в чем заключается сущность возникновения педагогики как науки ответ
Тема 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ
«Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения».
|
История жизни многих поколений свидетельствует, что нет более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека и воспитание личности, а
также организация совместной деятельности и общения людей. Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду, что послужило основанием к возникновению педагогической науки. В становлении педагогики как науки принято выделять следующие этапы:
1) зарождениепедагогической деятельности(2-ое тысячелетие до н. э.).
Появилась общественная функция педагога: род выделял старейшину, который передавал подрастающему юношеству опыт предыдущих поколений. До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики как первого этапа развития педагогики в целом мы находим сегодня в сказках, былинах, песнях, частушках, заговорах, считалках, колядках, исторических преданиях, песнях-хороводах.
2) возникновение педагогической теории (5 век до н. э.).
Педагогическая теория зарождалась в недрах философии. В работах философов Древней Греции впервые рассматриваются идеи воспитания и обучения подрастающего поколения. Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в трудах великих мыслителей – Сократа, Платона (трактаты «Государство», «Законы», «Диалоги» и др.), Аристотеля (трактаты «Никомахова этика», «Политика» и др.), Демокрита и др. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации развития личности (Аристотель) и раскрыли цели и этапы образования и воспитания человека.
Появляются термины, дошедшие до наших дней: педагог (греч. «пайдагогос» – детоводитель), гимназия (греч. «гимнасий» – учебное заведение, дающее спортивную и военную подготовку), школа (греч. «школа» – досуг) и др.
3. Выделение педагогики как самостоятельной науки (17 век).
Английский философ Фрэнсис Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.) выделил педагогику в число самостоятельных дисциплин. Сущность педагогики была определена им как «руководство чтением»
В 17 в. большой вклад в развитие педагогики как науки внес Я.А. Коменский («Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов»). В своих книгах он особое внимание уделяет личности педагога. Его фраза «Никто не может сделать людей мудрыми кроме мудрого, никто красноречивыми кроме красноречивого, никто нравственными и благочестивыми кроме нравственного и благочестивого» как нельзя лучше подтверждает это. Вслед за Коменским в историю развития западноевропейской педагогики вошли имена таких виднейших педагогов как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт и Адольф Дистервег.
Плодотворной была теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого. В России развитие педагогической науки связано с именами М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, И.И. Бецкого (ХVIII век), К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого (ХIХ век), П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского (начало ХХ в.) и др.
Вторая половина ХХ в. знаменательна в русской и белорусской педагогике такими именами ученых как Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Б.Т. Лихачев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Ф. Харламов, в том числе и именами педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. В своих трудах ученые и педагоги-практики разрабатывали теории активизации обучения; проблемного, развивающего и личностно-ориентированного обучения; идеи педагогики сотрудничества, технологизации образовательного процесса и т.д.
Таким образом, в качестве источников развития педагогики можно назвать многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущую мировую и отечественную практику воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
|
В начале ХХ века развиваются новые педагогические направления. Одни из них были разработаны зарубежными учеными, затем успешно
адаптированы в отечественной педагогике. Другие являются результатом реализации новых педагогических идей славянских просветителей и педагогов-практиков. Так в этот период получают широкое распространение следующие направления в педагогике:
· христианская педагогика (С.А. Рачевский, Л.Н. Толстой, Н. Бердяев и др.);
· диагностическая педагогика (П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, Т. Симон);
· педагогика внешкольной среды (В.П. Вахтеров, С.Т. Щацкий, В. Зеленко);
· бихевиористская педагогика (Дж. Уотсон, Э. Торндайк);
· семейная педагогика (П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, А.Н. Острогорский и др.);
· инструментально-прагматическая педагогика /педагогика мышления/ (Дж. Дьюи);
· антропософская /самопознание и саморазвитие/ (Р. Штейнер);
· патологическая педагогика и дефектология (В.П. Кащенко, Ж. Демор);
· социальная педагогика /развитие личности через изменение общества/ (П. Наторп);
· гуманистическая педагогика (М. Монтессори, К.Н. Вентцель, В. Штерн, С. Френе).
Таким образом, в педагогике начала ХХ века начинают осмысливаться сущность, пути и условия гуманного становления человеческой индивидуальности и личности в процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, в разных возрастах жизни человека, в разных культурных, социальных, религиозных, природно-общественных пространствах ее самореализации.
|
На современном этапе актуальными являются идеи гуманистической педагогики, социальное назначение которой – практическая помощь в наиболее
полном раскрытии человеком его духовно-творческого, физического, психического и социального потенциала.
Рассмотрим ее основные направления и отрасли.
Направления гуманистической педагогики
Немилитаризированное воспитание и образование в духе миролюбия и взаимопонимания людей, миротворческой деятельности, устранение конфронтационных отношений между людьми и народами.
Вера в доброе начало и способности ребенка, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека, воспитание ненасильственного отношения к природе и всему живому, развитие гуманного принятия и взаимопонимания людей.
Осознание человека как творческой целостности объективного и субъективного мира, вера и знания, познание и самоосознание деятельности и самодеятельности, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, личности и индивидуальности, коллективного и индивидуального, бессознательного и сознательного, духовного и физического, земного и космического.
Отрасли гуманистической педагогики
Семейная педагогика – поддерживающая, понимающая, нерепрессивная, эгалитарная (равноответственная со стороны воспитателя и воспитанника).
Возрастная педагогика (детская ясельная, детская дошкольная, младшего школьника, подростка, юношества, взрослых) – развивающая, сотрудничества, сотворчества, самоактуализации личности.
Дефектология (педагогика здоровья физического и духовного, сурдопедагогика, тифло-педагогика, олигофренопедагогика) – специальная, адаптивная к ребенку с отклонениями в развитии, коррекционно-развивающая самосознание ребенка.
Педагогика самообразования и самовоспитания.
Социальная педагогика – филантропическая (милосердие и благотворительность по отношению к социально обездоленным и незащищенным людям), педагогика среды (изучение путей организации культурно-образовательного пространства личности), педагогика досуга (помощь развитию культуры использования свободного времени), лечебно-коррекционная (изучение путей развития и воспитательно-образовательной помощи физически и психологически неблагополучным людям), превентивная (изучение путей и условий воспитательного влияния на социально-деструктивное поведение молодежи).
|
Педагогика- наука о воспитании человека на всех этапах его развития.
Педагогика – область культуры, которая исторически сохраняет, а также
информационно воспроизводит опыт ценностно-смыслового и практического
влияния старших поколений на младшие в процессе воспитания, образования, просвещения и самосовершенствования человека в контексте жизни его как члена рода, семьи, нации, государства [3, с.5].
Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни [1, с.37].
Педагогика как наука оперирует обобщенной информацией и представляет собой систематизированное знание об опыте воспитания и образования человека. При этом педагогика как наука выполняет следующие функции: 1) описательную, 2) объяснительную, 3) прогнозо-предсказательную.
Многими исследователями педагогика рассматривается и как искусство. Обоснование этой позиции сделал в своих работах еще немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт (1776 –1841). Педагогика как искусство базируется на следующих положениях:
· олицетворенный опыт созидания человеческого в человеке
· мера мастерства и творчества в воспитании и образовании
· практическое приложение знаний в самопостроении личности и ее самореализации.
По определению известного белорусского ученого И.Ф. Харламова, предмет педагогики – это исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса [5, с. 26].
Московский профессор В.А. Сластенин и представители его научной школы в качестве предмета педагогики называют образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях) [4, с.61].
Проблемы, исследуемые педагогикой:
– изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание
– определение целей воспитания;
– разработка содержания воспитания;
– исследование методов воспитания.
Структура предметной области педагогики включает следующие компоненты:
История педагогикиТеория образования
– история школы – менеджмент образования
– этнопедагогика – сравнительная педагогика
– онтопедагогика – социология образования
Дидактика Теория воспитания
– прикладные методики – теория и методика воспитательной
– методика самообразования работы
– теория и методика самовоспитания
Понятийный аппарат педагогики включает основные понятия, характеризующие представленные выше структурные компоненты:
· Воспитание ·Просвещение ·Обучение
· Самовоспитание ·Образование ·Преподавание
· Перевоспитание ·Самообразование ·Учение
|
Педагогика является сложной гуманитарной наукой, интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук
о личности, о законах развития общественных воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения [2, с.72].
Синтез различных наук о человеке позволяет педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания.
Современная педагогика, как правило, тесно связана с науками разного плана, в числе которых следующие:
Этнография Психология Психотерапия Педиатрия История Медицина Анатомия Нейропсихология Физиология Биология Теология Философия Демография Антропология Эстетика Социальная психология | Космология Астрология Экология Искусство Языкознание Математика Хронобиология Акмеология Право Политика Экономика Менеджмент Информатика Кибернетика Конфликтология Социальная культурология |
Один из аспектов взаимосвязи педагогики с названными выше науками состоит в том, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникнуть в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы (философия, этика, эстетика и т.д.).
Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование методов исследования, взятых из данных наук (психология, социология, математическая статистика и т.д.).
Третий аспект – это объединение усилий педагогов и представителей других наук для решения образовательных проблем (например, организация обучения параллельно с лечением и профилактикой заболеваний и др.).
Общедисциплинарные понятия:личность, формирование, развитие, деятельность, становление, общение, социализация, отношение, индивидуальность, коллектив, ценности, творчество, взаимодействие и др.
|
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Методология педагогической науки – это совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.
Методология современной педагогики основывается на:
а) диалектическом подходе к изучению социальных процессов деятельности, общения, отношений, взаимодействия (изучение окружающей жизни в развитии);
б) структурном подходе в описании педагогических процессов и объектов деятельности в их функциях, устойчивых связях и отношениях элементов организации;
в) ценностно-смысловом и личностно-временном подходе в рассмотрении педагогических явлений и процессов с позиций активных устремлений, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, уровня притязаний личности конкретного человека (раскрытие смысла, перспектив, значимой пользы для воспитанников);
г) системном анализе педагогических процессов и явлений в их целостном построении (формулировка конечной и промежуточной цели, средств, объекта и предмета исследования и программы деятельности, обеспечивающей достижение целевых результатов в конкретной ситуации).
Методы педагогических исследований представляют собой способы получения, уточнения и обработки информации о педагогических явлениях и процессах. Представим наиболее известные и используемые методы педагогических исследований.
Психологические методы:личностные опросники, социометрия, тесты интеллекта, тесты способностей,психоанализ, самонаблюдение, психотерапия и логотерапия.
Практические методы: педагогический эксперимент, ситуация свободной деятельности, самоорганизация времени, педагогическое проектирование, ситуация выбора..
Вербально-логические методы:анализ школьных и педагогических документов,обобщение педагогического опыта, метод экспертных оценок, имитационные игры, педагогическое моделирование, педагогический консилиум.
Социологические методы:прогнозирование среды, типологическое моделирование, социальное проектирование, статистический анализ, групповой опрос.
Невербальные методы: наблюдение, графический, символический, цветометрический, нумерологический, тематический рисунок.
Следует отметить, что каждый из приведенных методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического процесса. Для всестороннего же изучения педагогических процессов и явлений применяется вся совокупность представленных методов.
1. Жук, А.И. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.
2. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с.
3. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога: пособие для самообразования специалиста по социальной работе / Н.Ф. Маслова. – Орёл: Орловский гос. ун-т, 1994. –135 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.
5. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.
История возникновения и развития педагогики
Педагогика считается наукой о воспитании, принципы которой основываются на передаче опытом и его усвоении подрастающими поколениями. Формирование науки началось ещё давно. На возникновение педагогики значительно повлияло развитие человечества, которое происходило поэтапно.
Педагогика в Древнем мире
Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:
Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.
Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.
Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много. В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера. Часто использовались телесные наказания.
Далее становление и развитие педагогики проходило в Древней Греции и Риме, в эпоху античности. Впервые используется термин «педагог», который имел греческое происхождение. Он обозначал рабов, которые отводили детей своих хозяев в школы.
Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:
Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.
В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.
Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени
В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.
В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:
С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.
В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.
Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.
С приходом христианства появляются приходские и церковные школы, в которых учили читать, писать и считать. Большую роль при том играла вера. В то время появляются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».
Как отдельная наука, педагогика Нового времени начала существовать с 17 столетия. На это повлиял трактат Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», где он попробовал разделить все науки по видам. Большой вклад в развитие зарубежной педагогики внесли:
В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.
Ушинского К. Д. считают основоположником отечественной педагогической системы. Он написал первую большую работу в сфере педагогической антропологии под названием «Человек как предмет воспитания». Также довольно известными стали работы Толстого, Лесгафта, Пирогова.
Педагогика в XX столетии
Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.
Главной задачей педагогики стала создание нового идеального образа человека и методов его формирования. Дьюди развивал теорию и значении детского опыта под присмотром педагога. Ввёл систему индивидуального образования «Виннетка – план» и индивидуализированного обучения под названием «Дальтон – план». Он означал правильное распределение нагрузки, которое предусматриваем совместное планирование учениками и учителями.
В Германии в 1919 году для детей работников фабрики «Вальдорф-Астория» открылась отдельная школа. Также известна под названием «Вальдорфская школа». Разработчиком стал Рудольф Штейнер. Он считал, что развивать личность ребёнка необходимо через искусство.
После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.
Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:
Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.
Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.
На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации.