в чем заключается скрытая полемика бунина с горьким повесть деревня
Спор о судьбе России в повести И. Бунина «Деревня». Бунин и Чехов. Бунин и Горький.
За бунинской «Деревней» стояла большая традиция русской литературы, высочайший уровень национальной художественной культуры слова, и это наследственное качество отчетливо проявилось в общем строе и стиле повести, ее образной концепции и языке.
Сам Бунин осознал свою родственную связь с великими русскими классиками. В. Н. Муромцева-Бунина в своей книге воспоминаний приводит такую запись Бунина: «Писателем я стал, вероятно, потому, что это у меня в крови: среди моих дальних родичей Буниных было немало таких, что тяготели к писательству, писали и даже печатали, не приобретя известности, но были и такие, как очень известная в свое время поэтесса Анна Бунина, был знаменитый поэт Жуковский, сын тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки, получившей фамилию своего крестного отца Жуковского только потому, что был он сыном незаконным. Я еще мальчиком слышал много рассказов о нем в нашем доме, слышал от моего отца и о Льве Толстом, с которым отец, тоже участник Крымской кампании, играл в карты в осажденном Севастополе, слышал о Тургеневе, о какой-то встрече отца с ним где-то на охоте Я рос в средней России, в той области, откуда вышли не только Анна Бунина, Жуковский, Лермонтов, — имение Лермонтова было поблизости от нас, — но вышли Тургенев, Толстой, Тютчев, Фет, Лесков… И все это: эти рассказы отца и наше со всеми этими писателями общее землячество — все влияло, конечно, на мое прирожденное признание…». С этим трудно не согласиться. Иван Бунин не только по своей писательской манере продолжает ряд классиков, но он близок им по духу.
Горький, сравнивая повесть «Деревня» с классическими произведениями, писал: «Можно бы говорить о Л [ьве] Н [иколаевиче], — но «Утро помещика» и прочее — это другая эпоха, и это — эпизоды из жизни Толстого. «Мужики», «В овраге» — тоже эпизоды — простите! — из жизни ипохондрика. Я не вижу, с чем можно сравнить вашу вещь, тронут ею — очень сильно. Дорог мне этот скромно скрытый, заглушённый стон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее — и все это ново, так еще не писали».
Бунинская «Деревня» является классической не только по тематике, но и потому, что сама по себе повесть представляет один из лучших образцов русской классической литературы.
Правительственная реформа 1861 года, отменившая крепостное право в России, не устранила векового антагонизма между помещиком и мужиком. Она оставила помещиков без крепостных, а мужиков без земли, разрушив старую правовую основу патриархальных отношений в деревне, но зато еще более усилив экономический гнет, власть ростовщичества, кабалы, бесчисленных отработок, которыми безземельные мужики должны были платить за каждый клочок земли. Русский крестьянин задыхался на своем скудном средневековом наделе, голодал, надрывался, дичал, терпел бесчисленные муки, превосходившие силы человеческие. Общее политическое бесправие всего народа делало эти муки еще более безысходными.
По справедливому замечанию ученого А. Нинова, «Бунин в «Деревне» значительно расширил общие рамки художественного исследования. Он установил связь между явлениями, порознь описанными Чеховым, выявил их общую социально-историческую и бытовую основу». Начав с Тихона Красова исследование современной деревни, Бунин сразу же и безошибочно определил «потолок», высшую меру удачи, доступную мужику после отмены крепостного права. История возвышения Тихона Красова может служить своеобразным итогом полувекового развития буржуазных отношений в русской деревне. Итог этот не оправдал ничьих надежд. Положение крестьянской бедности стало еще хуже, и дурновские мужики, как и по всей России, готовы начать голодный земельный бунт, а «потолок» жизни самого богатого человека в Дурновке остался удручающе низким. И как бы ни чванился Тихон Ильич перед прочими мужиками, его «биография жизни» заключает в себе злую историческую насмешку.
В отличие от Чехова, Бунин увидел озлобленную деревню 1905 года, когда казалось, что терпение мужика лопнуло, и он готов взять силой и землю, и волю.
Бунин резко выступал против сближения своей прозы с чеховской. Он не принимал попыток навязать ему и его старшему современнику якобы свойственные им пессимистические настроения. Действительно, с любым отождествлением столь индивидуальных дарований согласиться нельзя. Но это не исключает творческих контактов. Обоим было присуще стремление высветить краткий миг душевного состояния — как знак общей атмосферы своего времени.
Бунин сразу угадал в глазах Чехова трагическую тоску человека, отъединенного от других надвигающейся смертью и знающего это. Сам Бунин был молодым, сильным. Но по жизненным обстоятельствам, психологическому складу он с юношеских лет болезненно переживал одиночество. Оба не скрывали друг от друга горьких предчувствий, и оба не могли «не возмущаться пересоленными карикатурами на глупость и на величайшую вычурность, и на величайшее бесстыдство, и на неизменную лживость» в литературе, равно как и в жизни.
Чехов и Бунин открывают сокровенный смысл однообразного бытия. Поэтому находят в изображении внешне скудной жизни возможность выразить ее истинное, внутреннее содержание, в тексте — подтекстовые «емкости». По мнению исследователей, именно опора не на реплику, поступок героя, а на его настроение, состояние личности, на общую эмоциональную атмосферу эпизода, всей картины роднит прозу Чехова и Бунина.
Критический характер момента вел автора «Деревни» и к Л. Н. Толстому, сумевшему глубже всех, самой сутью своего великого таланта передать национальный характер и мировой размах первой русской революции.
Как никто после Толстого, Бунин подтвердил слабость крестьянского восстания, бессилие патриархальной деревни и ее безнадежную историческую отсталость. Именно в жизни патриархальной деревни, мужицкий и барской, сохранилось больше всего средневековых пережитков крепостничества, голодной нищеты и духовного рабства, сделавших невыносимым существование русского крестьянства. Представление о фатальной неизменности сущего, вечном и незыблемом круговороте жизни в ее изначально — древних, жестоких и грубых формах — глубочайшим образом связаны с ветхозаветностью всего жизненного уклада русской деревни, простоявшего неподвижно в течение многих веков. Революция 1905 года потрясла, но не разрушила этот уклад.
По множеству фактов Бунин мог судить, как обострились социальные отношения в деревне. Лето 1906 г. он провел на Орловщине, в имении своих родственников, и его письма того времени содержат выразительные подробности крестьянских волнений. В письме к М. П. Чеховой Бунин сообщал, в частности, что крестьяне из одной деревни подожгли скотный двор и, «вероятно, запалят еще разок, ибо волнуются у нас мужики и серьезно, в один голос говорят, что ни единому человеку из помещиков не дадут убрать ни клочка хлеба».
Эпизоды крестьянского быта в Дурновке, во время которого Митька-шорник чуть не врукопашную схватился с Тихоном Красовым у его крыльца, Бунин мог писать почти что с «натуры» как живой очевидец происходящего. Однако своеобразие его повести состоит в том, что основными сторонами социального конфликта в «Деревне» являются не помещики и крестьяне (этот старый антагонизм сдвинут на периферию сюжета повести), а безземельные бедняки и кулак-перекупщик земли в лице Тихона Красова. Иными словами, Бунин рассматривает новый социальный антагонизм, расколовший крестьянство после отмены крепостного права. Но, несмотря на это, «Деревня» и по тематике, и по стилю повести является одним из лучших образцов русской классической литературы.
Итак, «Деревня» И. А. Бунина была написана в русле русской литературной традиции (Л. Толстого, А. Чехова и других), однако Бунин как представитель трагического XX века сумел показать новые социальные и нравственные сдвиги в деревне 1910-х годов, новый социальный антагонизм.
Деревня
«Я, восприявший скорби темноты,
Из недр земных земле благовествую
Глаголы Незакатной Красоты!»*,
Синий ворон от падали
Алый клюв поднимал и глядел.
А другие косились и прядали,
А кустарник шумел, шелестел.
Синий ворон пьёт глазки до донушка,
Собирает по косточкам дань.
Сторона ты моя, ты, сторонушка,
Вековая моя глухомань.***
Бунин был далёк от идеализации своего народа; но под этим словом «народ» он понимал не только неграмотное крестьянство, а и все другие сословия.
Только в годы гражданской войны большинство критиков признали правду Бунина, оценили его предвидение катастрофы.
После февральской революции ропот мужиков превратился во вспыхивающие погромы. Бунин видел, что всё худшее и страшное стало преобладать. В письме Горькому он пишет: «Ото всего того, что я узнаю… и вижу вокруг, ум за разум заходит, хотя только сбывается и подтверждается то, что я уже давно мыслил о святой Руси». Он всё сильнее предчувствовал, что «Россию ждёт трагическая участь». В 1916 г. он отразит увиденное в деревне:
_________________
*Стихотворение И. Бунина «Надпись на могильной плите»
** Родине.
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
1891
****** И. Бунин «Хозяин умер, дом забит»
В чем заключается скрытая полемика бунина с горьким повесть деревня
22 октября исполнилось рождения выдающегося поэта, первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Алексеевича Бунина. Известно, что Бунин бывал Новгороде. Здесь был сделан один известных фотопортретов писателя. Здесь с был дружен без малого (с что связывало этих столь непохожих друг людей – статье.
Начинающий автор и «властителем дум»
Когда российском литературном небосклоне взошла звезда начинающего автора Ивана Бунина, Горький был уже широко известным писателем, «властителем дум» тогдашней молодежи. Он, конечно, отметил появление Бунина литераторов, его – присматривался.
Весной Чехову Горький пишет: «Стал читать рассказы Бунина. Порой совсем недурно выходит, Вы, что Вам? Но Бунина очень тонкое чутье природы есть».
Первая личная встреча Горького состоялась Представил другу Антон Павлович Чехов, Бунин времени уже был знаком. Чехов были в ту пору уже признанными мастерами художественной прозы, то молодой Бунин, написавший лишь несколько повестей – малоизвестным, подающим надежды литератором.
Конечно, знакомство двумя корифеями русской литературы ему льстило. там! Желавшему пробить себе дорогу поприще автору дружеская поддержка Горького, в те годы любимца читающей публики, была очень кстати.
Осторожное сближение
Через несколько дней после знакомства Бунин посылает Горькому свою книгу – сборник стихов «Под открытым небом». Бунинские стихи Горькому безусловно понравились, поэту весьма трогательный отзыв: «Хорошие стихи, Свежие, звучные, есть детски чистое огромное чутье природы. людям строгим Ваши стихи тоже очень по душе, и рад, что могу сказать Вам это».
Свою первую поэму «Листопад», изданную в Бунин посвятил Горькому. Вскоре Горький пригласил Бунина сотрудничать «Жизнь».
Дружба двух писателей, казалось, крепла однако Горький все еще осторожничал. Так, осенью издавать произведения Бунина им издательстве «Знание». отражены компаньону, соучредителю «Знания» Константину Пятницкому: «Ах, Бунин! болит, Скажите ваше решающее слово, друг мой добрый Против “Гайаваты” ничего – смущают».
Горького волновала политическая индифферентность Бунина, призывал его отточить «талант свой, красивый, как матовое серебро», «им куда надо». оставался чужд всякой партийности, народнических исканий общественных увлечений. именно Горький «раскрутил» Бунина: «Знание» вышло его первое собрание сочинений, после чего он известен широкой читательской публике.
Выгодное сотрудничество самолюбие
Возможность печататься в «Знании» открывала перед Буниным великолепные перспективы, ведь «знаньевцы» получали бешеные по тем временам гонорары: издательство выплачивало лист в знаков стопка водки стоила буханка хлеба – пуд муки – Помимо этого, Горьким были введены ежемесячные авансы. Около говоря современным языком, числились издательства «заработную плату» – это была беспрецедентная практика! Словом, материальное обеспечение писателей издательстве «Знание» было прекрасным.
Дружеские отношения – знаменитым писателем именем, неслыханная материальная поддержка «авансов», небывалые по величине гонорары – все это побуждало молодого Бунина продолжать поддерживать эти отношения.
Но его, самолюбивого, финансовая зависимость и тот факт, что ряда лет вынужден находиться этого популярного писателя. вокруг Горького сложился кружок талантливых литераторов, гревшихся славы будущего классика советской литературы: Скиталец, руки журналистов «подмаксимки». время современники числили в «подмаксимовиках» незаурядных авторов, как Леонид Андреев Бунин, что отражено, например, карикатуре. близкой отзывались как о «светском человеке, спустившемся литературной богемы».
Отчуждение полемика
Сам Бунин позднее характеризовал свою дружбу как «странную». Пожалуй, такой она до писатели поддерживали близкие отношения. Когда Горький жил Бунин часто навещал его: «Мы лет пять подряд ездили провели там целых три зимы. время мы встречались каждый день, чуть вечера проводили вместе, сошлись очень близко. время, когда наиболее приятен мне». очередь, Горький, упоминая встреч, отмечал, что Бунин радует его «серьезным своим отношением
В революционные годы писатели прекратили общение – слишком сильны оказались разногласия. Впрочем, открытого конфликта между ними просто сошла
После революции Горький, приехав хотел встретиться ему приглашение через свою жену, Екатерину Пешкову. что свои отношения «навсегда конченными». После этого эпизода попыток сближению никогда лишь полемизировали друг да
Их рассудило время
В дневниках оба оставили друг весьма откровенные характеристики. 1920-х годов они написали почти одновременно следующие строки.
Горький «Талантливейший художник русский, прекрасный знаток души каждого слова, он – сухой, “недобрый” человек, людей любит умом, бережлив. знает, даже несколько преувеличивает себя глазах, требовательно честолюбив, капризен ему, умеет жестоко пользоваться ими. Сколько интересного можно рассказать
Бунин «Сказочна вообще судьба этого человека. целых сорок лет мировой славы, основанной счастливом для стечении политических, но многих других обстоятельств. Конечно, талант, пор никого, сказал, наконец, какого рода этот талант, создавший, например, такую вещь, как “Песня – песня как «высоко вполз уж там», ничуть, смертоносным гадом, ухитрился насмерть ужалить сокола, тоже очутившегося ».
И лишь беспристрастное время расставило все по своим местам, выведя
Спор о судьбе России в повести И. Бунина «Деревня». Бунин и Чехов. Бунин и Горький.
Творчество И. А. Бунина.
Философия любви в творчестве И.А.Бунина («Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и др. рассказы). Бунин и Чехов. Бунин и Куприн.
Отношение к любви в произведениях И. А. Бунина разительно отличается от всего, что мы видим в творчестве его предшественников: Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и т.д., и т.п. Любовь по Бунину не идеализированное, исключительно «высокое» чувство, писатель не разделяет любовь на плотскую и платоническую, а изображает гармонию двух этих начал. В его творчестве нет «запретных» сторон темы любви. В своем повествовании автор ничего не утаивает от читателя, ни о чем не умалчивает, но в то же время не опускается до пошлости. Говоря об интимных человеческих отношениях, И. А. Бунин благодаря своему высочайшему мастерству, умению подобрать единственно верные, нужные слова никогда не переступает той грани, которая отделяет высокое искусство от натурализма.
Герой рассказа «Солнечный удар» (1925), поручик, привыкший с легкостью относиться к любовным приключениям, знакомится на пароходе с женщиной, проводит с ней ночь, а утром она уезжает. «Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара»,- говорит она ему перед тем, как уехать. Поручик «как-то легко» соглашается с ней, но, когда она уезжает, он понимает вдруг, что произошло не простое дорожное приключение. Это нечто большее, заставляющее чувствовать «боль и ненужность всей дальнейшей жизни без неё», без этой «маленькой женщины», так и оставшейся для него незнакомкой.
В рассказе «Митина любовь» впервые ясно прослеживается понимание окружающей действительности как основного препятствия на пути к счастью влюбленных. Пошлая артистическая среда Петербурга, с ее «фальшью и глупостью», под влиянием которой Катя становится «вся чужая, вся публичная», ненавистна главному герою, так же, как и деревенская, куда он хочет уехать, чтобы «дать себе отдых». Убегая от Кати, Митя думает, что может убежать и от своей мучительной любви к ней. Но он ошибается: в деревне, где всё, казалось бы, так мило, красиво, дорого, образ Кати преследует его постоянно.
Произведения, включенные И. А. Буниным в цикл «Темные аллеи», при всей их непохожести, разнородности на первый взгляд, ценны именно тем, что при прочтении они образуют, как разноцветные плитки мозаики, единую гармоничную картину. И эта картина изображает Любовь. Любовь в ее цельности, идущую рука об руку с трагедией, но являющую собой одновременно великое счастье.
Теперь обратимся к сравнению мотива любви в творчестве И. А. Бунина и его современников, А. П. Чехова и А. И. Куприна.
В творчестве А. П. Чехова мотив любви раскрывается, прежде всего, как любовь-воспоминание. В основе подобной любви лежит романтический взгляд на мир.
Любовь чеховских героев нередко остаётся в сфере мыслей, идей, не только недовоплощается в реальной жизни, но и бежит от реальной жизни. Концепт «Любовь» раскрывается в творчестве Чехова прежде всего как любовь-воспоминание. Неслучайно в рассказе «На пути» эпиграф отсылает читателя к стихотворению Лермонтова «Утёс». «След» от случайной встречи останется в душах обоих героев рассказа как воспоминание о любви, как любовь-воспоминание, которая могла быть, но не осуществилась, поскольку с самого начала перешла в мир высоких окрыляющих мечтаний.
В рассказе «Шуточка» не только любовь рассказчика к Наденьке совершенно не стремится перейти границы воспоминания, но и сама героиня создаёт творческую «контролируемую фантазию», пронизанную эротическими мотивами. В её любви-воспоминании «наслаждение и разочарование сливаются воедино», а отстранённость от реального человека достигает апогея: место влюблённого в мечте девушки занимает ветер. А. Голомб отмечает: «В данной ситуации “ветер” превращается в кодовое слово, обозначающее иллюзию, галлюцинацию, особо развившееся аудиоэротическое искусство переживания».
Апофеоз любви-воспоминания в прозе Чехова — рассказ «О любви».
Спор о судьбе России в повести И. Бунина «Деревня». Бунин и Чехов. Бунин и Горький.
Повесть “Деревня” обозначает на пути бунинского писательства совершенно особую межу. Это не просто итоговое произведение, вобравшее в себя двадцатилетний творческий опыт писателя, но и книга, знаменовавшая совершенно новый период в творчестве Бунина. “Деревня”, как говорил писатель, была началом “целого ряда моих произведений, резко рисовавших русскую душу, ее светлые и тёмные”, часто трагические основы”.
Повесть положила начало глубинному исследованию русской жизни, русского народа, русских характеров. С нее началась пора подлинного расцвета таланта художника.
В изображении деревни Бунин продолжал традиции Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Чехов одним из первых в новевшей русской литературе связал удручающую убогость деревенской жизни с реальным положением дел в России, каким оно оставалось к концу ХIХ века. Содержанием своих деревенских рассказов Чехов свидетельствует о всеобщей ненормальности отношения, установленной им во всех сословиях. Отказавшись от идеализации деревни и мужика, Чехов обратил свой реализм против общего порядка вещей, бесчеловечных отношений, обстоятельств. Быт крестьянской массы (“Мужики”) и жизнь деревенской верхушки (“В овраге”) рассмотрены им раздельно с точки зрения их несомненной социальной ненормальности.
Бунин установил связь между явлениями, порознь описанными Чеховым, и выявил их общую социально-историческую и бытовую основу.
Для многих современников “Деревня” – книга о судьбе России и народа после отмены крепостного права и революции 1905 года – оказалась полной неожиданностью. Но “Деревня” – закономерный итог более чем двадцатилетнего творческого пути писателя, итог его долгих наблюдений и раздумий над русской жизнью.
В “Деревне” отразились наблюдения Бунина над Россией периода революции и последовавшей реакции.
Общая картина жизни, созданная Буниным в «Деревне», отмечена высокой мерой художественно–исторической достоверности. Замысел бунинской повести опирается на широкий и разнообразный опыт русской литературы. Концепция и стиль «Деревни» были подготовлены развитием русской литературы второй половины XIX века и новейшими исканиями писателей–современников, стремившихся осмыслить значение революции 1905 года в национальной истории России.
Дурновка Бунина – есть вся Россия, как сказано в повести. Название выразительное, обобщение обязывающее и многозначительное. Бунин считает, что деревня составляет национальную основу страны и предопределяет её развитие. Повесть » Деревня » потрясла беспощадной правдой о катастрофичной доле русской деревни, представленной » в ее пестрой и текущей повседневности». В. Боровский ощутил бунинскую способность оставаться как бы духовно отрешенным от описываемого им «болящего мира наших дней».
Творчество Л. Н. Андреева
Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 104 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Анализ творчества Бунина и его стихотворений о Родине
Творческий путь выдающегося русского писателя Ивана Алексеевича Бунина условно делится на две части, как и его личная судьба. Творчество и жизнь писателя были связаны с Россией до 1920 года, а по 1953 год он находился в эмигрантском изгнании.
Для раннего творчества Бунина характерны интеллектуальные и художественные искания, которые отличались особой интенсивностью. Бунин сделал новые эстетические открытия в русской литературе, ему были присущи жанровые эксперименты и постоянное обновление образного мышления.
Природа
Для эмоционального усиления Бунин в рассказе «Кавказ» использует пейзаж – холодный московский и солнечный южный. Особое место занимает природа в творчестве Бунина. Сочинение по одному из его произведений можно также посвятить значению пейзажа. Но наиболее яркую роль изображение природы играет в рассказе «Антоновские яблоки». Запах спелых яблок, заброшенная усадьба и воспоминания автора – это то, что позволяет читателю окунуться в атмосферу русской деревни.
Природные явления в прозе и поэзии Бунина неразрывно связаны с чувствами и ощущениями героев. В стихотворении «Одиночество» читатель встречает такие слова, как «ненастье» и «тоска», «дождь» и «серая мгла». И читатель, изучая это поэтическое произведение, глубоко проникается чувствами героя, оказавшегося в полном одиночестве в холодную дождливую погоду.
Смотреть галерею
Творчество И. А. Бунина. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня».
Творчество И. А. Бунина
Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня»
Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня».
: показать, что нового вносит Бунин в традиционную для русской литературы тему; разобраться в авторской позиции.
Повесть «Деревня» написана в 1910 году
уже известным, сложившимся писателем. В произведениях 10-х годов усиливается эпическое начало, философские размышления о судьбах России, о «душе русского человека». В повестях
«Деревня» и «Суходол»,
в рассказах
«Древний человек», «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни»
и др.
Бунин ставит задачу отобразить главные, как он считает, слои русского народа — крестьянство, мещанство, мелкопоместное дворянство, и наметить исторические перспективы страны.
Тема деревни и связанные с ней проблемы русской жизни были основными в нашей литературе на протяжении целого столетия.
—
В произведениях каких писателей поднимается тема деревни?
Достаточно вспомнить Тургенева («Записки охотника», Отцы и дети»), Толстого («Утро помещика», «Война и мир», Анна Каренина», «Власть тьмы»), Чехова («Мужики», «В овраге», «Крыжовник»).
—
Каков сюжет повести?
В повести
нет чёткого сюжета. Повествование строится на чередовании жанровых картин, сцен обыденной деревенской жизни, портретных зарисовок мужиков, описании их жилья, выразительных пейзажей.
—
В чём особенности повествования, авторской позиции?
Все эти сцены, картины, эпизоды показаны сквозь призму субъективного восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Деревня видится, главным образом, глазами этих персонажей.
Картина деревенской, да и вообще российской жизни вырисовывается из их бесед, споров, реплик.Таким образом достигаетсяобъективность рассказа.Прямой авторской оценки нет, хотя иногда она явно выступает из реплик героев.Тихон с раздражением заключает:«Эх, и нищета же кругом! Дотла разорились мужики, трынкы не осталось в оскудевших усадьбишках, раскиданных по уезду», и его мысли сливаются с взглядом и мнением автора. Мысль о всеобщем обнищании и разоренье мужиков проходит через многие эпизоды.
—
Как Бунин изображает деревню? Приведите примеры описаний.
Общий
тонизображения, общийколорит повести мрачен и уныл.Вот описание зимы в деревне:«За вьюгами подули по затвердевшему серому пасту полей жесткие ветры, оборвали последние коричневые листья с бесприютных дубовых кустарников в логах»; «Утро было серое, с жестким северным ветром. Под затвердевшим серым снегом серой была деревня. Серыми мерзлыми лубками висело на перекладинах под крышами пунек белье. Намерзало возле изб — лили помои, выкидывали золу»; «Солнце село, в доме с запущенными серыми стеклами брезжил тусклый свет, стояли сизые сумерки, было нелюдимо и холодно»(гл. III).
—
Какими видятся автору жители деревни, дурновцы?
Посреди Дурновки стоит изба наиболее нищего и бездельного мужика с выразительной кличкой Серый. Эта кличка под стать общему серому колориту деревни, всей серой жизни дурновцев.
«Наружность Серого оправдывала его кличку: сер, худ, росту среднего, плечи обвислые, полушубочек короткий, рваный, замызганный, валенки разбиты и подшиты бечевой».Темная его изба «неприятно чернела», «была глуха, мертва», это «почти звериное жилье» (гл. III). Теснота, мрак, вонь, холод, болезни. Жуткий крестьянский быт и нечеловеческие нравы — отвратительная жизнь. Где же здесь любовь к России?
Жители деревни ленивы, апатичны, равнодушны, жестоки друг к другу. Они разучились хозяйствовать на земле, вообще отвыкли работать. Серый, например, «будто всё ждал чего-то», сидел дома, «поджидая малостей от Думы», «шатался от двора к двору» — норовил попить-поесть на дармовщинку.
— Как соотносятся понятия «деревня» и «Россия» у Бунина?
Деревня у Бунина — модель России.
«Да она вся — деревня, на носу заруби себе это! — выделяет Бунин курсивом. Размышления о деревне — размышления о судьбе народа, о национальном характере, о судьбе родины.Бунин развенчивает славянофильский миф о «богоизбранности» русского народа.Ужас жизни в том, что масса прекрасных задатков искалечена, изуродована.Бунин не злорадствует, глубоко переживает за Россию, сочувствует ей.Он не зовет в прошлое, не идеализирует крестьянина, патриархальные устои.В его «Деревне» — боль и страх за судьбу родины, попытка понять, что несёт новая, городская, буржуазная цивилизация России, народу, отдельному человеку.
—
Какое место в повести занимают образы Тихона и Кузьмы Красовых?
На примере судьбы братьев Красовых Бунин показывает
«светлые и тёмные, но почти всегда трагические основы жизни, две стороны национального характера. Кузьма — изломанный жизнью неудачник, покинувший деревню, после долгих скитаний устроившийся конторщиком в городе, поэт-самоучка, свободное время отдает «саморазвитию… чтению то есть».Тихон — хозяин, сумевший выкупить дурновское имение. Строгий, волевой, жёсткий, властный человек, он «ястребом следил за каждой пядью земли». В разговорах, в спорах братьев раскрываются взгляды на Россию, на её перспективы. Братьев Красовых объединяет ощущение обречённости деревни.
Тихон Ильич говаривал:
«Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо, но имей ввиду: своего я тебе трынки не отдам! Кузьма же не разделяет его гордости: «Ты вот, вижу, гордишься, что ты русский, а я, брат, ох, далеко не славянофил! (…) не хвалитесь вы, за-ради Бога, что вы — русские. Дикий мы народ!»И добавляет:«Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а все-таки живу и буду жить по-свинячьи!» Потенциальное богатство — чернозём — остаётся лишь чёрной жирной грязью, а «избы — глиняные, маленькие, с навозными крышами», даже в богатых дворах — убожество: «грязь кругом по колено, на крыльце лежит свинья. Окошечки крохотные, и в жилой половине избы… темнота, вечная теснота…».(гл. II).
—
О чём спорят братья Красовы?
Споры братьев касаются разных сторон жизни: истории, литературы, политики, обычаев, нравов, быта и т. д. Для обоих характерны философские размышления о смысле жизни, о цели её. Оба уже немолоды, пора подводить итоги, а они неутешительны.
«Пропала жизнь, братуша! — говорит Тихон. — Была у меня, понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да и истаскала его наизнанку… Понимаешь? От дури да от жадности. Жалко налицо по будням носить, — праздника, мол, дождусь, — а пришёл праздник — лохмотья одни остались… Так вот и я… с жизнью-то своей. Истинно так!»
—
Есть ли в повести светлые образы?
Эпизодически появляются в повести привлекательные персонажи: Однодворка и её юркий и сообразительный сын Сенька, безымянный мужик «с чудесным добрым лицом в рыжей бородке», который восхитил Кузьму своей внешностью и своим поведением, странник Иванушка, молодой крестьянин возница — «оборванный, но красивый батрак, стройный, бледный, с красноватой бородкой, с умными глазами». По самому тону описания понятно, каковы идеалы человека из народа, каковы симпатии автора.
Поэтически изображена Молодая. Она хороша даже в уродливом крестьянском наряде, скромна и стыдлива, ласкова и отзывчива.
—
Каково значение образа Молодой?
Образ Молодой (Евдокии) несёт
символическую нагрузку.Она олицетворяет Россию.Судьба Молодой трагична: от безвыходности она идёт замуж за дурака, хама и лентяя Дениску. Свадьба, скорее, похожа на похороны: «все угорели».
Угарно было и в церкви, угарно, холодно и сумрачно — от вьюги, низких сводов и решёток в окошечках»; рука Молодой, казавшейся в венце ещё красивей и мертвее, дрожала, и воск тающей свечи капал на оборки ее голубого платья…»
Сценой свадебного «поезжанья» заканчивается «Деревня». Эта сцена — аллюзия на гоголевскую Русь-тройку: свадебный поезд, несущийся в сумерках среди страшной вьюги «в буйную темную муть».
ВЫВОД:
Русский характер, русский народ в массе своей предстаёт как богатая, но невозделанная почва. Талантливость, наивность, непосредственность соседствуют с непрактичностью, бесхозяйственностью, неумением приложить свои силы к настоящему делу, с неразвитостью сознания. Но безысходности в восприятии Бунина нет. Наряду с косностью и беспросветностью жизни передается и состояние всеобщего недовольства, ожидание перемен, стремление как-то изменить свою судьбу и судьбу страны. Мир бунинской деревни трагичен, но светел, прежде всего чувствами, переживаниями самого автора.
Повесть Бунина была высоко оценена критикой. Многие увидели в ней «глубоко пессимистическое, почти отрицательное», «безотрадные и отвратительные краски».
М. Горький (из письма к И. А. Бунину, 1910):
«Конец «Деревни» я прочитал — с волнением и радостью за Вас, с великой радостью, ибо Вы написали первостепенную вещь. Это — несомненно для меня: так глубоко, так исторически деревню никто не брал. (…) Я не вижу, с чем можно сравнить Вашу вещь, тронут ею — очень сильно. Дорог мне этот скромный, скрытый, заглушенный стон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее — и все это ново. Так еще не писали. (…)
Не считайте моих речей о «Деревне» приподнятыми и преувеличенными, это не так. Я почти уверен, что московские и петербургские всех партий и окрасок иваны непомнящие и незнающие, кои делают критические статьи для журналов, — не оценят «деревни», не поймут ни существа, ни формы её. Угроза, скрытая в ней, тактически неприемлема как для левых, так и для правых, — угрозы этой никто не заметит.
Но я знаю, что когда пройдет ошеломлённость и растерянность, когда мы излечимся от хамской распущенности — это должно быть или — мы пропали! — тогда серьёзные люди скажут: «Помимо первостепенной художественной ценности своей, «Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом — быть или не быть России? Мы ещё не думали о России, — как о целом — это произведение указало нам на необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».
1. Перечитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».
2. Найти образы-символы
, определить их значение.
3. Определить роль эпизодических лиц.
Ностальгия
Чем ближе Бунин приближался к дате своей смерти, тем больнее ему было испытывать отдаленность от России. В последние годы он интересовался исключительно культурой и литературой страны, из которой вынужден был бежать после революции. Для творческой работы на тему «Образ России в рассказах Бунина» в качестве первоисточника могут служить произведения, в которых родина даже не упоминается. Ведь тоска русского эмигранта – это и есть обратная сторона любви к России.
Смотреть галерею
Для написания сочинения на подобную тему подойдет рассказ «Париж». Два одиноких человека встречаются в столице Франции. Они чужие в этом городе. Но они находят друг друга. Счастье их, впрочем, продолжается недолго. Герой умирает. В конце рассказа у читателя создается впечатление, что его возлюбленная перенести утрату не сможет, потому как вдали от родины любая боль ощущается во сто крат сильнее.
«Родина»
А это стихотворение наглядно показывает, насколько сильной и непобедимой была любовь Бунина к России. Именно в этих строках раскрываются те многогранные чувства, которые испытывал поэт по отношению к своей родной земле. Обстоятельства жизни не позволили ему прожить всю жизнь в России, и это только подчеркнуло для него ценность Родины и раскрыло его близость с Россией и ее народом. Бунину близки все ее традиции и обычаи, дух России для него всегда был главной темой в творчестве, и он пытался раскрыть эту тему с разных сторон.
Детство Бунина
Бунин, потомок знатной, но обедневшей фамилии, появился на свет в 1870 году. Детство свое он провел в Орловской губернии, «плодородном подстепье», среди хлебов, цветов и трав.
Его воспитанием и образованием занималась мать. Именно она приобщила Ивана и других своих детей к русской поэзии. Старший брат Бунина, Юлий, окончивший университет и по политическим мотивам на три года сосланный из столицы в родовое поместье, помог ему полностью пройти гимназический и университетский курсы обучения. Впоследствии Юлий вспоминал, что не прошло и года, как Иван так умственно вырос, что он мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы.
Иван Бунин. (wikipedia.org)
Отец Бунина, веселый, жизнерадостный, но вспыльчивый и расточительный человек, был заядлым охотником. Часто они вместе с сыном совершали длительные прогулки по окрестностям небольшого поместья, участвовали в полевых работах. Иван с детства приобщался к народной жизни. Он очень много читал. От природы наделенный великолепным зрением, тонким обонянием, слухом Бунин остро ощущал божественное великолепие мира. Возможно, именно эта способность помогала ему в дальнейшем делать изумительные пейзажные зарисовки в поэзии и прозе.