в чем заключается роль менеджмента в организации
Роль менеджмента в организации
Менеджмент как наука и практика управления
Управление – процесс воздействия руководителя на свой объект, направленный на достижение цели.
Необходимость управления организацией обуславливается необходимостью:
1. Спланировать работу;
2. Расставить персонал и координировать его действия;
3. Принимать наилучшие решения;
4. Активизировать и стимулировать деятельность персонала;
5. Осуществлять контроль и учет выполненной работы;
6. Вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.
Менеджер – специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли руководитель организации в условиях рыночной экономики.
Менеджмент – «научное» управление организацией; то, чем занимается менеджер.
Объекты изучения менеджмента:
1. Формы организации и соответствующие отношения собственности;
2. Структур организации;
3. Внешняя и внутренняя среда организации;
4. Инфраструктура менеджмента;
5. Деловые коммуникации;
6. Функции менеджмента;
7. Методы менеджмента;
8. Моделирование управленческих процессов;
9. Система управления предприятием;
10. Оптимизация распределения ресурсов;
11. Конфликты и их разрешение;
12. Этика менеджмента;
13. Инновации в менеджменте.
Научные основы управления представляют собой систему научных знаний, составляющую теоретическую базу управления, и обеспечивают практику менеджмента научными основами.
Научные положения по управлению:
♦ предполагают использование научного анализа для определения научных способов достижения целей и решения конкретных задач;
♦ отмечают важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение обучения;
♦ обосновывают необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.
В современных условиях процесс управления воспринимается как искусство применения науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.
Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.
Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.
Практика менеджмента формирует навыки и обогащает опыт людей, осуществляющих управление, а результаты практической деятельности служат источником для совершенствования теории менеджмента. Менеджмент как наука связан с более чем 20 другими науками (математика, инженерные науки, психология, социология и антропология). Объекты: техника и люди.
Роль менеджмента в организации
Организация – это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей.
Менеджмент играет важную роль в организации. Решая разные задачи по степени сложности, управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий персонала.
Менеджмент представляет собой многоаспектное явление и охватывает происходящие процессы в организации, связанные как с её внутренней средой, так и с внешней средой воздействия на неё.
Роль менеджмента для организации в условиях рынка является определяющей. От него зависит успех. Значение менеджмента выходит за рамки отдельной организации и уровень менеджмента оказывает влияние на экономику страны в целом.
Необходимость управления организацией обуславливается необходимостью:
1. Спланировать работу;
2. Расставить персонал и координировать его действия;
3. Принимать наилучшие решения;
4. Активизировать и стимулировать деятельность персонала;
5. Осуществлять контроль и учет выполненной работы;
6. Вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.
Менеджмент, с англ. «управление», явление сложное, многоаспектное и единой трактовки его определения не существует. В свою очередь управление – функция любой системы (социальной, технической, биологической) выработки и реализации управленческих воздействий. Менеджмент – управление только хозяйственной деятельностью организации в условиях рынка. В нем использует механизм, который обеспечивает деятельность менеджера: принципы управления, методы, функции, организационные структуры и др.
Принципы управления – руководящее правило, основные положения и нормы поведения, которым руководствуются органы управления для обеспечения эффективного развития организации. Например: принцип единоначалия – наличие у каждого сотрудника только одного руководителя.
Методы управления – служат для реализации принципов, т.е. способы осуществления управленческой деятельности применяемые для достижения целей организации.
Используется целая система методов из 3 групп:
1.Организационно-административные методы – все формы директивного (властного) воздействия на подчиненных (приказы);
2.Экономические методы – основаны на материальных интересах работника, т.е. экономические рычаги (управление доходами, хоз.расчет, ценообразование, самофинансирование);
3.Социально-психологические методы – моральное поощрение наказание.
Методы образуют единую систему. Руководство, в отличие от менеджмента, узкое понятие – целенаправленное воздействие на персонал.
· Планирование – выбор целей и методов по их достижению.
· Организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия межу ними.
· Мотивация – побуждение работников к работе с использованием мер поощрения и побуждения.
· Контроль – сопоставление фактических результатов с заданными или запланированными.
Менеджмент – орган или аппарат управления организацией – необходимая и обязательная составляющая часть любой организации.
Роль менеджмента в организации
Менеджмент играет важную роль в организации. Решая разные задачи по степени сложности, управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий персонала.
По мнению С.Р.Филоновича, категория «вспомогательные механизмы» отражает самый широкий спектр «полезных» инструментов, которые обеспечивают эффективное функционирование организации. М. Вайсборд считает, что механизмы «полезны», если помогают координации и интеграции работ, т.е. помогают людям работать сообща, когда требуются их объединённые усилия. Кроме этого, «полезные» механизмы помогают вести мониторинг работы организации, т.е. дают возможность отслеживать, хорошо идут дела или плохо; созданы для того, чтобы разбираться с сигналами на «экране радара», для которых ни одна из существующих процедур не является адекватной [4].
Разделяя точку зрения А.Н.Дятлова, М.В.Плотникова, И.А.Мутовина следует отметить, что детальное исследование вспомогательных механизмов, к которым можно отнести способы работы над целями, структурой, взаимоотношениями и вознаграждением персонала и т. д., является предметом изучения операционного менеджмента [3]. Однако, исследуя проблемы общего менеджмента, необходимо иметь чёткое представление смысла вспомогательных механизмов, для более глубокого понимания существующих концепций современного менеджмента.
Общий менеджмент позволяет сегодня изучить универсальные принципы, соответствующие множеству различных ситуаций в организации, возникающих при взаимодействии человека с её внутренней и внешней средой.
Кроме того, он раскрывает сущность основных, современных теорий и концепций менеджмента, являющихся наиболее актуальными. Это –Total Quality Management (TQM), Just-in-Time(JIT), Kaizen, Kanban, Empowerment, Project Management ит.д. Так, например, применяя концепцию TQM, представляется возможным адаптировать классический операционный менеджмент к изменениям внешней среды, особенно когда нормы выработки становятся не эффективными.
А.А.Кудинов [1] и В.А.Лапидус [2], анализируя опыт внедрения TQM на украинских предприятиях, выделяют основные компоненты, а именно: обучение в области качества, создание документационных систем качества, мотивация к улучшению качества, взаимоотношения с потребителями и поставщиками.
Грамотное использование методологии TQM позволяет организации получить ряд преимуществ, а именно: повышение качества и конкурентоспособности продукции; рост степени удовлетворённости потребителей продукцией (услугами); увеличение прибыли; улучшение имиджа и репутации фирмы; обеспечение финансовой устойчивости фирмы; обеспечение рационального использования всех видов ресурсов; повышение качества управленческих решений; увеличение производительности труда; внедрение новейших достижений НТП.
Организации, использующие сегодня TQM, имеют отличительные признаки. К наиболее характерным относятся: качество как цель номер один, ведущая к повышению конкурентоспособности; персонал как ценность номер один; командный дух в организации; единые моральные, этические и руководящие принципы у всех служащих организации; справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма; плоская организационная структура управления с процессными проектным стилями управления; эффективный менеджмент [5].
Система JIT – это производственная система как способ организации управления производственным предприятием с целью эффективного удовлетворения потребительского спроса при одновременном достижении лучшего качества продуктов и услуг, минимальных затрат и поставок «точно вовремя» за счёт устранения непроизводительных затрат во внутренней среде организации. Данная концепция имеет ряд характерных особенностей: любые лишние действия, повышающие затраты на продукт, но не повышающие его ценности, должны быть устранены; запасы не нужны, это лишнее, их уменьшение повышает эффективность работы; основные факторы, определяющие продукт и тип производства – это предпочтения клиентов; как внутри организации, так и в отношениях с поставщиками и клиентами должен господствовать принцип уважения и поддержки; JIT – это достижение команды. Все сотрудники предприятия должны быть членами этой команды и т.д.[1]. Обозначенные концепции современного менеджмента являются не только производственными технологиями, но, в первую очередь, философией, способом отношения персонала к своей работе. Обе концепции, равно как и другие, позволяют внедрить культуру качества и как следствие – конкурентные преимущества современной организации во всём.
Литература: Кудинов А. Методы повышения эффективности бизнеса /А.Кудинов. Киев: ОВШМ, 2004. Лапидус В.А. Основы всеобщего менеджмента качества – TQM: Методическое пособие к учебному курсу TQM-1 /В.А.Лапидус. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет»,2001. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: Учебник/ А.Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. Филонович С.Р. Управление организационными изменениями: материалы по курсу С.Р. Филонович СПБ.: ГУ-ВШЭ: СПМИМ, 2000). Розова Н.К. Менеджмент качества /Н.К.Розова.- СПб.: «Вектор», 2005. Weisbord M R Organizational Diagnosis: six places to look for trouble with or without a theory// Group and organizational studies, 1976, №1).
Роль менеджмента
Социальный, экономический и обобщающий социально-экономический эффекты как главные составляющие менеджмента. Основные принципы, цели, задачи и правила менеджмента. Факторы, повышающие его эффективность. Ключевые аспекты при разработке системы управления.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.03.2015 |
Размер файла | 16,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Роль менеджмента
В современном мире, где каждый день на пути компании или организации встречается множество конкурентов, где, чтобы добиться успеха, нужно, идти в ногу со временем, роль менеджмента поистине значительна, ведь суть менеджмента в том, чтобы добиться конечного результата деятельности организации с максимальной отдачей на каждом этапе процесса управления и минимальными издержками. Роль менеджмента заключается в обеспечении стабильного функционирования процесса управления предприятием.
Суть функций системы менеджмента в предвидении последствий, планировании целей, организации процесса, распоряжении ресурсами, координировании действий и контроле выполнения заданий. Роль менеджмента образуется из трех главных составляющих: социальный эффект, экономический эффект и обобщающий социально-экономический эффект. Социальный эффект отвечает за качественные условия труда, уменьшение профзаболеваний, что влечет сбережение финансовых ресурсов, а также снижение затрат на выплаты тех или иных социальных гарантий.
Экономический эффект регулирует стоимостную форму, а также позволяет наблюдать за непосредственным варьированием роста объемов, уменьшением затрат на производство, увеличением прибыли и т.д.;
Социально-экономический эффект описывает результат деятельности с помощью экономических показателей: поступательных увеличений объемов, уменьшений затрат на себестоимость, а также общих затрат организации, стабильность производства, рост прибыли, устойчивость положения предприятия на рынке.
2. Принципы менеджмента
— принцип рационального применения и единоначалия, и коллегиальности. Суть данного принципа в том, что каждый отдельный работник отвечает за конкретный участок работы и за принятие решений на своем уровне, от высших (директор, управляющий, президент) до низших (руководители отдельных подразделений, ячеек, звеньев). Благодаря этому принципу обеспечивается объективность и обоснованность решений, принимаемых руководителями;
— Принцип научной обоснованности. Суть этого принципа в осуществлении управления на основе применения науки;
— Принцип плановости. Согласно данному принципу и текущая, и перспективная должна планироваться;
— Принцип сочетания ответственности, обязанностей и прав. По этому принципу каждый работник несет ответственность за задачи, которые относятся к сфере его полномочий, т.е. прав принимать решения;
— Принцип демократизации. Этот принцип заключается в привлечении персонала к управлению организацией.
Основные принципы менеджмента не являются непоколебимыми догматами, т.к. экономическая жизнь общества пребывает в постоянном развитии и вместе с ней претерпевают изменения и управленческие принципы.
3. Цели менеджмента
Существует несколько целей менеджмента, основной и главной из которых является управление, направленное на успешную и плодотворную деятельность, управление присуще и каждой компании, и отдельно взятой личности.
Основные задачи менеджмента формируются, в свою очередь, в рамках целей и предполагают выработку систем мероприятий, направленных на достижение той или иной цели. В зависимости от специфики и типа менеджмента, различное значение имеют, ставящиеся цели и задачи.
Для задач менеджмента характерно непрерывное усложнение, обусловленное ростом масштабов производства и выпуска продукции, требующих обеспечения необходимыми постоянно увеличивающими объемами требуемых ресурсов: финансовых, материальных, человеческих и пр. Основные задачи менеджмента возглавляет организация производства и выпуска продукции с учетом потребностей целевой группы потребителей и на основании имеющихся у компании финансовых и человеческих ресурсов. Реализация этой задачи позволяет обеспечить компании успешность, высокую прибыльность, рентабельность деятельности, а также создание и сохранение стабильного положения компании на рынке. В условиях современной экономики рынка в основные задачи менеджмента входит постоянный поиск и последующее освоение новых сфер и каналов рынка.
* привлечение к работе специалистов высокой квалификации;
* стимулирование и мотивирование сотрудников;
* выявление и поиск необходимых ресурсов;
* разработка и внедрение стратегии развития компании;
* осуществление контроля эффективности деятельности компании.
Основные задачи менеджмента призваны обеспечить единение всех форм и этапов процесса управления для достижения поставленных компанией целей. Управление через постановку и реализацию целей и задач должно осуществляться с учетом оценки возможностей компании, наличия необходимых ресурсов и современных условий конкурентной борьбы.
4. Эффективность менеджмента
Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижении издержек, повышении качества и т. д. Результатом социальной эффективности является социальный эффект. Он заключается в повышении удовлетворенности подчиненных от выполняемой работы, улучшении условий труда.
Связь между социальной и экономической эффективностью очень велика, так как зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. С уровнем повышения доходов компании в соответствии повышается и зарплата работникам и, как следствие, это приводит к удовлетворенности работников.
Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества и, как следствие, увеличивает прибыльность компании от эффективности менеджмента.
Факторы, повышающие эффективность менеджмента:
· взаимодействие в системе управления;
· использование времени в нужных целях.
· Взаимодействие в системе управления предполагает влияние всех подразделений предприятия друг на друга. Значение взаимодействия возрастает по мере расширения специализации организации.
· Взаимодействие отделов позволяет работать фирме как единому механизму и исключить все лишние. Такое взаимодействие усиливает результативность деятельности на всех уровнях ее выполнения, в том числе и управленческом, так как на него снижаются расходы.
· Повышения эффективности управления в компании:
· разработка проблем управления и способов их разрешения;
· постоянное улучшение технологического и информационного обеспечения управления;
· совершенствование систем и методов управления;
· регулярная переподготовка как руководящего состава, так и рядовых сотрудников;
· внимания в подборе кадров.
не стоит планировать на день более трех важных дел и десяти общих;
после выполнения в начале рабочего дня важного дела следует уточнить дальнейшие приоритеты;
распределение осуществляемых функций по времени и важности предполагает четкое формирование условий их выполнения.
5. Система менеджмента
Система менеджмента целой организации производится с учётом специфики предприятия. Ключевые аспекты при разработке систем управления:
Основные цели (оперативные, тактические и стратегические) организации
· Правильный выбор ключевых показателей эффективности (KPI) для осуществления анализа процесса достижения необходимых стратегических целей
· Организация структуры сотрудников и подразделений
· Качественная сторона систем информационного обеспечения
· Знания необходимых методов теории принятия решений
· Соблюдение финансовой стабильности предприятия
Современные системы менеджмента не возможно представить без ЭВМ, а также сопутствующего программного обеспечения. Современное программное обеспечение зачастую специализируется на нескольких системах менеджмента. Производители постоянно предпринимают попытки создать универсальное программное обеспечение, которое будет подходить всем существующим системам менеджмента, но такого пока не существует.
6. Правила менеджмента
Для эффективного взаимодействия с подчиненными руководителю необходимо соблюдать несколько правил менеджмента:
— Определенность в суждениях. Руководитель должен уметь четко формулировать задачи, это позволит избежать ненужных проблем.
— Умеренный контроль. Необходимо тщательно подбирать персонал, чтобы затем сосредоточиться на самой работе, а не на постоянном контроле сотрудников.
— Обращаться за советом в случае необходимости. Вероятность нахождения оптимального варианта возрастает в условиях обсуждения.
— Адекватный объем работы. Несоответствие возможностей заявленному объему работы вызывает негативную реакцию у подчиненных, что приводит к возникновению ощущения неудовлетворенности деятельностью.
— Закулисные игры. Профессиональная деятельность страдает, когда происходит зарождение враждующих групп. Необходимо создать благоприятную атмосферу внутри коллектива и поощрять правду, тем самым, сводя на нет закулисные игры.
Преуспевающие руководители не стесняются просить у других совета, если есть такая необходимость. Все методы управления руководителя должны включать элемент «просьбу дать ему совет».
Умеренный контроль. Руководители, которые постоянно следят за работой, требуют ежедневного отчета, превращают в нескончаемую пытку свою жизнь и жизнь подчиненных. В офисе наступает бумажная рутина, персонал за каждое задание делает письменные отчеты, а начальник отслеживает каждое действие. Это превращается в гонку с участием обеих сторон. В таких условиях не приходится говорить ни о какой творческой составляющей профессиональной деятельности. Поэтому следует подбирать персонал более детально и тщательно, чтобы потом заниматься непосредственной работой, дать подчиненным определенную свободу.
В случае необходимости обращаться за советом. Не ставить себя в позицию специалиста во всех вопросах. Руководитель, который знает абсолютно все нюансы работы компании, не внушает доверия. Всегда есть вероятность упущения особенностей дела. Восприятие критики конструктивно выстраивает профессиональную деятельность адекватно. Найти оптимальный вариант можно только в условиях обсуждения и совещания.
Адекватный объем работы. Излишняя или недостаточная нагрузка по объему работы вызывает у подчиненных негативную реакцию, у них появляется ощущение неудовлетворенности деятельностью.
Закулисные игры. Трудно сосредоточиться на содержании работы, если чувствуешь, что против тебя затевается интрига. Человек бросает все силы на раскрытие заговора. От этого страдает его профессиональная деятельность. В компаниях, где поддерживаются сплетни, оговоры в глазах начальства, технологии подсиживания, работники больше уделяют внимания внешней стороне поведения, а не содержанию работы. Одной из задач управления должно быть стремление не допустить образования враждующих групп внутри коллектива. Если такая ситуация уже сложилась, какие возможны выходы и как в дальнейшем не допустить ее появления? Это во многом зависит от руководства: позиционирование себя открытым, способным выслушать сомнения человеком, который может разобраться в ситуации и помочь предотвратить образование тревожной атмосферы в коллективе. Незнание порождает неуверенность и неопределенность, на основании этого и появляются догадки о мрачной действительности. Такое положение легче разрешить откровенным разговором с начальником и коллегами. Чтобы избежать страха перед разговором с начальником и его последствиями, необходимо создание спокойной и благоприятной атмосферы внутри коллектива, где бы поощрялась правда, что сведет на нет закулисные игры.
Это лишь некоторые приемы, необходимые руководителю для поддержания внутрикорпоративного поведения. Развитая компания славится дружным коллективом, сотрудники знают преимущества и недостатки друг друга, учитывают их при создании благополучной атмосферы, в которой комфортно всем. Помочь в этом может главный устроитель компании.
менеджмент управление социальный экономический
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие, цели и задачи корпоративного менеджмента. Функции системы корпоративного менеджмента предприятия, их классификация и взаимосвязь. Экономический и социальный аспекты эффективности торговли. Анализ методов оценки эффективности менеджмента.
дипломная работа [536,1 K], добавлен 18.10.2015
Понятие менеджмента, его основные функции и цели, комплексная природа. Возникновение менеджмента как неотъемлемого, особого и передового института на предприятии, главные принципы и экономическая эффективность. Сущность управления работником и работой.
курсовая работа [47,4 K], добавлен 09.11.2009
Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.
реферат [51,2 K], добавлен 29.09.2009
Характерные признаки и особенности японской системы управления, роль менеджеров в системе. Анализ основных аспектов японского опыта менеджмента применительно к ООО «Пилигрим»: ключевые принципы японского менеджмента и основные методы управления.
курсовая работа [77,1 K], добавлен 23.05.2010
презентация [673,3 K], добавлен 17.03.2014
Сущность и виды менеджмента, его задачи и цели. Факторы, определяющие принципы управления. Методы и модели управления. Система показателей, характеризующих экономическую эффективность менеджмента. Организация менеджером успешной работы предприятия.
курсовая работа [73,0 K], добавлен 05.03.2015
Теоретические основы управления и становления менеджмента как наук. Понятие управления и механизма управления. Основные составляющие и функции менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента. Сущность и роль организационной культуры фирмы.
курсовая работа [108,2 K], добавлен 13.01.2018