции (схема 51 ).
Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.
Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования, или когда цель носит условный, приблизительный характер. Любые варианты возможных решении принимаются к рассмотрению: противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные Это и расширяет поле поиска. Направление исследования может меняться в ходе его проведения. Исследователь старается освободить себя от традиционных решении, мотивировать чувство собственной неуверенности.
Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.
Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.
К методам дивергенции можно отнести методы обобщения литературы, визуализации проблемы, обсуждения, анализ формулировок, накопление и систематизация информации, инвентаризация точек зрения и подходов, анкетирование, анализ ограничении.
Непосредственным результатом дивергенции является наиболее корректная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решении
Следующим этапом исследования, характеризующим специфические методы его проведения является этап трансформации. Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования. Трансформация заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Это построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками, установление границ исследования, отделение главного от второстепенного. Трансформация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятии, которыми следует оперировать при проведении исследования. Это и должно быть результатом трансформации. В этом результате уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление его производится на следующем этапе.
Методы трансформации включают методы классификациии, смещения ограничений, ликвидации тупиковых направлений, определения новых свойств, проектирования исследования, установления взаимодействий, уточнения структуры проблемы, морфологического анализа, выбора критериев, ранжирования.
Третий этап называется конвергенцией, которая заключается в последовательном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.
Особенностью конвергенции является использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по устанавливаемым критериям. Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие. Конвергенция — это конкретизация и детализация исследовательских решений, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характеристик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию нового управления.
Методы конвергенции — это методы практической конкретизации, выбора оптимального варианта, расчета и количественного анализа, ресурсно-стоимостного анализа, концептуального упорядочения, установления взаимодействий, обсуждения практической ценности.
Таким образом, повторим: на этапе дивергенции осуществляется расширение области или поля поиска как проблем, так и их свойств и характеристик; па этапе трансформации — поиск наиболее точной формулировки проблемы, установления ее содержания и подходов к решению; на этапе конвергенции — построения концепции нового управления на основе выделения главного, определения необходимого сочетания свойств и характеристик.
Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования. Нетрудно заметить, что они включают как интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, определяющее строгие критериальные оценки и отбор вариантов. Кроме того, эти этапы мышления включают и процедурные проблемы исследования — изучение в процессе исследования того, как лучше исследовать проблемы. Наконец, это и рационально-практические методы исследования.
14.3. Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления
Использование всех этих методов в единстве, взаимодействии и определенной последовательности дает большой эффект, потому что позволяет выйти за границы привычного и по принципу внешнего дополнения посмотреть на предмет исследования в новом ракурсе и увидеть, казалось бы, невидимое. Это расширяет и обогащает информацию. Кроме того, эти методы предохраняют исследователя от видимости удачной идеи, заставляют сомневаться и продолжать поиск до рационального его завершения.
В деятельности исследователя большую роль может играть метод переключения стратегий. Его суть заключается в обеспечении связи и взаимодействия спонтанного и организованного мышления. И то и другое объективно существует в практике исследования и характеризует различные стратегии мыслительного процесса.
Стратегия мышления отражает связь истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагаемых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.
Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека. Но не всегда они обнаруживают связь с определенной направленностью мыслительного процесса, существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли, какими сами являются.
Подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследовательского мышления — вот главная задача исследователя.
С другой стороны, организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления. Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику. Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок. Эти процессы можно и очень полезно мотивировать и связывать с организованным мышлением.
В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышления. И главное здесь заключается не в том, что исследователь должен переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.
Сопоставление спонтанных мыслей и организованных дает возможность перехода к новой стратегии мышления.
Но в использовании этого метода возникает множество трудностей. Одна из них — несовместимость спонтанного и организованного мышления, хаотичность первого и строгость, точнее, систематичность второго. Эти два типа мышления разрушают друг друга, и надо много усилий, чтобы совместить и связать их. Эти усилия проявляются в умении переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования. Метод переключения стратегий — это разрешение конфликта жесткого и гибкого мышления в процессах проведения исследования.
Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.
1. Что такое концепция, и какую роль она играет в исследовании?
2. Что означает проектирование концепции, зачем это необходимо?
3. Каково содержание и особенность методов дивергенции?
4. Как используются методы трансформации при проектировании концепции?
5. Каковы назначение и содержание метода конвергенции?
6. В чем проявляется стратегия исследовательского мышления?
Тема 15. Метод Мэтчета в исследовании управления
Можно ли управлять процессами мышления?
Существуют ли приемы такого управления?
Не противоречит ли управление мышлением творчеству?
Каковы технологии и приемы управления мышлением?
15.1. Содержание метода Мэтчета
Метод Мэтчета заключается в овладении приемами управления собственным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем. Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Понятие режима мышления отличается от понимания типа мышления. Последний характеризует индивидуальные особенности человека, связанные с его способностями, знаниями, опытом, исследовательским талантом. Режим мышления — это сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы.
Этот метод разработан Мэтчетом для задач проектирования. Но он имеет универсальный характер и может быть успешно использован для любых исследовательских задач. К тому же, как мы уже отмечали, исследование во многих своих чертах является проектированием новой концепции, объясняющей непонятное, определяющей эффективные действия, позволяющей предвидеть развитие событий. Это типичные задачи любого исследования.
15.2. Режимы мышления
Какие существуют режимы мышления? Первый режим мышления заключается в мышлении по основным элементам. Оно заключается в выделении основных элементов мысли. Мэтчет назвал эти элементы «течтемами». Это название соответствует обратному прочтению имени автора этого метода. Течтемы являются средством осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. Мэтчет рекомендует структурировать течтемы по семи группам. (Автор взял на себя смелость, модифицировать идею Метчета для универсального описания различных процессов мышления исследователя (схема 52)).
А. Варианты подходов:
• потребность в исследовании;
• ключевая категория исследования;
• подход (парадигма исследования);
Б. Варианты суждений:
• сравнить (суждения, подходы и пр.);
• оставить без изменений;
В. Варианты стратегий:
• продолжить в избранном направлении;
• продолжить и расширить круг проблем;
• сопоставить с прошлым;
• сопоставить с будущим;
• продолжить более интенсивно;
• сравнить с аналогичными ситуациями;
• приспособить к объяснению известное;
• сосредоточиться на частичном;
• разложить на компоненты (декомпозировать);
• оценить возможность нового подхода;
• заменить решение на обратное;
Д. Варианты взаимодействий:
• накапливать и хранить решения;
• отложить принятие решения;
• проверить на избыточность;
• проверить на соответствие;
• соотнести с известным;
Е. Варианты формулирования понятий:
• изменить ракурс абстракции;
• использовать схему стратегии;
• изменить точку зрения;
• сравнить с существующей ситуацией;
• сравнить с возможной ситуацией;
• использовать первичное кольцо;
• использовать вторичное кольцо.
Ж. Варианты препятствий:
• начать деятельность с нуля;
• начать новый этап деятельности;
• действовать одновременно в разных направлениях.
Главное в использовании этого метода заключается в способностях и умениях управлять собственным мышлением, построить такую стратегию и технологическую схему мышления, которая соответствовала бы целям исследования и характеру проблем.
В построении технологии исследования большую роль играют конструктивные вопросы, т. е. такие, которые определяют последовательность развивающегося исследовательского действия, ведущего к ожидаемому результату.
Можно сформулировать для примера один из вариантов таких вопросов.
1. Зачем необходимо исследование? Какова цель и потребность?
2. Что является предметом исследования? Какая проблема?
3. Существуют ли и каковы ресурсы проведения исследования?
4. Как организовать исследование?
5. Что дает исследование? Каковы предполагаемые последствия?
6. Что может быть препятствием в проведении исследования?
7. Насколько своевременно проведение исследования?
8. Готов ли персонал к исследованию? Следует ли ожидать противодействия или непонимание в проведении исследования? В какой ситуации проводится исследование? Ситуации ожидания изменений, стабильности, конфликтности, последовательного развития, реструктуризации, сползания (потери позиций).
9. Какими методами можно исследовать ситуацию, проблему, тенденцию и пр.?
Второй режим мышления в методе Метчета — это мышление стратегическими схемами. Этот режим мышления отражает развитую способность выбирать и строить стратегию, т. е. поставить ясную цель и видеть возможные пути достижения этой цели, траекторию мысли исследователя. Это также способность сравнивать достигнутое с намеченным и разрабатывать разнообразные стратегические схемы.
Третий режим — мышление в параллельных плоскостях. Это способность исследователя не только мыслить, но и следить за собственными мыслями и действиями, оценивать их определенным образом, определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.
Четвертый режим — голографическое мышление, мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения проблемы.
Пятый режим — мышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом (зрительным образом картины или слуховым образом музыки). Это весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал открытий в исследовательской деятельности.
1. В чем особенность метода Мэтчета?
2. Как используется этот метод в практическом исследовании?
3. Какие существуют режимы мышления?
4. Какие факторы влияют на использование режимов мышления?