в чем заключается самый важный признак человека
Положительные качества человека: список достоинств для жизни, отношений и работы
Приветствую вас, уважаемые друзья!
Все мы привыкли к тому, что есть тьма и свет, добро и зло, хорошее и плохое. Аналогично принято разделять и качества личности. По ним мы определяем, подходит ли нам тот или иной человек для отношений, сможет ли соискатель справиться с должностью, обозначенной в вакансии и т. д. Сегодня мы с вами разберем положительные качества человека, которые больше всего ценятся в обществе.
Кто такой хороший человек
Качества личности – это набор устойчивых психических состояний, с помощью которых человек взаимодействует с социумом, влияет на него и ведет активную деятельность. Это то, как он транслирует себя миру через свои действия и поступки.
На развитие тех или иных качеств оказывают влияние разные факторы: генетика, воспитание, среда, в которой развивается человек.
Нас с детства учат быть хорошими, объясняют, как правильно поступать, чего не принято говорить или делать. Но представления о хорошем и плохом у каждого свои. Часто они обусловлены культурой и призваны поддерживать социальные связи, развивать групповое взаимодействие.
Поэтому разделение на положительные и отрицательные качества личности довольно условно. Как правило, хорошие – это те, что помогают человеку быть удобным для других, беречь чужие границы, не нарушать закон и принятые в обществе нормы морали.
Есть и другие положительные качества. Это те, что помогают человеку достигать собственных целей, личного успеха в карьере, отношениях, любой другой сфере.
Все относительно. К примеру, аккуратность считается положительным качеством. Но есть схожее с ним понятие – педантичность. Кто-то посчитает это плюсом, а кто-то назовет чистоплюйством.
В статье мы не будем останавливаться на относительности и разберем общепринятые положительные качества личности.
Список самых важных человеческих качеств и достоинств
Что больше всего ценится в человеке:
Позитивные качества для резюме
Заполняя графу “личные качества” в резюме, многие теряются, не зная, что хорошего про себя написать. Отталкиваться в первую очередь здесь нужно от самой должности, на которую вы претендуете. Ведь где-то первостепенными качествами будут усидчивость и внимательность, а где-то важна активность и коммуникабельность.
Для удобства я разделила список на подгруппы по сферам влияния.
Качества, влияющие на отношения в коллективе:
Лучшие черты характера, которые ценятся в сотрудниках:
Заключение
Мы с вами разобрали, какими бывают положительные качества личности, дали им краткую характеристику. В следующей статье я расскажу об отрицательных качествах человека.
Рекомендую также ознакомиться с похожими публикациями:
Что самое главное в человеке?
Как определить главное в человеке?
Что самое главное в человеке? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо разобраться с тем, что подразумевается под понятием «главное».
Основой существования человека, как и любого другого живого существа, является душа. По сути, если смотреть очень вдумчиво и глубоко, то душа это и есть человек. Бессмертная, наполненная знанием и счастьем. Душой обладает каждое живое существо, но когда мы говорим о главном в человеке, мы хотим знать не просто основу существования, которая присутствует в каждом, а то, что качественно выделяет конкретного человека, делая его то ли более человечным, то ли более важным.
Тут есть значительная трудность в объективном определении такого качества. Ведь существует много людей, а значит и много мнений. Кому-то важны знания, кому-то богатства, кому-то красота. И если смотреть субъективно, то главным в человеке является то, что привлекает других людей к нему и становится причиной однозначно положительной оценки. С этой точки зрения мы говорим о том, что является главным, уже не как об основе существования, а как о том, что способно привлечь сильнее всего. То есть это может быть богатство, слава, красота, знание, власть, смелость, доброта и прочее.
С другой стороны, главным в человеке может быть и то качество, природа, которого проявлена сильнее всего. Это может быть как природа, направленная на определенную деятельность, образ жизни и имеющая собственные предрасположенности и таланты, так и природа, отражающая характер, личность как набор качеств. Иначе говоря, главным в человеке может считаться и то, что сильнее всего проявляется, а именно: желания, страхи, таланты и качества характера.
Также мы можем понимать «главное в человеке» как психологическое состояние: счастье или несчастье. То есть в таком формате мы смотрим на человека не как на обладателя чего-то, а как на такого же человека как мы сами, который чувствует. И в этом смысле главным является то, будет ли человек счастлив или же он будет страдать.
Итак, понятие «главное в человеке» можно отобразить в четырёх значениях:
Как следует определять главное в людях?
В зависимости от того, как вы смотрите на людей, для вас тот или иной аспект будет важнее, а значит вы автоматически будете рассматривать человека через призму некоторого «главного» критерия. Причем это, в большинстве, не налагается сразу на всех людей. Главное в разных людях будет определяться разными критериями, важно лишь понимать, что такой взгляд это проявление нашего уровня развития и отражение нашей природы, а также того, чего мы ищем в людях на самом деле.
Людям, стремящимся к знанию, свойственно видеть в других душу, так как это отражение высшей истины. Душа вечна, тело бренно. Тем, кто желает познать истину, следует смотреть так не только на людей, но и на каждое живое существо в этом мире вне зависимости от формы. В таком случае мы смотрим на душу как на себя, так и на других. Осознавать себя душой – означает черпать счастье внутри себя, а осознавать душой других означает не пытаться черпать счастье из других.
Тем, кто желает удовлетворить свои потребности посредством других, важнее видеть в человеке нечто привлекательное. В таком отношении нет ничего плохого самого по себе, ведь человеку свойственно стремиться к счастью. Однако такое корыстное отношение к людям может стать причиной множества неприятных чувств, возникающих как следствие попыток тянуть друг от друга счастье. Чем сильнее люди тянут – тем меньше счастье, а, значит, тем сильнее будет натяжение, которое проявляется как ссоры, конфликты, оскорбления и прочее.
Аналитический подход, при котором мы смотрим на людей как на набор неких качеств, способностей и талантов, тоже следует считать корыстным, так как в попытке хорошо изучить человека легко просматривается желание использовать те или иные качества, способности, таланты, взгляды. Аналитический подход в определении главного — это тонкое желание понять другого лишь затем, чтобы посредством знания о человеке реализовать некоторые амбиции. Благонамеренные ли это амбиции или эгоистичные – бывает по-разному, но это желание также корыстно, а, значит, способно привести к разочарованию.
Если мы рассматриваем чувства человека как определяющий критерий, то чаще всего речь заходит о том, чтобы причинить/не причинить кому-либо боль или счастье. Причинение счастья чаще всего происходит как следствие потребности догнать и причинить добро, но при этом это автоматически делает «причинятеля» добра выше в собственных глазах. Исправлять других — означает ставить себя выше, и когда в отношениях это основополагающее желание, которое может быть просто причиной отношений, неизбежно эти отношения придут к закономерному краху. Причинять помощь или исправлять другого означает совершать попытку решить чужие проблемы и сформировать определенную личность, которая будет приемлема с точки зрения «исправлятеля». Два исхода: получилось и не получилось. Если всё получилось, то исправлятель либо говорит: «Моя работа закончена.», либо, что хуже, пытается наслаждаться плодами своей работы, и это превращается в банальную попытку вытянуть из другого счастье. Если же не получается, результат всегда одинаков: «исправлятель» разочаровывается и просто избегает дальнейшего общения.
С другой стороны, стремление максимально обезболить отношения приводят к последствиям, которые не намного приятнее. Здоровая жизнь – означает способность принимать боль и до какой-то степени терпеть её. Но когда человек строит отношения на основе тотального непричинения боли другому, он ставит себя ниже. И возникает прецедент, при котором получать что-то неприятное в свою сторону – это нормально, а причинять кому-то боль нельзя. Это сочувствие, которое выходит за рамки адекватного восприятия каждого человека как самостоятельной, взрослой и сознательной личности. Конечно, так можно вести себя с ребенком, но не с взрослым. Есть два исхода такого тотального непричинения вреда: либо «непричинитель вреда» становится объектом манипуляции, либо он ставит себя в настолько зависимое положение от каждого дуновения внутреннего мира другого, что он попросту унижает себя до невозможности уважения в его сторону.
Адекватное определение главного в человеке
Сейчас мы говорили о тех моментах, когда главное в человеке становится в основу межличностных отношений. Но стоит понимать, что у каждого из этих определений есть своё место в реальной жизни.
Когда речь заходит о том, что нам нужен работник, напарник, партнер, то мы неизбежно будем анализировать такого человека на наличие способностей, талантов и предрасположенностей. Это разумный и практичный подход, потому что для нас он сейчас не столько человек, сколько потенциальный сотрудник-партнер. И в таких формальных отношениях мы должны вести себя максимально прагматично на благо всех, ведь руководствуясь сочувствием в такие моменты, мы рискуем не только собой, но и всем обществом. Судья, прощающий по доброте душевной преступника, наносит вред всему обществу, закрывая глаза на факт совершения преступления.
Другим примером являются конкретные примеры эмоциональной поддержки и помощи людям. То есть осознание того, что они чувствуют, и, соответственно, действие такого порядка, которое может принести облегчение. Это касается и бытовых ситуаций, и полноценных кампаний по обучению чему-либо человека. Отличие такого подхода заключается в отделении цельной личности от временного состояния или какой-либо задачи. «Сейчас ему плохо, я помогу, и станет лучше» – когда этот подход ситуативно – это хорошо; когда же на таком восприятии строятся отношения – это плохо. Поэтому, разумеется, стоит учитывать эмоциональное состояние людей в конкретных ситуациях, но это не должно становиться причиной нарушения адекватного восприятия других.
Взаимное адекватное восприятие того, что считается главным с точки зрения способности привлечь к себе людей, заключается в осознанной корысти. Когда два богатых человека встречаются, осознанное понимание потенциального партнерства может дать им возможность строить не межличностные, а партнерские, деловые отношения. То есть строить отношения межличностные на основе таких критериев не очень хорошая идея, но строить взаимовыгодные отношения – идея очень даже хорошая. Примеров этому масса, например, ученик и учитель. Ученик приносит определенную пользу учителю своим служением, а учитель, в свою очередь, делится знаниями, учит. Они не душевные друзья, а господин и слуга, между которыми хотя и может быть симпатия, но не может быть вольности. Говорить о том, как богатые, известные, знающие и властные взаимодействуют с красотой, будет лишне, но это также пример взаимовыгодных полуформальных отношений.
То есть любой критерий определения главного в человеке мы можем позволить себе, но нельзя строить на этом отношения целиком, делать главным, видеть человека сквозь призму его талантов, потенциала приносить вам наслаждение или как объект причинения добра/непричинения зла.
Что является главным в людях? Как нам следует их воспринимать?
Воспринимая и себя, и других живых существ как душу, мы способны строить гармоничные взаимоотношения, в которых есть место не столько корысти, сколько самому по себе приходящему счастью. Не столько анализа с целью выгоды, сколько пониманию с целью сохранения и укрепления отношений. И не столько восприятию человека как живых чувств, сколько восприятию другого сквозь призму здорового уважения и сострадания. Воспринимая других как души, но при необходимости учитывая другие факторы, мы способны строить не только межличностные, но и формальные отношения. При этом отношение к другому как к душе неизбежно становится причиной пожелания счастья и отвращения от причинения боли при сохранении уважения.
Состояние духовного осознания возносит на уровень черпания счастья в самом себе, и это основа удовлетворенности, на которой можно выстраивать отношения с другими. Эта основа способна выдержать и радость, и горе. Отсутствие такой самобытности все же вскоре делает человека зависимым от счастья и неспособным пережить какое-либо разочарование. Когда же есть некий непоколебимый, чистый, постоянный источник счастья – все остальное может быть только прибавкой, но не заменой. И в этом здоровое осознание главного не только в других, но и в себе самом.
Что делает человека человеком?
Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?
Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?
Отличие человека от других живых существ
Что такое человек? Чем он отличается от животных? Есть, например, признак, присущий из всех живых существ только людям: лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Над этим вопросом мудрые люди размышляли давно.
Древнегреческий философ Платон говорил: «Человек — это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».
Наука пришла к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). Итак, человек — это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.
Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. Детёныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения — самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться.
Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить как люди и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.
Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Бестелесны только призраки в страшных сказках. Результатом длительного развития природы является человеческий мозг. Человек — чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности: дышать, питаться, спать; он нуждается в определённой тепловой среде. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек — существо биологическое. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в его организме.
Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук — всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения. Значит, в человеке биологическое и социальное начала органически связаны между собой, и только в таком единстве существует человек. Это неразрывное единство позволяет сказать: человек — существо биосоциальное.
Мышление и речь
Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить. Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное — человекообразная обезьяна — не имеет столь высокоразвитого мозга. Попытки научить обезьяну мыслить подобно человеку путём многолетних занятий с ней не увенчались успехом.
Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создаёт то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи необходима не только способность накапливать знания, но и способность с помощью этих знаний создавать мысленные модели тех предметов, которые нужны человеку и которые он хочет сделать, произвести. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетёт сеть паутины, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врождённый инстинкт. И ничего более серьёзного, сложного ни один из названных (как, впрочем, и других) представителей живой природы делать не может. К. Маркс писал, что «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове». Следовательно, деятельность человека имеет творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем практическими действиями.
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.