в чем заключается специализация машиностроения
Машиностроение это конкретная отрасль промышленности. Её целью является образование различных технических устройств, оборудования и машин. Состав машиностроения можно условно разделить на три группы. Научная, трудоемкая, металлоемкая. Уже они разделяются на виды машиностроения, которые подразумевают отдельные отрасли. В них осуществляется обработка всех элементов периодической таблицы Менделеева и размещение производства по географическим особенностям.
Отрасли машиностроения
Народное хозяйство любой страны не сможет нормально существовать без машиностроения. Оно в полной мере размещает в себе самые ресурсоемкие предприятия, требующие серьезного научного потенциала. Плюс к этому каждая фабрика, завод и производство создает продукцию, примеры которой используются в реальной жизнедеятельности людей.
Старые отрасли
Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств.
Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.
Новые отрасли
Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:
К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.
Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное. Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда. Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.
Новейшие отрасли
Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:
электроника и электротехника;
Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.
Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие.
Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.
Центры машиностроения в России
На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре.
Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.
Принципы размещения предприятий наукоемкого машиностроения
Эта отрасль является одной из самых востребованных в плане человеческого ресурса. Здесь важно понимать, что изготовление приборов для авиастроения или создание новых компьютеров возможно в условиях полного лидирования. А это возможно лишь при наличии рядом находящихся высших и средних учебных заведений.
Первое место разделяют между собой Китай и США. К ним добавляются СНГ и Западная Европа.
Крупные компании, транснациональные корпорации и множество предприятий сосредоточены в основном в Восточной Азии и Северной Америке. Поэтому они обеспечивают лидерство следующим странам: США, Китай, Россия, Канада.
В заключении отметим, что без машиностроения невозможна современная жизнь. Оно обеспечивает множество рабочих мест, крупные денежные доходы и развитие современных технологий.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА МАШИН, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ
ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УКРАИНЕ
ТЕМА 10. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ
Машиностроение– это комплекс отраслей промышленности, изготавливающих орудия труда для всех отраслей, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.
В настоящее время на размещение предприятий машиностроения влияют следующие факторы:
(1)сырьевой. В районе металлургических базразмещаются предприятия высокой металлоемкости и низкой трудоемкости, выпускающие продукцию небольшими партиями или её единичные экземпляры, например, металлургическое оборудование (прокатные станы, доменные печи) или энергетическое (турбины);
(2)потребительский. На потребителя ориентированы производство сельхозмашин, оборудования для нефтедобычи и химической промышленности, судостроение;
(3)трудовой. От наличия квалифицированных кадров сильно зависят автомобилестроение, тракторостроение, производство оборудования для пищевой и легкой промышленности;
(4)НТП. В районе сосредоточения НИИ, экспериментальных баз, специализированных ВУЗов располагаются отрасли точного машиностроения (радиоэлектронная и авиакосмическая промышленность, станкостроение, приборостроение, ВПК).
В Украине машиностроение в возникло в XIX веке. Этому способствовало наличие коксующегося угля и металла, выгодное географическое положение (в частности, выходы к Черному и Азовскому морям), высокая степень концентрации сельскохозяйственного производства.
На протяжении всего периода существования СССР развитию машиностроения уделялось большее значение. На момент распада Советского Союза в Украине насчитывалось более 2 тыс. машиностроительных предприятий, продукция которых составляла почти 1/3 всего промышленного производства республики. В настоящий момент его удельный вес снизился в 2 раза.
Что касается Донецкого региона, то в настоящее время он является главным центром тяжелого машиностроения Украины и полностью обеспечивает страну проходческим оборудованием, шахтными подземными машинами, угольными комбайнами. Также на Донбассе производится до 90% прокатного оборудования Украины, 60% доменного и сталеплавильного. К числу крупнейших предприятий относятся НКМЗ (Краматорск) и «Тяжмаш» (Мариуполь).
Процесс производства машин обычно состоит из ряда стадий:
(1) производство заготовок (отливок, штамповок);
(2) механическая обработка заготовок с помощью металлорежущих станков, изготовление деталей и узлов будущих машин;
(3) создание готовой машины в результате сборки деталей и частей.
Особенностью современных машин является сборка их из сотен или даже тысяч деталей. Вследствие этого, как правило, нецелесообразно или невозможно производить всех их на одном предприятии. Разъединение машин на отдельные узлы и детали способствует развитию специализации и кооперирования.
Специализация – форма организации производства, при которой составные части машины или отдельные технологические операции осуществляются на разных предприятиях.
В машиностроении распространены следующие виды специализации:
(1)предметная,характерная для предприятий, выпускающих конечную продукцию (автомобиле- и тракторостроение);
(2)технологическая, включающая предприятия для выполнения отдельных технологических операций (литье, сварочные конструкции);
(3) подетальная, на основе выпуска отдельных деталей, агрегатов, секций (подшипниковые заводы, заводы автодвигателей).
Развитие всех видов специализации машиностроения неразрывно связано с развитием кооперации (т.е. сотрудничества, взаимосвязи) между предприятиями отрасли, так и с предприятиями других отраслей: поставщиками металла, шин, пластмассы, стекла и т. д.
Так как в период существования СССР сложилась система специализации и кооперирования в пределах Советского союза и стран социалистического лагеря, то разрыв связей с республиками бывшего СССР пагубно сказался на работе именно предприятий машиностроительного комплекса Украины.
И в настоящее время в Украине сохранилась большая зависимость от поставок комплектующих из стран СНГ: удельный вес импортных компонентов в продукции машиностроения Украины составляет до 40% (тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 10-20%).
Машиностроительный комплекс, его состав и значение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие о машиностроительном комплексе и формах организации производства
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей и производств, которые занимаются производством машин и механизмов.
Для машиностроения характерны такие формы организации производства, как специализация, кооперирование, концентрация.
Специализация – это выпуск предприятием однородной продукции или выполнение подобных операций.
Специализация бывает предметная и постадийная (поэтапная, операционная). Благодаря специализации происходит увеличение производства количества продукции, улучшение ее качества и снижение себестоимости.
Кооперирование – это такая форма организации производства, при которой для выпуска готовой продукции объединяется несколько предприятий на основе специализации.
Оно широко применяется в автомобилестроении, авиастроении.
Концентрация – это такая форма организации производства, при которой на одном предприятии происходит сосредоточение многих видов производства, укрупнение предприятий.
Структура машиностроительного комплекса России
Машиностроительный комплекс России имеет сложную разветвленную отраслевую структуру. Географии предприятий машиностроения зависит от многих факторов и определяется особенностями готовой продукции.
Готовые работы на аналогичную тему
Сырьем для машиностроительного комплекса служит продукция металлургии. Сам комплекс делится на собственно машиностроение и металлообработку.
Наиболее известными и главными составляющими машиностроительного комплекса являются:
Отраслевая структура претерпевает изменения под влиянием НТР и общественно-политических процессов.
Особенности и значение машиностроительного комплекса России
Большая доля продукции машиностроения России предназначена для военно-промышленного комплекса и АПК. Важную роль играют отрасли электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.
На территории европейской части России благоприятные условия для развития трудоемких отраслей машиностроения, требующих высокой квалификации рабочей силы, и наукоемких производств на базе крупных научных центров. В Сибири и на Дальнем Востоке целесообразно размещать материало- и энергоемкие предприятия машиностроительного комплекса. Важную роль играет внедрение автоматизации производства. Необходимо придать российскому машиностроению статус современного конкурентоспособного производства. Именно продукция машиностроения, а не добывающих отраслей должна составлять основную часть экспорта. В этом залог успеха будущей внешнеэкономической деятельности России.
Машиностроение
Машиностроение как отрасль промышленности
Машиностроение является ведущей отраслью промышленности. К данному выводу эксперты приходят на основании оценки вовлеченности занятого населения, доли валовой продукции, технического уровня развития. К продукции машиностроения относят бытовую технику, автомобили, компьютеры, разные виды транспорта и оборудования, которые определяют качество жизни людей. В связи с этим, развитие и внедрение инноваций в отрасль являются неотъемлемым условием прогресса в хозяйстве страны.
Машиностроение — отдельная отрасль промышленности, назначением которой является производство разнообразных технических устройств, оборудования и машин.
В составе машиностроения выделяют три направления:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Данные группы классифицируют по видам и автономности на отдельные отрасли, специализирующиеся на обработке всех элементов периодической таблицы Менделеева и размещении производственных комплексов, исходя из географических особенностей. Существование народного хозяйства любого государства невозможно без машиностроения. В данной промышленной отрасли функционируют наиболее ресурсоемкие предприятия, требующие серьезного научного потенциала. Произведенные товары применяются в реальной жизнедеятельности населения.
К старым отраслям машиностроения относят предприятия, выпускающие точные изделия, приборы и оборудование. Внедрение в их деятельность передовых технологий способствует повышению производительности труда в сельскохозяйственном секторе, жизнедеятельности людей и организации перевозок.
К категории новых отраслей относят:
Новейшие отрасли машиностроения основаны на научных достижениях. В данную группу включены следующие отрасли:
Особенности отраслевого состава в России
Особенностью машиностроения является широкий спектр производственных связей предприятий. Отрасль обладает достаточно сложной структурой. Продукция в этом секторе исчисляется десятками тысяч наименований товаров.
Машиностроение представляет собой отрасль свободного размещения. Ключевым фактором в этом вопросе является расположение предприятия, относительно других машиностроительных заводов. К примеру, отсутствует возможность изготавливать в рамках конкретного авиационного производства все необходимые мелкие и крупные детали самолета. С другой стороны, и авиационные, и автомобильные, и другие предприятия испытывают необходимость во множестве типовых деталей и узлов. В связи с этим, формируется несколько специализаций:
Обратной стороной специализации в машиностроении является кооперирование. Масштабные производства обладают связями с множеством предприятий, которые поставляют отдельные детали, узлы, материалы, а также посредническими организациями. Ключевым критерием оценки эффективности работы служит бесперебойное снабжение заводов всеми необходимыми ресурсами, то есть установление качественных транспортных связей.
Одним из наиболее значимых факторов размещения машиностроения является доступ к квалифицированной рабочей силе и инженерным кадрам. В случае наукоемкого производства требуется также наличие научного потенциала проектных и научно-исследовательских институтов. Данные условия обеспечивают создание современной продукции на основе инновационных технологий. К примеру, появление электронных компьютерных компонентов способствовало модернизации производственных комплексов за счет нового поколения технических систем, высокоэффективных, гибко перестраиваемых, многокоординатных машин и роботов.
В случае машиностроения не наблюдается сильного влияния на отрасль сырьевых, топливно-энергетических и водных факторов. Однако, исходя из исторических особенностей развития стран, металлоемкое машиностроение принято размещать около металлургических баз и регионов потребления продукции.
Центры машиностроения в России
Изначально выпуск оборудования для оснащения заводов черной металлургии и горной добычи осуществлялся промышленными предприятиями, сосредоточенными на Урале и в меньшей степени — в Сибири. Самым крупным заводом до 90-х годов ХХ века являлся «Уралмаш», построенный на территории города Екатеринбург. Предприятие специализировалось на производстве прокатных станов, шагающих экскаваторов, гидравлических прессов, бурового и другого оборудования. В настоящее время промышленный комплекс был поделен на несколько самостоятельных производственных объектов, которые выпускают продукцию в меньших объемах и менее разнообразную.
Большое влияние на развитие отрасли оказало энергетическое производство в Санкт-Петербурге. Электроэнергия в России вырабатывается по большей части с применением турбин и генераторов, которые были изготовлены на этих предприятиях.
К примеру, Ижорский завод производит технологическое оснащение для атомных электростанций. Судостроение еще со времен правления Петра I сосредоточено в Санкт-Петербурге. В данном регионе существует несколько судостроительных предприятий, которые выпускают, как правило, суда военного назначения. В городе Северодвинск Архангельской области изготавливают атомные подводные лодки. Нижний Новгород считается центром речного судостроения.
Свободным размещением по географии характеризуются менее металлоемкие отрасли машиностроения. К примеру, предприятия, специализирующиеся на производстве локомотивов, построены вблизи путей железнодорожного сообщения. Выпуск тепловозов характерен для Центрального района, а электровозы изготавливают в Новочеркасске. Тракторостроение, как отрасль машиностроения, получило развитие в начале 30-х годов ХХ столетия. Предприятия размещались в районах, где производилось зерно.
В связи с этим, первые тракторные заводы сосредоточены в степной зоне нашей страны, поблизости от металлургических баз, то есть в Челябинске и Вологде. В дальнейшем были основаны предприятия в Липецке, Владимире, Петрозаводске, выпускающие тракторы для лесного хозяйства, а также на территории Чебоксар, где производили тракторную технику для горной промышленности и строительства. Выпуск тракторов является специализацией Кировского завода в Санкт-Петербурге.
Предприятия сельскохозяйственного машиностроения, как правило, размещают в регионах потребления продукции.
Статус крупнейшего в мире завода, специализирующегося на выпуске зерноуборочных комбайнов, длительное время сохранял за собой «Ростсельмаш», расположенный в Ростове-на-Дону. Годовые объемы производства предприятия достигали 90 тысяч единиц техники. В настоящее время данный показатель составляет несколько тысяч комбайнов в год.
Отрасль автомобилестроения претерпела существенные изменения. К примеру, был сокращен выпуск грузовых и легковых транспортных средств отечественных брендов в Москве, Ижевске, Нижнем Новгороде. Одновременно с этим, основано множество заводов, направлением деятельности которых является сборка автотранспорта из импортных комплектующих.
К таким предприятиям относят объекты в Таганроге (Ростовской области), Всеволожске (Ленинградской области), Санкт-Петербурге, Калуге и Калининграде. На территории Москвы неподалеку от заброшенных корпусов строго автозавода были возведены новые объекты предприятия «Автофрамос». Компания собирает автомобили «Рено». В перспективе такие производства должны перейти к использованию продукции отечественного изготовления взамен импортных комплектующих.
Общая картина производства легкового автомобильного транспорта в настоящее время складывается лучшим образом по сравнению с состоянием отрасли во времена СССР. Например, завод в Тольятти характеризуется относительно благоприятным положением, что обуславливает низкий процент сокращения производства.
С другой стороны, предприятие испытывает трудности в условиях конкуренции с зарубежными марками автомобилей российской сборки. Авиастроение в основном размещено вблизи крупных городов. В Центральной России это Москва, Воронеж, Нижний Новгород; в Поволжье — Казань, Ульяновск, Самара; в Сибири — Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ; на Дальнем Востоке — Комсомольск-на-Амуре (ведущее предприятие компании «Сухой») и Арсеньев.
Развитие машиностроения представляет собой перспективное направление экономики и не предусматривает изоляцию от мирового рынка. Повышение качества продукции является оперативной реакцией на изменения в требованиях потребителей.
Проблемы машиностроительного комплекса России
В современных условиях наша страна ставит перед собой задачу повысить конкурентоспособность продукции отечественного производства путем модернизации и технологического обновления мощностей машиностроительной отрасли. Большое внимание при этом уделяется высокотехнологичным направлениям промышленности:
Одним из решений проблемы является создание конкурентной среды, как стимула для производителей повышать качество выпускаемой продукции. В последнее время в машиностроении наблюдается усложнение процесса размещения заводов, что сопровождается уменьшением размеров предприятий. Их преимущество заключается в гибкости, возможности оперативно перестроиться, согласно актуальному потребительского спросу.
Отрасль машиностроения включает в себя общее машиностроение, предприятия которого выпускают производственное оборудование, транспортное машиностроение, электротехническую и электронную промышленность, приборостроение, производство военной техники и вооружения, а также ряд других подотраслей и производств (около 300). В связи с множеством направлений и специализаций возникает большое количество проблем.
Одной из главных задач машиностроительной отрасли промышленности является тотальная модернизация и опережающий рост таких направлений, как:
Решение данного вопроса позволит России сравняться с мировым уровнем экономического развития.
Проблемы, обусловленные недостаточным развитием машиностроительного комплекса:
Вопросы, связанные со структурной перестройкой:
Проблемы повышения качественных характеристик выпускаемых машин:
В процессе перехода России к рыночной модели экономических отношений можно выделить основные направления развития машиностроительной отрасли. В первую очередь необходимо остановить спад выпуска продукции, применяя конкретные меры государственного регулирования:
Эффективной мерой, направленной на развития машиностроения в России, является повышение научного уровня обоснования размещения отраслей комплекса по территории государства. Еще одно решение заключается в совершенствовании ремонтного производства, а именно:
Одним из ключевых направлений работы является привлечение инвестиционного капитала в развитие машиностроения. Для технико-экономической оценки эффективности вариантов размещения промышленных отраслей необходимо оперировать следующими показателями:
Перспективы развития машиностроения определяются успешностью реализации целевых программ, цель которых заключается в совершенствовании промышленного комплекса. Главными направлениями в этом вопросе являются: