в чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в
Основные функции педагогического общения
Тема 7: Технология коммуникативной деятельности педагога
Педагогическое общение – это профессиональное общение, осуществляемое педагогом с учащимися (воспитанниками) во время воспитательно-образовательного процесса и за его пределами.
Значимость педагогического общения заключается в том, что оно направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми.
По своему содержанию педагогическое общение – это многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между детьми и педагогом. Направление данного процесса зависит от цели и содержания совместной деятельности.
В рамках педагогического общения реализуются следующие стороны: коммуникативная, обеспечивающая обмен информацией и фактами между участниками общения;
интерактивная, направленная на организацию эффективного взаимодействия между педагогом и детьми;
перцептивная – ориентирована на восприятие друг друга участниками педагогического процесса.
Таким образом, педагогическое общение должно быть организовано так, чтобы не быть тяжелым бременем для педагога и детей, а идти естественно и непринужденно.
Основные функции педагогического общения
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:
Информативная функция – направлена на осуществление процесса взаимодействия между детьми и педагогом, определенного учебными программами и планами. Суть данной функции заключается в передаче знаний учащимся (воспитанникам), формирование у них необходимых умений и навыков.
Нормативная функция заключается в том, что в процессе педагогического общения, детям передаются нормы права и морали, через усвоение ими нравственного поведения, поступков, взаимоотношений между людьми.
Познавательная функция направлена на формирование и развитие у детей умения аргументировано высказывать собственное мнение, уметь правильно и четко доносить до собеседника свою мысль или идею. В рамках данной функции дети учатся координировать свои знания, у них совершенствуются умения и навыки применения полученных ранее знаний в процессе общения со сверстниками и педагогами.
Коммуникативная функция – направлена на установление межличностного взаимодействия и связей между детьми в группах, коллектива, класса, временных объединениях и т.д., а также установления контактов между детьми и взрослыми.
Регулятивная функция направлена на установление разнообразных средств и форм стимулирования положительных поступков эстетического и нравственного поведения, а также отторжение и устранение негативных проявлений в собственном поведении.
Воспитательная функция педагогического общения заключается в формировании и развитии у детей эффективных способов и форм взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, данная функция направлена на выработку у детей культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.
Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Для реализации данной функции педагогами используются специальные операции в процессе педагогического общения:
a) Пластическая поза: направлена на то, чтобы показать ребенку открытость и готовность педагога к общению. Открытая поза предусматривает непринужденное положение тела педагога, небольшой наклон вперед, руки опущены, ладони раскрыты вперед.
b) Подача педагогом любой информации, касающейся детского коллектива с позиции «МЫ». Педагогу необходимо дать понять детям, что все они часть единого коллектива.
c) Установление личного контакта с каждым из детей. Осуществляется с использованием вербального, визуального и тактильного способов.
Вербальный контакт – устанавливается посредством словесного общения с ребенком, в рамках которого, педагог выстраивает доверительные и уважительные взаимоотношения с детьми.
Визуальный контакт – устанавливается глазами. В процессе общения с ребенком педагогу необходимо смотреть на ребенка, показывая свою заинтересованность и эмоции от общения.
Тактильный контакт – устанавливается с использованием жестов, касаний, поглаживаний и т.п. Тем самым педагог показывает свое расположение к ребенку.
Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями, а также коллегами по работе.
Отношение к учащимся как основа стиля общения Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации. К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям, которое может быть:
активно-положительное,
ситуативно-негативное,
пассивно-положительное,
устойчиво-отрицательное.
При активно-положительном отношении педагог проявляет деловую реакцию на деятельность учеников, помогает им, реализует их потребности в неформальном общении. При этом требовательность в симбиозе с заинтересованностью в своих учениках, вызывает взаимное доверие, раскованность и коммуникабельность со стороны воспитанников. При пассивно-положительном отношение внимание учителя фокусируется на требовательности и исключительно деловых отношениях. Данный вид общения характеризуется официальным тоном и отсутствием эмоциональности, что значительно обедняет и тормозит творческое развитие учащихся. Ситуативно-негативное отношение зависит от настроения учителя, его колебаний и порождает у детей грубость, недоверие, замкнутость. Для устойчивого негативного отношения характерно проявление грубости, использование оскорбительных и унизительных выражений, несоблюдением правил профессиональной педагогической этики.
Виды стилей общения
Отношение к детям детерминирует организаторскую деятельность педагога, формирует общий стиль его общения, который может быть:
авторитарным,
демократическим,
либеральным.
При авторитарном стиле общения педагог только сам решает вопросы жизнедеятельности детского коллектива, определяет конкретные цели, основываясь на собственных установках, строго контролирует выполнение задач и дает субъективную оценку достигнутых результатов. Данный стиль общения является средством реализации диктаторской тактики и опеки и при противодействии воспитанников властному давлению педагога приводит к конфронтации.
Для либерального или анархического стиля общения характерно стремление педагога не брать ответственность на себя. Выполняя только формально свои обязанности, педагог пытается самоустраниться от руководства детским коллективом, избегает роли воспитателя и ограничивается выполнением исключительно преподавательской функции. Либеральный стиль представляет собой средство реализации тактики невмешательства, основанной на равнодушии и незаинтересованности в проблемах жизни детского коллектива. Последствиями данной позиции педагога являются потеря уважения учеников и контроля над ними, снижение дисциплины, неспособность оказывать положительное влияние на личностное развитие воспитанников.
Демократический стиль педагогического общения предусматривает ориентированность педагога на развитие активности учеников, привлечение каждого из них к решению общих задач. Основой такого руководства служит опора на инициативу коллектива детей. Демократический стиль является самым благоприятным способом организации взаимодействия педагога и учеников.
Типы педагогов
Стиль общения определяет различные типы педагогов:
проактивный,
реактивный,
сверхактивный.
Педагоги проактивного типа инициативны в организации общения, индивидуализируют свое общение с воспитанниками. Они знают чего хотя, и понимают, что в их поведении способствует достижению поставленной цели.
Реактивный тип педагогов характеризуется гибкостью в своих наставлениях и внутренней слабостью. Как правило, они имеют размытые цели и приспособительное поведение.
В чем заключается регулятивная функция педагогического общения
Что такое педагогическое общение
Под педагогическим общением мы понимаем общение преподавателя с учащимися на профессиональном уровне с целью создания благоприятной обстановки в коллективе.
Всевозможные отклонения от нормы педагогического общения являются причинами возникновения у детей страха, неуверенности в своих силах, ослабление памяти, снижение внимания и работоспособности.
Кроме того возможно появление заметных отклонений в динамике речи, ее стереотипность. Меняется поведение ребенка, снижается желание учиться, думать, рассуждать.
Регулятивная и другие функции общения
Общение педагога с детьми условно разбивается на множество функций, среди которых немаловажное значение имеет регулятивная функция.
Регулятивная функция общения предполагает установку и соблюдение разных форм контроля учебной деятельности со стороны педагога. Сюда относится и выбор преподавателем методов поощрения и наказания.
Знание таких функций общения, как информативная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, нормативная и регулятивная, позволяет эффективно строить целостный учебный и воспитательный процесс.
Структура педагогического общения при обучении
Педагогическое общение на уроке выстраивается через прогноз предстоящего общения с коллективом, организацию общения, управление взаимодействием с детьми и анализ получившейся модели общения с целью дальнейшего прогнозирования с корректировкой на сложившиеся условия в коллективе.
Стили отношений педагога с учениками
На регулятивную и другие функции общения значительно влияет общий стиль отношения учителя к учащимся.
Ученые выделяют несколько стилей, среди которых можно назвать устойчиво-положительный, неустойчивый, отрицательный и пассивно-положительный.
Самые успешные, доверчивые, раскованные и любознательные дети у педагогов с устойчиво-положительным отношением к ним.
Спокойный и ровный тон общения, создание деловой атмосферы в целом положительно влияют на поведение и успеваемость школьников.
К сожалению, встречается и отрицательный стиль общения педагога, когда учитель попадает в зависимость от собственного настроения, позволяет себе негативные высказывания в адрес отдельных учащихся и класса в целом, что рождает у детей в виде ответной реакции агрессию, недоверие, подхалимство, замкнутость.
Стиль руководства учителя
Как руководитель, педагог выбирает определенный стиль, в соответствии с которым строится вся работа преподавателя. Основными стилями можно назвать демократический, либеральный и авторитарный.
Учитель, соблюдающий демократический стиль руководства, строит отношения с детьми на основе доверия, активно привлекает учащихся к совместному решению и обсуждению проблем, касающихся коллектива, проявляет заинтересованность к личности и переживаниям каждого ребенка.
Учитель-демократ не пользуется приказными формами общения, но побуждает к действию косвенно, с помощью просьбы, совета. Практика показывает, что таких учителей дети любят больше всех.
Авторитарный стиль руководства основан на подчинении, жестком контроле предъявляемых учителем требований.
Такой учитель активно использует приказы, выговоры, отрицательные отметки, что положительно сказывается на дисциплине и создает видимость успешного коллектива.
Однако на деле такой стиль способствует появлению неблагоприятного психологического климата и влечет за собой развитие отрицательных качеств учащихся, выражающихся в агрессии, унынии, апатии. Учащиеся неохотно идут на урок к такому учителю, радуются его отсутствию.
Учитель-либерал пускает отношения с детьми на самотек, практически не участвует в их делах, ведет себя пассивно, если не сказать равнодушно.
Из-за такой позиции педагога наиболее активные учащиеся сами берут на себя обязанности организаторов. Дети относятся к подобным учителям снисходительно, но никогда не делятся своими мыслями или переживаниями.
Выработке определенного стиля руководства способствуют объективные и субъективные факторы. К объективным показателям можно отнести общую образованность учителя, характер отношений в педагогическом коллективе, а также стиль руководства самого директора учебного заведения.
Субъективно на стиль руководства педагога накладывает отпечаток его собственный характер, темперамент, нравственные устои, способность управлять эмоциями, а также уровень притязаний и самооценки.
Все перечисленные стили отношений и руководства создают в целом стиль педагогического общения, имеющий огромное влияние на обучение и воспитание учащихся, на их организованность, успеваемость и желание учиться.
Регулятивная функция педагогического общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Регулятивная функция в педагогике
Регулятивная функция предусматривает выбор и использование средств, форм, приемов, методов контроля учебного процесса с целью его корректировки. Действенность регулятивной функции зависит от профессионализма педагога, его способности применять соответствующие методы, приемы, средства контроля, требования к той или иной педагогической ситуации.
Регулятивно-коммуникативная функция напрямую касается организации совместной деятельности в процессе воспитания и обучения. В результате педагог получает возможность воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, программы и другие действия собеседника.
Важно, чтобы педагогические требования соответствовали возможностям детей (справедливость, педагогически оправданная форма предъявления требований, систематичный и регулярный контроль). Выполнение требований всегда связано с их объемом и качеством.
Регулирование поступков и деятельности всегда связано со словесной оценкой (осуждение или одобрение), применение методов поощрения и наказания.
Регулятивная функция предопределяет поведение членов педагогического коллектива, в котором существует определенная соподчиненность, которой важно придерживаться. Благодаря общению педагог регулирует не только свое поведение, но также и поведение учащихся, коллег, родителей, испытывает регуляционные воздействия с их стороны, наблюдается взаимная «подстройка».
Под регулятивной функцией общения понимают определенное взаимодействие, когда для изменения поведения партнера происходит обмен знаками. Поэтому регулятивная функция включает в себя интерактивную функцию (функцию взаимодействия). Такие взаимодействия оказывают влияние как на организационное поведение, так и на личность участников общения.
Типы взаимодействий
Существуют многочисленные классификации взаимодействий. Наиболее распространенной классификацией является деление на: кооперацию и конкуренцию.
Готовые работы на аналогичную тему
Наряду с этими видами взаимодействия выделяют:
Данные виды взаимодействий способствуют организации совместной деятельности и несут позитивную составляющую. В то же время наблюдаются и негативные проявления, которые препятствуют эффективной реализации учебного процесса и расшатывают совместную деятельность.
Для практики организационного поведения выделение только дихотомической классификации недостаточно. В классификациях важно учитывать отдельные конкретные компоненты взаимодействия: педагоги и учащиеся, их воздействие друг на друга, связь, их изменения.
Все множество взаимодействий можно разделить на категории:
Однако, эта классификация не вскрывает их содержательную и структурную сложность.
Формы организации совместной деятельности
Регулятивная роль общения и природа взаимодействий педагога и учащихся зависят от форм организации совместной деятельности.
Формы организации совместной деятельности:
В процессе взаимной регуляции создаются и проявляются феномены, которые характеризуют совместную деятельность: подражание, совместимость людей, убеждение, внушение, дух команды и т. д. Взаимная регуляция действий и поведения в группе выступает значительным фактором преобразования ее в совокупного субъекта деятельности.
Педагогическое общение всегда оказывает и предполагает воздействие на поведение и психическое состояние партнера. Насколько удалось такое взаимодействие и определяется эффективность общения. В ходе общения изменяется тип отношений, уже сложившийся между участниками.
От адресата может исходить констатирующая и побудительная информация.
Побудительная информация выражается в просьбе, совете, приказе. Направлена на стимуляцию какого-либо действия: активизация (побуждение к деятельности в заданном направлении; интердикция (запрет неподходящих видов деятельности, побуждение, которое не допускает определенных действий); дестабилизация (нарушение или рассогласование отдельных автономных форм деятельности или поведения).
Регулятивная функция педагогического общения реализуется в тексте сообщения. Методика контент-анализа позволяет анализировать отдельные количественные характеристики текста и устанавливает пропорции в соотношении его разных частей.
Реальный механизм регуляции поведения в процессе педагогического общения можно понять, только основываясь на анализе того, как возникает между его участниками взаимопонимание. Тактика и стратегия совместного организационного поведения и взаимодействия могут быть разработаны исключительно на основе взаимопонимания. Для понимания регуляционного механизма общения нужно выяснить, как мотивы, намерения, установки одного человека накладываются на представление о партнере. Для последующего анализа проблемы педагогического общения, необходимо детальное рассмотрение вопроса о том, как создается образ партнера по общению.
Функции педагогического общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие педагогического общения
Педагогическое общение – это профессиональное общение, осуществляемое педагогом с учащимися (воспитанниками) во время воспитательно-образовательного процесса и за его пределами.
Значимость педагогического общения заключается в том, что оно направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми.
По своему содержанию педагогическое общение – это многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между детьми и педагогом. Направление данного процесса зависит от цели и содержания совместной деятельности.
В рамках педагогического общения реализуются следующие стороны:
Таким образом, педагогическое общение должно быть организовано так, чтобы не быть тяжелым бременем для педагога и детей, а идти естественно и непринужденно.
Компоненты педагогического общения
Педагогическое общение состоит из следующих компонентов.
Когнитивный компонент – предусматривает:
Регулятивный компонент – представлен:
Готовые работы на аналогичную тему
Аффективный компонент – это эмоциональное состояние, которое характеризуется отношениями и переживаниями, которые возникают между партнерами по общению.
Духовный компонент – представлен совокупность интеллектуальных способностей и духовного состояния участников общения. Данный компонент включает в себя духовное понимание собеседника, проявление чувства такта, умение поддержать и при необходимости дать совет.
Основные функции педагогического общения
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:
Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Для реализации данной функции педагогами используются специальные операции в процессе педагогического общения:
Вербальный контакт – устанавливается посредством словесного общения с ребенком, в рамках которого, педагог выстраивает доверительные и уважительные взаимоотношения с детьми.
Визуальный контакт – устанавливается глазами. В процессе общения с ребенком педагогу необходимо смотреть на ребенка, показывая свою заинтересованность и эмоции от общения.
Тактильный контакт – устанавливается с использованием жестов, касаний, поглаживаний и т.п. Тем самым педагог показывает свое расположение к ребенку.