в чем заключается ремонт контакторов
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Ремонт контактора состоит из очистки от нагара и грязи главных и вспомогательных контактов, а также пластин дугогасительной камеры. [1]
Ремонт контактора начинается со снятия верхней крышки и оп-рессовки воздухом через штуцер наружного пучка холодильника. [2]
Ремонт контакторов заключается главным образом в замене поврежденных или изношенных деталей новыми с последующей регулировкой и испытанием контакторов. Наиболее часто приходится менять главные контакты, гибкие соединения, дугогасительные камеры, катушки электромагнитов, пружины и короткозамкнутые витки. [3]
Ремонт контакторов заключается главным образом в замене поврежденных или изношенных деталей новыми с последующей регулировкой и испытанием контакторов. Чаще всего приходится менять главные контакты, гибкие соединения, дугогасительные камеры, катушки электромагнитов, пружины и короткозамкнутые витки. [4]
Ремонт контакторов заключается главным образом в замене поврежденных или изношенных деталей новыми с последующей регулировкой и испытанием контакторов. Часто приходится менять главные контакты, гибкие соединения, дугогасительные камеры, катушки электромагнитов, пружины и короткозамкну-тые витки. [5]
Ремонт контакторов сводится прежде всего к восстановлению контактов. [8]
Ремонт контакторов сводится прежде всего к восстановлению контактов. Зачистку производят осторожно, не снимая много металла. Смазывать контактные поверхности не рекоменду ется, так как при возникновении дуги смазка сгорает и загрязняет поверхность, ухудшая работу контакта. Однако если поверхность контактов покрыта слоем серебра, чистить их напильником не рекомендуется. В случае сильного обгорания контактов необходима их замена. [11]
Ремонт контакторов сводится прежде всего к восстановлению контактов. Зачистку нужно производить осторожно, снимая небольшой слой металла. Смазывать контактные поверхности не рекомендуется, так как при возникновении дуги смазка сгорает и загрязняет поверхность, ухудшая условия работы контакта. Однако, если поверхность контактов покрыта слоем серебра, чистить их напильником не рекомендуется. В случае сильного обгорания контактов необходима их замена. [12]
При ремонте контакторов придерживаются паспортных величин нажйтия контактов. [13]
При ремонте контактора проверяют состояние дугогасительной камеры, рогов, контактов, изоляции узлов аппарата, регулируют плотность прилегания контактов. Поврежденные узлы и детали заменяют новыми. С одной стороны трубки шайба закреплена развальцовкой. Цилиндрическую часть трубки изолируют электроизоляционным картоном. [14]
Ремонт индивидуальных контакторов
Общие сведения. У контакторов в процессе эксплуатации изнашиваются рабочие поверхности контактов, детали подвижной системы, нарушается изоляция стоек и катушек, прогорают стенки дугогасительных камер, обрываются жилы гибких шунтов и проводов, слабнут или ломаются пружины, нарушается работа привода и регулировка основных параметров контакторов.
Снятые с локомотива контакторы очищают от грязи, продувают сжатым воздухом и передают на дефектировку и ремонт. Ремонт ряда деталей контакторов рассмотрен в предыдущем разделе. Ниже рассматриваются общая технология ремонта электропневмати-ческих и электромагнитных контакторов и особенности ремонта и регулировки контакторов отдельных типов.
Электропн евматические контакторы. Ремонт контакторов при ТР-3 проводят с полной их разборкой. С контактора снимают дугогасительную камеру, блокировочные колодки с кронштейном и рычагом, изоляционную тягу, верхний и нижний кронштейны, пневматический привод.
Все детали очищают от грязи, разбирают и осматривают. Дефектные детали ремонтируют или заменяют, разбирают и ремонтируют неисправный вентиль. Трещины в дугогасительном роге разделывают и заваривают газовой сваркой. Специальным шаблоном проверяют профиль рога. Места прога ров и оплавлений, искажающих профиль рога, заваривают латунью и обрабатывают, контролируя профиль шаблоном. Допускается восстановление рога по длине напайкой медно-вольфрамовых наконечников МВ-70. Возможные перекосы в контактной системе устраняют.
Контакты электропневматических контакторов с толщиной у пятки менее 5 мм и контакты контакторов ПК-96— ПК-101 с толщиной напайки менее 0,5 мм заменяют. При меньших износах они подлежат ремонту.
Если контакты ремонта не требуют, но имеют подгары, то их зачищают бархатным или личным напильником, стараясь снять возможно меньший слой металла и не изменить профиля контакта. После зачистки контакты протирают ветошью. Смазывать контакты не допускается.
Проверяют соответствие пружин контактора характеристикам. Так, отключающая пружина контактора ПК-21 при нагрузке 60 Н должна иметь длину 146 ±4 мм, а при 200 Н—98 ±6 мм, а притирающая—длину 60±2 мм при нагрузке 20 Н и 46 ±3 мм при нагрузке 90 Н. Пружины, не отвечающие этим требованиям, заменяют.
Дугогасительные катушки с витками, оплавленными на участках более 3% площади их сечения, восстанавливают наплавкой медью, места заклепочных соединений концов катушки пропаивают припоем ПОС-45. При витковом замыкании витки раздвигают и опускают катушку в пропиточный лак с миканитовой пылью.
В ремонтной практике наблюдались случаи пробоя изоляции между витками дугогасительной катушки и ее сердечником. Поэтому при разборке контактора необходимо проверять состояние изоляционной втулки внешним осмотром и измерением ее сопротивления. Если на ней будут обнаружены подгары, следы пробоя или ее сопротивление окажется менее 10 МОм, то изоляционную втулку заменяют.
Дугогасительные камеры должны свободно сниматься и надеваться, а полюсы касаться сердечников дугогасительных катушек. Стенки и перегородки камеры с трещинами и прогарами глубиной бодее 1/4 толщины стенки заменяют, при меньшей их глубине — ремонтируют.
Рис 5.11. Регулировка блокировочного устройства
Пневматический привод при необходимости разбирают и ремонтируют. После его сборки вновь убеждаются в отсутствии утечки воздуха и многократным включением вручную электромагнитного вентиля в течение 1—2 мин осуществляют приработку привода.
Проверяют линии касания и горизонтальное смещение силовых и блокировочных контактов. При недостаточной длине линии касания блокировочных контактов выполняют взаимную притирку пальцев 3 (рис. 5.11) к медным сегментам 4. Блок-контакты, утратившие требуемое нажатие, заменяют. Нажатие блок-контактов регулируют, подгибая кронштейны-держатели 1 изоляционных колодок с пальцами 2. Контактные пластины с износом более 1 мм и пальцы с износом до половины их толщины заменяют.
Выработку на колодках блок-контактов глубиной до 1 мм устраняют, запиливая личным напильником. При более глубокой выработке допускается установка на колодки фибровых вставок на заклепках.
Места механических повреждений изоляции зачищают и покрывают эмалью ГФ-92-ХК. Неисправные наконечники перепаивают, ремонтируют или заменяют неисправные шунты и провода, заменяют дефектный крепеж и пружины, имеющие трещины, изломы или утратившие упругость.
Сборку контактора выполняют в последовательности, обратной последовательности его разборки. Устанавливают и закрепляют на изоляционном стержне кронштейны подвижного и неподвижного контактов. Устанавливают пневматический привод и соединяют его с рычагом подвижного контакта. Монтируют электромагнитный вентиль и блокировочное устройство. Устраняют возможный люфт рычажной системы и перекос блокировочной колодки. Проверяют работу пневматического привода, убеждаются в отсутствии заеданий и утечки воздуха при его давлении 675 кПа (6,75 кгс/см 2 ).
Регулировку аппарата проводят на стенде. Контролируют угловым шаблоном раствор силовых контактов. При необходимости регулируют его перемещением кронштейнов на изоляционном стержне. Одновременно контролируют взаимное боковое смещение контактов (должно быть не более 2 мм) и длину линии их касания (не менее 80% их ширины).
Контакторы ПКУ-2 и ПК-306 имеют сдвоенную контактную систему. У них должна быть обеспечена строгая одновременность отключения. Раствор контактов ПКУ при касающихся дополнительных контактах должен быть 6,5—
У контактора ПК-306 провал регулируют, устанавливая на шток (между внутренним приливом цилиндра и поршнем) втулки соответствующей длины.
Измеряют нажатие контактов. Начальное нажатие регулируют заменой притирающей пружины с соответствующей характеристикой, а конечное — регулировкой натяжения отключающей пружины при давлении сжатого воздуха 500 кПа (5 кгс/см 2 ).
Допускаемые значения основных параметров контакторов некоторых типов приведены в табл. 6.
Проверяют работу контактора при пониженных значениях напряжения (30 или 50 В) и давления воздуха (350 кПа или 3,5 кгс/см 2 ). При этом все подвижные части контактора должны перемещаться свободно, без заеданий.
Убедившись в правильной работе контактора, на него устанавливают дугогасительную камеру. При этом следят, чтобы щеки полюсов камеры прилегали к сердечнику катушки, зазор между подвижным контактом и стенками камеры был не менее 1 мм, а зазор между витками катушки и держателем — не менее 2 мм. Запирающее устройство должно надежно удерживать камеру.
Зміст статті
Контакторы — это коммутационные электромагнитные устройства, предназначенные для дистанционного включения и выключения силовых электрических цепей при нормальных режимах работы. Они широко используются в электроустановках промышленных предприятий и являются основными силовыми аппаратами современных автоматизированных электроприводов. В электроустановках трехфазного переменного тока применяют трехполюсные контакторы, которые состоят из электромагнитной, контактной и дугогасительной систем (рис. 3, о — в).
Электромагнитная система служит для дистанционного управления (включения и отключения) контактором и состоит из ярма с сердечником, якоря, короткозамкнутого витка, катушки электромагнита и деталей крепления электромагнита к изоляционной панели. Сердечник и якорь набраны из листов электротехнической стали толщиной 0,55 мм (крайние листы имеют толщину 0,8 мм).
Контактная система состоит из главных подвижных и неподвижных контактов, гибких связей и вспомогательных контактов, служащих для переключения в цепях управления контактором, блокировки и сигнализации. Главные контакты обеспечены дугогасительной системой, которая представляет собой камеру с дутогасительными стальными пластинками, покрытыми слоем меди. Камера выполнена из огнестойкого материала и состоит из двух половин. Пластины внутри камеры расположены перпендикулярно к стволу электрической дуги, которая (при отключении контактора) втягивается в решетку, разделяется в ней на ряд мелких дут, охлаждается и гаснет.
В трехполюсном контакторе имеются три пары главных контактов, обеспеченных тремя (по одному на каждый полюс) дугогасительными устройствами.
Управление контактором осуществляется следующим образом. При подаче напряжения в цепь катушки электромагнита ее сердечник притягивает якорь, который поворачивается на определенный угол и прижимает подвижные контакты, находящиеся на одном валу с неподвижным якорем, к неподвижным. При разрыве электрической цепи катушки ее стержень перестает удерживать якорь и подвижные контакты отпадают, разрывая электрическую силовую цепь.
Рис. 3. Трехполюсной контактор: а — общий вид; б — электромагнитная система; е — контактная и дугогасительная системы; 1 — изоляционная панель; 2 — дугогасительная камера; 3 — упор; 4 — электромагнит; 5 — подшипник; 6 — вал; 7 — изоляция вала; 8 — крепление контактной системы на валу; 9 — блок-контакты; 10 — подшипник; 11 — ярмо с сердечником; 12 — катушка электромагнита; 13 — держатель якоря; 14 — якорь; 15 — короткозамкнутый виток; 26 — пластины решетки дугогасительной камеры; 17 — неподвижный главный контакт; 18 — подвижный главный контакт; 19 — контактная пружина; 20 — держатель подвижного контакта; 21 — гибкая связь
Якорь во включенном состоянии может удерживаться и защелкой. В таких контакторах имеется дополнительное электромагнитное устройство, отключающее контактор путем освобождения его подвижной части из-под защелки.
При выполнении текущего ремонта контакторов на месте их установки сначала отсоединяют все провода, кабели и шины (капитальный ремонт обычно производят в электроремонтных мастерских). В процессе ремонта главным образом заменяют поврежденные или изношенные детали новыми и затем регулируют и испытывают контакторы. В основном приходится менять главные контакты, гибкие соединения, дугогасительные камеры, катушки электромагнитов, пружины и короткозамкнутые витки.
С главных контактов снимают дугогасительные камеры, откручивают винты, которыми гибкие соединения крепятся к подвижным контактам, и удаляют подвижные контакты. Затем убирают неподвижные контакты, промывают их. В некоторые случаях зачищают контактные поверхности всех разобранных соединений, смазывают их тонким слоем технического вазелина. Далее контакты устанавливают на место в последовательности, обратной разборке.
Поврежденные гибкие медные пластины заменяют новыми. В случаях, когда таких пластин более 20%, рекомендуется полностью заменить гибкие соединения новыми. Камеры с сильно испорченными внешними или внутренними деталями также заменяют новыми.
Неисправную катушку электромагнита меняют на новую или перематывают ее обмотку, выдерживая диаметр провода и количество витков. При намотке катушки тонким проводом для выводов используют гибкий провод диаметром 0,8 мм и более. При этом выводы соединяют с проводом катушки припоем ПОС 30, а затем места пайки изолируют полоской миканита толщиной 0,3 мм и шириной 8-10 мм. Выводы катушки закрепляют на каркасе нитками, к концам припаивают медные наконечники, а готовую катушку обматывают хлопчатобумажной лентой. Окончательно катушку проверяют пробным (не менее 10 циклов) включением и отключением контактора.
Лопнувший короткозамкнутый виток заменяют новым: сначала отгибают стальные пластины, прикрепленные к крайним листам пакета сердечника, вынимают поврежденный виток из желоба в сердечнике, а затем устанавливают в желоб новый виток и закрепляют его, загибая стальные пластины.
Поврежденные пружины заменяются новыми из числа запасных, поставляемых в комплекте с контактором.
Бели нарушена изоляция вала подвижных контактов, ее заменяют новой, сделанной из материала, равноценного заменяемому по своим свойствам и толщине.
По окончании основных операций с помощью динамометра измеряют начальное и конечное нажатия главных контактов.
На заключительном этапе ремонта контактора проверяют, правильно ли собрана схема, прочно ли закреплены подвижные контакты на валу и хорошо ли прилегает якорь к сердечнику. Затем проводят по-слеремонтные испытания: измеряют сопротивление изоляции, омическое сопротивление обмотки катушки электромагнита и определяют точность работы контактора при снижении напряжения.
Изоляцию испытывают мегаомметром на 500 В, проверяя ее сопротивление между токопроводящими частями контактора и другими частями, не находящимися под напряжением. Сопротивление изоляции должно быть не более 0,5 МОм. Омическое сопротивление обмотки катушки электромагнита, измеренное при 20° С, не должно отличаться от паспортных данных более чем на 10 %. Контактор, установленный вертикально, должен включаться при пониженном напряжении, составляющем 85 % номинального.
Значительный нагрев контактов и катушки электромагнита, а также сильное гудение электромагнитной системы свидетельствуют о неудовлетворительном качестве ремонта и некачественной регулировке отдельных деталей и систем контактора (главным образом электромагнитной и контактной).
Ремонт магнитных пускателей
Магнитный пускатель состоит из контактора и тепловых реле. Он выполняет функции управления и защиты, например пуск, остановку и реверс электродвигателя с отключением его при перегрузках и исчезновении напряжения (нулевая защита).
В магнитных пускателях используют преимущественно контакторы ПА и ПС. Контактор ПА (рис. 4) магнитного пускателя представляет собой одноблочную конструкцию с токопроводящими деталями, изолированными от корпуса аппарата. Он состоит из магнитной системы (катушка 3, якорь 4, сердечник 20), контактной системы (вспомогательные контакты 6, неподвижные контакты 16, мостик 15 с подвижными контактами), механизма с возвратной пружиной 12, рычагом 10 и траверсой 11.
В настоящее время применяются также магнитные пускатели серий ПМА (преимущественно для дистанционного управления и защиты трехфазных двигателей с короткозамкнутым ротором мощностью до 75 кВт) и ПМЛ, допускающих до 1200 включений в час, со встроенными тепловыми реле (соответственно РТТ и РТЛ).
Рис. Контактор ПА-400:
а — общий вид; б — боковой разрез; 1 — основание; 2 — упор якоря; 3 — катушка; 4 — якорь; 5 — дугогасительная камера; 6 — вспомогательные контакты; 7 — вал (ось) рычага; 8 — втулка; 9 — стойка; 10 — рычаг; 11 — траверса; 12, 14 — возвратная и контактная пружины; 13 — вкладыш; 15 — мостик контактов; 16 — неподвижный контакт; 17 — скоба; 18, 19 — пружина и защелка сердечника; 20 — сердечник
Тепловые реле РТТ, РТЛ, ТРП, ТРН, применяемые в магнитных пускателях, служат для защиты электрических цепей от токов перегрузки. Тепловое реле, например ТРЛ (рис. 5), работает следующим образом. Рабочий ток проходит через нагреватель 2 (сменные пластины из сплава с высоким удельным сопротивлением). Рядом расположена биметаллическая пластинка 1, нижний конец которой закреплен, а верхний свободный. Подвижные контакты 7 теплового реле закреплены на пластмассовой стойке 6, которая упирается в пружину. Эта пружина старается разомкнуть контакты, но с помощью рычага 4, который упирается в выступ на корпусе реле, контакты удерживаются в замкнутом состоянии. В случае, когда ток, проходящий по нагревателю, небольшой (выделяется небольшое количество теплоты, биметаллическая пластинка почти не сгибается, подвижные части реле занимают положение, показанное на рисунке), контакты реле замкнуты. Если же ток через нагреватель превышает номинальную величину (режим перегрузки), количество выделяемой в нагревателе теплоты увеличивается, биметаллическая пластинка сгибается (в направлении стрелки) и поворачивает фигурную скобку 5, которая действует на рычаг 4 контактной стойки. В результате контакты реле под действием пружины размыкаются. После охлаждения биметаллической пластинки подвижные части не могут самостоятельно занять первоначальное положение, поэтому необходимо нажать на верхнюю часть 3 контактной стойки.
При ремонте контактов и дутогасительного устройства магнитного пускателя выполняют в основном те же операции, что и при ремонте контакторов. В тепловых реле чаще всего повреждаются (перегорают) нагревательные элементы, которые заменяются новыми.
Контакты магнитных пускателей покрываются металлокерамическими наплавками, повышающими продолжительность их работы. При износе наплавок контакты следует заменить равноценными (заводского изготовления).
Проверку и испытание магнитного пускателя выполняют по программе и нормам завода-изготовителя. Результаты испытаний не должны отличаться от паспортных данных более чем на 10 %.
Рис. 5. Тепловое реле ТРН
Обслуживание и ремонт магнитных пускателей (стр. 1 из 3)
Устройство и принцип работы устройства
Главное отличие пускателя от любого другого коммутационного устройства — подключенное к нему электропитание одновременно является и управляющим. Как это работает?
Рассмотрим общий принцип действия магнитного пускателя с помощью иллюстрации:
Ремонтируем контакты и катушки
Если контакты целые, но загрязнены удаляемыми продуктами коммутаций, их достаточно тщательно протереть спиртом или бензином. Если на поверхности контактов есть выпуклые приварившиеся частицы металла их необходимо зачистить напильником. При эрозии контактов или их частичном разрушении потребуется замена новыми контактами. Но конструкция магнитного пускателя должна предусматривать такую замену.
Контактные пружины при обнаружении повреждений или износа не подлежат ремонту и только заменяются. Необходимо проверить одновременно ли замыкаются контакты, соответствующие разным фазам. Если потребуется изменить позиционирование контактов это допустимо, поскольку предусмотрено конструкцией пускателя и регулируется на валу, который связан с основными контактами.
Если катушка каркасная и каркас треснул трещину необходимо заполнить «холодной сваркой» используя узкий шпатель. Затем, если размеры отверстия в сердечнике позволяют, поверх трещины на обезжиренную поверхность приклеивается отрезок медицинского пластыря. На пластырь наносится слой супер — клея. Клей впитывается в пластырь и сцепляясь с пластиком каркаса не позволит трещине увеличиться.
При обнаружении межвиткового короткого замыкания потребуется удаление витков до места замыкания. Это можно сделать только отматыванием провода. В месте замыкания всегда хорошо видна повреждённая эмаль на витке. Вблизи закороченного витка провод разрезается, очищается от эмали и спаивается. Место спайки размещается между слоями стеклоткани, и отмотанный провод наматывается обратно на катушку.
Проверка работоспособности и обслуживание
Для этого необходимо произвести внешний осмотр прибора
Обращают внимание на состояние катушки. Она не должна иметь видимых потемнений и повреждений
Контактная группа не должна иметь перекосов, а замыкание контактов происходит одновременно.
Измеряют напряжение срабатывания и отключения устройства. Прибор должен срабатывать при постепенном поднятии напряжение от 0 до 0,85Uном. А отключаться при понижении напряжения до 0,45Uном.
Для того чтобы коммутирующее устройство работало продолжительное время необходимо во время эксплуатации проводить обслуживание устройства.
Для этого проверяют состояние соединений. Очищают прибор от пыли. Контролируют состояние коммутирующих контактов. Производят ревизию металлических деталей устройства.
Особое внимание обращают на состояние пружины. Она должна быть довольно жесткой
Витки распределены равномерно по всей длине. Якорь не должен заедать и перекашиваться.
При наличии механических неисправностей, производят смазывание или шлифуют детали. Если устройство оборудовано тепловым реле, работоспособность его проверяют на специальном стенде в лабораторных условиях.
В домашних условиях эту проверку осуществить невозможно. При обнаружении неисправности производят ремонт или замену устройства на исправное.
Строение и технические характеристики магнитных пускателей
В практически всех магнитных пускателях применяется три силовых полюса (по количеству фаз), а также в нем используется реле перегрузки. Для включения и выключения предусмотрен специальных рычаг (иногда кнопки), который может становиться в два положения – включить и выключить.
Внутри магнитного пускателя, как правило размещается катушка с проволокой, обшитая лаковым изоляционным слоем и два типа контактов: подвижные и неподвижные.
1 — основание из термостойкой пластмассы, 2 — неподвижная часть магнитопровода, 3 — подвижная часть магнитопровода, 4 — электромагнитная катушка управления, 5 — контактные зажимы, 6 — металлическая платформа (для пускателей номиналом свыше 25 А) 7 — траверса с подвижными контактами, 8 — крепежный винт, 9 — возвратная пружина, 10 — алюминиевые кольца, 11 — неподвижный контакт, 12 — зажим с насечкой для фиксации проводников.
Также, в пускателях, где сила тока может превышать 20А предусмотрено дополнительные три пары силовых контактов, а также несколько пар слаботочных (количество этих контактов, в зависимости от строения пускателей может быть различным). Если же требуется присоединить дополнительные контакты для построения сложных схем, можно дополнительно подключить определенные контактные приставки.
Пример неисправных подвижных контактов, подлежащих замене
На фото сверху изображен «уцелевший» после короткого замыкания контакт. Остальные два вышли из строя и нуждаются в замене.
Ремонт контакторов и магнитных пускателей зачастую сводится к ремонту контактных групп. Осуществляется это путем очищением нагара с контактной площадки. Если при осмотре обнаружены раковины, наплавы, то эти места нужно выровнять плоским мелким напильником или надфилем. Делается это в одной плоскости с контактной площадкой неподвижного контакта. Для обеспечения лучшего эффекта можно зашлифовать обе контактные площадки на подвижном и неподвижном элементах.
Делать все эти операции наждачной бумагой или шкуркой крайне не рекомендуется, так как в этом случае очень сложно выдержать плоскость. Невыдержанная плоскость означает уменьшение площади контакта, а это в свою очередь вызывает чрезмерный нагрев и преждевременный выход из строя магнитного пускателя. Стоит осматривать как основные, так и вспомогательные контактные группы.
Ремонт магнитных пускателей
Ремонт контактов магнитных пускателей
Контакты магнитных пускателей, на поверхности которых имеются следы подгорания и нагара, очищают хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в уайт-спирите или в авиационном бензине.
Брызги и «корольки» металла на поверхности контактов зачищают надфилем. После очистки щупом толщиной 0,05 мм проверяют плотность соединения контактных поверхностей. При замкнутых контактах щуп не должен проходить между контактами более 25% контактной поверхности.
При изломе или ослаблении контактную пружину заменяют новой или годной с выбракованного пускателя.
При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия с поврежденной резьбой рассверливают и метчиком нарезают резьбу следующего размера.
Ремонт магнитопроводов магнитных пускателей
Магнитопроводы магнитных пускателей состоят из якоря и сердечника, на котором укреплен короткозамкнутый виток.
Загрязненные поверхности соприкосновения сердечника и якоря очищают обтирочным материалом, смоченным в бензине. При наличии на поверхности соприкосновения следов коррозии поверхность зачищают шлифовальной шкуркой. После очистки щупом толщиной 0,05 мм проверяют площадь соприкосновения сердечника и якоря, прижав рукой якорь к сердечнику. Поверхность соприкосновения должна составлять не менее 70% от сечения кернов.
Если воздушный зазор между средними кернами якоря и сердечника магнитопровода менее 0,2 мм, якорь или сердечник пускателя зажимают в тисках и напильником с мелкой насечкой опиливают средний керн. Затем якорь прикладывают к сердечнику и щупами проверяют зазор. Величина зазора должна находиться в пределах 0,2 – 0,25 мм. При опиливании керна следят, чтобы поверхности средних кернов якоря и сердечника при замыкании магнитной системы были параллельными.
При наклепе поверхности соприкосновения сердечника и якоря шлифуют на шлифовальном станке до удаления следов наклепа. После шлифования щупами проверяют зазор между средними кернами, а также площадь соприкосновения крайних кернов якоря и сердечника. Зазор между средними кернами должен находиться в указанных выше пределах, а площадь соприкосновения крайних кернов должна составлять не менее 70% сечения кернов.
Поврежденный короткозамкнутый виток в пускателях заменяют новым. Поврежденный короткозамкнутый виток пускателей спиливают напильником с одной стороны и снимают.
Место установки витка зачищают надфилем. Новый короткозамкнутый виток изготовляют из латуни. Замена материала и изготовление короткозамкнутого витка с отклонениями размеров запрещается, так как это приводит к усилению гудения включенного пускателя или к недопустимому нагреву витка.
Изготовленный короткозамкнутый виток у пускателей запрессовывают в пазы сердечника или надевают на сердечник и отгибают крепящие его пластины.
Если поверхность магнитопровода имеет поврежденную окраску, ее очищают обтирочным материалом, смоченным в бензине или в уайт-спирите, и просушивают. После высыхания сердечник и якорь опускают в ванночку с эмалью так, чтобы поверхности соприкосновения не были покрыты лаком, причем ширина неокрашенного пояска вокруг кромок поверхности соприкосновения должна быть не более 3 мм. Красить сердечник и якорь магнитопровода можно также кисточкой.
Окрашенные поверхности сушат на воздухе в течение 2 – 3 ч.
Ремонт выводных зажимов магнитных пускателей
Обгоревшие или окислившиеся контактные поверхности выводных зажимов зачищают надфилем или шлифовальной шкуркой, протирают обтирочным материалом, смоченным в бензине, и залуживают припоем ПОС-30.
При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия заваривают медью или латунью с помощью газовой горелки. Место заварки зачищают напильником, накернивают и просверливают отверстие для нарезания новой резьбы. В просверленном отверстии нарезают резьбу размером поврежденной резьбы.
Виды контакторов
По оснащению средствами защиты: практически все модели включают в себя блок термореле, который размыкает цепь дополнительных контактов в случае перегрузки по току. В этом смысле принцип работы магнитного пускателя не отличается от защитного автомата. После аварийного отключения, и остывания защитной группы (цепь питания обмотки электромагнита восстанавливается), замыкание силовых контактов не происходит. Предполагается, что оператор устранит причину возникновения аварийной ситуации, и произведет повторный пуск электроустановки.
По способу замыкания контактов, имеются следующие виды магнитных пускателей:
Большинство пускателей выглядят так:
Силовые контакты (три фазы), в одной плоскости расположены дополнительные, для питания обмотки.
Для удобства монтажа, дополнительные контакты вынесены на отдельную площадку, ниже и сбоку.
Схемы подключения
Для чего нужен магнитный пускатель? Преимущественно для организации безопасного подключения (и управления) асинхронных трехфазных двигателей. Поэтому рассмотрим варианты работы схемы при различных условиях. На всех иллюстрациях присутствует защитное реле, обозначенное литерой «P». Биметаллические пластины, приводящие в действие аварийный размыкатель (установленный в цепи управления), располагаются на силовых линиях контактной группы. Они могут размещаться на одном или нескольких фазных проводниках. При перегреве (он возникает при превышении нагрузки или банальном коротком замыкании), управляющая линия разрывается, питание на катушку «KM» не подается. Соответственно, силовые контактные группы «KM» размыкаются.
Классическая схема прямого включения трехфазного электродвигателя
Схема управления использует питание от напряжения между двумя соседними фазными линиями. При нажатии кнопки «Пуск», с помощью основного ее контакта замыкается цепь катушки «KM». При этом все контактные группы, включая дополнительные контакты в цепи управления, соединяются под управлением электромагнита катушки. Разомкнуть цепь можно двумя способами: при срабатывании аварийного реле, или нажав на кнопку «Стоп». В этом случае магнитный пускатель возвращается в исходное положение «все выключено» (или в случае с двумя категориями контактов, нормально замкнутые группы будут подключены).
Этот же вариант подключения, только управляющая цепь соединяется с фазой и нейтралью. С точки зрения работы пускателя, разницы нет. Так же точно срабатывают кнопки, и защитное термореле.
Реверсивное подключение трехфазного электродвигателя
Как правило, для этого применяются два электромагнитных пускателя, в которых выхода фазных контактов комбинированы со сдвигом. Устройства скомбинированы в один коммутатор, поэтому его можно рассматривать как единый элемент.
В зависимости от того, какая контактная группа подключена к электродвигателю, его ротор крутится в одну либо другую сторону. Такой вариант незаменим при использовании на конвейерах, станках, и прочих электроустановках, в которых предусмотрено 2 направления вращения (движения).
Как работает эта схема на практике? Смотрим иллюстрацию:
Единая схема управления с двумя группами кнопок пуска: «Вперед» и «Назад». Каждая из них включает соответствующую катушку электромагнита. Почему схема общая? Кнопка «Стоп» по условиям безопасности должна быть единой. Иначе при возникновении аварийной ситуации, оператор потеряет драгоценные секунды в поисках необходимой кнопки (для «Вперед» или для «Назад»).
Назначение устройства
С помощью таких приборов осуществляют:
Такие приборы выпускаются на однофазный или трехфазный пускатель.
Этапы проведения ремонта и технического обслуживания магнитных пускателей
Ремонт магнитных пускателей осуществляется исходя из результатов вышеперечисленных пунктов и, как правило, сводится к замене вышедших из строя комплектующих: катушка, контакты, пружина и т.п.
← Предыдущая страница
Следующая страница →
Выбор прибора
Как правило, выбор магнитного пускателя осуществляется на этапе проектирования оборудования. Иногда возникает вопрос, как выбрать магнитный пускатель в процессе ремонта.
Для этого руководствуются следующими правилами:
Прежде всего, рассматриваются технические характеристики и конструктивные особенности;
Подбирают прибор на соответствующее напряжение цепи питания. В большинстве случаев это напряжение 220/380 вольт. Реже коммутируемая сеть имеет напряжение 380/660 вольт;
При выборе аппарата рассматривают номинальный рабочий ток коммутируемого механизма
Они выпускаются на различные токи коммутации от 6,3А до 250А;
Затем обращают внимание на параметр механической износостойкости. Он показывает, сколько циклов срабатывания может выдержать прибор без ремонта;
Учитывают количество полюсов коммутации;
На какое напряжение рассчитаны катушки магнитных пускателей
Они выпускаются на питающее напряжение от 9 до 380 вольт;
Часто контакторы имеют вспомогательные или дополнительные контакты. Они используются в схемах автоматики и сигнализации;
Промышленность освоила выпуск специальных приборов, которые могут осуществлять реверсивное включение двигателей. Такие приборы в одном корпусе имеют два контактора;
Когда осуществляют выбор магнитного пускателя, обращают внимание на наличие теплового реле защиты.
При самостоятельном подключении оборудования выбор пускателя производят по мощности двигателя.
Для этого существует рекомендация подбора. Согласно которой Iном принимается как мощность электромотора, умноженная на два.
Исходя из полученного значения, выбор мотора производят таким образом, чтобы номинальный рабочий ток трехфазного двигателя был меньше тока магнитного пускателя.
То есть расчетные данные должны быть меньше значений подобранного контактора. По умолчанию при расчете принимается, что контактор способен выдерживать пусковые токи, они многократно превышают рабочие токи.
Так, для подключения двигателя мощностью 3,7 Квт рабочий ток составит 3,7*2=7,4 А. Для подключения асинхронного двигателя такой мощности, достаточно выбрать магнитный пускатель с рабочим током 10 А.
Для точного подбора устройства существуют математические формулы. Которые позволяют точно рассчитать параметры контактора.
Эта формула справедлива для выбора устройства на 3-х фазное напряжение. Коэффициенты η принимают значение 0,87, и cosφ= 0,88.
Рассчитывают пусковой ток по формуле:
Iпуск.=k*Iном., где к-коэффициент кратности тока. Он имеет значение 7-8, в зависимости от мощности двигателя.
Для окончательного выбора необходимо вычислить ударный ток короткого замыкания в момент пуска. Его определяют по формуле:
После проведенных расчетов необходимо выбрать магнитный пускатель из модельного ряда, выбираем как для двигателя, так и для другой аппаратуры. После того как осуществили выбор магнитного пускателя по току в таблице модельного ряда, пускатель монтируют на дин рейку и собирают схему.
Далее подключают к исполнительным механизмам (электродвигатель и т. п.). Схема собрана и готова к работе.
Метки
5АЗМВ
DIALux
Ex
PLC
Аттестация
Боты диэлектрические
Взрывобезопасность
Галоши
Двухсторонний выключатель
Заземление
Изолированный инструмент
Инструктаж
Испытания
Кабель
Клещи изолирующие
Ковры резиновые
Контактор
Лестницы
Оперативные переговоры
Оперативный журнал
Освещение
ПРА
Перчатки диэлектрические
Проверка знаний по электробезопасности
Прогрузка ТРН
Ревизия контактов
Ремонт ПМЕ
СИЗ
СТДП
Тепловое реле ТРН
УЗО
Указатель напряжения
Фото АД 5000 кВт
Штанга изолирующая
Электробезопасность
Электродвигатель
Электроизмерительные клещи
Энергосбережение
виды ремонтов
график ППР
двухстороннее управление освещением
кабельная муфта
настройка ТРН
прием в эксплуатацию
трансформаторы
Эксплуатация и ремонт магнитных пускателей
Магнитные пускатели серии П, ПА, ПМЕ предназначены для дистанционного управления трехфазными электродвигателями.
Максимальные мощности электродвигателей, включаемые магнитными пускателями, приведены в таблице 1.