в чем заключается специфика социальных технологий в социальной работе
24. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
24. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Если рассматривать социальную работу как науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических выводов и решений практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть органическое единство знаний и умений социальной работы как науки.
Когда речь идет о социальной работе как учебном процессе, сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер.
Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, оптимальное развитие социальной сферы в целом и ее структурных компонентов.
Направления (виды) социальной работы с различными группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями, которые принято называть общими (применимыми ко всем объектам) и частными (применимыми лишь к некоторым, например попечительство, опека). Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.
Различают технологии работы с социально уязвимыми слоями населения; технологии социальной защиты всех слоев населения; технологии глобального характера, затрагивающие процесс функционирования и развития общества; технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности социальной направленности. Выделяют собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и т.д.
Технологии в социальной работе различаются по своемууровню: простые, доступные неспециалистам: сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.
Читайте также
СПЕЦИФИКА ТЕХНИКИ ТАЙ — ЦЗИ ЦЗЯНЬ
СПЕЦИФИКА ТЕХНИКИ ТАЙ — ЦЗИ ЦЗЯНЬ Помимо базовых навыков и принципов, описанных в предыдущей главе, искусство тай-цзи цзянь предполагает наличие у бойца особых умений и качеств. Коль скоро искусство владения мечом цзянь является производным от теоретической и
1.2 Первобытное стадо и видовая специфика
1. Специфика “формулы” российских реформ
1. Специфика “формулы” российских реформ После первого кризиса перепроизводства в Англии отнюдь не только Карлу Марксу стало ясно, что работоспособность рыночного механизма – величина переменная и что она зависит от внешних условий и в том числе от состояния
Глава 1. Элементы полиграфических технологий и технологий печатания
Глава 1. Элементы полиграфических технологий и технологий печатания Элементы полиграфических технологий Полиграфические технологии можно разделить на:1. Допечатные (изготовление печатных форм включительно).2. Печатные (изготовление
§ 5. Специфика профессии дипломата
§ 5. Специфика профессии дипломата Профессия дипломата является одной из древнейших. И хотя, как отмечалось выше, дипломатия в качестве относительно самостоятельного направления государственной деятельности напрямую связана с рождением национальных государств и
12. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
12. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной.Социальная работа – это
25. ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
25. ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Функции технологий социальной работы диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального
Специфика «неналоговых» проверок
Специфика «неналоговых» проверок Как уже отмечалось, предприятие может подвергаться не только налоговым проверкам и «налетам» правоохранительных органов. «Сунуть свой нос» на ваше предприятие могут и представители иных государственных структур: пожарной охраны,
НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА Поселиться в Австралии — все равно что пойти на вечеринку и весь вечер танцевать с собственной матерью. Барри Хамфриз Американки требуют от своих мужей таких исключительных достоинств, какие англичанки ожидают найти разве что у своих
Специфика технологий социальной работы
1.Технологии социальной работы носят интегративный, взаимопроникающий характер. Так, технология социальной диагностики, на разных уровнях, присутствует во всех взаимодействиях социального работника и клиента, семьи, группы, т.е. во всех технологиях. Например, социальное проектирование возможно использовать как часть технологии социальной реабилитации или социальной профилактики.
2. Технологии социальной работы являются междисциплинарными, поскольку вся социальная работа ориентирована на решение комплекса проблем клиента, семьи, группы клиентов и осуществляется с помощью разных специалистов: психологов, юристов, медицинских работников, социологов, педагогов.
3. В технологии социальной работы, как никакой другой социальной технологии, большое значение имеет личностный, человеческий фактор. Социальный работник должен осознавать, что он работает с «обектом», наделенном собственной волей и разумом, поступки и чувства которого сложно просчитать, на которые порой трудно воздействовать.
Социальному работнику необходимо владеть этим сложнейшим механизмом воздействия на людей для того, чтобы преобразовывать их поведение, социальные связи, самооценку или структуру личности.
4.Технологии социальной работы существуют не обособленно, а как часть деятельности конкретного учреждения социального обслуживания, конкретного специалиста, поэтому их необходимо адаптировать и корректировать в соответствии с существующими потребностями, возможностями, дополнять и разрабатывать собственные.
5. Технологии социальной работы должны быть тесно увязаны с планами, программами экономического и социального развития территорий, регионов. В этом случае реальным становится результативное и оперативное и скоординированное взаимодействие общественных, административных и ведомственных структур, четкое распределение функций, возложение ответственности.
Так, в рамках областной целевой программы «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» в Тюменской области на 2006-2008 годы» была разработана технология проведения мероприятий по выходу малоимущих семей на самообеспечение, где определены цели, содержание деятельности, этапы, механизмы реализации мероприятий и пр. для каждого из участников (органы управления, учреждения, организации и специалисты различных ведомств, административные органы).
6. Технологии социальной работы не могут существовать в «чистом» виде, т.е. быть изолированными; их реализация в практической деятельности чаще всего возможна в связи с технологиями смежных наук и областей (технологии медицинские, психологические, правовые, технологии осуществления связей с общественностью, технологии менеджмента и т.д.).
Технологии социальной работы, особенно при их разработке, анализе результатов, практическом использовании должны содержать определенные компоненты (блоки), наличие которых обязательно.
Специфика и классификация технологий в социальной работе
При определении технологий социальной работы необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе1. Они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.
Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.
Классификация технологий в социальной работе может быть самой разнообразной1. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системе необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является прежде всего разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.
Социальная работа может быть рассмотрена и как разновидность больших систем, поскольку включает в себя три компонента: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); 3) социальную работу как вид деятельности.
Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности — социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.
Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.).
В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки — органическое единство знаний и умений.
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.
В этой связи важно различать общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.
В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, выборочных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.д.).
В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.
Такой общий подход позволяет, на наш взгляд, сделать следующий шаг на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе (имеются в виду фактически все три упомянутых аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний — наука, — знаний и умений — обучение, — знаний, умений, опыта, практики — деятельность).
С учетом сказанного классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям.
Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.
Теоретические работы и практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.
Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они имеют довольно существенные различия, обусловленные спецификой объектов социальной работы (например, реализация социального надзора над детьми с девиантным поведением и преступниками-рецидивистами, попечительство над несовершеннолетними детьми и одинокими престарелыми и т.д.).
Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. Эти виды работ (технологий) весьма разнообразны.
Один из многих примеров — социальное обслуживание на дому пенсионеров. К надомным услугам, гарантированным государством, относятся:
· организация питания и доставка продуктов на дом;
· помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;
· содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;
· помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
· организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);
· помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
· содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших.
Технологии можно классифицировать в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом — о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы.
Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждаюший характер. Задача таких технологий (в деятельности государства, социальных институтов) — способствовать не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению.
Например, для общества лучше не оказывать помощь безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Это возможно сделать также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих сам процесс функционирования и развития общества. Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.
Социальные технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на:
• простые (доступные неспециалистам);
• сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;
• комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях. Учитывая сложность субъектов социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии — «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример — создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).
От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов,
Возможно выделение технологий в социальной работе с людьми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, проживающими в государствах ближнего зарубежья).
Необходимо разграничивать социальные технологии, применяемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом, в силу разных условий жизни, уровня экономического развития, культурных традиций и других особенностей.
Изучая зарубежный опыт, важно выяснить: 1) какие зарубежные социальные технологии в России уже применяются;
2) какие технологии являются перспективными (когда, в каких условиях их можно применить); 3) что вызывает сомнение в применении тех или иных способов, методов, приемов решения социальных проблем; 4) что полностью неприменимо в нашей стране. (Представляется, что эти критерии следует использовать, определяя, какие технологии можно применить к регионам одной страны с учетом их особенностей.) Наконец, важно, на наш взгляд, учитывать, какие технологии использовались в социальной работе (непрофессиональной и профессиональной) на разных этапах функционирования и развития российского общества —- это может значительно повысить возможности решения социальных проблем, позволит использовать лучший опыт социальной работы с разными группами населения в истории нашей страны.
Специфика технологий в социальной работе
Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.
Внедрение технологии в деятельность специалистов социальной работы обеспечивает: 1) экономию сил и средств; 2) рационализацию профессиональной подготовки кадров социальных служб; 3) инновационность и эффективность социальной работы.
Характеризуя технологию социальной работы как определенный инструмент решения социальных проблем, можно указывать на ее целесообразность в определенном историческом моменте, промежутке времени, алгоритме действия. Необходимо учитывать, что любое тиражирование или воспроизведение технологии в пространстве и времени осуществляется в уникальных условиях и не может быть механическим. Сущность технологии социальной работы — она является выражением деятельностного следования по изменению исторических событий в контексте социальной поддержки человека. При этом важно подчеркнуть, что технологизация социальной работы означает не только осознанное регулирование, предложенное наукой, но и, главное, осмысление и понимание феномена упорядоченности в самоорганизующихся социальных системах, которые регулируют свою жизнедеятельность не только на научном, но и на повседневном житейском опыте.
Сегодня технология социальной работы рассматривается учеными как процесс преобразования предмета деятельности (людей, социальных проблем, потребностей, информации и т.д.), который зависит от реальной исторической ситуации, обусловлен уровнем социального развития общества (экономической, политической, духовной сфер), а также уровнем развития методологии научного познания, и только тогда получается определенно-заданный, принимаемый продукт деятельности. Применительно к сфере социальной защиты населения это означает, что только грамотная, т.е. технологически организованная система (экономические, управленческие, юридические, педагогико-психологические аспекты) помощи, поддержки населения, опирающаяся на лучшие образцы искусства (творчества, вдохновения, эталоны красоты и т.д.), способна реально обеспечить процесс полноценного развития человека и всего общества в целом.
Первоначально процесс организации социальной помощи связывали с использованием разнообразных методов, а значимым условием эффективности деятельности социального работника считалось знание методики социальной работы. На современном этапе понятие «методика» применительно к социальной работе не употребляется.
Принципиальное отличие «технологии» от «методики» социальной работы заключается в характере взаимодействия между социальным работником и клиентом. Субъект-субъектные отношения и учет личностных особенностей как специалиста, так и клиента составляют основу технологического подхода в социальной работе, тогда как методика социальной работы предполагает реализацию целого ряда методов безотносительно к личностному своеобразию субъектов.
Начиная с 1991 г. в России в связи с организацией подготовки специалистов по социальной работе ведутся научные исследования по проблемам разработки и использования форм и механизмов помощи населению, где социальные технологии играют ведущую роль. Наиболее содержательные работы, посвященные анализу проблем технологии социальной работы, методам и способам социальной защиты различных групп населения, принадлежат С.И. Григорьеву, Л.Г. Гусляковой, И.Г. Зайнышеву, В.И. Курбатову, П.Д. Павленку, А.М. Панову, Т.С. Пантелеевой, З.М. Саралиевой. Л.В. Топчию, М.В. Фирсову, Е.И. Холостовой. Т. В. Шеляг, Н.П.Щукиной, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средствЗначение технологизации заключается, прежде всего, в том, что она придает человеческой деятельности более рациональный характер, отвечает субъективному стремлению человека определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность.
Технологизация социальных процессов осуществляет: разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции; поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата; однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций1.
Как известно, основу технологического процесса составляют три компонента.
1.Алгоритм действий (операций). Он понимается как точное предписание относительно последовательности операций, которые осуществляют преобразование объекта (в том числе объекта социальной работы) и перевод его в искомое состояние.
2. Операции как простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели. Совокупность операций, объединенных общей целью, составляет процедуру технологического процесса.
3. Инструментарий как арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность, социальную группу, ту или иную общность.
Таким образом, Технологии социальной работы – это однаиз отраслей социальных технологий, представляет собой совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и средствами для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решение разного рода социальных проблем, обеспечение эффективной реализации задач социальной помощи населению.
Технологию социальной работы можно рассматривать в 2-х аспектах:
Как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы (организация социальной работы на всех уровней)
2. Как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы (работа с различными категориями населения).
В выработке технологии решения социальных проблем можно выделить 3 основных этапа разработки технологии социальной работы:
1. Теоретический – связан с формулированием цели, определением предмета технологии, выделением структурных элементов;
2. Методический – выбор источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта, определение приемов и средств обработки и анализа информации.
3. Процедурный – предполагает решение задач, связанных с организацией деятельности по апробации и устранению недостатков.
Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и действий в процессе решения задач, отдельных критериев оценки организации, ходе и результатов деятельности.
Технологию социальной работы характеризуют:
— динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом
— дискретность технологического процесса, заключается в неравномерном воздействии на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.
Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический характер.
Технологии в социальной работе во многом предопределяют ее эффективность. Чтобы лучше понять содержание технологий социальной работы, которую выполняют отдельные субъекты социальной системы, целесообразно показать ее функции (В.И. Жуков):
По мнению Холостовой Е.И. основными функциями технологии социальной работы являются:
— аналитико-прогнозная: выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к группе социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров;
— диагностическая: анализ существующих актуальных потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов;
• системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (системы социального обслуживания на различных уровнях);
• проектно-прогнозная: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь определенной категории клиентов;
• активационная содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи;
• инструментально-практическая: осуществление деятельности по оказанию различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления клиентами своих социальных прав, опека и попечительство по отношению к детям, лишившимися родительского попечения или к нуждающимся в этом совершеннолетним лицам и т.д.
• распорядительно-управленческая: менеджмент органов социального управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам, участие в работе по формированию социальной политики, подбор и воспитание кадров;
• эвристическая: приращение социального знания, углубление понимания социальных проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих социальных работников, повышение их квалификации.
Эти функции реализуются целиком только в совокупности, во всей системе социальной работы.
Технологии, применяемые к практике социальной работы, можно разделить на три большие группы.
1. Общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это диагностика, экспертиза, адаптация, реабилитация, интеграция, терапия, профилактика, контроль, страхование, обслуживание в сфере быта, посредничество, попечительство и т. д. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты..
2. Работа с разными группами, общностями, с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к вы явлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы.
3. Работа в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний по применению общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.