в чем заключается сатира пьесы чужой ребенок
«Чужой ребенок»: комедия о том, как любили наши бабушки и дедушки
Ностальгическая комедия. Пожалуй, именно такое определение больше всего подходит к спектаклю «Чужой ребенок» Красноярского театра им. Пушкина. Не случайно и сам режиссер постановки Владимир Гурфинкель обозначил ее жанр, как «комедию о том, как любили наши бабушки и дедушки». Но было бы ошибочно полагать, что спектакль интересен только людям старшего поколения.
Написанная в 30-е годы прошлого века пьеса «Чужой ребенок» Василия Шкваркина пользовалась бешеным успехом, ее ставили во многих театрах страны. Частично интерес режиссеров к этой незамысловатой комедии объясняется ее скандальностью и даже неприличной крамольностью по меркам того времени. Судите сами: молодая актриса Маня (в спектакле театра им. Пушкина ее играет Мария Алексеева) репетирует роль женщины, ожидающей ребенка. Ее слова случайно услышала дачная подружка Зина (Элина Присакару) и разнесла «потрясающую новость» по всему дачному поселку. Трое влюбленных в Маню мужчин дружно от нее отворачиваются, а родителей чуть инфаркт не хватил от таких известий. Еще бы – ведь в то время между простыми советскими юношами и девушками секса не было по определению! Что уж говорить о «старорежимных» родителях… А тут еще и Маня, обиженная до глубины души гнусными инсинуациями, решает проверить ухажеров «на вшивость» и делает вид, что да, на самом деле беременна – ну с кем не бывает? Кто любит, и такую замуж возьмет – на зависть сплетнице Зинке! Так закручивается интрига, типичная для комедии положений.
Но режиссер Владимир Гурфинкель счел, что в пьесе есть нечто большее, чем просто забавный сюжет со всеми его хитросплетениями. Это мироощущение людей, живущих в эпоху, когда все самое страшное еще впереди. Их еще не коснулся удушающий гнет всеобщей подозрительности, порожденный волной репрессий, все это еще будет, потом. А пока можно беззаботно радоваться жизни в расслабляющей летней атмосфере дачного поселка, любить и искренне верить в светлое будущее – да и может ли быть иначе? Не случайно при просмотре спектакля вспоминаются черно-белые советские фильмы того периода, такие светлые и наивные… И такие притягательные в своей наивности.
Правда, иногда эти эмоции кажутся чрезмерными, такое ощущение, что в отдельных сценах актеры переигрывают. Особенно много прямо-таки щенячьей энергии у Кости (Даниил Коновалов), самого явного претендента на руку и сердце Мани. У влюбленного студента чувства хлещут через край, того и гляди, захлебнется! Иногда это утомляет – не только зрителей в зале, но и его друга Яшу-Юсуфа (Дмитрий Корявин), хоть и кавказца, но куда более сдержанного в проявлении своих нежных чувств к женщине. Впрочем, наверное, как и положено кавказскому мужчине.
Самые же интересные и глубокие роли получились у старшего поколения, родителей Мани – Сергея Петровича Караулова (заслуженный артист России Владислав Жуковский) и его жены Ольги Павловны (Галина Дьяконова). Именно они олицетворяют собой старую интеллигенцию, не желающую изменять себе в угоду времени. И, пожалуй, у Жуковского, отметившего недавно свое 60-летие, на сегодня это одна из лучших ролей.
Все отзывы о спектакле Чужой ребенок
Постановка Театр им. Гоголя
Лучшие отзывы о спектакле «Чужой ребенок»
18.08.2009
Комментировать рецензию
Спектакль, судя по всему, достался нам в наследство ещё с советских времен. Такой пыльной и обветшалой куклы, которую достали на потеху зрителям (большая часть из которых или пенсионеры, видимо, живущие по соседству и не знающие, чем им вечером заняться, или друзья-родственники выступающих) из занюханного чулана, мне не приходилось видеть уже очень давно. Если вообще приходилось. Описать творящееся на сцене в течение двух с небольшим часов (слава Богу, что хоть с антрактом), хватит несколько предложений. Молоденькая девчушка, всерьез озабоченная своей театральной карьерой, разучивая роль, настолько в неё вживается, что заставляет поверить и родителей, и окружающих в то, что ждет ребёнка. Влюблённые поклонники, подозревая друг друга, выясняют отношения, а старики-родители хватают приступ за приступом. Всё это выглядит как самая ужасная советская комедия. Никакой актуальности, всё настолько архаично, что диву даешься, как такое вообще может ещё идти на сцене! Режиссёрская мысль настолько скудна, что он тянет её как иностранную жевательную резинку, тщательно разжеванную уже кем-то другим, на протяжении целых двух действий. При этом, каждый логический эпизод завершая какими-то нелепыми танцами под странную музыку. Всё происходящее напоминает то ли детский утренник в саду, то ли плохой школьный спектакль. Если и смеяться здесь, так не над шутками, которые свою актуальность потеряли уже лет двадцать тому, а над тем, как всё это выполнено.
Единственное, кого жаль во всей этой ситуации, так это артистов. И способная молодежь, и почтенные старики, все они вынуждены хоть как-то лицедействовать в отведенное им на сцене время, претворяя в жизнь замыслы человека, всё это поставившего. Хотя, единственную мораль вынести можно и отсюда: если вдруг ваш ребёнок, восхитившись огнями рампы МХТ или «Современника» твердо надумал стать актёром театра и кино, объясните ему, что не все попадают обязательно в хорошие театры. Некоторым, как показывает практика, приходится перебиваться на задворках Курского вокзала, где уже тысячу лет не ступала, видимо, нога критика. И, честное слово, в такой ситуации даже крики «браво» из зала могут показаться оскорблением.
Чужой ребенок
«Сперва ознакомьтесь со мной; может быть, я хороший!»
Комедия «Чужой ребенок» была написана Василием Шкваркиным (род. в 1894) в 1933 году и сразу же попала на сцены более, чем 500 театров. В 1960-е годы она ставилась более 300 раз в сезон и пользовалась бешеным успехом у публики.
Посмеялись от души, всем рекомендую
Всем советую! Отличный спектакль!
Недавно ходила первый раз, ухохотались)) актеры наши обалденно играют, спектакль замечательный! Надо обязательно ещё сходить
Кто хочет посмеяться и отлично провести время? Тогда это ваш вариант! Берите с собой любимых и родных! Они оценят!
Очень коммерческий спектакль. Богато, но ужасно предсказуем и скучен сюжет. Публика, которая ждет от театра не потехи, а пищи для ума и души, будет разочарована.
Потрясающий спектакль. Очень-очень понравился. А декорации просто чудо! СПАСИБО БОЛЬШОЕ.
Спектакль просто замечательный, очень поднимает настроение, есть что вспомнить и обсудить.
Спасибо ВАМ )))
Прекрасный, добрый, юморной, трогательный спектакль. ))))Декорации супер, актерам браво!
Очень добрый и светлый спектакль! Очень понравился! Я бы рекомендовала. Для поднятия настроения сходите и не пожалеете! Кстати, билеты лучше берите на второй ряд 😉
Отличная постановка, забавная комедия «Чужой ребенок», отдельное спасибо за игру актерского состава и интерактивность сюжета! ТТ каждый раз поражает мобильностью сцены, каждый раз как будто погружаешься в новый мир
Смешно, трогательно, немного гротескно и предсказуемо – но все равно прекрасно. Яркая, эмоциональная постановка, потрясающая актерская игра.
Все-таки пермские театры очень сильные. Ничуть не хуже столичных по-моему. Тот случай, когда можно много говорить, но лучше 1 раз увидеть. Уже руки чешутся купить билеты на другой спектакль 🙂
Отличная комедия! Посмеялись от души, и в 23:00 даже не хотелось спать из-за порции отличного настроения!
Я в полном восторге, потрясающий чувственный и нежный. были неожиданные моменты. Люблю театр! дарите друг другу радость)))
Последний раз посмотрела спектакль «Чужой ребенок» и была приятно удивлена. Хороший актерский состав, неплохой выбор пьесы, и просто замечательный спектакль получился. Легкий, искромётный и очень позитивный.
Ходили на комедию «Чужой ребенок», смеялись до слёз, актёры молодцы!
Ходили на «Чужой ребенок». Спектакль супер!! Посмеялись от души.
Обалденная вещь. ))) От души и до слез. )))
Более чем восхитительная постановка! Спасибо!
Очень крутой спектакль! всем советую и посмеяться и поплакать есть моменты)) Браво актерам!
Вы молодцы. Смотрела, смеялась от души, до слёз. Спасибо вам огромное.
Очарована этой постановкой! Браво! С радостью посмотреть снова можно 🙂
Это прыжок в реку незабываем) особенно зрителями первых рядов! Очень романтичный, наивный, чистый эмоционально, спектакль!
Забавный спектакль. Есть несколько сцен, которые хочется еще раз посмотреть
В чем заключается сатира пьесы чужой ребенок
Продолжительность спектакля:
От мала до велика знают у нас великолепные кинокомедии Григория Александрова: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», с музыкой Дунаевского, мелодиями танго. Сколько в них света, воздуха, озорства, влюбленности в жизнь! Помните: «Сердце, тебе не хочется покоя!»…
История юной Мани, рассказанная В. Шкваркиным в комедии «Чужой ребенок» так же ярка, ясна, жизнерадостна и лирична!
Маня – прелесть! Маня – чудо! В нее все влюблены. За ней ухаживают: практикант Костя, зубной техник Сенечка и основательный инженер Федор Федорович. Воздух вокруг Мани наэлектризован любовью!
А Машенька – юная актриса, для нее театр – все! Ей докучают материальные интересы родителей и не интересно, какой из женихов солидней и надежней. Она озабочена одним: как сыграть свою первую роль – брошенной девушки с незаконнорожденным ребенком, самой не пережив этого?
Случай дает ей такую возможность!
Вот тогда и обнажатся нравы, станут ясны интересы каждого лица, явится истинное благородство души одних и низость других.
Комедия «Чужой ребенок» написана виртуозно! Детективная интрига спектакля вызывает неослабевающий интерес до самого конца действия. Счастье находит не одна Маня, но и Костя, Яков, Рая… к великому удовольствию всех родителей! Иначе быть не может! Ведь действие происходит на даче под Москвой в середине 30-х годов XX века, в жаркий летний день, когда вокруг много любви, музыки, песен, танцев!
Юмор и сатира в пьесах «Клоп» и «Баня»
Как известно, особую ненависть Маяковский испытывал к такому разряду людей, которых принято называть мещанами. В своих пьесах «Клоп» и «Баня» он высмеивает мещан, а одного из них волшебной силой искусства превращает в клопа, скрывающегося в трухлявых матрацах времени.
Пьесу «Баня» Маяковский определил как «драму в шести действиях с цирком и фейерверком», и уже в этом слышатся иронические ноты поэта, как бы предупреждающего читателя о том, что пьеса представляет некий фарс. Главный персонаж пьесы – «товарищ Победоносиков, главный начальник по управлению согласованием, Главначупс». Это типичный надутый чиновник, который между телефонными звонками и перелистыванием казенных бумаг диктует машинистке «одну общую руководящую статью», такую же бессмысленную, как и название учреждения.
В образе Победоносикова Маяковский сконцентрировал многие уродливые наслоения казенного свойства: Победоносиков занимает важную должность, в его приемной – «длинный, во всю стену, ряд просителей». У двери – верный страж Оптимистенко, который не пустит к начальнику неугодных, беспокойных людей. Как заметил Велосипедкин, Оптимистенко – «гладкий и полированный, как дачный шар. На нем только начальство отражается, и то вверх ногами».
Победоносиков сует свой нос всюду и считает себя комптентным даже в тех вопросах, о которых знает лишь понаслышке. Например, он поучает режиссера: «Сгущенно все это, в жизни так не бывает. Это надо переделать, смягчить. надо показывать светлые стороны нашей действительности». И это злая карикатура на всякое псевдоискусство, характерное для советской эпохи, когда жесткая цензура «переделывала» произведения до неузнаваемости.
Но, к счастью, конфликт разрешается, когда появляется «Фосфорическая женщина», «делегатка 2030 года», которая отбирает лучших (Чудакова и его помощников) в коммунизм, куда они отбывают на изобретенной машине времени тогда, как Победоносиков и Оптимистенко остаются за бортом – в современной им действительности.
В своей полуфантастической пьесе «Клоп» Маяковский не просто высмеивает мещанство, но и объявляет ему беспощадную войну. В образе главного героя пьесы, Петра Присыпкина, переименовавшего себя в Пьера Скрипкина, сочетаются многие отрицательные черты этого социального явления, во всех действиях и речах Присыпкина проявляется его обывательская сущность.
По определению автора, Присыпкин – «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених». Он намеревается выгодно жениться, но на свадьбе случается драка, пожар, в результате чего герой погибает, но оказывается воскрешенным в далеком коммунистическом будущем.
Грубый, бескультурный, эгоистичный Скрипкин выглядит «ископаемым» среди «идеальных» людей коммунистического общества, для которого пьянство, подхалимство и прочие пороки обывательского мира давно стали забытыми, неизвестными явлениями.
Само общество коммунистов представлено Маяковским предельно разумно. Для жителей будущего, настоящих пролетариев, Скрипкин представляет серьезную угрозу, он – мнимый пролетарий, мещанин, тогда как настоящие пролетарии – люди высокой нравственной культуры, свободные от всех пороков буржуазного общества.
Но это истинное пролетарское будущее, по сути, безлично. Поэтому Скрипкин, несмотря на все свои пороки, невольно выглядит в нем единственным живым человеком. В итоге идеальное общество будущего оказывается в пьесе крайне неустойчивым, внутренне податливым к давно искорененным порокам. Внезапно людей будущего начинают привлекать буржуазные удовольствия, и они с радостью поддаются их приятному влиянию, в результате чего большая часть «неподдавшихся» приходит к выводу, что Скрипкина необходимо как можно скорее изолировать как серьезного врага.
В финале пьесы незадачливый Пьер Скрипкин кричит: «Братцы! Свои! Родные. Сколько вас?! Когда же вас всех заморозили? Чего ж я один в клетке. ». И этим криком Маяковский, который, разумеется, не мог ввести в свою пьесу элементы антикоммунистической сатиры, невольно затронул эту тему, метко изобразив призрачность светлого коммунистического будущего, не способного искоренить до конца все человеческие пороки.