в чем заключается специфика проектной деятельности как деятельностной технологии обучения
Проект как метод реализации деятельностного подхода в обучении.
Проект, как метод реализации деятельностного подхода в обучении.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Многие из них свидетельствуют об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают, или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку.
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Необходимым сейчас становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Из истории метода проекта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умению успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи понятен интерес, который проявляет сегодня педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности к проектной деятельности. Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические проектные умения:
Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;
Определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
Найти и привлечь необходимые ресурсы (в том числе мотивировать других людей участвовать в своем проекте);
Точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;
Оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);
Осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности.
Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта.
Что мы понимаем под методом проекта
Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в российской школе.
Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни.
Слово «проект» (лат. projectus в буквальном переводе – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». «Проектировать- составлять проект, предполагать сделать что-либо, намечать план».
«Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».
В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.
Краткую характеристику проектированию дают А.В.Хуторской и Г.К.Селевко, обозначая его как целенаправленную деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. Принципиальной особенностью проектирования является и органичное вплетение в процесс его конструирования такого этапа мыследеятельности как рефлексия. Рефлексия связана с концом этой деятельности, с осознанием уже проделанного. Таким образом, весь процесс проектирования предполагает следующие этапы: от проблемной ситуации через социальную (совместно с другими участниками проекта) коррекцию своих действий и далее к критической рефлексии собственной деятельности.
Технология проектирования применительно к образовательному процессу представляет собой развитие идей проблемного обучения. С точки зрения модернизации образования, проектная деятельность учащихся как технология, базирующаяся на процессах проектирования, выступает важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. К концу такого обучения дети оказываются способны выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира, что отражает гуманистическое направление в педагогике.
Введение элементов проектирования в учебную деятельность позволит уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создаёт условия для смены видов работы. Обязательное сочетание различных видов деятельности и их координация являются необходимым условием возникновения у учащегося различения типов требований, предъявляемых к его работе и, как следствие, умение действовать в режиме пробы и в режиме исполнения. Множественность видов деятельности, а главное – переходы между различными по типу регламентации и типу ответственности видами деятельности, создают условия для развития у детей способности: выделять собственную цель, соотносить поставленную цель и условия ее достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями; различать виды ответственности внутри собственной учебной работы, что является условием формирования учебной самостоятельности учащихся. В этом смысле проектное обучение как продуктивная технология становится, образно выражаясь, “тренажёром”, в котором осуществляется не только выбор деятельности, но и создается личная система ценностей на основе рефлексии по поводу результатов деятельности и в которой происходит творческое преобразование личности учащегося на основе самостоятельно “добытых” новых знаний. Рождаемую в недрах деятельности способность человека (в данном случае – учащегося) менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов ситуации, требующей разрешения в “точке соприкосновения человека и мира”, можно обозначить как новое явление, психологическое новообразование, нашедшее сегодня выражение в слове “компетентность”. Категория “компетенции” является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам. При таком подходе компетентность определяется как общая способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, которая дает возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы. Включая в себя ЗУНы “как стартовую площадку” для своего формирования, компетентность отличается от них, прежде всего тем, что предполагает действие не по аналогии с образцом, а опыт самостоятельной деятельности на основе полученных универсальных знаний. Компетентность есть умение действовать на основе полученных знаний, она есть мера включенности учащегося в деятельность и ее продукт, та “финишная прямая”, к которой стремится участник деятельности. Нетрудно заметить, что понятие “компетенции” является интегративным, оно описывает “потенциал, который проявляется ситуативно и, следовательно, может лечь в основу оценки результатов образования”, описывает “инструментарий” одновременно понимания и действия, который позволяет воспринимать новые реалии, возникающие в деятельности. Такую компетенцию, обозначаемую как способность к пониманию и действию, поддерживающую “адекватную связь с миром”, можно условно назвать компетенцией деятельности. А поскольку аспекты деятельности, как уже говорилось выше, включают в себя:
— готовность к целеполаганию,
— готовность к прогнозированию,
— готовность к действию,
— готовность к оценке и рефлексии,
т.е. все те шаги, этапы, из которых складывается проектирование любой деятельности, то в итоге мы можем говорить о компетенции проектирования деятельности, а в более узком смысле – по отношению к целям образования – о формировании проектной компетенции, позволяющей определить учащегося как самостоятельную личность, присвоившую деятельностные позиции.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Сегодня, говоря о методе проектов, имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Проектный метод направлен на …
Развитие критического мышления: аналитическое, ассоциативное,логическое, системное.
Развитие творческого мышления: пространственное воображение, самостоятельный перенос знаний, комбинаторные и прогностические умения.
Умения работать с информацией: отбирать нужную, анализировать, систематизировать и обобщать, выявлять проблемы, выдвигать обоснованные гипотезы их решения, ставить эксперименты, статистически обрабатывать данные, генерировать идеи.
Владение культурой коммуникации: работать в коллективе.
Метод проектов целесообразно применять, если
Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
Возможно структурирование (этапность) проекта.
Используются исследовательские методы:
формулировка задач исследования;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления результатов;
сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
Результат – материальный продукт.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Этапы работы над проектом.
Одна из важнейших характеристик проекта – его цель вначале носит неявно сформулированный характер, что порождает проблему.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленный на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Две стороны учебного проекта
Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но скрыты от учащихся. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность. Что должны знать проектанты, чтобы справиться с заданием, какие Общеучебные навыки им необходимы вообще и для работы в группе в частности, какие психолого-педагогические дивиденды получены, сколько времени было затрачено?
При организации работы в группах каким-то образом распределяются роли: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Таким образом, групповая организация выполнения проекта подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым участником и объединение усилий в единый результат. Учебный проект с точки зрения учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно, учить:
Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
Целеполаганию и планированию деятельности;
Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых ситуациях;
Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации, обобщению).
Таким образом, учебный проект – это и задание для учащихся сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Обеспечение учебного проекта
Необходимо обеспечить поле для самостоятельной работы учащихся, создать условия для творчества уже в самом начале. Поэтому до начала работы над проектом учитель проводит большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки:
Определение временных затрат;
Продумывание задач проекта (их соответствие возрасту, развитию учащихся);
Обеспечение необходимыми ресурсами (материально-техническим, информационными, Интернет);
Мотивационное обеспечение (подбор тем проектов, доступных для данного возраста и сообразно интересам и возможностям учащихся);
Кадровое обеспечение (в некоторых проектах – консультации специалистов).
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом.
Презентация завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые до начала работы над проектом продумывают ход и форму проведения презентации. В ходе презентации дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Дети рассказывают, как именно они работали над проектом, демонстрирую при этом изготовленная наглядность, результат практической работы и воплощения приобретенных знаний. На презентации может проходить демонстрация альманаха, альбома, эскиза, чертежа во время устного доклада. В ходе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они не казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявляемого.
Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
Кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
Демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
Анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
Демонстрировать найденное решение;
Анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
Проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
Таким образом, осуществление проектной деятельности способствует истинному обучению, так как она:
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
Способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
При осуществлении проекта ценны не только результаты, но и процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся – лучше понять друг друга. Все это говорит о том, что у метода проекта, несомненно, есть будущее.
Статья на тему «Технология проектной деятельности»
Технология проектной деятельности
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих
ошибок не меньше познаний, чем из своих успехов.
Одной из базовых образовательных технологий ФГОС является технология, основанная на реализации проектной деятельности. Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес обучаемых к проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.
Дьюи считал необходимым строить воспитание и обучение на основе личного опыта детей, который дополняют знания по отдельным учебным предметам, имеющим отношение к деятельности ребёнка в данный момент. В соответствии с этим направлением педагогической мысли целью воспитания было обучение ребёнка умению решать реальные жизненные проблемы и достигать максимального благополучия в рамках норм, признанных обществом: то есть учеников необходимо приучать не к пассивному приспособлению к реальным условиям, а к активному поиску возможностей улучшения жизни.
Основные положения теории Дж. Дьюи выглядели следующим образом:
в онтогенезе ребенок повторяет путь человечества в познании;
усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
для усвоения знаний перед учащимся нужно поставить проблему, взятую из жизни и значимую для него;
обучение нужно вести через целесообразную познавательную и проектную деятельность учащегося, сообразуясь с его личным интересом;
ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения.
Дьюи считал, что деятельность школы должна быть направлена на удовлетворение потребностей и развитие способностей детей. Он требовал учитывать основные импульсы естественного развития детей, а именно:
потребность в общении с другими людьми;
потребность в игре;
потребность в самовыражении;
потребность в познании.
Содержание образования должно быть направлено на решение разнообразных жизненных задач, приобретение опыта и его обогащение в условиях образовательной среды. Роль учителя и воспитателя состоит лишь в направлении учеников соответственно их потребностям, поддержке самостоятельной деятельности детей, в развитии их любознательности.
Килпатрик дал такую характеристику методу проектов: «Это метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с решением какого-либо учебного задания в реальной жизненной ситуации». Понятие проект Килпатрик понимал в очень широком значении: по его мнению, это активность, необходимая для выявления поставленной цели.
Несмотря на популярность идей Килпатрика (по его методу проектов обучалось до 35 000 учеников в каждом штате), его методы критиковали. Возникли существенные разногласия между ним и Дьюи, считавшим, что невозможно приносить в жертву нововведениям традиционные формы обучения. Он выступал за сохранение предметной системы в условиях комплексного обучения и настаивал, что получение детьми систематических знаний возможно лишь под руководством подготовленных учителей; считал, что большинство проектов банальны и не имеют образовательной ценности. Предложенный У. Клипартиком «метод проектов» приобрёл широкую известность не только в Америке, но и во многих других странах.
В России метод проектов был известен в начале ХХ века в России. Российские учёные связывали метод обучения, прежде всего, с проблемой развития личности, подготовки её к жизни и дальнейшей деятельности.
В 1905 году С. Шацкий (1878–1934) создал небольшую группу сотрудников, которая работала над активным использованием проектного метода в практике преподавания. Шацкий приводит перечень «проектов» воспитанников: создание компаса, звонка, моделей домов, изделий из глины. Объекты деятельности выбраны соответственно интересам и потребностям детей, например: звонки мальчики делали для того, чтобы установить их в своих квартирах.
Изделия детей были представлены на выставке. За них была присвоена большая золотая медаль Министерства торговли и промышленности.
В работе Шацкого «Дети — работники будущего» определены основные требования к эффективному обучению учеников:
построение отношений между преподавателем и учеником на основе сотрудничества и доверия;
акцент на самостоятельности учеников;
наличие «простора для инициативы»;
обязательное учитывание интересов детей.
Также Шацкий определил последовательность элементов этого обучения:
реальный опыт ребёнка, который может быть выявлен педагогами;
организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает ребёнок);
знакомство с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
упражнения, закрепляющие новые знания и навыки.
После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931г. Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.
Главная цель метода проекта в рамках реализации ФГОС:
Развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умения самостоятельно планировать свою деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, осуществляемую через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проблема сложная практическая или теоретическая задача, не имеющая решения на настоящий период, или для решения которой не существует общепринятых методов (социологический словарь).
Основные требования к проекту:
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Преимущества проектной деятельности в школе:
В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
учени к выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения – учитель партнер;
ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
Работу над проектом можно разбить на следующие этапы:
Этапы работы над проектом
Проблема (наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической).
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые специфические умения
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
(планирование) действий по разрешению проблемы.
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Цель – разработка проекта.
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Продукт – результат работы над продуктом.
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
– анализ и синтез данных;
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы
Презентация результатов – представление продукта
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам. И считаю метод проектов универсальным средством развития человека.
Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома.
Классификация проектов по продолжительности:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.
По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
На всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
выстраивает систему взаимоотношений с людьми
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
Регулятивные метапредметные результаты:
определение целей деятельности,
составление плана действий по достижению результата творческого характера,
работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
предполагать, какая информация нужна,
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Коммуникативные метапредметные умения:
организация взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.),
предвидение (прогнозирование) последствий коллективных решений,
оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Презентативные умения и навыки учащихся:
кратко, полно и лаконично (10-12 мин) рассказать о проекте;
демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку целей и задачи проекта;
анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
демонстрировать найденное решение;
анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
проводить анализ успешности и результативности решения проблемы.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.
Формы продуктов проектной деятельности