в чем заключается сущность золотого правила дидактики
В чем заключается сущность золотого правила дидактики
Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Как показывает практика, многочисленные наблюдения, далеко не все учителя имеют ясное представление о том, как организовывать применение наглядности на уроке так, чтобы повысить качество усвоения материала, в каких случаях применение наглядности обосновано и полезно, а в каких нецелесообразно, а иногда даже и вредно.
Каждый учитель за свою педагогическую практику неоднократно слышал рекомендации в свой адрес больше использовать средства наглядности на уроке. Много сил и времени он тратил на то, чтобы наполнить свой кабинет различными наглядными пособиями: картинами, таблицами, схемами, макетами. Пожалуй, нет кабинета, где не было бы технических средств обучения: магнитофоны, проигрыватели, телевизоры, диапроекторы, а в последнее время и компьютеры.
Нельзя не признавать достоинства наглядности, однако, неумелое использование наглядных средств может увести учеников от решения главных задач, подменить цель ярким средством, отвлекающим от глубокого познания существенных связей и закономерностей.
Проблема использования средств наглядности при обучении иностранному языку стоит достаточно остро. Многие школьные учебники, а их становиться год от года все больше, перегружены различными фотоиллюстрациями, графическими изображениями, таблицами и схемами, которые, подчас, не помогают учащимся, а, наоборот, отвлекают их от сути изложенного материала. Уместно, в этой связи, вспомнить слова Николая Пирогова: “Ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо … ничего путного не сделают”
Применение наглядных методов обучения обусловлено дидактическим принципом наглядности, который обосновал в “Великой дидактике” Я.А.Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует начинать “не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними”. Я.А.Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.
Практика обучения языку в школе показывает, что, изучая иностранный язык в течение
7 лет (с 5 по 11 класс), выпускники общеобразовательной школы зачастую так и не овладевают им, не могут самостоятельно, без предварительной подготовки строить даже самые простые предложения, диалоги, испытывают большие трудности в понимании смысла несложного аутентичного текста на языке при чтении или аудировании. Учебные пособия по иностранному языку, к сожалению, не дают возможности учителю научить школьников языку так, чтобы достичь качественного уровня их обученности. Существующая практика обучения языкам в школе основана на запоминании большого объема языковых, бессистемных знаний, “речевых образцов” и “речевых моделей”. При их воспроизводстве создается иллюзия свободной речи. При этом имеет место огромное количество фонетических, лексических, грамматических, речевых ошибок.
Наглядные средства при обучении иностранному языку используются для иллюстрации страноведческого материала, для создания наглядной опоры при презентации какой-либо ситуации, стимулирующей общение. Нет сомнения, что “страноведческая” наглядность необходима, она позволяет дать учащимся красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, как необходимы и иллюстрации, облегчающие понимание иноязычных выражений. Однако нельзя сводить роль наглядности только к этому.
Эссэ на тему: в чем заключается сущность «золотого правила дидактики» и в каком возрастном периоде детства использование данного правила в обучении является наиболее целесообразным?
Эссэ на тему: в чем заключается сущность «золотого правила дидактики» и в каком возрастном периоде детства использование данного правила в обучении является наиболее целесообразным ?
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно,именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения.
Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному. В связи с этим опять можно вспомнить принцип природособразности.
В каком же возрастном периоде детства можно применять данное правило и сдесь я полностью согласна с мнением Я. А. Коменского. Ведь жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве. Основой для получения знаний о природе считается чувственное восприятие. Начало познания должно всегда исходить из чувств, «…ибо ничего не существует в познании, что раньше не было в ощущении». Поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, но с предметного над ними наблюдения.
Содержание образования связано преимущественно с получением и уточнением представлений, приобретенных детьми в процессе наблюдений, рассматривания картин, проведенных взрослым бесед, рассказов, активной деятельности в природе.
Предложенная Я. А. Коменским педагогическая система позволяет выделить следующее:
– природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества;
– дошкольнику в материнской школе дается система научных знаний о природе, доступных его пониманию;
– изучение окружающей природы основывается на принципах наглядности, движения от простого – к сложному, с учетом активности и сознательности;
– ознакомление дошкольников с природой проходит под руководством взрослого.
Таким образом, следует отметить, то ценное, что есть во взглядах Я. А. Коменского, положено в основу и нашло свое развитие в современной науке – методике ознакомления с природой и экологического образования детей дошкольного возраста.
Золотое правило дидактики. Принцип наглядности в обучении. Ян Амос Коменский
Кто сформулировал золотое правило дидактики и представил его широкой публике? В чем заключается его суть? Для чего необходимо оно? Как следует использовать имеющиеся знания? Вот эти, а также ряд других вопросов и будут рассматриваться в рамках данной статьи.
Вводная информация
Начать следует с человека, который и сформулировал золотое правило дидактики. Это Ян Амос Коменский – чешский философ, мыслитель-гуманист, писатель и педагог. Его перу принадлежит больше двух сотен научных трудов. Среди них встречаются социально-политические и теологические сочинения, труды по лингвистике, географии, геометрии, картографии, физике, проповеди, назидательные трактаты, учебники по чешскому и латинскому языках, литературные произведения и многое другое.
Начало
Теория всеобщего универсального образования ученым была изложена в «Дидактике», которая создавалась в 1628-1630 годах на чешском языке. Переработанный, расширенный и переведенный на латынь труд является основой теоретической базы для средней образовательной ступени. Он создавался в 1633-1638 годах.
Как звучит золотое правило дидактики Я. А. Коменского?
«…все должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». Вот что собой представляет золотое правило дидактики Я. А. Коменского. Но просто прочитать и узнать об этом мало. Необходимо еще и разобраться. Сделать это значительно сложней, нежели может показаться на первый взгляд.
Про наглядность
Она выполняет функцию основного источника при получении знаний. Я. А. Коменский понимал наглядность широко. Он основывался не только на зрительном восприятии. Ученый считал, что нужно привлекать все органы чувств. Это необходимо для того, чтобы обеспечить лучшее восприятие вещей и явлений. Сущность золотого правила дидактики заключается в восприятии, ведь именно благодаря нему предметы могут быть запечатлены в создании. Коменский считал, что только после того, как все ознакомились с предметом изучения, ему можно давать объяснения. Наглядность можно достичь в случаях, когда предмет усвоения представляют в чувственной форме. Очень подробно все это рассматривает так называемая «Великая дидактика» Коменского, которая является латинским вариантом труда этого ученого.
А как на практике?
Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое. Данный принцип обучения Коменского (золотое правило дидактики) был отображен в учебнике мыслителя «Видимый мир в картинках». Эта книга считается очень хорошим образцом воплощения в жизнь новой педагогики. В ней было собрано большое количество рисунков. Под каждым из них размещалось словесное описание, выполненное на разных языках. Такой подход хорошо себя зарекомендовал во время обучения иностранным словам. Следует отметить, что ученый перед собой задачу коренной перестройки существующих учебных программ не ставил. Он полагал, что недостатки, присутствующие у старого схоластического подхода можно ликвидировать. Для этого достаточно просто представить все наглядно.
Более подробно о принципе наглядности в обучении
О чем здесь необходимо знать? Какой принцип обучения подразумевает золотое правило дидактики мы уже разобрали. Но почему именно он? Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных. Он используется еще с древних времен. Мы также знаем, что в его основе находятся научные закономерности. А именно – органы чувств обладают различной реакцией на разные внешние раздражители. Для книг было характерным снабжение рисунками. Но это являлось эмпирическим применением наглядности, когда отсутствовало теоретическое обоснование. Коменский в своих изысканиях руководился сенсуалистической философией. Ним в основу был поставлен чувственный опыт. Ученый смог теоретически обосновать и подробно раскрыть принцип наглядности.
Применение и расширение наработок
Итак, уже было рассмотрено, что означает золотое правило дидактики. Но думать, что оно просто было сформировано в семнадцатом веке и так и осталось в неизмененном виде – ошибочно. Наработки чешского ученого регулярно совершенствовались. Например, широкого распространения они приобрели не только в деле изучения языков, но и в математике. Это обусловлено тем, что требуется достичь очень высокой ступени абстракции. Большей, нежели при изучении других предметов. Благодаря запросу на развитие абстрактного мышления и приобрел в данном случае популярность этот подход. Следует отметить, что наибольшая заслуга Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.
Влияние других ученых
Коменский – не единственный человек, который уделял существенное внимание принципу наглядности и использовал золотое правило дидактики. Следует вспомнить еще и наработки Жан-Жака Руссо. Его дидактика базировалась на положении, что у ребенка необходимо развивать самостоятельность, сообразительность и умение наблюдать. Информация должна предоставляться восприятию человека с максимальной наглядностью. В качестве примера наводилась природа и жизненные факты, с которым ребенку предполагалось непосредственно знакомиться. Обоснованию наглядности уделял свое время Иоганн Генрих Песталоцци. Он полагал, что без ее применения в широком смысле данного слова невозможно добиться правильных представлений от человека об окружающем мире и очень проблематично развивать мышление и речь человека. Следует отметить, что Песталоцци не знал всю информацию об педагогической системе Коменского, хотя ему и были известны его книги.
Влияние русских мыслителей и педагогов
В первую очередь необходимо упомянуть Константина Дмитриевича Ушинского. Он, отталкиваясь от психологической специфики детского возраста, также существенное внимание уделял принципу наглядности. Его использование в обучении, как он считал, должно создавать конкретные образы, что непосредственно воспринимаются ребенком. Ведь отвлеченные представления и слова не могут дать понять, что и как обстоит в реальности. Проводимая в начальных классах воспитательно-образовательная работа должать строится исходя из закономерностей развития детей v требований школьной дидактики и педагогики. При этом большое влияние оказывает непосредственное восприятие действительности. Это очень важно в дошкольном возрасте, а также в младших классах. Когда дети познают окружающий мир, то в этом активное участие принимают различные анализаторы: слуховые, зрительные, двигательные и осязательные. Ушинский в особенности отмечал, что они мыслят образами, красками, звуками и ощущениями в общем. Поэтому, для детей необходимо проводить наглядное обучение, которое будет строится не просто на отвлеченных представлениях и словах, а с использованием конкретных образов. Причем таковых, что могут восприниматься ребенком непосредственно. Золотое правило дидактики позволяет подчеркнуть закономерность, на основе которой и осуществляется развитие детей данного возраста. Давайте рассмотрим пример с математикой, понять которую важно в младших классах, ибо потом разобраться с нею будет проблематично. Стоит задача обеспечения связи между конкретным и абстрактным. Для чего и зачем? Это позволяет создавать внешнюю опору для производимых внутренних действий, которые совершает ребенок. Также это выступает основой для развития и совершенствования понятийного мышления.
Продолжаем про русских мыслителей и педагогов
Еще немного про Ушинского. Обосновывая использование принципа наглядности обучения, он указывал, что единственный источник знаний человека – это опыт, который был сообщен с помощью чувств. Так много внимания уделено этому человеку не спроста. Он оказал сильное влияние на теоретическую разработку, а также применение принципа наглядности. Например, Ушинский предоставил материалистическое обоснование для всего этого. У него нет переоценки, как у Коменского, не встречается педантизм и формализм, как у Песталоцци. Ушинский рассматривает наглядность как одно из условий, которое позволяет получить учащимся полноценные знания и способствует развитию логического мышления. Следующий выдающийся ум, о котором необходимо вспомнить, это Лев Николаевич Толстой. Он приучал учащихся к наблюдательности и большое значение уделял жизненности преподавания. Лев Николаевич активно использовал экскурсии, опыты, таблицы и картинки, показывал подлинные явления и предметы и их натуральном, естественном виде. Он отдавал должное принципу наглядности. Но вместе с тем он критически высмеивал извращения, которые рекомендовали немецкие методисты при осуществлении «предметных уроков». Еще один человек, оставивший после себя след – это Василий Порфирьевич Вахтеров. Он утверждал, что развитие ребенка во время учебного процесса является естественным явлением жизни. При этом задача педагога – использовать такие методы воспитания и обучения, которые будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося. При этом необходимо ориентироваться на уровень развития творческих и познавательных способностей. Согласно Вахтерову, это и есть главная проблема, которая должна решаться при обучении и воспитании.
Золотое правило дидактики. Принцип наглядности в обучении. Ян Амос Коменский
Кто сформулировал золотое правило дидактики и представил его широкой публике? В чем заключается его суть? Для чего необходимо оно? Как следует использовать имеющиеся знания? Вот эти, а также ряд других вопросов и будут рассматриваться в рамках данной статьи.
Вводная информация
Начать следует с человека, который и сформулировал золотое правило дидактики. Это Ян Амос Коменский – чешский философ, мыслитель-гуманист, писатель и педагог. Его перу принадлежит больше двух сотен научных трудов. Среди них встречаются социально-политические и теологические сочинения, труды по лингвистике, географии, геометрии, картографии, физике, проповеди, назидательные трактаты, учебники по чешскому и латинскому языках, литературные произведения и многое другое.
Начало
Вам будет интересно: Строительный колледж Таганрога: направления, факультеты, форма обучения. Информация для студентов и абитуриентов
Теория всеобщего универсального образования ученым была изложена в «Дидактике», которая создавалась в 1628-1630 годах на чешском языке. Переработанный, расширенный и переведенный на латынь труд является основой теоретической базы для средней образовательной ступени. Он создавался в 1633-1638 годах.
Как звучит золотое правило дидактики Я. А. Коменского?
Вам будет интересно: Основные источники финансирования бюджетного учреждения
«…все должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». Вот что собой представляет золотое правило дидактики Я. А. Коменского. Но просто прочитать и узнать об этом мало. Необходимо еще и разобраться. Сделать это значительно сложней, нежели может показаться на первый взгляд.
Про наглядность
Вам будет интересно: «Продинамить» — это синоним лжи
Она выполняет функцию основного источника при получении знаний. Я. А. Коменский понимал наглядность широко. Он основывался не только на зрительном восприятии. Ученый считал, что нужно привлекать все органы чувств. Это необходимо для того, чтобы обеспечить лучшее восприятие вещей и явлений. Сущность золотого правила дидактики заключается в восприятии, ведь именно благодаря нему предметы могут быть запечатлены в создании. Коменский считал, что только после того, как все ознакомились с предметом изучения, ему можно давать объяснения. Наглядность можно достичь в случаях, когда предмет усвоения представляют в чувственной форме. Очень подробно все это рассматривает так называемая «Великая дидактика» Коменского, которая является латинским вариантом труда этого ученого.
А как на практике?
Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое. Данный принцип обучения Коменского (золотое правило дидактики) был отображен в учебнике мыслителя «Видимый мир в картинках». Эта книга считается очень хорошим образцом воплощения в жизнь новой педагогики. В ней было собрано большое количество рисунков. Под каждым из них размещалось словесное описание, выполненное на разных языках. Такой подход хорошо себя зарекомендовал во время обучения иностранным словам. Следует отметить, что ученый перед собой задачу коренной перестройки существующих учебных программ не ставил. Он полагал, что недостатки, присутствующие у старого схоластического подхода можно ликвидировать. Для этого достаточно просто представить все наглядно.
Более подробно о принципе наглядности в обучении
О чем здесь необходимо знать? Какой принцип обучения подразумевает золотое правило дидактики мы уже разобрали. Но почему именно он? Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных. Он используется еще с древних времен. Мы также знаем, что в его основе находятся научные закономерности. А именно – органы чувств обладают различной реакцией на разные внешние раздражители. Для книг было характерным снабжение рисунками. Но это являлось эмпирическим применением наглядности, когда отсутствовало теоретическое обоснование. Коменский в своих изысканиях руководился сенсуалистической философией. Ним в основу был поставлен чувственный опыт. Ученый смог теоретически обосновать и подробно раскрыть принцип наглядности.
Применение и расширение наработок
Вам будет интересно: Что значит «эфенди»: от титула до приветливости
Итак, уже было рассмотрено, что означает золотое правило дидактики. Но думать, что оно просто было сформировано в семнадцатом веке и так и осталось в неизмененном виде – ошибочно. Наработки чешского ученого регулярно совершенствовались. Например, широкого распространения они приобрели не только в деле изучения языков, но и в математике. Это обусловлено тем, что требуется достичь очень высокой ступени абстракции. Большей, нежели при изучении других предметов. Благодаря запросу на развитие абстрактного мышления и приобрел в данном случае популярность этот подход. Следует отметить, что наибольшая заслуга Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.
Влияние других ученых
Коменский – не единственный человек, который уделял существенное внимание принципу наглядности и использовал золотое правило дидактики. Следует вспомнить еще и наработки Жан-Жака Руссо. Его дидактика базировалась на положении, что у ребенка необходимо развивать самостоятельность, сообразительность и умение наблюдать. Информация должна предоставляться восприятию человека с максимальной наглядностью. В качестве примера наводилась природа и жизненные факты, с которым ребенку предполагалось непосредственно знакомиться. Обоснованию наглядности уделял свое время Иоганн Генрих Песталоцци. Он полагал, что без ее применения в широком смысле данного слова невозможно добиться правильных представлений от человека об окружающем мире и очень проблематично развивать мышление и речь человека. Следует отметить, что Песталоцци не знал всю информацию об педагогической системе Коменского, хотя ему и были известны его книги.
Влияние русских мыслителей и педагогов
В первую очередь необходимо упомянуть Константина Дмитриевича Ушинского. Он, отталкиваясь от психологической специфики детского возраста, также существенное внимание уделял принципу наглядности. Его использование в обучении, как он считал, должно создавать конкретные образы, что непосредственно воспринимаются ребенком. Ведь отвлеченные представления и слова не могут дать понять, что и как обстоит в реальности. Проводимая в начальных классах воспитательно-образовательная работа должать строится исходя из закономерностей развития детей v требований школьной дидактики и педагогики. При этом большое влияние оказывает непосредственное восприятие действительности. Это очень важно в дошкольном возрасте, а также в младших классах. Когда дети познают окружающий мир, то в этом активное участие принимают различные анализаторы: слуховые, зрительные, двигательные и осязательные. Ушинский в особенности отмечал, что они мыслят образами, красками, звуками и ощущениями в общем. Поэтому, для детей необходимо проводить наглядное обучение, которое будет строится не просто на отвлеченных представлениях и словах, а с использованием конкретных образов. Причем таковых, что могут восприниматься ребенком непосредственно. Золотое правило дидактики позволяет подчеркнуть закономерность, на основе которой и осуществляется развитие детей данного возраста. Давайте рассмотрим пример с математикой, понять которую важно в младших классах, ибо потом разобраться с нею будет проблематично. Стоит задача обеспечения связи между конкретным и абстрактным. Для чего и зачем? Это позволяет создавать внешнюю опору для производимых внутренних действий, которые совершает ребенок. Также это выступает основой для развития и совершенствования понятийного мышления.
Продолжаем про русских мыслителей и педагогов
Еще немного про Ушинского. Обосновывая использование принципа наглядности обучения, он указывал, что единственный источник знаний человека – это опыт, который был сообщен с помощью чувств. Так много внимания уделено этому человеку не спроста. Он оказал сильное влияние на теоретическую разработку, а также применение принципа наглядности. Например, Ушинский предоставил материалистическое обоснование для всего этого. У него нет переоценки, как у Коменского, не встречается педантизм и формализм, как у Песталоцци. Ушинский рассматривает наглядность как одно из условий, которое позволяет получить учащимся полноценные знания и способствует развитию логического мышления. Следующий выдающийся ум, о котором необходимо вспомнить, это Лев Николаевич Толстой. Он приучал учащихся к наблюдательности и большое значение уделял жизненности преподавания. Лев Николаевич активно использовал экскурсии, опыты, таблицы и картинки, показывал подлинные явления и предметы и их натуральном, естественном виде. Он отдавал должное принципу наглядности. Но вместе с тем он критически высмеивал извращения, которые рекомендовали немецкие методисты при осуществлении «предметных уроков». Еще один человек, оставивший после себя след – это Василий Порфирьевич Вахтеров. Он утверждал, что развитие ребенка во время учебного процесса является естественным явлением жизни. При этом задача педагога – использовать такие методы воспитания и обучения, которые будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося. При этом необходимо ориентироваться на уровень развития творческих и познавательных способностей. Согласно Вахтерову, это и есть главная проблема, которая должна решаться при обучении и воспитании.
Заключение
Вот и рассмотрены принцип наглядности, золотое правило дидактики и их роль в образовательном процессе. Необходимо помнить, что это не цель, а всего лишь инструмент для познания окружающего мира и развития мышления учащихся. Ибо если чрезмерно увлекаться наглядностью, то она может стать препятствием для получения действительно глубоких знаний. Это выражается в торможении развития абстрактного мышления и понимания сущности общих закономерностей. Подводя итог, следует сказать, что занимало умы педагогов и ученых использование наглядных пособий на протяжении всей истории человечества. И это остается актуальным и по сей день.