в чем заключается смысл жизни в исламе
Смысл жизни человека
Каждый обладающий разумом, пытаясь понять смысл жизни, ставит перед собой вопросы: зачем и для чего он пришёл в этот мир; куда он идёт, оставив всё, что так дорого ему?
Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное» (Имам аль-Газали, «Сущность сочинений о суфизме»).
Также Пророк (мир ему и благословление) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним (Имам ан-Навави, «Сады праведных»).
Если бы смысл жизни заключался в накоплении богатства или в обретении славы, тогда человек всё это забирал бы с собой. Мы видим, что всё накопленное человеком в этом мире (богатство, слава и т.д.) к конечной цели его жизни отношения не имеет.
В чём же причина любви человека к этому миру? Виной тому многочисленные болезни, постигшие общество. Болезнь, посеянная безверием, делает неспособным многих людей увидеть во всём, что нас окружает, могущество Творца. Невежество людей дошло до того, что считается нормой допустить случайное возникновение жизни. Современная же наука прямо указывает на существование Всевышнего. Математические расчёты показывают, что вероятность возникновения даже одной молекулы белка равна нулю, не говоря уже о клетке и более сложных организмах.
Всё, что нас окружает, включая нас самих, прямо свидетельствует об Аллахе.
Всевышний в Священном Коране говорит о том, что Он создал джиннов и людей только для поклонения Ему. Всевышний также сказал: «Я был, и ничего не было, как сокрытое сокровище, о котором никто не знал, и Я захотел, чтобы Меня узнали». Аллах создал человека, чтоб он познал своего Творца, а всю эту Вселенную и всё, что в ней существует, создал для человека, чтобы, изучая себя и этот мир, он продвигался в познании Аллаха и посвятил себя Ему.
Из сказанного следует, что познание Аллаха невозможно без поклонения Ему, а само поклонение становится более совершенным, когда человек продвигается в познании Аллаха. Что же такое поклонение? Это совершение добра и воздержание от зла.
Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает к ним Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным. Всевышний любит нас и хочет нам счастья, поэтому указывает верную дорогу к нему. Но если человек сам выбрал зло, то он и получает в итоге то, что выбрал.
Так, Ангелы поклоняются только духовно, поскольку не обладают плотью, у них нет возможности поклоняться телом. Более того, Ангелов не одолевают плотские страсти и соблазны. Животные же, хотя и обладают телом, лишены духовности. Поэтому они обуреваемы страстями и неспособны к поклонению. Поскольку в человеке объединяются два начала – животное и ангельское, – он способен подняться в своём совершенстве выше Ангелов, а может и опуститься ниже животного.
До сотворения Адама (мир ему!) иблис пребывал святым повелителем правоверных сотни тысяч лет, и ангелы совершали намаз под его предводительством. Во всём мире не было места, где бы иблис ни совершил поклонение. А когда был создан Адам (мир ему!), Аллах сделал его Своим халифом (наместником) и повелел всем ангелам поклониться человеку. Ангелы, видя только внешнюю, телесную форму Адама (мир ему!), удивились этому приказу. Они говорили: «Его потомки будут склонны к грехам. Почему же мы должны такому поклониться?». На это Всевышний сказал: «Я знаю то, чего вы не знаете». Истинная сущность человека, его сокровенная тайна, которую ангелы не могли усмотреть за внешней формой, известна Аллаху.
Из этой истории следует вывод, подтверждающий, что Адам (мир ему!) занимает высокое положение в духовной иерархии, а грех иблиса проистекает прежде всего из его духовной слепоты и неспособности видеть смысл за формой. И в его словах предвосхищены многие кардинальные грехи человечества: гордыня, зависть, неповиновение.
Адам оступился, движимый страстью, а иблис – из-за заносчивости и гордыни.
Вот почему Адам тут же попросил прощения, а раскаянью второго помешала гордость.
Адам свой проступок взял взаймы – вот почему он сразу раскаялся;
Иблис согрешил по природной склонности и к драгоценному раскаянью дорогу найти не мог.
С каждым дыханием избранные Адамовы сыны шепчут: «Сами себе мы причинили зло».
Каждый миг ты нуждаешься в Боге – об этом открыто скажи, не противься, подобно упрямому иблису.
Джалал ад-дин Руми
Мусульмане разгадали секрет смысла жизни на земле
«О мой Владыка, цель моя – познание Тебя, и то, к чему я стремлюсь – это Твоё довольство».
Этим вопросом человечество задавалось всегда. Это главный вопрос, над ним думали философы и мыслители, они написали множество трудов. Ответы давались самые разные.
Ведомые идеей найти смысл жизни, люди совершали кругосветные путешествия, великие подвиги, некоторые, не найдя его, кончали жизнь самоубийством. А сегодня, глядя на общество, кажется, что смысл жизни никому не нужен, лишь бы были деньги.
Смысл жизни низвергнут на ту ничтожную плоскость, где высшими идеалами являются материальные ценности, которые нужны для претворения в жизнь идей гедонизма (который признаёт целью жизни и высшим благом только наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечёт за собой страдание).
Вопрос о смысле жизни – одна из традиционных проблем философии, где он рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Только одна категория людей на земле нашла правильный ответ на этот вечный вопрос – мусульмане. Они разгадали секрет смысла жизни на земле. Они знают, что Господь есть и только Он достоин поклонения, и нет силы и могущества, кроме как у Него.
Если всё остальное человечество ещё задумывается над ответом на вечный вопрос, то мусульмане с лёгкостью отвечают, приводя слова Аллаха из Корана:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ
(смысл): «Я создал джиннов и людей не для того, чтобы они приносили мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу». (сура Аз-Зария: 56)
Исходя из этих слов Всевышнего Создателя, мусульмане говорят: «О мой Владыка, цель моя – познание Тебя, и то, к чему я стремлюсь – это Твоё довольство».
Они стараются укрепить свою веру и воспитать в себе искренность (ихсан), чтобы поклоняться Аллаху в совершенном, предписанном Им виде, соблюдая при этом все обязанности перед Ним, чувствуя Его постоянный взор на себе, зная Его величие и могущество.
Можно теперь представить, насколько высока будет нравственность человека, осознающего, что Аллах видит его, где бы он ни находился, и знает всё, что занимает его сердце.
Всевышний создал человека и дал ему жизнь на Земле, ниспослал пророков (мир им), чтобы довести до него Свои веления и запреты. Однако вместе с тем Он направил и четырёх врагов для него: мирские блага, шайтана, страсти и низменные желания.
Для отвергающих этих врагов и придерживающихся пути Аллаха Он создал Рай, переполненный роскошью. А для тех, кто позволил себе поддаться низменным соблазнам, Он уготовил Ад, переполненный мучениями.
Но проблемы тех, кто не нашёл правильный ответ на главный вопрос философии, теологии и литературы, начинаются уже на этом свете. Без истинного смысла жизни человек чувствует себя всегда одиноким и несчастным.
Чтобы избавиться от этого состояния, он бросается в омут страстей и желаний, и ему кажется, что он испытывает наслаждение. Но проблема в том, что наслаждений никогда не бывает много: чем больше их получаешь, тем больше их хочется, и нет этому конца, и попавший в этот водоворот чувствует себя всегда несчастным, внутренняя тревога не покидает его. Но он это всегда скрывает и старается позиционировать себя как самого счастливого на земле человека.
Начиная со времён Адама и до наших дней от всех проблем были избавлены те, кто был покорным Создателю и следовал за своими пророками (мир им) – то есть мусульмане.
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
В поисках смысла жизни
Современная наука и цифры
«Согласно статистическим данным, среди основных причин смертности у американских студентов второе место — после дорожно-транспортных происшествий — занимает самоубийство, причем число покушений на самоубийство без летального исхода в пятнадцать раз превышает количество совершенных самоубийств.
…Итоги тщательного опроса о мотивах самоубийства шестидесяти студентов Университета штата Айдахо, пытавшихся покончить с собой, таковы: 85% опрошенных не видели в своей жизни никакого смысла. Примечательно, что 93% из них составляли психически и физически здоровые молодые люди, которые жили в хороших бытовых условиях, прекрасно ладили со своими родителями, занимались общественной деятельностью и отличались высокой успеваемостью. Такие покушения на самоубийство можно объяснить лишь тем, что человек по природе своей — если и не всегда, то по крайней мере изначально, — стремится определить и выполнить свое предназначение в жизни.
Разочарование в жизни одолевает не только молодежь, но и людей старшего поколения. Взять, к примеру, результаты опроса, проведенного среди выпускников Гарвардского университета. Спустя двадцать лет после защиты диплома многие из них жаловались на то, что жизнь кажется им совершенно бессмысленной, а ведь они сделали успешную карьеру, жили в достатке и производили впечатление вполне благополучных людей.
Кстати, был проведен ряд исследований, согласно которым 90% людей, страдающих алкоголизмом в хронической форме, явно испытывали ощущение бессмысленности жизни. Так же обстоит дело и с наркоманами.
Отчет Американского совета по образованию, составленный по результатам опроса 189 733 учащихся трехсот шестидесяти университетов в США, не оставляет никаких сомнений в том, что людьми движет стремление к смыслу, ведь 73,7% опрошенных студентов заявили, что стремятся «обрести такую идею, которая наполнит их жизнь смыслом». А по данным Национального института здравоохранения, в ходе опроса 7948 учащихся сорока восьми высших учебных заведений большинство из них, точнее, 78% опрошенных заявили, что стремятся «найти смысл жизни».
Спору нет больной больше всего хочет выздороветь, а бедняк мечтает разбогатеть. Но бесспорно и то, что здоровье и деньги нужны им лишь для того, чтобы вести такую жизнь, которая представляется им осмысленной, и выполнить свое предназначение!
Эйнштейн как-то сказал, что человек, который не видит в своей жизни смысла, не только несчастлив, но и, наверняка, нежизнеспособен»[2]. Виктор Франкль в свою очередь сделал заключение: «В нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение»[3].
Священный Коран о смысле жизни
Человеку Богом даны многочисленные уровни работы над собой, этапы совершенствования духа, воли; высоты физического и материального становления; перспективы развития коммуникативных и деловых отношений. В контексте этого личностного роста (самосовершенствование, карьера, семья) человек совершает пусть незначительные, но качественные благие дела и поступки как результат его становления и формирования, который явится главной определяющей его земной и вечной перспектив, главной определяющей полноты его счастья в обоих мирах.
Сенека говорил, что жизнь делится на две части: (1) активность, призванная обеспечить наши нужды и (2) время, посвященное духовному росту, чтению и занятию искусствами[4].
В Коране Господь миров говорит:
«Спешите (бегите наперегонки; опережайте других) в совершении благих дел! [Соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний, поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь», в ней каждому из вас предоставлено бессчетное количество возможностей! В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.] Где бы вы ни находились, Аллах (Бог, Господь) соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Он все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Богу подвластно все, что Он пожелает]» (см. Св. Коран, 2:148).
«Если бы пожелал Аллах (Бог, Господь), то сделал бы вас единой нацией [вы могли бы быть совершенно идентичными друг другу. Не было бы исторических этапов развития, не было бы разных пророков и посланников, а как следствие — разных Писаний и практических рекомендаций. Не было бы разделения на народности и религии]. Однако [Он, Всевышний Творец, сделал вас разными], дабы испытать в том, что дано вам. Спешите (бегите наперегонки; опережайте других) в совершении благих дел! Все вы [вне зависимости от должностей, национальностей, гражданства, вероисповедания, убеждений] вернетесь к Аллаху (Богу) [Господу миров, Властелину Судного Дня], и Он объяснит вам то, в чем вы расходились во мнениях [разрешит все ваши споры и разногласия, воздаст вам сполна за ваши дела]» (см. Св. Коран, 5:48).
«Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь]» (Св. Коран, 51:56).
Поэтому глобальный смысл бытия джинна или человека, суть миров, в которых мы живем — раскрытие величия и мощи Творца через все то совершенство, что окружает нас. Индивидуальный смысл существования джинна или человека — набожность пред Создателем, Который в нас абсолютно не нуждается, мы же испытываем в Нем, Его милости, щедрости, прощении бесконечную потребность.
Наверное, глубину практического созерцания[6] приведенных коранических строк джинны и люди смогут понять, лишь прожив отведенный им на Земле срок (стараясь быть лучшими в делах, мастерами своего дела и соревнуясь в благом), а также пройдя через загробный мир, воскреснув после Конца Света и представ пред Богом в Судный День. Именно тогда в полной мере откроются глаза и сердца на ожидающую нас вечность, будет постигнут смысл мирского бытия со всей его глубиною и во всем его великолепии.
Смысл — у каждого свой, но есть общие, Богом данные ориентиры. Важно, на мой взгляд, найти свой индивидуальный смысл, нарисовать свою прекрасную картину бытия, неповторимый шедевр — через образование (среднее, высшее); осознание себя и всего, что вокруг; настойчивость, стремление и определение своей трудовой, интеллектуальной, физической, духовной и семейной деятельности, своих глобальных и конкретных задач по всем этим направлениям. Определившись, начать восхождение и не потерять цели и приоритет (самое главное на каждом этапе жизни) во всем том хаосе, где актуально спокойствие, здравость ума и усердный труд.
В заключение осмелюсь дать одну из возможных кратких формулировок смысла жизни: найти себя, свою стезю (свое место в жизни, призвание — через труд и строгую дисциплину в реализации того, что имеешь) и неустанно совершенствоваться в навыках и делах (67:2 и 11:7), не оставляя на потом (5:48), познавая тем самым Бога, Господа миров (51:56).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хорошо сказал писатель Бернард Шоу: «Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, чтобы создать себя».
[2] Подробнее об этом, а также все приведенные цитаты и данные см.: Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. С. 7–22.
[3] Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск, 2009. С. 22.
[4] Искусство — тонкое знание дела, умение, сноровка; система приемов и методов в какой-либо отрасли, практической деятельности, мастерство.
[5] См. также: Св. Коран, 4:123. Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.
[6] Созерцать осознанно — значит достичь состояния максимальной восприимчивости.
Поклонение Всевышнему как смысл человеческой жизни
С первых проявлений сознательной деятельности одним из самых важных вопросов для людей выступает проблема смысла жизни. «Зачем, во имя чего я рождён и живу?», – именно это спрашивают у себя миллионы людей во все времена, пытаясь прийти к единственной истине. Ибо от этого зависит состояние души и тела, семьи, всего общества. Да, были и будут также миллионы людей, которые не тревожат свой ум этим важным вопросом, не мучаются от того, что истина ускользает от них. Такие личности живут повседневными заботами, вся их жизнь посвящена вопросам материального обеспечения, достижения собственного благополучия.
Они честно трудятся, воспитывают людей – в общем, весьма благопристойные граждане страны. Однако Всевышний Аллах дал человеку разум не только для того, чтоб кормить своё тело и семью, ибо этими вопросами озабочены также и животные. Творец дает человеку, как уникальному Своему созданию, жизнь для того, чтоб он задавал себе фундаментальные вопросы, выходящие за пределы обыденной жизнедеятельности. Мы приходим в этот удивительный мир Всевышнего для того, чтобы узнать свою божественную сущность и понять, что рано или поздно каждая личность, которая пришла от Аллаха, в определённый час к Нему же вернётся. Одна из самых главных наших задач – поклоняться Всевышнему Аллаху, помнить Творца и всегда благодарить Его за всё, что мы получаем в этой жизни.
Выполнение такой задачи, по сути, олицетворяет процесс трансформации нашей животной природы ( нафса ) в истинно человеческую природу, что выражает нашу божественную сущность. Поэтому Всевышний сказал:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ
«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу». (сура «Аз-Зария»: 56)
Глубинный смысл аята говорит о том, что Аллаха ни в чём не нуждается, ибо Он – Абсолют. Весь смысл земного мира и сотворенного Создателем заключается в том, чтобы освободить души наши от животных пережитков и наполнить их божественной любовью. А то, что в человеке есть животно-природная часть, выражается в идее о том, что первый человек был создан из глины, и Всевышний вложил в него свой дух.
Таким образом, Ислам олицетворяет диалектическую сущность всего бытия, состоящего из противоположностей: земного и небесного; глиняной материи человека и его божественной души.
И в этом аспекте Ислама заключен весь смысл бытия потомков Адама и Евы, заключающегося в том, чтобы совершить переход от природного к божественному состоянию, освободившись от своей глиняной основы. А такой процесс просто невозможен без поклонения своему Творцу, ибо оно означает добровольный отказ от своего эго – нафса.
По сути, вся жизнь истинного мусульманина – это ежедневное поклонение Аллаху в самых разных формах. Самое главное – это признание абсолютного приоритета Аллаха во всём и всегда, то есть – произнесение Шахады на уровне души и сознания. Это означает, что мусульманин не просто повторяет священные слова, намеревается и стремится реализовать их в ежесекундном и ежедневном уровне бытия. Здесь должен работать принцип «Без дела религия мертва!».
Настоящим верующим можно признать человека, который каждое мгновение жизни НЕ ЗАБЫВАЕТ, что он есть творение Аллаха и должен жить поклонением Ему. Поэтому вряд ли будет истинной вера человека, который посетил пятничную молитву в мечети, а в субботу выпил водку во время юбилея друга.
Поклонение – это трудная задача, ибо требует постоянного ограничения собственного нафса, который обладает воистину дьявольской силой, ибо требует постоянного выполнения своих эгоистичных потребностей – вкусно поесть, выпить одурманивающий напиток, получить сексуальные радости, гордиться своим домом, машиной и так далее. Нет сомнений, что если человек увлечен этими иллюзорными ценностями, то он обязательно ЗАБУДЕТ про своего Творца и том, что всем обязан Ему.
Следующий вариант поклонения Всевышнему – это выполнение требований ибады. Оно заключается в ежедневной молитве (намаз), в пост в месяце Рамадан (и не только), в закяте – конкретной помощи нуждающимся, и хадже. Само по себе совершение намаза – это волшебное и чудесное действие, наполняющее душу любовью и благоговением Аллаху; это личная встреча со своим Создателем. При этом необходимо отметить, что такое состояние возможно только тогда, когда сердце полно радости от понимания того, что ты совершаешь земные поклоны Всевышнему Аллаху, и Он все это принимает как твой личный подарок Ему. Выполнение намаза и иных требований ибады без любви, с нерадостной душой и постным лицом вряд ли можно считать поклонением, даже если внешние требования выполнены безупречно.
Молитву и пост можно признать самыми действенными видами поклонения, ибо они связаны с трансформацией самых главных инстинктов человека – самосохранения и размножения. Отказ от еды, радостей души и тела наполняют человека божественной энергией и силой. Поэтому для атеиста представляется невероятным тот факт, что мусульманин легко выполняет самую трудную работу в тридцатиградусную жару, в то время как неверующий даже при отдыхе изнывает от жажды.
Именно в этом смысл Ислама – преодоление желаний своего эго и вручение себя своему Создателю. Поэтому поклонение Аллаху посредством постоянного выполнения требований адаба и ибады есть самое верное средство спасения своей души и тела для жизни в мире этом и «на небесах».
Смысл жизни человека в исламе
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Коран. 51;56)
Смысл жизни – это то, во что верит человек и то, что дает ему силу жить и действовать.
Смысл жизни верующего в Аллаха и миссию Его пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует в том, чтобы исполнять повеления Творца всего сущего и жить в соответствии с ними.
Главное, что пронизывает все сознание мусульманина – это идея неискаженного Единобожия. Признавая существование единого Творца, он осознает, что должен повиноваться Его повелениям или хотя бы признавать, что это – обязанность верующего.
Мусульманин уверен, что законы, данные Творцом – наилучшие, и за их нарушение он будет отвечать в Судный день, когда каждой твари Божьей воздастся по справедливости.
«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. Тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». (Коран. 99;7-8).
Мусульманин убежден, что это будет самый справедливый и беспристрастный суд, не зависимый от влияния сиюминутных обстоятельств и соображений «целесообразности».
Страшась наказания Божьего, мусульманин одновременно надеется, что его грехи будут прощены, а добрые дела будут вознаграждены.
«… Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (Коран. 17;57)
Ради этого он готов терпеть лишения и неудобства в земной жизни и в определенных случаев пожертвовать ей.
Земная жизнь в понимании мусульманина – это испытание на верность тем принципам, которые составляют суть его религии.
Мусульманин также заботясь о своей душе должен прикладывать усилия для того, чтобы все общество жило по законам своего Творца.
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими». (Коран. 3;104)
Жизненные установки мусульманина не подвержены трансформации в «духе времени» и веками не меняется его смысл жизни. Они составляют его духовную опору и помогают ему существовать в этом мире.
Именно поэтому мусульмане очень внимательно относятся к предписаниям своей религии и сохраняют их, не смотря на обвинения в «отсталости» и «фанатизме».
Истинно верующий мусульманин никогда не согласится с тем, что постулаты его религии «устарели» и от них нужно «отказаться» ради пресловутого «прогресса» и «успеха в жизни».
Материальное процветание – не главное в земном существовании для последователя ислама.
Довольство Аллаха – вот истинный смысл жизни мусульманина.
«Их воздаянием у Господа будут райские сады, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа». (Коран. 98;8)