в чем заключается сущность и смысл познания
Сущность познания. Субъект и объект познания. Познание как процесс. Роль практики в познании. Проблема истины.
Проблемой познания, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.
Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания. Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании».
Субъект познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом. Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:
• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;
• вторичные — различные проявления духовного мира людей;
• третичные — свой собственный духовный мир.
Чтобы понять, какое мы получили знание в результате познания: истинное или ложное, нужен такой критерий, который нельзя было бы просто отбросить за ненадобностью. Таким критерием и является практика. Практика представляет собой материальную и духовную деятельность людей по преобразованию природных и социальных условий в соответствии со своими потребностями и интересами.
Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий, находится в одном ряду с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота. Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем.
На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной – неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью. Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы.
Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия.
Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична.
Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить.
Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности.
Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль.
Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности. Скорее всего, проблемы истины в философии объединяют все эти подходы. Истина – то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. В то же время это определенный договор, соглашение. Она объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна и абстрактна.
Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д.
Существует такой объект, который исследуется исключительно лишь философией и никакой другой наукой. Этот объект – истина. Все науки ищут истину, но все они, исключая философию, ищут истину в чем-то отличным от истины. Философия ищет истину об истине. Она является наукой об истине, теорией истины. Такого мнения придерживались, в частности, Аристотель и Гегель. Философия исследует процесс постижения истины, т.е. является теорией познания истины или просто теорией познания (гносеологией). Исследуя процесс постижения истины, философия указывает путь, ведущий к ней, т. е. является методом познания истины, методологией. Истина есть соответствие, совпадение между сознанием и миром. В проблеме истины надо различать две стороны. Существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от человека? Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее фазу, абсолютно или только приблизительно, относительно? Утверждение естествознания, что земля существовала до человека, есть объективная истина. Объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической
практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины[3].Идеалисты, так или иначе, отрицают объективную истину. Они считают, что содержание наших знаний зависит от субъекта, идеи абсолютного духа.
В духе махистов рассуждают и прагматисты. Истиной прагматисты считают то, что «полезно в целях практических». Американский философ Уайтхед прямо заявляет, что «для пользы дела» нужна наука и религия. Наука же имеет дело с объективной истиной, с объективными законами природы, общества и мышления. Современный фидеизм отвергает претензии науки на объективную истину. Но без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мирровозрение связано с признанием объективной истины. Признавая объективную истину, диалектический материализм вместе с тем считает, что эта истина познается не сразу, а постепенно, частями. В каждый данный момент познание исторически ограничено, но эти границы временны, относительны и практически постоянно раздвигаются в соответствии с успехами науки и техники. Поскольку познание развивается непрерывно, то и наши объективные знания в каждый данный момент неполны, незакончены, относительны. Диалектический материализм признает относительность истины лишь в смысле неполноты, незаконченности, незавершенности нашего познания в данной области, в данный момент.
Относительность истины обусловливается, прежде всего, тем, что мир находится в вечном и бесконечном развитии и изменении. Развиваются и углубляются и наши знания о мире. Познание развивается беспредельно, поступательно. Относительность истины следует также из ее конкретности. Итак, вечное движение и развитие мира, отражаемое в наших знаниях, зависимость истины от условий – все это определяет относительность истины. Признание абсолютного существования внешнего мира, неизбежно ведет к признанию абсолютной истины. Человеческое мышление по природе своей способно давать нам и дает абсолютную истину.Всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно. Но абсолютная истина складывается из бесконечной суммы относительных истин, открываемых развивающейcя наукой и практикой. Пределы относительной научной истины могут быть расширены за счет новых открытий. Истина всегда уточняется, пополняется и все более полно и верно отражает бесконечный материальный мир.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Сущность и смысл познания
Сущность и смысл познания отражают естественное стремление людей к приобретению новых знаний с бытии мира. На протяжении всей истории своего развития человечество стремилось постичь тайну естественного мира и суть самого знания об этом мире. В данном разделе главы мы будем говорить о той части философии, которая специализируется на выяснении феномена знания и путей его получения.
Нельзя назвать ни одного мыслителя, который бы с теми или иными успехом и оригинальностью не осмысливал проблемы познания. В своей совокупности эти проблемы составляют науку (или наиболее общую теорию), занимающуюся уяснением принципов познаваемости бытия мира, а также прояснением самой природы познания человеком этого мира, в какой бы сфере жизни и деятельности оно ни осуществлялось: в науке, медицине, искусстве, религии и т.д. Но самая влиятельная часть современной теории познания прямо ориентирована на научное (прежде всего естественнонаучное) познание и в своих методах и материале по существу сливается с методологией науки. У теории познания и методологии очень много общего, но немало и различий. Прежде всего теория познания (гносеология) связана с осмыслением знания как истины и выясняет, каким образом это знание постигается. Методология же вырабатывает приемы его получения. Она указывает на наиболее общие методы и способы познания.
Основными методами естествознания являются наблюдение, эксперимент, измерение и, конечно, догадка (гипотеза). Руководствуясь ими, можно четко отделить область естествознания от всех иных областей познавательной человеческой деятельности: гуманитарных дисциплин, философии, искусства, религии. Научное знание, таким образом, является лишь малой частью человеческого знания в целом. Академик В.И. Вернадский, оценивая процесс развития самого познания, писал: «Создается единый общеобязательный, неоспоримый в людском обществе комплекс знаний и понятий для всех времен и для всех народов. Эта общеобязательность и непреложность выводов охватывает только часть научного знания — математическую мысль и эмпирическую основу знаний — эмпирические понятия, выраженные в фактах и обобщениях. Ни научные гипотезы, ни научные модели в космогонии, ни научные теории, возбуждающие столько страстных споров, привлекающие к себе философские искания, этой общеобязательностью не обладают. Они необходимы и неизбежны, без них научная мысль работать не может» [9]. Это заявление ученого становится еще понятнее в свете современных представлений о том, что все знания базируются на вере как истине, не нуждающейся в подтверждении и не претендующей на объективную значимость.
В познании тайн бытия значение веры весьма велико. Путь к знанию открывается преданностью человека определенной цели или идеалу. Вера в религии абсолютна, но пассивна. Вера в искусстве имеет исключительное значение как субъективная правда. Наука тоже не может обойтись без веры, активной по своей природе, как и в искусстве.
Любая вера начинается с простого доверия к информации, предлагаемой авторитетными органами или людьми. В науке, как и в религии, существуют безусловные «догматы», или аксиомы, которые не доказываются, ибо не могут быть доказаны. Это такие постулаты, как объективность, порядок и гармония мира. «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, — заявлял А. Эйнштейн, — есть основа всего естествознания… Эта вера есть и всегда останется мотивом всякого научного творчества» [10]. А академик Л.С. Берг (1876-1950) утверждал следующее: «Основной постулат, с которым естествоиспытатели подходят к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее можно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание» [II]. Отец кибернетики Н. Винер (1894-1964) писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки» [12]. Известный немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс (1883-1969) предложил свое понятие о роли веры в познании («философская вера»).
Впервые философские вопросы веры в познании поставили и частично разрешили Платон и Аристотель. Они, кстати, уделяли большое внимание анализу знания, которое выводится из факта. Знание содержится «вовсе не в ощущении, а в том имени, которое душа носит, когда сама по себе занимается рассмотрением существующего» [13]. В данном случае «в имени» — значит в слове, точнее в языке. Мыслить — значит, рассуждать; мышление — это процесс, в котором «душа ведет рассуждение сама с собой о том, что наблюдает» [14]. Приведенные слова принадлежат одному из авторитетнейших философов античности Платону. В этом же ключе размышляет и Аристотель. Его силлогистика на тысячелетия определила развитие науки логики. В «Органоне» автором предлагается некий инструмент получения нового знания.
Конечно, Аристотель и многие другие его предшественники и последователи глубоко осмысливали природу знания и пу ти его получения. Они рассуждали о законах разума, о роли чувств (зрения, слуха, осязания и т.п.) в познании бытия мира, о значении аргументации, о потенциале и границах человеческого познания и о многом другом. Но все они были уверены, что эти по сути гносеологические вопросы являются в философии не столь важными, как онтологические (природа Бога, сущность пространства и времени).
Фактически философско-методологическая разработка самой теории познания началась с революционных научных исследований ученых XVII-XVIII веков. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и другие сделали гносеологические проблемы основой своих философских учений. Так, в философии Ф. Бэкона в центре познания оказался чувственный опыт как источник истинного знания. Чувственное познание с тех пор стало именоваться эмпиризмом (греч. empeiria — опыт). Продолжателем этого направления и фактическим основателем гносеологического эмпиризма, развивающегося в тесной связи с прогрессом в области экспериментального естествознания, считается оригинальный английский мыслитель, ученый, врач Дж. Локк. А вот философские рассуждения Р. Декарта по поводу познания коснулись в первую очередь потенциальной возможности человеческого разума. Такого рода система познания получила название рационализма (лат. ratio — разум). По всеобщему признанию, именно Р. Декарт стал первооткрывателем современной теории познания. Он первым сформулировал два философских метода в познавательной деятельности — вопрошания и сомнения. Первый, по существу, представляет собой метод доказательства того, что в принципе уже всем известно, но требует усовершенствования. Метод сомнения указывает на то, что нельзя «никогда принимать за истинное все то, что я не признал бы таковым с очевидностью».
В настоящее время существует немало различных теорий познания. Одной их самых авторитетных по сей день считается материалистическая диалектика, опирающаяся на данные всех наук и форм познавательной деятельности. Важнейший принцип материалистической диалектики — единство теории познания мира, общества и человека. Позитивистская теория познания тоже нацелена на развитие научного знания в его целостности, но несколько иначе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сущность и смысл познания — Элементы познания
Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир и как наши мысли о мире соотносятся с самим миром, — это вопрос о возможности точного и полного отражения окружающего мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.
Суть познания заключается в активном и целенаправленном поиске и приобретении человеком знаний, правильных или искаженных. Когнитивная деятельность раскрывает творческие способности человека, его неисчерпаемую психическую энергию. Часть философии, рассматривающая общие проблемы познания, называется гносеологией или эпистемологией. Некоторые науки — логика, психология, кибернетика, социология — также изучают познание мира человеком со своей точки зрения.
Основы гносеологии были заложены в античной философии. Так, Демокрит, рассматривая познание, различал «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное) познание. Сама истина, подчеркивал философ, «скрыта в глубине, она лежит на дне моря». Это приходит не ко всем, а только к мудрым. Сократ поставил и решил вопрос о том, как можно получить истинное знание. Он относил это прежде всего к диалектике как искусству спора, научной дискуссии. Аристотель создал самую совершенную для того времени теорию познания. Он концептуализировал процесс познания с помощью терминов «истина» и «ошибка». Он считал истиной знание, соответствующее вещам, а Аристотель рассматривал ошибку как искажение истины. Этот греческий мыслитель также разработал логику — науку о способах и формах правильного мышления. Он различал субъект и объект познания, четко сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Другой известный философ из Греции — Платон — размышлял о природе знания. По его мнению, знание — это «тень идеи», память бессмертной души о том, что было в ней раньше. Скептицизм, который ставил под сомнение возможность познания человеком мира, также появился в античной философии.
В Средние века основные усилия эпистемологии были направлены на утверждение существования Бога как некой высшей причины, источника всего сущего. В философии того времени разум обычно рассматривался как важная интеллектуальная способность человеческой души. Но по своим возможностям она уступала вере. Соответствующий лозунг появился и в философии: знать, чтобы верить в Бога. Таким образом, была провозглашена «обслуживающая» роль разума по отношению к религиозной вере.
Философия эпохи Возрождения считала, что цель разума — открыть некую «божественность», растворенную в природе. D. Бруно, Н. Кузанский отстаивали идею неисчерпаемости и разнообразия природного мира, и познание соответственно рассматривалось ими как динамичный и бесконечный процесс.
В философии Нового времени в центре внимания оказался вопрос о методе (способе) исследования и формах существования знания. Научное знание считалось главным условием подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения его свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). Большое место в теории познания занимала борьба между рационализмом (Р. Декарт) и сенсуализмом (Д. Локк), которые по-разному трактовали источники и природу знания, формы его существования.
Элементы познания
Немецкая классическая философия в лице И. Канта пыталась решить проблему познавательных способностей и возможностей человека. Кант различал чувственность, понимание и разум. Философ считал, что в ходе познания возникают непримиримые противоречия («антиномии») разума, и это открывает путь к вере.
Классический марксизм XIX века исходил из принципа эпистемологического оптимизма, то есть убежденности в принципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид психической деятельности человека, которая по своей сути глубоко социальна. Она тесно связывает познание с практической деятельностью человека и человечества. Считается, что человек может не только познать окружающий его мир, но и практически преобразовать его, привести в соответствие со своим идеалом.
В истории философии сформировался и агностицизм — направление, приверженцы которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения достоверных знаний о мире человеком. Их представители не отрицают ни существования у человека познавательной способности, ни самого процесса познания, но они ограничивают познавательные возможности человека (например, сводят познание мира только к отражению внешних, лежащих на поверхности бытия явлений). Суть агностицизма выражена в словах известного арабского поэта и ученого Омара Хайяма: «Все, что видно, — только видимость, / Только форма — а сути никто не видит, / Не пытайся понять смысл этих образов — / Сиди тихо в стороне и пей вино!». Агностик считает, что «пути Господни неисповедимы», «чужая душа — загадка», «чем больше мы знаем, тем меньше знаем». Агностицизм как точка зрения в эпистемологии обусловлен естественными трудностями и противоречиями процесса познания, его незавершенностью, сложностью и неисчерпаемостью окружающего мира, ограниченностью человеческих способностей (прежде всего, органов чувств), но главное — «скрытыми» существами, законами вещей и процессов.
Таким образом, познание состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, методы, цель. Основным элементом познания является субъект: именно он выделяет объект познания из окружающего мира, выбирает способы, с помощью которых он будет познавать, т.е. методы, ставит перед собой цель — получение достоверного знания о действительности, т.е. истины. Субъектом может быть только человек или люди (например, социальные группы, группа исследователей или все человечество). Объектом может быть как человек, так и общество, природа.
Познание играет огромную роль в жизни человека и общества. Во-первых, на основе познавательной деятельности формируется мировоззрение человека, его стратегия взаимодействия с миром. Благодаря познанию человек не только приспособился к окружающей среде, но и начал изменять ее. Познание и человеческая жизнь — это практически одно и то же: жизнь означает познание. «Век живи — век учись», — гласит народная мудрость.
Во-вторых, на основе познания и самопознания (человек познает себя) у человека формируется самооценка, критическое отношение к себе как залог саморазвития, физического и психического самосовершенствования. Следовательно, познание — это путь к формированию личности. Социальный прогресс, то есть поступательное движение общества вперед, происходит на основе познавательной деятельности человечества.
Когнитивная деятельность
Исходя из различных объектов и методов познания, можно выделить следующие типы: 1) обыденный — формируется на основе жизненного опыта человека; 2) мифологический — формируется не на основе чтения древнегреческих или древнеегипетских мифов, как можно подумать, а на основе некритического понимания действительности из-за недостаточного развития саморефлексивности. Ф. Бэкон писал об «идолах», доминирующих в нашем сознании: «пещерный идол», «семейный идол», «театральный идол», «рыночный идол»; 3) художественные — продукты художественного творчества функционируют как основа познания: художественная литература, кино, музыка, изобразительное искусство. Когда человек приобщается к искусству, т.е. слушает музыку, читает художественную литературу, рассматривает картины, он занимается художественным познанием); 4) религиозные — священные книги служат основой. Самые известные из них — Тора, Библия и Коран. Если человек приобщается к религии: читает религиозную литературу, ведет беседы на религиозные темы, ходит в церковь, общается с верующими в Бога, то человек занимается религиозным познанием; 5) Научное — основа — научная литература. Научное познание может быть естественным, если объектом познания является природа, социальным — общество, гуманитарным — человек, техническим — технология; 5) самопознание — когда субъект и объект познания совпадают; когда человек познает самого себя. О великой роли самопознания известно с древних времен.
У древних греков был призыв: «Познай самого себя!». Самопознание необходимо для того, чтобы понять, чем люди похожи друг на друга, чем они отличаются друг от друга, в чем их сильные и слабые стороны. Самопознание формирует самоконтроль, развивает самосознание; 6) сенсорное знание — это знание, реализуемое через органы чувств — зрение, слух, осязание, обоняние; 7) рациональное знание основано на разуме, мышлении. Мышление — это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляемый в ходе практической деятельности.
Обратите внимание, что все перечисленные формы познания взаимосвязаны. Таким образом, человека можно познать не только научными методами, но и художественными средствами и религиозным опытом. И, наконец, на основе самопознания можно распознать человека и других людей. Человека можно воспринимать как чувствами, так и мыслями. Например, когда человек читает художественную литературу, он одновременно занимается художественным познанием, гуманитарным познанием, самопознанием.
Таким образом, когнитивная деятельность имеет не только достаточно сложную структуру, но и развитую типологию. Типы познания не являются параллельными прямыми линиями, они взаимосвязаны.
Чувства человека — это «мост», соединяющий его с окружающим миром. Именно органы чувств предоставляют информацию, которая затем обрабатывается разумом.
Ступени чувственного и рационального познания
1) Ощущение — отражение в сознании человека отдельных Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предметов, а также внутреннего состояния организма. Например, вкусовые ощущения от яблока (грустное, кислое или кисло-сладкое), болевые ощущения, потеря. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущения — это твердость, тепло, гладкость этого пишущего инструмента;
2) Восприятие — полный образ объекта, непосредственно
дан в ярком созерцании. Давайте посмотрим на яблоко и воспримем его полностью: цвет (красное, зеленое), форма (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, старое, целое или не целое). Аналогично с карандашом. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер и форму;
3) Репрезентация, обобщенный чувственный образ объекта.
которые действовали на органы чувств в прошлом. Мы съели яблоко. Что из этого остается в нашем сознании? Образ того, что это было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.
Мы закончили писать и положили ручку в карман. В нашем сознании сохранился образ ручки: ее размер, цвет, форма.
Отметим следующее, что касается сенсорного восприятия.
Во-первых, природа дала человеку столько ощущений, сколько ему нужно, на том уровне развития, который необходим для нормальной жизнедеятельности. О преимуществах и недостатках чрезмерно развитых органов чувств — в американском фильме «Без чувств».
Во-вторых, когда человек теряет один орган чувств, обостряется другой.
И, наконец, в-третьих, репрезентация — это этап познания, который связывает сенсорное познание с рациональным познанием, с абстрактным мышлением.
Этапами рационального познания являются:
1) Концепция — форма мышления, которая идентифицирует регулярные связи, существенные стороны, характеристики явлений, которые фиксируются в определениях. Например: яблоко — это фрукт, ручка — письменный инструмент, состоящий из палочки, наполненной чернилами, и каркаса.
2) Суждение — форма мышления, размышления о вещах, явлениях,
процессы деятельности, их свойства и отношения. Суждения устанавливаются в определениях. Суждения могут утверждать что-то, то есть быть ассертивными, или отрицать что-то, то есть быть негативными. Например, яблоко — это не овощ, яблоко растет на дереве, ручка — это письменная принадлежность;
3) Умозаключение — это форма рассуждения, в которой
новые знания выводятся из ранее установленных знаний.
Суждение 1: Все плоды растут на деревьях. Суждение 2: Яблоко растет на дереве. Вывод: Значит, яблоко — это фрукт, а не овощ.
Умозаключения играют важную роль не только в научных исследованиях, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические выводы является частью работы следователя.
Возможные и ложные умозаключения. Вывод является ложным, если одно из суждений не соответствует действительности.
Вот пример. Первое утверждение: все мужчины служат в армии. Второе утверждение: Иванов — мужчина. Вывод: поэтому Иванов пойдет в армию.
Ошибка во втором предложении. Не все мужчины служат в армии. В соответствии с Федеральным законом «О военной службе» обязательной военной службе подлежат совершеннолетние мужчины, получившие общее образование и способные к военной службе.
Существует два типа индуктивных и дедуктивных умозаключений. Индуктивная дедукция — это когда идея движется от частного к общему. Другими словами, от фактов к выводам. Пример индуктивного умозаключения: температура моего тела высокая, меня знобит, болит горло. Следовательно, я болен.
Формы мышления
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражается в мышлении. Мышление — это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, который осуществляется в ходе практики и на основе чувственных данных выявляет их закономерные связи и их выражение в системе абстракции (понятия, категории и т.д.).
Исходя из древней философской традиции, уходящей корнями в античность, можно выделить два основных уровня мышления — разум и понимание. Рассудок — это первый уровень мышления, на котором операции с абстракциями происходят в рамках фиксированной схемы, фиксированного шаблона, жесткой нормы. Это способность последовательно и четко рассуждать, правильно структурировать свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.
Основная функция рассуждения — разложение и вычисление. Рассудок в целом невозможен без разума, он всегда необходим, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Разум — это обычное, повседневное, житейское мышление, или то, что часто называют здравым смыслом. Логика разума — это формальная логика, которая изучает структуру предложений и доказательств и фокусируется на форме «готового» знания, а не на его содержании.
Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, характеризующийся прежде всего творческим использованием абстракций и сознательным исследованием собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мысль может постичь суть вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, рассматриваются в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объединить многообразное до степени синтеза противоположностей и выявить причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума — это диалектика, представленная как учение о происхождении и развитии знания в единстве его содержания и формы.
Процесс развития мысли включает в себя взаимосвязь и взаимопереход разума и понимания. Наиболее характерной формой перехода от первого ко второму является трансгрессия сложившейся, сборной системы знаний на основе выдвижения новых — диалектических — базовых идей. Переход разума в понимание связан, прежде всего, с процессом формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знаний, которые были получены на основе разума (диалектическое мышление).
Формы мышления (логические формы) — это способы отражения действительности с помощью взаимосвязанных абстракций, среди которых на первом месте стоят понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как гипотеза, теория и т.д.
Понятие — это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые указаны в их определениях (понятиях). Например, определение «человек — это животное, которое делает орудия труда» выражает такую существенную особенность человека, которая отличает его от всех других представителей животного мира и выступает как фундаментальный закон существования и развития человека как родового существа.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института