в чем заключается сущность стратегии развития города

Стратегическое планирование развития городов

Стратегическое планирование городского развития становится наиболее эффективным методом обеспечения высокой конкурентоспособности городов в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики во всем мире. Поэтому процессом разработки стратегических планов и крупных проектов, способных резко выдвинуть город на передовые позиции, охватывается все большее количество городов.

Можно выявить ряд причин, обусловливающих обращение городов к разработке стратегии развития:

· усложнение механизмов управления;

· необходимость выхода из глубокого кризиса, который охватил многие города в период общеэкономического спада;

· стремление решить какие-либо определенные структурные проблемы или преодолеть трудности социально-экономического характера;

· потребность повысить свою конкурентоспособность в ожидании значительных перемен в будущем.

Осознание местными властями необходимости серьезных перемен в условиях глобализации и роста конкуренции городов и регионов привело к разработке и реализации акций, имеющих стратегическое значение для коренных изменений в городах. На сегодняшний день большинство городов, серьезно озабоченные проблемами экономического развития, разрабатывают те или иные документы комплексного характера, которые дают возможность в определенной степени скоординировать деятельность в сфере экономической политики. В настоящее время наиболее целесообразным является следующий состав документов:

· стратегия социально-экономического развития города, охватывающая все стороны городской жизни;

· экономическая стратегия города;

· концепция экономической политики городских властей;

· набор проектов (программ) по реализации местной экономической политики властей;

· план мероприятий по экономическому развитию города.

Стратегия социально-экономического развития города служит следующим главным целям:

· очертить современное состояние и возможное будущее экономического комплекса города посредством специально организованного процесса обсуждений, соответствующим образом задать ориентиры для городских властей и всех иных организаций, действующих в сфере экономического развития;

· стимулировать открытый диалог и сотрудничество городских властей с представителями предпринимательства и всеми общественными силами города в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономического развития;

· укрепить имидж города и репутацию городских властей как открытых для диалога и сотрудничества.

Стратегия имеет индикативное значение, она указывает направление, помогает сориентироваться предпринимателям и инвесторам. В создании и реализации этой стратегии местная власть играет роль инициатора и катализатора.

Собственно экономическая стратегия города – выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.

В процессе формирования новой стратегии развития крупных городов необходимо учитывать ряд требований.

Во-первых, разработка долговременной стратегии социально-экономического развития города должна базироваться на основных положениях теории социальных альтернатив, согласно которой всегда существует множество возможных вариантов развития любого элемента национальной экономики, включая города. Вопрос выбора, вытекающий из теории социальных альтернатив, связан с выбором траектории развития города с ясным и четким представлением его конечных целей в системе приоритетов, а также разработкой механизмов, обеспечивающих достижение этих целей. Причем такая траектория должна быть направлена на обеспечение прогрессивного развития города.

Во-вторых, в процессе обоснования и разработки стратегии социально-экономического развития крупных городов необходимо учитывать общемировые тенденции в этой области.

В-третьих, при обосновании и разработке долговременной стратегии социально-экономического развития крупных городов следует принимать во внимание их социально-экономический потенциал, что дает возможность сделать разработанную стратегию реально выполнимой.

В-четвертых, при разработке и выборе стратегии социально-экономического развития крупного города надо учитывать историю его развития, особенности социально-демографического и культурного потенциала, систему сложившихся ценностей и т. д.

Современные подходы к формированию государственной политики социально-экономического развития городов (городских агломераций) должны учитывать два основных аспекта:

1) политику федеральных и региональных органов власти по отношению к городам;

2) собственно социально-экономическую политику каждого определенного города.

Между этими аспектами политики имеются различия в содержании, целях и средствах их реализации.

Например, главные цели государственной социально-экономической политики по отношению к городам (городским агломерациям):

· геополитические цели, связанные с осуществлением экономического контроля, присутствием государства в каждом городе, стимулированием хозяйственного освоения территорий городов;

· создание и поддержание благоприятных условий для активизации экономических связей города с внешней по отношению к нему средой;

· поддержание необходимых территориальных пропорций в национальной экономике;

· формирование в городах (городских агломерациях) благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности;

· содействие формированию в каждом крупном городе собственной экономической базы для решения задач социального развития;

· преодоление существенных различий в качестве жизни населения между крупными городами, обеспечение достижения в каждом из них уровня минимальных социальных стандартов;

· содействие в создании в каждом городе благоприятных условий для наиболее рационального использования его ресурсного потенциала с целью реализации общегосударственных задач.

Второй аспект государственной политики, направленный на обеспечение социально-экономического развития городов (городских агломераций), предусматривает разработку целевых установок (ориентиров) собственной социально-экономической политики городов, обеспечивающей комплексность развития города. Это, прежде всего, предполагает решение задачи жизнеобеспечения населения крупного города. В этой связи органы власти города должны нести основную ответственность перед населением и федеральным центром за социально-экономическую ситуацию, которая складывается в городе. Причем в основу взаимоотношений между федеральными и городскими органами управления должен быть положен принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, который закрепляется нормативными актами.

в чем заключается сущность стратегии развития города. Смотреть фото в чем заключается сущность стратегии развития города. Смотреть картинку в чем заключается сущность стратегии развития города. Картинка про в чем заключается сущность стратегии развития города. Фото в чем заключается сущность стратегии развития города

Таким образом, для стратегической формы планирования развития городов характерен ряд принципиальных особенностей:

1. Стратегическое планирование развития города предполагает рассмотрение его в качестве сложной и достаточно динамичной социально-эколого-экономической системы.

2. Такое планирование четко ориентируется на долгосрочную перспективу.

3. Планируемое развитие города должно предусматривать определение основных направлений развития города, и в нем должны отражаться определенные «ниши» для экономической деятельности, которые затем подлежат заполнению средствами оперативного планирования.

4. Основной целью стратегического планирования развития города должно быть обеспечение потенциала для успешного его развития в перспективе.

Стратегическое планирование социально-экономического развития городов необходимо рассматривать как важнейший элемент деятельности представительных и исполнительных органов власти города по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и городских интересов в решении всего комплекса проблем развития города. Поэтому организация процесса стратегического планирования на уровне муниципального образования (города) должна регламентироваться специальными документами. Одним из таких документов можно считать положение о стратегическом планировании (см. приложение 2).

Стратегическое планирование развития города является элементом процесса стратегического управления его развитием. Оно включает в себя три взаимосвязанных этапа (рисунок 13).

Стратегический план социально-экономического развития города это комплект документов, включающий стратегию социально-экономического развития города и основные направления по ее реализации, набор стратегических программ и проектов, а также план мероприятий подразделений местной власти по реализации принятой стратегии.

Очевидно, что структура стратегического плана развития города как документа не может быть полностью унифицирована и должна быть конкретизирована применительно к конкретному городу. Поэтому, несмотря на то, что зарубежной наукой и практикой накоплен определенный опыт в области формирования стратегических планов развития городов (городских агломераций), его использование в российских условиях представляется весьма затруднительным.

Анализ и оценка существующих подходов к процессу стратегического планирования позволяет составить обобщенную схему формирования стратегического плана развития города, которая основывается на концептуальной модели стратегического планирования (рисунок 14).

в чем заключается сущность стратегии развития города. Смотреть фото в чем заключается сущность стратегии развития города. Смотреть картинку в чем заключается сущность стратегии развития города. Картинка про в чем заключается сущность стратегии развития города. Фото в чем заключается сущность стратегии развития города

Исходным этапом формирования стратегического плана социально-экономического развития города является определение его стратегической ориентации (стратегического замысла). Для каждого города необходимо обоснование стратегической ориентации его развития, включая определение важнейших приоритетов развития в перспективе. Важность данного этапа обусловливается тем обстоятельством, что органы власти города как главные носители стратегии его развития должны четко сформулировать свою позицию относительно будущего города.

Примеры стратегической ориентации городов (аналогичны понятию «миссия» для предприятий и корпораций):

· быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом, городом культуры (Амстердам, Нидерланды);

· стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн, Германия);

· развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер, Великобритания);

· стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг, Германия);

· создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт, Великобритания).

в чем заключается сущность стратегии развития города. Смотреть фото в чем заключается сущность стратегии развития города. Смотреть картинку в чем заключается сущность стратегии развития города. Картинка про в чем заключается сущность стратегии развития города. Фото в чем заключается сущность стратегии развития города

В общем случае проблема обоснования стратегической ориентации развития города в значительной степени сводится к изучению и выявлению внутренних закономерностей его развития. Для этого в процессе обоснования стратегической ориентации развития города целесообразно использовать методы структурно-функционального и исторического анализа. Применение последних дает возможность решить две важные задачи. Во-первых, выявить, существует ли какая-либо зависимость между изменениями в функционально-структурной организации города и уровнем его социально-экономического развития. Во-вторых, определить и изучить закономерности качественных изменений, происходящих в социально-экономическом развитии города

Формирование целевых ориентиров развития города должно базироваться на двух основных функциях, которые выполняет город. С одной стороны, это относительно самостоятельная целостная социально-эколого-экономическая система, которая должна реализовывать на практике функцию обеспечения качества жизни населения, проживающего на его территории, на уровне не ниже принятых в обществе социальных стандартов. С другой стороны, города являются элементами национальной экономики, которые выполняют определенные социальные функции в системе общегосударственного разделения труда. В соответствии с этим для любого города можно сформировать две универсальные целевые установки его развития:

· обеспечение необходимого качества жизни населения города;

· выполнение городом определенного «государственного заказа», вытекающего из сложившейся или перспективной системы общегосударственного разделения труда.

Примеры стратегических целей развития городов:

· поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;

· поддержание квалифицированной рабочей силы

· поддержание устойчивой в экологическом аспекте экономики города;

· поддержание региональных связей и сотрудничества;

· поддержание международных экономических связей;

· поддержание общественной солидарности и равного доступа к рабочим местам, образованию;

· повышения привлекательности города как места для жизни, работы и инвестирования.

Несмотря на общность основных целевых ориентиров развития города способы (стратегии) их достижения могут быть различными.

Применительно к городу как региональной социально-эколого-экономической системе понятие стратегии развития можно сформулировать следующим образом. Стратегия развития города представляет собой принятые городом на долгосрочную перспективу генеральные цели, направления, принципы и методы действий органов управления городом в экономической и социальной сфере. Эта стратегия должна иметь комплексный характер, то есть основываться на учете всех субъектов хозяйствования на территории города и интересов населения города.

Основные направления социально-экономического развития городов, отражаемые в стратегиях:

· развитие материальной сферы производства и жизнедеятельности (совершенствование инфраструктуры, глобальные проекты обновления и развития, локальные проекты обновления и развития);

· создание благоприятных организационных условий для экономического развития (поддержка бизнеса, инноваций, распространение технологий, содействие занятости, содействие малым и средним предприятиям, поддержка профессионального образования);

· поддержание имиджа и развитие кооперации (поддержка туризма, внутрирегиональная кооперация, маркетинг города);

· совершенствование управления (совершенствование структуры и методов управления городом).

Вместе с тем в рамках общей стратегии развития города выделяется ряд частных стратегий развития:

1) корпоративные стратегии или стратегии развития различных субъектов хозяйствования, включая стратегии развития предприятий, банков, страховых компаний и т.д.;

2) стратегии развития административных районов города;

3) стратегии развития различных политических сил, действующих на территории данного города;

4) система стратегических интересов различных групп населения города.

В процессе формирования общей стратегии развития города должна решаться достаточно сложная задача согласования и объединения названных выше частных стратегий развития. Разработку общегородской стратегии развития должны осуществлять органы власти города, которые выполняют роль полноценного представителя всех интересов в городе, при общественном контроле за этим процессом.

Успешная реализация стратегического плана социально-экономического развития города в значительной мере связана с использованием на практике системных регуляторов социально-экономического развития города. Применение таких регуляторов предполагает переход от частных (локальных) механизмов воздействия на отдельные элементы социально-экономической системы города к механизмам системного воздействия на социально-экономическое развитие города в целом.

Состав системных регуляторов может быть достаточно широким. Причем для определенногоэтапа социально-экономического развития городавыбираются самые приоритетные.

В мировой практике на сегодняшний день особое место в управлении развитием городов отводится системным регуляторам земельных отношений. Они представляют собой совокупность административно-правовых, организационно-правовых, экономических и прочих мер, целенаправленно ориентирующих всех участников земельных отношений на выбор такой стратегии и тактики поведения, которая предполагает согласование их интересов с интересами развития города как целостной системы. Так, например, через рациональное использование механизмов отвода земельных участков под строительство, купли-продажи, аренды и ипотеки земли органы управления городом получают реальную возможность для активного и целенаправленного влияния практически на все аспекты социально-экономического развития города.

В качестве действенного вида системных регуляторов социально-экономического развития города могут использоваться бюджетно-налоговые регуляторы. Они связаны с организацией бюджетного процесса и налогообложения, а также с определяемым ими характером движения финансовых потоков как в социально-экономической системе города в целом, так и в рамках ее отдельных элементов.

Разработка стратегического плана социально-экономического развития города непосредственно связана с формированием соответствующей информационной базы (информационного обеспечения). Она должна содержать предельный минимум показателей, которые отражают причины и ожидаемые последствия социально-экономических процессов, протекающих на территории города. В общем случае информационная база стратегического планирования и управления развитием города может представлять сочетание следующих основных видов информации:

Стратегический план социально-экономического развития города – это партнерство властей, населения и бизнеса, а значит, и контроль за его выполнением также должен быть общественным. Гласность и открытость в разработке и реализации плана – залог его успеха и соответствия потребностям городского сообщества. Контроль и оценка результатов должны быть общественными для того, чтобы не только оценить успехи, но и ускорять необходимые решения, а также вносить коррективы, если запланированные действия не дают ожидаемых результатов.

Мониторинг проводится с целью обеспечения реализации и поддержания постоянной актуальности стратегического плана. С учетом результатов мониторинга принимаются решения о распределении ресурсов и корректировке целей и мер стратегического плана.

В процессе мониторинга ежегодно составляется и направляется в исполнительный комитет (или какой-либо другой орган по реализации стратегического плана) сводный отчет, содержащий выводы о степени реализации и адекватности стратегического плана, а также о необходимых корректировках и уточнениях плана по мерам, задачам и целям.

Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности стратегического плана. В ходе мониторинга стратегического плана решаются следующие задачи:

· стимулирование реализации плана в целом и отдельных его мероприятий;

· оценка степени достижения главной цели и целей стратегического плана;

· сбор информации для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей;

· оценка степени реализации мероприятий плана;

· оценка информации для уточнения и корректировки мероприятий плана;

· поддержание в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.

Мониторинг стратегического плана включает в себя три составные части:

1. Мониторинг внешней среды развития объекта планирования.

2. Мониторинг общих результатов реализации стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три блока: а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей.

3. Мониторинг процесса реализации мер (мониторинг усилий и частных результатов). Базируется на информации о реализации мер стратегического плана по трем составляющим: а) продвижение меры, б) эффект от реализации меры, в) активность рабочей группы.

Как минимум два раза в год проводятся серии заседаний тематических комиссий для рассмотрения хода реализации стратегического плана. По итогам заседаний готовится сводный аналитический отчет о ходе реализации стратегического плана, который рассматривается на заседании исполнительного комитета стратегического плана.

Объединение итогов мониторинга по названным трем направлениям в сводном отчете позволяет осуществлять мониторинг актуальности и адекватности стратегического плана, делать выводы о необходимости его корректировки. Этим гарантируется постоянное обновление стратегического плана и стимулируется его реализация. Тем самым механизм стратегического планирования становится эффективным средством повышения качества управления, активизации общественной инициативы, повышения степени социального согласия.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Стратегия и стратегический план. Термины и определения

В экономической науке существует множество определений понятия «стратегия». Разработчики придерживаются следующего его понимания:

Выработка стратегического видения требует творческого подхода и интеграции аналитических, эмоциональных, политических и прочих элементов корпоративного мышления многих людей. Разработка стратегии связана с выбором приоритетных задач удовлетворения потребностей разных социальных групп: предпринимателей, органов власти и управления и др.

Поэтому стратегия развития города должна быть корпоративной: она призвана выявлять общие задачи развития городского сообщества и сплачивать его на основе установления и реализации объединяющих интересов. Это означает, что предприниматели, органы власти, ученые, члены общественных организаций, представители средств массовой информации – все основные стейкхолдеры (заинтересованные стороны) территории должны стремиться к согласованному, во многом компромиссному представлению о перспективах развития города, создании условий для реализации этих перспектив, к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для достижения общих стратегических целей.

Стратегическое планирование развития города – это многогранный, сложный процесс, при котором разработчики стратегии позиционируют город по отношению к другим городам, определяют его будущее и разрабатывают необходимые действия для достижения целей и задач долгосрочного развития. Принятый разработчиками подход к организации процесса стратегического планирования позволил создать Стратегический план, который стал важным и интересным документом для всех жителей Екатеринбурга.

Стратегический план – это документ, интегрирующий в некое согласованное единое целое стратегическое видение, миссию города, стратегическую цель, задачи развития города, его конкурентные возможности, важнейшие стратегические направления развития и методы решения стратегических задач, направленные на достижение поставленных целей в рамках избранной городской политики.

Стратегия пространственного развития определяет приоритеты, цели и задачи пространственного развития города, имеет комплексный характер и выраженную градостроительную компоненту; комплекс мер по регулированию размещения различных территориальных зон и хозяйствующих субъектов на территории города, формированию среды, в которой осуществляется их взаимодействие, влекущее за собой переход на новый качественный уровень социально-экономического развития.

Значение стратегического плана

Стратегический план позволит добиться устойчивого социально-экономического развития на основе комплексного использования экономических, социальных, культурных, научно-технических, территориальных, политических и других факторов, а также имеющихся природных, трудовых, производственных, предпринимательских и информационных ресурсов. Важнейшее назначение Стратегического плана состоит в эффективном использовании внутренних ресурсов и прогнозировании использования внешних ресурсов путем выбора приоритетных целей и направлений развития города с вовлечением различных стейкхолдеров в данный процесс.

Стратегия пространственного развития как составляющая Стратегического плана обеспечивает взаимосвязь и сбалансированность социально-экономического и пространственного развития города, повышает эффективность и рациональность использования существующих городских пространств в долгосрочной перспективе.

Стратегическое видение и миссия города

Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление стратегического видения и миссии города.

Стратегическое видение позволяет в максимально сжатой форме определить, каким должен стать город в случае успешной реализации Стратегического плана. Стратегическое видение города формируется на ключевых, наиболее важных и приоритетных направлениях развития, выявленных на основе анализа и синтеза конкурентных преимуществ Екатеринбурга, оценки сильных и слабых сторон его развития с учетом тенденций развития Российской Федерации и мирового сообщества. Стратегическое видение – это ориентир на эффективное долгосрочное социально-экономическое развитие для городского сообщества, бизнеса, органов власти и гостей города.

Исходя из вышеизложенного, к 2030 году Екатеринбург видится как:

Если стратегическое видение показывает, каким должен стать город в случае успешной реализации Стратегического плана, то миссия Екатеринбурга отражает главные направления развития города в настоящем. Именно она помогает конкретизировать в количественных показателях результаты, которые должны быть достигнуты по каждому из выявленных направлений. Таким образом, миссия является не только фундаментом для определения стратегических целей развития города, но и каркасом стратегии, с которым следует сверять конкретные решения.

Миссия – лаконичное и емкое выражение предназначения города по отношению к связанным с ним социально-экономическим объектам и системам. Авторы Стратегического плана считают, что миссия Екатеринбурга должна рассматриваться во взаимодействии, во-первых, с внешней средой, то есть места города в региональном, национальном и глобальном контексте; во-вторых, – с внутренней средой города, которая определяет специфику городского округа, его характеристики, связанные с обеспечением достаточно высокого качества жизни населения.

Определение миссии города осуществлялось на основе алгоритма, соединяющего в единую логическую последовательность глобализацию социально-экономических процессов, главные особенности и приоритеты социально-экономического развития страны и региона, сложившиеся тенденции городского развития, накопленный потенциал, которые задают определенную траекторию (вектор) движения Екатеринбурга в будущее и оказывают существенное влияние на целевую направленность Стратегического плана.

Миссия Екатеринбурга рассматривается не как конечный, застывший результат, а как протяженный во времени сложный процесс, включающий все аспекты функционирования и развития города.
Исходя из приведенных выше положений, миссия города заключается в усилении Екатеринбурга как российского центра образования, наукоемкого производства и высокотехнологичного сервиса, встроенного в региональные, национальные и глобальные экономические процессы и обеспечивающего конкурентоспособность городской экономики и комфортность городского пространства для жизнедеятельности населения.

Миссия города помогает рационально распределять ресурсы и принимать стратегически выверенные управленческие решения.
Девиз стратегического развития города Екатеринбурга: «Качество жизни, инновации, партнерство».

Определение миссии и стратегического видения города стало необходимым условием для корректного формулирования стратегической цели и подцелей развития города.

Главная цель и подцели

В соответствии с миссией города, необходимостью реализации государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для достойной жизни граждан, стратегическая цель развития Екатеринбурга заключается в обеспечении достаточного высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан.

Качество жизни населения определяется и оценивается в Стратегическом плане по совокупности показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения.

Стратегическая цель развития Екатеринбурга реализуется посредством проведения активной городской политики, направленной на достижение баланса между различными сферами, секторами и видами деятельности, на обеспечение гражданских прав, наилучших условий жизни и учета интересов тех, кто работает или учится в городе, кто посещает его с целью профессионального сотрудничества, в поисках информации, знаний, культурных ценностей, развлечений.

Одним из важных элементов городской политики является обеспечение гармонии между современным градостроительством и сохранением культурно-исторического наследия, интегрирование нового без разрушения старого, регенерация и повышение эффективности использования городских пространств, поддержание принципа непрерывного устойчивого развития.

Достижение стратегической цели предполагает реализацию ряда основных стратегических подцелей. Среди них:

Стратегический план концентрируется на ключевых, наиболее важных и приоритетных для города направлениях развития, определенных на основе анализа конкурентных преимуществ Екатеринбурга, оценки сильных и слабых сторон его развития с учетом тенденций развития России и мирового сообщества.

Целевые установки реализуются посредством стратегических программ, определяющих пошаговую последовательность действий, направленную на достижение стратегической цели и подцелей, обеспечивающих решение основных проблем во всех сферах жизнедеятельности города.

В свою очередь, программы в ходе реализации конкретизируются в стратегические проекты, направленные на эффективное решение более локальных задач, имеющих ответственных за исполнение, четкие сроки реализации и определенные источники финансирования.
Стратегические проекты отвечают на вопросы о том, когда, каким образом и с какими затратами могут быть реализованы стоящие перед городом задачи в рамках, определяемых городской политикой.

Сценарии социально-экономического развития Екатеринбурга

Стратегический план предполагает развитие города в двух сценариях: инерционном и инновационном.
Инерционный сценарий ориентирован на смену вектора развития на торгово-сервисный, который может привести к полной деиндустриализации города и потере статуса «индустриальной столицы региона». Согласно данному сценарию среднегодовой темп роста оборота предприятий промышленного производства в текущих ценах составит 102,9%, торгово-сервисного сектора – 104,6%, инвестиций – 107,1% в год в текущих ценах. Ежегодное сальдо миграционного прироста ожидается на уровне 6 тыс. человек. Среднегодовой темп роста производительности труда составит 103,6%. Уровень зарегистрированной безработицы к 2030 году – 0,65%.

Инновационный сценарий основан на предположении о наиболее успешном использовании конкурентных преимуществ Екатеринбурга и инструментов ускорения социально-экономического роста за счет перехода на конкурентную модель развития в рамках новой индустриализации. Согласно данному сценарию, среднегодовой темп роста оборота предприятий промышленного производства в текущих ценах составит 106,9%, торгово-сервисного сектора – 105,6%, инвестиций в основной капитал – 109,8%. Экономика города будет характеризоваться равными значениями долей двух ключевых секторов: индустриального и торгово-сервисного (по 40% от оборота крупных и средних организаций). Ежегодное сальдо миграционного прироста ожидается на уровне 12 тыс. человек. Среднегодовой темп роста производительности труда составит 105,5%. Уровень зарегистрированной безработицы к 2030 году – 0,47%.

Инновационный сценарий развития выбран в качестве приоритетного и предполагает активное создание, внедрение и распространение инноваций во все сферы городского развития.

В Стратегическом плане прогнозные значения показателей, определяющих степень достижения целей стратегических направлений и программ, обозначены:
min – в случае реализации инерционного сценария;
max – при выполнении инновационного сценария (реализации мероприятий Стратегического плана).

Основные принципы стратегического развития города

Основные методы разработки стратегии

Разработка стратегии проводилась с использованием совокупности научных методов (цивилизационный подход, системный анализ, структурно-функциональный анализ, трендовый анализ, прогнозирование, выявление и структурирование проблем, метод экспертной оценки, использование эффектов групповой работы, программно-целевой подход, метод аналогии и другие), что позволило сделать ее научно обоснованной.
При разработке стратегии в качестве базовых представлений о городе использовалась модель «Город-корпорация», а также идеи межрегиональной и мировой интеграции, глобалистики.

Актуализация Стратегического плана основывается на анализе достижения значений контрольных показателей социально-экономического развития города, показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, реализации стратегических проектов, отражающих все сферы социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург», а также результатах реализации муниципальных программ.

Стратегический план учитывает результаты научных исследований, проводимых специалистами в области стратегического менеджмента, городского планирования и управления, охватывает практические достижения, имеющийся отечественный и зарубежный опыт.

Разработка Стратегии пространственного развития проводилась с учетом инструментария перспективного планирования и пространственного развития крупных городов, а также положений, зафиксированных в действующих нормативных документах и документах территориального планирования. Это позволило при участии широкого круга общественности и экспертов из различных областей профессиональной деятельности определить цель пространственного развития Екатеринбурга с учетом его локальных особенностей и разработать комплекс действий по ее достижению.

Организационные условия осуществления Стратегического плана

Организационная работа становится исходным и определяющим фактором исполнения Стратегического плана.

В связи с этим первоочередное значение для его реализации имеет учет следующих условий:
Стратегический план – один из главных документов стратегического планирования развития Екатеринбурга и является тождественным документу «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования». Вместе с тем Стратегический план развития города – это не догма. В процессе его реализации может возникнуть немало новых интересных идей, которые не нашли отражения в предложенных проектах. Органы местного самоуправления готовы к сотрудничеству со всеми, кто способен творчески, с учетом имеющихся возможностей планировать будущее и активно воплощать задуманное в жизнь;

Стратегический план разрабатывается (актуализируется) одновременно и согласованно с разработкой (актуализацией) Генерального плана развития города и иных документов территориального планирования;

стратегия развития города может быть реализована, если в городе будет функционировать сильная муниципальная власть, имеющая поддержку со стороны населения, понимающая значимость Стратегического плана и способная объединить усилия общественности, бизнеса, науки, средств массовой информации в процессе его разработки и реализации;

в реализации целей, задач и направлений развития должны быть задействованы все жители города;

органам местного самоуправления необходимо обеспечить целенаправленное информирование населения о ходе реализации Стратегического плана. Прежде всего следует донести до горожан основное содержание документа, объяснить им, что позитивные изменения будут происходить постепенно и неуклонно, сделать так, чтобы жители видели позитивные результаты – «малые победы» в каждый период реализации Стратегического плана;

Стратегия пространственного развития является составной частью Стратегического плана. Вместе с тем она не предусматривает разработку проектных предложений по развитию отдельных (конкретных) территорий города, но основывается на формулировании подходов, проектных предложений в отношении тех городских территорий, развитие которых станет своеобразным «индикатором развития» или будет являться стратегически важным для города в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *