в чем заключается смысл интеллектуальной революции 17 века
Что собой представляет научная революция в философии в 16-17 веках?
Содержание:
В шестнадцатом-семнадцатом веках активно развивается экспериментально-математическое естествознание и интеллектуальная жизнь людей. Естествознание занимает передовые позиции в рассуждениях, вызванных развитием капиталистического производства. Наука способна ответить на насущные вопросы народа, которые постепенно меняются, как и новое общество. Природу можно изучить с помощью реальных, действенных законов. Для этого не нужен божественный дух, все объяснимо и понятно.
В теоретическом мировоззрении начинает проявляться методологическая подоплека. Стартует развитие гносеологии. Философия и наука связаны между собой, что сопровождается переориентацией мышления.
Философия 17 века – кратко
Научная революция в философии – это переход к философским взглядам Нового времени. XVII век становится периодом отхода от средневековых тенденций, полностью исключаются схоластические догмы, формируются иные приоритеты. Бог более не может являться путем к познанию. Разум, знания становятся ключевыми аспектами в суждениях философов. Зачастую именно семнадцатый век характеризуют как эру рационализма.
Научная революция 17 века приводит к популяризации математической методологии в сфере естествознания. Это способствует колоссальному прорыву. Рационалисты в этот период были приверженцами математического направления. Каждое исследование на основе математики становилось идеальным научным знанием для приверженцев рационализма. Основываясь на этом, они выдвигали философские теории:
Философы 17 века научный прогресс воспринимали по-разному. Возникали разногласия и споры по поводу подлинных знаний и их основы. Некоторые считали, что опыт является основой, другие отстаивали теорию разума. В период Нового времени сторонники этих теорий присоединились к группам эмпиризма и рационализма.
Во время семнадцатого века сформировались принципиально новые философские взгляды. Они основывались на экспериментально-опытных исследованиях и ценности разума.
Научная революция в философии – развитие науки в 16-17 веках
Много открытий, исследований и становление производства приводят к первым революциям. Военный конфликт спровоцирован не был, однако революционные настроения Нидерландов и Англии привели к ряду рациональных изменений в следующих областях:
Семнадцатый век стал периодом всестороннего развития. Активно прогрессировала сфера мануфактурного производства, развивалась мировая торговля, область мореплавания, военное дело. Открылась первая академия, где проводились научные исследования прикладного и практического значения. Для купцов, ученых идеалом становится человек. Именно он способен достигнуть успеха, развивать мир.
Появились научные общества. Научная революция привела к становлению механики, которая объясняла передвижение объектов в пространстве. Это стало значимым аспектом для становления философского мировоззренческого мышления семнадцатого столетия.
Философия и социальная среда оказались связаны между собой только через естествознание, различные его проявления. Религиозное восприятие также имело большое значение, так как представляло идеологию государства. Передовые мыслители возвращались к божеству, потому что считали механистическое мировоззрение ограниченным.
Суть научной революции.
Суть и смысл научной революции с философских позиций рассматривались учеными и оригинальными мыслителями XVI-XVII веков. Научную революцию признавали свершившимся фактом, считая ее одновременно завершением эпохи Возрождения и начальным этапом становления современного научного познания. Впервые творческая мысль исследователей была обращена к самой природе, вооружившись «ключом» от ее прочных дверей, то есть научным методом познания. Под этим знаком начиналось мощное умственное движение, предшественниками которого были знаменитые ученые позднего средневековья: Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей. Так, мыслитель, врач, астроном Николай Коперник разработал принципиально новую гелиоцентрическую систему (в центре Вселенной находится Солнце, а Земля является одной из планет солнечной системы). Он произвел и необходимые математические вычисления для научного подтверждения своей гениальной гипотезы. Однако это открытие Коперника многие годы не укладывалось в головах абсолютного большинства просвещенных европейцев, будучи по сути своей предвестником мировоззренческой революции, круто изменившей менталитет человечества.
Классическими представителями философии, связавшей себя с научным экспериментом, стали англичанин Френсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (1596-1650), которые в сфере науки, в частности в западноевропейской философской методологии, произвели суперрадикальный переворот. Они приспособили новую философию для целей новой науки, возложив на нее задачу разработки научных методов познания природы. С этой целью ученые по-новому осмыслили само понятие «субстанция». Во-первых, его связали с онтологией как предельным основанием бытия (Бэкон). Во-вторых, увязали его с задачей гносеологического осмысления достоверности научного знания (Декарт). Именно этот качественный переворот в философской методологии познания естественной природы породил мыслительную революцию, получившую название философской. Разработка принципиально новых научных методов познания, а также определение их параметров и коэффициентов, позаимствованных, кстати, из математики и физики, других естественных наук, оказались единственно приемлемыми и для нового философского мышления. Уже сами «размышления о методе как таковом, — писал немецкий философ Б. Лакебринк,
— стали предметом современного мышления, в то время как средневековый мыслитель умел пользоваться своим методом с инстинктивной уверенностью гения» [6].
Первым в ряду ученых и философов, обладавших принципиально новым типом мышления, разрабатывавших опытно-рациональный, научный метод в познании, считается выдающийся английский ученый Ф. Бэкон. Именно его учение об индукции в западном мышлении привело к формированию интеллектуальной атмосферы творчества. Исследуя функции науки в жизни и истории становления человечества, философ впервые сформулировал этику научных исследований, противостоящую менталитету магического типа, еще довольно широко распространенному тогда на Западе. Он определил и некие теоретические основания в развитии техники. Английский ученый заложил методологический фундамент современной науки, которая стала наиболее важным деянием в европейской жизни. Поэтому Ф. Бэкона высоко ценят все современные ученые и философы как оригинального мыслителя, впервые предложившего разрабатывать новые способы познания вещей, предметов и явлений естественной природы в органическом единстве жизненного опыта, научного эксперимента и теоретического обобщения полученных результатов, а также их философского осмысления.
Напомним, что речь идет о зарождении принципиально новой философской методологии опытной (экспериментальной) науки, кстати, сродни медицинской. Путем скрупулезного наблюдения за природой и тщательного проведения разнообразных научных опытов, теоретически систематизированных исследователями, ученые постепенно открывали новые связи и отношения между объектами природы и разрабатывали законы, общие принципы, которые давали мыслящему человечеству ключ к пониманию природы, необходимый для управления ею. По Бэкону, существуют три основные способности познания: память, воображение и рассудок, или мышление. На память опирается естественная и гражданская история, а на воображение — литература, поэзия. На рассудке основываются математика, все естественные науки и, конечно, медицина. Разработка философом индуктивного метода как естественного движения мысли от изучения единичных фактов к общим положениям, рассмотренного им в «Новом органоне», позволила медицинской науке совершить революционный рывок в познании причин многих заболеваний, особенно инфекционных.
Основная заслуга Бэкона-философа видится в том, что он решительно отстаивал самодостаточность научно-философского метода, значительно ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией. Схоластов, а также Платона и Аристотеля Ф. Бэкон подвергал критике за то, что они преувеличивали роль и значение дедукции в познании, тогда как те предпосылки, на которых они основывались, вполне могли быть всего лишь измышлениями, порожденными болезненной фантазией самих исследователей и не имеющими никаких оснований в действительности. Для Бэкона наука и философия древних греков — это некая детская забава: «Греки были вечными детьми не только в том, что касается истории или знания о прошлом, — категорично заявлял он, — но особенно в изучении природы. Разве не отдает детством философия, которая может только болтать и ссориться, но не умеет производить? Время, когда она родилась, было временем сказаний, с бедной историей, скудные сведения для которой черпались в основном из описаний путешественников… ей недоставало достоинства и благородства» [7].
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сущность и основные черты научной революции XVII в.
Рассмотрим какие вклады внесли в становление науки выдающиеся представители Нового времени. Речь едет о мощном движении –научной революции, которое обретает в XVII в. характерные черты в работах Галилей, идеях Бекона и Декарта и которое впоследствии получит свое завершение в классическом ньютоновском образе Вселенной, подобной часовому механизму.
Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера и Галилея, в становление первой научной картины мира, очевидно. Шаг за шагом меняется образ мира, с трудом, но неуклонно разрушаются столпы космологии Аристотеля-Птолемея. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце; Тихо Браге –идейный противник Коперника- устраняет материальные сферы, которые, по старой космологии, вовлекали в свое движение планеты, а идею материального круга (или сферы) заменяет современной идеей орбиты; Кеплер предлагает математическую систематизацию открытий Коперника и завершает революционный переход от теории кругового движения планет («естественного» или «совершенного» в старой космологии) к теории эллиптического движения; Галилей показывает ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля и формирует принцип инерции. Ньютон в своей теории гравитации объединяет физику Галилея и физику Кеплера.
За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира. С этим изменением связано и изменение- также медленное, мучительное, но неуклонное – представлений о человеке, о науке, о человеке науки, о научном поиске и научных институтах, об отношении между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой.
Научный дискурс квалифицируется как таковой, когда формируется, как говорит Галилей, на основе «чувственного опыта» и «необходимых доказательств». «Опыт» Галилея – это эксперимент. Наука –это экспериментальная наука. В эксперименте ученые обретают истинные суждения о мире. И это новый образ науки – возникший из теорий, систематически контролируемых с помощью эксперимента.
Научная революция «открыла дорогу категориям, методам, институтам, способу мышления, связанным с феноменом, который мы стали называть современной наукой» (Паоло Росси)/1, с45/.
В результате «научной революции» родился новый образ мира, с новыми религиозными и антропологическими проблемами. Вместе с тем возник новый образ науки – развивающейся автономно, социальной и доступной контролю. Другая фундаментальная характеристика научной революции – формирование знания, которое в отличие от предшествующего, средневекового, объединяет теорию и практику, науку и технику, создавая новый тип ученого –носитель того типа знания, который для обретения силы нуждается в постоянном контроле со стороны практики, опыта. Научная революция порождает современного ученого –экспериментатора, сила которого – в эксперименте, становящемся все долее строгим благодаря новым измерительным приборам, все белее и более точным.
Согласно одной точке зрения, картина мира, явившаяся результатом научной революции XVI-XVII вв. и нашедшая законченное выражение в работах Ньютона, является первой научной картиной мира. Мы уже можем говорить о процессе формирования первой научной картины мира в выше отмеченных трудах Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Бойля, завершившегося «системой мира» Ньютона.
Говоря о становлении науки XVII в. нельзя не отметить формирование в тот период механической картины мира и роль Реформации в процессе становления новой картины мира. В культурно-историческом плане механизация картины мира –чрезвычайно интересное явление, возникшее в лоне европейской культуры и не имеющее аналогов в других культурах. Под механизацией картины мира, происходящей в XVII в. мы понимаем вытеснение схоластического представления о материальном мире как иерархически упорядоченном организме, как материи, одушевляемой «изнутри» субстанциональными качествами, иным представлением о мире как об однородном, неодушевленном, мертвом веществе, частицы которого взаимодействуют по чисто механическим законам.
В свою очередь Реформация явилась выражением разложения феодализма и рождения новой буржуазной формации. Разложение феодальных отношений, сопровождающееся подобными настроениями, меняет общую картину мира, меняет отношение к природе, к естественному и сверхъестественному (чудесному). Значение идеологий Реформации для развития науки Нового времени состоит прежде всего в разрушении средневековой иерархической картины мира позднего католицизма и в переориентации воли человека с созерцательного отношения к истине на активный ее поиск в Книге мира.
Таким образом, МКМ XVII в, которая утверждала идею качественного единства, унифицированности всего телесного мира и его жесткую подчиненность законам, исходящим из единого божественного источника, по социальному генезису отражает процесс становления буржуазного способа производства, однако не непосредственно, а через опосредующее звено идеологических систем эпохи Реформации. Она стала ведущей мировоззренческой основой для развития физики, химии, политэкономии, теории государства и права и других отраслей естественного и социального познания.
Теперь, вернемся к становлению первой научной картины мира. Исходным рабочим определением научной картины мира (НКМ) можно считать следующее: НКМ есть наглядный, характерный для определенной исторической эпохи интегральный образ мира, служащий важным средством синтеза конкретных научных знаний о мире. Придя на смену религиозной, в которой в центре философских изысканий два центра – Бог и человек, первая научная картина мира характерна такими важнейшими элементами, как гелиоцентризмом, представлением о бесконечном однородном пространстве, едином материальном мире, в котором царят универсальные законы природы. Ее и принято называть классической, на фоне которой началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т. е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. Наука возникла в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были «растворены» в «эфире» религиозного сознания) и ими не позволено выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу –буржуазии нужна была «полнокровная наука», т. е. такая система научного знания, которая прежде всего для развития промышленности исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.
По мнениям многих западных исследователей (Дж. Бернал, Э. Цильзель) становление буржуазных социально-экономических отношений, пронизанных духом рационализма Нового времени, привело к постепенному ослаблению религиозного, магического, анимистического восприятия мира и укреплению рациональных представлений о мироздании. А поскольку развитие капиталистического производства потребовало развития механики и математики, то картина мира приобрела рациональный механико-математический характер, мышление стало рациональным.
Средневековая схоластическая картина мира в ходе научной революции XVI-XVII вв. подверглась разрушительной критике целым рядом философов и ученых. Процесс преобразования секуляризации схоластической картины мира, завершившейся созданием Ньютоном механической картины мира, рассматривается как монотонный, непрерывный процесс. Новое количественное, атомистическое, безгранично расширенное и мирское представление о действительности заняло место старой, качественной, непрерывной, ограниченной и религиозной картины мира, унаследованной мусульманскими и христианскими схоластами от греков. Иерархическая Вселенная Аристотеля отступила перед мировой схематикой Ньютона. Ньютон установил динамический взгляд на Вселенную вместо статического древних.
Касаясь религиозного аспекта, присущего возникшей МКМ, необходимо отметить, что произошел разрыв науки с религией и парадокс научной революции состоялся в том, что те, кто внес в нее наибольший вклад (в основном это научные новаторы Коперника до Ньютона), были наиболее консервативны в своих религиозных и философских взглядах. Понятия пространства, времени и движения, которые Ньютон ввел в свою теоретическую механику, он считал всеобщим достоянием, присущим обыденному сознанию любого человека. Этот небезынтересный факт свидетельствует о том, насколько изменилось обыденное сознание, насколько оно стало рациональным, что стало способным непосредственно порождать высокоабстрактные понятия. Результатом научной революции был разрыв мышления на мышление о бытии и мышление о ценностях, разрыв между миром точности и миром приблизительности, между научным мышлением и обыденным сознанием. Вместо обыденного сознания было рождено теоретическое научное мышление, создана совокупность общефилософских и научных принципов.
Таким образом, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по новому поставила вопросы о специфике научного познания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природы на основе знания ее законов.
В общественной жизни стали формироваться новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления, которые по существу разрушили предшествующую, многими веками созданную картину мироздания и привело к оформлению «вещно-натуралистической» концепции Космоса с ее ориентацией на механистичность и количественные методы.
Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки (особенно естествознания) потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования – как философских, так и частнонаучных. Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возродились и развивались принципы материализма и элементы диалектики.
Билет 23. Научная революция XVII века.
Причина: рывок информации, книгопечатание
Итоги: великие географические открытия, появление различных приборов (телескоп, микроскоп, барометр), изменение человеческого мировоззрения.
Сделаны важнейшие открытия в географии, астрономии, механике, картографии.
Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон
Чтобы перестроить общество, нужно просветить население.
Основные черты просветителей:
· наибольший вклад внесён в теории о государстве и обществе
· новой религией становится наука
· отношение к религии: атеисты и деисты
· безусловная вера в прогресс, стремление к высшему
Термины и персоналии:
Деизм-религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью.
Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (De Revolutionibus), то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 г., обычно называют периодом «научной революции».
Статья с сайта, указанного в программе Орлова-Коротковой-Давидсона (очень подробная, но легко запоминающаяся)
Путь к прогрессу
За исключением нескольких блестящих открытий, в период позднего средневековья научная мысль уступала в развитии технологическим обретениям. Техника занималась практическими вещами, которые либо работали, либо нет. Наука же изучала природу Вселенной и управляющие ею законы. Передовые идеи часто наталкивались на ожесточенное сопротивление. В частности, новые теории вошли в противоречие с религиозными догмами в объяснении природных явлений, подвергать сомнению которые считалось кощунственным и недопустимым.
До XVI века, считающегося началом современной эры, преобладал взгляд на Вселенную, основанный на теориях древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и развившего их греческого астронома Птолемея (II век н. э.). Учения греков и римлян всегда пользовались большим авторитетом в западном мире, особенно если они были приемлемы для Церкви. Церковью было принято описание Птолемеем небесного свода, где Земля помещена в центр Солнечной системы, что соответствовало христианской теологии, сделавшей драму грехопадения и спасения души краеугольным камнем истории. Согласно Птолемею, Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг неподвижной Земли. Когда же, производя астрономические наблюдения, ученые обнаружили противоречия в системе Птолемея, орбиты планет были вычерчены по-другому и приобрели весьма замысловатый вид исключительно для того, чтобы соответствовать данной теории. Не все ученые разделяли точку зрения Птолемея, однако в течение всего периода средневековья ее никто не оспаривал.
Первая тщательно разработанная альтернативная теория была представлена польским ученым Николаем Коперником (1473-1543), который, будучи кафедральным каноником, большую часть жизни посвятил научным исследованиям. Хотя далеко не все иерархи католической церкви выступали против новых идей, Коперник, похоже, сознавал, что его выводы могут оказаться еретическими. Поэтому он не спешил публиковать свой труд «Об обращениях небесных сфер», и, как говорят, увидел его типографский экземпляр лишь в последний день своей жизни. А ученый, курировавший издание книги, был настолько напуган возможными последствиями, что в предисловии определил цель написания труда как желание помочь астрономам при вычислениях, а не как критику теории Птолемея.
Новый облик Вселенной
Галилей использовал свои открытия для подтверждения гелиоцентрической (с Солнцем в центре) теории Коперника. Однако Церковь забила тревогу, поскольку это угрожало традициям и авторитету библейского учения, основанного исключительно на геоцентрической (с Землей в центре) теории. Например, Иисус, как сказано в Библии, остановил движение Солнца по небу; соответственно, описание Коперником Солнца как неподвижного объекта в пространстве должно было быть «ложным и ошибочным», каковым оно и было провозглашено в 1616 году.
Европейская сенсация
Сам папа римский запретил Галилею отстаивать взгляды Коперника, и ученый замолчал на долгие годы. Но постепенно он пришел к выводу, что если будет действовать осторожно, слава сможет оградить его от преследований Церкви. В 1632году Галилей опубликовал трактат «Диалог о двух главнейших системах мира», в котором опровергал положения системы Птолемея, однако сохранил видимость того, что следует указаниям папы, закончив книгу утверждением что творения рук Господних в действительности не доступны пониманию человека. Однако работа Галилея вызвала сенсационный отклик в Европе, и его уловка была разоблачена. 69-летнему ученому было приказано явиться в Рим, где он предстал перед судом инквизиции и был обвинен в ереси. Под угрозой смертного приговора Галилей признал ошибку и объявил о раскаянии. По понятиям того времени, наказание было достаточно мягким: в течение оставшихся восьми лет своей жизни Галилей находился под домашним арестом.
Попытки Церкви запретить теорию Коперника потерпели неудачу, поскольку книга Галилея была переведена на многие языки и стала популярной во всей Европе. Более того, важное свидетельство справедливости утверждений Коперника предоставил немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630), который в 1609-19 гг. открыл три закона движения планет. Коперник и Галилей считали, что планеты вращаются вокруг Солнца по круговой орбите; Кеплер определил, что орбиты планет являются эллиптическими, и тем самым устранил ошибки своих предшественников. Он продемонстрировал, что гелиоцентрическая теория проще системы Птолемея, а также свободна от ее противоречий. Несколькими годами позже Кеплер создал Рудольфовы таблицы, с помощью которых было возможно предсказать движение планет в будущем; основанные на работах Тихо Браге, эти открытия ознаменовали начало всеобъемлющего и математически точного описания Солнечной системы.
Законы Ньютона
Достижения медицины
В связи с этими открытиями еще более возросла роль научных исследований. Так как догматические воззрения исчезли и загадки более не казались неразрешимыми, объектом изучения стало все, включая тело человека и его болезни. Вплоть до XVI века предполагалось, что болезнь является следствием ненормального смещения четырех жидких сред организма (крови, мокроты, желтой и черной желчи). Первым вызов этой теории бросил швейцарский алхимик Парацельс (1493-1541), который утверждал, что болезни связаны с нарушениями различных органов и могут быть излечены при помощи химических препаратов. Примерно в это же время первое тщательное анатомическое исследование человека было проведено Андреасом Везалием (1514-64). Однако основы современной медицинской науки были заложены почти сто лет спустя, когда английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) открыл, что кровь в теле человека циркулирует по замкнутому кругу благодаря сокращениям сердца, а не печени, как полагали ранее.
Новый язык
Изобретения
Итак, к XVII веку наука действительно далеко продвинулась в своем развитии. Помимо телескопа, были изобретены такие приборы, как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос.
Научные достижения постоянно множились. Ньютон открыл волновую природу света и продемонстрировал, что поток света, кажущийся нам белым, состоит из спектральных цветов, на которые его можно разделить при помощи призмы. Двумя другими знаменитыми английскими экспериментаторами были Уильям Гилберт (1544-1603), заложивший основы изучения электричества и магнетизма, и Роберт Гук (1635-1703), который ввел понятие «клетка» для описания того, что увидел через линзы усовершенствованного им микроскопа. Ирландец Роберт Бойль (1627-91) изобрел вакуумный насос и сформулировал закон, известный в наши дни под названием закона Бойля-Мариотта, который устанавливает соотношение между объемом и давлением. А голландский ученый Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, доказав правильность вывода Галилея, что маятниковое устройство можно использовать для контроля за временем.
Распространение знаний
В это время интерес к науке проявлялся повсеместно, а научные знания были еще не настолько специализированными, чтобы любой образованный человек не мог провести эксперимент и совершить открытие.
Существование научных обществ и журналов означало, что сведения о каждом научном открытии могли быстро распространяться по всей стране, давая возможность исследователям использовать новейшую информацию.