в чем заключается социальный характер игры ответ на тест
Социальный характер детской игры
ТЕОРИЯ ИГРЫ
Игра в истории человечества
По сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.
Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г.В.Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами.
Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.).
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Социальный характер детской игры
Игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».
В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕТСКОЙ ИГРЫ
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».
В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Играсоциальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕТСКОЙ ИГРЫ.
Игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых.
Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д.Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.
Детские игры отражают окружающую социальную среду. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. К.Д. Ушинский писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. ».
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.
Как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.И.Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».
В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей, начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.).
Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Характеристика игровой деятельности
Анна Мочалова
Характеристика игровой деятельности
Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад №21».
Социальный характер содержания детских игр заключается в том, что в игре, подражая действиям взрослых, ребенок переживает доступные ему их радости и огорчения, «примеряет» на себя различные профессии, овладевает опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.
Характеристика игровой деятельности.
Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни – трудовых действий людей, их взаимоотношений в обстановке, созданной детским воображением.
Игра носит самодеятельный характер (особенно сюжетно-ролевая). Дети являются творцами игры, ее создателями и отражают в игре свои знания об известных им жизненных событиях, выражают свое отношение к ним.
В игре тесно сочетаются игровой образ, игровые действия и речь.
Основными компонентами игры являются:
— игровой замысел,
— сюжет (или содержание,
— игровые действия,
— роль (главный компонент,
— правила, которые диктуются самой игрой или создаются детьми, а также могут быть предложены взрослыми.
Правила определяют и регулируют поведение и взаимоотношения с
играющими, придают играм организованность, устойчивость, помогают робким детям быть активными участниками игры. Правила способствуют формированию произвольности поведения (т. е. умению ребенка самому управлять своим поведением).
Игра является основным видом детской деятельностив дошкольном возрасте:
В игре находят выражение основные потребности ребенка:
— потребность в самостоятельности,
— в активном участии в жизни взрослых, которая в реальной жизни детям не доступна,
— в познании окружающего мира т. к. посредством многообразных игр ребенок познает новое в окружающей действительности (Крупская Н. К. назвала игру серьезной формой учения);
В играх зарождаются и выделяются (дифференцируются) такие виды деятельности, как труд и учение.
По мере развития игры ребенок в интересной для него форме овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.
Затем он переносит эти умения на другие вилы деятельности, прежде всего в трудовую (А. С. Макаренко говорил, что игра похожа на хорошую работу, их роднит ответственность за достижение цели, радость творчества).
Игра готовит детей к нервно-психическим затратам, которые потребует труд, т. к. в игре вырабатывается произвольность поведения.
Игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов: внимания, памяти, речи и особенно воображению.
Основным признаком игры (Выготский Л. С.) является наличие мнимой, воображаемой ситуации, ребенок искренне верит в нее, поэтому испытывает сильные чувства.
Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами, что требуется в учении.
Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, т. к. у него развивается потребность в преобразовании действительности. Взяв на себя роль врача, космонавта и пр., ребенок не просто примеряет на себя профессию, он вживается в нее, проникает в ее чувства и настроения, углубляя и обогащая этим собственную личность. Вот поэтому так важно педагогу обращать внимание, во что и как играют дети.
Велико значение игры в усвоении норм поведения и правил взаимоотношений.Дети овладевают навыками общественного поведения: учатся устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре (пр. жертвовать своими интересами ради общения с партнером). В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, выходит из нее до завершения, ссорится с партнерами). Таким образом, в игре у детей формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней в соответствии с правилами, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению.
Классификация детских игр: 2 группы
2 группа –игры с правилами: дидактические игры и подвижные игры.
Классификация условна, т. к. в творческих играх тоже присутствуют правила, которые носят скрытый характер, но все же регулируют отношения между игроками.
Творческие игры имеют самостоятельный (творческий) характер. В них особенно развивается воображение детей.
Виды игр. Методика руководства.
Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Затем, по мере взросления и с помощью взрослых, игра ребенка обогащается игровыми сюжетами, и создаются предпосылки к переходу к сюжетно-ролевой игре со сверстниками.
Особенность режиссерской игры в том, что партнерами являются неодушевленные предметы, у которых нет претензий, желаний и общение легче, чем со сверстниками, где приходится учитывать позицию партнера.
Но ребенок в режиссерской игре овладевает умением видеть картину всей игры, планировать ее и посмотреть на ситуацию с разных позиций, т. е. «глазами разных персонажей», т. к. исполняет несколько ролей. Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность ребенка и остаются такими в раннем и младшем возрасте, а в старшем возрасте они присущи необщительным детям.
Но важным условием их развития является создание индивидуального пространства детям, где они бы смогли уединиться, а также выделить время для игр. Для этого единое групповое пространство «разбивают» на зоны специальной расстановкой мебели, вносят легкие ширмы, которые дети могут сами расставить.Педагог прибегает к опосредованному руководству: подбирает материал и вносит новые игрушки, рассматривает с детьми иллюстрации, стимулирующие их к созданию игрового замысла, предлагает сочинить вместе с ребенком сказку и т. п.
Сюжеты игр: бытовые (семья, детский сад и пр.); производственные (в больницу, в школу и пр.); общественные «День города», парад и пр.
Обязательно все действия сопровождать речью («каша вкусная, зайка любит морковку» и пр.).
Показы-инсценировки с использованием настольного и кукольного театров.
В среднем и старшем дошкольном возрасте педагог влияет на расширение тематики игр, способствует овладению детьми ролевым поведением. С этой целью нужно создавать у детей интерес к новым сюжетам, на основе ярких впечатлений о каких либо событиях, которые вызвали яркий эмоциональный отклик (пр. поездка в театр, экскурсия в школу, библиотеку, на стройку и пр.).
Педагог прибегает к различным приемам, стимулирующим продолжение игры, которая затихает или становится однообразной (пр. все время про одни и те же события). По мере взросления детей, роста их активности следует использовать преимущественно косвенные приемы руководства (напоминание о том, что видели; наводящие вопросы, изменение игровой среды, использование продуктов других видов деятельности, которые могли бы подтолкнуть детей к игре и пр.).
Чем младше ребенок,тем больше педагог уделяет внимание организации игры: помогает детям сговориться на игру, предлагает придумать сюжет, распределить роли, подобрать нужные атрибуты, включиться самому в игру на второстепенную роль.
Герои литературных произведений становятся героями игры, а их приключения сюжетом игры.
Виды театрализованных игр:
1. Спектакль, в котором дети являются артистами и исполняют сами все роли.
2. Кукольные спектакли, в которых герои изображаются с помощью кукол, а дети озвучивают их.
Включают: театр бибабо, марионеток, настольный театр с объемными или плоскостными фигурками, стендовые театрализованные игры (на фланелеграфе, теневой театр.
Руководство: игры требуют специальной подготовительной работы педагога,а именно:
1) детей учат внимательно слушать произведение, улавливать особенности речевых оборотов героев, анализировать их поступки, черты характера;
2) с целью воспитания интереса следует создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
4) уделять внимание подбору литературных произведений для постановок, которые должны быть с понятным для детей содержанием, динамичным сюжетом, с яркими характерными образами. Главный акцент в педагогическом руководстве не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе. В основу положена работа над текстом произведения. В старшем возрасте проводится специальная беседа над текстом произведения.
Содержанием является воспроизведение окружающей действительности с помощью разнообразных материалов.
l. Специально созданный (напольный, настольный, конструкторы);
2. Природный (песок, снег, глина, камни);
3. Подсобный (доски, ящики, коробки).
Творческий характер: в играх имеется наличие игрового замысла, вариативность решения задачи, развивается воображение.
Особенность: наличие конструктивных умений, для чего необходимо специальное обучение (Лиштван З; Давидчук А; Парамонова Л).
Основные умения дети приобретают на занятиях и совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные игры со строительным материалом.
Для развития интереса к играм педагог использует приемы:
1) строит сам в присутствии детей младшего возраста и вовлекает их в обыгрывание постройки;
2)прием сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку (пр. пристроить к дому крыльцо, балкон и пр.);
3) ознакомление со строительством в окружающей жизни (т. е. на прогулках, экскурсиях следует обращать внимание на особенности разных сооружений, знакомить со строительной техникой и пр.).
В процессе обучения конструктивным умениям используются приемы:
1) демонстрация образца (полный показ, частичный, 2-3-х на выбор,
2) показ способов постройки с объяснением приемов конструирования,
3) постановка проблемной задачи (пр. как построить гараж, чтобы в нем уместилось больше машин);
4) сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (пр. построить комнату для семьи с определенным числом человек).
У каждого вида конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми.
Игры с природным материалом
— рано входят в жизнь ребенка и создают условия для сенсорного развития, мышления и т. п. Необходимо специальное обучение, иначе действия ребенка будут однообразными.
— формовки (формочки должны помещаться на руке ребенка);
— способом выкапывания (колодец, река, туннель и пр.);
— при строительстве педагог учит использовать подсобный материал (камни, дощечки, сухие веточки и т. п.).
1) обеспечить время и место для игр, т. к. они требуют сосредоточения и внимания;
2) бережное отношение к детским постройкам;
3) создавать условия для обыгрывания построек (подбирать мелкие игрушки: люди, машины, детская мебель и пр., объединять детей для совместных построек.
Игры с правилами: дидактические игры и подвижные игры.
Особенностью игр является наличие дидактической (т. е. обучающей) задачи, которую облекают в занимательную форму (научить детей различать и называть цвета или геометрические фигуры (игры «Ледоход», «Салют»); уточнить представления о столовой посуде (игра «Кукла Катя обедает») и т. п.
Ребенка привлекают игровые действия, с помощью которых он может добиться результата в игре и одновременно уточнить или закрепить знания. Активное участие ребенка в игре зависит от того, насколько ребенок владеет знаниями и умениями, полученными на занятиях. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать и т. д.
Виды дидактических игр:
1) игры с предметами;
1)Создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, дидактические игрушки, игры и размещать их таким образом, чтобы дети могли ими свободно пользоваться; обеспечить место для игр.
2) Обогащать все время игровой опыт детей, для чего следует проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками. Выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей (просить одного ребенка научить другого; чаще включать дидактические игры в самостоятельную деятельность детей).
3) Следует избегать прямого обучения (пр. на протяжении игры избегать прямых указаний, замечаний, оценивающих реплик, поддерживать игровой настрой, по окончании игры необходимо отметить тех, кто добился выигрыша.
Дидактические игры используются на занятиях (могут быть составной частью занятия и основной формой организации учебного процесса в группах раннего возраста) и в самостоятельной деятельности детей.
Консультация «Развитие игровой деятельности» Развитие игровой деятельности. Горбунова Валентина Михайловна Воспитатель МБДОУ “Детский сад №28 “Золотой петушок” Тамбовская область, г.
Развитие игровой деятельности посредством макетирования Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного.
Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как ведущая деятельность детей на протяжении всего дошкольного детства, оказывающая.
Использование игровой деятельности в адаптационный период Организация игровой деятельности в адаптационный период Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.
Организация игровой деятельности в ДОУ Игра и её роль в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игра занимает ведущее место в системе.
Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.
Развитие игровой деятельности в свете ФГОС Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса.
Роль родителей в игровой деятельности Игра является своеобразной формой размышлений ребёнка о мире. По содержанию игры можно судить о разносторонности и глубине этих размышлений.
Презентация «Характеристика деятельности детей в период подготовки к обучению в школе» Слайд 1. Приветствие Слайд 2. Дошкольный возраст — один из самых значимых периодов жизни, когда от пассивного, созерцательного взаимодействия.
Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников В педагогической и психологической литературе встречаются разные.