в чем заключается символичность образа антоновских яблок
Анализ «Антоновские яблоки» Бунин
Всего получено оценок: 551.
Всего получено оценок: 551.
«Антоновские яблоки» И. Бунина – панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения – насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в кодификаторе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нём. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ этого произведения И. Бунина.
Краткий анализ
Год написания – 1900.
История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Рассказ был написан только спустя 9 лет.
Тема – В этой лирическом повествовании можно выделить две темы: осень в деревне и поэтизация быта помещиков, сожаление об уходящей дворянской культуре.
Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нём очень слабо представлена событийная линия. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, которые ассоциируются с пейзажами, запахами, звуками.
Жанр – Рассказ, лирический монолог.
Направление – Сентиментализм.
История создания
История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл бунинских произведений-эпитафий.
Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. Бунин продолжал шлифовать своё творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».
Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки», следует рассмотреть основные темы и проблемы произведения.
В нём преобладает осенняя тема. Автор раскрывает красоту природы в пору её увядания и тех изменений, которые осень приносит в человеческую жизнь. Затем И.А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды стали символом детства, старины, упоения природой и безмятежности. В этом и кроется смысл названия рассказа.
Особенность произведения в том, что ведущую роль в нём играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях Бунина.
Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой приём помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начале рассказа уже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.
Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, намекая на то, что его поколение гораздо слабее прошлого. В этой же части читатель может узнать, как жили состоятельные крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.
Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тётка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Её усадьба была окружена яблоневым садом. Герой детально описывает интерьер дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок.
Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте – единственном, что « поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется ещё один герой – помещик Арсений Семёнович, который приятно удивляет внешностью и весёлым нравом.
В заключительной части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семёныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Остались только воспоминания о «мелкопоместной жизни». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, подтверждая это описанием мелкопоместного быта.
Проблематика произведения сконцентрирована вокруг угасания помещичьей культуры и гибели старины.
Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь её хотя бы в памяти.
Основная мысль – человеку дороги воспоминания, которые остались в его сердце с детства и юности.
Композиция
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а внесюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, среди которых есть как авторские, так и фольклорные.
Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными внесюжетными составляющими.
Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.
План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» – лирический рассказ-монолог. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвлённая. Сам автор относил рассказ к эпитафиям, так как в нём идет речь об «умершем» помещичьем духе.
Чудная власть прошлого в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки». 11-й класс
Разделы: Литература
Класс: 11
Цель: показать своеобразие стиля И.А.Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки».
1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;
2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;
3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;
4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;
5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа «Антоновские яблоки».
1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;
2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;
3). Развивать умение делать выводы и обобщения.
1). Привить учащимся чувство прекрасного;
2). Воспитание культурного читателя;
Оборудование: текста рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки», записи на доске (тему урока, эпиграф урока, таблица)
Форма урока: урок-беседа.
Ход урока
1. Орг момент
2. Вступительное слово учителя
— Согласны ли вы с утверждением Твардовского? С чем согласны, и почему? Приведите примеры из текста.
Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет?
3. Композиция рассказа
— Как организовано произведение?
5. Пространство рассказа
— Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. Как вы думаете, каково пространство рассказа?
6. Время в рассказе
7. Работа с текстом
Сейчас мы рассмотрим как проявляются тематику рассказа «Антоновские яблоки». Как вы думаете какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?
— Социальная тема, тема природы, психологическая тема.
Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.
1 тема: Социальная.
В 1 главе описание дома «В шалаше устроена постель (2 абзац)» Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: «Красивые и грубые дикарские костюмы:».
Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.
2 тема: Тема природы.
3 тема: психологическая.
В 1 главе: воспоминания ребенка, детское, сказочное восприятие мира и природы, читает сказки («К ночи в погоду становится: «) ребенок бежит по саду
В 3 главе «Когда случалось проспать охоту: вот тайны Алексиса:» Герой читает уже Жуковского, что говорит о его романтизме.
Рассмотрев три темы, можно сказать, что они развиваются синхронно, они идут параллельно друг другу, они есть в каждой главе. Но развиваются они от мажора к минору.
3 глава- «сладкая усталость»
Лейтмотив «Антоновских яблок» проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:
Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.
8. Опрос
Сейчас проверим, что вы запомнили из урока, а что нет. Проведем небольшой опрос, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить:
1). Главная черта импрессионизма в рассказе «Антоновские яблоки» (передача тонких настроении, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости)
2). Жанр рассказа (рассказ-воспоминание, рассказ-впечатление)
3). Какие три темы переплетаются в рассказе? (психол, социолог, тема природы)
4). В каком году написано это произведение? (1900)
5). Какова интонация рассказа? Как она меняется? (сначала радостная, бодрая, ностальгические ноты, затем сладкая и странная тоска, грусть)
9. Подведение итогов
Вывод
10. Домашнее задание
1). Прочитать рассказ о любви Бунина «Чистый понедельник».
2). Письменно ответить на вопрос: «В чем же проявляется чудесная власть прошлого в рассказе И.Бунина «Антоновские яблоки».
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАПАХОВ И ЧУВСТВ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» XI КЛАСС
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАПАХОВ
И ЧУВСТВ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА
Аннотация. Урок-практикум поможет старшеклассникам исследовать рас- сказ И.Бунина: открыть мир запахов и чувств, который будит в душе рас- сказчика самые различные воспоминания и ассоциации. Такая форма урока даст возможность личностного восприятия произведения, поможет учащимся постичь тайну художественного мастерства писателя.
Ключевые слова: лейтмотив, исследование, запах, ассоциации.
Abstract. Lesson workshop will help high school students explore the Ivan Bu- nin’s short story: discover the world of smells and feelings that awakens a variety of memories and associations in the narrator’s soul. This form of the lesson will provide an opportunity of personal perception of the work and will help students to understand the mystery of the writer’s artistic skills.
Keywords: leitmotif, research, smell, association.
Цель урока: проверить понимание само- стоятельно прочитанного рассказа, развивать навыки идейно-художественного анализа, ис- следовательской работы, развивать ассоциа-
тивное мышление; пробудить желание про- должить знакомство с творчеством писателя. Форма урока: урок-исследование (ра-
Символы урока: антоновские яблоки, мед, сушёный липовый цвет, старые книги.
Оборудование: текст рассказа И.Буни- на «Антоновские яблоки», интерактивная до-
ска (проектор), музыка (по выбору учителя), компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.
Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям.
Звучит тихая музыка.
Учитель читает начало рассказа «Анто- новские яблоки»:
«…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с тёплыми дождиками… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поре- девший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антонов- ских яблок, запах мёда и осенней свежести, воздух так чист, точно его совсем нет…»
Так начинает рассказ «Антоновские яблоки» Иван Алексеевич Бунин. Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к его творчеству. Мы будем наслаждаться особой атмосферой бунинской прозы, кото- рой наполнен удивительный по своей кра- соте рассказ; исследовать мир запахов и чувств, наслаждаться ароматами, «подарен- ными» писателем.
Когда читаешь «Антоновские яблоки», поначалу может показаться, что рассказ этот
— о редком человеческом даре: памяти за- пахов. Об удивительной способности вос- становить с мельчайшими подробностями картину прошлого, вспомнив вдыхавшиеся когда-то запахи.
Презентация «Картины природы в про- изведениях И.А.Бунина» (опережающее за- дание для учащихся).
Сообщение учащегося. Известно, что окружающую действительность чело- век воспринимает с помощью чувств: зре- ния, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Окружающий человека мир — прекрасный и удивительный — полон красок, запахов, под влиянием которых складываются об-
разы, возникают впечатления, меняется настроение, формируются ассоциации, рождаются произведения. Запахи, сопро- вождающие природные явления, события жизни, нашли отражение в произведениях русской литературы, для которой был и остаётся интересным мир во всей полноте. Русская литература богата произведения- ми яркими, запоминающимися, эмоцио- нальными. Писателем, обладавшим обост- рённым мироощущением, способностью понимать природу, был Иван Алексеевич Бунин.
Учитель. На уроке будут работать четы- ре группы, которые получили задание: про- читать одну из глав рассказа и выписать описание запахов.
— Поделитесь впечатлениями от прочи- танного произведения.
— Какие ассоциации возникали при чте- нии рассказа?
Учитель. Произведения Ивана Бунина наполнены красками, звуками, запахами и
«живописными словами». За последние де- сятилетия интерес исследователей к твор- честву И.А.Бунина и к языку его произведе- ний возрос необычайно; буниноведение определилось как самостоятельное направ- ление в области литературы.
Учитель (текст на слайде). В обста- новке провинциальной усадьбы на Орлов- щине сформировался талант Бунина, и пе- чаль сжимает его сердце, когда запах ан- тоновских яблок напоминает о былом. А.Т.Твардовский говорил, что Бунин «обо- няет мир всегда и везде; он слышит и пе- редаёт запахи — и дивные, и отвратитель- ные, и утончённые, и непередаваемо слож- ные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзает в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи чи- тателям». Слова Твардовского стали эпи- графом к нашему уроку.
Работа с эпиграфом
— Как вы понимаете слова: «Бунин вды- хает мир…»?
— Что значит «…дарит запахи читате- лям»?
Учитель. Сегодня на уроке через лите- ратуру мы познаем необыкновенную силу запахов. В каком значении употребляется слово «запах»? Давайте заглянем в словарь.
Сообщение учащегося (слайдовая презентация)
Слайд 1. Запах — свойство предметов, веществ, воспринимаемое обонянием.
Слайд 2. Сфера употребления слова «за- пах»:
Учитель. Что может запах? Что можно сделать с запахом?
Примерные ответы: ударить, усилить- ся, напомнить, исчезнуть, заставить, вы-
зывать, напомнить, говорить, доноситься, проникнуть, сводить, ощущаться, дурма- нить, перебивать, пьянить, выдавать, рас- пространяться, преследовать, пробудить, кружить.
Используем интерактивный приём
«Ассоциативный ряд»: учащимся предла- гается подобрать ассоциации к слову «за- пах».
Примерные ответы: воздух, дом, одеж- да, цветение, детство, мир, помещение, дом, земля, улица, сон, город, ветер, дым, изба, сад, котёл.
Учитель. Каким может быть запах? Примерные ответы: резким, непри-
ятным, сильным, знакомым, слабым, ост- рым, едким, сладковатым, отчётливым, удушливым, приятным, тяжёлым, странным, аппетитным, пряным, тёплым, характерным, тонким, вкусным, свежим, уловимым, стой- ким, горьковатым, пьянящим, чужим, чи- стым, цветочным, новым, смешанным, чи- стым.
Используем интерактивный приём
«Синонимичный ряд»: просим выпускни- ков подобрать синонимы к слову «запах».
Примерные ответы: благовоние, амбра, аромат, благоухание, дух, душистость, па- хучесть, букет.
Словарь. Значение слова «амбра».
Амбра — это ароматическое вещество, которое применяется для придания стойко- сти запаху духов в парфюмерии.
Учитель. Одним из главных образов- лейтмотивов является в рассказе Бунина образ запаха, сопровождающий всё пове- ствование от начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего все произведение, — запаха антоновских яблок
— здесь присутствуют и другие запахи.
Словарь. Значение слова «лейтмотив».
Лейтмотив — повторяющаяся в про- изведении основная мысль, идея.
— Итак, ребята, мы с вами подготови- лись к исследованию запахов в бунинском произведении. Особое внимание обратите на сочетание запахов, которыми пропитано произведение.
Автор разделил рассказ на четыре ча- сти, и каждая — это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют це- лый мир, которым так восхищался писа- тель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим, каким особым ароматом веет от каждой страницы произведения, ме- няются ли запахи.
Работа с художественным текстом
(Учащиеся заранее составили таблицу, заполнив только 1-ю графу «Описание запа- хов». Каждая из 4 групп работала с одной из частей рассказа.)
Учитель. По словам Александра Три- фоновича Твардовского, у Бунина «запа- хи — и дивные, и отвратительные, и утон- чённые, и непередаваемо сложные». Эти- ми определениями мы и воспользуемся, выполняя задание. (Работа в группах. Уча- щиеся заполняют 2-ю графу таблицы. Пре- зентация работы.)
1- я часть рассказа
Описание запахов Какие они?
(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей
Аромат опавшей листвы
Запах антоновских яблок
Запах осенней свежести
Запах дёгтя в свежем воздухе
Девки-однодворки в сарафанах,
сильно пахнущих краской
Ржаной аромат новой соломы и
Запах: в саду — костёр…
2- я часть рассказа
Описание запахов Какие они?
(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей
Запах старой мебели красного
Запах сухого липового цвета
3- я часть рассказа
Описание запахов Какие они?
(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей
«Пахнет от оврагов грибной сы-
ростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою»
«Славно пахнут эти похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кис- ловатой плесенью, старинными духами…»
4- я часть рассказа
Описание запахов Какие они?
(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей
Запах антоновских яблок исчезает
из помещичьих усадеб
Ворох соломы, резко пахнущей
Запах озябшего за ночь, обнажён-
Требники — книги, содержащие молит- вы для богослужения.
— Запах антоновских яблок лейтмоти- вом проходит почти через весь рассказ. Обратите внимание, как постепенно, от
главы к главе меняются настроение пове- ствования, роль запаха антоновских яблок.
1- я часть рассказа
Описание запахов Цвет Звук Музыка
Аромат опавшей листвы
Запах антоновских яблок
Запах осенней свежести
Запах дёгтя в свежем воздухе
Девки-однодворки в сарафанах,
сильно пахнущих краской
Ржаной аромат новой соломы и
Запах: в саду — костёр…
2- я часть рассказа
Описание запахов Цвет Звук Музыка
Запах старой мебели красного
Запах сухого липового цвета
3- я часть рассказа
Описание запахов Цвет Звук Музыка
«Пахнет от оврагов грибной сы-
ростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою»
«Славно пахнут эти похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кис- ловатой плесенью, старинными духами…»
4- я часть рассказа
Описание запахов Цвет Звук Музыка
Запах антоновских яблок исчезает
из помещичьих усадеб
Ворох соломы, резко пахнущей
Запах озябшего за ночь, обнажён-
(Каждая группа заполняет 3-ю и 4-ю гра- фы таблицы. Презентация работы.)
Учитель. Работая над произведени-
ем, вы обратили внимание на обилие за- пахов, цветовых оттенков, используемых Буниным. «Зрение у меня было такое, —
вспоминал сам Бунин, — что я видел все 7 звёзд в Плеядах, слухом за версту слы- шал свист сурка в вечернем поле, пьянел,
обоняя запах ландыша или старой кни- ги…»
Важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. Мы про- следим это и отметим в таблице.
(Работа в группах. Учащиеся заполняют 1-ю графу следующей таблицы. Презента- ция работы.)
Учитель. Стихию жизни, её многообра- зие, движение передают также в произве- дении звуки. Все эти бесконечно разнооб- разные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию, музыку самой жизни.
(Работа в группах. Учащиеся заполняют 2-ю и 3-ю графы таблицы. Презентация ра- боты.)
Меняются запахи — меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировос- приятия.
Задание. Составление букета запахов (по ответам учащихся).
1-я часть — сильный, тонкий, крепкий. 2-я часть — чистый, бодрый.
3- я часть — резкий, кисловатый, ста- ринный.
4- я часть — тёплый, отрадный. Беседа
— Какой запах в 1-й и 2-й частях расска- за? (Природный.)
— Какой запах в 3-й и 4-й частях расска- за? (Домашний, бытовой.)
— Что объединяет все запахи?
Работа с карточками для 4 групп. За- дание «Восстанови фразу»
1. Особенно, всюду, тут, яблоками, пах- нет, сильно.
(«Всюду сильно пахнет яблоками, тут — особенно».)
2. Прежде, яблок, войдёшь, всего, в дом, и, прежде, услышишь, запах, а, уже, другие, потом.
(«Войдёшь в дом и прежде всего услы- шишь запах яблок, а потом уже другие…»)
3. От, перегнившими, сыростью, корою, крепко, пахнет, грибной, листьями, древес- ной, мокрой, и, оврагов.
(«Крепко пахнет от оврагов грибной сы- ростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою».)
4. Грудь, сада, дышит, воздухом, за ночь, широко, его, зари, озябшего, обнажённого, и запахом, резким.
(«Грудь его широко дышит резким воз- духом зари и запахом озябшего за ночь, об- нажённого сада».)
Работа с художественным текстом
— Подбирая синонимы к слову «за- пах», кто-то из вас предложил слово «бу- кет». Действительно, Буниным воссоз- даются особая красота и неповторимость сложных запахов, называемых «букетом ароматов». Предлагаю подтвердить это текстом. (Работа в группах. Комментарий к ответу.)
«Антоновские яблоки» — одно из поэтичных произведений И. Бунина
В произведении Бунина повествуется о человеке, который чувствуя запах яблок, вспоминает о своём родном селе. В его родных Выселках люди жили богато и ни на что не жаловались, ведь всего было в достатке. Вообще жителя этой деревни можно было приравнять к среднему помещику. Там жила его бабушка, женщина, чей дом славился своей соломенной крышей, хорошим яблочным садом, и липовым цветом в доме. Там же жил его шурин охотник, любящий охотиться в компании и отдыхать в своём охотничьем домике.
Всё это он вспоминает при встрече с рабочим, везущим в телеге яблоки, позже он договаривается со сторожем сада с яблоками, дабы ему можно было там прогуляться. Гуляя там он и вспоминает своё село, вернее то каким оно было раньше.
Спустя время село начало беднеть, бабушка главного героя умерла, охотник застрелился. Село начало приходить в упадок, вследствие чего начали появляться мелкие помещики, однако он не был расстроен этим фактом, напротив, он был в какой — то степени даже рад новым лицам. С соседями всегда было о чём поговорить, можно было попить чая на веранде, обсуждая свежие сплетни и так далее.
Произведением автор учит нас постоянному позитивному настрою, что, несомненно, является редкостью в повествовательных литературных работах. Оно заставляет нас идти навстречу новому с улыбкой на лице, как бы говоря нам, что всё плохое, это просто замаскированное хорошее, старайтесь видеть в плохом только хорошее. Именно эту мысль, по моему мнению, пытается привить нам автор через своё произведение под названием “Антоновские яблоки”
Вариант 2
Творчество И. Бунина неразрывно связано с жизнью и бытом русского народа.
Ностальгическими нотками пронизано его произведение «Антоновские яблоки», в котором со щемящей сердце грустью пишет об исчезающем дворянстве, об уходящих в прошлое зажиточных русских деревнях.
Бунин мастерски передаёт всю прелесть окружающей природы, красоту осеннего сада, где жители деревни собирают богатый урожай антоновских яблок.
Автор начинает своё повествование с воспоминаний о прошлой жизни, чередуя различные события.
Сначала он вспоминает о том, как мужики грузят яблоками телеги, собираясь ночью отвезти их в город. Именно ночью, чтобы любоваться красотой ясного звёздного неба, чувствовать глубокий аромат ночной свежести, напоённой благоуханием спелых яблок.
Вслед за этим в его воспоминаниях возникает деревня Выселки, славившаяся своими долгожителями, что считалось признаком большого достатка.
Старинные дома отличались прочностью и порядком, все дворовые постройки были крепкими и прочными.
Яркие воспоминания в душе рассказчика сохранились об усадьбе тетки Анны Герасимовны.
В богатом дворянском доме, заставленном дорогой мебелью, чистота и покой, а по всему дому разливается все тот же аромат яблок.
Воспоминания автора плавно перетекают в забаву угасающего дворянства – это охота.
Заканчивались осенние уборочные работы, все хозяйство приводилось в порядок, и помещики страстно отдавались охоте.
Но вот уже из дворянских имений уходит яблочный дух. В Выселках уже нет долгожителей, нет в живых и тетки, и Арсения Семеновича больше нет, и нет уже богатого дворянства, наступила пора мелких помещиков, бедных до крайности.
И эта бедная жизнь все так же приводит автора в восторг, и он снова с упоением описывает природу, которая во все времена остается неизменно прекрасной.
В рассказе Бунина затронута тема увядания дворянских поместий в ассоциации с описанием перемен времён года. Как в природе после периода расцвета наступает пора угасания, так и в жизни России происходят перемены. Меняются сословия, меняются люди.
Трогательным и лирическим рассказом «Антоновские яблоки» выразил всю свою любовь и привязанность к Родине.
Сочинение ««Антоновские яблоки»»
Все рассказы Бунина посвящены главному: созданию характеров из разных социальных групп. Он был аристократом духа, наследником и хранителем культурной традиции, она была для него священна. Для творчества Бунина также важно проникновение в мир переживаний, так как его всегда интересовал человек, его отношение к миру, его любовь, мужество, обреченность, страдание, гибель. Поэтому его произведения пронизывает «особый аромат вечных ценностей», раскрытых в особой бунинской манере. «Антоновские яблоки» принесли Бунину славу, они были признаны «шедевром новейшей прозы». Рассказ соткан из воспоминаний об уходящей старой жизни. Автор отчаянно переживает ее тихое увядание.
Бунин — мастер изобретать неуловимые состояния души, «удерживать внимание на этом неуловимом», в этом он близок к импрессионистам. «Антоновские яблоки» — пример высокой прозы: слова, в своеобразный узор, передают аромат антоновских яблок, аромат старинной дворянской жизни с ее понятием чести, благородства и красоты. «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег».
С запахом антоновских яблок связана в воспоминаниях вся прошлая жизнь. Сад у тетки Анны Герасимовым славился своими яблонями, соловьями и горлинками. В доме прежде всего чувствуется запах яблок, а потом уже все остальные запахи. Вспоминается автору и его покойный шурин Арсений Семенович, любитель охоты и гостеприимный хозяин.
Страницы, посвященные описанию охоты, наполнены звуками и запахами леса, пронзительным ощущением молодости и силы. Описание фамильных портретов в хозяйской библиотеке вперемежку с воспоминаниями бабушки пробуждают грусть по уходящей старинной жизни. И в последней, четвертой части рассказа, начинающейся со слов «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб», повествуется о жизни настоящей, которая увы, лишена прежней прелести. Умерли все, кто жил в старинных усадьбах, умерла Анна Герасимова, застрелился Арсений Семенович. Настоящая жизнь, в которой отсутствует запах антоновских яблок, полна бедности и обнищания. Уже совсем по-другому живут мелкопоместные дворяне, хотя в их жизни так же присутствуют и деревенский быт с его тяготами, и охота, и долгие вечера с картами и песнями.
Но… исчез тот особый аромат, с которым связан у автора аромат антоновских яблок.
Возможно это вас заинтересует:
Сочинение на тему антоновские яблоки как лирическая новелла
Страница: [ 1 ] 2 И.А. Бунин – писатель, который создавал в своих стихотворениях и прозе прекрасные образы русской природы. «Так знать и любить природу, как умеет И.А. Бунин, мало кто умеет» – так о Бунине писал Александр Блок. Картины природы, созданные Буниным, так восхищали читателей и критиков, что в 1903 году ему присудили Пушкинскую премию за сборник стихотворений «Листопад». Особенной любовью поэта пользовалась природа русской деревни. Бунина вообще можно назвать певцом русской деревни. Он на протяжении всего творчества возвращался к описаниям русской деревни, создавал картины деревенской патриархальной жизни, уходящей в прошлое. Во многом этому способствовали детские воспоминания автора. Детство Бунина прошло среди красот русской природы, в орловском имении. Красота лесов, полей, лугов… Он навсегда запомнил запах скошенной травы, луговых цветов. Память о красоте родного края помогала ему при создании произведений. В рассказе «Антоновские яблоки» он вновь обращается к теме жизни русской деревни, затрагивает проблему обедневших дворянских родов, событий, которые он сам наблюдал в детстве. Этот рассказ – наиболее лиричный и красивый из всех рассказов поэта о природе. В нем Бунин сумел передать не только красоты природы, описал жизнь деревни, но и сумел передать дух той жизни, мы можем услышать звуки и запахи этих мест. Язык рассказа настолько легкий, поэтичный, что рассказ часто называют стихотворением в прозе. Уже с первых строк читатель погружается в атмосферу солнечных дней ранней осени, вдыхает запахи яблок, созревающих в садах, слышит разговор людей, скрип телег. «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». Бунин с замиранием сердца описывает прелесть русских просторов, деревенские поля, прозрачный воздух. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое… Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими… А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба». Такой рассказ является очень сложным для анализа, ведь поэт передал не столько какие-то факты и события, а настроение, чувства, которые вызвало у него пребывание в деревне. Это зарисовка воспоминаний поэта, легкая, невесомая, очень яркая. Бунин умел тонко чувствовать и передавать настроение, запахи и звуки. Читатель «Антоновских яблок» может почувствовать запах яблок, услышать скрип телег, разговор жителей, увидеть сад, поля, красоты русской природы. Бунин пишет восторженную оду русской природе, деревенскому пейзажу, русскому патриархальному укладу жизни. Русская деревня изображалась многими авторами. При этом читатель мог видеть и ее нищету, и бедность, и ужасные порядки, царившие там. Но Бунин описывает деревенский быт как мир красоты, духовности, наполненный любовью людей. «Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем, под густой и музыкальный благовест из села, умыться около бочки и надеть чистую замашную такие же портки и несокрушимые сапоги с подковками. Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе, да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя, обед горячей бараниной на деревянных тарелках и с ситниками, с сотовым медом и брагой, – так больше и желать невозможно!» И действительно, жизнь в русской деревне размеренная, уютная, патриархально-надежная, богатая. Пусть даже это богатство измеряется не в деньгах. Старики в Выселках живут подолгу, так, что даже не помнят, сколько уже прожили. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, – первый признак богатой деревни, – и все были высокие, большие и белые, как лунь. Только бывало и слышишь, бывало: “Да, – вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала….”». Бунин делает изображение природы в своих рассказах ярким, сочным, выбирает для этого наиболее точные слова. Рассказ невелик по объему, но поэт сумел передать в нем так много. Это и природа, и уклад жизни, и беседы жителей деревни, и праздники, и будни. Для Бунина природа красива всегда: и суровой зимой, и жарким летом. Его интересуют все жители деревни – и помещики, дворяне, и крестьяне. Он передает их занятия, их одежду, их речь. Поэтическое чутье Бунина позволило ему передать музыкальность русской речи, разговор льётся, как песня. К.Г. Паустовский писал: «Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен. Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях – от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от легкого напева до гремящих библейских обличений, а от них – до четкого, разящего языка орловских крестьян». Создавая лиричный, прекрасный мир русской деревни Бунин, конечно, отходил от реальности. Его Россия- нарочито благополучная, добрая, богатая, неторопливая, богатая – уже уходила в прошлое к тому моменту, как был создан рассказ. Время этих людей проходит. Но Бунин с нежностью вспоминает его, тех людей, которые создавали ту атмосферу любви и спокойствия, которая так запомнилась поэту, дворянский усадьбы, где они жили. «Прежде такие усадьбы, как усадьба Анны Герасимовны, были не редкость. Были и разрушающиеся, но все ещё жившие на широкую ногу усадьбы с огромным поместьем, с садом в двадцать десятин. Правда, сохранились некоторые из таких усадеб ещё и до сего времени, но в них уже нет жизни… Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника, вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча». «Антоновские яблоки» – ностальгия поэта по уходящей России, тому, что уже ушло и никогда не придет. И оттого прошлое кажется прекрасным и безоблачным. Бунин и описывает деревню как некую чудесную страну, где жизнь течет сыро, размеренно и неторопливо. Символом этой жизни и являются антоновские яблоки, давшие название рассказу. Даже в доме сначала чувствовался запах яблок: «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…». Этот аромат словно пропитал все вокруг и сам стал средоточием деревенской жизни, ее неотъемлемой частью. Уродившаяся антоновка была символом богатства: «Ядреная антоновка – к веселому году». Богатство деревни определяли по урожаю антоновских яблок. Вся Россия стоит за эти садом, в котором росли антоновки. Это концентрация ее духа, ее силы, богатства и плодородия Родины… Вспоминая о своем прошлом, поэт первым делом вспоминает запах яблок, липового цвета. И хотя даже в воспоминаниях поэта проявляются признаки разрушения этого патриархального мира, поэт пишет о разорившихся мелкопоместных дворянах, даже в их жизни он находит свою прелесть. «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие». Отдельно Бунин останавливается на описании Арсения Семеновича, разорившегося дворянина. Герой Антоновских яблок« часто бывал в его усадьбе. Его судьба типична для многих обедневших дворян. Он разорен и ведет почти нищенскую жизнь. Но Бунин находит свою красоту и в этих проявлениях деревенской жизни. Даже об этом он вспоминает с любовью, ему приятны воспоминания того времени. Эта жизнь тоже может быть поэтичной, духовной и прекрасной. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» – пишет Бунин. Человек был очень близок с природой, рядом с которой жил, чувствовал ее, вся жизнь была подчинена природным законам. Распорядок дня, охота, грустные песни этих людей остались в воспоминаниях Бунина как яркое, красивое, доброе время. «Антоновские яблоки» Бунина – это гимн поэта своей Родине, той жизни, которая уже ушла в прошлое, но осталась в памяти писателя как самое лучшее, чистое, духовное время. Страница: [ 1 ] 2
Сюжет
1 глава
Повзрослевший рассказчик с ностальгической грустью вспоминает о своём детстве, проведенное в деревне, а именно раннюю погожую осень. Главной особенностью этого времени является богатый урожай яблок, сбором которых занимались все крестьяне. Каждую ночь рассказчик выбегал в сад и глядел на ночное небо, усыпанное звёздами. Он не сомневался в том, что жизнь всегда будет такой же чудесной и прекрасной.
2 глава
Выселки – богатая деревня, где люди живут настолько долго, что даже не помнят сколько им лет. Неподалёку находился дом, принадлежавший тёте рассказчика – Анне Герасимовне, у которой в доме всегда было уютно. Когда герой приезжал к ней, он будто попадал в другую эпоху. Он вспоминает, что её столе всегда было множество изысканных блюд.
3 глава
Охота являлась распространённым увлечением среди помещиков, но теперь это явление было редкостью. Рассказчик вспоминает, как он собирался в усадьбе помещика Арсения Семёныча с другими охотниками. Вечерами они могли нагрянуть без приглашения к кому-нибудь в дом и прожить в нем какое-то время. Бывало случалось так, что рассказчик опаздывал на охоту и просто склонялся по опустевшему дому, когда все спали.
4 глава
Воспоминания рассказчика настолько свежи, что ему кажется, что все происходило совсем недавно. Из уже жизни ушли Анна Герасимовна, Арсений Семёныч, долгожители деревни. Вместе с ними ушла эта прекрасная эпоха и запах антоновских яблок. «Наступает царство мелкопоместных». Но и новая эпоха не так плоха. Рассказчик во всем умеет находить прекрасное.
Главной темой рассказа является дворянство и его быт. Бунин даёт нам возможность увидеть, как со временем угасает прежний уклад жизни и как разоряются дворянские гнезда.
Важную роль играет тема природы, а именно её слияние с человеком. Чехов демонстрирует всю прелесть осенней поры и те изменения, которые приходят с этим прекрасным временем года.
«Антоновские яблоки» — одно из поэтичных произведений И. Бунина
И.А. Бунин – писатель, который создавал в своих стихотворениях и прозе прекрасные образы русской природы. «Так знать и любить природу, как умеет И.А. Бунин, мало кто умеет» — так о Бунине писал Александр Блок. Картины природы, созданные Буниным, так восхищали читателей и критиков, что в 1903 году ему присудили Пушкинскую премию за сборник стихотворений «Листопад». Особенной любовью поэта пользовалась природа русской деревни. Бунина вообще можно назвать певцом русской деревни. Он на протяжении всего творчества возвращался к описаниям русской деревни, создавал картины деревенской патриархальной жизни, уходящей в прошлое. Во многом этому способствовали детские воспоминания автора. Детство Бунина прошло среди красот русской природы, в орловском имении. Красота лесов, полей, лугов… Он навсегда запомнил запах скошенной травы, луговых цветов. Память о красоте родного края помогала ему при создании произведений. В рассказе «Антоновские яблоки» он вновь обращается к теме жизни русской деревни, затрагивает проблему обедневших дворянских родов, событий, которые он сам наблюдал в детстве. Этот рассказ – наиболее лиричный и красивый из всех рассказов поэта о природе. В нем Бунин сумел передать не только красоты природы, описал жизнь деревни, но и сумел передать дух той жизни, мы можем услышать звуки и запахи этих мест. Язык рассказа настолько легкий, поэтичный, что рассказ часто называют стихотворением в прозе. Уже с первых строк читатель погружается в атмосферу солнечных дней ранней осени, вдыхает запахи яблок, созревающих в садах, слышит разговор людей, скрип телег. «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». Бунин с замиранием сердца описывает прелесть русских просторов, деревенские поля, прозрачный воздух. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое… Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими… А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба». Такой рассказ является очень сложным для анализа, ведь поэт передал не столько какие-то факты и события, а настроение, чувства, которые вызвало у него пребывание в деревне. Это зарисовка воспоминаний поэта, легкая, невесомая, очень яркая. Бунин умел тонко чувствовать и передавать настроение, запахи и звуки. Читатель «Антоновских яблок» может почувствовать запах яблок, услышать скрип телег, разговор жителей, увидеть сад, поля, красоты русской природы. Бунин пишет восторженную оду русской природе, деревенскому пейзажу, русскому патриархальному укладу жизни. Русская деревня изображалась многими авторами. При этом читатель мог видеть и ее нищету, и бедность, и ужасные порядки, царившие там. Но Бунин описывает деревенский быт как мир красоты, духовности, наполненный любовью людей. «Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем, под густой и музыкальный благовест из села, умыться около бочки и надеть чистую замашную такие же портки и несокрушимые сапоги с подковками. Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе, да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя, обед горячей бараниной на деревянных тарелках и с ситниками, с сотовым медом и брагой, — так больше и желать невозможно!» И действительно, жизнь в русской деревне размеренная, уютная, патриархально-надежная, богатая. Пусть даже это богатство измеряется не в деньгах. Старики в Выселках живут подолгу, так, что даже не помнят, сколько уже прожили. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и все были высокие, большие и белые, как лунь. Только бывало и слышишь, бывало: ”Да, — вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала….”». Бунин делает изображение природы в своих рассказах ярким, сочным, выбирает для этого наиболее точные слова. Рассказ невелик по объему, но поэт сумел передать в нем так много. Это и природа, и уклад жизни, и беседы жителей деревни, и праздники, и будни. Для Бунина природа красива всегда: и суровой зимой, и жарким летом. Его интересуют все жители деревни – и помещики, дворяне, и крестьяне. Он передает их занятия, их одежду, их речь. Поэтическое чутье Бунина позволило ему передать музыкальность русской речи, разговор льётся, как песня. К.Г. Паустовский писал: «Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен. Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях – от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от легкого напева до гремящих библейских обличений, а от них – до четкого, разящего языка орловских крестьян». Создавая лиричный, прекрасный мир русской деревни Бунин, конечно, отходил от реальности. Его Россия- нарочито благополучная, добрая, богатая, неторопливая, богатая – уже уходила в прошлое к тому моменту, как был создан рассказ. Время этих людей проходит. Но Бунин с нежностью вспоминает его, тех людей, которые создавали ту атмосферу любви и спокойствия, которая так запомнилась поэту, дворянский усадьбы, где они жили. «Прежде такие усадьбы, как усадьба Анны Герасимовны, были не редкость. Были и разрушающиеся, но все ещё жившие на широкую ногу усадьбы с огромным поместьем, с садом в двадцать десятин. Правда, сохранились некоторые из таких усадеб ещё и до сего времени, но в них уже нет жизни… Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника, вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча». «Антоновские яблоки» — ностальгия поэта по уходящей России, тому, что уже ушло и никогда не придет. И оттого прошлое кажется прекрасным и безоблачным. Бунин и описывает деревню как некую чудесную страну, где жизнь течет сыро, размеренно и неторопливо. Символом этой жизни и являются антоновские яблоки, давшие название рассказу. Даже в доме сначала чувствовался запах яблок: «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…». Этот аромат словно пропитал все вокруг и сам стал средоточием деревенской жизни, ее неотъемлемой частью. Уродившаяся антоновка была символом богатства: «Ядреная антоновка – к веселому году». Богатство деревни определяли по урожаю антоновских яблок. Вся Россия стоит за эти садом, в котором росли антоновки. Это концентрация ее духа, ее силы, богатства и плодородия Родины… Вспоминая о своем прошлом, поэт первым делом вспоминает запах яблок, липового цвета. И хотя даже в воспоминаниях поэта проявляются признаки разрушения этого патриархального мира, поэт пишет о разорившихся мелкопоместных дворянах, даже в их жизни он находит свою прелесть. «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие». Отдельно Бунин останавливается на описании Арсения Семеновича, разорившегося дворянина. Герой Антоновских яблок« часто бывал в его усадьбе. Его судьба типична для многих обедневших дворян. Он разорен и ведет почти нищенскую жизнь. Но Бунин находит свою красоту и в этих проявлениях деревенской жизни. Даже об этом он вспоминает с любовью, ему приятны воспоминания того времени. Эта жизнь тоже может быть поэтичной, духовной и прекрасной. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» — пишет Бунин. Человек был очень близок с природой, рядом с которой жил, чувствовал ее, вся жизнь была подчинена природным законам. Распорядок дня, охота, грустные песни этих людей остались в воспоминаниях Бунина как яркое, красивое, доброе время. «Антоновские яблоки» Бунина – это гимн поэта своей Родине, той жизни, которая уже ушла в прошлое, но осталась в памяти писателя как самое лучшее, чистое, духовное время. За время всего своего творчества он не изменил России и не раз ещё обращался к теме русской деревни и патриархальным устоям русской усадьбы.
Анализируем рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки»
автор: Ekaterina 26.10.2017 1 Комментарий
Бунин – один из последних писателей 20 века, выросших в дворянской усадьбе, и на собственном опыте глубоко познавших весь уклад жизни помещиков. Воспоминания и ностальгия об этом ушедшем времени и стали основой лирического рассказа «Антоновские яблоки».
Название новеллы выбрано не случайно. Антоновские яблоки — яркий символ русской осени.
Рассказ необычен тем, что в нем нет как такового ни сюжета, ни действия. Зато произведение насыщено зрительными образами, запахами, звуками. И благодаря этим выразительным средствам художественного повествования мы можем прочувствовать настоящую деревенскую, помещичью жизнь. Не понять или представить, а именно прочувствовать. Ощутить уважение, которым исполнены отношения между барином и мужиками. Причем оно совершенно двухстороннее. Один класс не может существовать без другого. Мы видим достоинство и величие этих простых людей.
Сам дом, усадьба предстает живым существом, а не предметом. Это можно заметить, к примеру, из следующей цитаты: «Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз». Таким образом, усадьба — не просто недвижимость, а важная часть жизни. Бунин не зря сравнивает окна с глазами – мы ведь знаем, что это «зеркало души». А все, что имеет душу, не может быть неодушевленным. Это часть окружающей среды, которая влияет на все, в том числе и на людей, взаимодействующих с ней. А родовое гнездо связывает данного человека с его предками, с его корнями.
Летом и ранней осенью есть охота, дружба и общение помещиков друг с другом. Очень живо традиции деревенской охоты описаны в эпизоде, посвященном шурину писателя – Арсению Семеновичу, колоритному персонажу, жизнь которого, к сожалению, закончилась трагически.
Зимой внешняя жизнь замирает и можно погрузиться в духовность – читать книги, осмысливать их, думать об истории, ушедшем времени и своих корнях.
Описаний природы много в рассказе. Мы понимаем, насколько мила сердцу автора эта пора – ведь с такой любовью и поэтикой изображены сад, кленовые аллеи, меняющийся лес. Мы следуем за автором от ярких красок ранней осени через короткое бабье лето в сумрачную зиму.
Основной целью рассказа было желание автора показать деревенскую жизнь во всей полноте, заставить читателя погрузиться в нее, воскресить ту Россию, которая так дорога автору и любима им – патриархальную, но все таки живую, с истинно русским укладом жизни и характерными русскими людьми.
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
««Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений»
И. Бунин считается тонким психологом. Читая его рассказы, трудно с этим не согласиться. Особенность рассказов И. Бунина заключается в том, что состояние души его героев, их настроение зачастую связано с природой, которая их окружает. Александр Блок в 1907 г. писал: «Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет». К этому можно добавить, что писатель знал не только природу, но человека «изнутри», человеческую сущность. Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» на первый взгляд поражает нас отсутствием видимого, обозримого сюжета, действия. Здесь отсутствует привычная для рассказа последовательность его «составных частей»: завязка, кульминация, развязка… Однако И. Бунин создает «сюжет из настроения» рассказчика. Мы видим, как от части к части растет восхищение «говорящего» той жизнью, которая была раньше, тем запахом антоновских яблок. И наблюдаем, как в финале меняется настроение рассказчика (появляются нотки разочарования в современной жизни), тон его повествования становится ироническим. Рассказ начинается с многоточия, что свидетельствует о какой-то отрывочности. Будто рассказчик говорил что-то до этого, но мы не слышали. Может быть, поэтому читатель сразу становится частью этого повествования. Начинают появляться зрительные образы. «Помню большой, весь золотой, поредевший сад, помню кленовые аллеи». Зрительные образы подкрепляются запахами: «Тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок». Потом мы слышим звуки и совсем погружаемся в эту атмосферу, поддаемся настроению рассказа. Вот появляются первые персонажи: «Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за другим, но мещанин никогда его не оборвет, а только скажет: “Ваши, ешь досыта”». Мы видим этих добрых, красивых, сильных людей. А как они разговаривают друг с другом, с каким вниманием, пониманием и любовью! «Хозяйственная бабочка!… Переводятся теперь такие», — именно «бабочка», а не обычная сегодняшняя «женщина» или, грубо говоря, «баба». И. Бунин заставляет нас увидеть и почувствовать эту жизнь, именно почувствовать. Как он передает эти добрые, почти отеческие отношения мужика и барина! В этом рассказе И. Бунин описывает помещичью усадьбу. Уже мы видим ее не просто как дом, а как нечто одушевленное, нечто очень важное. «Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз». И действительно, усадьба в XIX в. — это не просто место жительства. Усадьба — это вся жизнь, духовное развитие, это образ жизни. И. Бунин погружает нас в эту жизнь. И. Бунин ставит задачу показать Россию, эту жизнь. Он заставляет задуматься об истории, о своих корнях. Сокрушаясь о том, что дворянские усадьбы умирают, рассказчик удивляется, насколько быстро проходит этот процесс: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие…» Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. С горечью и иронией звучат слова рассказчика: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» Мы наблюдаем изменение в настроении рассказчика. Однако, по моему мнению, любовь к «русскому человеку» и «русской природе» являются определяющими в настрое рассказчика. Именно это позволяет ему с таким трепетом вспоминать о запахе антоновских яблок…
Сочинение Сочинение по рассказу Бунина И.А. «Антоновские яблоки»
Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, ассоциации, особый элегический настрой. Известно, что И. А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и, как правило, четко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе отдельные образы, взятые из собственной лирики. В этой связи в его творчестве находит яркое отражение такое характерное для литературы XX века явление, как стихопроза.
Рассказ «Антоновские яблоки» в целом можно рассматривать как стихотворение в прозе. Изображена краткая и невероятно поэтическая пора — бабье лето, когда элегические раздумья сами собой слагаются в душе.
За детальной пейзажной зарисовкой угадывается поэтичная душа автора, человека тонкого, образованного, глубоко любящего жизнь родной природы. Ему близка народная мудрость, так как он часто обращается к приметам: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».
И. А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.
Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И. А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.
Центральная тема рассказа — тема разорения дворянских гнезд. С болью пишет автор о том, что исчезает запах антоновских яблок, распадается веками складывавшийся уклад. Любование прошлым, уходящим привносит в произведение элегическую тональность. Отдельными деталями подчеркивает Бунин социальный аспект отношений между людьми. Об этом свидетельствует и лексика («мещанин», «барчук»). Несмотря на элегическую тональность в рассказе присутствуют и оптимистические ноты. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» — подчеркивает И. А. Бунин. В рассказе проявляется характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, — вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» — так через диалоги передает И. А. Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.
Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.
«Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
Лирическая тональность, основанная на патриархальной глубине национального сознания, характерна для прозы И. Бунина, всегда обращенной в прошлое. Как бы подхватывая тургеневскую эстафету, с несоизмеримой тоской говорит писатель о разорении, опустении дворянских гнезд, некогда бывших оплотом России, ее культурной составляющей.
Иногда нет слов, чтобы передать всю боль и радость, печаль и нежность — все чувства, связанные с воспоминаниями о том, былом, ускользающем по велению неукротимого времени, поэтому память цепляется за все аспекты восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние). Именно такой мир, чувственный, вещественный, соткан в рассказе Бунина «Антоновские яблоки», написанном между 1898 и 1900 годах.
Поэтической прозе Бунина подвластно все: и фиксация многообразия оттенков цвета (черно-лиловая понёва, сиво-железного цвета жеребец), и игра светотени («чьи-то черные, точно вырезанные из дерева силуэты…меж тем, как гигантские тени ходят по яблоням»), и синестические, основанные на соощущении метафоры (сарафаны, пахнущие краской, прозрачная, ледяная, тяжелая вода).
Через это многообразие деталей и признаков показывается нам внутреннее богатство, интенсивность духовной жизни и глубина переживаний рассказчика. Сам герой будто скрыт от читателя, его история неизвестна, только то, что мужики зовут его барчук. Акцент делается только на его воспоминания и ассоциации, связанные с прошлым, с вкусом, запахом, видом антоновских яблок.
Начало рассказа построено на поэтическом приеме — градации, изобилующей повтором слова «помню». Создается впечатление, будто герой боится, что хоть один оттенок чувства ускользнет из его воспоминаний.
В рассказе несколько частей. В первой части — воспоминания о деревне, мужиках, радости и беззаботности бытия, сопровождаемого хрустом антоновских яблок.
Часть вторая — осенняя пора, сопряженная с рассказом о древних старухах, чинно готовящих себе могильный камень и богато разукрашенный саван, и о богатых мужиках. Здесь же воспоминания героя переносятся в усадьбу к тетке, Анне Герасимовне, которая описывается с ностальгической тоской по легкому, просторному и голубому небу, ясной дали, укатанной дороге. Там, в мире утраченном, каждая мелочь проникнута поэзией и красотой, даже телеграфные столбы «как серебряные струны», а сидящие на них кобчики — «черные значки на нотной бумаге». Но самое дорогое, важное осеннее воспоминание — это запах антоновских яблок.
Третья часть — «угасающий дух помещиков», сгущающиеся краски холодной осени, дохлой и тревожной, ожидающей первых лучей зимнего солнца, близость утраты. Тревожный ритм охоты, усадьба Арсения Семеновича, гостеприимство, нега молодости и дворянский быт, чтящий свои древние корни и русскую культуру.
Четвертая часть — горькая тоска, что нет больше запаха антоновских яблок, как нет ни стариков, ни помещиков.
Четыре части рассказа — это круг жизни, бег от молодости к зрелости для героя, от полной жизни к увяданию для дворянской России.
Уходящая, растворяющаяся в жестокости новой реальности, Россия запечатлелась в рассказе Бунина в запахе, вкусе, облике антоновских яблок. Первый снег, темные окна домов, нежные звуки гитары и последние строки рассказа… «Белым снегом путь-дорогу заметал».