в чем заключается смелость
Смелость
Смелость часто путают с храбростью и мужеством, но это несколько разные вещи. Смелость происходит от понимания, которое, в свою очередь, берет начало в разуме мудрости. Храбрость же является внешним проявлением смелости. В то же время, мужество — это сложное качество, которое сочетает смелость, настойчивость, сдержанность, уверенность в себе, помогающее человеку идти к цели, несмотря на потери и страдания.
Например, если у человека есть смелость, чтобы принять вызов, это означает, что его разум понял ситуацию и принял решение. И только после этого вызов потребует храбрости, чтобы провести это решение в жизнь.В психологии смелость рассматривается как качество воли, особая готовность человека преодолевать препятствия и бороться со страхом.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Под честолюбием (или амбициями) понимается закрепленное в характере стремление человека достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие так же следует отличать от гордыни и от.
Гóре — интенсивное эмоциональное состояние, сопутствующее потере кого-то (или чего-то), с кем (или с чем) у человека была глубокая эмоциональная связь. Этот термин не используется как синоним для депрессии. Иначе говоря, это одна из базальных эмоций, связанная с ощущением объективной или субъективной потери значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. Так же под горем понимается сильная глубокая печаль, скорбь.
Что такое смелость? Определение понятия, значение слова «смелость».
Смелость как черта характера
СМЕЛОСТЬ – моральное качество, которое проявляется в способности человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость подразумевает решительные действия для достижения поставленной цели, верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны других людей, откровенное выражение своего собственного мнения, особенно если оно противоречит устоявшимся взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости. Конкретными выражениями смелости являются подвиг, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию, приспособленчеству.
Смелость — особая черта характера, проявляющаяся в умении сознательно преодолевать страх и неуверенность. Смелость связана с решительностью и готовностью к самопожертвованию, побуждает человека к совершению опасных для себя поступков вопреки враждебным обстоятельствам и предполагаемым неблагоприятным последствиям:
Пословицы о смелости:
Какого человека можно назвать смелым?
СМЕЛЫЙ, смелая, смелое, смелые; кратк. ф. смел, смела, смело, смелы и смелы.
1) Такой, который не поддаётся чувству страха, не боится опасности; такой, который выражает смелость, отличается смелостью.
2) Такой, который не боится трудностей, препятствий: исполненный дерзания; такой, который заключает в себе что-л. новое, оригинальное; такой, который затрагивает острые, злободневные вопросы.
Смелый человек способен на героические поступки, подвиги. Его отличают такие качества, как храбрость, отвага, мужество, неустрашимость, решительность, дерзость, доблесть.
Смелость Смелый Смельчак
Смелость — это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха.
Смелость — это боязнь… боязни!
Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью:нет ничего более несходного и по своему источнику,и по результату.
Смелость без совести подобна дикому зверю.
Смелость — начало победы.
Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения.
Смелость как качество личности – способность подавлять защитные реакции, сохранять самообладание при появлении страха и качественно выполнять свои обязанности в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.
Смелость – это дрессированная трусость. Преодолев трусость, она подтверждает свое верховенство и власть над страхом. Смелый человек знает об опасности, но, вопреки этому, сознательно принимает вызов жизненных обстоятельств и идет навстречу страху. Он не упивается, как храбрец, «наслажденьем битвы жизни», но и «гром ударов» его не пугает. Эмоциональные переживания храбреца, вызванные возбуждением от перипетий боя, ему чужды. Опасность ему не по душе, но он превозмогает себя, душит страх и делает то, что требуется. Смелости для поступка не нужна, как отваге, общественно значимая цель, она добровольно выходит из общего строя, секундой назад посоветовавшись со своим внутренним судьей – совестью.
Бесстрашных, в буквальном смысле этого слова, разумных людей не бывает. Страх в критической, безнадежной ситуации неизбежно появляется у любого нормального человека. Смелость проявляется не в бесстрашии, а в способности человека стать сильнее страха и действовать в «минуты роковые» расчетливо и хладнокровно, проявляя смекалку и самообладание.
Еще Плутарх сказал: «Начало победы — смелость». Смелость, как фронтовой разведчик берет «языка», обезоруживает страх и действует в соответствии со своей волей и разумом. Она мысленно выбрасывает из головы страх и целиком сосредоточивается на своем поступке. Смелость проявляется во всех сферах жизни: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»; Гете: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим».
Опасности – наши учителя, именно они помогают личности осознать саму себя, понять, что нужно изменить в своей жизни. Между опасностью и смелостью стоит ощущение паники, смятения или безнадежности. В этом пространстве человеку надлежит сделать выбор, как реагировать на неблагоприятную или крайне опасную ситуацию. Животные в случае опасности нападают, убегают или изображают из себя статую Свободы, притворяясь мертвыми. У человека в диапазоне между трусостью и смелостью больше возможностей, как реагировать на происходящее.
Когда человек делает сознательный выбор в пользу смелости, ему приходится преодолевать одну существенную преграду подсознания. Дело в том, что оно, являясь личным архивом человека, сообщает уму впечатления об аналогичных опасных ситуациях прошлого и об их последствиях. Иными словами, новая ситуация входит в резонанс с пережитыми ранее и похожими ситуациями. Например, мужчина не проявляет смелость в отношениях с женщиной. Как только он хочет ее поцеловать, подсознание услужливо подбрасывает ему дальнейшее развитие сюжета: постель, загс, скандалы, «монголо-татарское иго», раздел его имущества, опустошение и разочарование. Поэтому он испытывает страх, кажущийся для всех не адекватным внешним причинам.
Смелость легко проявляется в экстремальных условиях, куда сложнее ее выявить во взаимоотношениях мужчины и женщины. У многих представительниц слабого пола живуч страх перед одиночеством, страх, что близкий человек бросит их. Для преодоления этого страха необходима смелость открытости, состоящая в изложении мужу каждой мелочи, которой она боится, способности рассказать о своих чувствах и переживаниях с самого детства. Женская природа диктует правило: «Если ты взята в жены вся, значит, ты действительно замужем». Когда у женщины имеются темные страницы жизни, о которых она боится рассказать мужу, она, прежде всего, сама будет испытывать психологический дискомфорт. Смелое путешествие по своему прошлому позволяет ей стать ребенком для своего мужа, у него будет возникать ассоциация, как будто он ее если не родил, то точно вырастил.
Мужская смелость проявляется в обете обещания жениться, быть верным, взять на себя ответственность за женщину со всеми ее тараканами в голове, обещать опекать эту женщину, что бы с ней не случилось. Страшно подписываться на такие условия, нужна смелость, куда проще найти нишу в гражданском браке – рисков никаких, как говорил Леонид Куравлев, игравший в фильме «Не может быть» роль жениха, не узнающего свою невесту: «Подумаешь, делов на копейку».
Человек с таким проявленным качеством личности как смелость не обязан совершать героические поступки по расписанию. Жизнь сама с определенной периодичностью подбрасывает ему страхи и опасные ситуации, которые нужно преодолевать. Смелость востребована жизнью: то нужно смело задать вопрос или сказать правду, то необходимо смело возразить или сделать комплимент тому, кто нравится, то надо проявить смелость в отстаивании своих принципов или быть готовым к резким переменам в своей жизни. Жизнь – нескончаемый урок, смелость всегда подключается к преодолению жизненных трудностей и неурядиц.
«На смелого собака лает, а трусливого – кусает» — гласит русская пословица. Какой нужно обладать смелостью, чтобы в условиях массовых репрессий тридцатых годов смело говорить правду обо всем, что видишь? Михаила Булгакова пытались «укусить» многие «сторожевые псы» режима, но он, проявляя невиданную смелость, игнорировал липкий страх смерти и говорил устами не «гегемона», а профессора Преображенского: ««Что такое эта ваша разруха?… Да ее вовсе не существует… если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха… Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах…».
На писателя была открыта неприкрытая травля. В 1929 г. Сталин отозвался о Булгакове в письме к драматургу Билль-Белоцерковскому, одному из булгаковских гонителей: «Пьеса «Бег» есть проявление попытки вызвать симпатию к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины… «Бег» представляет антисоветское явление». «Доброжелатели» писателя уже видели его за стенами Гулага, но их останавливало одно обстоятельство: по непонятным им мотивам Сталин восемнадцать раз посещал пьесу Булгакова «Дни Турбиных». Человеческая симпатия писателя к героям «Дней Турбиных» и романа «Белая гвардия» была очевидна всем. Сатирические повести написаны не эзоповским языком, а вполне прозрачным. Сталин знал, с кем имеет дело, Булгакова в отличие от колеблющихся попутчиков и сомнительных единомышленников нельзя было заподозрить в чем-либо тайном. В своем безумно смелом письме к генеральному секретарю коммунистической партии Михаил Афанасьевич пишет такие строки: «… На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашенный ли волк, стриженный ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили, как с волком…». Трудно найти другого писателя, который мог бы так смело разговаривать со Сталиным, и открыто говорить о своем видении существующих порядков.
Смелость — что это такое, примеры, отличия от храбрости, мужества
«Смелость» – одно из первых слов, которые мы узнаём в детстве. Каждому ребёнку объясняют, что смелые дети не боятся уколов, уверенно заходят в кабинет стоматолога и не устраивают истерик, впервые оставаясь в детском саду или в первом классе. Смелость преподносится детям как важная добродетель. Однако даже повзрослев, далеко не все правильно понимают смысл этого слова. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой смелость, от чего она зависит, для чего нужна и как проявляется, а также выясним, как её развить.
Что такое смелость?
Смелость – это особенность характера, заключающая в способности преодолевать страх, сохранять самообладание, решительно и непоколебимо действовать в условиях опасности и неопределённости. Она помогает человеку идти на рискованные и опасные для него поступки, при условии, что в конкретной ситуации риск оправдан.
Стоит упомянуть и о таких понятиях как «храбрость» и «мужество», которые часто используются в качестве синонимов слова «смелость». Однако отождествлять их не следует, поскольку их значения существенно отличаются. Их основные отличительные особенности заключаются в следующем:
В реальной жизни смелость проявляется в таких особенностях поведения как инициативность, принципиальность и самообладание. Кроме того, смелый человек никогда не проявляет таких черт как трусость, малодушие или приспособленчество. Также он не склонен врать и лицемерить.
Важно понимать, что смелость это не отсутствие страха. Страх свойственен каждому человеку, поскольку это состояние, продиктованное инстинктом самосохранения, и в той или иной форме оно свойственно каждому живому существу. Смелость – это способность справляться со страхом, брать под контроль эмоции, действовать решительно и рассудительно в любых обстоятельствах.
Примеры проявления смелости
Конечно, невозможно перечислить все жизненные ситуации, в которых проявляется смелость. Но чтобы сформировать общее понимание того, что такое смелость и как она проявляется, приведём несколько примеров:
От чего зависит смелость?
По сути, определяющими являются два фактора: тип темперамента и воспитание. Психологи отмечают, что в случае опасности меланхолики склонны к бегству, тогда как холерики предпочитают нападение. Флегматики могут впадать в ступор, а вот сангвиники обычно демонстрируют наиболее осмысленную реакцию. Но при условии правильного воспитания, обладатель любого типа темперамента может смело реагировать на опасные ситуации.
Правильное воспитание подразумевает, что родители на личном примере показывают ребёнку, что с любой неприятностью можно справиться, прикладывая усилия в нужном направлении. Кроме того, нельзя подавлять инициативу ребёнка. И даже если в этот раз она привела к нежелательным последствиям, нужно просто объяснить ему, что неприятности случаются со всеми. В таком случае у него будет гораздо больше шансов вырасти решительным и смелым.
Даже одна единственная неприятная ситуация, произошедшая с ребёнком, может негативно сказаться на его смелости во взрослом возрасте. Например, если он попытался поступить храбро и дать отпор обидчикам, но в результате пострадал ещё сильнее, а вдобавок воспитатели и даже родители посчитали, что именно он виноват в этой ситуации. Такого сильного потрясения может оказаться достаточно для того, чтобы в дальнейшем он всегда выбирал кроткую стратегию поведения.
Для чего нужна смелость?
Многие люди воспринимают смелость как черту характера, которая по-настоящему проявляется только в экстремальных ситуациях. Например, если жизням других людей угрожает опасность, смелый человек может совершить подвиг и всех спасти. Однако и в повседневной жизни смелость часто бывает необходима для того, чтобы адекватно вести себя в определённых ситуациях. В частности, смелость даёт такие возможности и преимущества как:
Как развить смелость?
Как мы уже выяснили выше, смелость зависит от двух факторов: темперамента и воспитания. Однако это не означает, что взрослый человек не может развить в себе данную черту характера. Наш мозг сохраняет способность обучаться и формировать новые паттерны поведения. Благодаря этому и смелость тоже можно развить, воспользовавшись несколькими несложными советами.
1. Будьте всегда смелым там, где это легко
Относитесь к смелости как к полезной привычке, которая должна проявляться везде и во всём. Важна она и в мелочах, которым вы, возможно, раньше не придавали особого значения. Подумайте о том, что вас обычно пугает, и преодолейте свой страх. Например, если вы боитесь какого-то аттракциона в парке – прокатитесь на нём, а если боитесь переходить реку по узкому мосту – ходите по нему чаще.
Если вам сложно даётся общение с незнакомцами, чаще ставьте себя в ситуации, когда вам придётся обращаться к ним с какими-нибудь вопросами или просьбами. Можно также записаться на какие-нибудь курсы или сходить на конференцию, обязательно задавая там вопросы. Возможно, пришло время перемен в имидже, и речь не только об одежде. Парни могут сделать смелую причёску, покрасить волосы и отрастить бороду, а девушки – перейти на новую косметику и сделать необычный маникюр.
2. Никогда не откладывайте то, что вас пугает
Лишние переживания истощают психику и отнюдь не закаляют. Если долго тянуть с делом, которое вас пугает, это не значит, что вы «морально подготовитесь» и вам будет легче. Всё наоборот – подобная прокрастинация лишь усиливает страх. И чем быстрее вы приступите к делу, тем быстрее поймёте, что не такое уж оно и пугающее, и тем меньше времени потратите на переживания.
Наверняка вы знаете, что на сдаче экзаменов всегда находятся студенты, желающие зайти в первой пятёрке. Они это делают именно потому, что знают, насколько легко и приятно быстро пройти через испытание, которое пугает их не меньше, чем остальных студентов.
Чем меньше времени человек тратит на бессмысленные переживания, тем больше психоэмоциональной энергии он сохраняет для решения задачи. Можно привести в пример массу ситуаций, в которых полезна такая тактика – от прыжка с парашютом до окунания в прорубь. Приучая себя быстро действовать в любых волнительных обстоятельствах, вы станете более решительным во всех делах.
3. Контролируйте своё тело
Несмотря на то, что многие психологи скептически относятся к такому подходу, он точно не повредит. Начните внимательно следить за положением своего тела и движениями. Регулярно напоминайте себе, что нужно расправить плечи и поднять голову, смотреть прямо, контролировать осанку и походку.
Если вы плохо представляете, как выглядите со стороны – отрепетируйте все движения и жесты перед зеркалом. Вы должны выглядеть и вести себя уверенно, и ваша психика вскоре придёт в соответствие с новыми манерами и движениями.
4. Готовьтесь к тому, что вас пугает
Речь идёт не о том, чтобы «подготовиться морально» – этим вы только сильнее «накрутите» себя. Например, если вас пугает разговор с начальником об отпуске или о повышении, попробуйте подготовиться к нему более основательно. Продумайте свои аргументы и формулировки, выпишите их на бумаге и выберите наиболее удачные. Теперь, зная, что у вас есть словесные заготовки для серьёзного разговора, решиться на него будет гораздо легче.
5. Начните заниматься спортом
Занятия спортом – это отличный способ повысить самооценку, стать более уверенным и решительным. Каждое занятие спортом – это небольшой выход из зоны комфорта, который также способствует развитию решительности и смелости. Кроме того, ощутив заметное улучшение своей физической формы, любой человек становится заметно смелее, поскольку знает, что в случае чего сможет постоять за себя.
Заключение
Смелость нужна нам гораздо чаще, чем мы привыкли считать. Она помогает в личной и социальной жизни, в карьере, творчестве и самореализации. Поэтому так важно её развивать. И любой человек, решив статье смелее и целенаправленно прикладывая к этому усилия, довольно скоро почувствует, что его жизнь стала более насыщенной и яркой во всех её сферах.
Сочинения к варианту №4 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Когда снег весной сбежал в реку, на тёмную горячую землю везде в селе вышли на волю белые куры.
— Вставай, Жулька! — приказал я.
И она подошла ко мне, моя любимая молодая собака, белый сеттер в частых чёрных пятнышках.
(1)Когда снег весной сбежал в реку, на тёмную горячую землю везде в селе вышли на волю белые куры.
— (2)Вставай, Жулька! — приказал я.
(3)И она подошла ко мне, моя любимая молодая собака, белый сеттер в частых чёрных пятнышках. (4)Я пристегнул карабинчиком к ошейнику длинный поводок и начал Жульку учить охоте сначала по курам. (5)Учение это состоит в том, чтобы собака стояла и смотрела на кур, но не пыталась бы курицу схватить.
(6)И пошло так у нас изо дня в день, и в какую-то одну неделю я натаскал Жульку отлично по курам. (7)Свободно пуская собаку, я иду по деревне, она делает стойку по курице и одним глазом глядит на неё, а другим следит за мной: как только я начну выходить из ее поля зрения, она бросает курицу и бежит ко мне.
(8)Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. (9)И я, хорошо натаскав Жульку по курам, совсем упустил из виду, что в селе на другой стороне реки один хозяин держит гусей. (10)Я спокойно шёл, пуская Жульку свободно бегать перед собою. (И)Ничего худого не ожидая, мы вышли в конце деревни к реке. (12)Неболышой холмик отделял нас от реки, и по нему кверху поднималась по травке белая тропка. (13)Жулька пустилась вверх по этой тропе. (14)На мгновенье она показалась мне вся вверху на фоне голубого неба. (15)У неё была поза именно такая напряжённая, как бывает у собаки на стойке. (16)Не успел я ей крикнуть своё обычное «лежать!», как она вдруг сорвалась и бросилась со всех ног вниз по невидимой мне стороне холма. (17)Вскоре потом послышался всплеск воды и вслед за тем крик, шум, хлопанье по воде крыльев такое, будто бабы на помосте вальком лупили бельё. (18)Я испугался: задерёт собака какую-нибудь животину и ничем потом от хозяев не откупишься.
(19)Добежав до вершины холма, я увидал, как Жулька плавала по воде, делая попытки схватить того или другого гуся. (20)Смятение было ужасающее: гусиное гоготанье, хлопанье крыльев, пух гусиный, летающий в воздухе.
(21)3вук моего свистка и крики были совершенно бессильны: настигнув одного гуся, Жулька пускала из него пух, а гусь, подстёгнутый щипком, набирал силу и, помогая себе крыльями, частью водой, частью по воздуху уклонялся от второго щипка. (22)Тогда Жулька повёртывалась к другому гусю, пускала пух из него.
(23)Пух, как снег, летал над рекой.
(24) В этот момент из кустов выбежал с ружьём сын хозяина гусей Витька и прицелился в плавающую голову Жульки.
(25) Сердце у меня оборвалось. (26)Грянул выстрел. (27)Я успел всё-таки увидать, что чья-то рука из кустов толкнула Витьку в плечо и дробь хлестнула по воде далеко от места побоища.
(28)Так всё хорошо кончилось, но я не успел рассмотреть, кто же был спаситель Жульки. (29)Когда я вернулся домой и захотел приступить к своим обычным занятиям, мысль о неизвестном не давала мне работать. (30)Любовь моя к охоте, к природе, к собаке не могла оставаться во мне теперь без благодарности спасителю моей прекрасной собаки.
(31)Я отложил свои занятия и пошёл к учителю в школу за несколько километров от нас. (32)По маленькой руке, толкнувшей Витьку в плечо, я знал, что это был мальчик. (ЗЗ)Рассказав всё учителю, я попросил его найти мне мальчика, спасителя Жульки, обещал, что подарю ему любимую мою книгу «Всадник без головы» в хорошем издании.
(34)Оказалось, найти спасителя Жульки не так-то легко.
— (З6)Он сделал хорошее дело, — сказал я, — мы ищем, чтобы поблагодарить его, почему же он не хочет открыться?
— (36)В том-то и дело, — ответил учитель, — ему не хочется похваляться тем, что самому ничего не стоило.
— (37)Но не все же такие мальчики: нам нужно непременно найти его, нам нужен пример для других.
— (38)Это правда! — ответил учитель.
(39)И, подумав немного, сказал:
Мне пришла в голову мысль. (40)Мы найдём! (41)Скажите, сколько было гусей?
(42)Их было восемь, — ответил я.
— (43)Напишите рассказ об этом случае и подчеркните в нём, что было именно восемь гусей.
(44)В одно воскресенье мы с учителем устроили чтение в школе весёлых рассказов разных авторов. (45)Дошло до чтения моего рассказа о собаке Жульке и о гусях. (46)Веселье началось особенное, когда я читал, как летал гусиный пух, а я, будто полководец, держал в уме поведение каждого гуся.
— (4 7)А сколько их всех было? — спросил меня в это время учитель.
— (48)Восемь гусей, Иван Семёныч!
— (49)Нет, — сказал учитель, — их было пятнадцать.
— (50)Восемь! — повторил я. — (51)Утверждаю: их было восемь.
— (52)И я утверждаю, — резко сказал Иван Семёныч, — их было именно пятнадцать, и могу доказать; хотите, пойдём сейчас к хозяину и сосчитаем: их у него пятнадцать.
(53)Во время этого спора чьё-то нежное, стыдливое сердце сжималось от боли за правду, и это сердце было на моей стороне. (54)Какой-то мой слушатель, мой сторонник горел за правду у себя на скамеечке.
— (55)Утверждаю, — сказал учитель, — гусей было пятнадцать.
— (56)Неправда! — закричал мой друг. — (57)Гусей было восемь!
(58) Так мой друг поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный, с глазами, гневно устремлёнными на учителя.
(59) Это и был Вася Весёлкин, стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды.
— (60)Ну, спасибо тебе, мой друг, — сказал я и подарил спасителю моей Жульки любимую в детстве книгу «Всадник без головы».
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания П.А. Леканта: «Пунктуация помогает автору наиболее понятно «уложить» информацию в тексте. С другой стороны, читающему пунктуация помогает более быстро и точно «считывать» именно ту информацию, которая «уложена» в тексте.
Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания. По мнению лингвиста П.А. Леканта, именно знание правил пунктуации помогает автору сделать текст более понятным для читателя.
Например, 18 предложение – бессоюзное сложное, и между его частями ставится двоеточие. В данном случае этот знак препинания нужен для пояснения во второй части того, о чём говорится в первой. Рассказчик уточняет, чего именно он испугался, когда его собака резко сорвалась с места. К тому же это подготавливает читателя к дальнейшим событиям, ведь опасения героя оправдались: Жулька могла погибнуть.
Предложения 56-57 по эмоциональной окраске являются восклицательными. Именно этот знак препинания позволяет автору передать эмоции, которые испытывает его герой. Спаситель Жульки очень сильно взволнован, потому что он привык бороться за справедливость.
Таким образом, с помощью пунктуации автор может передать читателям важные идеи. К.Г. Паустовский также обращал внимание на эту функцию знаков препинания, которые, по его мнению, «твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Это и был Вася Весёлкин, стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды».
Смысл финала текста М. Пришвина я понимаю так: застенчивый Вася Весёлкин оказался смелым борцом за справедливость. Такие люди предпочитают скрывать свои добрые поступки, потому что никогда ничего не требуют взамен. Но если понадобится, они будут отстаивать правду до самого конца. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, из 36 предложения мы узнаём, что мальчик не хочет «похваляться тем, что самому ничего не стоило». Это значит, что Вася Весёлкин – настоящий альтруист, который делает добро абсолютно бескорыстно. Ему не нужна награда, и он не хочет, чтобы другие знали его имя. Разве нельзя назвать такого человека по-своему смелым?
Кроме того, в 53 предложении автор отмечает, что у мальчика было «нежное, стыдливое сердце», которое «сжималось от боли за правду». Вася не может остаться безучастным к происходящему, потому что знает, сколько гусей было на самом деле. В этой ситуации он понимает, что должен побороть застенчивость и встать на сторону рассказчика. Так, герой в определённые моменты может становиться решительным и бесстрашным.
Таким образом, настоящая смелость заключается в умении преодолеть свой страх. Несмотря на свою природную стыдливость, герой Пришвина считает своим долгом отстаивать правду и бороться за справедливость.
9.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ?
Смелость – это способность переступить через свои страхи и предпринять решительные действия в сложной жизненной ситуации. При каких же обстоятельствах важно проявлять смелость? Попробуем в этом разобраться.
Так, в приведённом фрагменте произведения М. Пришвина один из героев отличается скромностью и застенчивостью, стыдится своих добрых поступков и поэтому скрывает своё имя. Однако, когда на его глазах учитель обвиняет рассказчика, Вася Весёлкин не может оставаться безучастным. В 53 предложении автор отмечает, как «нежное, стыдливое сердце сжималось от боли за правду». Мальчик оказывается очень смелым человеком.
Во многих художественных текстах мы также можем найти примеры смелых поступков. Так, главная героиня романа в стихах «Евгений Онегин» Татьяна Ларина написала письмо Евгению, чтобы признаться в своих чувствах. Девушка поступила очень смело, ведь она не знала, какой будет реакция возлюбленного и к каким последствиям это может привести. Несмотря на то что Онегин не ответил ей взаимностью, Татьяна не пожалела о своём поступке. Так, пушкинскую героиню можно назвать очень храброй девушкой.
Таким образом, смелость можно проявить абсолютно в разных жизненных ситуациях. Нужно учиться преодолевать свои страхи, потому что трусость – это один из самых отвратительных человеческих пороков.