в чем заключается смысл так называемых отношений координации

Отношения субординации и координации

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации — это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне — между руководителями и исполнителями.

Субординация, в первую очередь, вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимоувязки с особыми интересами посредством определенной соподчиненно. В соответствии с ней вышестоящие субъекты управления, объективно выражающие общий интерес во всем его многообразии, задают цели нижестоящим, которые призваны реализовать их в деятельности с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается но цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления.

Для ведения субординационных отношений субъекту управленческой деятельности придаются функции распорядительства, осуществление которых основано на использовании, главным образом, прямых, властных методов управленческого воздействия. Таковыми являются административные методы, суть которых состоит в том, что на основе приказов и распоряжений взаимодействия людей в системе управления, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса. Однако, преобладание административных методов, характерное при чрезмерном расширении субординационных связей, ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала, к снижению действенности социального управления, а в крайних случаях к его вырождению, неспособности обеспечить общественное развитие.

Сложность и многообразие объекта социального управления, его целей и задач, видов деятельности обусловливает необходимость наряду с вертикальными горизонтальных связей между отдельными его социальными элементами в процессе жизнедеятельности общества. Это предполагает наличие соответствующих отношений между субъектами управленческой деятельности, реализующими такие связи, — отношений координации. Данные отношения характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации есть проявление самостоятельности субъектов управленческих отношений.

Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные, специфические функции и входящими в различные линии субординации. В качестве таких звеньев выступают, например, органы управления смежных отраслей, предприятий, цехов — в экономической сфере; общественных организаций — в политической сфере и т. п.

Источник

Отношения координации

2. Отношения координации

Координация — это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере [5, 89].

Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Координацией является взаимодействие сторон, когда они выступают в качестве равноправных участников отношений. А.Е. Лунев указывал, что координация означает согласование и объединение действий с целью наиболее быстрого и наиболее правильного решения заданий с наименьшими расходами сил, средств и материальных ценностей. Он выделял два вида координации: вертикальную и горизонтальную.

Горизонтальная координация возникает между двумя или более органами, которые находятся на одном организационном уровне системы органов.

В литературе выделяются также и другие виды координации: согласование, иерархическая координация, предметно-технологическая, штабная и другие.

Существование координационных управленческих отношений не только между неподчиненными органами власти, но и между подчиненными является подтверждением разнообразности форм и методов государственного управ-ления, предоставляет возможность подчиненным органам исполнительной власти быть в полной мере самостоятельными в осуществлении управленческой деятельности, согласовывая ее с координационным органом.

В блоке с координацией и субординацией рассматривается реординация (переподчинение). Реординация – упорядочение снизу вверх.

Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.

Г.В. Атаманчук выделяет обратные управленческие отношения, которые характеризуются, по его мнению, преимущественно как реакция низшего органа на то или иное влияние. Он выделяет два вида обратных связей: объективные и субъективные, которые связаны с местом их возникновения и реализации.

Объективные обратные связи отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии. Отсутствие или неполнота смысловых и правдивых объективных обратных связей не дает возможность определять рациональность и эффективность организации и деятельности субъекта государственного управления и отрабатывать мероприятия по их повышению. Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное [1, 98].

Таким образом, реординация – это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.

Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.

Учтя особенности, характерные для определенных видов управленческих отношений, можно глубже и детальнее оценить их содержание. А это даст возможность совершенствовать их в интересах обеспечения более эффективной деятельности системы управления.

Список использованной литературы

6. Социальный менеджмент [Текст]: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова и др. Под. Ред. Ильенковой С.Д. – М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Источник

Отношения субординации и координации

4.2 Отношения субординации и координации

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации — это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне — между руководителями и исполнителями.

Субординация, в первую очередь, вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимоувязки с особыми интересами посредством определенной соподчиненно. В соответствии с ней вышестоящие субъекты управления, объективно выражающие общий интерес во всем его многообразии, задают цели нижестоящим, которые призваны реализовать их в деятельности с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается но цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления.

Для ведения субординационных отношений субъекту управленческой деятельности придаются функции распорядительства, осуществление которых основано на использовании, главным образом, прямых, властных методов управленческого воздействия. Таковыми являются административные методы, суть которых состоит в том, что на основе приказов и распоряжений взаимодействия людей в системе управления, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса. Однако, преобладание административных методов, характерное при чрезмерном расширении субординационных связей, ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала, к снижению действенности социального управления, а в крайних случаях к его вырождению, неспособности обеспечить общественное развитие.

Сложность и многообразие объекта социального управления, его целей и задач, видов деятельности обусловливает необходимость наряду с вертикальными горизонтальных связей между отдельными его социальными элементами в процессе жизнедеятельности общества. Это предполагает наличие соответствующих отношений между субъектами управленческой деятельности, реализующими такие связи, — отношений координации. Данные отношения характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации есть проявление самостоятельности субъектов управленческих отношений.

Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные, специфические функции и входящими в различные линии субординации. В качестве таких звеньев выступают, например, органы управления смежных отраслей, предприятий, цехов — в экономической сфере; общественных организаций — в политической сфере и т. п.

Отношения координации предоставляют участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы. Происходит адаптация, их взаимное приспособление на основе достижения единой цели, что позволяет найти наилучшие пути движения к но;;, Цель выступает объективным организующим, координирующим началом, связывает особые интересы субъектов управленческих отношений и общим интерес, который придает их действиям единую направленность. Исключительную роль приобретают демократические методы выработки единой цели, социально-экономические и организационные методы формирования отношений координации при её реализации. К числу таких методов можно отнести методы обсуждения, изучения общественного мнения, программно-целевой метод и т. п.

4.3 Отношения ответственности

Одним из важнейших элементов системы управленческих отношений, обеспечивающих во взаимодействии с другими ее элементами функционирование и развитие механизма социального управления, являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели. По существу, ответственность выступает как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений в условиях общественного разделения труда. Механизм ответственности органически связан с принципом эквивалентности во взаимодействии между субъектами управления в том случае, если деятельность одного из них причиняет ущерб интересам другого (например, неправильные управленческие решения, некачественно выполненные работы).

Распределение прав и обязанностей лежит в основе отношений централизма и самостоятельности, субординации и координации. Обеспечивая действие механизма выполнения прав и обязанностей, ответственность является необходимой основой существования всей структуры управленческих отношений.

Объективной основой установления отношений ответственности в социальном управлении являются интересы субъектов управленческой деятельности. Отношения ответственности между ними реально существуют, если они устанавливаются посредством и взаимодействия особых интересов субъектов управления, когда от выполнения принятых взаимных прав и обязанностей зависит реализация собственных интересов этих субъектов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение прав и обязанностей влечет нанесение ущерба собственным интересам, и наоборот, Права и обязанности субъектов управленческой деятельности определяются потребностями общества, отдельных общностей. Поэтому отношения ответственности, воздействуя на собственные интересы участников управленческого процесса, создавая их заинтересованность в достижении общей цели, служат важным цементом механизма соединения, гармонизации индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

Ответственность формируется как результат тех внешних требований, которые предъявляют друг другу субъекты управленческих отношений – индивиды, социальные группы, коллективы — по выполнению взаимных прав и обязанностей. Эти связи, образующие объективную основу отношений ответственности, устанавливаются путем закрепления соответствующих экономических, правовых и нравственных норм, плановых заданий, системы материального и морального поощрения, санкций, которые воздействуют на субъектов ответственности в целях придания их действиям необходимой направленности. В этом смысле ответственность является важнейшей предпосылкой успешного осуществления социальным управлением своих функций.

Конкретный механизм функционирования отношений ответственности включает отдельные ее виды, формы и методы, характеризующие способы выражения и выработки определенных управленческих воздействии.

Ответственность, выступая как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений, обладает специфическим свойством социальной направленности. Ответственность субъекта управления направлена прежде всего в ту сторону, которая определяющим образом влияет на его положение, интересы. Так, в жестко централизованной системе управления, где руководитель предприятия назначается вышестоящим органом, ответственность руководителя по преимуществу направляется в сторону этого органа управления. В то же время для обеспечения эффективной управленческой деятельности ответственность субъекта управления должна быть направлена, в первую очередь, в сторону, выразителем интересов которой он по своему реальному положению и предназначению является. Таким образом, необходимо создание механизма реализации ответственности, при котором положение в системе управленческих отношений субъекта управления придает его ответственности социальную направленность и сторону того объекта, выразителем интересов которого субъект является.

Социальный механизм реализации отношений ответственности базируется на тех же закономерностях, что и для других управленческих отношений — взаимодействии, единстве и независимости интересов их субъектов. На основе учета этих закономерностей в обществе создаются объективные условия, обеспечивающие действенное применение необходимых форм и методов установления ответственности исполнителей, руководителей, органов управления, преодоление возникающих противоречий при выполнении ими взаимных прав и обязанностей. Реализация этих закономерностей, утверждение отношений взаимной ответственности особенно важны в условиях трудовых конфликтов, забастовок и других подобных действий. Противоречия в отношениях ответственности обусловлены противоречиями интересов отдельных субъектов управления — личностей, социальных групп, коллективов, ведомств, организаций. Противоречия возникают по объективным и субъективным причинам: из-за различий положения в системе социальных отношений, вследствие узости подхода к решаемым задачам, эгоистических побуждений, некомпетентности, корыстных намерений, противопоставления особых интересов общим, В результате возникает стремление превысить свои права, уйти от должного выполнения обязанностей. Разрешение противоречий происходит при обоюднонаправленном характере ответственности. Если в системе социального управления ответственность имеет преимущественно однонаправленный характер, например, от нижестоящих к вышестоящим субъектам управленческих отношений, от предприятия к отраслевым органам управления, от потребителя к производителю, то нарушается взаимодействие интересов, противоречия разрешаются, как правило, в ущерб общенародным интересам. Такое же наблюдается при иной, обратной направленности.

4.4 Отношения состязательности

Отношения состязательности представляют собой связи между самостоятельными субъектами управленческой деятельности по поводу нахождения наилучших способов достижения общественно необходимых целей. При отношениях состязательности устанавливается такой характер взаимосвязи между двумя к более индивидами, трудовыми коллективами в процессе общественного разделения труда, при котором получение лучших результатов позволяет более полно реализовать собственный интерес. Такое преимущество может выражаться в повышении спроса на производимый товар, в избрании на руководящую или другую должность при альтернативных выборах и т.п.

Отношения состязательности устанавливаются не автоматически. Их утверждение предполагает наличие независимо взаимодействующих субъектов, управленческих механизмов, гарантирующих такую независимость при реализации общественно необходимых целей, общих и особых интересов. В условиях перестройки формирование отношений состязательности связано с ликвидацией монополизма отдельных отраслей, предприятий, научных школ, политических групп. Такой монополизм есть средство осуществления частных интересов в ущерб общенародным, средство сохранения клановости, элитарности, мафиозности в обществе. Развитие отношений состязательности, при которых окончательным арбитром выступают воля и интересы народа, — необходимое условие преодоления антиобщественных, антидемократических явлений.

Реализуя цели и задачи социального управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. О понимании управленческих отношений можно говорить двояко. В широком смысле управленческие отношения представляют собой отношения между людьми по поводу упорядочения, организации совместной жизнедеятельности.

В узком смысле управленческие отношения — это связи между субъектами управления. Они (связи) возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими специальных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью.

Существование подобного вида управленческих отношений в системе социального управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функции в рамках управляющей системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений.

1. Бабосов Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. – М.: ТетраСистемс, 2006. – 288 с.

2. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.Н.Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.

3. Граждан В.Д. Социология управления / В.Д. Граждан. – М.: КноРус, 2008. – 508 с.

4. Зборовский Г.Е. Социология управления: Учеб. пособие / Г.Е. Зборовский. – М.: РАГС, 2004. – 482 с.

5. Омаров А.М. Социология управления / А.М. Омаров. – М.: Мысль, 1980. – 269 с.

6. Слепенков И.М. Основы теории социального управления / И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. – М.: Высшая школа, 1990. – 361 с.

Источник

Власть и координация

Далее приведена немного переделанная часть раздела из моей книги
Ильин В.Д. ОСНОВАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. М.:Наука, 1996, 180с.

УПРАВЛЕНИЕ СТАТУСНЫМ СОПЕРНИЧЕСТВОМ
Будем рассматривать ЖИЗНЬ как многомерный процесс статусного соперничества, для управления которым необходимо сочетание власти и координации.

Властно-координационный механизм предназначен для организации и управления той частью жизни, характерным признаком которой служит соперничество.

Такой системой может быть производственная или спортивная организация, страна или весь мир.
Набор располагаемых возможностей, возрастающий с повышением статуса участника, определяет содержание, правила и механизм управления процессом соперничества.
Чаще всего статус рассматривается как положение, определяющее ресурсные возможности.
Тип конкурентных отношений определяется типом статусов, являющихся предметом соперничества.
Физические лица обычно стремятся повысить имущественный и квалификационный статусы. Эти же типы статусов занимают первые места и в устремлениях юридических лиц. Нередко наблюдается стремление к повышению информационного статуса (к известности) и силового статуса (к способности отражать нападение и нападать, чтобы принудить конкурента к желаемому исходу под страхом утраты здоровья или жизни).
Наиболее распространенные типы конкурентных отношений, в рамках которых реализуются разнообразные устремления к повышению статуса, — это трудовые и имущественные отношения.
Документальное подтверждение статусов – одна из наиболее важных функций механизма государственного управления.

ВЛАСТЬ
Власть — средство организации конкурентных отношений и управления ими.

ВЛАСТНОЙ будем называть организационную систему, для всех членов которой определена строгая иерархия отношений типа ПОДЧИНЕНИЕ.

Говоря о власти, имею в виду власть законную (государственную, корпоративную и др.). То есть, речь не идет о коррумпированных государственных чиновниках и других клопообразных.

КООРДИНАЦИЯ
Члены невластных организаций связаны отношением типа КООРДИНАЦИЯ.
Некоторое множество людей (или организаций), связанных отношением координации, действуют согласованно (в соответствии с некоторыми прави­лами).
Жесткость правил может быть разной.

Отношения типа КООРДИНАЦИЯ имеют ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ или ВЕРТИКАЛЬНЫЙ характеры.
В межгосударственных организациях (типа ЕС) входящие в них страны связаны с руководящим органом отношением координации вертикального типа, а между собой — отношением координации горизонтального типа.

Потребность в приращении конкурентоспособности заставляет соперничающие системы совершенствовать средства осуществления отношений типа КООРДИНАЦИЯ.

Футболисты каждой из соперничающих команд связаны между собой отношением координации. Этим же отношением связаны между собой участники дорожного движения. Большинство технических комплексов предназначены для осуществления отношений именно этого типа. Среди них особое место принадлежит комплексам s-машин, участвующим в реализации отношений подчинения и координации.

МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ВЛАСТИ?
Иначе — существуют ли разделы жизни без всякой конкуренции или с такой конкуренцией, когда власть не нужна?
Первая часть вопроса введена для общей его полноты: отрицательный ответ очевиден. Ответить положительно на вторую часть — значит признать, что есть такие составляющие конкурентного существования, для которых нет необходимости в постороннем механизме регулирования конкурентных отношений.
Все добровольно поддерживают правила конкуренции, а в случае нарушения правил готовы без принуждения к заранее установленному штрафному воздействию. Конечно, таких видов соперничества немало.

Среди них домашние шахматные турниры, дворовые футбольные матчи и другие виды соперничества с ничтожной ставкой* или вовсе без нее. Да и там, как известно, случается всякое.

Но во всех случаях, когда ставка немаленькая, без судейства не обходится. А всякие попытки самоарбитража кроме вреда ничего не приносят. Особенно трагическими были, как известно, результаты разносортных социальных экспериментов этого типа.

Истина ведь, как Солнце, не перестает существовать, если даже очень крепко зажмуриться.

ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ мешает им осуществлять СВОЮ ВЛАСТЬ.
Всегда находится немало простоумых, кто их поддерживает.
____________________________________________________________
*Под ставкой здесь понимается все, что рассматривается соперничающими как приз победителю.
**Героиня романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *