в чем заключается сущность и содержание социальных инноваций
2.1. Особенности социальных инноваций
В научной литературе существует достаточно взаимодополняющих определений понятия «социальная инновация». Чаще всего «социальные инновации» рассматривают как результат научной разработки, организации и применения нового, удовлетворяющего потребностям человека и общества и вызывающего вместе с тем социальные изменения [49, с. 13].
Появление социальных инноваций связывают с практикой социальной работы и рассматривают – как социально-организуемые прогрессивные новшества, формируемые в соответствии с применяющимися социальными условиями.
Эффективность позитивных преобразований в социальной сфере приводит к процессу преобразования нововведений в социально-культурные нормы, обеспечивающему их институциональное оформление и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества. Социальная инновация – это, прежде всего, результат творческой деятельности, получивший широкое применение [71, с. 133].
Социальные инновации подразделяются на:
• социально-управленческие, т. е. целенаправленные изменения в социальной сфере;
• социально-экономические (инновационная деятельность в системе общественно-экономических формаций);
• экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда);
• организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т. д.);
• правовые (затрагивающие изменения правовых взаимоотношений в обществе);
• педагогические (методы обучения, воспитания).
Социальные инновации являются результатом вовлечения различных социальных групп населения в потребление (или производство) продукта или услуги. Например, инновации касаются занятости, доходов, качества жизни населения; здравоохранения, материнства и детства, жизнесбережения людей; образования; культуры и досуга; социальной защиты; градостроительства и обеспечения прав граждан на жилье; общественной безопасности; охраны окружающей среды; почтовой связи и других коммуникативных каналов; работы с беженцами и вынужденными переселенцами; системной реабилитации инвалидов; общественного попечительства в отношении детей, стариков, малоимущих граждан.
Одной из главных особенностей социальных инноваций является отдаленность во времени и часто непредсказуемость результата. История нашего развития дает нам немало примеров, когда хорошие социальные идеи через много лет оказывают негативное влияние на общественную жизнь, хотя сначала воспринимаются людьми с энтузиазмом.
В настоящее время можно более полно представить специфику содержания и места в социальном пространстве каждого из видов инноваций. В частности, в сравнении с научно-техническими нововведениями, для социальных инноваций характерна более обширная зона применения, так как они ориентированы на различные группы населения и привязаны к региональным условиям.
Результаты социальных нововведений трудно поддаются точным количественным измерениям, т. к. параметры социального объекта не всегда имеют четкие критерии оценивания.
Социальные инновации – это результат коллективных разработок, так как база возникновения социальных идей сосредоточена в организациях, межведомственных комиссиях. Индивидуальное творчество носит ограниченный характер в условиях социальной деятельности, что обусловлено наличием личностных качеств специалистов.
В отличие от научно-технических новшеств, которые можно запатентовать, социальные инновации носят открытый характер, и на них слабо распространяются юридические нормы относительно интеллектуальной собственности.
К основным характеристикам социальных инноваций относят:
• комбинации различных аспектов знания как в фундаментальных, так и в прикладных научных исследованиях;
• использование чего-либо принципиально нового в ранее недоступных областях;
• рабочий результат какой-то целенаправленной деятельности;
• перенос какого-то продукта в иную область применения [74, с. 67].
При разработке всех возможных вариантов модификаций социальных инноваций осуществляется сравнение их преимуществ и недостатков, а также анализ вероятности их применения. Часто результатом выбора становится компромиссный вариант, который учитывает и возможные риски. Как правило, выбирается не самый «прибыльный» вариант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наибольшей вероятностью успеха.
Социальная опасность инноваций является следствием необдуманного, неразборчивого внедрения в социальную жизнь общества нововведений, в том числе таких, которые в достаточной мере не были апробированы. Психологическая безопасность инноваций заключается в недопущении вредных воздействий на индивидуальную психологию, на духовные или иные общепринятые социальные нормы, включая сложившиеся национальные культурные традиции, обычаи, образ жизни населения.
Потребность в проверке эффективности социальных инноваций объективно обусловлена следующими причинами:
• сложность разработки социальных инноваций не всегда позволяет обеспечить их кардинальность и завершенность. Кроме того имеются различные ограничения, связанные с дефицитом практического опыта у субъектов их внедрения. Проверка их эффективности помогает определить наиболее слабые звенья нововведения и наметить способы дальнейшего совершенствования;
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Шпаргалка по «Социальной инновации»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 16:30, шпаргалка
Краткое описание
Вопросы к зачету по дисциплине «Социальные инновации»
1. Понятия «новация», «новшество», «нововведение», «инновация», их соотношение.
2. Специфика и функции социальных инноваций в обществе.
3. Социальные изменения и инновации.
4. Типология социальных инноваций (по сферам, прогрессивности, радикальности, действенности и т. д.).
5. Критерии новизны социальных инноваций. Абсолютная и относительная новизна. Локальная новизна.
6. Социальная цена и эффективность нововведений.
7. Специфика инновационных процессов в социальной сфере.
8. Социальные нормы и инновации, их взаимодействие и взаимопереходы.
9. Источники социальных инноваций.
10. Последствия социальных инноваций (прямые и косвенные, прогнозируемые и неожиданные).
11. Участники нововведений.
12. Инновационное поведение. Преодоление барьеров (информационных, психологических и т. д.). Инновационная активность.
13. Адаптация к нововведениям (признаки, состояния, адаптивная норма и мера).
14. Инновационный риск.
15. Инновационные технологии (механизмы, процедуры).
16. Инновационный процесс: стадии (циклы), направленность.
17. Принципы и методы инновационной деятельности.
18. Нововведения в организациях.
19. Региональные проблемы инновационной деятельности (в различных социально-территориальных системах).
(К сожалению вопросы не все. но их большая часть)
ОТВЕТЫ_Социальные инновации.doc
Вопросы к зачету по дисциплине «Социальные инновации»
Инновация (англ. «Innovation») — это успешно реализованное новшество (внедренное). Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
«Нововведение — это процесс. В основе этого процесса — практическая реализация чего-то нового, какого-то новшества».
А. Н. Цветков
Инновация как экономическая категория выполняет следующие две основные функции – воспроизводственную и стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объема производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функции инновации.
Стимулирующая функция также реализуется через получение предпринимателем прибыли от реализации инноваций. Это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.
Отметим еще один аспект проблемы. Подчиняясь всеобщему закону минимизации энергии, человек всегда направляет свою деятельность на сокращение затрат труда, экономию времени и получение других эффектов. Поэтому можно рассматривать инновацию как социальную категорию.
Первая функция инноваций как социальной категории состоит в том, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства.
Вторая функция инноваций – повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни.
Третья функция инноваций состоит в том, что они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением. И наконец, в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека – реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.
Виды социальных изменений
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны:
· радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
· улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
· модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2. По объекту применения:
· продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
· технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
· процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
· комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
3. По масштабам применения:
· в рамках предприятия (фирмы).
4. По причинам возникновения:
· реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
5. По эффективности:
· Классификация инноваций: базовая
· Классификация инноваций: основные группировки
· Типология инноваций: основная
· Типология инноваций: проблемно-ориентированная
· Особенности библиотечных инноваций
· Принципы инновационного развития библиотек
· Условия управления инновациями
КРИТЕРИИ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТОВАРОВ
Можно выделить три основных подхода к определению понятия «новый инновационный товар»:
Инновационная деятельность в социальной сфере: виды и механизмы реализации
Инновационная деятельность в социальной сфере — путь развития, сопряженный с рисками. Для их сглаживания нужна разработка политики, поддерживающей научно-технические новшества.
Появление социальных инноваций.
Основные понятия инноваций в социальной сфере
Социальная сфера — комплекс предприятий, государственных учреждений, которые определяют уровень и образ жизни населения.
Это целая ниша общественных услуг:
Инновации в социальной сфере — это внедрение нового с целью успешного продвижения технологических находок, разрешения социальных конфликтов и улучшения жизни граждан.
Социальная политика — составляющая общей стратегии государства. Реализуется через местные и федеральные властные структуры. Ее финансирование ведется из госбюджета.
Цель такой политики:
Инновации — новые технологии, походы к работе. Это практический продукт. Он может быть предметом, товаром или методикой, которую затем используют граждане.
Инновационный процесс — преобразование идей, научных знаний в новаторский продукт. Последовательность действий, в ходе которых разработка превращается из идеи в технологию, продукт или услугу.
Инновационные процессы в социальной сфере
Данным процессам предшествуют следующие явления:
Инновационный процесс призван решить эти проблемы.
Схема инновационного процесса в социальной сфере общества.
Сегодня внедрение новых технологий необходимо в следующих социальных сферах:
Основные направления инновационной деятельности в социальной сфере.
Среди направлений новаторской социальной политики выделяются:
Схема государственного воздействия на инновационную деятельность в различных сферах.
Воплощение в жизнь всего перечисленного должно осуществляться на государственном уровне.
Механизмы реализации
Механизмы, с помощью которых решаются государственные задачи общественной жизни, — сложные системы взаимоотношений между отдельными субъектами социальной сферы.
Они играют важную роль — позволяют с теоретической точки зрения осмыслить проблемы граждан, отдельных групп населения.
На основе этих выводов в дальнейшем разрабатывается:
В РФ такие механизмы представлены следующей структурой:
От того, как действует эта система механизмов, зависит решение социальных задач в отдельно взятом государстве.
Анализ инноваций в социальной сфере в РФ
Инновационная деятельность в социальной сфере недостаточно развита в РФ. Обновления требуют все институты, учреждения, технологии и продукты данной сферы. Считается, что она консервативна, перемены в России воспринимаются населением с настороженностью.
Электронные очереди, как пример инновационного решения.
Список минусов внедрения новаторских технологий начинается с того, что это происходит без учета мнения населения. Яркий пример — электронные очереди, получение услуг через интернет-порталы государственных учреждений. Это нововведение экономит время, но не принят в счет тот факт, что пожилым людям сложно пользоваться компьютерами и смартфонами, они могут даже не иметь подобную электронику.
Без подготовки нововведение оказалось малоэффективно — люди не знают, как им воспользоваться. Внедрение инновации необходимо начинать с бесплатных курсов для пожилых людей по пользованию новыми услугами.
Инновационная деятельность в здравоохранении
Новаторские изменения в медицинской сфере — это создание новых лекарств, медтехники, терапевтических технологий, методик организации работы учреждений здравоохранения.
Логически они разделяются на следующие группы:
Инновационная деятельность в социальной сфере в отрасли здравоохранения разделяются на 2 группы:
Инновационные технологии в сфере здравоохранения.
Предметные, процессные инновации в отрасли здравоохранения охватывают следующее:
В РФ сегодня работают изобретатели медицинских препаратов, приборов и технологий. Зарегистрированы компании, импортирующие иностранные новаторские идеи, существуют инвесторы. Однако основные вложения в развитие медицинских технологий до сих пор делает государство.
Инновационная деятельность в социальной сфере в отрасли образования
Сфера образования требует осторожного внедрения новаторских идей. В России ее организационные условия требуют перестройки. Это касается средних школ малых городов, сельской местности.
Инновации в образовательной сфере.
Среднее профессиональное образование в РФ не соответствует международным требованиям: выпускники не имеют должной подготовки для работы на современном оборудовании.
Намечена тенденция реструктуризации высшего образования. Вузы должны готовить профессионалов, совмещать обучение практическим навыкам с научно-исследовательской деятельностью студентов.
Финансирование высших учебных заведений не должно быть нагрузкой преимущественно на федеральный госбюджет, нужно увеличить долю вложений регионального.
Обучение будущих работников должны оплачивать и предприятия, для которых готовит их вуз. Важно при внедрении финансирования образования оставить его доступным для каждого гражданина.
Социальные инновации: особенности, структуры, типы
Сегодня, когда диалектика общественного развития обусловила создание и утверждение новых социальных установок и новой социальной политики, а также формирование нового социального мышления, социальная работа приобретает все более четкие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности. Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации (от лат. innovatio — введение в практику нового).
Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.
Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то при разработке материально-технических инноваций преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера, что зачастую характерно для материально-технических новшеств. Спецификой социальных инноваций являются также их более четкая обусловленность внешней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.
Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни. При классификации социальных инноваций используются различные основания.
Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.
По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.
По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.
В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.
Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.
Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.
В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказываются несостоятельными.
Процесс развития общества идет посредством обновления и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.
Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технология) и совершенствования социального обслуживания. Он состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.
Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.
К первой группе относятся прежде всего острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.
Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании). К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.
Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых — социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения; изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.
На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действия факторов торможения за счет стимулирования творчества работников:
• создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;
• стимулирование инновационной деятельности молодых работников;
• регулярное проведение конкурсов инноваций;
• материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).
Социальной базой, субъектом социальных нововведений являются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований:
— по типу инновационной деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества);
— по отношению к основной специальности — профессионалы и самодеятельные инноваторы;
— но количеству участвующих — коллективные и индивидуальные инноваторы;
— по предмету инновационной деятельности — инноваторы — разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.
В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине — современные методы лечения от алкоголизма, на производстве — новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике — новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно не только передает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.
В связи с тем что многие организаций и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые способы решения социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний — социальная инноватика, исследующая вопросы теории и практики социальных нововведений.
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.
Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, основанного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.
Инновационный метод развивался в виде различных форм:
• инновационная игра как метод исследования и развития организаций;
• игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;
• социотехническая игра, основанная на принципах работы социальных технологов;
• «императивная» форма, возникшая при разделении инновационной игры на метод и форму его осуществления;
• матричная форма, сочетающая в себе правила инновационного метода и базовой технологии действий по исследованию, обучению и практическим действиям.
Человек стремится внести в окружающий его мир определенный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образцы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синтезом», или «онтосинтезом», который становится основой и механизмом осуществления эффективных действий.
Разрешение кризисных ситуаций в жизнедеятельности социальных систем реализуется способами, разработанными в рамках инновационной методологии, ориентированной на выработку средств поиска и реализации принципиально новых технологий.
Одним из таких способов является программное инновирование социальных систем, которое строится на основе ряда базовых принципов:
1) ориентация на обновление и трансформацию всей организации и ее связей с непосредственной средой, так как изменение лишь отдельных частей и компонентов системы не может быть достаточно эффективным для всей системы;
2) принцип «предельной цели»: стратегические цели, разрабатываемые для данной организации ее представителями, должны быть на пределе возможного;
3) принцип «пульсирующего инновирования»: программная серия инновационных семинаров, проводящихся с небольшими перерывами, в ходе которых происходит интенсивное взаимодействие консультантов и членов организации;
4) принцип «кумулятивной мотивации»: анализ и оценка результатов предшествующей инновационной работы, в результате чего у представителей социальной системы возрастает мотивация к дальнейшим позитивным изменениям, так как фиксация успехов дает, с одной стороны, уверенность в собственных силах, а с другой стороны, неудовлетворенность при отсутствии успехов;
5) принцип «интегративного программирования»: формирование реальной стратегии интегративно, с учетом «реальных результатов каждого этапа работы и соотнесения их с концепцией обновления;
6) принцип «выращивания инновационного ядра»: изменение организации за счет изменения ее сотрудников посредством инициирования их потребности в таком изменении; в ходе программной работы «выращивается» инновационная команда организации, которая готовится выполнять функции носителя инновационной методологии, способного самостоятельно реализовать ее на практике.
Указанные принципы позволяют работать не с кризисными ситуациями как таковыми, а формировать альтернативные системы и отношения, содержащие механизмы, препятствующие возникновению кризисов и конфликтов.
Возможность влиять на социальные процессы обусловлена рядом факторов: наличие многосторонней информации об этих процессах, обеспечение социальными средствами регулирования, конструирование действенного организационного механизма для каждого конкретного случая. Исходя из этого заниматься инновационными разработками в социальной и организационной сферах могут те специалисты, которые владеют информацией о данном объекте и в то же время обладают практическими знаниями о происходящем. Соответствующие специальности получили распространение особенно в последние годы — «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор» и др. Эти специалисты разрабатывают и обучают практиков инновационным социальным технологиям.
Нововведения в социальных службах как в нашей стране, так и за рубежом являются предметом научных исследований, которые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, исследования в области создания методик и моделей и т. д. Новой является модель эволюционного исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития технологий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционного исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).
Фаза анализа подразумевает обозначение проблемы, ее идентификацию и актуализацию. Далее производится обзор методов решения, после чего дается практическая оценка предполагаемых методов развития. Успешным завершением фазы анализа является принятие решения о возможности или невозможности (целесообразности) нововведения.
Фаза разработки состоит из следующих этапов:
— определение целей и направленности нововведения, установление потребности в нововведении;
— определение проблем, возникающих в ходе разработки;
— сбор и обработка информации; поиск и отбор альтернативных решений;
— соединение воедино компонентов разработки;
— доводка нововведения в реальных условиях;
— решение процедурных вопросов его применения или описание способа использования нововведения.
Успешное выполнение каждого этапа увеличивает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было разработано.
Фаза развития — это процесс исследования нововведения и его пробного применения, проверки его адекватности и (в случае необходимости) его доводки и переработки. Основное внимание в этой фазе уделяется составлению плана развития, в котором необходимо определить объем работ, состав и последовательность операций, а также подготовке условий для пробного использования и тестирования. На этом завершается этап эволюционного исследования,
Фаза опенки является исходным пунктом для дальнейшего развития нововведения и дает основу для его распространения и внедрения. При этом оцениваются затраты, эффективность и продуктивность при нормальных рабочих условиях. Если фаза оценки приводит в целом к положительным результатам, это означает, что исследование дало готовое к использованию нововведение.
Фазы распространения и внедрения заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении.
В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепринятым методам исследования и требуют особой подготовки и обучения профессиональных социальных работников.
Примером практического осуществления инноваций являются негосударственная пенсионная система, основанная на страховой схеме, при которой размер пожизненной пенсии определяется исходя из прогноза средней продолжительности жизни;модель центра социального обслуживания населения «Раменки» в г. Москве и т.д.
Клуб «Контакты-1», объединяющий людей, имеющих инвалидность, предложил комплексную инновационную модель системы социальных служб «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями», создающий режим равных возможностей для детей, имеющих особые проблемы. Основной задачей Центра является обучение детей и их родителей навыкам независимой жизни,
В структуру Центра входят следующие службы:
• «От родителя к родителю», которая играет ключевую роль в системе Центра и имеет целью предоставление знаний о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, и путях их решения, а также участие самих родителей в социальных процессах;
• «Персональный ассистент», предполагающая помощь человеку, имеющему инвалидность, в преодолении препятствий, мешающих ему на равных принимать участие в жизни общества. С помощью персонального ассистента человек с ограниченными возможностями может учиться в открытом учебном заведении и работать на обычном предприятии;
• «Выездной лицей» — экспериментальная модель — попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих инвалидность, посредством службы «Персональный ассистент» и специальной транспортной службы «Зеленая служба», которые предоставляют им равные возможности: преподаватели выезжают на дом к ребенку, а указанные службы помогают ребенку выехать из дома и заниматься в интегрированных группах, организуемых в Центре.
В силу нестабильности современного российского общественного развития и неразвитости системы социального обслуживания социальные работники должны в полной мере обладать знаниями и навыками в сфере применения социальных инноваций и мотивацией к позитивному изменению действительности. Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не был? бы охвачена инновационными процессами. Поэтому знание сравнительно-исторических, теоретических и практических вопросов, связанных с социальными инновациями, имеет большое значение для повышения эффективности социальной работы.